Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ЗАВИСИМОСТИ СЕКТОРОВ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ ОТ ИМПОРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ПУБЛИЧНЫХ ДАННЫХ'

АНАЛИЗ ЗАВИСИМОСТИ СЕКТОРОВ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ ОТ ИМПОРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ПУБЛИЧНЫХ ДАННЫХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЭК / импорт / оборудование / нефтегазовый сектор / электроэнергетика / угольный сектор / импортозамещение / energy sector / import / equipment / oil / gas / electricity / coal / import substitution

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колпаков Андрей Юрьевич, Саенко Владимир Васильевич

В статье предложен метод оценки зависимости секторов ТЭК от импортного оборудования, опирающийся на публичную статистику. Выполненные в соответствии с предложенным методом оценки показывают, что за 2012-2021 гг. значимые и устойчивые успехи в сфере импортозамещения достигнуты только в секторе электроэнергетики и теплоснабжения. В нефтедобыче и угольном секторе, которые характеризуются наивысшей долей используемого импортного оборудования, ситуация коренным образом не поменялась. Организация системы мониторинга в сфере импортозамещения в России должна стать важным направлением соответствующей политики, особенно в условиях беспрецедентных внешнеэкономических ограничений на импорт технологий и оборудования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF RUSSIA'S ENERGY SECTOR DEPENDENCE ON IMPORTED EQUIPMENT ON THE BASIS OF PUBLIC DATA

The article proposes a method for assessing the dependence of energy sectors on imported equipment based on public statistics. The estimates made in accordance with the proposed method show that significant and sustainable progress in the field of import substitution has been achieved for 2012–2021 only in the electricity and heat supply sector. In the oil and coal sectors, which are characterized by the highest share of imported equipment used, the situation has not changed fundamentally. The organization of a monitoring system in the field of import substitution in Russia should become an important part of the relevant policy, especially under the conditions of unprecedented foreign economic restrictions on the import of technologies and equipment.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ЗАВИСИМОСТИ СЕКТОРОВ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ ОТ ИМПОРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ПУБЛИЧНЫХ ДАННЫХ»

ОТРАСЛИ И МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ КОМПЛЕКСЫ

АНАЛИЗ ЗАВИСИМОСТИ СЕКТОРОВ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ ОТ ИМПОРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ПУБЛИЧНЫХ ДАННЫХ1

КОЛПАКОВ Андрей Юрьевич, к.э.н., [email protected], Институт народнохозяйственного прогнозирования, Российская академия наук, Москва, Россия ORCID: 0000-0003-4812-4582; Scopus Author ID: 55039903300 САЕНКО Владимир Васильевич, к.э.н., [email protected], Институт народнохозяйственного прогнозирования, Российская академия наук, Москва, Россия ORCID: 0000-0002-7004-7205; Scopus Author ID: 57190430411

В статье предложен метод оценки зависимости секторов ТЭК от импортного оборудования, опирающийся на публичную статистику. Выполненные в соответствии с предложенным методом оценки показывают, что за 2012-2021 гг. значимые и устойчивые успехи в сфере импортозамещения достигнуты только в секторе электроэнергетики и теплоснабжения. В нефтедобыче и угольном секторе, которые характеризуются наивысшей долей используемого импортного оборудования, ситуация коренным образом не поменялась. Организация системы мониторинга в сфере импортозамещения в России должна стать важным направлением соответствующей политики, особенно в условиях беспрецедентных внешнеэкономических ограничений на импорт технологий и оборудования.

Ключевые слова: ТЭК, импорт, оборудование, нефтегазовый сектор, электроэнергетика, угольный сектор, импортозамещение.

Б01: 10.47711/0868-6351-196-144-155

Политика импортозамещения в российском ТЭК. Центральной идеей энергетической политики России является переход от ресурсно-сырьевого к ресурсно-инновационному развитию топливно-энергетического комплекса (ТЭК), опирающемуся на полное использование отечественного потенциала за счет формирования длинных технологических цепочек с их насыщением инновационными технологиями.

Ресурсно-инновационное развитие обеспечивает национальную безопасность страны (в частности, энергетическую безопасность [1]) и создает мультипликаторы экономического роста благодаря формированию доходов в ключевых задействованных отраслях, распространению инноваций внутри страны и технологической модернизации производственного сектора, структурному обогащению экономики России [2; 3]. Перспективы реализации модели ресурсно-инновационного развития ТЭК связаны с результатами синер-гического взаимодействия институциональной среды, инфраструктуры и инноваций, которые определяют качество взаимодействия предприятий ТЭК и промышленности.

Взаимодействие ТЭК и промышленности осуществляется двумя типами связей. С одной стороны, ТЭК выступает в роли поставщика топливно-энергетических ресурсов промышленным предприятиям страны. В 2019 г. на промышленность приходилось около четверти потребления топлива и половины потребления электроэнергии в стране. С другой стороны, промышленность обеспечивает базовые потребно-

1 Авторы выражают благодарность В.В. Семикашеву за ценные предложения и В.В. Потапенко за помощь в подготовке статистических данных.

сти ТЭК в оборудовании и материалах. ТЭК является крупным потребителем конечной продукции отраслей российской промышленности, прежде всего, машиностроения (энергетическое оборудование, машины для нефтегазовой и угольной промышленности, электротехнические изделия), металлургии (трубы, арматура) и химической промышленности (катализаторы, реагенты).

