Научная статья на тему 'Андрагогическая модель в организации учебного процесса при преподавании "судебной медицины"'

Андрагогическая модель в организации учебного процесса при преподавании "судебной медицины" Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
14
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕНТИФИКАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Баринов Евгений Христофорович, Михеева Наталья Александровна, Черкалина Елена Николаевна

Доклад посвящен андрагогической модели в организации процесса обучения студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Баринов Евгений Христофорович, Михеева Наталья Александровна, Черкалина Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Андрагогическая модель в организации учебного процесса при преподавании "судебной медицины"»

22

ТЕЗИСЫ КОНФЕРЕНЦИИ: ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

- Доступность и качество медицинской помощи в нормативах ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

- Хронология изменений требований к критериям качества медицинской помощи.

- Федеральный закон от 25.12.2018 г. № 489-ФЗ «О внесении изменений в статью 40 ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» по вопросам клинических рекомендаций». Изменения в ст. 2, 37, 64 ФЗ от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан».

- Современные критерии оценки качества медицинской помощи. Нормативный статус в определении качества медицинской помощи учебников, пособий, монографий, национальных руководств. Юридический статус порядков оказания медицинской помощи, стандартов и клинических рекомендаций.

ВЫВОДЫ

Выявление дефектов оказания медицинской помощи при проведении судебно-медицинской экспертизы должно быть аргументировано отступлениями от современных требований к качеству определенного вида медицинской помощи. Разработанный модуль содержит актуальную информацию не только для слушателей курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации в области судебной медицины, но и для практикующих врачей, которых все чаще обвиняют в некачественном оказании медицинской помощи.

■ АНДРАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ В ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ «СУДЕБНОЙ МЕДИЦИНЫ»_

Е. Х. Баринов1, Н. А. Михеева1, Е. Н. Черкалина2 1ФГБОУ ВО МГМСУ им. А. И. Евдокимова, Москва

2ГБУЗ «Бюро СМЭ ДЗ г. Москвы»

Доклад посвящен андрагогической модели в организации процесса обучения студентов.

Ключевые слова: идентификация личности, стоматологический статус

В андрагогической модели обучения ведущая роль в организации процесса обучения на всех этапах принадлежит самому обучающемуся. Взрослый обучающийся - активный элемент, один из равноправных субъектов процесса обучения. Это происходит в силу следующих особенностей взрослых:

1. Взрослый обучающийся осознает себя все более самостоятельной самоуправляемой личностью;

2. Он накапливает все больший запас жизненного (бытового, профессионального, социального) опыта, который становиться важным источником обучения его самого и его коллег;

3. Его готовность к обучению (мотивация) определяется его стремлением при помощи учебной деятельности решить свои жизненные проблемы и достичь конкретных целей;

4. Он стремиться к безотлагательной реализации полученных знаний, умений, навыков и качеств;

5. Его учебная деятельность в значительной мере обусловлена временными, пространственными, бытовыми, профессиональными, социальными факторами (условиями).

Безусловно то, что наибольший эффект при применении технологии обучения взрослых достигается только в определенных условиях и при обучении достаточно

определенного контингента обучающихся. То есть успешное применение технологии обучения взрослых обуславливается основополагающими характеристиками обучающихся, целями и условиями обучения.

Как правило, к 6 курсу (а судебная медицина преподается именно на этом курсе) студенты уже работают, т.е. они выполняют социальную роль работника; обзаводятся семьями, выполняя при этом социальные роли супругов, а иногда и родителей; более осознанно они к этому возрасту выполняют и роль члена общества. И, самое главное, происходит формирование самосознания взрослого человека. Самосознание - осознание человеком самого себя, своих собственных качеств. То есть одним из основных факторов, или условий, при котором возможно использовать андрагогическую модель обучения является наличие высокого уровня самосознания и ответственности человека.

Также одним из признаков взрослости человека является наличие у него жизненного опыта. Накопившейся у обучающегося жизненный опыт неоднороден по своей структуре и выступает в различных ипостасях: это и бытовой (семейный, повседневный), и социальный и профессиональный. К 6 курсу основная масса студентов накапливает, пусть и не очень большой, профессиональный опыт: они работают (дежурят) в различных медицинских учреждениях; выбрав свою будущую специализацию, ассистируют и часто уже сами выполняют лечебно-диагностические манипуляции; активно занимаются научно-исследовательской работой, состоят в научных студенческих обществах. А так как обучение студентов мы проводим в той же (медицинской) сфере, то наличие уже имеющихся практических навыков и умений служит при изучении судебной медицины и базой для дальнейшего обучения, и источником обучения его коллег.

ВЫВОДЫ

Таким образом, наличие предварительной подготовки диктует целесообразность применения андрагогических технологических действий.

УЧЕТ ТРЕБОВАНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА И ПЛАНИРУЕМЫХ ИЗМЕНЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В ПОСЛЕВУЗОВСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ПО СУДЕБНОЙ МЕДИЦИНЕ_

В. А. Породенко, Л. И. Ломакина, Е. Н. Травенко Кафедра судебной медицины ФГБОУ ВО КубГМУ Минздрава России, Краснодар Материал работы посвящен внедрению в программу последипломного образования обучающего модуля «Профессиональный стандарт «Врач - судебно-медицинский эксперт» и медицина будущего», включающего требования к специалисту в современном здравоохранении и в перспективе развития медицины. Ключевые слова: профессиональный стандарт, врачебная тайна, модель 4П-медицины Стремительные изменения в здравоохранении и планируемые реформы перехода к модели 4П-медицины сопровождаются лавинообразным ростом количества нормативных документов, регулирующих сферу оказания медицинской помощи и медицинских услуг. Профессиональные стандарты становятся основным документом, определяющим трудовые функции специалистов.

Цель исследования - разработать и внедрить в программу последипломного образования обучающий модуль «Профессиональный стандарт «Врач - судебно-медицинский эксперт» и медицина будущего».

журнал СУДЕБНАЯ МЕДИЦИНА наука | практика | образование

www.cудебная-медицина.рф • том 5 приложение, апрель 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.