Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ЗАНЯТОСТИ И БЕЗРАБОТИЦЫ КАК ФАКТОРОВ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

АНАЛИЗ ЗАНЯТОСТИ И БЕЗРАБОТИЦЫ КАК ФАКТОРОВ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2015
246
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
макроэкономическая нестабильность / занятость / безработица / рынок труда / государственная политика / меры поддержки / macroeconomic instability / employment / unemployment / labor market / state policy / support measures

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белан Людмила Сергеевна

данная статья посвящена исследованию проблем занятости и безработицы как важнейших факторов макроэкономической нестабильности. Актуальность темы исследования обоснована тем, что для принятия своевременных мер по предотвращению негативных последствий макроэкономической нестабильности необходим постоянный анализ и контроль показателей безработицы и иных макроэкономических факторов. В статье рассмотрены сущность и формы проявления макроэкономической нестабильности, проанализированы проблемы занятости и безработицы в Российской Федерации, проведена оценка динамики показателей безработицы в Российской Федерации, а также рассмотрена государственная политика по борьбе с безработицей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS OF EMPLOYMENT AND UNEMPLOYMENT AS FACTORS OF MACROECONOMIC INSTABILITY IN THE RUSSIAN FEDERATION

The paper is devoted to the study of employment and unemployment problems as the most important factors of macroeconomic instability. The relevance of the research topic is justified by the fact that in order to take timely measures to prevent the negative consequences of macroeconomic instability, a constant analysis and control of unemployment indicators and other macroeconomic factors is required. The article considers the essence and forms of manifestation of macroeconomic instability, analyzes the problems of employment and unemployment in the Russian Federation, assessed the dynamics of unemployment indicators in the Russian Federation, and also considers the state policy to combat unemployment.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ЗАНЯТОСТИ И БЕЗРАБОТИЦЫ КАК ФАКТОРОВ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 331.5

АНАЛИЗ ЗАНЯТОСТИ И БЕЗРАБОТИЦЫ КАК ФАКТОРОВ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Л.С. Белан, Липецкий филиал ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ», Липецк, Россия

Аннотация: данная статья посвящена исследованию проблем занятости и безработицы как важнейших факторов макроэкономической нестабильности. Актуальность темы исследования обоснована тем, что для принятия своевременных мер по предотвращению негативных последствий макроэкономической нестабильности необходим постоянный анализ и контроль показателей безработицы и иных макроэкономических факторов. В статье рассмотрены сущность и формы проявления макроэкономической нестабильности, проанализированы проблемы занятости и безработицы в Российской Федерации, проведена оценка динамики показателей безработицы в Российской Федерации, а также рассмотрена государственная политика по борьбе с безработицей.

Ключевые слова: макроэкономическая нестабильность, занятость, безработица, рынок труда, государственная политика, меры поддержки

Для цитирования: Белан Л.С. Анализ занятости и безработицы как фактора макроэкономической нестабильности в Российской Федерации // ЭФО: Экономика. Финансы. Общество. 2022. №1. С.47-59

THE ANALYSIS OF EMPLOYMENT AND UNEMPLOYMENT AS FACTORS OF MACROECONOMIC INSTABILITY IN THE RUSSIAN FEDERATION

L.S. Belan, Lipetsk branch of FSEBI HE "Financial University under the Government of the Russian Federation," Lipetsk, Russia

Abstract: The paper is devoted to the study of employment and unemployment problems as the most important factors of macroeconomic instability. The relevance of the research topic is justified by the fact that in order to take timely measures to prevent the negative consequences of macroeconomic instability, a constant analysis and control of unemployment indicators and other macroeconomic factors is required. The article considers the essence and forms of manifestation of macroeconomic instability, analyzes the problems of employment and unemployment in the Russian Federation, assessed the dynamics of unemployment indicators in the Russian Federation, and also considers the state policy to combat unemployment. Keywords: macroeconomic instability, employment, unemployment, labor market, state policy, support measures

На сегодняшний день исследование проблем макроэкономической нестабильности является важнейшей задачей, стоящей перед экономистами каждой страны. Ведь макроэкономическая нестабильность, являясь

неотъемлемым фактором различных этапов развития экономики государства, способна оказывать негативное воздействие на различные стороны общественной жизни.