И, если в части ресурсной базы ТЭК риски нарушения надежности поставок (и в целом энергетической безопасности страны) сведены к минимуму, то в плане обеспечения промышленной продукцией в России наблюдается высокая зависимость от импортного оборудования [4]. ТЭК не является исключением: по разным оценкам, доля иностранных технологий, оборудования, комплектующих и материалов в настоящее время составляет 20-60%. Сложное положение наблюдается с поставками парогазовых и газотурбинных установок большой мощности, оборудования для производства сжиженного природного газа (СПГ), катализаторов для нефтепереработки, высокотехнологичного оборудования для разведки и добычи нефтегазовых ресурсов.

Ситуация существенно осложнилась после 2014 г., когда против российской экономики были введены санкции, включающие ограничения на импорт оборудования и материалов для ТЭК [5-8].

В этой связи органами власти Российской Федерации, научно-исследовательскими организациями, коммерческими компаниями проводилась практическая и теоретическая работа по импортозамещению оборудования и материалов для ТЭК. Политика им-портозамещения в России осуществляется с 2014 г. вместе с принятием следующих нормативных документов: ФЗ «О промышленной политике»; «План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году»; «План содействия импортозамещению в промышленности».

В рамках указанных планов предполагается постепенный переход на отечественное производство конкурентоспособной продукции в отраслях, имеющих высокую степень зависимости от импорта.

На сегодняшний день Минпромторг России утвердил более 20 отраслевых планов, охватывающих 2200 технологических направлений отечественной промышленности и определяющих меры стимулирования предприятий. При их составлении были аккумулированы предложения от всех субъектов РФ, институтов развития, Российской академии наук, министерств и российских компаний. Ключевым структурным элементом промышленной политики является Фонд развития промышленности.

С 2014 г. Минэнерго России в сотрудничестве с Минпромторгом, а также с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и компаниями ТЭК ведет работу по снижению зависимости российского ТЭК от импортного оборудования, технологий и материалов. В 2019 г. Минэнерго совместно с Минпромторгом создан Центр компетенций технологического развития ТЭК (ЦКТР ТЭК) на базе ФГБУ «РЭА» Минэнерго России. Прогнозируется, что к 2035 г. российская промышленность освоит до 70-80% номенклатуры изделий для ТЭК.

После ужесточения санкционного режима в 2022 г. Россия фактически осталась отрезанной от внешних рынков по широкой номенклатуре импортных технологий, оборудования, материалов, комплектующих, программного обеспечения. В этих условиях национальная политика импортозамещения начала приобретать новые формы. По словам министра промышленности и торговли Д. Мантурова, Правительство России собирается переходить от рыночной промышленной политики к политике «обеспечения технологического суверенитета». В настоящее время ведется работа с целью запуска собственных аналогов недоступного теперь, но критически важного импорта. Она осуществляется в ручном режиме в кооперации с бизнесом.

Научный и экспертный анализ направлений эффективной политики импортозамещения. В России имеется достаточно широкий круг исследований по теоретическим, отраслевым и практическим аспектам политики импортозамещения, в том числе в сфере ТЭК.

А. Токарев в целом придерживается реализуемого сегодня подхода и утверждает, что решение проблемы импортозамещения должно быть основано на активном взаимодействии поставщиков оборудования, компаний, федеральных и региональных органов власти. Меры государственного регулирования должны включать как стимулы, так и ограничительные механизмы, способствующие росту производственного и инновационного потенциала отечественных поставщиков и подрядчиков, увеличению степени технологической независимости, в том числе российского нефтегазового комплекса [9].

При этом имеется целый ряд проблем с текущим состоянием реализации предложенной политики.

Так, Д. Керимов отмечает, что в настоящее время в стране действует большое число стратегий и программ, содержащих различные показатели в сфере импорто-замещения, которые могут противоречить друг другу. Это затрудняет формирование целей и ожидаемых результатов импортозамещения, приводит к нерациональному расходованию средств на поддержку отечественных производителей оборудования [10; 11]. Е. Карпушин утверждает, что зачастую наблюдаются искажения официальных данных, которые позволяют снизить показатели импортной зависимости в России [12]. С. Толкачев с соавторами и вовсе убеждены, что стратегия импортозамещения пока не выполнила возложенные на нее надежды [13].

Согласно анализу Аналитического центра при Правительстве РФ (выполнен на основе опроса 38 компаний энергетического, нефтегазового машиностроения и электротехнической промышленности), степень проработки нормативно-правовой базы в сфере импортозамещения пока недостаточна для достижения позитивных результатов, при этом большинство компаний считают полный отказ от импорта оборудования нецелесообразным [14].

В отношении будущих направлений реализации политики импортозамещения существует ряд мнений.

Е. Ерохина и А. Гаврилова предлагают использовать две стратегии по привлечению необходимого экономике оборудования, причем их соотношение может быть различным. Если на первом этапе будет доминировать импортосмещение (т. е. переключение на поставщиков из лояльных стран), а собственно импортозамещение будет играть подчиненную роль, то на втором этапе пропорции поменяются в пользу главенствующей роли импортозамещения. При этом на первом этапе больше внимания следует уделять административным методам регулирования, а на втором этапе - рыночным [15].

A. Евтюхин на основе анализа зарубежного опыта предлагает осуществлять политику импортозамещения с учетом экспортного потенциала отечественных производств, поскольку ориентация только на внутренний рынок ограничивает потенциал роста производств, ориентированных на импортозамещение [16].

