НДРОГИНИЯ КАК СОВРЕМЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ГЕНДЕРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МГУКИ
Ю. С. Гонтарь
Московский государственный университет культуры и искусств
Статья посвящена актуальной проблеме, связанной с тендерными исследованиями вопросов организации образовательного процесса в высшем профессиональном учебном заведении. В статье кратко изложены основные понятия тендерной проблематики — андрогиния, тендер, феминин-ность, маскулинность, а также представлены методики и практические задания, которые можно использовать на занятиях для развития познавательной активности и самостоятельности студентов различных специальностей. Содержание статьи представляет интерес для преподавателей, а также аспирантов и соискателей, занимающихся педагогической деятельностью. Ключевые слова: андрогиния, гендерные исследования, факультет социально-культурной деятельности МГУКИ, гендер, фемининность, маскулинность.
Article is devoted the actual problem connected with gender researches concerning the organization of educational process in the higher professional educational institution. In the article the basic concepts of a gender problematics — androgyny, gender, femininity, masculinity — are short stated, and also techniques and practical tasks which can be used on employment for development of informative activity and independence of students of various specialities are presented. Article maintenance is of interest for teachers, and also post-graduate students and the competitors who are engaged in pedagogical activity. Key words: androgyny, gender researches, the higher professional educational institution, gender, femininity, masculinity.
Педагогическая практика показывает, что студенты любых специальностей с большим интересом воспринимают информацию, связанную с аспектами психологии, а особенно пристальное внимание и большой энтузиазм вызывают вопросы мужской и женской психологии. Это связано с тем, что для юношеского возраста особенно характерно стремление к самопознанию и построению взаимоотношений с противоположным полом.
Специфика исследования студентов МГУКИ состоит в том, что на факультете социально-культурной деятельности обучаются студенты многопрофильной подготовки. Это будущие специалисты: культурологи, менеджеры, а также звукорежиссеры, постановщики культурно-досуговых программ, дизайнеры, педагоги-психологи, социальные педагоги. Поэтому существует необходимость в специальной организации педагогического процесса в вузе
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 1 (45) январь-февраль 2012 193-198 193
И
г
культуры и искусств с учетом гендерных особенностей.
Сегодня изучение психологии мужчин и женщин является предметом постоянного внимания философов, педагогов, психологов, социологов и других специалистов. Так, гендерная психология исследует то, чем отличаются и в чем схожи мужчины и женщины, то, как представители обоего пола говорят, как ведут себя, как относятся друг к другу. Это научное направление является совсем новым направлением в рамках социально-гуманитарных наук, которое лишь начинает заявлять о себе в качестве самостоятельной области гуманитарного знания.
Под понятием «гендер» подразумевается социально-биологическая характеристика, с помощью которой люди определяют понятия «мужчина» и «женщина». Гендерные различия, в свою очередь, вызваны врожденными психологическими характеристиками, соответствующими полу, а также определяются влиянием социализации. Поэтому стиль общения и поведение тесно связаны с необходимостью поддерживать принятый культурой нормативный канон маскулинности (мужественности) или фемининности (женственности). Что касается степени научной разработанности в отечественной и зарубежной науке по ген-дерной психологии, то самым разработанным разделом является психология половых и гендерных различий (В.П. Багрунов, О. Вейнингер, В.А. Геодакян, Э. Игли, Е.П. Ильин, В.Е. Каган, И.С. Клецина, И. Кон, С. Кросс, Л. Мэдсон, М. Мид, А. Фейнгольд, З. Фрейд, М. Цукерман и др.), а также психология женщины (С. Бем, К. Гиллиган, Э. Маккоби, А. Рос-си, Н. Ходоров, К. Хорни и др.). В целом, эти исследования ограничивались демонстрацией различий между полами, а обоснованием этому служило разное отношение к мужчинам и к женщинам. К сожалению, в меньшей степени разработаны проблемы гендерных отношений (Т.В. Бендас, Э. Маккоби и др.). Очень мало работ, посвященных психологии мужчин (Р. Бейлз, И. Кон, Э. Маккоби, Т. Парсонс
и др.). Сегодня можно указать лишь на нескольких исследователей, занимающихся проблемой андрогинии (С. Бем, Д. Спенс и др.). Такие исследования проводятся по разным направлениям, но пока не объединены ни единой теоретической базой, ни программой.
Анализ многочисленных гендерных исследований относительно образа типичной женщины и типичного мужчины позволяет соотнести маскулинность с такими чертами личности, как активность, решительность, амбициозность, лидерство, независимость, уверенность, агрессивность, целеустремленность и т.д. А фемининность - с гибкостью поведения, добротой, доверчивостью, заботливостью, мягкостью, открытостью, сочувствием и др. Например, мужской стиль традиционно ориентирован на поддержание статуса, обязывает скрывать свои слабости и подчеркивать достижения и высокие притязания. Женский стиль, как правило, рассчитан на уменьшение социального расстояния и установление психологической близости с другими людьми.
