Научная статья на тему 'Анализ законодательного механизма создания портовой особой экономической зоны в порту «Восточный»'

Анализ законодательного механизма создания портовой особой экономической зоны в порту «Восточный» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
126
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОРТОВАЯ ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА / PORT SPECIAL ECONOMIC ZONE / ПОРТ "ВОСТОЧНЫЙ" / VOSTOCHNY PORT / ПРИМОРСКИЙ КРАЙ / PRIMORSKY REGION / БЮДЖЕТ ПРИМОРСКОГО КРАЯ / BUDGET OF PRIMORSKY REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Задорожный Андрей Викторович

В статье анализируется законодательство, регулирующее создание портовой особой экономической зоны (ПОЭЗ) на территории порта «Восточный», в том числе связанное с таможенным контролем и налогообложением на его территории. Исследуется влияния проекта на бюджеты всех уровней. Выявлены бюджеты, несущие наибольшую нагрузку при создании ПОЭЗ, рассмотрены вопросы финансирования проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of the Legislative Mechanism to Create a Port Special Economic Zone at Vostochny Port

The paper analyzes the legislation that regulates establishment of a port special economic zone (PSEZ) at Vostochny Port, including the related tax and customs control on its territory. It studies the impact of the project on the budgets of all levels, identifies the budgets that carry the greatest burden when building the PSEZ and considers the project funding.

Текст научной работы на тему «Анализ законодательного механизма создания портовой особой экономической зоны в порту «Восточный»»

порт «восточный»: вопросы налогообложения

и инвестирования при создании оэз

анализ законодательного механизма создания портовой особой экономической зоны в порту «восточный»

_Аннотация

В статье анализируется законодательство, регулирующее создание портовой особой экономической зоны (ПОЭЗ) на территории порта «Восточный», в том числе связанное с таможенным контролем и налогообложением на его территории. Исследуется влияния проекта на бюджеты всех уровней. Выявлены бюджеты, несущие наибольшую нагрузку при создании ПОЭЗ, рассмотрены вопросы финансирования проекта.

Ключевые слова: портовая особая экономическая зона, порт «Восточный», Приморский край, бюджет Приморского края

В настоящее время на территории Приморского края реализуется сразу несколько крупных инвестиционных проектов, большинство из которых связано с подготовкой к проведению форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества - 2012 (АТЭС) в городе Владивостоке. Концепции участия России в форуме АТЭС была одобрена Президентом РФ В.В. Путиным еще в ноябре 2000 г.

Особый интерес представляет реализация проекта портовой особой экономической зоны в порту «Восточный». Конкурсные документы на создание данной ПОЭЗ были подготовлены администрацией Приморского края совместно с местными органами власти, концеп-

Задорожный Андрей Викторович

аспирант кафедры

национальной

и региональной

экономики,

Российский

экономический

университет

им. ГВ. Плеханова,

г. Москва

[email protected]

основная масса

доходов краевого

бюджета

Приморского

края обеспечена

поступлениями НДФЛ

(43,4%) и налога

на прибыль (31,3%)

бло

ция и технико-экономическое обоснование ее создания были подготовлены специалистами Дальневосточного научно-исследовательского, проектно-изыскательского и конструкторско-технологического института морского флота (ОАО «ДНИИМФ») [15].

Порт предоставляет интерес для грузовладельцев и импортеров, ведь, например, сроки доставки по маршруту Юго-Восточная Азия - порт «Восточный» - города России в комбинированном варианте морской + железнодорожный транспорт гораздо меньше, чем при морской контейнерной перевозке через европейские и российские порты с последующей автодоставкой до пункта назначения. Однако популярности мешают трудности с таможенным оформлением, которые компании стараются решать командированием специалиста во Владивосток для постоянного контроля за движением и оформлением грузов, что, очевидно, могут позволить себе далеко не все организации.

Законодательная база, регулирующая создание ПОЭЗ порт «Восточный»

Согласно ч. 1.2. ст. 6 Федерального закона от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (далее -Закон об ОЭЗ) решение о создании особой экономической зоны принимается Правительством РФ исходя из утвержденных им критериев создания особой экономической зоны1. Этим же федеральным законом управление ПОЭЗ порта «Восточный» возлагается на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ.

В настоящее время таким органом является департамент особых экономических зон и проектного финансирования министерства экономического развития Российской Федерации. Отдельные полномочия по управлению зоной

1 Соответствующие критерии утверждены постановлением Правительства РФ от 26.04.2012 № 398 «Об утверждении критериев создания особой экономической зоны». -Прим.ред.

