ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕР. 9. ФИЛОЛОГИЯ. 2014. № 5
К.А. Поташова
«АНГЕЛ РАФАЭЛЯ» В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ ЛЕРМОНТОВА (к вопросу о возможном источнике рисунка «Младенец, тянущийся к Матери»)
Исследуются прямые и косвенные параллели творчества Лермонтова и изобразительного наследия Рафаэля Санти, указываются возможные источники знакомства поэта с его картинами. Особое внимание уделено карандашному рисунку матери поэта М.М. Лермонтовой, изображающему ангела с картины Рафаэля «Сикстинская Мадонна». Утверждается, что именно знакомство поэта с этим рисунком во многом обусловил интерес поэта к наследию Рафаэля и присутствие образов «рафаэлевских ангелов» в его художественной системе. Выдвигается гипотеза о возможном источнике рисунка Лермонтова «Младенец, тянущийся к Матери» (1829), подаренном поэтом своему отцу: вопреки распространенному мнению, что рисунок выполнен с гравюры, высказывается предположение, что он является точной копией фрагмента списка картины Рафаэля «Святое семейство Франциска I», выполненного вел. кн. Анной Павловной в 1816 г.
Ключевые слова: М.Ю. Лермонтов, Рафаэль Санти, вел. кн. Анна Павловна, «Святое семейство Франциска I», копия, образ ангела, ребенок.
The article deals with both direct and indirect connections between M.Yu. Ler-montov's poetry and Raphael Santi's artistic heritage. It also investigates the various ways in which the poet could get familiar with the paintings. Special attention is paid to the drawing done by the poet's mother M.M. Lermontova which represents an angel from Raphael's oil painting "Sistine Madonna". It is stated that the familiarity with the painting determined to a great extent the poet's interest in Raphael's heritage and the presence of images of "Raphaelesque angels" in his works. A hypothesis is made about the possible source of Lermontov's drawing "The Baby Reaching for His Mother" (1829), presented by the poet to his father. Contrary to a popular belief that the painting was copied from an engraving, it is suggested that this is an exact copy of a fragment of the reproduction of Raphael's painting "The Sacred Family of Francis I" done by the Grand Duchess Anna Pavlovna in 1816.
Key words: M.Yu. Lermontov, Raphael Santi, Grand Duchess Anna Pavlovna, "The Sacred Family of Francis I", copy, mother, image of an angel, child.
На рубеже XVIII-XIX вв. в литературе и изобразительном искусстве сложилось особое восприятие детского мира, отношение к детству как к этапу духовной жизни человека. В поэзии и живописи частыми стали сравнения ребенка с ангелом или Младенцем Христом, матери - с Богородицей:
«Слияние красоты и благодати - вот идеал художника! Великие живописцы поступали так: чтобы выразить идеал, носимый в душе, благодать Божественную чертами видимыми, они собирали по земле всё то, что есть чисто прекрасного, и чертами высшей земной красоты живописали благость Бога, Богоматери, ангелов, и в этих образах земная красота теряла свою земную чувственность и восходила в образ духовный»1.
Размышления Лермонтова о сущности человека как подобии
Творца и представление о «неизменности души» - условии «жизни
2
человека в мире вечном как продолжение жизни в этом мире» , нашли свое отражение и в образе ребенка.
Взгляд на ребенка как на источник восприятия истинного, первозданного мира, на детство как период мудрости вообще свойственно романтикам, не случайно ценившим, например, творчество Рафаэля, на полотнах которого запечатлены и Младенец-Спаситель, и ангелы, и резвящиеся, играющие на музыкальных инструментах дети. В.Г. Вакенродер в «Фантазиях об искусстве» (знакомом Лермонтову), размышляя о детских фигурах на картинах Рафаэля, писал:
«На детей мы словно бы поднимаем глаза, дабы спросить совета, как нам вести земную жизнь. Они истинно серьезны и возвышенны, ибо не знают еще того, что мы, взрослые, называем серьезностью и возвышенностью, ибо они еще близки к источнику сияния, который
3
с годами удаляется и темнеет» .
