Научная статья на тему 'Андарбек Яндаров - философ и государственный деятель (к 75-летию со дня рождения)'

Андарбек Яндаров - философ и государственный деятель (к 75-летию со дня рождения) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
176
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Андарбек Яндаров - философ и государственный деятель (к 75-летию со дня рождения)»

ЛЮДИ. СОБЫТИЯ. ФАКТЫ

УДК 1

АНДАРБЕК ЯНДАРОВ - ФИЛОСОФ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ (к 75-летию со дня рождения)

В.Х. Акаев

Творческий путь ученого, мыслителя - всегда явление неординарное, сложное, сопряженное с большими трудностями и сложными коллизиями. Путь чеченского ученого вдвойне труден и связан со многими преградами, которые приходится непрерывно преодолевать. Не является исключением жизненный и творческий путь чеченского философа Андарбека Дудаевича Яндарова (1937-2011). Тот факт, что в возрасте 7 лет он оказался в жестокой казахстанской депортации, где прошли безрадостные детские и юношеские годы, формировалось мировидение, позволяет осознать всю сложность его жизненного пути.

ПУТЬ В ФИЛОСОФИЮ Целеустремленность, воля являлись важнейшими чертами его характера, превратившими его в творческую, высоко интеллектуальную личность. В 17 лет он становится рабочим Алма-Атинского плодоконсервного комбината, через два года, т.е. в 1956 г. поступает на юридический факультет Казахского государственного университета. Живой ум, основательная теоретическая подготовка, глубокое освоение философии явились факторами, приведшими его в аспирантуру по философии, которую окончил в 1964 г. Он стал единственным чеченцем, которому руководство университета предложило аспирантуру по специальности "история философии". В качестве темы научного исследования он выбирает проблематику, связанную с религиозными и философскими воззрениями народов Дагестана и Чечни, чеченских и ингушских просветителей Х1Х начала ХХ в. Выбрав такую тему, молодой ученый мораль-

Акаев Вахит Хумидович - доктор философских наук, заведующий сектором философии АН ЧР, 364024, г. Грозный, пр. Революции, 13, e-mail: [email protected], т. 8(8712)222676.

но компенсирует свою глубокую ностальгию по исторической родине. Первая аспирантская публикация его называлась "Асланбек Ше-рипов - первый чечено-ингушский марксист (1897-1919) [1].

В 1965 г. он защищает кандидатскую диссертацию на тему "Общественная мысль Чечено-Ингушетии в последней трети Х1Х-начале ХХ века". Предметом анализа в данном исследовании выступает мировоззрение и творческое наследие Чаха Ахриева, Умалата Лаудаева, Таштемира Эльдарханова, Ибра-гимбека Саракаева. В 1968 г. в Чечено-Ингушском книжном издательстве публикуется его отдельная работа "Ингушский просветитель Чах Ахриев (1850-1914)".

Через 7 лет в журнале "Вопросы философии" он публикует большую статью об известном ингушском просветителе Чахе Ахри-еве [2]. Тем самым философскому сообществу страны была представлена яркая и самобытная личность, много сделавшая для просвещения и образования вайнахов в конце Х1Х-начале ХХ вв. В коллективном труде, посвященном философии народов СССР, опубликованном в 70-х годах ХХ в., имеется материал, где им изложены философские воззрения чеченцев и ингушей. Эти публикации А.Д. Яндарова в академических изданиях расширили и углубили представления об интеллектуальных и культурных особенностях вайнахов.

Примечательно то, что к анализу творчества чеченских и ингушских просветителей, общественных деятелей и писателей А. Яндаров подходил тщательно осмысливая исторические, военно-политические, духов-

Vahit Akaev - Doctor of Philosophy, head of Philosophy Sector of Academy of Sciences of the Chechen Republic, 13, Revolution Avenue, Grozny, e-mail: [email protected], ph. +7(8712)222676.

но-культурные предпосылки, в контексте которых формировались первые просветители чеченцев и ингушей. Свое исследование он строит с опорой на принципы историзма и диалектики, что позволило установить последовательную взаимосвязь между исламом, суфизмом и просветительством, выявить противоборство идей, рассмотреть становление и развитие общественной мысли чеченцев и ингушей.