Как известно, экономическое развитие любой страны характеризуется неравномерностью, которая проявляется в колебаниях уровней инфляции, безработицы и цикличности развития. В этих условиях экономическая нестабильность способствует повышению рисков и неопределенности для бизнеса и производства [7].

Решение проблемы экономической нестабильности - это задача, которая встает перед всеми государствами на определенном этапе развития. Кроме того, необходимо отметить, что экономическая нестабильность - явление периодическое. Именно поэтому необходим постоянный анализ и контроль за показателями безработицы и иными макроэкономическими факторами. Это позволит принять своевременные меры и не допустить развития экономического кризиса в стране. Все вышеизложенное обосновывает актуальность темы исследования.

В соответствии с поставленной целью исследования необходимо решить следующие задачи: рассмотреть сущность и формы проявления макроэкономической нестабильности, проанализировать проблемы занятости и безработицы, оценить динамику показателей безработицы в Российской Федерации, а также рассмотреть государственную политику борьбы с безработицей.

Следует также отметить, что макроэкономическая нестабильность -явление неизбежное. Можно даже назвать его обычным и необходимым для развития экономики государства, ведь все экономическое процессы всегда происходят с определенными колебаниями.

Основные тенденции занятости и безработицы в государстве можно отследить, проанализировав рынок труда, а также оценив такие параметры как мощность рабочей силы, динамику и количество безработных.

Рынок труда представляет собой специфическую общественно-экономическую систему, в основе функционирования которой лежат отношения по «купле-продаже» рабочей силы. Кроме того, рынок труда является той средой, где взаимодействуют работодатели и наемные работники, это сфера трудоустройства, в которой происходит согласование условий труда и занятости [9].

Проблема занятости является частым предметом рассмотрения различных авторов в российской и зарубежной литературе, ведь она всегда актуальна для любого государства [8, 9]. Количество занятых и безработных, тенденция к росту или снижению этих показателей, непосредственным образом влияет на экономическую ситуацию в стране. Но не только состояние экономики отражается на рынке труда. Вся политика государства в сфере трудоустройства, эффективность ее реализации, правильность использования механизмов регулирования труда и занятости - все это отражается на состоянии рынка трудоустройства.

Проблема государственного регулирования занятости является очень острой, а с учетом переживаемого нашей страной экономического кризиса, усугубленного негативным воздействием пандемии, требует тщательного рассмотрения и анализа. Вследствие этого решать вопросы занятости населения - это одна из важнейших, первоочередных задач цивилизованного государства.

Занятость населения - особый экономический показатель, во много отражающий благополучие и социальную стабильность страны [11]. Проблема занятости неразрывно связана с проблемами труда и трудовых отношений. Понятие занятости очень емкое: оно включает и обеспеченность рабочими местами, и удовлетворенность наемных работников условиями труда, и достаточность его оплаты и, в целом, вовлеченность трудоспособного населения в трудовые отношения в государстве [12].

Таким образом мы выделим две стороны понятия «занятости населения»: с одной стороны, это потребность населения в обеспеченности рабочими местами, а с другой - удовлетворенность от рабочей деятельности. Именно достижение максимальной удовлетворенности наемных работников условиями труда является в итоге залогом эффективности этого труда, а, следовательно, роста экономической эффективности организаций, отраслей, страны. Формирование структуры рынка труда в соответствии с отраслевыми потребностями также влияет на занятость населения.

Анализ научной литературы [1, 10, 13, 14] показал, что существуют различного рода классификации занятости. Так, в исследованиях встречаются эффективная, сбалансированная, рациональная прочие разновидности занятости. Все они лишь расширяют общий термин «занятость», который заключает в себе соотношении между занятой на трудовом рынке рабочей силой и ее резервом, не участвующим на рынке труда.

Говоря о занятости, обычно выделяют понятия полной и эффективной занятости. Полная занятость подразумевает, что все граждане, желающие и имеющие возможность работать, трудоустроены.

