УДК: 334 ББК: 65.6
Жарова Е.Н., Грибовский А.В.
АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА РАЗВИТИЯ ТРАНСФЕРА ТЕХНОЛОГИЙ В НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ1
Zharova E.N., Gribovsky A V.
THE ANALYSIS OF FOREIGN EXPERIENCE OF DEVELOPMENT OF TECHNOLOGIES TRANSFER IN SCIENTIFIC-EDUCATIONAL SPHERE
Ключевые слова: трансфер технологий, зарубежный опыт, наука, производство, бизнес, университет, научная организация, коммерциализация, результат интеллектуальной деятельности.
Keywords: technology transfer, foreign experience, science, production, business, university, scientific organization, commercialization, the result intellectual activity.
Аннотация: одним из важнейших инструментов, обеспечивающих инновационное развитие экономики, и прежде всего ее наукоемких отраслей, является трансфер технологий в научно -образовательной сфере. На сегодняшний день данный процесс в России осуществляется стихийно, является недостаточно эффективным и не обеспечивает массового притока результатов научных исследований и разработок в реальный сектор экономики. В статье проведен анализ передового зарубежного опыта трансфера технологий в научно-образовательной сфере и основных тенденций его развития. Полученные результаты могут быть использованы при создании в нашей стране эффективной системы трансфера технологий.
Abstract: one of the most important tools providing the innovative development of the economy and, above all, its high-tech industries are a technology transfer in the scientific and educational sphere. To date, this process in Russia is carried out spontaneously, is insufficient and does not provide a mass influx of research results and developments in the real sector of the economy. In the article the analysis of advanced foreign experience of technology transfer in science and education and the main trends of its development. The obtained results can be used to create in our country an effective system of technology transfer.
Трансфер технологий является одним из важнейших инструментов, обеспечивающих инновационное развитие экономики государства, и прежде всего наукоемких отраслей. Согласно руководству Фраскати, содержащему официальные рекомендации ОЭСР по измерению и интерпретации данных, относящихся к науке, технологиям и инновациям под трансфером технологий понимается «передача научно-технических знаний и опыта для оказания научно - технических услуг, применения технологических процессов, выпуска продукции».2 Схожее определение дает и Консорциум американских федеральных лабораторий (FLC), который трактует трансфер технологий как «процесс, посредством которого знания, механизмы и оборудование, полученные в результате проведения исследовательских работ, финансируе-
мых федеральным бюджетом, используются для обеспечения частных и общественных нужд»3. В экономической литературе встречается множество определений трансфера технологий, основным смыслом которых является передача идей или инноваций из научно-исследовательских лабораторий и университетов в бизнес сектор. Однако существуют и различия, которые заключаются в том, что одни авторы понимают под процессом трансфера технологий передачу информации об инновации вплоть до ее коммерциализации, то есть напрямую увязывают этот процесс с обязательным извлечением прибыли, то другие считают, что передача технологии не обязательно влечет за собой получение прибыли (в основном это относится к экологическим технологиям).
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Совершенствование механизмов трансфера технологий в Российской Федерации (проект № 16 -02-00223а)
2 Измерение научно-технической деятельности. Предлагаемая стандартная практика для обследований исследований и экспериментальных разработок: Руководство Фраскати / Перевод и научн. ред. Л.М. Гохберга. Париж—Москва: ОЭСР. ЦИСН. 1995.
3 Теребова С. В. Трансфер технологий как элемент инновационного развития экономики // Проблемы развития территории. 2010. №4. С. 31-36 [Электронный ресурс]. - URL:http://cyberleninka.ru/article/n/transfer-tehnologiy-kak-element-innovatsюnnogo-razvitiya-ekoшmiki (дата обращения: 11.05.2016).
Анализ зарубежного опыта трансфера технологий из научно-образовательной сферы в бизнес свидетельствует, что правительства стран, являющихся лидерами в данной области, уделяют большое внимание данному вопросу. При этом в таких странах, как США, Финляндия трансфер технологий включен в обязательную деятельность наравне с образовательной и научно- исследовательской деятельностью.
Существует несколько возможных вариантов трансфера технологий:
1. Прямая передача технологий в действующую компанию.