B. Третьяк с соавторами и Н. Сергеев утверждают, что целью импортозамещения должно стать не столько замещение импортных товаров на внутреннем рынке, сколько повышение их качества и конкурентоспособности на внешнем рынке. Авторы выделяют три стратегии импортозамещения: внутриориентированное, внешне-ориентированное и смешанное. Для России предлагается использовать смешанную стратегию, которая сочетает замещение импорта на внутреннем рынке с экспортной экспансией конкурентоспособных производств [17; 18].

А. Широв и М. Гусев убеждены, что импортозамещение не может эффективно реализовываться, пока четко не сформулирована актуальная стратегия долгосрочного социально-экономического развития России и не определены механизмы управления экономикой. Основой для оценки масштабов импортозамещения должен стать прогноз спроса на основные продукты российского экспорта. Затем можно провести оценку импорта, который можно получить от внешних поставщиков и, наконец, масштабы импорта, который необходимо заместить внутри российским производством. Анализ отдельных внешнеторговых потоков товаров в увязке с производственными возможностями российской промышленности должен стать основой для оценки масштабов импортозамещения, но не единственным ее элементом. Исходя из сложившихся геополитических реалий, России целесообразно формировать независимые от импорта системы, обеспечивающие экономическую безопасность страны (ВПК, АПК, ТЭК, транспорт, связь, здравоохранение) [19].

В целом можно говорить, что Россия находится на начальном этапе длинного пути в решении проблемы импортозамещения и обеспечения технологической независимости, и на данный момент преобладают ручные методы управления данным процессом. Для успешного движения по этому пути необходимы: (а) четкое целепо-лагание; (б) эффективная стратегия; (в) система управления; (г) система мониторинга. Последний элемент является не менее важным по сравнению с другими, поскольку понимание масштабов и динамики изменения регулируемого объекта критично для эффективного управления.

Однако, по мнению авторов, в России до сих пор не решена проблема именно в отношении мониторинга импортозамещения.

Наш анализ показал, что оценки зависимости России от импортного оборудования существенно различаются как в официальных документах, так и в экспертных публикациях.

Так, в Энергетической стратегии России на период до 2030 года (утверждена в 2010 г.) отмечается, что российская промышленность обеспечивает 80-85% потребности ТЭК в оборудовании и материалах, а к 2015 г. этот показатель составит 88%, к 2020 г. - 92%, к 2030 г. - 95-97%. Иная картина описана в Энергетической стратегии России на период до 2035 г. (утверждена в 2020 г.), в которой предполагается, что доля созданного и локализованного в России технологического оборудования для ТЭК в 2024 г. составит 50-60%, в 2035 г. - 70-80%.

Другой пример. По данным Минэнерго России, показатель зависимости от импорта в угольной отрасли превышает 60%. При этом А. Рожков утверждает, что средняя доля использования импортного оборудования в угольной промышленности выросла за 2011-2016 гг. с 54 до 64% [20]. Напротив, Л. Плакиткина, Ю. Плаки-ткин, К. Дьяченко считают, что доля импортного оборудования в отрасли снизилась за 2015-2019 гг. с 76 до 61% [21].

На наш взгляд, подобный разнобой в показателях обусловлен, прежде всего, отсутствием методики их расчета и неясностью информационной базы, на которой строятся оценки импортной зависимости. Поэтому целью настоящей работы является разработка методического подхода к оценке уровня зависимости от импортного оборудования в секторах ТЭК и его апробация.

Подход к измерению масштабов зависимости от импортного оборудования в секторах ТЭК. При разработке подхода к оценке масштабов зависимости от импортного оборудования в секторах ТЭК нужно иметь в виду несколько обстоятельств, которые напрямую влияют на итоговые параметры подхода.

Во-первых, анализируемая зависимость, очевидно, может быть оценена через соотношение объемов импорта и непосредственного ввода нового оборудования. Такое соотношение теоретически может рассчитываться как для физического объема оборудования

(в штуках), так и для его денежного эквивалента. Однако на практике расчет для физического объема не представляется возможным, так как отсутствуют публичные данные о количестве введенного оборудования в России (импорт по ряду позиций представлен в данных ФТС России). Поэтому реалистичным является подход, когда уровень зависимости определяется как соотношение стоимости импортируемого и всего поставленного в России оборудования. В первом случае источником публичных данных служит таможенная статистика ФТС России; во втором - форма статистической отчетности Росстата П2 (инвест), в которой представлена видовая структура инвестиций в основной капитал (закупка оборудования непосредственно связана с накоплением основного капитала в рамках инвестиционной деятельности), где даются объемы капитальных вложений в машины и оборудование, включая хозяйственный инвентарь, транспортные средства, информационное, компьютерное и телекоммуникационное оборудование.

Во-вторых, один и тот же тип машин, оборудования, транспортных средств может быть использован в разных видах экономической деятельности. Например, насосное оборудование используется в добыче нефти, природного газа, но также и для подачи воды. Самосвалы и экскаваторы, шахтное оборудование используются не только для добычи угля, но и в отраслях горнодобывающей промышленности, а также в строительстве. Таким образом, не имеет смысла выполнять чересчур детализированные (в смысле подробного выделения отраслей) оценки, так как это существенно исказит реальную картину. Вместо этого следует сконцентрироваться на сферах с однотипными производственными и технологическими процессами и выполнять расчеты для них. Так, достаточно однородными объектами являются нефтегазовая промышленность, а также электроэнергетика и теплоснабжение. Рассмотрение угольной промышленности в отрыве от других горнодобывающих производств будет некорректным, поэтому следует их рассматривать как единый объект.

