Научная статья на тему 'Ангемитоника: теория и практика'

Ангемитоника: теория и практика Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1451
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРИХОРДНАЯ АНГЕМИТОНИКА / БЕСПОЛУТОНОВЫЕ ЛАДООБРАЗОВАНИЯ / ПЕНТАТОНИКА / ГЕКСАТОНИКА / ТРАДИЦИОННАЯ МУЗЫКА / КОМПОЗИТОРСКОЕ ТВОРЧЕСТВО / РЕГИОН ПОВОЛЖЬЯ-ПРИУРАЛЬЯ / РУССКАЯ / ЗАРУБЕЖНАЯ МУЗЫКА / TRICHORD-TYPE ANHEMITONICS / NON-SEMITONE MODE-MODELING / PENTATONICS / HEXATONICS / HEPTATONICS / TRADITIONAL MUSIC / COMPOSED MUSIC / THE VOLGA REGION AND СISURALS / RUSSIAN / FOREIGN MUSIC

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бражник Л. В.

В статье представлена расширенная трактовка ангемитоники (бесполутоновости) трихордного типа. Её интонационной моделью являются трёхступенные ячейки трихорды разного строения и модификаций. Трихордная ангемитоника (бесполутоновость) это интонационная система с разным количеством ступеней от трёх до двенадцати. К репрезентативным ладообразованиям трихордной ангемитоники относятся лады пентатоники. В статье приведены примеры трихордной ангемитоники из традиционной музыки и композиторского творчества народов Поволжья и Приуралья, из русской и зарубежной музыки, а также произведений современных композиторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper presents enlarged representation of trichord-type anhemitonics (non-semitones). Intonational form of anhemitonis is based on three-tones groups trichords with different structure and models. Trichord-type anhemitonics (non-semitones) is intonational system with various numbers of tones from three to twelve. Pentatonic scales are representative mode-modeling of trichord-type anhemitonics. The article includes examples of trichord-type anhemitonics from traditional and composed music in the Volga region and Сisurals, music of Russian and foreign composers, as well as from music of contemporary composers.

Текст научной работы на тему «Ангемитоника: теория и практика»

особенно часто композиторы использовали пасхальный ексапостиларий «Плотию уснув», а в последова-нии Страстной седмицы наибольшее распространение получил текст «Разбойника благоразумнаго».

В 2000 г. Е.С.Кустовским был подготовлен сборник ексапостилариев и светильнов для небольшого смешанного хора. В сборник включены гармонизации воскресных и седмичных ексапостилариев болгарского распева1, а также многочисленные светильны двунадесятым праздникам разных распевов и авторов. Авторский монодический распев седмичных и воскресных ексапостилариев и светильнов Триоди и Минеи с применением микротоновой модальной техники принадлежит М.Г.Коллонтаю.

В композиторских вариантах светильнов и эксапостилариев очевидно огромное разнообразие стилей - от строго выдерживания стиля эпохи до яркого выявления индивидуальных стилевых предпочтений.

Абсолютно преобладают традиционные исполнительские составы - смешанный или мужской хор, мужское трио, соло с исоном, соло (канонарх) с хором.

В целом выдерживается каноничность изложения - сохранен текст и его троекратное исполнение в необходимых случаях, преобладает классическая тональность, традиционная гомофонная фактура и характерные мелодические ходы.

Очень рельефно подан текст - выпукло и выразительно озвучена каждая строка, отдельные слова расцвечены декламационными возгласами и риторическими фигурами.

Такое множество авторских интерпретаций объясняется особенностями текста светильнов -они достаточно невелики по масштабу (чаще всего три или четыре строки), но при этом имеют удивительно поэтический характер, наполнены символами, метафорами и аллегориями.

Таким образом, по ряду признаков (стабилизированное содержание; стабилизированное предназначение и бытование; определенное местоположение в ритуале; наличие группы родственных песнопений данные песнопения можно отнести к самостоятельному жанру.

Литература

1.Вагнер Г.К. Проблема жанров в древнерусском искусстве. М.: Искусство, 1974. 334 с.

2.Владышевская Т.Ф. Музыка Древней Руси // Г.К.Вагнер, Т.Ф.Владышевская. Искусство Древней Руси. М.: Искусство, 1993. С.172-246.