2. Создание при научной или образовательной организации start-up и spin-off-компаний.
3. Передача технологий в специализированную структуру, выступающую посредником между научной или образовательной организацией и бизнесом.
Трансфер технологий обеспечивает взаимосвязь науки и производства, при этом особое место занимают центры трансфера технологий в составе государственных научных и образовательных организаций. При всем разнообразии названий - центры (офисы, агентства) трансфера технологий; офисы (отделы, бюро) лицензирования или патентования и т.д. - их основной функцией является обеспечение участников инновационных процессов всеми необходимыми услугами для реализации их потенциала и развития инновационных возможностей по принципу «одного окна».
Первые такие центры в их современном понимании появились в Европе и США в соро-ковых-пятидесятых годах прошлого века с целью обеспечения коммерциализации военных технологий и технологий двойного предназначения путем создания на их основе широкого спектра продукции гражданского назначения. Широкое развитие этой организационной формы произошло в 80-90-е годы прошлого века с принятием в целом ряде стран законов, предоставивших университетам права на разработки, созданные за счет государственного финансирования. Первыми и наиболее известными из них являются американские законы «О процедурах патентования в университетах и малом бизнесе» (University and Small Business Patent Procedure Act of 1980), Бэй-Доула (Bayh-Dole Act of 1980), «О технологических инновациях Стивенсона-Уайдлера» (Stevenson - Wydler Technology Innovation Act of 1980). Принятие этих законов и последующих нормативных актов - федерального закона 1986 г. о передаче технологий (Federal Technology Transfer Act), закона 1988 г. о торговле и сотрудничестве (Omnibus Trade and Competitiveness Act) и зако-
на 1989 г. о национальной конкурентоспособности (National Competitiveness Act) открыло зеленый свет созданию в США современной инфраструктуры трансфера технологий в научно-образовательной сфере.
Вслед за США по этому пути пошли и другие промышленно-развитые страны. В частности, принятый в 1995 г. в Японии Базовый закон о науке и технологии предусматривал комплекс мер, направленных на укрепление кооперации в области инновационных разработок между научными учреждениями и промышленными компаниями. В 1998 году в Японии принимается «Закон о поддержке трансфера технологий между вузами и промышленностью» («Law of Promoting University- Industry TechnologyTransfer»), аналогичный американскому Bayh Dole Act, в соответствии с которым и принятыми позднее законами «О специальных мерах стимулирования промышленности» (1999 г.) и «Об укреплении промышленного технического потенциала» (2000 г.) разработан и реализован целый ряд мер, содействующих развитию трансфера технологий в научно-образовательной сфере1. В 2004 г. японское законодательство предоставило всем национальным университетам независимый юридический статус с тем, чтобы университеты могли принимать участие в инициативах, связанных с созданием центров трансфера технологий (ЦТТ)2. Во Франции многие, имевшие место препятствия в области регулирования трансфера технологий устранил Закон об инновациях и научных исследованиях (Loi no 99-587 du 12 juillet 1999 sur l'innovation et la recherche). Вопросы кооперации между университетами, исследовательскими институтами, государственными структурами и частными компаниями рассматриваются также в Программном законе о научных исследованиях (Loi de programme du 18 avril 2006 pour la recherche, traduction législative du «Pacte pour la Recherche» entre l'État et les citoyens); установившем законодательные основы взаимоотношений государства и граждан при проведении исследований и Законе о правах и обязанностях университетов (Loi du 10 août 2007 sur les libertés et responsabilités des universités) 3.
В настоящее время в структуру большин-
1 Глобальная трансформация инновационных систем / Отв. ред. НИ. Иванова М.: ИМЭМО РАН, 2010. 163 с.
2 Грибовский А.В. Приоритетные направления государственно-частного партнерства в научно-технической и инновационной сферах (зарубежный опыт) / А.В. Грибовский, А.Л. Судариков // Наука, Инновации, Образование. 2011. № 10. С. 175-191.
3 Судариков А.Л. Государственно-частные партнерства в сфере науки, технологий и инноваций: зарубежный опыт / А.Л. Судариков, А.В. Грибовский // Инновации. 2012. № 7. С. 47-59.
