УДК 37.015.6
анализ заинтересованных сторон как элемент стратегии многосубъектного финансирования инвестиций в человеческий капитал
о. п. недоспасова,
кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой экономики E-mail: olgaeconomy@mail. ru Северский технологический институт (филиал НИЯУ «МИФИ»)
В связи с тем, что Россия существенно отстает от развитых стран по объему инвестиций в человеческий капитал в целом и в сферу высшего профессионального образования (ВПО) в частности, актуальна разработка стратегии многосубъектного финансирования инвестиций в человеческий капитал. В настоящей работе представлены результаты анализа сторон, заинтересованных в осуществлении предлагаемой стратегии как важного элемента стратегического проектирования в данной сфере.
Ключевые слова: стратегия, финансирование, инвестиции, человеческий капитал, заинтересованные стороны.
Конкурентоспособность современных предприятий в значительной мере определяется их возможностью генерировать, внедрять и использовать достижения научно-технического прогресса, осуществлять технологические и управленческие инновации. Выполнение таких задач невозможно в рамках прежнего опыта управления человеческими ресурсами. Неизбежно смещение значительного пласта инвестиционной активности корпоративного сектора экономики в сторону накопления человеческого капитала, адекватного задачам инновационного развития. Особую роль в этом процессе играет высшее профессиональное образование (ВПО), современный формат которого ориентирован на формирование социально-
гуманитарных, специальных и инновационных профессиональных компетенций работников [1]. Такие компетенции, с одной стороны, воплощаются в людях (носителях этих компетенций), а с другой — формируют ключевые компетенции организации (как важнейшего нефинансового фактора ее стоимости) [5].
Эксперты сходятся во мнении, что только в том случае, когда финансирование ВПО будет происходить на принципах государственно-частного инвестирования, возникнут предпосылки для преодоления разнонаправленности финансовых решений государства, частных хозяйств, региональных и отраслевых бизнес-структур, кредитных организаций и других субъектов, заинтересованных или участвующих в процессе накопления человеческого капитала (табл. 1). Появятся основания для перехода от решения каждой группой потенциальных участников инвестиционного процесса в сфере ВПО своих локальных задач к софинансированию образовательных инвестиций на принципах, характерных для инвестиционного проектирования. Гармонизация инвестиционных интересов и целей личности, бизнеса и государства позволит не только повысить эффективность инвестиций в человеческий капитал, но и гарантировать успешность курса на инновационное развитие промышленности, экономики и общества в целом.
- 31
Таблица 1
Стороны, заинтересованные в осуществлении стратегии многосубъектного финансирования инвестиций в человеческий капитал
Ключевые заинтересованные стороны Интересы заинтересованных сторон
Государство Расширение источников инвестиционных ресурсов и повышение эффективности их использования
Региональное и отраслевое бизнес-сообщество Соответствие объема и форм образовательных инвестиций присваиваемым выгодам при приемлемом уровне риска
Индивиды как носители ВПО и соответствующие частные хозяйства Конкурентные преимущества на рынке труда, высокая отдача образовательных инвестиций
Кредитные и страховые организации Участие в предоставлении образовательных кредитов при условии их срочности, платности и возвратности
Некоммерческие организации Достижение уставных целей в просветительской, правозащитной сфере, благотворительность
Специальные фонды, аккумулирующие гранты и пожертвования Эффективное управление долгосрочными активами
Руководители учреждений ВПО Благоприятные условия для реализации миссии организации, повышение ее конкурентоспособности, гибкости и финансовой стабильности за счет большего объема ресурсов
Преподаватели и сотрудники вузов Повышение уровня доходов и степени удовлетворения материальных и духовных потребностей, повышение социального статуса, рост стимулов к повышению качества преподавания и проведению научных исследований
Решение поставленных задач целесообразно осуществлять в формате специальной стратегии. При проектировании стратегии многосубъектного финансирования инвестиций в человеческий капитал было решено исходить из классического представления о стратегии как «образе действия для достижения долгосрочных целей» [4]. Проектируемая стратегия при этом рассматривается как генеральное направление государственно-частного инвестиционного взаимодействия, определяющее характер формирования инвестиционных ресурсов, выбор конкретных форм инвестирования, измерение и оценку эффективности инвестиций для каждого субъекта при допустимом уровне риска. На рис. 1 представлена укрупненная алгоритмическая схема разработки предлагаемой стратегии. Более подробно ее ключевые аспекты рассмотрены в другой статье автора [3].