3.Ексапостиларии и светильны для небольшого смешанного хора. Ред.: Е.С.Кустовский. М.: Изд-во Московской Патриархии, 2000. 88 с.

4.Пожидаева Г.А. Певческие традиции Древней Руси. Очерки теории и стиля. М.: Знак, 2007. 928 с.

5.Шиндин Б.А. Жанровая типология древнерусского певческого искусства. Новосибирск, изд-во Новосибирской государственной консерватории, 2004. 398 с.

УДК 781

Л.В.Бражник АНГЕМИТОНИКА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

В статье представлена расширенная трактовка ангемитоники (бесполутоновости) трихордного типа. Её интонационной моделью являются трёхступенные ячейки - трихорды разного строения и модификаций.

Трихордная ангемитоника (бесполутоновость) - это интонационная система с разным количеством ступеней - от трёх до двенадцати. К репрезентативным ладообразованиям трихордной ангемитоники относятся лады пентатоники. В статье приведены примеры трихордной ангемитоники из традиционной музыки и композиторского творчества народов Поволжья и Приуралья, из русской и зарубежной музыки, а также произведений современных композиторов.

Ключевые слова: трихордная ангемитоника, бесполутоновые ладообразования, пентатоника, гексатони-ка, традиционная музыка, композиторское творчество, регион Поволжья-Приуралья, русская, зарубежная музыка.

Larisa Brazhnik ANHEMITONICS: THEORY AND PRACTICE

The paper presents enlarged representation of trichord-type anhemitonics (non-semitones). Intonational form of anhemitonis is based on three-tones groups - trichords with different structure and models.

Trichord-type anhemitonics (non-semitones) is intonational system with various numbers of tones - from three to twelve. Pentatonic scales are representative mode-modeling of trichord-type anhemitonics. The article includes examples of trichord-type anhemitonics from traditional and composed music in the Volga region and Cisurals, music of Russian and foreign composers, as well as from music of contemporary composers.

Key words: trichord-type anhemitonics, non-semitone mode-modeling, pentatonics, hexatonics, heptatonics, traditional music, composed music, the Volga region and Cisurals, Russian, foreign music.

Теория бесполутоновых ладов относится к числу наиболее старых музыкально-теоретических

1 Эксапостиларий и светильны для небольшого смешанного хора. М., 2000. С. 4-36

учений человечества. Термины ангемитоника (бесполутоновость) и пентатоника (пятиступенность)1 стали использоваться в музыкальной науке, прежде всего немецкой, в XIX веке, хотя обоснованием звуковысотных систем, в том числе пентатоники, с помощью математических и физических расчетов занимались еще ученые древнего Востока - китайцы, персы, арабы, а также древние греки.

Ангемитоника - это общее обозначение бесполутоновых ладов разного ступенного состава, группирующихся в соответствии с двумя структурными разновидностями. Интонационной моделью так называемой трихордной (трихордно-мотивной) ангемитоники служат трихорды - трехступенные ячейки, состоящие из дихордов - больших секунд и малых терций: б2-б2, б2-мз, мз-б22. Ладовые звукоряды целотонной ангемитоники - это последования трех-пяти тонов. Главным признаком трихордной и целотонной ангемитоники является бесполутоновый тип интонирования.

Наряду с трихордами в ангемитонным структурам малого объёма относятся тетрахорды разного строения: б2-б2-м3, б2-м3- б2, м3-б2-б2, м3-б2-м3. В указанных трихордах и тетрахордах схематически отражен поступенный интонационный процесс, свойственный всем ладам трихордной ангемитоники. За счет обращений, зеркальных отражений, перестановок и повторов ступеней, скачков и других модификаций, а также разной ритмической организации трихорды и тетрахорды получают многовариантное воплощение, что обеспечивает им существование в качестве основы интонационного языка разных музыкальных традиций и стилей.

Из сопряжения малых структур образуются лады ангемитонной пентатоники: б2-б2-мз-б2 (типа с-d-e-g-a), б2-мз- б2-б2 (с^-/-д-а), мз-б2-б2-мз (се-/-д-Ь), б2-мз-б2-мз (с^-/-д-Ь), мз-б2-мз-б2 (се-/а-Ь).