ства зарубежных университетов входят отделы, несущие ответственность взаимодействие университета и бизнеса. К ним относятся центры трансфера технологий, центры передовых технологий или центры коммерциализации результатов научно-технической деятельности (Швейцария, Швеция, Великобритания, Германия, США, Китай, Япония и др.), оказывающие помощь в коммерциализации разработок университетов. В частности, в Китае каждый крупный научно- исследовательский университет имеет в своей структуре отдел, занимающиеся трансфером технологий и финансируемый из доли от общих средств, выделенных университету Правительством КНР.
По объему и содержанию выполняемых функций университетские центры трансфера технологий подразделяются на два основных типа \ Первый тип - «консультант-администратор» или «научный магазин». Подобный центр выполняет функции официального контактного пункта для обращений потенциальных партнеров и заказчиков научных исследований, а также оказывает различного рода консультационные и справочные услуги сотрудникам университетов. Примерами могут служить Офис трансфера технологий Университета Аугсбурга (Transferstelle der Universität Augsburg, Германия), Научный магазин Университета Твенте (The Science Shop at the University of Twente, Нидерланды). Большинство работ,
сопутствующих трансферу технологий -патентование, лицензирование, экспертиза, -отдаются такими центрами на аутсорсинг.
Второй тип университетского центра трансфера технологий - «предприниматель». В отличие от первого, такой центр выступает координатором и активным участником всех этапов трансфера технологий, начиная от первичной оценки потенциальной ценности изобретений и заканчивая организацией взаимодействия с промышленными
предприятиями на этапе внедрения и эксплуатации технологий. Например, в задачи Агентства трансфера технологий Мюнстерского университета (Technologietransfer-Agentur der Westfälischen Wilhelms-Universität Münster, Германия) входят информирование общества о научных достижениях, разработка и согласование маркетинговых исследований университета, организация собственных и участие в сторонних выставках и ярмарках,
1 Лебедева С.В. Управление коммерциализацией научных исследований: трансфер технологий, пути и перспективы развития / С.В. Лебедева // ИнВестРегион. 2014. № 4. С. 48-53.
развитие партнерской сети, организация контактов ученых с представителями промышленности, дизайн и управление проектами трансферта, рекламная и информационная поддержка, руководство патентной деятельностью, стимулирование и поддержка стартапов и многое другое.
Офис коммерциализации и
корпоративного развития Государственного университета штата Орегон (Office for Commercialization and Corporate Development of the Oregon State University) имеет собственный венчурный фонд, оказывает широкий спектр услуг, в том числе по оценке изобретений, защите патентов, маркетингу и PR, лицензированию, помощи в создании прототипов и т.п. В ряде случаев структура, обеспечивающая трансфер технологий, включает в себя несколько элементов. Например, в университете Саарланд (Universität des Saarlandes Германия) таких элементов четыре:
1) бюро трансфера технологий (Das Technologietransferbüro, штатное подразделение),
2) аффилированная с ним компания «Научно-технологический трансфер» (Die Universität des Saarlandes Wissens- und Technologietransfer (WuT) GmbH);
3) патентное агентство (Das PatentVerwertungsAgentur (PVA));
4) «площадка запуска бизнеса» (Der Bereich Existenzgründung - бизнес-инкубаторы).
Помимо структур по трансферу технологий, учреждаемых при университетах и научных организациях, в ряде стран создаются и специальные компании - технологические брокеры, выступающие посредниками между продавцами и покупателями новых технологических разработок. Их учредителями выступают как органы власти и управления (региональные и муниципальные), так и частные компании.
Так, в Великобритании крупнейшими структурами такого рода являются «Британская технологическая группа» (British Technology Groupe - BTG) и сообщества Фарадея (Faraday Community), основной сферой деятельности которых является содействие передаче новых перспективных идей и разработок из университетов, политехникумов и различных исследовательских учреждений госсектора в промышленность на основе продажи лицензий.
