2014 - №4
РЕЦЕНЗИИ,АННОТАЦИИ
355
Андропов — «Могикан»: «Учиться у народа»*
О. Г. Жукова (Московский гуманитарный университет)
Васильев Ю. А. Тайны «Могикана» (К 100-летию со дня рождения Ю. В. Андропова). М. : Из-во Моск. гуманит. ун-та, 2014. 200 с.
Монография доктора исторических наук, профессора Ю. А. Васильева являет собой своеобразный феномен. И дело не только в нетипичном для научного труда названии, ассоциативно отсылающем к остросюжетным романам Дж. Ф. Купера. 100-летний юбилей Ю. В. Андропова, бывшего председателя КГБ СССР и руководителя страны, более чем скромно отмеченный российскими СМИ в июне 2014 г., показал, что эта фигура государственного деятеля по-прежнему окутана множеством мифов. Книга посвящена наименее изученному периоду в политической биографии Юрия Владимировича Андропова — деятельности в годы Великой Отечественной войны в качестве первого секретаря ЦК ЛКСМ Карело-Финской ССР. Автор опровергает многочисленные домыслы и недостоверные факты, связанные с работой Ю. В. Андропова в сложных условиях прифронтовой республики, где ему приходилось заниматься организацией секретной подпольной деятельности в оккупированных районах и партизанского движения в Карелии. Карельские подпольщики и партизаны знали его позывной — «Могикан».
Как известно, научную монографию отличает от популярной литературы и публицистики широкое использование первоисточников — архивных фондов, мемуарной литературы, прессы исследуемого периода. Рассекреченные документы из архивных фондов РГАСПИ (материалы Отдела ЦК ВЛКСМ по работе с комсомольцами и молодежью на временно оккупированных территориях) дополняются рассказами ветеранов подполья и партизанского движения Карелии. Кстати, они отмечали, что по строжайшему указанию Ю. Андропова подпольщикам и партизанам следовало держать всю информацию в голове — никаких списков и документов!
* Подготовлено в рамках проекта «Демифологизация истории России», осуществляемого АНО «Центр образовательных технологий» при поддержке Общероссийской общественной организации «Общество "Знание" России».
The article was written within the framework of the project "The Demythologization of Russian History" conducted by Autonomous Non-Commercial Organization "Center for Educational Technologies" with support from All-Russian Non-governmental Organization "Society Znanie/Know-ledge of Russia".
Другой отличительной стороной монографии Ю. А. Васильева является глубокое методологическое основание работы. Исследовательская работа по теме осуществлялась в парадигме локальной истории (прифронтовая Карело-Финская ССР) и повседневной истории. Изучение проблемы проводится в научной традиции русской исторической школы — во взаимосвязанном контексте двух методологических подходов: номологического и идиографи-ческого (феноменологического). Позиции этой школы, созвучные современному передовому уровню интеллектуального знания, раскрыты профессором Ю. А. Васильевым в ряде его публикаций (см.: Васильев, 2006ab, 2009ab, 2010ab, 201^^ 2012abc). Нельзя не согласиться с автором, считающим, что современное мифотворчество в исторической науке привело к «увлечению поиском сенсаций и трагических картин, отягощенных политической и пропагандистской риторикой» (Васильев, 2014: 7). Он пишет: «Нередко авторы акцентируют внимание на отдельных фактах, которые будоражат сознание, вызывая эмоциональное восприятие, но не создают полной и объективной картины. Репрезентация исторических реалий Великой Отечественной войны в большей степени должна быть связана не только и не столько с описательной стороной отдельных событий — важнее выявить, какими причинами были вызваны происходившие процессы, исследовать их природу, тенденции и закономерности» (там же). Удачное решение именно этой принципиально важной исследовательской задачи представлено в труде Ю. А. Васильева, дающем подробную, достоверную, правдивую информацию к размышлению не только для историков-профессионалов, но и для широкого круга читателей, небезразличных к исторической судьбе Отечества, к роли в ней таких заметных фигур, как Ю. В. Андропов.
Изучение локальной истории, связанной с биографией Юрия Владимировича Андропова периода Великой Отечественной войны (идиографический аспект), позволило автору книги сделать обобщающие выводы номологического характера. Во-первых, заключение о цене Великой Победы. Патриотическое движение детей и подростков в помощь фронту, изложенное на материалах Карелии, имело типологический характер для всей страны. Природа и характер этого движения имели тождественные черты и тенденции. Какой ценой можно измерить вклад в Победу детей и подростков — советских школьников? По мнению Ю. А. Васильева, невозможно выразить участие детей войны в разгроме врага только в каких-то материальных показателях. Важнее другое. Самопожертвование, душевный порыв и стремление любой ценой защитить Отечество и свой народ, патриотизм и вера в идеалы советского общества стали характерными чертами поведения молодого поколения. Никакой статистикой это не показать, не выразить цифровыми исчислениями. В этом смысле Великая Победа воспринимается автором как Недооцененная Победа.
