тации считают, что ситуации, закладываемые в основу каждой игры, должны быть актуальными, реальными, типичными, полными, способными к росту и развитию ситуаций. В медицине нужно учесть проблему редких больных. Клиницисты всех профилей знают, что многие болезни, предусмотренные учебной программой, встречаются редко и показать студентам реальных больных часто невозможно. И здесь учебная игра на эту тему компенсирует отсутствие больного.
Главное в методах активного обучения вовсе не то, являются они имитационными или неимитационными, игровыми или неигровыми, а то, обеспечивают ли они у каждого обучающегося достижения практического овладения профессиональной
деятельностью. ного процесса.
Исследователи проблемы игровой ими-Литература
1. Белякова JI.B., Лучихин JI.A., Лениченко В.П. Методы активного обучения (деловая игра, дискуссия) на кафедре оториноларингологии // Вестн. оторинолар. - 1995. - № 5, -С. 53-55.
2. Берденникова Н.Г., Меденцев В.И., Панов Н.И. Организационное и методическое обеспечение учебного процесса в вузе: учебно-методическое пособие. - СПб.: Д.A.P.K., 2006, - 208 с.
3. Кудрявая Н.В., Уколова Е.М., Молчанов A.C. и др. Врач-педагог в изменяющемся мире: традиции и новации - 2-е изд., испр. и доп. /Под ред. академика РАМН, проф. Н.Д. Ющука, - М.: ГОУ ВУНМЦ, 2005, - 336 с.
4. Мещерякова М.А. Технология профессионально-ориентированного обучения в медицинских вузах (учебное пособие системы послевузовского образования для получения дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы»), - М., 2008. - 99 с.
5. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: учеб. пособие / Под общ. ред. д-ра психол. наук А.А.Крылова, канд. психол. наук С.А.Маничева. -СПб.: Изд-во «Питер», 2000. - 560 с.
УДК 616.64/.69:378.147
АНДРОЛОГИЯ КАК ВАЖНАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ ДИСЦИПЛИНА В МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
Гринёв А.В., Сафонов Д.В., Николаев С.И.
Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28
Реферат. Неблагоприятная демографическая ситуация в стране связана также и с репродуктивным здоровьем мужского населения. Преподавание андрологии в высшей медицинской
тактики общения с пациентами, их родственниками, коллегами; рационального подхода при выполнении диагностических и лечебных мероприятий;
способности анализировать, делать выводы;
четкой оценки своих действий; рационального подхода при выполнении диагностических и лечебных манипуляций;
умения принимать коллективные решения и работать в команде; знаний по вопросам этики и деонтологии;
навыка публичного выступления;
клинического мышления;
знаний и умений по организации лечеб-
школе расширяет кругозор молодых врачей, позволяет улучшить качество лечения пациентов-мужчин.
Ключевые слова: андрология, репродуктивное здоровье, демография, медицинское образование.
ANDROLOGY AS ANIMPORTANT CLINICAL DISCIPLINE IN MEDICAL
EDUCATION
Griniov A.V., Safonov D. V., Nikolaev S.I.
Smolensk State Medical Academy, 214019, Krupskaya St., 28, Smolensk, Russia
Summary. Adverse demographic situation in our country depends on the reproductive health of men. Teaching of andrology in higher medical school expands the outlook of young doctors and allows to improve the quality of men s treatment. Key words: andrology, fertility, demography, medical education.
Андрология является относительно молодой и интенсивно развивающейся медицинской дисциплиной. «Андрология - область медицины, занимающаяся мужскими заболеваниями, в особенности, влияющими на мужскую репродуктивную систему». (Словарь Webster). Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), задачей андрологии является репродуктивное здоровье мужчин.
В современном клиническом мышлении, к сожалению, еще не полностью утвердилось понимание важности изучения мужского здоровья как репродуктивного, так и соматического. Новое, как известно, рождается на стыке наук. Андрология - не исключение. Возникнув на стыке многих медицинских дисциплин, андрология впитала в себя достижения биологии, эмбриологии, иммунологии, физиологии, урологии, эндокринологии, сексопатологии. Ан-дрология является новым направлением, существенно расширяющим наши представления о мужском здоровье. Изучение мужского здоровья имеет огромное медико-биологическое и психосоциальное значение.
Следует с горечью констатировать, что в нашей стране очень мало центров по изучению репродуктивной и половой системы мужчины, которые руководствовались бы последними достижениями науки и практики. Следует лишний раз напомнить, что не только продолжение рода, но
и сексуальная функция, оказывающая огромное влияние на все сферы жизнедеятельности человека, являются в равной степени важными для представителей обоих полов.