Во Франции для укрепления сотрудничества между государственными исследовательскими лабораториями и высокотехнологичными предприятиями создаются Национальные центры технологических исследований (Centres nationaux de recherché technologique - CNRT),
региональные центры инновационных исследований и трансфера технологий (Centres régionaux pour l'innovation et le transfert de technologie - CRITT), а также группы технологических исследований (Equipes de recherché technologique- ERT) 1.
В Германии функции технологических посредников между лабораториями и компаниями выполняют различные научные общества и совместные исследовательские ассоциации в промышленности Ведущая роль в этом процессе Фраунгоферовскому обществу (Fraunhofer-Gesellschaft - FhG), объединяющему 45 исследовательских институтов, занятых решением прикладных задач2. Функции технологических посредников между лабораториями и компаниями выполняют также более чем 190 трансферных агентств, офисы технологического трансфера при Национальном исследовательском центре, обществе Макса Планка (MaxPlanck-Innovation GmbH Garching Innovation GmbH), других научных обществах и совместных исследовательских ассоциациях в промышленности. В Японии правительство финансирует 27 центров трансфера технологий (nintei TLO), которые обеспечивают изобретателей университетов услугами по управлению и коммерциализации результатов исследований и разработок, формированию сетевого взаимодействия между университетами, исследовательскими организациями и промышленностью3. В последнее десятилетие во всем мире получили распространение так называемые ТТО - инвестиционно- исследовательские фирмы, которые часто именуются офисами трансфера технологий. Такие структуры объединяют в себе организацию проведения прикладных исследований и менеджмент производства конкурентоспособной продукции.
Учитывая важность трансфера технологий для развития инновационной экономики, правительства промышленно развитых стран реализуют комплекс мер по его поддержке. В первую очередь поддержка трансфера технологий осуществляется путем принятия законодательных
1 Грибовский А.В. Приоритетные направления государственно-частного партнерства в научно-технической и инновационной сферах (зарубежный опыт) / А.В. Грибовский, А.Л. Судариков // Наука, Инновации, Образование. 2011. № 10. С. 175-191.
2Абдурахимова Э.Н. Современные подходы трансфера технологий и коммерциализации инноваций / Э.Н. Абдурахимова, К.С. Колесникова, Н.П. Иващенко // Экономические науки. 2015. № 6 (127). С. 49 - 56.
3 Гр ибовский А.В. Пр иоритетные напр авления государственно-частного партнерства в научно-технической и инновационной сферах (зарубежный опыт) / А.В. Грибовский, А.Л. Судариков // Наука, инновации, образование. 2011. № 10. С. 175-191
актов, регулирующих правовые отношения в данной области и направленных на передачу технологий от университетов к предприятиям реального сектора экономики и стимулированию проведения совместных исследований. С целью преодоления недостатков рыночного механизма регулирования инновационной деятельности в экономически развитых странах реализуются также схемы прямой государственной поддержки центров трансфера технологий.
Государство поддерживает центры трансфера технологий двумя способами: путем предоставления самостоятельным организациям стартового капитала, а также прямой финансовой поддержки для структурных подразделений по трансферу технологий, созданных внутри организации.
Так, например, в США на этапе становления центров передачи технологий (ЦПТ) (как правило, от 5 до 10 лет) национальные лаборатории и университеты оказывают им существенную финансовую поддержку, напрямую финансируя из своих внутренних ресурсов. Впоследствии, как только ЦПТ начинают получать доход от коммерциализации результатов исследований и разработок, субсидирование их деятельности постепенно уменьшается и в конечном итоге прекращается. В Германии деятельность ЦТТ финансируется за счёт субсидий федерального правительства и доходов от выполнения контрактных исследований. Местные органы власти, прежде всего, правительства земель, также вносят большой вклад в создание научных парков и инновационных центров. В Японии после одобрения создания ЦТТ правительство предоставляет ему две трети средств на эксплуатационные расходы в пределах суммы, эквивалентной 300 тыс. долл. США в год, сроком на пять лет .
В Швеции поддержка трансфера технологий осуществляется через Шведское агентство для инновационных систем (SAIS), Национальное агентство содействия научным исследованиям (ANVAR), Фонд трансфера технологий (Teknikbrostiftels er).