Созвучные размышления оставил и Жуковский, писавший Александре Федоровне в связи с впечатлениями от виденной им в Дрезденской галерее Сикстинской Мадонны:
«Будь младенцем, будь ангелом на земле, чтобы иметь доступ к тайне небесной»4.
Находя у Рафаэля вневременное воплощение прекрасного, романтики не раз обращались к образу рафаэлевского ангела. В публичных лекциях по «Истории живописи итальянской, сосредоточенной на Рафаэле и его произведениях», Шевырёв говорит:
«... луч от Мадонны просиял необыкновенною красотою на лице великомученицы Варвары, которая улыбается, беседуя с двумя ангелами о Чистейшей и выражая тем мысль, что только в невинности этих небесных младенцев можно созерцать такое небесное видение»5.
1 Шевырёв С.П. Публичные лекции по истории живописи итальянской, сосредоточенной в Рафаэле и его произведениях. М., 1852. С. 8.
2 Киселева И.А., Гузина С.В. Духовно-нравственный идеал русской поэзии 1820-30 годов // Вестн. Моск. гос. област. ун-та. Серия: Русская филология. М., 2010. № 3. С. 133.
3 Вакенродер В.-Г. Фантазии об искусстве. М., 1977. С. 146.
4 Жуковский В.А. Эстетика и критика. М., 1985. С. 308.
5 Шевырёв С.П. Публичные лекции по истории живописи итальянской, сосредоточенной в Рафаэле и его произведениях. М., 1852. С. 123.
У Лермонтова также особое лирическое чувство вызывает образ младенца, напоминающий ангела, ангела с полотна Рафаэля: «Как милы мне твои улыбки молодые, / И быстрые глаза, и кудри золотые, / И звонкий голосок!» [Лермонтов, II: 161]. Развивая пушкинскую традицию сравнения женщины с ангелом или Мадонной Рафаэля (ср.: «.. .ангел Рафаэля / Так созерцает Божество»), Лермонтов привносит в женский портрет мысль об ангельском начале не только во внешнем облике, но и в характере героини: «Ты не способна лицемерить, / Ты слишком ангел для того» [Лермонтов, IV: 241].
Переводя Байрона ("Had we never loved so kindly") Лермонтов делает характерную ошибку, понимая "kindly" («нежно») как «по-детски»: «Если б мы не дети были, / Если б слепо не любили». Ассоциация мира взаимоотношений матери (идеальной женщины) и ребенка с миром ангелов, уподобление женщины ангелу навеяны, в частности, воспоминаниями о М.М. Лермонтовой.
Летом 1825 г. к Лермонтову попадает альбом М.А. Шан-Гирей, в котором есть и рука его матери: ею написано несколько стихотворений на французском языке, а также вклеен ее рисунок - перерисовка рафаэлевского ангела с картины «Сикстинская Мадонна» (с. 26). Начиная с 1825 г. Лермонтов и сам рисует в этом альбоме (портреты и животных).
Альбом М.М. Лермонтовой 1825-1830. Лист 26. РНБ. Ф. 429 (Лермонтов). № 41
Карандашный рисунок М.М. Лермонтовой: рафаэлевский ангел, сложивший скрещенные на парапете руки - словно является для поэта небесным вестником материнской любви и заботы. В отличие от картины Рафаэля изображенный ангел устремил задумчивые глаза не в высоту, а в сторону, выражение его глаз задумчиво, в них нет ребяческого задора, присущего ангелу Рафаэля. На рисунке М.М. Лермонтовой умело переданы светотеневые особенности, соблюдены законы перспективы. Под рисунком имеется подпись на немецком языке: «Другу», рисунок датирован (1815 г., время младенчества М.Ю. Лермонтова), есть подпись «М. Л.». Будучи знакомым с рисунком, и сам Лермонтов в своем творчестве по отношению к ребенку употребляет слово «ангел»:
Провожать тебя я выйду -
Ты махнешь рукой...
Сколько горьких слез украдкой
Я в ту ночь пролью!..
Спи, мой ангел, тихо, сладко,
Баюшки-баю.