Важно понимать, что традиционно мужественность связывалась с агрессивностью и независимостью, а роль мужчины состояла в том, чтобы принимать решения, обеспечивать благополучие семьи и зарабатывать деньги, в то время как женщина представала мягким, нежным, покорным созданием, чьи интересы преимущественно должны были ограничиваться семьей и домашним хозяйством. На сегодняшний день ситуация кардинально изменилась. Современная женщина ведет активную профессиональную деятельность, занимает руководящие должности, обеспечивают свою семью, проявляет амбициозность, самодостаточность, независимость и самостоятельность, тем самым демонстрируя маскулинные качества и конкурентоспособность. Что касается мужчин, то все чаще мы наблюдаем проявление таких качеств, как пассивность, инфантилизм, уступчивость, слабость, чувствительность, эмоциональность и т.д.
В данном контексте обращаем внимание на тот факт, что мужчинам и женщинам
становится все труднее и труднее соответствовать той социальной роли, которую им предписывают сложившиеся общественные нормы. Этот факт демонстрирует тенденцию проявления «маскулинных» черт у женщин и «фемининных» черт у мужчин, что явилось для психологов источником беспокойства. А среди людей, далеких от психологии, такое понимание широко распространено и сейчас, и именно из-за него люди оказываются в замешательстве, когда их дети проявляют интересы и поведение, свойственные противоположному полу. Однако исследования не подтверждают мнение о том, что отклонение от поло-ролевых стандартов влечет за собой психологическую рассогласованность.
Напротив, еще психолог О. Вейнингер высказывал мнение о том, что разделение полов никогда не бывает совершенно законченным и все особенности мужского пола также имеются и у женского пола, даже в самой слабой степени проявления.
В связи с этим появилась концепция андрогинии (греч. androgynos - двуполый) Сандры Бем, которая получила широкое распространение во всем мире. Согласно этой концепции, мужчины и женщины не обязательно должны соответствовать традиционным моделям и могут сочетать в своем поведении как маскулинные, так и фемининные характеристики. Другими словами, под андрогинией понимается баланс, гармоничное сочетание в личности и ее поведении маскулинных и фемининных черт. Эту версию также подтверждают исследователи С. Бем, Р. Джонсон, К.Мартин, по мнению которых целостную личность характеризует андрогиния, то есть сочетание в поведении маскулинных и фемининных качеств. Сандра Бем считает, что андрогиния обеспечивает большие возможности социальной адаптации, и полагает, что даже желательно быть андрогинным (-ой), то есть сочетать в себе лучшее, что присуще мужчинам и женщинам. Она указывает на то, что мужественность и женственность не противопоставлены друг другу, и человек может обладать одновременно и мужественными, и женственными чертами.
Как видим, согласно С. Бем, душевное здоровье не должно иметь гендера, а андрогиния положительно влияет на психологическое состояние человека. Помимо этого, на основании проведенных исследований, обнаружена связь андрогинии с ситуативной гибкостью, высоким самоуважением, мотивацией к достижениям, хорошим исполнением родительской роли, субъективным ощущением благополучия. Исходя из всего сказанного, можно сделать вывод о том, что современному человеку желательно обладать примерно равным количеством мужских и женских черт.
Но важно отметить и негативную сторону концепции андрогинии. Во многом концепция андрогинии далека от реального положения дел: исходя из нее, перемены должны произойти на личностном уровне, тогда как в действительности ликвидация гендерного неравенства неизбежно потребует изменений в структуре общественных институтов. Другой проблемой выступает возможная утрата позитивной социальной идентичности, которую повлечет за собой сглаживание дихотомии мужского - женского.
Андрогиния, несмотря на скрытые в ней трудности, дает возможность человеку не отказываться от тех своих качеств и моделей поведения, которые его общество считает не соответствующими гендеру. Преимущество андрогинии состоит также в том, что она предоставляет возможность осознать одинаковую привлекательность качеств, традиционно считающихся женскими, и качеств, которые мы привыкли считать мужскими. Это особенно важно потому, что мужские качества до настоящего времени представлены в нашем обществе более желательными, чем женские.
Мы можем остановиться на результатах обследования 52 студентов первого, второго, третьего, четвертого и пятого курса различных специальностей факультета социально-культурной деятельности Московского государственного университета культуры и искусств. В эксперименте приняли участие 26 юношей (первая группа испытуемых) и 26 девушек (вторая груп-
па испытуемых) в возрасте от 18 до 23 лет (средний возраст 20,5 лет).