Правительство Великобритании оказывает поддержку университетскому трансферу технологий путем финансирования проектов, находящихся на посевной стадии (программа «Университетский вызов») и проектов, направленных
4 Теребова С.В. Принципы и практика функционирования зарубежных центров трансфера технологий /
С.В. Теребова, Л.А. Волкова // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2011. № 1 (13). С. 101-107.
на улучшение инфраструктуры трансфера технологий (программа HEROBC (Higher Education Reach Out to Business and Community (Высшее образование для бизнеса и общества).
Значительную роль в поддержке трансфера технологий из научно-образовательного сектора в бизнес играют технопарки, технополисы (Швейцария, Швеция, США, Япония, Китай и др.), научные парки, бизнес-кластеры и различного рода бизнес-партнерства (Великобритания, США и др.). Такие организации состоят из представителей научного и академического сообщества (вузов, научных институтов и лабораторий), коммерческих промышленных компаний и занимаются проведением совместных исследований. При этом, если в таких странах, как США, Великобритания, Франция, Италия, Нидерланды правительственные органы требуют от научных и исследовательских организаций создания специальных структур по трансферу уже созданных ими технологий («technology-driven innovation»), то в Германии, Швейцарии и Финляндии основной акцент в развитии научно-технического обмена делается на проведении совместных исследований и совершенствовании технологий в соответствии с запросами потребителей («market-driven innovation»)1 .
Для оптимизации процессов трансфера технологий в ряде стран создаются специальные органы, отвечающие за выбор приоритетных направлений развития технологий и их реализацию. Так, в США эти функции выполняют Управление по научно-технической политике и Совет национальной безопасности; комиссии и комитеты конгресса; министерства и независимые агентства; в Японии - Управление кабинета министров (Cabinet office), отвечающего за разработку национальной научно-технической политики; в Великобритании - военные ведомства, Министерством просвещения и науки, Министерством промышленности (при всех этих органах действуют научные советы), а также межведомственные органы - Комитет главного исследователя, Совещательный совет по прикладным исследованиям и разработкам; во Франции - Министерство исследований и промышленности, в ФРГ - Министерство научных
1 European Commission Lessons from a Decade of Innovation Policy [Электронный ресурс] Final Report European Union, 2013. - Режим доступа: http://ec.europa.eu/geninfo/ query/resultaction.jsp?SMODE=2&ResultC ount= 10&Collection=Europ aF ull&Collection=EuropaSL&Co ll ection=Europ aPR&ResultM axDocs=200&
qtype=simple&DefaultLG=en&ResultTemplate=%2Fr esult_fr.jsp&page= 1&QueryText=lessons&y=0&x
=0#queryText=lessons+from+a+decade&queryType=c ontaining_the_exact_phrase&tab=europa&sum mary=summary.
исследований и технологий2.
Если в 1970-1980-е гг. приоритетом государственной политики стимулирования трансфера технологий из научно-образовательной сферы являлась комплексная поддержка всего жизненного цикла инновации (от создания идеи до ее внедрения в производство), то с середины 1990- х гг. особое внимание стало уделяться координации деятельности структур, занимающихся трансфером технологий, и созданию профессиональных объединений инфраструктурных организаций, деятельность которых направлена на обеспечение коммерциализации и передачу технологий, создание и управление инновационными старт-ап компаний. Современной тенденцией является объединение центров трансфера технологий, как автономных, так и созданных на базе университетов, лабораторий, технопарков и технополисов, в региональные, национальные и межгосударственные сети трансфера технологий, поддержки инновационного бизнеса. Подобные сети представляют собой альянсы различных организаций и институтов, включающих исследовательские организации, университеты, профессиональные институты, торговые ассоциации и фирмы, которые создаются с целью повышения конкурентоспособности промышленности через использование результатов научно-исследовательской деятельности и трансфер технологий и финансируются как государством (или надгосударственными организациями), так и их участниками.
