Научная статья на тему 'Анализ задач Федеральной отраслевой целевой программы «Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Российской Федерации на 2009-2012 гг. »'

Анализ задач Федеральной отраслевой целевой программы «Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Российской Федерации на 2009-2012 гг. » Текст научной статьи по специальности «Животноводство и молочное дело»

CC BY
148
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ задач Федеральной отраслевой целевой программы «Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Российской Федерации на 2009-2012 гг. »»

ных средств пропорционально заявкам, и в этом случае, размер ставки может быть ниже утвержденной, если лимита не хватит. Другой регион, - в порядке очередности, тогда тот, кто первым сдал документы или «договорился» - получит полную ставку, а кто-то, хотя и выполнил все условия, - ничего не получит, так как закончился лимит (этот вариант более коррупционер чем предыдущий), или все дать одному, способному обеспечить результат в ущерб доступности к субсидиям остальных. Один регион доплачивает региональную часть ставки, соответствующую уровню финансирования, на покупку племенного молодняка КРС, а другой на КРС дает только федеральные средства, а региональные пускает на субсидирование приобретения других видов племенных животных, и т.д. О единой аграрной политике в таких условиях говорить сложно.

Софинансирование же, несмотря на корректировку по бюджетной обеспеченности не только не способствует выравниванию условий, но наоборот, лишает сельхозтоваропроизводителей регионов федеральной части субсидий, из-за недостатка средств в региональном бюджете или из-за проводимой аграрной политики. Так, в 2009 г. сельхозтоваропроизводители Московской области остались без субсидий на минеральные удобрения, так как регион не выделил средств на софинансирование. По той же причине не получили поддержку производители мяса КРС и молока Ставропольского края. Республики Ингушетия, Северная Осетия, Тыва, Чеченская Республика, Ханты-Мансийский АО не смогли выделить средств в бюджетах на субсидирование процентных ставок по инвестиционным кредитам на техническую и технологическую модернизацию, хотя им и были первоначально выделены лимиты из фе-

дерального бюджета, поэтому сельхозтоваропроизводители в этих субъектах РФ, хотя и приобретали технику в 2009 г., но не могли воспользоваться для этого субсидированными кредитами.

И наоборот лидеры Татарстана и Белгородской области, последовательно нацеленные на развитие сельского хозяйства в своих регионах, стабильно аккумулируют до 20% федеральных субсидий (в 2009 г., 21,5%). При этом Татарстан только на софинансирование процентной ставки по инвестиционным кредитам в 2009 г. выплатил 1,6 млрд руб. из регионального бюджета, что под силу далеко не каждому региону (для сравнения субъекты РФ, входящие в Южный Федеральный округ, выплатили из своих бюджетов только 0,97 млрд руб.). В результате в Республике Татарстан и Белгородской области сконцентрировалось к началу 2010 г. 20% всего производства мяса скота и птицы сельхозорганизаций России, 24% поголовья свиней и 16% птицы. И это только начало, так как еще не заработали на полную мощность все животноводческие комплексы, на строительство и модернизацию которых эти два региона активно привлекали субсидированные кредиты. Экологические, экономические и социальные последствия такой концентрации производства изучены слабо.

Таким образом, принцип софинансирования значительно замедляет процесс субсидирования за счет длительного согласования бюджетов, ухудшает положение сельхозтоваропроизводителей в регионах с недостаточным региональным финансированием аграрного сектора, способствует диспропорциям в региональном размещении сельхозпроиз-водства. Отказ от этого принципа в государственном регулировании сельского хозяйства повысит эффективность государственной поддержки сектора.

АНАЛИЗ ЗАДАЧ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ОТРАСЛЕВОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «РАЗВИТИЕ МОЛОЧНОГО СКОТОВОДСТВА И УВЕЛИЧЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВА МОЛОКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2009-2012 гг.»

В.С. Колосков, науч. сотр. Всероссийского института аграрных проблем и информатики им. А.А. Никонова

Поддержка и развитие государством отрасли молочного скотоводства в нашей стране является важной задачей. Господдержка за прошлые годы дала свои положительные результаты и позволила приостановить отрицательные тенденции, существующие в отрасли, наметить тенденции к росту. Однако невозможно решить все проблемы отрасли молочного скотоводства за краткосрочный период, так как отрасль молочного скотоводства относится к одной из самых инерционных отраслей сельского хозяйства. В первую очередь это обусловлено биологической спецификой воспроизводства крупного рогатого скота, которая не позволяет физически за краткосрочный период осуществления господдержки сделать существующее стадо в стране КРС молочной направленности более продуктивным.

6 ноября 2008 г. Минсельхозом России была принята отраслевая целевая программа «Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Российской Федерации на 2009-2012 годы» (далее - Программа). Данная программа предполагает создание государством экономических и технологических условий устойчивого развития отечественной отрасли молочного скотоводства, увеличению производства высококачественного молока, снижение зависимости страны от импортных поставок.