Исходя из классического представления о типах стратегий для осуществления изменений, для многосубъектного финансирования инвестиций в человеческий капитал была выбрана стратегия участия, суть которой состоит в максимальном вовлечении в процесс изменений всех заинтересованных сторон. Все субъекты такой стратегии не только участвуют в предварительных переговорах о ее дизайне, но и могут вносить свои уточнения в ходе ее реализации, а также потенциально готовы к взаимным уступкам на любом этапе стратегического управления изменениями.
Можно сказать, что заинтересованные стороны в этом случае имеют «право голоса», могут противостоять изменениям, ухудшающим их стратегические позиции.
В настоящей статье акцент сделан на одном из ключевых этапов стратегического проектирования в данной области — анализе заинтересованных сторон. В классическом понимании такой анализ предполагает изучение субъектов (или групп индивидов), действующих совместно для достижения общих стратегических целей, обладающих специфическими интересами и ожиданиями, влияющих или находящихся под влиянием ключевых решений [6]. В ходе данного анализа уточняется, какие заинтересованные стороны обладают наибольшей властью, чтобы повлиять на результативность стратегии, а также то, какие заинтересованные стороны могут быть подвержены наибольшему воздействию. Отметим, что в контексте стратегии многосубъектного финансирования инвестиций в человеческий капитал важно максимизировать позитивное и (или) минимизировать негативное влияние сторон, обладающих силой, на стороны, оказывающиеся под влиянием планируемых действий.
Анализ сторон, заинтересованных в осуществлении стратегии многосубъектного инвестирования в человеческий капитал, основан на следующих ключевых предположениях:
Определение целей
Нет ^ ^^ Цели ^^
---\ соответствуют
— принципам?
Да
Нет — Цели ^^
Радикальные. Ключевые. Инкрементальные. Периферийные (по классификации Пеннингтона)
достижимы?
Да
Стратегии изменений:
директивная; экспертная; переговорная; образовательная; стратегия участия
Оценка по концепции «5-Е»:
• результативность;
• эффективность;
• экономичность;
• этичность;
• влияние окружения
Определение типа ожидаемых изменений
1
Выбор типа стратегии
1 г
Разработка стратегии
г
Стратегические принципы:
• инваиронментализм;
• соответствие;
• инвестиционная предприимчи-
вость и привлекательность;
• инвестиционная гибкость
------ и альтернативность;
• минимизация инвестиционного
риска
Проверка по БМАНТ-критериям:
конкретность; измеримость; согласованность; реалистичность; определенность во времени
Развивающие.
Переходные.
Трансформационные
(по классификации Акермана)
Анализ заинтересованных сторон.
Анализ «поля сил». Идентификациязатрати выгод. Типологизация инвестиций. Анализ рисков
Нет
Рис. 1. Укрупненная алгоритмическая схема стратегии многосубъектного финансирования инвестиций в человеческий капитал
у проектируемой стратегии есть заинтересованные стороны, способные влиять на ее результаты, а также те, которые подвержены внешнему давлению в ходе ее осуществления; заинтересованные стороны обладают различными интересами, и интересы одних сторон могут конфликтовать с интересами других; на способ разрешения конфликтов и установления баланса интересов различных заинте-
ресованных сторон влияют не только силы власти и влияния, присущие тому или другому потенциальному субъекту стратегии, но и их ожидания, инвестиционный опыт, уровень инвестиционной культуры, сложившаяся система ценностей и инвестиционных предпочтений. При формировании стратегии ее потенциальные участники были рассмотрены как субъекты, заинтересованные в привлечении инвестиций в ВПО,
являющуюся в настоящее время ключевой для накопления человеческого капитала сферой. У каждой стороны выявлялось наличие (или отсутствие) трех основных атрибутов: «власть», «легитимность» и «безотлагательность требований». Уточним, что термин «власть» в данном контексте связывается с вероятностью того, что заинтересованная сторона способна реализовать свои желания даже при сопротивлении им со стороны других субъектов. Термин «легитимность» относится к допущению (предположению), что действия какой-либо заинтересованной стороны являются желательными, правильными, подходящими с точки зрения успешности стратегии. В свою очередь «безотлагательность требований» характеризует срочность и неотложность ожиданий какой-либо заинтересованной стороны к результатам стратегии.