Несмотря на общее понимание сущности ангемитоники и ее самой важной составляющей - ан-гемитонной пентатоники, в трудах исследователей даются весьма разнящиеся характеристики как ангемитоники, так и пентатоники. Это во-многом связано с музыкальным материалом, на основе которого делаются те или иные обобщения3. В предлагаемой статье рассматриваются преимущественно образцы трихордной ангемитоники. При этом следует подчеркнуть, что само явление трихордной ангемитоники трактуется расширительно: это интонационная система с разным количеством ступеней - от трех до двенадцати. Такое понимание трихордной ангемитоники сложилось в результате изучения разных национальных музыкальных практик - как фольклорных, так и композиторских.

Трихордная ангемитоника, прежде всего пентатоника, является ладовой основой мелодики многих народов, живущих на разных континентах. В отечественном музыкознании существуют понятия «пентатонные зоны», «пентатонные музыкальные культуры». В нашей стране это культуры Среднего Поволжья-Приуралья - татарская, чувашская, башкирская, марийская, в определенной степени мордовская и удмуртская. Названные определения относятся как к традиционной музыке, так и к творчеству композиторов. Крупнейшими пентатонными регионами мира являются страны Центральной и Юго-Восточной Азии. Трихордно-ангемитонная мелодика встречается и в русских народных песнях европейской части России. Весьма широко лады трихордной ангемитоники используются в музыке русских композиторов Х1Х-ХХ веков - АБородина, М.Мусоргского, Н.Римского-Корсакова, И.Стравинского, Н.Мясковско-го, С.Прокофьева, Г.Свиридова, С.Слонимского и др. К колориту трихордной ангемитоники в конце XIX и в XX веке часто обращались К.Дебюсси, М.Равель, Б.Барток, З.Кодай.

Ангемитонные трихорды и тетрахорды могут выступать в роли самостоятельных ладообразо-ваний. Начальная мелодия «Колыбельной слона» из цикла К. Дебюсси «Детский уголок» основана на ангемитонной тетратонике.

Пример 1.

Assez modéré

1 Имеется ввиду ангемитонная пентатоника; гемитонная пентатоника в статье не рассматривается.

2 Ф. Рубцов причисляет к трихордам структуры не только в объёме кварты, но и квинты - 62-Ч4, 4-62 [4, с. 21-28]. Такого строения трихорды есть не только в русской, но и в других музыкальных культурах.

3 В монографии автора данных строк дан реферативный обзор исследований отечественных учёных по вопросам ангемитоники и пентатоники [1, с. 8-23].

Ладовая схема I.

Пример из совсем другой музыкальной культуры - русская народная песня, записанная в Смоленской области, - «Ах ты, солнце, солнце красное». Ладовая основа - ангемитонная тетратоника. Пример 2.

И и 'П

И—* — —"—» # * 9 —* —0 —т—*

Ах, ты, солн-цс, солн-це крас- но - е, ач, ты, сопн-ис, солн-цс крас-но - с

И * ^— \ — к И V- \—

ЗШ а - -в ■ *—*—• —а ' т • т • • я я • —а * * —л—#

че - го ра - но за лес ка-тишь-ся, че-го ра-но за лес ка - тишь -ся. Ладовая схема II.

> п т

Г °

Для национальных культур Волжско-Уральского региона весьма типичен пентатонный лад 62-мз- 62-62. В примере 3 приведена татарская народная песня «Авыл кее» («Деревенский напев»). Пример 3.

«1—63

си - иа теш -кэн Ладовая схема III.

мэ - хэб - бэ - тем сун - ми дэ су - рел-ми дэ.

В примере 4 - чувашская народная песня «Ай, усрёмёр, таван» («Ай, выросли мы, родной»). Пример 4.

^1=168

*щ т и— н - • 0- - - И и ч- м ---

'— 1 ш АН -0 / 0 т —0-

Ай, ус - рё - мёр, та - ван, ай, ус- рё - мёр, шыв кук-рин-че ус-нё

т ч ч N —чН

-Ш-- ^ Ф А— - Ч-« — 9 -0- —• ^- ] ——1

ха - маш пек, шыв кук-рин-чс ус-не ха -маш пек.

Ладовая схема IV.