С защитой кандидатской диссертации он становится первым профессиональным философом среди чеченцев и ингушей. В течение 12 лет в вузах Алма-Аты он преподает философию, столько же лет (с 1976 по 1988 гг.) заведует кафедрой философии в медицинском институте этого города.

Пик его научной деятельности приходится на 70-е гг. ХХ столетия, когда ученый работал в г. Алма-Ате. В период с 1974 по 1978 гг. он издает четыре монографии: "Расцвет культуры казахского народа в советский период" (1974), "Суфизм и идеология национально-освободительного движения" (1975), "Главные этапы становления социалистической культуры Казахстана" (1977), "Культура и личность" (1978).

Содержание этих научных исследований позволяет сделать вывод о том, что А. Ян-даров внес существенный вклад в осмысление культурного становления и развития казахов в годы советской власти, раскрыл процесс преодоления их социально-экономической и культурной отсталости. Предметом пристального теоретического осмысления для него стала такая важнейшая философская проблема, как формирование личности на основе освоения общечеловеческих и этнонаци-ональных культурных ценностей.

С нашей точки зрения, вершиной научных достижений А. Яндарова является монография "Суфизм и идеология национально-освободительного движения (Из истории развития общественных идей в Чечено-Ингушетии в 20-70-е годы Х1Х в.)", изданная под грифом Института философии и права АН Казахской ССР в 1975 г. Она явилась новым словом в истории становления и развития религиозных, социальных и философских идей народов Северного Кавказа, в том числе чеченцев и ингушей.

В этом, до сих не потерявшем своей научной и практической актуальности исследовании, проанализирован мюридизм и зикризм

как идеологическая оболочка народных движений, происходивших в 20-60-е гг. Х1Х в. Ценность исследования состоит в авторской концепции, обосновавшей, что мюридизм и зикризм, зародившиеся и функционировавшие на Северном Кавказе, преемственно и организационно связаны с суфизмом - исламским мистицизмом. Устанавливая непосредственную связь суфизма и народно-освободительных движений, причины распространения и расцвета суфизма, исследователь обнаруживает в социально-экономических потрясениях.

Исследование, выполненное и изданное в Казахстане, но посвященное актуальной проблематике истории и духовной культуры народов Северо-Восточного Кавказа (Дагестана, Чечни и Ингушетии) получило в идеологических кругах Чечено-Ингушетии отрицательную оценку. Такое отношение резко ограничило его распространение. Эта работа умалчивалась "специалистами" в литературе, издаваемой в 70-80-х гг. ХХ столетия в Чечено-Ингушетии. Между тем она была широко известна в СССР и зарубежом. На нее ссылались крупные исследователи ислама как в стране, так и за ее пределами.

НОВЫЙ ЭТАП НАУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА И КОЛЛИЗИИ ЖИЗНИ

Развивая и углубляя идеи, изложенные в кандидатской диссертации, А. Яндаров пишет докторскую на тему "Развитие философской и общественно-политической мысли Чечено-Ингушетии в Х1Х - начале ХХ века", защищенную в 1986 г. в Академии наук Азербайджанской ССР. В ней дается более уточненный анализ мировоззрения чеченских и ингушских просветителей, подробно анализируются воззрения Саида Эльмурза-ева (1855-1927), Таштамира Эльдерханова (1870-1934), Ибрагима Базоркина (1878-1947), Султана Альдиева (1887-1937), И.-Б. Саракаева (1883-1934), Ахметбека Аллаева.

В данном исследовании раскрывается динамика развития общественной мысли в Чечне и Ингушетии, прослеживается ее движение от религиозных представлений к просветительским и социал-демократическим идеям, четко выявляются противоречия, столкновения религиозно-мистических и светских идей, имевших место в Х1Х-начале ХХ вв. Это в значительной мере было связано с бурными политическими процессами

на Северном Кавказе, когда активизировалась деятельность представителей традиционного ислама, а также светски образованной и просвещенной части национальной интеллигенции, воспринявшей социал-демократические и большевистские идеи. Этот анализ, отсутствовавший в предыдущих исследованиях А. Яндаро-ва, а также в работах других авторов, составил научную новизну докторской диссертации.