«Казачья колыбельная песня» [Лермонтов, II: 140]
Вероятно, рисунок был выполнен М.М. Лермонтовой с одного из многочисленных офортов с «Сикстинской Мадонны» или тиражированной картины - изображения двух рафаэлевских ангелов, находящейся в собственности императрицы Александры Федоровны (известно, что фрагмент картины «Сикстинская Мадонна», привезённый Жуковским из Дрездена, украшал крышку переплёта альбома императрицы с записями стихов и сентенций религиозно-нравственного содержания, этот же фрагмент находился над письменным столом в кабинете императрицы).
Примечательно, что Дж. Санти, отец прославленного Рафаэля, оставивший два изображения своего сына, представил на одной из своих работ «Рафаэля в виде крылатого ангела, сложившего руки крестообразно в знак служения Богоматери»6 (рисунок хранится в Берлинской Королевской галерее).
Связанная с памятью о матери живопись Рафаэля стала предметом наблюдений Лермонтова. Упоминания о Мадонне у Лермонтова связывают красоту с добром, бескорыстной заботой, помощью, защитой - качествами, с которыми обычно ассоциируется забота матери о ребёнке: «Прими мой дар, моя Мадонна! / С тех пор как мне явилась ты, / Моя любовь мне оборона / От порицаний клеветы» [Лермонтов, IV: 241].
Первая картина Рафаэля «Мадонна с Младенцем» (1598, Урби-но), изображение Мадонны с Младенцем на руках, читающей книгу, лежащую на аналое, является воплощением зримой памяти о матери,
6 Шевырёв С.П. Публичные лекции... С. 9.
которую Рафаэль потерял в семилетнем возрасте. В сознании и Рафаэля, и Лермонтова ярко запечатлелась музыка песни, которую пела им мать. Поэт вспоминал: «Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал: ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она бы произвела прежнее действие. Ее певала мне покойная мать» [Лермонтов, VI: 386]. На всю жизнь Рафаэль сохранил в памяти песню на слова Дж. Санти, положенную на музыку его матерью, Маджией Санти: «Дрожит листок на голой ветке, / Пока не сорван злобным ветром.. .»7. Неизвестно, был ли знаком Лермонтов с этой песнью, но мотивы, подобные тем, на которых она строится, есть и у русского поэта («Листок», 1841).
Своеобразным ответом на рисунок М.М. Лермонтовой стали выполненные поэтом с благоговением и подлинным лиризмом графические работы Лермонтова «Младенец, тянущийся к Матери» (1829; бумага, карандаш, ИРЛИ) и «Мадонна с Младенцем» (1830; бумага, сепия, карандаш; ИРЛИ).
Юношеские рисунки Лермонтова позволяют говорить не только о сложности выбранных сюжетов, но и о несомненном умении поэта убедительно выполнять копии. Из сохранившихся писем Лермонтова известно, что курс рисования под наставничеством А.С. Солоницкого, продолжавшийся в 1827-1829 гг., был построен на академической системе - с целью знакомства с классическими законами живописи, построением композиции, овладением различными рисовальными техниками поэт долгое время копировал с картин, рисовал с гипсовых слепков.
Оба рисунка были подарены Лермонтовым отцу и находились в его имении Кропотово, о чем указано в письмах К.М. Цехановской к А.А. Бильдерлингу: «В Кропотове <...> еще остались 3 картины, рисованные (2 карандашом и 1 краской) Михаилом Юрьевичем в детстве, а именно: в 1827-28 годах. Для мальчика таких лет, каких он был тогда, все эти картины исполнены очень хорошо. На них сохранились еще имя и фамилия рисовавшего, а также год и число»8 (третий рисунок остается неизвестным). В письме неверная датировка рисунка: «Младенец, тянущийся к Матери» был подписан самим Лермонтовым, на изображении справа карандашом им сделана надпись: "Dessiné par M. L. l'an 1829" («Рисовал М. Л. в 1829 году»). Неверная датировка воспроизведена в книге «Детские годы Лермонтова»9.
На рисунке Лермонтова «Младенец, тянущийся к Матери» перед нами поясной портрет младенца: его голова с вьющимися волосами несколько запрокинута, руками он обнимает мать, фигура матери
7 Махов А.Б. Рафаэль. М., 2011. С. 46.