Для нас представляют интерес данные обследования студентов, полученные с помощью методики «Полоролевой опросник» С. Бем. Испытуемым было предложено из
Данные таблицы позволяют сопоставить результаты ответов юношей и девушек по каждому исследуемому признаку. Как видим, у 12% юношей установлена степень выраженности маскулинности. Андрогинность проявляется у 80% юношей. Кроме того, по категориям ярко выраженная маскулинность, фемининность и ярко выраженная фемининность данные отсутствуют. Удивительно, что 76% девушек тоже продемонстрировали высокие показатели андрогинности. Фемининность обнаружена у 24% девушек. Отсутствуют показатели ярко выраженной маскулинности, маскулинности и ярко выраженной фемининности.
Сопоставим полученные результаты по исследованию андрогинности юношей и
перечня 60 качеств личности, выражающих наличие маскулинности, фемининности или андрогинности, указать те, которые им, по их мнению, присущи. В таблице 1 представлены результаты обоих полов для сравнительного анализа.
девушек. Как видим, явное сходство обеих групп обнаружено по преобладанию ан-дрогинности. На рисунке 1 продемонстрировано соотношение андрогинности юношей и девушек.
Обобщая эти данные, становится очевидным преобладание андрогинности у большинства обследованных юношей и девушек. Исследования показали, что андрогиния - важная психологическая характеристика студента, определяющая способность менять свое поведение в зависимости от ситуации. Она способствует формированию устойчивости к стрессам, помогает в достижении успехов в различных сферах жизнедеятельности.
Поэтому для развития гендерной проблематики в условиях высшей школы суще-
Таблица 1
Сводная таблица результатов обследования юношей и девушек факультета социально-культурной деятельности МГУКИ (%)
ГРУППЫ ПОЛОРОЛЕВОЙ ОПРОСНИК (С. БЕМ)
Ярко выраженная маскулинность Маскулинность Андрогин-ность Фемининность Ярко выраженная феминин-ность
Юноши - 12 80 - -
Девушки - - 76 24 -
Итого - 12 156 24 -
Рис. 1. Сравнение критерия «андрогинности» юношей и девушек факультета социально-культурной деятельности МГУКИ, %
ствует необходимость в организации специальных педагогических условий в вузе культуры и искусств с учетом гендерного подхода, которая будет включать:
1. Разработку и преподавание спецкурсов по гендерной проблематике в соответствии с профилем подготовки студентов. Например, для педагогов-психологов -«Введение в гендерную психологию», для дизайнеров - «Психология дизайна», для культурологов - «Гендерная психология культуры», для менеджеров - «Гендерная психология лидерства» и другие.
2. Организацию самостоятельной работы студентов. При подготовке рефератов, курсовых или дипломных работ обучающимся могут быть предложены такие темы для научного исследования: для культурологов - «Гендерные различия в разных культурах», для дизайнеров -«Психология мужского и женского стилей одежды в современном мире», для педагогов-психологов «Изучение гендер-ных установок у детей», для менеджеров - «Мужской и женский стили общения»,
для социальных педагогов «Лидерство в семье» и т.д.
3. Использование в педагогической практике активных методов обучения -семинар «Значение карьеры в жизни мужчины и женщины», тренинг «Гендерные стереотипы и пути их преодоления», просмотр и обсуждение видеофильма «Психология мужчины и женщины», ролевая игра «Общение без слов», самодиагностика (опросник С. Бем, тест Лири, тест Куна и Макпартленда «Кто Я?») и другие.
Таким образом, распространение информации гендерного содержания, предоставление возможности осмысления гендерных проблем в условиях педагогического процесса позволит студентам повысить уровень самопознания, послужит стимулом для раскрытия и реализации творческого потенциала в определенной сфере деятельности, расширит границы познания и восприятия окружающего мира, а также окажет влияние на построение взаимоотношений с людьми обоих полов.
Примечания
1. Бендас, Т. В. Гендерная психология: учебное пособие / Т.В. Бендас. - СПб.: Питер, 2007. - 431 с.
2. Берн, Ш. Гендерная психология. Законы мужского женского поведения / Шон Берн. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. - 318 с.
3. Бем, С. Линзы гендера. Трансформация взглядов на проблему неравенства полов / С. Бем.
- М., 2004. - 336 с.
4. Вейнингер, О. Пол и характер / О. Вейнингер. - М.: Латард, 1997. - 357 с.
5. Клецина, И. С. Психология гендерных отношений: Теория и практика / И.С. Клецина.
- СПб.: Алетейя, 2004. - 408 с.