Таким образом, оценка масштабов зависимости от импортного оборудования в секторах ТЭК может быть реализована по следующему соотношению:

i-S ^г

nés mes

где: ij - уровень зависимости от импорта оборудования в секторе S в год T; -импорт оборудования по номенклатуре позиций n, относящихся к сектору S, в год T; Cj^ - инвестиции на приобретение оборудования по номенклатуре позиций m, относящихся к сектору S, в год T.

В табл. 1 описана номенклатура позиций оборудования, согласно ТНВЭД (по шестизначным кодам), и секторов, согласно ОКВЭД, которая нужна для выполнения расчетов по приведенному выше уравнению.

К сожалению, современное состояние статистики создает ряд проблем при выполнении оценок. Помимо уже упомянутой невозможности разделить импорт оборудования одного типа (например, экскаваторов) на виды экономической деятельности, которые являются его конечными получателями и эксплуатантами, нам не удалось найти ряд специфических позиций, которые, несомненно, завозятся в Россию из-за рубежа. Например, речь идет об оборудовании для индустрии СПГ, которая колоссальным образом зависит от импорта, но при этом в статистике ФТС России выделяются только резервуары для хранения. Аналогично в статистике Росстата инвестиции в развитие сектора СПГ пока не находят должного отражения. Поэтому в целом можно говорить, что сектор СПГ исключен из анализа.

Следует также обратить внимание, что в газовом секторе России (при исключении выпадающего из анализа сектора СПГ) преобладает использование отечественного оборудо-

вания, материалов, комплектующих2. Поэтому при определенной степени упрощения можно предположить, что импорт оборудования по позициям «Буровые станки и платформы», «Трубы и арматура», «Насосно-компрессорное оборудование», «Сепараторы для очистки нефти и газа» относится целиком к сектору добычи нефти. При таком допущении существует возможность оценить (хоть и грубо) зависимость от импорта для нефтедобычи.

Таблица 1

Классификация секторов ТЭК и относящихся к ним позиций машин и оборудования согласно номенклатуре ТНВЭД и ОКВЭД

Сектор Номенклатура позиций оборудования для оценки импорта (согласно ТНВЭД) Номенклатура секторов для оценки инвестиций (согласно ОКВЭД)

Нефтегазовый сектор Буровые станки и платформы: коды 820719, 843049, 890520 Трубы и арматура: коды 730411, 730419, 730422, 730423, 730424, 730429, 730511, 730512, 730519, 730520, 730539, 730590, 730611, 730619, 730621, 730629 Насосно-компрессорное оборудование: коды 841182, 841350, 841360, 841370, 841381, 841382, 841391, 841392 Сепараторы для очистки нефти и газа: коды 842129, 842139 Емкости для хранения нефти, нефтепродуктов и сжиженного газа: коды 731100, 761300, 730900, 761100 Катализаторы: коды 381511, 381512 Добыча нефти и природного газа Предоставление услуг в области добычи нефти и природного газа Производство нефтепродуктов Производство и распределение газообразного топлива Транспортирование по трубопроводам нефти и нефтепродуктов Транспортирование по трубопроводам газа и продуктов его переработки

Электроэнергетика и теплоснабжение Реакторы ядерные и их части, оборудование для разделения изотопов, ТВЭЛы: коды 840110, 840120, 840130, 840140 Турбины: коды 840681, 840682, 840690, 841011, 841012, 841013, 841090 Котлы: коды 840211, 840212, 840219, 840220, 840290, 840310, 840390, 840410, 840420, 840490 Генераторы: коды 850161, 850162, 850163, 850164, 850212, 850213, 850220, 850231, 850239, 850300 Трансформаторы: коды 850421, 850422, 850423 Выключатели, изоляторы: коды 853530, 853540, 853590, 854460, 854610, 854620, 854690 Производство, передача и распределение электроэнергии Производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха

Угольный сектор и горнодобывающая промышленность Комбайны для очистных и проходческих работ: коды 843031, 843039, 843041, 843050 Шахтные крепи: коды 730840, 847989 Конвейеры: код 842831 Экскаваторы: код 842952 Самосвалы: код 870410 Добыча угля Добыча металлических руд Добыча прочих полезных ископаемых

Нефтедобывающий сектор (оценочно) Буровые станки и платформы Трубы и арматура Насосно-компрессорное оборудование Сепараторы для очистки нефти и газа Добыча сырой нефти Добыча газового конденсата Предоставление услуг в области добычи нефти и природного газа

Источник: составлено авторами.

Таким образом, предложенный подход обладает рядом проблем и объективных недостатков, однако он позволяет оценивать динамические ряды зависимости от импортного оборудования в секторах ТЭК на основе публичных статистических данных, что дает возможность хотя бы укрупненно судить о масштабах и направлении изменения исследуемой величины.

2 Например: иНЬ: кир$://№№А>.т.ерги$$1а.ги/п^$/Ьа$е/2021/663017.Ыт; иНЬ: https://mrg.gazprom.ru/press/about-

сотрапу/2022/03/22/; иНЬ: https://oilcapital.ru/news/2021-02-15/importozameschenie-prineslo-gazpromu-50-mlrd-rubley-za-5-

Ш-1038788

Количественная оценка масштабов зависимости от импортного оборудования в секторах ТЭК. В табл. 2-5 представлены расчеты, выполненные в соответствии с разработанным методом, на рисунке - скользящая средняя за три года5 полученной оценки для уровня зависимости от импортного оборудования в секторах ТЭК.

