УДК 343.344
МАРИУС ИОКУБОВИЧ МУРКШТИС,
кандидат юридических наук, адвокат, Московская областная коллегия адвокатов, г. Москва, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ ОРУЖИЯ (НА ПРИМЕРЕ СТРАН СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ)
Для цитирования
Муркштис, М. И. Анализ зарубежного законодательства об ответственности за незаконный оборот оружия (на примере стран Содружества Независимых Государств) / М. И. Муркштис // Человек: преступление и наказание. - 2018. - Т. 26(1-4), № 4. - С. 437-440.
Аннотация. Статья посвящена анализу зарубежного законодательства об ответственности за незаконный оборот оружия (на примере стран Содружества Независимых Государств). Рассматриваются уголовные законы Армении, Казахстана и Беларуси как характерные примеры состояния уголовного законодательства в данной области. Выделяются законодательные подходы, которые могут быть использованы в качестве положительного опыта в процессе законотворческой деятельности. В целом в законодательстве большинства стран Содружества Независимых Государств преобладает единый подход к описанию преступлений в сфере незаконного оборота оружия, что проявляется в восприятии данных преступлений как преступлений против общественной безопасности, ответственности за относительно небольшое число одних и тех же деяний. Это во многом объясняется общей историко-правовой природой и схожими традициями уголовного законодательства, проистекающими из уголовного законодательства СССР. Среди особенностей законодательства сопредельных стран Содружества Независимых Государств, которые могут быть учтены в процессе законотворческой деятельности, следует выделить: установление уголовной ответственности за подделку или умышленное уничтожение маркировки огнестрельного оружия; использование института административной преюдиции для ряда деяний в сфере незаконного оборота оружия с меньшей степенью общественной опасности.
Ключевые слова: оружие, незаконный оборот, Армения, Казахстан, Беларусь, уголовная ответственность, преюдиция.
Исследование зарубежного уголовного законодательства об ответственности за незаконный оборот оружия в настоящий момент представляет особую актуальность, прежде всего, в аспекте учета опыта зарубежных государств в процессе моделирования российского уголовного законодательства в рассматриваемой области. Значи-
© Муркштис М. И., 2018
тельны й интерес представляет законодательство стран Содружества Независимых Государств (СНГ), как наиболее приближенных к России в правовом поле. Ввиду схожести законодательных решений в рассматриваемой области в целом ряде уголовных законов представим только наиболее характерные законодательные решения в данной сфере.
В Уголовном кодексе Армении (УК Армении) ответственность за незаконный оборот оружия установлена в ст. 235, 236:
а) в ст. 235 УК Армении установлена ответственность за незаконное приобретение, сбыт, хранение, перевозку или ношение огнестрельного оружия (кроме гладкоствольного огнестрельного оружия и патронов к нему), боеприпасов, патронов к нарезному огнестрельному оружию, взрывчатых веществ или взрывных устройств;
б) квалифицированными видами рассматриваемого преступления являются: совершение преступления группой лиц по предварительному сговору; совершение преступления организованной группой;
в) предусмотрен самостоятельный привилегированный состав преступления - незаконное ношение газового, холодного или метательного оружия;
г) в ст. 236 УК Армении установлена ответственность за незаконное изготовление или ремонт огнестрельного оружия, комплектующих деталей к нему, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств;
д) для обоих составов преступления предусмотрено основание освобождения от уголовной ответственности, предполагающее добровольную сдачу указанных в ст. 235, 236 УК Армении предметов и отсутствие иного состава преступления в действиях виновного лица.
В Уголовном кодексе Казахстана (УК Казахстана) ответственность за незаконный оборот оружия предусмотрена в ст. 287, 288, в частности:
1) за незаконные ношение или сбыт холодного оружия, за исключением, когда ношение холодного оружия связано с охотничьим промыслом, а равно продажу работниками организаций торговли оружия и боевых припасов к нему физическим лицам, организациям, не имеющим соответствующего разрешения (ч. 1 ст. 287 УК Казахстана);
2) незаконные приобретение, передачу, сбыт, хранение, перевозку или ношение огнестрельного бесствольного оружия, газового оружия с возможностью стрельбы патронами травматического действия, короткоствольного гладкоствольного оружия, а равно патронов к ним (ч. 2 ст. 287 УК Казахстана);
3) незаконные приобретение, передачу, сбыт, хранение, перевозку или ношение огнестрельного оружия (кроме гладкоствольного охотничьего), боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств (ч. 3 ст. 287 УК Казахстана);
4) незаконные изготовление или ремонт огнестрельного оружия, комплектующих деталей к нему, а равно незаконное изготовление боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств (ч. 1 ст. 288 УК Казахстана);
5) незаконное изготовление газового оружия, холодного оружия, в том числе метательного оружия (ч. 4 ст. 288 УК Казахстана).
Квалифицированными видами рассматриваемых составов преступлений, согласно уголовному законодательству Казахстана, являются: данные деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору или неоднократно, а также совершенные преступной группой.
Предусмотрено специальное основание освобождения от уголовной ответственности в отношении лиц, добровольно сдавших предметы, указанные в ст. 287, 288, если в их действиях не содержится состава иного преступления. При этом приме-
нительно к ст. 287 УК Казахстана есть специальное указание, что не признается добровольной сдача предметов, указанных в настоящей статье, в случае их изъятия при задержании лица, а также при производстве следственных действий по их обнаружению и изъятию.