Во-вторых, вывод о сохранении человеческого потенциала для будущего (демографического, социального, трудового, интеллектуального и др.). Мобилизационная модель советского общества в период Великой Отечественной войны стала одним из решающих факторов победы советского народа. Однако именно в чрезвычайных условиях войны проявилась забота со стороны Советского государства о сохранении и сбережении молодого потенциала для будущего, воплощенного в молодом поколении. В книге показано, что в тяжелейших условиях войны делалось все возможное для обучения подрастающего поколения: работали школы и высшие учебные заведения, из года в год их количество увеличивалось, значительные государственные средства вкладывались в народное образование. С начала 1944 г. призыв студентов и преподавателей в армию прекратился: необходимо было сохранить интеллектуальный и научный потенциал для будущего развития страны.
Автор книги обосновал положение, что советский народ в лице молодого поколения в годы Великой Отечественной войны стал субъектом исторического процесса, чего не было в довоенный период советской истории. В этой связи патриотическое движение в помощь
2014 - №4
Рецензии, аннотации 357
фронту в работе определяется в качестве социального феномена, разновидности социального движения. Под этим понятием подразумевается движение большой социальной группы (молодежи), обусловленное общностью интересов и задач, общей целью, направленной на помощь фронту. Социальное движение молодежи зависело от социальных факторов, которые его породили, оно выразилось в стремлении молодежи вместе со всем народом разрешить насущные вопросы, связанные с защитой Отечества, своей Родины. Изложенные обстоятельства, по обоснованному заключению Ю. А. Васильева, исключают миф о якобы тоталитарном советском обществе в период военного лихолетья.
В-третьих, авторская оценка роли идеологии в годы Великой Отечественной войны. Идеи советского общества, заложенные в молодом поколении в советской школе и семье в довоенные годы, основывались на вере в счастливое будущее, в социалистическую идею (социальное равенство, справедливость). Идеи советского общества, по заключению Ю. А. Васильева, оказались созвучны идеалам и ожиданиям молодого поколения, выросшего в условиях нового общества. Подобные созвучия проявились в синтетическом феномене советского коммунизма как идеологии коммунистической модернизации. Установки о построении новой общественной организации, основанной на социальном равенстве, устройстве справедливого и гуманного общества, соответствовали пониманию правды и свободы в ментальнос-ти советской молодежи. Этот комплекс идей советского общества выдержал проверку на прочность в условиях тяжелейшей войны. Финские войска, пришедшие вроде как с освободительной миссией в отношении «родственного» населения Восточной Карелии ради создания «Великой Финляндии», получили мощное сопротивление со стороны населения Советской Карелии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Васильев, Ю. А. (2006a) «Кризис истории» — кризис понимания истории // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 35-40.
Васильев, Ю. А. (2006b) Модернизация под красным флагом. М. : Современные тетради. 343 с.
Васильев, Ю. А. (2009a) О методологических основаниях русской исторической школы: историософские аспекты. Ч. I // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 49-58.
Васильев, Ю. А. (2009b) О методологических основаниях русской исторической школы: историософские аспекты. Ч. II // Знание. Понимание. Умение. №2. С. 78-88.
Васильев, Ю. А. (2010a) Феномен «Ecole Russe»: теория истории Н. И. Кареева (начало) // Знание. Понимание. Умение. №2. С. 124-128.
Васильев, Ю. А. (2010b) Феномен «Ecole Russe»: теория истории Н. И. Кареева (окончание) // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 121-134.
Васильев, Ю. А. (2011a) Идентичность русского народа в исторической концепции В. О. Ключевского // Власть. № 7. С. 35-39.
Васильев, Ю. А. (2011b) Феномен «Ecole Russe»: критика Н. И. Кареева // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 121-127.
Васильев, Ю. А. (2012a) Взгляд на эпометаморфоз сквозь призму всемирно-исторической точки зрения // Век глобализации. № 1. С. 46-57.
Васильев, Ю. А. (2012b) Теория и методы в русской исторической школе: Теория исторического знания, теория исторического процесса, психологическое направление. М : Книжный дом «ЛИБРОКОМ» ; URSS. 272 с.
Васильев, Ю. А. (2012c) Феномен «Ecole Russe»: историология Н. И. Кареева // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 72-81.
Васильев, Ю. А. (2014) Тайны «Могикана» (К 100-летию со дня рождения Ю. В. Андропова). М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 200 с.