%

60 55 50 45 40 35 30 25 20

Год

Рисунок. Среднее скользящее за три года значение уровня зависимости от импортного оборудования в секторах ТЭК (год на графике - последний год трехлетнего периода, для которого оценивается среднее скользящее):

---нефтегазовый сектор;--нефтедобывающий сектор; -■- электроэнергетика

и теплоснабжение; -♦- угольный сектор и горнодобывающая промышленность

Источник: оценки авторов.

Таблица 2

Оценка уровня зависимости от импорта оборудования в нефтегазовом секторе России

Показатель оп «п 40 00 о

20 20 20 20 20 20 20 20 20

Импорт, млрд руб. 128 150 155 155 170 181 191 212 204 229

Буровые станки и платформы 12 15 8 15 26 8 13 10 7 8

Трубы и арматура 20 28 23 17 24 32 29 49 24 17

Насосно-компрессорное оборудование 61 68 68 75 76 89 85 85 98 120

Сепараторы для очистки нефти и газа 24 27 43 30 30 35 40 49 48 56

Емкости для хранения нефти, нефтепродуктов 5 8 8 6 6 7 10 9 15 16

и сжиженного газа

Катализаторы 6 4 5 12 8 9 15 10 12 13

Инвестиции в машины и оборудование, млрд руб. 403 499 594 648 516 694 642 738 684 581

Добыча нефти и природного газа 215 218 265 317 240 308 264 303 285 244

Предоставление услуг в области добычи нефти

и природного газа 54 72 80 97 85 115 125 143 117 117

Производство нефтепродуктов 92 155 186 146 113 171 148 164 187 150

Производство и распределение газообразного

топлива 4 4 6 7 6 9 34 72 42 25

Транспортирование по трубопроводам нефти

и нефтепродуктов 28 34 45 61 60 73 44 36 34 34

Транспортирование по трубопроводам газа

и продуктов его переработки 10 16 13 19 12 18 27 19 19 10

Уровень зависимости от импорта, % 32 30 26 24 33 26 30 29 30 39

Источники: ФТС России, Росстат, оценки авторов.

5 Поскольку инвестиционные проекты растянуты во времени и неоднородны с точки зрения объемов ежегодных инвестиций, оценка зависимости от импорта получается достаточно неровной, что можно видеть в табл. 2-5. Среднее скользящее значение сглаживает динамику и позволяет нагляднее представить характер происходящих процессов.

Таблица 3

Оценка уровня зависимости от импорта оборудования в нефтедобывающем секторе России

.г .г .г .г .г .г .г .г

Показатель оп «п 40 00 о

с^ 20 20 20 20 20 20 20 20 20

Импорт, млрд руб. 117 138 141 137 157 165 167 193 177 200

Буровые станки и платформы 12 15 8 15 26 8 13 10 7 8

Трубы и арматура 20 28 23 17 24 32 29 49 24 17

Насосно-компрессорное оборудование 61 68 68 75 76 89 85 85 98 120

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сепараторы для очистки нефти и газа 24 27 43 30 30 35 40 49 48 56

Инвестиции в машины и оборудование, млрд руб. 218 249 280 314 294 399 350 389 331 324

Добыча сырой нефти 164 176 197 215 207 274 222 238 207 193

Добыча газового конденсата 1 1 4 2 2 10 2 8 6 13

Предоставление услуг в области добычи нефти 54 72 80 97 85 115 125 143 117 117

и природного газа

Уровень зависимости от импорта, % 54 55 50 44 53 41 48 50 54 62

Источники: ФТС России, Росстат, оценки авторов.

Таблица 4

Оценка уровня зависимости от импорта оборудования в электроэнергетике и теплоснабжении России

с

Показатель оп «п 40 00 о

20 20 20 20 20 20 20 20 20 20

Импорт, млрд руб. 128 160 163 137 114 100 90 104 123 130

Реакторы ядерные и их части, оборудование 0 0 1 1 1 0 0 0 1 1

для разделения изотопов, ТВЭЛы

Турбины 3 5 9 9 6 8 6 6 8 9

Котлы 18 22 24 21 20 17 19 19 21 24

Генераторы 75 106 107 88 67 57 44 61 71 73

Трансформаторы 18 16 11 7 8 9 11 8 9 10

Выключатели, изоляторы 14 11 11 11 12 9 9 9 13 13

Инвестиции в машины и оборудование, млрд руб. 350 348 351 279 279 333 322 341 395 414

Производство, передача и распределение электроэнергии 329 328 332 249 251 304 288 308 357 366

Производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха 21 20 19 30 28 29 33 33 39 47

Уровень зависимости от импорта, % 37 46 46 49 41 30 28 31 31 31

Источники: ФТС России, Росстат, оценки авторов.

За рассматриваемый период 2012-2021 гг. среднее значение уровня зависимости от импорта оборудования в нефтегазовом секторе составляет 30%, в том числе в нефтедобыче - 51%; в электроэнергетике и теплоснабжении - 37%; в угольном секторе и горнодобывающей промышленности - 55%.