В Уголовном кодексе Беларуси (УК Беларуси) представлено более сложное законодательное решение относительно ответственности за незаконный оборот оружия. Соответствующие нормы располагаются в ст. 295-298 УК Беларуси и относятся к преступлениями против общественной безопасности. В частности, установлена ответственность:
а) за незаконные изготовление, приобретение, передачу во владение, сбыт, хранение, перевозку, пересылку или ношение огнестрельного оружия (кроме охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия), боеприпасов (кроме боеприпасов к охотничьему огнестрельному гладкоствольному оружию), взрывчатых веществ, взрывных устройств, либо незаконные изготовление, приобретение, передачу во владение, сбыт, перевозку, пересылку или ношение составных частей или компонентов огнестрельного оружия (кроме составных частей и компонентов охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия), либо незаконные изготовление или сбыт основных частей взрывных устройств (ст. 295 УК Беларуси);
б) незаконные ношение либо перевозку холодного оружия, совершенные в течение года после наложения административного взыскания за такие же действия (ч. 1 ст. 296), а также незаконные изготовление либо сбыт холодного оружия (ч. 2 ст. 296);
в) незаконные ношение либо перевозку газового, пневматического или метательного оружия, совершенные в течение года после наложения административного взыскания за такие же действия (ч. 1 ст. 297), а также незаконные изготовление либо сбыт газового, пневматического или метательного оружия (ч. 2 ст. 297);
г) незаконные приобретение, передачу во владение, хранение, перевозку, пересылку или ношение охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия или боеприпасов к нему либо незаконные приобретение, передачу во владение, перевозку, пересылку или ношение составных частей или компонентов охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия, совершенные в течение года после наложения административного взыскания за такие же действия (ч. 1 ст. 295.1), а также незаконные изготовление либо сбыт охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия, его составных частей, компонентов или боеприпасов к нему (ч. 2 ст. 295.1);
д) подделку или умышленное уничтожение маркировки огнестрельного оружия (ст. 295.2).
Среди квалифицирующих признаков, предусмотренных для преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, в белорусском уголовном законодательстве следует отметить совершение преступлений с целью сбыта; повторно; группой лиц; группой лиц по предварительному сговору; организованной группой; должностным лицом с использованием своих служебных полномочий; лицом, которому оружие массового поражения или его основные части, огнестрельное оружие, его составные части или компоненты, боеприпасы, взрывчатые вещества или взрывные устройства выданы для служебного пользования или вверены под охрану; с целью совершения ряда преступлений террористической направленности.
Примеры законодательных решений в сфере противодействия незаконному обороту оружия в странах СНГ можно было бы продолжить. Однако в уголовном законодательстве Армении, Беларуси и Казахстана содержатся наиболее характерные решения в
данной области. Рассмотрение законодательства иных государства СНГ в связи с этим будет нерациональным дублированием схожего нормативного материала.
Анализ представленных уголовно-правовых норм позволил сделать следующие выводы:
1. В уголовном законодательстве стран СНГ сложилась единая позиция, согласно которой преступления в сфере незаконного оборота оружия относятся к преступлениям против общественной безопасности.
2. В целом отмечается три основных подхода к конструированию уголовно-правовых норм в рассматриваемой области:
а) с учетом признаков объективной стороны состава преступления, когда за основу при выделении отдельных составов преступления берется отдельное деяние (деяния) в сфере незаконного оборота оружия (деятельный подход);
б) с учетом признаков предмета преступления, когда за основу при выделении отдельных составов преступлений в сфере незаконного оборота оружия учитываются признаки предмета преступления, то есть вида оружия (предметный подход);
в) на основе сочетания признаков предмета преступления и признаков объективной стороны преступлений в сфере незаконного оборота оружия (смешанный подход).
3. Как правило, ответственность установлена за следующие виды деяний:
а) изготовление, приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение огнестрельного оружия;
б) изготовление, ношение, перевозка, сбыт холодного оружия;
в) незаконное изготовление газового оружия.
4. Среди особенностей уголовной ответственности в сфере незаконного оборота оружия, которые могут быть восприняты в процессе законотворческой деятельности в российских условиях, следует отметить:
а) установление уголовной ответственности за подделку или умышленное уничтожение маркировки огнестрельного оружия;
б) использование института административной преюдиции для ряда деяний с меньшей степенью общественной опасности. Потенциально такое законодательное решение может позволить дифференцировать различные виды деяний в сфере незаконного оборота оружия по степени их общественной опасности;
в) в законодательстве ряда государств (Беларусь, Казахстан) есть специальное указание на квалифицирующий признак неоднократности совершенного деяния.
Резюмируя изложенное, следует отметить, что в целом в законодательстве большинства стран СНГ преобладает единый подход к описанию преступлений в сфере незаконного оборота оружия, что проявляется в восприятии данных преступлений как преступлений против общественной безопасности; ответственности за относительно небольшое число одних и тех же деяний. Это во многом объясняется общей историко-правовой природой и связанными с этим схожими традициями уголовного законодательства, проистекающими из уголовного законодательства СССР. Среди особенностей законодательства сопредельных стран СНГ, которые могут быть учтены в процессе законотворческой деятельности, следует выделить: установление уголовной ответственности за подделку или умышленное уничтожение маркировки огнестрельного оружия; использование института административной преюдиции для ряда деяний в сфере незаконного оборота оружия с меньшей степенью общественной опасности.