Дата поступления: 1.08.2014 г.
andropov the "mohican": "learn from the people" O. G. Zhukova (Moscow University for the Humanities)
Yu. A. Vasiliev. Tainy «Mogikana» (K 100-letiiu so dnia rozhdeniia Iu. V. Andropova) [Secrets of the "Mohican" (On the Occasion of the 100th Anniversary of Yuri Andropov)]. Moscow, Moscow University for the Humanities Publ. 200 р.
REFERENCES
Vasiliev, Yu. A. (2006a) «Krizis istorii» — krizis ponimaniia istorii ["The Crisis of History" — the Crisis of Understanding of History ]. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 1, pp. 35-40. (In Russ.).
Vasiliev, Yu. A. (2006b) Modernizatsiia pod krasnym flagom [Modernization under the Red Flag]. Moscow, Sovremennye tetradi Publ. 343 p. (In Russ.).
Vasiliev, Yu. A. (2009a) O metodologicheskikh osnovaniiakh russkoi istoricheskoi shkoly: isto-riosofskie aspekty. Chast' I [On Methodological Bases of the Russian Historical School: Historiosophical Aspects. Part I ]. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 1, pp. 49-58. (In Russ.).
Vasiliev, Yu. A. (2009b) O metodologicheskikh osnovaniiakh russkoi istoricheskoi shkoly: isto-riosofskie aspekty. Chast' II [On Methodological Bases of the Russian Historical School: Historiosophical Aspects. Part II ]. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 2, pp.78-88. (In Russ.).
Vasiliev, Yu. A. (2010a) Fenomen «Ecole Russe»: teoriia istorii N. I. Kareeva (nachalo) [The "Ecole Russe" Phenomenon: N. I. Kareev's Theory of History (the beginning)]. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 2, pp. 124-128. (In Russ.).
Vasiliev, Yu. A. (2010b) Fenomen «Ecole Russe»: teoriia istorii N. I. Kareeva (okonchanie) [The "Ecole Russe" Phenomenon: N. I. Kareev's Theory of History (the ending)]. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 3, pp. 121-134. (In Russ.).
Vasiliev, Yu. A. (2011a) Identichnost' russkogo naroda v istoricheskoi kontseptsii V. O. Kliuchevskogo [The Identity of the Russian People in the historical Conception of V. O. Klyuchevsky]. Vlast', no. 7, pp. 35-39. (In Russ.).
Vasiliev, Yu. A. (2011b) Fenomen «Ecole Russe»: kritika N. I. Kareeva [The «Ecole Russe» Phenomenon: Criticism of N. I. Kareev]. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 3, pp. 121-127. (In Russ.).
Vasiliev, Yu. A. (2012a) Vzgliad na epometamorfoz skvoz' prizmu vsemirno-istoricheskoi tochki zreniia [A Look at the Epometamorphosis through the Prism of World and Historical Perspective]. Vek globalizatsii, no. 1, pp. 46-57. (In Russ.).
Vasiliev, Yu. A. (2012b) Teoriia i metody v russkoi istoricheskoi shkole: Teoriia istoricheskogo znaniia, teoriia istoricheskogo protsessa, psikhologicheskoe napravlenie [Theory and Methods in the Russian Historical School: The Theory of Historical Knowledge, the Theory of Historical Process, the Psychological Trend]. Moscow, Book House "LIBROKOM" ; URSS Publ. 272 p. (In Russ.).
Vasiliev, Yu. A. (2012c) Fenomen «Ecole russe»: istoriologiia N. I. Kareeva [The "Ecole Russe" Phenomenon: The Historiology of N. I. Kareev]. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 1, pp. 72-81. (In Russ.).
Vasiliev, Yu. A. (2014) Tainy «Mogikana» (K 100-letiiu so dnia rozhdeniia Iu. V. Andropova) [Secrets of the "Mohican" (On the Occasion of the 100th Anniversary of Yuri Andropov)]. Moscow, Moscow University for the Humanities Publ. 200 р. (In Russ.).
Submission date: 1.08.2014.
Жукова Ольга Германовна — кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры истории Московского гуманитарного университета, член Союза писателей России, член Союза журналистов Москвы. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5, корп. 3. Тел.: +7 (499) 374-55-81. Эл. адрес: [email protected]
Zhukova Olga Germanovna, Candidate of History, Senior Lecturer, Department of History, Moscow University for the Humanities; Member, Writers' Union of Russia, Journalists' Union of Moscow. Postal address: Bldg. 3, 5 Yunosti St., Moscow, Russian Federation, 111395. Tel.: +7 (499) 374-55-81. E-mail: [email protected]