Политические усилия государства представлены в виде трех задач, которые будут решаться в рамках данной программы. Их решение позволит привлечь дополнительные финансовые средства в отрасль молочного скотоводства, и будет способствовать ее дальнейшей модернизации.

Задача № 1. Укрепление племенной базы молочного скотоводства. Увеличение отечественного племенного поголовья КРС в организациях, занимающихся племенным животноводством, и улучшение породного состава стада, в организациях, производящих товарную продукцию, позволит существенно повысить продуктивность животных, снизить себестоимость и улучшить качество производимой продукции. Практикой мирового и отечественного скотоводства доказано, что доходность современного молочного хозяйства напрямую связана с удоем коров. Селекционная работа, направленная на увеличение роста продуктивности коров молочной направленности с одной стороны и повышение качества производимой продукции с другой, со временем приводит к тому, что количество молочных коров и издержки на их содержание в хозяйствах начинают сокращаться, в то время как объемы производства молока и его качество по хозяйству в целом начинают увеличиваться. Решение государством данной задачи создаст позитивные предпосылки

по дальнейшему совершенствованию породных качеств животных и позволит в дальнейшем более полноценно использовать генетический потенциал высокопродуктивных пород молочного скота, существующих в нашей стране и за рубежом, таких как голштинская, чёрно-пёстрая, симментальская, костромская, красно-пёстрая и другие. Политические усилия государства в рамках данной цели направлены на достижение следующих целевых показателей:

1) увеличение удельного веса племенного поголовья в общем поголовье молочного крупного рогатого скота до 15% к 2015 г.;

2) увеличение объемов реализации племенного молодняка до 92 тыс. голов;

3) стабильное приобретение племенного молодняка на уровне 100 тыс. голов в год в течение всего периода действия программы.

Основными механизмами реализации данной программы на федеральном уровне являются:

1) предоставление субсидий на содержание маточного поголовья молочного скота в племенных заводах и племрепродукторах по всей территории по дифференцированным ставкам: в племзаводах -5000 руб. на голову, в племенных репродукторах -4500 руб. на голову;

2) повышение ставок субсидий на закупку племенного молодняка;

3) предоставление субсидии на закупку эмбрионов и семени быков-производителей молочных пород.

Задача № 2. Увеличение производства молока и ускоренное развитие молочного скотоводства в рамках реализации региональных программ развития молочного скотоводства, поддерживаемых на конкурсной основе. В настоящее время на региональном уровне существует два механизма реализации мер, отличных от мер предпринимаемых федеральными властями, для поддержки развития отрасли молочного скотоводства в регионе. Во-первых, субъекты РФ на региональном уровне могут создавать собственные механизмы господдержки отрасли, в рамках софинансирования федеральных субсидий, путем расширения функционального применения региональной части, что позволяет региональным властям корректировать политические усилия государства, предпринимаемые на федеральном уровне, и более полноценно решать задачу с учетом исторически сложившихся специфических проблем отрасли в регионе. Во-вторых, федеральным бюджетом на конкурсной основе будет производиться отбор региональных программ по созданию экономических и технологических условий устойчивого развития отрасли молочного скотоводства в субъектах РФ. Отбор региональных программ развития молочного скотоводства проводится по производственным показателям, которые должны быть не ниже установленных программой значений, по мерам стимулирования инвестиционной привлекательности производства молочной продукции и по общим мерам развития отрасли молочного скотоводства, таких как строительство транспортных, элек-тро-, газовых сетей и иной инфраструктуры. Все эти меры позволят региональным властям наиболее эффективно использовать бюджетные средства в рамках поставленной задачи. Политические усилия государства в рамках данной цели направлены на достижение следующих целевых показателей:

1) производство молока к 2012 г. должно увеличиться на 15% и ежегодный рост производства должен составлять не менее 3%,

2) средний надой молока от 1 коровы в сельхозпредприятиях к 2012 г. должен составить

4500 кг ежегодный рост молочной продуктивности должен составить не менее 7%,

3) Выход телят на 100 коров, должен составить к 2012 г. 82 головы.

Основными механизмами реализации данной программы на федеральном уровне являются:

1) отбор региональных программ по развитию молочного скотоводства и софинансирование их из федерального бюджета,

2) определение объемов финансирования региональных программ из федерального бюджета по субъектам Российской Федерации с учетом роста объемов производства продукции и уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъектов,

3) создание центров по оказанию сервисных услуг - 500 ежегодно.

Задача 3. Реализация мер по регулированию рынка молока.

В рамках решения данной задачи правительством РФ планируется проводить закупочные интервенций сухого молока в летний период в объеме 30-35 тыс. т ежегодно в течение четырех лет с целью сглаживания цен на сырое молоко, вызванных сезонными колебаниями производства продукции. Данная мера позволяет убирать с рынка излишки производящегося молока характерные для летнего периода и тем самым не допускать их сезонного падения. Правительством РФ планируется проводить закупочные интервенции сухого молока, ультрапастеризованного молока, сливочного масла и твердых сыров.