Таблица 5

Оценка уровня зависимости от импорта оборудования в угольном секторе и горнодобывающей промышленности России

Показатель (N m ^t- «л 40 00 0 2 (N

CS 20 20 20 20 20 20 20 20 20

Импорт, млрд руб. 107 84 61 50 70 116 128 117 105 181

Комбайны для очистных и проходческих работ 22 21 15 13 15 17 22 29 24 23

Шахтные крепи 7 7 7 7 10 14 17 15 17 17

Конвейеры 4 2 0 1 1 0 3 3 3 1

Экскаваторы 44 35 26 11 15 36 43 44 39 81

Самосвалы 31 20 13 18 28 49 44 27 20 60

Инвестиции в машины и оборудование, млрд руб. 176 145 115 137 161 161 215 245 203 261

Угольная промышленность 86 57 35 38 54 74 94 115 73 107

Добыча металлических руд 62 57 51 66 61 56 82 89 100 114

Добыча прочих полезных ископаемых 28 31 28 32 46 31 39 40 30 40

Уровень зависимости от импорта, % 61 58 54 37 43 72 60 48 51 69

Источники: ФТС России, Росстат, оценки авторов.

При этом мы видим, что секторы-лидеры по импортной зависимости (нефтедобыча и угольный сектор) демонстрировали некоторые позитивные сдвиги в 20152019 гг., однако затем вновь произошло наращивание доли импорта, и по состоянию на конец 2021 г. указанные отрасли вновь вернулись к досанкционным позициям, характерным до 2014 г.

Единственный сектор, в котором произошло устойчивое снижение зависимости от импорта, - это электроэнергетика и теплоснабжение. Указанные изменения можно связать со следующими процессами:

- локализацией на территории России мощностей для производства газовых турбин большой мощности совместными предприятиями с зарубежными лидерами в данной отрасли. Такие турбины высоко востребованы в российской электроэнергетике при реализации инвестиционных проектов в сфере генерации. Так, в 2011 г. было создано ООО «Сименс Технологии Газовых Турбин» (с участием Siemens), которое запустило в 2015 г. заводской комплекс по производству мощных турбин в Ленинградской области. Также в 2011 г. было создано ООО «Русские Газовые Турбины» (с участием General Electric), которое запустило в 2014 г. завод по производству газотурбинных установок в Ярославской области;

- прохождением в период до 2014 г. пика закупок импортного генерирующего оборудования для проектов в рамках договоров о предоставлении мощности, которые во многом предполагали строительство блоков ПГУ на основе высокоэффективных зарубежных решений.

Выводы и рекомендации для снижения импортной зависимости в российском ТЭК. Разработанный метод для оценки зависимости от импортного оборудования в секторах ТЭК является прозрачным с точки зрения алгоритма расчетов и опирается на публичную статистику. Выполненные в соответствии с ним оценки по-

казывают, что за период активной реализации политики импортозамещения в России (после введения санкций в 2014 г.) значимые и устойчивые успехи достигнуты только в секторе электроэнергетики и теплоснабжения; в нефтедобыче и угольном секторе, являющихся «лидерами» по доле используемого импортного оборудования, ситуация коренным образом не поменялась.

Позитивный опыт электроэнергетики опирается на организацию производств по локализации генерирующего оборудования совместно с зарубежными компаниями. Несмотря на то, что подобная практика помогает снизить долю импорта, она не решает проблему технологического суверенитета и не снимает риски нарушения инвестиционных и производственных процессов. Это происходит, так как даже при очень высокой степени локализации, как правило, остается импорт наиболее сложных узлов, без которых невозможно устойчивое функционирование сборочных производств; кроме того, значительная часть комплектующих и компонентов может иметь зарубежное происхождение.

В этой связи рационально внедрять в практику регулирования и стимулирования инвестпроектов расчет степени локализации по всей технологической цепочке.

Но наиболее принципиальным условием достижения позитивных сдвигов является перенаправление в сферу исследований и разработок не менее 1% ВВП. Такое требование объясняется тем, что ежегодные совокупные затраты России на НИОКР оцениваются величиной 2,1% ВВП, из которых только 1 п. п. обеспечен внутренними затратами и 1,1 проц. п. импортируется в виде зарубежных технологий, техники, программного обеспечения [22].

Если говорить о направлениях политики импортозамещения, она должна реали-зовываться в «смешанной» логике, когда вытеснение зарубежных поставщиков с внутреннего рынка дополняется занятием отечественной конкурентоспособной продукцией ниш на внешних рынках. Российский ТЭК принципиально способен на это. За 2012-2021 гг. из России было экспортировано оборудования, использующегося в ТЭК, на 2,2 трлн руб. (для сравнения, импорт составил 4 трлн руб.). Половина всех экспортных поставок обеспечена оборудованием для электроэнергетики и теплоснабжения (здесь преобладают ядерные реакторы и оборудование для атомной энергетики, которые составили 30% всего энергетического экспорта из России; имеются значимые поставки генераторов, турбин и котлов - совокупно они обеспечили 13% поставок); еще 42% - нефтегазовым оборудованием (здесь преобладают трубы и арматура, а также насосно-компрессорное оборудование - на них пришлось 26 и 9% всех поставок соответственно).

Важным направлением должно стать совершенствование и открытость статистической базы, а также организация системы мониторинга в сфере импортозамещения. Без четкого понимания реального положения дел в динамике не приходится говорить о перспективах достижения каких-либо целевых показателей в этой сфере.

Литература/References

1. Костин К.Б. Концепция обеспечения энергетической безопасности (применительно к решению проблемы импортозамещения в электроэнергетике России) // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2015. № 1 (91). С. 32-43. [Kostin K.B. The concept of ensuring energy security (in relation to solving the problem of import substitution in the electricpower industry of Russia) //Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta. 2015. № 1 (91). P. 32-43. (In Russ.)]