Одной из первых таких сетей стала созданная в США в соответствии с Законом 1986 г. о передаче технологий Национальная сеть трансфера технологий, состоящая из головного Национального центра передачи технологий (NTTC) и шести расположенных в разных частях страны региональных Центров передачи технологий (RTTCs). На сегодняшний день в США существует разветвленная институциональная сеть трансфера технологий, действуют Ассоциация университетских технологических менеджеров (Association of University Technology Managers - AUTM), Ассоциация университетских компаний (University Companies Association - UNICO) и Ассоциация по связям университетов, науки и промышленности (Association for University Research Industry Links - AURIL)3.
2 Марголина Н.В. Управление формированием организационной системы трансфера технологий: автореф. дис. ...канд. экон. наук. М., 2007. 31 с.
3 Подходы к оценке эффективности трансфера технологий. Информационно - аналитические материла / Сост. Бедный А.Б. Н. Новгород.: Изд-во НГТУ. 2011. 96 с. [Электронный ресурс]. URL: http://www.innoforum.unn.ru/
Концепция сетевого взаимодействия для продвижения процесса трансфера технологий поддержана и в других странах, в частности, в Европе, где сети трансфера технологий были признаны одним из основных инструментов европейской инновационной политики, начиная с середины 1990 годов1. Так, во Франции создана сеть специализированных региональных центров инноваций и передачи технологий (Centres Régionaux d'Innovations et de Transfert de Technologies - CRITT), организующих совместную работу всех участников данного процесса на региональном уровне2, в Финляндии - Финская национальная сеть Центров по продвижению инноваций - IRC Finland)3. В Швейцарии обмен научной и технологической информацией между национальными научно-исследовательскими учреждениями и частным сектором осуществляет ассоциация трансфера технологий «swiTT» 4. В Великобритании действуют такие сети трансфера технологий, как The Orchard Network, The Business Across Borders Partnership Network, DTI Global Watch Service; Knowledge Transfer Networks. Значимую роль в обеспечении трансфера технологий играют Ассоциация Научных Парков Соединенного Королевства (UKSPA - United Kingdom Science Park Association) и Британская технологическая группа British Technology Group5.
files/eureca1/08.pdf (дата обращения 12.05.2016).
1 Лукша О.П. Российская сеть трансфера
технологий,
составная
национальной
инновационнои системы: методология, практика, перспективы / О.П. Лушников, А.Э. Яновский, Г.Б. Пильнов, Ю.Б. Алферов // Инновации. 2009. №10. С. 18-32. [Электронный ресурс]. URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/rossiyskaya-set-transfera-tehnologiy -kak-sostavnay a-chast-natsionalnoy -innovatsionnoy -sistemy-metodotogiya-praktika-perspektivy (дата обращения: 13.05.2016).
2 Дагаев А. Передача технологий из государственного сектора в промышленность как инструмент государственной инновационной политики // Проблемы теории и практики управления. 1999. № 5. - С. 65-72. [Электронный ресурс]. URL: http://vasilievaa.narod.ru/ptpu/13_5_99.htm (дата обращения 2.06.2016).
3 Грибовский А.В. Приоритетные направления государственно-частного партнерства в научно-технической и инновационной сферах (зарубежный опыт) / А.В. Грибовский, А.Л. Судариков // Наука, Инновации, Образование. 2011. № 10. С. 175-191.
4 Ильин П.В. Зарубежный опыт трансфера технологий - в российскую практику // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2013. №1 (25). [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/ n/zarubezhnyy-opyt-transfera-tehnologiy-v-rossiyskuyu-praktiku (дата обращения: 17.06.2016).