Работа с пациентами, имеющими нарушения в этой сфере, показывает, что врачи общей практики и узкие специалисты не имеют должного представления не только о патологии мужской репродуктивной системы, методах ее диагностики и подходах к лечению, но и элементарных знаний физиологии, анатомии, эндокринологии, психологии мужчины. Пациенты и здоровые мужчины часто не имеют возможности получить консультацию или просто совет по вопросам интимного характера, что, безусловно, влияет на качество жизни [2].
Узкопрофильная специализация современной медицины явно идет не на пользу пациентам: терапевту не хватает знаний по этиологии и выявлению эректильной дисфункции у пациентов с сердечнососудистыми заболеваниями, урологу - по диагностике и лечению андрогенного дефицита, эндокринологи не умеют выявлять рак простаты, который является основным противопоказанием к андрогенотерапии у мужчин старше 45 лет.
Только потребность в постоянном образовании семейных врачей, терапевтов, особенно имеющих дело с пожилыми мужчинами, может гарантировать высокое качество медицинской помощи. Изучение
андрологии позволит будущим врачам различных специальностей узнать больше о мужчине и его проблемах.
В настоящее время изучение различных вопросов, связанных со старением, занимает одно из ведущих мест в современной медицине. В первую очередь, это связано с демографическими изменениями, произошедшими в обществе за последнее столетие, - увеличением численности людей пожилого возраста наряду с увеличением продолжительности жизни. Отмечено, что по сравнению с 1900 годом число мужчин в мире увеличилось в 7 раз, а в возрасте старше 85 лет - в 31 раз. В связи с этим становится понятным исключительная актуальность вопросов, связанных со здоровьем, а также качеством жизни людей пожилого возраста.
Однако факты демонстрируют нам, что в современном мире не только качество, но и продолжительность жизни мужчин значительно ниже по сравнению с женщинами. В развитых странах средняя продолжительность жизни женщин на 7 лет больше, чем мужчин. В России эта разница особенно драматична и составляет 13 лет [1, 3]! У мужчин значительно выше распространенность метаболического синдрома, сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний; повышенное потребление алкоголя и распространенность курения, характерные для России, ведут к раннему возникновению сердечнососудистых катастроф, эректильной дисфункции, бесплодию, негативно влияют на качество жизни как пары в целом, так и женщины.
Можно ли как-то повлиять на продолжительность и качество жизни мужчины? Ответы на решение не только вышеперечисленных, но и на ряд других актуальных проблем мужского здоровья студенты могут получить при изучении курса андроло-гии.
На сегодняшний день в медицинских вузах вопросы андрологии студенты изучают на цикле урологии и частично при изучении таких дисциплин, как неврология, психиатрия, терапия, эндокринология, дерматовенерология, хирургия, не получая при этом целостного представления о фи-
зиологии и патологии мужского организма в целом. В итоге андрология является раздробленной и ее проблемы стали частными вопросами вышеуказанных дисциплин. В настоящее время на циклах урологии студенты традиционно изучают только патологию и лечение заболеваний мужских половых органов (предстательной железы и яичек), а также вопросы аномалий развития этих органов. Это очень важные медицинские проблемы, но не единственно значимые аспекты мужского полового здоровья. Существуют проблемы мужского бесплодия, сексуальных расстройств, «кризис среднего возраста», возрастной дефицит андрогенов и ряда других, которые ни в каких учебных программах не представлены.
Исторически сложилось так, что цикличность физиологических изменений в организме женщины поставило именно ее в центр внимания специалистов, занимающихся репродуктивным здоровьем. Женщины с репродуктивными проблемами обращаются к гинекологу. А мужчины? Им гораздо труднее. В большинстве случаев они не знают, куда нужно обратиться. Треть таких пациентов первым делом приходят на прием к общепрактикующему или семейному врачу, четверть - к гинекологу жены, а остальные - к урологам и эндокринологам.
Один из основоположников отечественной андрологии Ф.И. Синицын (1835-1907) говорил: «Не могу обойти молчанием сопоставление андрологии и гинекологии... Оба отдела рассматривают патологию органов тождественных систем. И почему же для преподавания гинекологии должен быть и существует отдельный самостоятельный преподаватель, а для андрологии оного не полагается?». Повышение «мужского» фактора в современных проблемах репродукции человека сделало весьма органичным и своевременным выделение такой науки, как андрология.
Проблема нарушения репродуктивной функции мужчины (мужское бесплодие) имеет чрезвычайно важное социальное значение. Каждая 4-6-я супружеская пара бесплодна и вероятность мужского фактора при этом не менее 50%. При этом лече-
ние приводит к желанной беременности только в 30-40% случаев. Поэтому мощное развитие получили вспомогательные репродуктивные технологии [4].