2. Бодрунов С.Д. Реиндустриализация экономики и проблема импортозамещения: роль и задачи информационной индустрии //Вестник РЭУ им. Г.В. Плеханова. 2015. № 4 (82). С. 137-132. [Bodrunov S.D. Reindus-trialization of the economy and the problem of import substitution: the role and tasks of the information industry // Vestnik REU im. G.V. Plekhanova. 2015. № 4 (82). P. 137-132. (In Russ.)]

3. Бодрунов С.Д. Теория и практика импортозамещения: уроки и проблемы. СПб.: ИНИР им. С.Ю. Витте, 2015. 171 с. [Bodrunov S.D. Theory and practice of import substitution: lessons and problems. SPb.: INIR im. S.Yu. Vitte. 2015. 171 p. (In Russ.)]

4. Дмитриевский А.Н., Комков Н.И., Кротова М.В., Романцов В.С. Стратегические альтернативы импортозамещения оборудования ТЭК для нефтегазового комплекса // Проблемы прогнозирования. 2016.

№ 1. С. 18-35. [Dmitrievskii A.N., Komkov N.I., Krotova M.V. et al. Strategic alternatives ofimport substitution ofpower equipmentfor the oil-and-gas sector // Studies on Russian Economic Development. 2016. Vol. 27. No. 1. 21-33. https://doi.org/10.1134/S1075700716010020]

5. Кулагин В.А., Грушевенко Д.А., Козина Е.О. Эффективное импортозамещение // Энергетика и геополитика. 2015. № 1. С. 49-57. [Kulagin V.A., Grushevenko D.A., Kozina E.O. Effective import substitution //Ener-getika i geopolitika. 2015. № 1. P. 49-57. (In Russ.)]

6. Грабчак Е.П., Медведева ЕА., Голованов К.П. Импортозамещение — драйвер развития или вынужденная мера // Энергетическая политика. 2016. № 3. С. 74-85. [GrabchakE.P., MedvedevaEA., GolovanovK.P. Import substitution -a driver of development or a necessary measure //Energeticheskayapolitika. 2016. № 3. P. 74-85. (In Russ.)]

7. Арифулова Д.Н., Решетова Е.С. Импортозамещение в энергетическом машиностроении //Вестник университета. 2017. № 12. С. 64-71. DOI: https://doi.org/10.26425/1816-4277-2017-12-64-71. [Arifulova D.N., Reshetova E.S. Import substitution in power engineering // Vestnik universiteta. 2017. № 12. P. 64-71. (In Russ.)]

8. Горбунова О.А. Воздействие санкций на функционирование российских компаний нефтегазового сектора на мировом рынке нефти и газа // Вестник Евразийской науки. 2018. №2. 7 с. URL: https://esj.to-day/PDF/07ECVN218.pdf [Gorbunova O.A. The impact of sanctions on the functioning of Russian companies in the oil and gas sector in the global oil and gas market // Vestnik Evrazijskoj nauki. 2018. № 2. 7p. (In Russ.)]

9. Токаев А.Н. Сможем ли заместить импорт в «нефтянке»? // ЭКО. 2015. № 4. С. 5-19. [Tokaev A.N. Will we be able to replace imports in the oil industry? //EKO. 2015. № 4. P. 5-19. (In Russ.)]

10. Керимов ДА. Импортозамещение в энергетике // Вестник Югорского государственного университета. 2016. № 4 (43). С. 52-55. [Kerimov D.A. Import substitution in the energy sector // Vestnik Yugorskogo gosudar-stvennogo universiteta. 2016. № 4 (43). P. 52-55. (In Russ.)]

11. Керимов Д. А. Импортозамещение в энергетической отрасли как основа экономического роста региона // Вестник Югорского государственного университета. 2017. № 2 (45). С. 20-22. [Kerimov D.A. Import substitution in the energy industry as the basis for the economic growth of the region // Vestnik Yugorskogo gosudar-stvennogo universiteta. 2017. № 2 (45). P. 20-22. (In Russ.)]

12. Карпушин Е.С. Импортозамещение в России: результаты и перспективы развития //Петербургский экономический журнал. 2016. № 2. С. 23-30. [Karpushin E.S. Import substitution in Russia: results and development prospects //Peterburgskij ekonomicheskij zhurnal. 2016. № 2. P. 23-30. (In Russ.)]

13. Толкачев С А, Донцова О.И., Комолов О.О. Российская промышленность: влияние санкций и перспективы импорто-замещения //Экономика, предпринимательство и право. 2019. № 4. С. 271-288. DOI: 10.18334/epp.9.4.41512. [Tol-kachev SA., Dontsova O.I., Komolov O.O. Russian industry: the impact of sanctions and prospects for import substitution// Ekonomika, predprinimatel'stvo ipravo. 2019. № 4. P. 271-288. (In Russ.)]

14. Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации. Проблемы импортозамещения в отраслях ТЭК и смежных сферах. Сентябрь 2016г. URL: https://ac.gov.ru/archive/files/publication/a/10298.pdf [Analytical Center under the Government of the Russian Federation. Problems of import substitution in the fuel and energy sector and related areas. September 2016. (In Russ.)]