Под эффективной занятостью понимается такое распределение трудовых ресурсов, которое представляется наиболее рациональным. Также говорят о социальной стороне эффективной занятости, когда место работы представляется трудящимся интересным и соответствующим ожиданиям.

Существуют различные формы занятости в зависимости от условия классификации. Дадим характеристику наиболее популярным из них.

По способу организации трудовых отношений можно выделить наёмных рабочих и самозанятое население. Наёмный труд подразумевает возникновение трудовых отношений на основании трудового договора между руководителями организаций и ее сотрудниками, которые продают свои трудовые ресурсы за плату, но при этом сами не владеют средствами производства. Самозанятые граждане трудятся сами на себя, являясь и работодателем, и сотрудником в одном лице.

По организации рабочего времени выделяю полную и частичную занятость.

Если говорить о постоянстве места работы, то можно выделить временную, сезонную, случайную и постоянную занятость. Постоянная работа характеризуется определенным режимом на все время, сезонная актуальна только в определенное время года, временная - на определенный промежуток, конкретный или приблизительно определенный срок.

Очень важным критерием классификации выделяется легитимность оформления работников. Так различают формальную и неформальную занятость. Формальная занятость характеризуется юридическим закреплением трудовых отношений, неформальная не регистрирует трудовых отношений, т.е. не отражающаяся в официальной экономике.

Помимо стандартной в общем понимании занятости, можно выделить некоторые формы нестандартной, или как ее еще принято называть, гибкой занятости [2]:

1. Нестандартный режим работы: часы в неделю, трудовое время могут быть сжатыми или растянутыми, занимать различное время суток и т.п.;

2. Зависящая от социального статуса гражданина занятость: самостоятельные работники, семейный бизнес и т.п.;

3. Нестандартные места работы занятых: рабочие на сменных объектах, работники, оказывающие услуги у клиентов, вахтовые работники и т.п.

Итак, занятость бывает различных видов и форм. Она во многом отражает экономическую стабильность государства, уровень качества жизни и благополучия граждан. Непосредственно с понятием занятости связано и понятие безработицы.

Безработица - это такое социально-экономическое явление, которое отражает уровень не задействованной части трудоспособного населения в процессе производства товаров и услуг. Так же как и занятые, безработные формируют состав рабочей силы страны. Как правило безработица возникает в связи с несоответствием количества вакансий и превышающим их количеством свободной рабочей силы. К безработным принято относить граждан, состоящих на учете в государственных службах занятости, пытающихся трудоустроится на протяжении предшествующего месяца и не имеющих на данных момент официального места работы [5].

Можно выделить два основных показателя, характеризующих безработицу как экономическую категорию.

Первый из них - уровень безработицы. Он вычисляется как отношение граждан, которые официально зарегистрированы как безработные и нетрудоустроенные к самозанятой неоформленной юридически части населения, живущей на доходы от собственного труда.

Выделяют и второй показатель - это продолжительность безработицы. Системы рыночной экономики неразрывно связана с понятием безработицы, т.к. последняя является ее неотъемлемой чертой. Можно выделить различные причины данного явления. Основные причины безработицы отражены на рисунке 1.

ц

Л

Неоклассическая _теория_

I

Нежелание рабочих поступиться доходами, они отказываются трудиться за меньшую плату

Причины безработицы

_I__=

Кейсианская теория

I

Занятость зависит от совокупного предложения, склонности к потреблению и объема инвестиций,

от совокупных расходов на покупку конечных продуктов

п_

Марксистская теория

I

ч.

Необходимый результат накопления капитала, при котором потребность в живом труде увеличивается медленнее, чем в машинах и оборудовании у

Рис.1. Причины безработицы

Безработица является негативным социально-экономическим явлением, поскольку несет в себе ряд издержек, способных отрицательно сказаться на экономике страны.

Существуют различные механизмы регулирования рынка трудовых ресурсов, которые охватывают все сферы государственного регулирования [4]: экономическую, юридическую, социальную и т.д. Сюда входит и государственные программы поддержки социально-незащищенных слоев населения, и программы повышения квалификации и переподготовки для безработных граждан, и функционирование различных учреждений занятости. Все эти механизмы направлены на достижение естественного уровня безработицы, повышение уровня жизни населения и достижение социально-экономического благополучия [6].