Будучи в ИППК МГУ в 1987 г. по совету доктора философских наук, профессора МГУ, крупного специалиста по средневековой философии (латинской патристике) Г.Г. Майорова я прочел монографию А. Яндарова. "Суфизм и идеология национально-освободительного движения (Из истории развития общественных щит в Чечено-Ингушетии в 20-70-е гг. XIX в.)" [3]. Профессор МГУ был высокого мнения о нем как о специалисте по суфизму и философии народов Кавказа. Многие годы эта работа вызывала у меня повышенный научный интерес, ряд идей, высказанных в ней, мне удалось реализовать в своей книге о Кунта-Хаджи.

В 1988 г. А. Яндаров был избран заведующим кафедрой философии Чечено-Ингушского государственного университета, одновременно работал заведующим идеологическим отделом, а позже был избран секретарем Чечено-Ингушского областного комитета партии. В условиях, когда в ЧИАССР в ходе перестроечных процессов активизировалась национальная интеллигенция, высказывавшаяся за социально-экономические, национально-культурные перемены, он фактически становится ее интеллектуальным лидером.

Вспоминается ситуация, связанная с проведением Всесоюзной научной конференцией "Народно-освободительное движение горцев Дагестана и Чечни в 20-50-х годах Х1Х в.", состоявшейся в 1989 г. в Махачкале. На этом представительном научном форуме были "заслушаны более 100 докладов, сообщений и выступлений ученых историков, философов, социологов, краеведов и филологов, в числе которых 30 докторов и 50 кандидатов наук" [4]. В ее работе принимали участие 40 историков, философов, краеведов, филологов, журналистов, представители общественных организаций Чечено-Ингушетии. Эта делегация возглавлялась А. Яндаровым, работавшим к тому времени, заведующим идеологическим отделом Чечено-Ингушского обкома КПСС.

"Чеченская революция" полностью изменила экономическую, политическую, научно-культурную жизнь в бывшей советской автономии. Многие специалисты советского периода покинули республику, не желая мириться с установившимся криминальным режимом. Но А. Яндаров остается в республике, продолжает работать в университете и в НИИ Гуманитарных наук Чеченской Республики.

Новая власть, пыталась создать видимость того, что ее поддерживают авторитетные ученые, потомки шейхов. И в 1992 г. А. Яндаров был назначен Министром образования Чеченской Республики. Находясь на этой должности, он пытался сохранить систему образования, сопротивлялся ее разрушению. Как у знатока русской литературы и почитателя творчества Ф.М. Достоевского, деятельность местных "революционеров" у него ассоциировалась с разрушительными деяниями бесов из одноименного романа русского писателя. Критически настроенный министр, был неугоден криминальной власти, расхищавшей то, что оставалось от достижений советского периода.

В 1997 г. А. Яндаров принял участие в научной конференции, состоявшейся в Махачкале. Его доклад был посвящен идеологии национально-освободительного движения горцев Северо-Восточного Кавказа (1824-1959). Уточняя и конкретизируя многие ранее им же высказанные положения о сущности мюридизма, он приходит к следующему теоретическому выводу: "Мюридизм - это реформированный суфизм, приспособленный к условиям борьбы за независимость горцев, оказавшихся перед угрозой национального порабощения. Этот мюридизм вобрал в себя не только вмешательство в политику, но требование газавата - священной войны против угрозы национального порабощения, наряду с этим он требовал возврата к чистому, первоначальному исламу, он исповедовал идеи уравнительного распределения общественного богатства. Он заимствовал у суфизма форму организации людей: роль мюршида он отвел наибу, а главной задачей мюрида стала вооруженная борьба против оккупантов" [5, с. 96].