5 Абдурахимова Э.Н. Современные подходы трансфера технологий и коммерциализации инноваций /
Э.Н. Абдурахимова, К.С. Колесникова, Н.П. Иващенко //
Сети трансфера технологий становятся необходимым инструментом и в организации международного научно-технологического сотрудничества, поскольку для передачи технологий требуется выстраивание коммуникаций между потенциальными партнерами. В частности, в 1985 г. на уровне Европейского Союза принимается «План развития международной инфраструктуры инноваций и передачи технологий» (Roadmap international infrastructure innovation and technology transfer to the EU, 1985), считающийся основой инновационной политики Европейского Союза. В настоящее время международные трансферные сети развёрнуты по всему миру, поддерживаются крупнейшими компаниями и призваны глобально объединить инновационные центры мира. Примерами подобных сетей могут служить Европейская сеть поддержки предпринимательства (Enterprise Europe Network - EEN)6, объединяющая в настоящее время около 250 консорциумов, 600 организаций из 50 стран мира, Научная и Инновационная Сеть (Science and Innovation Network), объединяющая 28 стран, The CEI Science & Technology Network (S&TN), Европейская ассоциация трансфера технологий, инноваций и промышленной информации (The European Association for the Transfer of Technologies, Innovation and Industrial Information), др. Наблюдается также тенденция интернационализации национальных сетей трансфера технологий. Так, образованная в Сингапуре сеть офисов в области трансфера технологий (Technology Transfer Network -TTN), изначально объединявшая восемь местных университетов, впоследствии расширилась за счет включения членов из других азиатских стран, США, Канады, Европы и Новой Зеландии.
Подводя итоги, можно выделить следующие основные современные тенденции развития трансфера технологий:
1. Трансфер технологий выделился и развивается как самостоятельная профессиональная область, включающая не только управление интеллектуальной собственностью, но и рисками и инвестициями; исследования рынка, рекламу и др.
2. В промышленно развитых странах (Германии, Великобритании, США, Японии, др.) создается новый сектор рынка, регулируемый и направляемый Системой трансфера технологий (СТТ) с государственной поддержкой.
Экономические науки. 2015. № 6 (127). С. 49 - 56.
6 Образована в 2008 г. в результате интеграции ранее существовавших сетей Евро-Инфо Центров (ЕИЦ) и инновационных релей центров (центров трансфера технологий - IRC).
3. Усиливается давление на научные и исследовательские организации со стороны правительственных органов, требующих интенсификации усилий по трансферу технологий.
4. Происходит объединение центров трансфера технологий как автономных, так и созданных на базе научных и образовательных организаций, технопарков и технополисов, в региональные и национальные сети.
5. Наблюдается интернационализация национальных сетей трансфера технологий и формируются межнациональные трансферных сетей.
Необходимость изучения и адаптации современного зарубежного опыта трансфера технологий является одной из актуальных задач развития научно-технологического комплекса страны. Как известно, в настоящее время трансфер технологий в России осуществляется стихийно, является недостаточно эффективным и не обеспечивают массового притока результатов научных исследований и разработок в реальный сектор экономики. Для широкого распространения новых производственных технологий необ-
ходимо создавать новый сектор рынка, регулируемый и направляемый Системой трансфера технологий (СТТ) с государственной поддержкой с учетом практики построения подобных систем в развитых странах (Германия, Великобритания, США, Японии). Формирование СТТ предполагает создание в системе государственного управления инновационным развитием органа, ответственного за трансфер технологий; активное использование программно-целевого метода управления трансфером технологий, в частности разработку региональной программы по созданию центров трансфера технологий при ведущих технических вузах; создание новых организаций (или «организационных структур» - таких, как сети и партнерства) для объединения ресурсов и опыта действующих организаций в целях осуществления трансфера технологий; внедрение эффективных инструментов и механизмов, стимулирующих развитие взаимодействия предприятий реального сектора экономики с государственными университетами и исследовательскими институтами.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Абдурахимова, Э.Н. Современные подходы трансфера технологий и коммерциализации инноваций / Э.Н. Абдурахимова, К.С. Колесникова, Н.П. Иващенко // Экономические науки. - 2015. -№ 6 (127). - С. 49 - 56.
2. Акчелов, Е.О. Трансфер технологий. Сравнительный анализ вузов России, США и Великобритании / Е.О. Акчелов, С.Л. Еремина // Инженерное образование. - 2012. - № 9. - С. 82-97.
3. Балыхин, М.Г. Центр трансфера технологий как основа механизма коммерциализации интеллектуальной собственности вуза // Экономика и менеджмент инновационных технологий. - 2014. -№ 6 [Электронный ресурс]. - URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/06/5315 (дата обращения: 14.05.2016).