Не менее важной проблемой являются сексуальные расстройства у мужчин. О значимости этой проблемы говорит то, что более 40% мужчин имеют разной степени выраженности нарушения эректильной функции. Это значительно ухудшает качество жизни мужчин, снижает самооценку, нередко приводит к депрессиям и распаду семьи.
Все большее значение в настоящее время приобретает такая проблема, как возрастной дефицит мужских половых гормонов, который встречается уже у сорокалетних мужчин и очень часто после 50 лет. Сегодня мы знаем, что уровень тестостерона определяет функциональное состояние практически всех органов и систем мужского организма. Эта проблема не ограничивается только сексуальными нарушениями. Часто снижается интеллект, развивается «эмоциональная тупость» и хроническая усталость, быстрыми темпами прогрессирует физическое «одряхление» организма. Начинается психологический «кризис среднего возраста», и развиваются различные заболевания. В результате продолжительность жизни мужчин с низким уровнем тестостерона меньше по сравнению с мужчинами, у которых нормальный его уровень. Коррекция андрогенного дефицита повышает эффективность лечения эректильной дисфункции ингибиторами ФДЭ-5, нарушений мочеиспускания -5 а-адреноблокаторами, сахарного диабета -сахаропонижающими препаратами, способствует снижению веса, нормализации липидного спектра - компонентов метаболического синдрома.Известно, что у лиц с низким уровнем тестостерона риск развития метаболического синдрома увеличивается в 2-4 раза. Это позволяет предположить, что своевременная коррекция дефицита андрогенов у мужчин позволит результативнее бороться с проявлениями метаболического синдрома, что снизит риск сердечно-сосудистых заболеваний [1, 4]. Все эти актуальные проблемы не изучаются студентами ни на цикле урологии, ни на
других циклах медицинских дисциплин.
Кафедра урологии Смоленского государственного медицинского университета накопила большой опыт преподавания ан-дрологии студентам 6 курса лечебного факультета. За долгие годы (более 15 лет) отработана методика преподавания, созданы учебно-методические пособия, имеется большой набор наглядных материалов и видеофильмов по различным вопросам ан-дрологии. К сожалению, согласно новому ФГОС изучение андрологии как самостоятельной учебной дисциплины не предусмотрено, и с 2016 года цикл андрологии был упразднен, что вызывает глубокую озабоченность. В сетке занятий циклу анд-рологии было выделено всего лишь три дня. Но даже в течение такого короткого цикла удавалось рассмотреть основные вопросы, касающиеся мужского здоровья.
В программу цикла андрологии были включены следующие темы: «Место и роль андрологии в ряду урологических дисциплин»; «Мужское бесплодие»; «Эректильная дисфункция».
На первом занятия рассматривается история андрологии в России, структура и современное состояние андрологической помощи: первичная андрологическая помощь - кем и где она должна оказываться; роль и место врача общей практики в оказании андрологической помощи.
Тема «Мужское бесплодие» включает рассмотрение как нормальной, так и патологической физиологии мужской репродуктивной системы; классификацию мужского бесплодия, диагностические критерии бесплодия. Обсуждаются основные принципы терапии и хирургии различных форм бесплодия у мужчин. Лечение воспалительных заболеваний мужской репродуктивной системы, а также своевременная урологическая и эндокринологическая коррекция патологических состояний, как основа профилактики мужского бесплодия. Рассматриваются вопросы пропаганды здорового образа жизни. Изучаются основные принципы применения вспомогательных репродуктивных технологий.
Изменение приоритетов общественной морали и сознания в сторону гуманизации привело к тому, что основным направле-
нием современной медицины можно считать улучшение качества жизни человека. Качество сексуальной жизни - один из важных компонентов этого понятия [3]. Тема третьего занятия посвящена рассмотрению основных причин эректильной дисфункции, ознакомлению с принципами их диагностики и методами коррекции.
В связи с тем, что большинство выпускников лечебного факультета становятся врачами-терапевтами, считаем целесообразным акцентировать внимание студентов на вопросах и проблемах, подчёркивающих место андрологии в клинике внутренних болезней. С другой стороны, обследуя пациента с «чисто андрологическими» проблемами, врач-андролог должен чётко представлять, что многие из подобных проблем могут являться предвестниками очень серьёзных, подчас угрожающих жизни больного состояний. Но, в силу особенности мужской ментальности, эрек-тильная дисфункция вызывает у мужчины более отчётливую эмоциональную реакцию, поэтому визит к урологу-андрологу обычно предшествует визиту к терапевту. Своевременная и грамотная интерпретация жалоб больного с последующим направлением его к специалисту-кардиологу поможет пациенту в сохранении его здоровья, а подчас и жизни.