15. Ерохина Е.В., Гаврилова А.С. Реализация политики импортозамещения с учетом угроз энергетической безопасности страны // Экономическая безопасность. 2020. № 4. С. 519-532. DOI: 10.18334/ecsec.3.4.110841. [Erokhina E.V., Gavrilova A.S. Implementation of the import substitution policy, taking into account the threats to the energy security of the country // Ekonomicheskaya bezopasnost'. 2020. № 4. P. 519-532. (In Russ.)]

16. Евтюхин А.С. Мировой опыт реализации политики импортозамещения как фактор обеспечения экономической безопасности // Теневая экономика. 2019. № 4. С. 151-159. DOI: 10.18334/tek.2.4.40903. [Evtyukhin A.S. World experience in implementing import substitution policy as a factor in ensuring economic security // Tenevaya ekonomika. 2019. № 4. P. 151-159. (In Russ.)]

17. Третьяк В.В., Круглова И.А., Сигова М.В. Методические подходы к реализации стратегии импортозаме-щения в России // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2016. № 1 (97). С. 12-16. [Tretyak V.V., Kruglova I.A., Sigova M.V. Methodological approaches to the implementation of the import substitution strategy in Russia // Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta. 2016. № 1 (97). P. 12-16. (In Russ.)]

18. Сергеев Н.Н. Формирование стратегий и моделей импортозамещения в топливно-энергетическом комплексе. IXмеждународная научно-практическая конференция «Современные тенденции и инновации в науке и производстве» 15 апреля 2020 г. 266-1-6 сс. URL: https://kuzstu.su/dmdocuments/INPK/9INPK_Sbornic-2020/pages/%D0%A1% D0%B5%D0%BA%D1 %86%D0%B8%D1 %8F%202/266.pdf [Sergeev NN. Formation of strategies and models of import substitution in the fuel and energy complex. IX international scientific and practical conference «Modern trends and innovations in science and production». April 15, 2020 266-1-6pp. (In Russ.)]

19. Широв А., Гусев М. Импортозамещение: стратегия и тактика успеха // Эксперт. 2022. № 27. 4-10 июля. С. 56-59. [Shirov A., GusevM. Import substitution: strategy and tactics of success //Ekspert. 2022. № 27. 4-10 July. P. 56-59. (In Russ.)]

20. Рожков А.А. Структурный анализ импортозамещения в угольной промышленности России: реальность и прогноз // Горная промышленность. 2017. № 6 (136). С. 4-13. [Rozhkov A.A. Structural Analysis of Import Substitution in the Russian Coal Industry: Reality and Forecast // Gornaya promyshlennost'. 2017. № 6 (136). P. 4-13. (In Russ.)]

21. Плакиткина Л.С., Плакиткин Ю.А., Дьяченко К.И. Оценка производственного потенциала отечественных машиностроительных предприятий для реализации программы импортозамещения в угольной отрасли // Уголь. 2021. № 1. С. 34-42. DOI: 10.18796/0041-5790-2021-1-34-42. [Plakitkina L.S., Plakitkin Yu.A, Dyachenko K.I. Assessment of the production potential of domestic machine-building enterprises for the implementation of the import substitution program in the coal industry // Ugol'. 2021. № 1. P. 34-42. (In Russ.)]

22. Потенциальные возможности роста российской экономики: анализ и прогноз. Научный доклад /Под ред. члена-корреспондента РАН А.А. Широва. М.: Артик Принт, 2022. 296 с. DOI: 10.47711/sr2-2022. [Potential Growth Opportunities for the Russian Economy: Analysis and Forecast. Scientific report / Ed. Corresponding Member of the Russian Academy of Sciences A.A. Shirov. M.: Artik Print, 2022. 296p. (In Russ.)]

Статья поступила в редакцию 01.09.2022. Статья принята к публикации 21.09.2022.

Для цитирования: А.Ю. Колпаков, В.В. Саенко. Анализ зависимости секторов топливно-энергетического комплекса России от импортного оборудования на основе публичных данных // Проблемы прогнозирования. 2023. № 1(196). С. 144-155. БО!: 10.47711/0868-6351-196-144-155

Summary

ANALYSIS OF RUSSIA'S ENERGY SECTOR DEPENDENCE ON IMPORTED EQUIPMENT ON THE BASIS OF PUBLIC DATA

A.Yu. KOLPAKOV, Cand. Sci. (Econ.), Institute of Economic Forecasting, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia

ORCID: 0000-0003-4812-4582; Scopus Author ID: 55039903300 V.V. SAENKO, Cand. Sci. (Econ.), Institute of Economic Forecasting, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia

ORCID: 0000-0002-7004-7205; Scopus Author ID: 57190430411

Abstract: The article proposes a method for assessing the dependence of energy sectors on imported equipment based on public statistics. The estimates made in accordance with the proposed method show that significant and sustainable progress in the field of import substitution has been achieved for 2012-2021 only in the electricity and heat supply sector. In the oil and coal sectors, which are characterized by the highest share of imported equipment used, the situation has not changed fundamentally. The organization of a monitoring system in the field of import substitution in Russia should become an important part of the relevant policy, especially under the conditions of unprecedented foreign economic restrictions on the import of technologies and equipment.

Keywords: energy sector, import, equipment, oil, gas, electricity, coal, import substitution.

Received 01.09.2022. Accepted 21.09.2022.

For citation: A.Yu. Kolpakov and V.V. Saenko. Analysis of Russia's Energy Sector Dependence on Imported Equipment on the Basis of Public Data // Studies on Russian Economic Development. 2023. Vol. 34. No. 1. Pp. 96-104. DOI: 10.1134/S1075700723010094

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.