4. Балыхин, М.Г. Направления и механизм передачи технологий в высшей школе России и за рубежом // Проблемы современной экономики. - 2014. - №2 (50). - С. 349 - 352 [Электронный ресурс]. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/napravleniya-i-mehanizm-peredachi-tehnologiy-v-vysshey-shkole-rossii-i-za-rubezhom (дата обращения: 13.05.2016).
5. Глобальная трансформация инновационных систем / отв. ред. Н.И. Иванова. - М.: ИМЭМО РАН, 2010. - 163 с.
6. Грибовский, А.В. Приоритетные направления государственно-частного партнерства в научно-технической и инновационной сферах (зарубежный опыт) / А.В. Грибовский, А.Л. Судариков // Наука. Инновации. Образование. - 2011. - № 10. - С. 175-191.
7. Дагаев, А. Передача технологий из государственного сектора в промышленность как инструмент государственной инновационной политики // Проблемы теории и практики управления. 1999.
№ 5. - С. 65-72 [Электронный ресурс]. - URL: http://vasilievaa.narod.ru/ptpu/13_5_99.htm (дата обращения 2.06.2016).
8. Измерение научно-технической деятельности. Предлагаемая стандартная практика для обследований исследований и экспериментальных разработок: Руководство Фраскати / Перевод и научн. ред. Л.М. Гохберга. - Париж-М.: ОЭСР. ЦИСН, 1995.
9. Ильин, П.В. Зарубежный опыт трансфера технологий - в российскую практику // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2013. - №1 (25) [Электронный ресурс]. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/zarubezhnyy-opyt-transfera-tehnologiy-v-rossiyskuyu-praktiku (дата обращения: 17.06.2016).
10. Марголина, Н.В. Управление формированием организационной системы трансфера
технологий: автореф. дис. ... канд. экон. наук. - М., 2007. - 31 с.
11. Лебедева, С.В. Управление коммерциализацией научных исследований: трансфер технологий, пути и перспективы развития / С.В. Лебедева // ИнВестРегион. - 2014. - № 4. - С. 48-53.
12. Лукша, О.П. Российская сеть трансфера технологий, как составная часть национальной инновационной системы: методология, практика, перспективы / О.П. Лушников, А.Э. Яновский, Г.Б. Пильнов, Ю.Б. Алферов // Инновации. - 2009. - №10. - С. 18-32 [Электронный ресурс]. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/rossiyskaya-set-transfera-tehnologiy-kak-sostavnaya-chast-natsionalnoy-innovatsionnoy-sistemy-metodologiya-praktika-perspektivy (дата обращения: 13.05.2016).
13. Лушников, А.В. Роль центров трансфера технологий в развитии малого и среднего инновационного бизнеса // Наука. Инновации. Образование. - 2012. - №11. [Электронный ресурс]. -URL: http://cyberleninka.ru/article/n/rol-tsentrov-transfera-tehnologiy-v-razvitii-malogo-i-srednego-innovatsionnogo- biznesa (дата обращения: 22.06.2016).
14. Подходы к оценке эффективности трансфера технологий. Информационно-аналитические материалы / сост. А.Б. Бедный. - Н. Новгород.: Изд-во НГТУ, 2011. - 96 с. [Электронный ресурс]. -URL: http://www.innoforum.unn.ru/files/eureca1/08.pdf (дата обращения 12.05.2016).
15. Соловьева, Ю.В. Формирование и развитие системы трансфера технологий в России и за рубежом / Ю.В. Соловьева // Вопросы экономики. - 2015. - № 4. - C. 131-141.
16. Судариков, А.Л. Государственно-частные партнерства в сфере науки, технологий и инноваций: зарубежный опыт / А.Л. Судариков, А.В. Грибовский // Инновации - 2012. - № 7. - С. 4759.
17. Теребова, С.В. Трансфер технологий как элемент инновационного развития экономики // Проблемы развития территории. - 2010. - №4. - С. 31-36 [Электронный ресурс]. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/transfer-tehnologiy-kak-element-innovatsionnogo-razvitiya-ekonomiki (дата обращения: 11.05.2016).
18. Теребова, С.В. Принципы и практика функционирования зарубежных центров трансфера технологий / С.В. Теребова, Л.А. Волкова // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2011. - № 1 (13). - С. 101-107.