На рисунке 2 представлены основные методы регулирования рынка труда.

Выделяют активный и пассивный методы реализации программ поддержки незанятого населения.

Под активной политикой поддержки занятости подразумевается комплекс мер, которые позволят снизить уровень безработицы до естественного порогового значения, а также достичь такого положения на рынке труда и занятости, при котором работник смогут выбрать удовлетворяющую их требованиям вакансию, а работодатели - нанимать подходящих по уровню квалификации, стажу и иным признакам сотрудников, способствующих повышению экономической эффективности деятельности предприятий.

Выделим следующие основные принципы активной политики занятости:

1. Гарантированная занятость;

2. Сохранность рабочего роста;

3. Достойный уровень доходов работников;

4. Защита прав трудящихся;

5. Обеспечение воспроизводства трудовых ресурсов;

6. Защита рынка занятости и труда.

Рис.2. Методы регулирования рынка труда

Существую различные экономические, юридические и социальные меры, включенные в общую структуру активной политики занятости. Перечислим некоторые из них:

1. Увеличение и инициирование спроса на трудовые ресурсы со стороны государственных экономических отраслей;

2. Развитие профессиональных качеств работников, позволяющих им повысить свою конкурентоспособность на рынке труда;

3. Поощрение развития сектора самозанятых граждан;

4. Поддержка малого бизнеса и индивидуального предпринимательства.

Сегодня можно говорить о том, что занятость является одной из острых проблем государства, оказывающих сильное негативное воздействие не только на уровень экономики, но и на общественную стабильность. Вот почему в Российской Федерации реализация политики занятости носит важнейший характер, направленный на достижения естественного уровня безработицы и повышения финансового благосостояния граждан.

Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» к безработным относятся люди трудоспособного возраста, состоящие на учете в центрах занятости населения, желающие трудоустроится, но не имеющие на данный момент официального места работы. Еще одним критерием является возраст граждан - они должны быть старше 16 лет. К безработным также относят желающих трудоустроиться инвалидов и пенсионеров, студентов, которые готовы работать.

На сегодняшний день уровень безработицы в нашей стране можно назвать достаточно высоким, особенно с учетом его сильного повышения на фоне экономического спада, вызванного пандемией. Так, к началу 2020 году уровень безработицы в нашей стране составлял 4,7 %. Динамика уровня безработицы за последние три года представлена на рисунке 3.

6 5,8 16 2 6 з ь 4 6 3 6 36 1 5,9 5,8

4.7 4.7 4.7 „ 4.7 4'8 4'8 4,9 4,9 4.7 4.7 „ г „ г л е. а е. а е. 4.7 л г, 4.7

3 3 ч 3 ■

ооооооооооооооо^^спспспспспспспоооооооооооо^^

*Н *Н *Н *Н *Н *Н *Н гН сН гН гН гН гН гН гН гН Г\| Г"ч] Гч]

оооооооооооооооооооооооооооооо

001^001^00^000000^^0001^000

г\|г\]нннг\|н(^г\|г\|ннг\|г\|г\|гч|г\|г\|гдгч|г\|нннннг\|г\|нн

Ю^COCПOнr^JHrvJro^lЛЮC^H(NHrNГO^ÍlЛЮ^COCп6нl^JHr^| —I т—I т—I ч—I ч—I т—I т—I т—I

Рис.3. Статистические данные по уровню безработицы

в России (%) [15]

Рассматривая трехлетний период (2018-2020 гг.), можно прийти к выводу, что, хотя уровень безработицы в России находится в рамках допустимого диапазона в 4-6%, все-таки доля граждан, желающих трудоустроиться, но не находящих подходящие вакансии, достаточна велика, что говорит о необходимости реализации мер по содействию трудоустройству со стороны государственной власти.

Общий уровень безработицы в Российской Федерации за двадцатилетний период для отражения его динамики представлен на рисунке 4.

Проведем также сравнительный анализ уровня безработицы на протяжении более длительного периода, результаты которого отразим на графике (рис.5).