8 ВейсА.Ю., Ковалевская Е.А. Описание рукописей и изобразительных материалов Пушкинского дома // Живописное наследие Лермонтова. М.; Л., 1953. С. 127.
9 Иванова Т.А. Юность Лермонтова. М., 1958.
представлена частично - отчетливо видна лишь ее левая рука, которой она придерживает ребёнка; изображение ребенка, тянущегося к матери, говорит об особом внимании к связям между ними. Известно, что в начале XIX в. «<...> появляется новый момент в изображении ребенка и в изображении взаимоотношений детей и родителей - это момент настоящих связей, глубоких связей, они так приближены физически друг к другу, так сплетены их руки, так касаются их лица»10. И хотя портреты, построенные на взаимодействии взрослых людей и ребенка, встречаются и у В.Л. Боровиковского, В.А. Тропинина, О.А. Кипренского, К.П. Брюллова, работа Лермонтова - это вовсе не только воспроизведение обычного сюжета; в стихах Лермонтова младенец тоже именно в материнских объятьях:
Увижу на руках ее дитя И стану я при ней его ласкать, И в каждой ласке мать узнает вновь, Что время не могло унесть любовь!.. «Подражание Байрону» [Лермонтов, I: 268]
Для рисунка «Младенец, тянущийся к Матери» Лермонтовым был выбран центральный фрагмент картины «Святое семейство Франциска I».
Рафаэль Санти «Святое семейство М.Ю. Лермонтов «Младенец, Франциска I» тянущийся к Матери»
10 Волкова П.Д. «Теперь о тех, чьи детские портреты...» // Волкова П.Д. Мост над бездной. Кн. 3. М., 2014. С. 206.
Перед нами точная копия центрального фрагмента этой картины. На источник рисунка Лермонтова указывает Е.А. Ковалевская в Лермонтовской энциклопедии, замечая, что это рисунок с гравюры. Однако здесь допустимо сделать уточнение. Эстампы того времени копировали «Святое семейство Франциска I» в зеркальном отражении, тогда как рисунок Лермонтова доподлинно отражает ракурс, выбранный Рафаэлем.
В то время в России находились три эстампа с картины, выполненные французским гравёром Эделинком Жераром (известно, что все они хранились в Императорской Академии художеств - поступили из личной коллекции профессора Н.Ф. Жилле11).
Э. Жерар «Святое семейство» (фрагмент гравюры)
Эстампы выполнены с изображением всех фигур в противоположную сторону. И если, например, сепия Лермонтова «Мадонна» была точно выполнена с гравюры, что подтверждается прорисовкой на обороте - на задней стороне рисунка контуры лиц Мадонны и младенца обведены карандашом, то рисунок «Младенец, тянущийся к Матери» мог быть выполнен и с копии полотна Рафаэля.
11 Канон красоты по Рафаэлю. Эпоха Рафаэля и русская художественная школа. Каталог выставки. СПб., 2008. С. 118.
В оригинале Лермонтов мог видеть находящиеся в Зимнем дворце картины Рафаэля «Святой Георгий и дракон» (1506), «Святое семейство» (1507), «Мадонна Альба» (1511). Картиной «Святое семейство» открывался известный в петербургском обществе каталог «Эрмитажная галерея, гравированная штрихами с картин, оную составляющих» (1805 г.), который часто использовался в качестве пособия для обучения рисованию. Можно предположить, что, получая достойное художественное образование от профессиональных мастеров, с живописью Рафаэля Лермонтов мог познакомиться, в том числе, и по этому изданию. Увлекались Рафаэлем и члены Императорского Дома. Император Николай I купил для Зимнего Дворца картину «Мадонна Альба» (1511), императрица Александра Федоровна разместила в одной из своих комнат копию с «Сикстинской Мадонны».
В 1816 г. копию с картины «Святое семейство Франциска I» выполнила Великая Княгиня Анна Павловна:
«Картина сия изображает Божию Матерь, младенца Иисуса, Св. Иосифа, Св. Елизавету, младенца Иоанна Крестителя и двух ангелов. Прекраснейший рисунок с сей картины, произведение Ее Императорского Высочества, Великой Княгини Анны Павловны, находящийся в Конференц-зале Академии Художеств, есть драгоценный дар, который Ее Высочеству угодно было пожаловать Академии»12.