Сегодня у подавляющего большинства практических врачей, вынужденно или по собственному желанию занимающихся вопросами мужского здоровья, не возникает сомнения в том, что андрология - это отрасль медицинских знаний междисциплинарного характера. Не может быть андро-логом эндокринолог, который не представляет анатомии и физиологии мужской половой системы, равно как и, наоборот, уролог без знаний основ мужской эндокринологии просто беззащитен с теоретической точки зрения перед возможными диагностическими, лечебными и тактическими вопросами ведения профильного больного [2].
Успехи и достижения репродуктивной медицины в последние годы позволяют успешно лечить прежде безнадёжные случаи нарушения репродуктивной функции. В основе лечения лежит мультидисципли-
нарный подход: в лечении участвуют урологи, эндокринологи, специалисты в области генетического консультирования, эмбриологи, молекулярные генетики, психологи. Для успешного лечения члены такой «мультидисциплинарной команды» должны не только досконально знать собственную область, но и владеть основами других специальностей, чтобы продуктивно обмениваться информацией между собой.
Надеемся, что мы привели достаточно веские аргументы в пользу необходимости преподавания андрологии в медицинском ВУЗе. И действительно: достигающие больших успехов в своей узкой специальности врачи порой не разбираются в достаточной степени в вопросах, касающихся смежных областей. И сложные клинические задачи подчас остаются нерешёнными именно ввиду недостаточно полного понимания проблемы подобными «узкими» специалистами.
Актуальность данной темы не вызывает сомнений. С учётом сложной демографической ситуации в стране, необходимым является более глубокое изучение проблем мужского здоровья. А формирование у будущих врачей мультидисциплинарного подхода должно начинаться со студенческой скамьи, в том числе и на занятиях по андрологии.
Знания, получаемые на занятиях по ан-дрологии, расширяют кругозор будущего врача, помогая ему подходить к оценке состояния своего пациента более объективно. Преподавание андрологии должно осуществляться с общеклинических позиций, не опускаясь до «посиндромного» изучения, ибо врач-андролог должен исследовать своего пациента как клиницист и оценивать состояние его репродуктивной системы как составной части целостного организма с присущими ему многоуровневыми причинно-следственными связями и взаимозависимостью.
Суммируя вышеизложенное, считаем целесообразным восстановить преподавание андрологии на кафедре урологии в качестве самостоятельного элективного цикла для студентов 6 курса в прежнем объеме.
Литература
1. Дедов И.И., Калинченко С.Ю. Возрастной андрогенный дефицит у мужчин. - М. -«Практическая медицина», 2006. - 240 с.: ил.
2. Калинченко С.Ю., Тюзиков И.А. Практическая андрология - М. - Практическая медицина, 2009. - 399 с.: ил.
3. Каманин Е.И., Гринёв А.В.. Микулич В.Е. Современный демографический кризис. Смоленск, 2000 - 175 с.
4. Ухаль Е.М. Усовершенствование преподавания андрологии на цикле урологии - веление времени // Здоровье мужчины. - 2014. Т. 48. № 1. - С.157.
УДК 61:378.147:378.193
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ОСВОЕНИИ КЛИНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН НА ФАКУЛЬТЕТЕ ИНОСТРАННЫХ УЧАЩИХСЯ
Дьяков М.Ю., Муконин А.А.
Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28
Резюме. В статье представлены пути оптимизации обучения студентов факультета иностранных учащихся на клинических кафедрах путем реализации принципа преемственности обучения, как междисциплинарной, так и между различными курсами обучения. Тем самым обеспечивается углубленное изучение клинических дисциплин и формирование клинического мышления у будущего специалиста.
Ключевые слова: медицинский, высшее образование, клинические дисциплины, преемственность, оптимизация обучения, иностранные учащиеся.
CONTINUITY IN DEVELOPING CLINICAL DISCIPLINES AT THE FACULTY
OF FOREIGN STUDENTS
Dyakov M. Y., Mukonin A.A.
Smolensk State Medical University,
The Russian Federation, 214019, Smolensk, Krupskaya str., 28
Summary. The paper presents the ways of optimization of foreign students training at clinical departments through the implementation of the principle of continuity of interdisciplinary or between different years training. This provides an in-depth study of clinical disciplines and formation of clinical thinking in the future specialist.
Keywords: medical education, higher education, clinical discipline, continuity, optimization of foreign students training.
Цель: представить пути к оптимизации освоения клинических дисциплин на факультете иностранных учащихся путем реализации стратегического направления преемственности образовательного процесса.
Материалы и методы. На факультете
иностранных учащихся с внедрением двуязычной системы обучения вопрос преемственности стоял особенно остро [3]. Так как лекционная система преподавания и усвоение материалов лекций на факультете имели объективные трудности как со стороны преподавателе, так и со стороны