Как видно из рисунка, уровень безработицы в России упал до 5,8 % в январе 2021 года. Наибольшая величина уровня безработицы была отмечена в 2000 году в размере 14,1 %, а самая низкая 4,3 %. Данные об уровне безработицы, по которым был построен данный график, публикуются каждый месяц Федеральной службой государственной статистики РФ.

Рис.4. Уровень безработицы в России В 2000-2020 гг.

Таким образом общий уровень безработицы установился в 2020 году на отметке 5,9%. Можно отметить, что уровень безработицы максимально приблизился к верхней границе допустимого нормального уровня. При этом уровень занятости находился на отметке 58,6 %.

Рис.5. Численность и состав рабочей силы в возрасте 15 лет и старше за 2020 год в РФ, тыс. чел. [15]

По данным Росстат количество безработных в возрасте старше 15 лет в 2021 году немного снизилось - до 4,3 млн человек, как и трудоустроенных -70,7 млн из общего числа рабочей силы в количестве 75 млн человек. Таким образом общий уровень безработицы установился в 2021 году на отметке 5,8%. Можно отметить, что уровень безработицы остается у верхней границы допустимого нормального уровня. При этом уровень занятости находился на отметке 58,5 %.

По данным рисунка 5 можно сделать вывод, что в течение последнего года уровень безработицы имеет тенденцию к стабилизации.

Если говорить о половозрастной классификации безработных граждан, то в 2021 году доля женщин в общем числе нетрудоустроенного населения составила 49,9%, а мужчин - 50,1%. В целом в стране 5,6% мужчин были нетрудоустроенные, а женщин - 5,9%. Молодые люди в возрасте 15-25 лет составили 18,9% безработного населения. Численность и состав рабочей силы в возрасте 15 лет и старше представлена в таблице 1.

Таблица 1 - Численность и состав рабочей силы в возрасте 15 лет и старше (без корректировки сезонных колебаний), *

2021 г. 2020 г. 2021 г. к

Начало Конец в среднем Началу Концу

года года за год 2020 г. 2020 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В тыс. человек:

Рабочая сила 75048 74843 75205 74923 205 -157

Официально 70731 71361 70772 70601 -630 -41

трудоустроенные

безработные 4317 3482 4433 4321 835 -116

В %:

Отношение рабочей 62,1 61,9 62,2 62,0 0,2 -0,1

сила к численности

населения

Отношение 58,5 59,1 58,6 58,4 -0,6 -0,1

трудоустроенного

населения к общей

численности населения

от 16 лет

Отношение не 5,8 4,7 5,9 5,8 1,1 -0,1

трудоустроенного

населения к общей

численности населения

от 16 лет

* составлено автором по данным Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации [15]

При классификации по территориальному признаку доля городских жителей составляла 67,4%. При этом нужно отметить, что среди сельского населения количество безработных больше, чем среди городского (8,2% против 5,0%). По профессиональному стажу 19,54% безработных не имели опыта работы.

Также необходимо упомянуть и о последствиях влияния пандемии СОУГО-19 на уровень безработицы в Российской Федерации. Введенные ограничения и последовавшие за ними спад спроса и деловой активности повлияли на рост уровня безработицы в странах, наиболее затронутых вирусом.

По данным Росстата уровень безработицы в России составил в феврале 2020 года - 4,6% (3,4 млн чел.), в марте - 4,7% (3,485 млн чел.), в апреле -5,8% (4,3 млн чел.), в мае - 6,1% (4,5 млн чел.) Последний раз уровень

Экономика и управление человеческими ресурсами

безработицы в РФ превышал 6% в марте 2012 года (6,5%), ровно 6,0% он составлял в марте 2016 года и январе 2013 года [3].

Политика занятости представляет собой меры государственного и косвенного воздействия, направленных на повышение уровня социально-экономического благополучия населения, и заключается в реализации мероприятий по трудоустройству желающих работать, обеспечению производственных отраслей необходимыми трудовыми ресурсами и их распределению в соответствии со спросом на рынке труда.

С точки зрения политики занятости необходимым является обеспечение такими рабочими местами граждан, которые соответствуют их ожиданиям и предоставляют необходимый уровень удовлетворенности, в целях улучшения финансового и психоэмоционального уровня населения.