о

В композиторской музыке этого же региона, прежде всего, в условиях общей тонально-гармонической организации, мелодика чаще всего основана на ладах с определённо выраженным мажорным либо минорным наклонением - б2-б2-м3-б2, м3-б2-б2-м3. Такова мелодия романса Р. Яхина «Оныта алмыйм» («Забыть не в силах»)1.

1 У ключа в этом примере проставлены знаки ре мажора - с учётом гармонического компонента романса. Общая звуко-высотная организация - модально-тональная.

Пример 5.

Andante sostenuto

i

I а Я Г

| г р[£г1

р Я не сво - жу сте-бя пе-чаль-ных глаз, ког-да про - хо-дшпь ты сто-ро-

Mtt-T*-, . . » - —* ñ * К- у- \ 3

V 1 и V rJ 7 9 1 « ■»У

нои.

нет, ни-ког - да те-бя мне не за - быть,

з

твои неж-ньги го - лос всю-ду со

1 Л'- V h—4 V 3 1

—Ч —* И гз 7 « 1 л — 1 0

мной, нет, ни-ког - да те-бя мне не за - быть, твой неж-ный го-лос всю-ду со - мной. Ладовая схема V.

т

• Т **

К разновидностям ангемитонной пентатоники относятся и лады с наличием трихордных и целотонных ячеек: М3-62-62-62, 62-62-62-М3. Пентатоника с тетрахордом в объеме тритона встречается в традиционных музыкальных культурах, в частности, в марийском фольклоре, например, в песне «Мурен колтем - колыштса» («Песню пою - слышите»).

Пример 6.

* = 72

|> 2 J í j Ц IО J J Щ Щ J J ipf

Му - рен кол - тем ко - лышт - са,

isa - ен кол - тем

= S- \=

* ф 9 -ш 0 «—* в л ч и

он - чы - за!

У - шыш - кы - да_ воч - мо то - дым

Ф

Щ 1 № J ^^

ка - да - сен ка - ла - сен_ и - лы - за!

Ладовая схема VI.

Отдельные образцы таких ладов можно обнаружить и в композиторском творчестве, например, в «Байке про Лису, Петуха, Кота да Барана. Веселое представление с пением и музыкой И. Стравинского» (31|, ладовая основа мелодии на слова «Откуль взялася лисица» - 62-62-62-мз). Пример 7.

ь,___^_ь

т

'т ip Щ 'т т ^ I "р ip Ш

f

f От - куль взя - ла - ся ли - си - ца, от - куль взя - ла - ся крас - на - я.

* 1-к-\тш- h— -1«- —m- 9 Р~\тш-k---1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

/ /—br—ñ—Ti— ¿—\>m— IT—T, 4- 11 -\

-f-Y-Г--V-Y-r- С- —Y—y—J

Хвост под - жа - ла

Ладовая схема VII.

__

кы - чет - к>' че - лом от - да - ла.

ш

Увеличение ступенного состава ладов ангемитоники приводило в двум результатам: а) возникали диатонические лады с трансформацией интонационно-ступеневых соотношений, что выражалось в появлении полутонов и вводнотоновости; б) с сохранением трихордной интонационности развивались лады с большим, чем пять, количеством ступеней - ангемитонная гексатоника (шестиступен-ность) и ангемитонная гептатоника (семиступенность)1. Лады с наличием большего, чем пять, количества ступеней, объединяются понятием многоступенная ангемитоника. Еще раз следует уточнить: количество ступеней в ангемитонных гексатонике и гептатонике не меняет характера интонирования.

Все разновидности шести- и семиступенной ангемитоники характеризуются наличием так называемого полутона на расстоянии. Схемы ладов многоступенной ангемитоники практически невозможно выстроить в виде линейных звукорядов, поскольку неизбежные в этом случае полутоны создают ложное представление о характере ступенных соотношений, тем самым искажая сущность ладовой организации. Звуковой состав ангемитонных ладов в этих случаях должен быть представлен в «ломаном» виде, выявляющем трихордный тип интонирования (в схеме VIII даны лишь по два образца звукового состава ангемитонных гексатоники и гептатоники).

Схема VIII.