могут быть переданы органу исполнительной власти субъекта федерации либо управляющей компании. Не исключено, что в нашем случае таким органом исполнительной власти может стать департамент экономики Приморского края, в данный момент несущий ответственность за контроль подготовки к саммиту АТЭС. На роль управляющей компании, очевидно, подходит ОАО «Особые экономические зоны». Компания создана в 2006 году, ее единственным акционером является государство. С момента принятия Закона об ОЭЗ в 2005 году и до 2010 ОАО «ОЭЗ» действовала как заказчик строительства инфраструктуры, накопив уникальный для России опыт в этой сфере [12]. Согласно Таможенному кодексу РФ и Соглашению по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза от 18 июня 2010 года, товары, размещенные и используемые в пределах территории ПОЭЗ порт «Восточный» будут освобождены от уплаты таможенных пошлин, налогов (то есть будут попадать под процедуру свободной таможенной зоны).

Некоторые особенности налогообложения

В связи с принятием Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» в Налоговый кодекс РФ были внесены соответствующие изменения (Федеральный закон от 22.06.2005 № 117-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»). Изменения и уточнения коснулись порядка налогообложения товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, в части уплаты НДС и акцизов, единого социального налога, налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, земельного налога.

Федеральный бюджет

Основная масса администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета по

в связи с реализацией проекта ПОЭЗ порт «Восточный» ставка налога на прибыль организаций не сможет превышать 13,5%, вместо 18%, установленных для уплаты в региональный бюджет в обычных случаях

бл О

физические

ш

:вого бюдже'

.лица, занятые на территории СЭЗ, будут освобождены от необходимости ТФЛ

Приморскому краю обеспечена поступлениями НДС (80,9%) [13]. Само по себе создание ПОЭЗ не подразумевает отмену или снижение поступлений ни по одной статье федеральных налогов, будь то налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость, налоги, сборы и платежи за пользование природными ресурсами. И в то же время, очевидно, что целью реализации подобного проекта является кратное увеличение поступлений именно по таким статьям, как НДС, акцизы, таможенные пошлины, налог на прибыль организаций.

Но при этом снизятся поступления в бюджеты государственных внебюджетных фондов: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Региональный бюджет

Основная масса доходов краевого бюджета Приморского края обеспечена поступлениями НДФЛ (43,4%) и налога на прибыль (31,3%) [13]. В связи с реализацией проекта ПОЭЗ порт «Восточный» ставка налога на прибыль организаций не сможет превышать 13,5%, вместо 18%, установленных для уплаты в региональный бюджет в обычных случаях. Физические лица, занятые на территории СЭЗ, будут освобождены от необходимости уплаты НДФЛ. Резиденты ПОЭЗ порт «Восточный» будут освобождены от уплаты налога на имущество организаций в течение десяти лет. Кроме всего прочего, резиденты ОЭЗ на пять лет освобождаются от уплаты транспортного налога.

При этом стоит сделать несколько замечаний: Во-первых, даже при наличии транспортного налога, его сборы с резидентов ПОЭЗ были бы крайне невелики так как львиная доля судов, принадлежащая резидентам порта «Восточный», зарегистрирована в Российском международном реестре судов, а значит признается транспортными средствами, освобождаемыми от налогообложения. Сборы же с автопарка порта, существенно не влияют на бюджет целого региона. Во-вторых, при создании ПОЭЗ порт «Восточный» в бюджет Приморского края продолжит

й

\_Ш

поступать 50% акцизных сборов с этилового спирта из пищевого сырья и спиртосодержащей продукции, при этом планируется увеличение экспорта и импорта подобных товаров. Таким образом, основные потери краевой бюджет понесет по двум статьям: налогу на прибыль организаций и налогу на доходы физических лиц.

Местный бюджет

Основная масса доходов местного бюджета Приморского края обеспечена поступлениями НДФЛ (73,3%) [13]. В результате создания ПОЭЗ порт «Восточный» по крайней мере на пять лет снизятся поступления от налога на доходы физических лиц и земельного налога. То есть под влиянием льгот окажутся основные статьи налогов, наполняющие местные бюджеты.