Останавливаясь на предвзятой интерпретации мюридизма, имевшей место в совместной работе М. Блиева и В. Дегоева "Кавказская война", А. Яндаров пишет, что

они полностью отказались от признания того исторически прогрессивного, социально-справедливого, что было в выступлении горцев (1824-1859), и трактуют этот период только как Кавказскую войну России и "военных демократий" народов Северного Кавказа. Для авторов, по его мнению, "причиной этой войны была не колониальная политика царизма, а то, что генерал Ермолов поставил заслон набеговой системе и горцам нечем стало жить и обострились внутренние социальные противоречия" [5, с. 97].

В этой своей последней работе, посвященной мюридизму, он в лаконичной форме подвел теоретический итог прежних размышлений, при этом четко раскрыл соотношение суфизма и мюридизма, условия трансформации суфизма в мюридизм, выявлял их мистические, нравственно-гуманистические, политические и социальные аспекты, специфически проявлявшиеся в условиях Кавказской войны. Имеющая важное теоретико-методологическое значение для исследования духовных аспектов Кавказской войны и современной религиозно-политической ситуации на Северо-Восточном Кавказе, она должна быть хорошо изучена и молодыми учеными. В противном случае навсегда будет утеряна культура теоретического осмысления одного из самых драматичных периодов жизни кавказских горцев, в том числе и чеченцев.

До 1999 г. А. Яндаров продолжает работать в университете, но в связи с событиями второй войны со своей семьей перебирается в Москву. Опуская его московские мытарства, отметим, что здесь он размышляет над проблемой управляемых конфликтов, осмысливает различные тенденции сепаратизма в Чечне.

В 2001 г. он публикует большую статью, посвященную так называемому чеченскому сепаратизму, обосновывает мысль о том, что его сторонники изначально нашли поддержку в демократической России [6]. В ней детально выявляются истоки сепаратизма и описываются деяния "чеченских революционеров", приведших к трагедии свой народ. Она, без сомнения, представляет собой ценное исследование, раскрывшее многие преступные стороны "дудаевско-масхадовского режима" и ельцинской политики в Чечне.

В 2002 г. А. Яндаров и его супруга А. Заурбекова в Москве организовали РОО "Чеченский культурно-просветительский центр" с целью создания в столице России

школы с чеченским этническим компонентом для сохранения этнической идентичности в мегаполисе, издания книг по истории и культуре чеченского народа, произведений известных чеченских поэтов, писателей, мыслителей, осуществления благотворительной деятельности.

А. Яндаров в соавторстве с И. Бызовым (Мутушевым) и А. Заурбековой подготовили и издали "Мифы и предания чеченского народа" в двух томах. Замысел, содержание, систематизированные тексты этой работы получили одобрение ученых Москвы и Чеченской республики, интересующихся этнической культурой и мировоззрением чеченцев. В 2003 г. он работает главным специалистом Информационно-аналитического управления постоянного представительства Чеченской Республики при Президенте РФ.

СОВРЕМЕННОЕ РАЗВИТИЕ ИДЕЙ А. ЯНДАРОВА

Во время нахождения в Москве ему не раз приходилось принимать участие в обсуждении проблем взаимоотношений федерального центра и Чеченской Республики, состояния межнациональных отношений. События, происходившие в Чечне, А. Яндаров увязывал с глобалистскими силами, преследующими цель развалить Россию, используя социально-экономические сложности, противоречивые межнациональные отношения на Юге России. Его периодические выступления на круглых столах, интервью всегда были направлены против националистических и шовинистических тенденций, на достижение в многонациональном российском обществе толерантных отношений.

Ныне, как никогда, чеченское общество нуждается, по крайней мере, в двух вещах: в мощном интеллектуальном развитии и в духовно-культурном возрождении на основе лучших этнонациональных традиций. Жизнь, творческий и политико-государственный путь А. Яндарова - наглядный пример преданности идеалам Просвещения, национальным и государственным интересам. Нет сомнения в том, что его дела, творческие достижения должны быть зафиксированы в школьных и вузовских программах по философии, религиоведении, культурологии и краеведении.

Чеченское общество всегда нуждалось в просвещенных, образованных и высококультурных личностях. В этом и сегодня существует потребность, как никогда ощущается дефицит мощного мыслительного потока

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.