11 ¡1 ГСМ КГОННДЯ I СКШ 10МИ НА

|К]Ц1. МШИ .ШШНЕЕЗ

а н I см и 1(>н н и н 1 ски ш ин 11 кп

№Г11Ч№|» 1НЯ Ю|[||к:|

-^ - » ^

,/ > * ' * —• **— —

аигецнхонная гежгатонивд

диатоника

- #

.ШГСМИТСПИЛЯ ГСПТЯТОН

I

Ф5

лнлтоннка

Образцы многоступенной ангемитоники есть как в композиторском, так и в народном творчестве. Ладовая основа мелодии песни «Я последний поэт деревни» из цикла Г. В. Свиридова «Поэма памяти Сергея Есенина» - ангемитонная гексатоника. Пример 8.

до - ша-тыи

За про-шаль-ной сто-ю о - бед-ней

$

и

т

дя - щих лист - вой бе

Ладовая схема IX.

Ш

Подобная ладовая организация - в мелодии II части цикла С. Губайдулиной «По мотивам татарского фольклора».

Русские народные песни с шестиступенной ангемитоникой имеются в классических сборниках XX века - «100 русских народных песен для голоса и фортепиано» Н.А.Римского-Корсакова, «Русские народные песни» М. А. Балакирева и других собраниях русского фольклора. Например, в свадебной песне «Щучка-рыбка, не мечися», певшейся в Новгородской губернии.

1 В творчестве композиторов увеличение количества ступеней в ангемитонике зачастую происходило под воздействием гармонии в общей модально-тональной организации.

Пример 9.

Allegro

M 7 . - - Л 's "1---1— . . . л -К—1ч---—

=1= « и 1 - f-i' * «

Щуч-ка рыб - кз, не ме чи - ен, жн - вл вру - кн не да-вдй- ся,

ш - m á m — ... A - |= V"

—-—é ш —* —ш -- f=l H= ш -J -J —* — -0

А - лек-санд - ра, до-га-лай - сн, И - ва - нов - на, до-га-дай - ся.

Ладовая схема X. л

II« В» • ' "*

Яркий пример ангемитонной гептатоники - ария Джалиля «Не верь» из оперы Н. Г. Жиганова «Джалиль».

Пример 10.

Molto espressivo

M*

m

' 4 .

г

Ког - да к rç - бе до - ка - тит-ся мол - ва

Vt-=----=Щ--

^т Щщ

g

ЯТ.Я.

3 г

ска - жут: "Му - са ус - тал и у - пал", до - ро-га - и, не верь.

I р р Р-Р-р-Ё-Р- FIР Р J. *

з - той вес - ти не верь! Слов та^ких не ска-жст друг,коль вс-рнт он вме-ни!

Ладовая схема XI.

Интонационный процесс на основе трихордных оборотов приводит и к другим многоступенным ладовым образованиям, вплоть до двенадцатиступенных. В главной теме Концерта для фагота А.Б.Луппова явно обозначены пентатонные фразы-«островки», при том, что наличествуют и высотно варьируемые ступени, то есть хроматизмы на расстоянии. Пример 11.

АПедго

Использование таких «сплавов» в интонационном процессе характерно для многих композиторов республик Поволжья-Приуралья, в частности, для марийских композиторов Э.Сапаева, И.Молотова.

Обращаясь к новым техникам XX века, композиторы выстраивают и двенадцатиступенные ряды, сохраняя при этом бесполутоновый тип интонирования. В статье АБ.Луппова «Пентатоника и современная технкиа композиции» [3] разъясняются приёмы образования серий из трихордных оборотов. Такая техника использована им в теме лесного царя Керемета в балете «Лесная легенда». Подобного рода метод лежит в основе второй темы III части Камерного концерта для флейты, гобоя, виолончели и клавесина Ш.Шарифуллина. (Трихордная мотивика более очевидна при обращении широких интервалов).

Пример 12.

pVIoderato]

** j * ¿ " ч. Щ Р

f ntarcaiv

Весьма интересны примеры бесполутонового интонирования в музыке известного современного отечественного композитора С.Слонимского. В его вокальном цикле «Песни трубадуров» ангеми-тонная двенадцатиступенная мелодика в частях № 8 - «Обратная песня» и № 10 - «Секстина» представляет собой серии с соответствующими модификациями.

По существу, трихордная ангемитоника как интонационная система, это широкоохватное явление универсального порядка. В своё время З.Кодай, изучая феномен пентатоники, заметил: «Каждая пентатоника - особый мир» [2, с. 32]. Это относится и к ангемитонике, о чём свидетельствуют приведённые примеры из традиционной и профессиональной музыки разных национальных культур.