Вопросы инвестирования

Проведенный анализ наглядно демонстрирует, на бюджеты какого уровня ляжет основная нагрузка по созданию ПОЭЗ порт «Восточный». Кроме этого возникает вопрос: кто должен инвестировать средства в строительство дорогостоящей инфраструктуры особой зоны на территории порта? В данном случае создание современной, правильно функционирующей ПОЭЗ во многом имиджевый проект страны к саммиту АТЭС. А, значит, необходимы дотации из федерального бюджета на создание части инфраструктуры.

Но так же очевидно, что все стимулы налогового и таможенного законодательства направлены на привлечение частных отечественных и зарубежных инвесторов, которые также инвестиции которых необходимы для строительства порта.

...при создании ПОЭЗ порт «Восточный» в бюджет Приморского края продолжит поступать 50% акцизных сборов с этилового спирта из пищевого сырья и спиртосодержащей продукции

Литература

1. Налоговый кодекс РФ. часть 2 (Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ).

2. Таможенный кодекс Таможенного союза в редакции Протокола от 16.04.2010.

3. Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».

4. Федеральный закон от 25.12.2009 № 340-ФЗ

__«О внесении изменений в Федеральный закон

__«Об особых экономических зонах в Российской

__Федерации» и отдельные законодательные акты

__Российской Федерации».

5. Федеральный закон от 08.11.2007 № 261-ФЗ «О __морских портах в Российской Федерации и о вне__сении изменений в отдельные законодательные

__акты Российской Федерации».

__6. Соглашение по вопросам свободных (специаль-

__ных, особых) экономических зон на таможенной

__территории Таможенного союза и таможенной

__процедуры свободной таможенной зоны от 18

__июня 2010 года.

__7. Дмитракова Л. Экономика на дальнем Востоке //

__Российская газета. - 2010. - № 5345.

__8. Сайт Минэкономразвития РФ [Электронный

__ресурс]. - Режим доступа: http://www.economy.gov.

__ru/minec/about/rukdocmin/index.

__9. Сайт Федеральной таможенной службы Рос__сийской Федерации [Электронный ресурс]. -

__Режим доступа: http://www.customs.ru/index.php.

__10. Сайт Управления Федеральной Налоговой

__службы по Приморскому краю [Электронный

__ресурс]. - Режим доступа: http://www.r25.nalog.ru.

__11. Сайт Минфина России/Информационно__аналитический раздел [Электронный ресурс]. -

__Режим доступа: http://info.minfin.ru/fbdohod.php.

__12. Сайт управляющей компании ОАО «Особые

__экономические зоны» [Электронный ресурс].

- Режим доступа: http://www.oao-oez.ru/special_ economic_zones.

__13. Сайт УФНС России по Приморскому краю

__[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://

__www.r25.nalog.ru.

__14. Сайт ФГУ «Администрация морского порта

__Восточный» [Электронный ресурс]. - Режим

__доступа: http://www.ampv.ru/index.php.

__15. ПОЭЗ в порту Восточном: концепция пригла-

__шения «Дальневосточный научно-исследователь-

__ский, проектно-изыскательский и конструктор__ско-технологический институт морского флота

__(ДНИИМФ)» [Электронный ресурс]. - Режим

доступа: http://www.dniimf.ru/ru/semenikhin_poez.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

__16. Проекты создания особых экономичес-

__ких зон на Дальнем Востоке ИА «РосФинКом»

[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.rosez.ru/archive.php?month=1&year=2008&pa ge=3&news_id=2279.

17. Проект создания особой экономической зоны в приморье ВОСТОК-МЕДИА [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vostokmedia. com/n120786.html.

18. Об основных итогах работы ОЭЗ в 2011 году Минэкономразвития России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.economy. gov.ru/minec/about/structure/deposobeczone/ doc20120117_009.

19. Инвестиционные рейтинги регионов Дальнего Востока на декабрь 2010 года / Рейтинговое Агентство «Эксперт РА». - Режим доступа: http:// www.raexpert.ru/ratings/regions/2011.

Andrey V. Zadorozhny

Postgraduate Student, Department of National and Regional Economies, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow

Analysis of the Legislative Mechanism to Create a Port Special Economic Zone at Vostochny Port

Abstract

The paper analyzes the legislation that regulates establishment of a port special economic zone (PSEZ) at Vostochny Port, including the related tax and customs control on its territory. It studies the impact of the project on the budgets of all levels, identifies the budgets that carry the greatest burden when building the PSEZ and considers the project funding.

Keywords: port special economic zone, Vostochny Port, Primorsky Region, budget of Primorsky Region

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.