В России государственная политика занятости носит в основном активный характер. Данная политика реализуется органами исполнительной власти и включает разработку федеральных, региональных и местных программ по стабилизации рынка труда и снижению безработицы до естественного уровня с учетом экономической ситуации стране, а также соотношения спроса и предложения на рынке труда и занятости.

Можно выделить три основных уровня реализации политики занятости в РФ: макроуровень, региональный уровень, местный уровень.

Рассмотрим подробнее каждый из них.

Макроуровень политики занятости в России включает основные меры по ее реализации:

1. Создание нормативно-правовых актов в целях трудоустройства безработных граждан;

2. Разработку и реализацию федеральных программ по регулированию рынка труда и занятости в России, а также контроль за их выполнением;

3. Анализ уровня занятости и безработицы в стране, установление необходимых для социального благополучия дозволяемых значений уровня безработицы и разработка комплекса мер по их достижению;

4. Финансирование социальной поддержки безработных на федеральном уровне.

Не менее важной является и региональная политика занятости, которая осуществляет все вышеуказанные мероприятия на региональном уровне. Зачастую региональные программы способны оказать большее влияние на состояние рынка труда и занятости в конкретном регионе, чем федеральные. Для таких программ направление на снижение уровня безработицы и повышение уровня финансового благосостояния граждан, как правило, носит приоритетный характер.

Местный уровень политики занятости включает в основном адресную поддержку определённых групп населения, выплату пособий, реализацию программ дополнительного образования по повышению квалификации и переобучению безработных, контроль за уровнем занятости и безработицы в конкретном муниципалитете.

На данный момент Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации реализуется Государственная программа Российской Федерации «Содействие занятости населения» на 2013-2024 гг., целью которой является формирование эффективного, гибкого рынка труда и занятости. Данная программа включает несколько подпрограмм. По итогам реализации данной программы планируется достижение следующих результатов:

1. Создание условий для формирования эффективного рынка труда и занятости;

2. Достижение показателя в 30% по соотношению между регистрируемой и реальной безработицей в стране;

3. Создание специализированных мер для трудоустройства людей с инвалидностью;

4. Разработка программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки в целях обеспечения рынка труда трудовым потенциалом, соответствующим спросу;

5. Разработка, утверждение и актуализация профессиональных стандартов в различных отраслях деятельности;

6. Снижение показателя до уровня 37,3 % работников, занятых на вредных и опасных производствах к общему числу трудоустроенных в период до 2024 года;

7. Контроль за соблюдение прав трудящихся и т.п.

В целом программа направлена на поддержание стабильности, экономической и социально-психологической стабильности в обществе.

По нашему мнению, реализуемая на данный момент в Российской Федерации политика занятости требует корректировки и дополнений. Данные мероприятия должны проводиться на всех уровнях государственной власти. Только повышение эффективности политики занятости и комплекса мер, включенных в нее, позволят сохранить достойный уровень жизни людей в нашей стране и защитить социально слабые слои населения.

Исследование безработицы как проявления макроэкономической нестабильности показало, что реализуемая на данный момент в Российской Федерации политика занятости имеет проблемы и сложности реализации. Однако включенные в нее меры в определенной степени позволяют держать уровень безработицы в рамках допустимых значений и обеспечивать значительную часть трудоспособного населения рабочими местами, так или иначе подходящими под их ожидания.

Список использованных источников:

1. Барышева Г.А., Бабышев В.Ю. Условия поддержки незанятого населения в экономике России // Теория и практика общественного развития. 2019. №11 (141). [Электронный ресурс] URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/usloviya-podderzhki-nezanyatogo-naseleniya-v-ekonomike-rossii Дата обращения 20.02.2022.

2. Бойцова Е. Ю. Микроэкономика и макроэкономика: актуальные проблемы: учебник и практикум для вузов / Е. Ю. Бойцова, Н. К. Вощикова. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. 249 с

3. Бондаренко Н.Е. Российский рынок труда в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции: тенденции, вызовы и государственное регулирование // Инновации и инвестиции. 2020. №7. [Электронный ресурс] Режим доступа свободный: URL: httpsV/cyberleninka.ru/artide/n/rossiyskiy-rynok-truda-v-usloviyah-pandemii-novoy-koronavirusnoy-infektsii-tendentsii-vyzovy-i-gosudarstvennoe-regulirovanie Дата обращения: 19.02.2022.