Литература

1. Бражник Л. В. Ангемитоника в модальных и тональных системах: на примере музыки тюркских и финно-угорских народов Поволжья и Приуралья. Казань, 2002. 282 с.

2. Кодай З. Избранные статьи. М., 1982. 288 с.

3. Луппов А Б. Пентатоника и современная техника композиции / / Пентатоника в контексте мировой музыкальной культуры: Материалы межреспубликанской научной конференции. Казань, 1995. С. 147-155.

4. Рубцов Ф. Основы ладового строения русских народных песен. Л., 1964. 95 с.

УДК 378+78

С.ГДодонова

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО

В статье рассмотрены проблемы эстетического воспитания подрастающего поколения. Дана характеристика современного музыкального искусства, развивающихся направлений, как в России, так и за рубежом. Обозначены концептуальные видения современных авторов и возможности восприятий их произведений, а также перспективность современного искусства в области воспитания эстетической культуры у молодежи.

Ключевые слова: эстетическая культура, эстетическое воспитание и образование, музыкальное искусство, классическая музыка, авангард, музыкальный язык, музыкальный код.

Svetlana Dodonova AESTHETIC EDUCATION AND CONTEMPORARY ART

In the era of innovative changes and large scale globalization, the inherent dynamism. In this regard, the focus is not on development of some qualities of the individual, and in the process of movement, organization and dynamics. The modern pace of life requires constant initiative, resourcefulness, as in music and in education. The goal is the formation of aesthetic consciousness as a complex system, which includes the development of aesthetic thinking, imagination, memory, feelings, emotions, tastes, needs and development of aesthetic activities. Goal achievement always depends on the availability of funds. Art is a good tool in the education of aesthetic culture. In the process of perception (through contemplation, acoustic analysis, voice intonation) of objects of art formed the taste, there are emotions, feelings, aktiviziruyutsya thought process that encourages creative activity. Costs stage a fast time is the disappearance of living contemplation, attitude. Electronic music replaces the live sound, hence art becomes publicly available loses its value. New music is often impossible to understand, does not cause an emotional response. But, nevertheless, she is a carrier of information transforming the world.

New music the word is a manifestation of the new musical thought, new forms of consciousness and emotions, the new aesthetic culture of the person. In the works of European composers in the framework of intercultural dialogue used by the Eastern and African instruments, which give new colors, expanding the traditional sound range adds new symbols and signs. Educational work in the form of contests, festivals, concerts of modern music relevant. Annual international festivals of modern music. S. Gubaidulina "Concordia" in Kazan, contemporary music "Russia-Italy" in Perm. Festival events in the West represent a wide range of papers in this field. The works of German composers Clemens Goldberg, Stefan Bartling, Italians Elisabetta Benassi, Lucia, Ronchetti, Netherlander Daniel Pleger, Argentine Anna Maria Rodriguez and other authors competing in an inter-dimensional planes of sound phenomena.

Thus, the system of aesthetic education in the modern world must focus through art It is art that represents the epicenter of the problem. And it is very important that a specialist gives aesthetic education-the education of the student. No matter what type of art will choose the student - music, painting, choreography, poetry, film, etc., it is important that he not only learned them, but I also experienced happiness.

Key words: aesthetic culture, aesthetic education, music art, classical music, avant-garde musical language, a musical code.

В эпоху инновационных изменений и масштабной глобализации, присущ динамизм. В связи с этим, основное внимание направлено не на развитие каких-либо качеств индивида, а на сам процесс движения, его организацию и динамику. Современный темп жизни требует постоянной инициативы, находчивости, как в музыке, так и в образовании. В сфере образования и воспитания практически независимо друг от друга проходят важные процессы: поиск эффективной системы общего образования (в результате которого неоднократно меняется руководство в Министерстве образования и науки России) и системы всеобщего эстетического воспитания. Логично, когда указанные процессы осуществляются в едином механизме, но это не происходит. «Школа» относится к ведомству образования и науки, а «воспитание эстетической культуры или эстетическое воспитание» - к органам культуры. Так и вузы культуры и искусств, с одной стороны - ведут образовательную деятельность, а учредителем является Министерство культуры. Цели и средства эстетического воспитания также определяются по-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.