О передаче картины в дар Академии художеств говорится и в «Сборнике материалов для истории Императорской Санкт-Петербургской Академии художеств за сто лет», где под «июнем 10 дня» содержится запись:
«Императорская Академия Художеств имела счастие в самый день отъезда Ее Императорского Высочества Великой Княгини Анны Павловны получить от Ее Высочества письмо следующего содержания: «Почтеннейшее Собрание! Желая изъявить мое уважение к вам и к художествам, составляющим предмет ваших занятий, я прошу вас в знак оного принять слабый плод моих трудов. Весьма приятно мне будет, если сей опыт упражнения к моему удовольствию содействовавшего, послужит вам воспоминанием тех чувствований, с каковыми пребываю вам доброжелательною. Анна». Присланная картина трудов Ее Высочества есть тщательно отделанный рисунок с Рафаэлевой картины, представляющий Святую фамилию в натуральную величину, нарисованной с искусством, могущим сделать честь самим художникам»13.
К сожалению, сама работа нами до сих пор не найдена14. Остается неизвестным и то, в какой технике была выполнена эта работа.
12 Рафаэль Санцио // Изящные искусства. 1823. № 2. С. 161.
13 Сборник материалов для истории Императорской Санкт-Петербургской Академии художеств за сто лет. Ч. II: 1811-1843. СПб., 1865. С. 77-78.
14 Вероятно, работа Анны Павловны находилась в фондах Академии художеств до 1920-1930-х годов.
Упоминание о ней как о рисунке и признанный графический талант Анны Павловны15 позволяют предположить, что это графика; возможно, именно ее и копировал Лермонтов. Встреченная с восторгом работа Великой Княгини Анны Павловны могла быть тиражирована, и экземпляр мог оказаться и у кого-то из знакомых Лермонтова.
Список литературы
Вакенродер В.-Г. Фантазии об искусстве. М., 1977.
Вейс А.Ю., Ковалевская Е.А. Описание рукописей и изобразительных материалов Пушкинского дома // Живописное наследие Лермонтова. М.; Л., 1953.
Биллем II и Анна Павловна. Королевская роскошь Нидерландского двора.
Каталог выставки. СПб., 2013. ВолковаП.Д. «Теперь о тех, чьи детские портреты...» // Волкова П.Д. Мост
над бездной. Кн. 3. М., 2014. Жуковский В.А. Эстетика и критика. М., 1985. Иванова Т.А. Юность Лермонтова. М., 1958.
Канон красоты по Рафаэлю. Эпоха Рафаэля и русская художественная школа.
Каталог выставки. СПб., 2008. Киселева И.А., Гузина С.В. Духовно-нравственный идеал русской поэзии 1820-30 годов // Бестн. Моск. гос. област. ун-та. Серия: Русская филология. М., 2010. № 3. С. 132-137. Лермонтов М.Ю. Сочинения: Б 6 т. М.; Л., 1954-1957. Махов А.Б. Рафаэль. М., 2011.
Рафаэль Санцио // Изящные искусства. 1823. № 2. С. 153-166. Сандомирская В.Б. Альбом с рисунками Лермонтова (Лермонтов и М.А. Шан-Гирей) // М.Ю. Лермонтов. Исследования и материалы. Л., 1979. С. 122-138.
Сборник материалов для истории Императорской Санкт-Петербургской
Академии художеств за сто лет. Ч. II: 1811-1843. СПб., 1865. Шевырёв С.П. Публичные лекции по истории живописи итальянской, сосредоточенной в Рафаэле и его произведениях. М., 1852.
Сведения об авторе: Поташова Ксения Алексеевна, аспирант кафедры русской классической литературы факультета русской филологии Моск. гос. област. ун-та. E-mail: kseniaslovo@yandex.ru
15 Из работ Анны Павловны видно, что уже в юном возрасте она достигла невероятного мастерства в калькировании - ею были выполнены перерисовки работ, находящихся, в том числе и в императорском собрании (подробнее см.: Биллем II и Анна Павловна. Королевская роскошь Нидерландского двора. Каталог выставки. СПб., 2013. С. 41-413).