На рис. 2 представлены семь возможных категорий заинтересованных сторон, ранжированных в зависимости от наличия у них рассматриваемых атрибутов. Области 1, 2 и 3 отражают те заинтересованные стороны, которые обладают наименьшей значимостью. Поскольку у них есть либо власть, либо легитимность, либо неотложность требований, то их следует отнести к неявным заинтересованным сторонам проектируемой стратегии. Средней значимостью обладают те заинтересованные стороны, которые имеют по два из трех возможных атрибутов (области 4, 5, 6). Это ожидающие заинтересованные стороны. Наиболее важными для проектируемой стратегии являются те заинтересованные стороны,
Рис. 2. Категории заинтересованных сторон по наличию у них атрибутов власти, легитимности и безотлагательности требований: 1—7 — области, характеризующие различные типы заинтересованных сторон
у которых есть все три атрибута (область 7). Именно им, согласно выводам Р. Митчелла, следует отдавать наивысший приоритет при принятии стратегических решений [7].
В табл. 2 приведены результаты анализа сторон, заинтересованных в осуществлении стратегии многосубъектного финансирования инвестиций в человеческий капитал.
Результаты исследования подтвердили исходное предположение о том, что заинтересованные стороны существенно различаются по своей власти
Таблица 2
Анализ сторон, заинтересованных в осуществлении стратегии многосубъектного финансирования инвестиций в человеческий капитал
Ключевые заинтересованные стороны Оценка выраженности основных атрибутов Категория заинтересованных сторон
Государство Власть — высокая. Легитимность — высокая. Безотлагательность — высокая Наиболее важная сторона (область 7 рис. 2)
Региональное и отраслевое бизнес-сообщество Власть — высокая. Легитимность — высокая. Безотлагательность — низкая Ожидающая сторона (область 4 рис. 2)
Индивиды как носители ВПО и соответствующие частные хозяйства Власть — низкая. Легитимность — высокая. Безотлагательность — высокая Ожидающая сторона (область 6 рис. 2)
Кредитные и страховые организации Власть — низкая. Легитимность — высокая. Безотлагательность — низкая Неявная сторона (область 2 рис. 2)
Некоммерческие организации Власть — низкая. Легитимность — высокая. Безотлагательность — низкая Неявная сторона (область 2 рис. 2)
Окончание табл 2
Ключевые заинтересованные стороны Оценка выраженности основных атрибутов Категория заинтересованных сторон
Специальные фонды, аккумулирующие гранты и пожертвования Власть — низкая. Легитимность — высокая. Безотлагательность — низкая Неявная сторона (область 2 рис. 2)
Руководители учреждений ВПО Власть — низкая. Легитимность — высокая. Безотлагательность — высокая Ожидающая сторона (область 6 рис. 2)
Преподаватели и сотрудники вузов Власть — низкая. Легитимность — низкая. Безотлагательность — высокая Неявная сторона (область 3 рис. 2)
и влиянию на предстоящие изменения. Это обстоятельство, а также неизбежные временные и финансовые ограничения обусловливают необходимость уделить в стратегии особое внимание наиболее важным группам влияния: тем заинтересованным сторонам, которые обладают максимальной властью, а также тем, требования и ожидания которых наиболее легитимны и безотлагательны. При этом в расчет было принято и то, что заинтересованные стороны, обладающие значительной властью (например промышленные предприятия) или высокой безотлагательностью требований (индивиды, частные хозяйства, руководители учреждений ВПО), не всегда являются носителями наиболее легитимных запросов. В контексте проектируемой стратегии это можно объяснить тем, что у данных сторон (в основном в силу незначительного инвестиционного опыта в сфере ВПО) не сложились четкие инвестиционные предпочтения в данной области, а их система ценностей допускает отношение к образованию скорее как к потребительскому благу, чем к объекту инвестирования.