4. Гагаринова К.С. Роль государства в регулировании сферы занятости населения [Текст] / К.С. Гагаринова // Вестник науки и образования. 2019. № 12-3 (66). С. 21-23.

5. Гараева О.А. Современные проблемы занятости населения в России [Текст] / О.А. Гараева // Контентус. 2018. № 8 (73). С. 7-15.

6. Кашепов А.В., Афонина К.В., Головачёв Н.В. Рынок труда РФ в 20202021 гг.: безработица и структурные изменения // Социально-трудовые исследования. 2021. №2 (43). [Электронный ресурс] Режим доступа свободный: URL: https://cyberleninka.ru/article/n7rynok-truda-rf-v-2020-2021-gg-bezrabotitsa-i-strukturnye-izmeneniya Дата обращения: 19.02.2022.

7. Кульков В.М. Макроэкономика: учебник и практикум для вузов / В. М. Кульков, И. М. Теняков. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 294 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-03568-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/450224 Дата обращения: 21.02.2022.

8. Макроэкономика: учебник для вузов / под общей редакцией В. Ф. Максимовой. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 171 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9916-9802-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/471882 Дата обращения: 26. 02.2022.

9. Мухина И.И., Синдяшкина Е.Н. Занятость и безработица: кризис или новые возможности // Социально-трудовые исследования. 2020. №3 (40). [Электронный ресурс] Режим доступа свободный URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zanyatost-i-bezrabotitsa-krizis-ili-novye-vozmozhnosti. Дата обращения: 19.02.2022.

10. Макроэкономика: учебник и практикум для бакалавриата, специалитета и магистратуры / Г. А. Родина [и др.] ; под редакцией Г. А. Родиной. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2018. — 375 с. — (Бакалавр. Специалист. Магистр). — ISBN 978-5-534-00078-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/412779 Дата обращения: 21.02.2022.

11. Макроэкономика: учебник для бакалавриата и специалитета / С. Ф. Серегина [и др.] ; под редакцией С. Ф. Серегиной. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. 527 с. (Высшее образование). ISBN 978-5534-00254-6. Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. URL: https://urait.ru/bcode/412586. Дата обращения: 21.02.2022.

12. Гребенников П. И. Макроэкономика в 2 т. Том 2: учебник и практикум для академического бакалавриата / П. И. Гребенников, Л. С. Тарасевич, А. И. Леусский. — 11-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2018. — 255 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-02563-7. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/420981. Дата обращения: 21.02.2022.

13. Розанова Н. М. Денежно-кредитная политика: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Н. М. Розанова. — Москва: Издательство Юрайт, 2018. — 410 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). // ЭБС Юрайт. [Электронный ресурс] Режим доступа свободный URL: https://urait.ru/bcode/413794 Дата обращения: 21.02.2022.

14. Стрельченко Е.А., Марченко Ю.К. Современная модель рынка труда: институциональная динамика и особенности в России // JER. 2019. №3. [Электронный ресурс] Режим доступа свободный URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-model-rynka-truda-institutsionalnaya-dinamika-i-osobennosti-v-rossii Дата обращения: 19.02.2022.

15. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ [Электронный ресурс] - URL: http://www.gks.ru/ Дата обращения: 21.02.2022.

Сведения об авторе / Information about the author:

Белан Людмила Сергеевна - старший преподаватель кафедры «Учет и информационные технологии в бизнесе» Липецкого филиала ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ», e-mail: milanilka'a yandex.ru / Lyudmila Sergeevna Belan - Senior Lecturer of the Department "Accounting and Information Technologies in Business" of the Lipetsk branch of FSEBI HE "Financial University under the Government of the Russian Federation",, email: m ilanilka 'a yandex. ru ORCID 0000-0003-1549-726Х

Дата поступления статьи: 27 февраля 2022 Принято решение о публикации: 15 марта 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.