По результатам анализа можно сделать вывод о том, что заинтересованность в формировании и успешной реализации стратегии многосубъектного финансирования инвестиций в человеческий капитал в наибольшей степени выражена у государства. Именно здесь наиболее полно представлены все три атрибута: «власть», «легитимность» и «безотлагательность требований». В связи с этим можно утверждать, что государству в проектируемой стратегии принадлежат три ключевых роли: собственно стратега (инициирующего изменения и задающего их направления); конструктора изменений (отвечающего за координацию стратегических действий и внедрение изменений); получателя изменений (субъекта, на которого существенно влияют как сами изменения, так и их результаты).
Переходя к выводам, следует отметить, что пересечение основных стратегических ролей возможно и для других заинтересованных сторон стратегии. Индивиды, частные хозяйства, промышленные предприятия также являются не только получателями изменений, но и в определенной мере их стратегами и конструкторами. Тем не менее суть и масштабы изменений, обусловленные инновационным сценарием развития экономики, являются весомым аргументом того, чтобы именно государство находилось в центре формирования ключевых параметров проектируемой стратегии и ее «институционального каркаса».
При наличии убедительных доказательств эффективности корпоративных инвестиций в накопление человеческого капитала (данный вопрос подробно рассмотрен в [2]) появляется возможность добавить недостающий корпоративному сектору атрибут «безотлагательность». В свою очередь, гарантированная государством защита инвестиционных интересов индивидов, частных хозяйств, других заинтересованных сторон, получивших пока статус «ожидающих» и неявных, будет способствовать формированию недостающих и (или) усилению уже свойственных им атрибутов.
Итак, анализ сторон, потенциально заинтересованных и (или) фактически участвующих в накоплении человеческого капитала, подтвердил предположение о том, что они существенно различаются по своей власти и влиянию на изменения, обусловленные реализацией стратегии многосубъектного финансирования инвестиций в человеческий капитал. Это обстоятельство, а также неизбежные временные и финансовые ограничения, свойственные проектируемой стратеги, требуют, чтобы особое внимание при ее разработке было уделено наиболее важным группам влияния, а именно тем заинтересованным сторонам, которые обладают наибольшей властью,
- 35
а также тем, требования и ожидания которых наиболее легитимны и безотлагательны.
Список литературы
1. Конкурентоспособность российского образования. URL: http://prosvpress. ru/2011/08/ konkuren-tosposobnost.
2. Недоспасова О. П. Оценка эффективности корпоративных инвестиций в человеческий капитал в формате сбалансированной системы показателей // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2013. № 14. С. 23—29.
3. Недоспасова О. П. Стратегический подход к софинансированию инвестиций в человеческий капитал для инновационного развития промышленности // Вестник науки Сибири (Серия «Экономика и менеджмент») / Изд-во Национального
исследовательского Томского политехнического университета. 2012. № 5 (6). С. 140—144. URL: http://sjs. tpu. ru/journal/article/view/521.
4. Портер М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов / пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2011.
5. Andriessen D. Making Sense of Intellectual Capital, PhD thesis, Nyenrode University, The Netherlands. Butterworth-Heinemann, Burlington, MA, 2004.
6. Freeman R. E. Strategic Management: a Stakeholder Approach. 1984, Boston, MA, Pitman.
7. MitchellR. K., Agle B. R. and WoodD. J. Toward a Theory of Stakeholder Identification and Salience: Defining the Principle of Who and What Really Counts // Academy of Management Review. 1997, vol. 22, issues 4, p. 853—886.
Вниманию руководителей и менеджеров высшего и среднего звена, экономистов, финансистов, преподавателей вузов и аспирантов!
Журнал «Финансы и кредит»
ISSN 2071-4688
Выпускается с 1995 года. Включен в перечень ВАК.
Включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).
Журнал реферируется ВИНИТИ РАН.
Формат A4, объем 80—100 с. Периодичность - 4 раза в месяц.
ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!
Индекс по каталогу «Почта России» Индекс по каталогу «Роспечать» Индекс по каталогу «Пресса России»
34131 71222 45029
За дополнительной информацией обращайтесь в отдел реализации Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» телефон/факс: (495) 721-85-75, E-mail:[email protected]
Возможна подписка на электронную версию журнала, а также приобретение отдельных статей: Научная электронная библиотека: eLibrary.ru Электронная библиотека: dilib.ru
www.fln-izdat.ru