Так же не маловажно отметить, что в 2010 г. в результате достигнутых соглашений часть российских переработчиков молока будет закупать сырое молоко по цене не менее 11 руб./кг без учета НДС вне зависимости от сезона. Это не позволит ценам на сырое молоко резко падать в летний период, как это было в 2009 г., что так же создаст дополнительные инвестиции в организации, производящие товарную продукцию в отрасли.

Таможенные пошлины так же являются немаловажным инструментом поддержки отрасли молочного скотоводства, так как в настоящее время отечественные молочные продукты уступают в качестве импортным аналогам, что не позволяет им полной мере конкурировать на внутреннем рынке. Текущая цена отечественного сырого молока в среднем выше, чем у импортного сухого молока, ввозимого в страну, связано это в первую очередь с тем, что уровень поддержки производства молока правительствами зарубежных стран значительно выше, чем в России и с относительно низкими требованиями, предъявляемыми к возимому в страну сухому молоку во вторую. Складывающаяся ситуация так же играет на руку переработчикам и позволяет диктовать цены на закупаемое сырое цельное молоко, так как по существующему российскому законодательству нет различий между молоком и молочными продуктами произведенными из цельного молока и разведенного сухого. В то время как по техническим регламентам многих европейских стран

- Франции, Германии, Финляндии, и других - питьевое молоко можно производить только из цельного сырого молока, в противном случае необходимо проинформировать покупателя, что покупаемый им товар является воспроизведенным молоком и создан с использованием сухого молока.

В результате все это подталкивает правительство РФ предпринимать меры по усилению политики протекционизма, проводимой в нашей стране. Так в 2009 г. были увеличены таможенные по-

шлины на сухое молоко, сливочное масло и на отдельные виды тропических масел, используемых в пищевой промышленности вместо молочных жиров. Так же была произведена корректировка прогнозных балансов между Белоруссией и Россией с целью ограничения импорта дешевого низкокачественного сухого молока из союзного государства, использующего беспошлинный режим ввоза.

Основными механизмами реализации данной программы на федеральном уровне являются:

1. Принятие Правительством Российской Федерации решения по ограничению импорта сухого молока на период проведения закупочных интервенций путем введения сезонных ввозных таможенных пошлин.

2. Проведение конкурсов по отбору государственного агента, хранителей, страховых организаций.

3. Покупка сухого молока, произведенного на давальческих условиях сельхозпроизводителями с правом последующего выкупа по цене приобретения (базис поставки - отобранные склады; период -май-июль).

4. Обеспечение качественно-количественной сохранности в период хранения, оплата хранения, процентных расходов, страхования, вознаграждения агента.

5. Реализация закупленного сухого молока перерабатывающим предприятиям.

Реализация отраслевой целевой программы происходит в рамках стратегической цели Министерства сельского хозяйства России «Повышение конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства и успешного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства» и решению тактических задач «Развитие приоритетных отраслей животноводства» и «Развитие сельских территорий». Предполагается, что решение данных задач в рамках данной программы позволит:

- создать условия и предпосылки для устойчивого развития молочного скотоводства и производства молока до 2012 г. в объеме 37,0 млн т;

- увеличить численность высокопродуктивных пород коров в племенных заводах и племре-продукторах до 1093 тыс. голов, что обеспечит расширение племенной базы до 15%.

- обеспечить повышение производительности труда на фермах в среднем на 12%,

- получить дополнительно в бюджеты всех уровней налогов за четыре года в сумме 112,1 млн руб.

- позволит в перспективе провести полное импортозамещение в снабжении населения молоком и молочными продуктами, повысить продовольственную безопасность страны.

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА (на примере Брянской области)

С.В. Герасименкова, преп. Брянского государственного университета им. И.Г. Петровского

В современных условиях существенная роль отводится программно-целевому подходу в решении проблем экономики аграрного рынка. Данный подход основывается на завершенных во времени и пространстве комплексе экономических, организационно-технологических, инновационных и других мер по реализации целей и задач конкретных программ развития аграрного сектора. Разработка и реализация таких программ стала действенным способом решения острых проблем, требующих сосредоточения ресурсов, концентрации усилий, целевой ориентации используемых средств, согласованности действий.

В настоящее время значительная доля бюд-

жетных средств распределяется между сельскохозяйственными производителями Брянской области в рамках целевых программ. Так, в 2008 г. действовали три региональные, пять ведомственных целевых программ и губернаторская программа «Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса», по сравнению с 2005 г. сумма средств по программным мероприятиям увеличилась в 1,5 раза и составила 380,2 млн руб.

Активное использование программно-целевого подхода в управлении бюджетными средствами в Брянской области наиболее четко проявляется, начиная с 2000 г. (табл. 1).

Таблица 1. Основные программы поддержки сельского хозяйства из бюджета Брянской области, млн руб.

Показатель 1995 г. 2000 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.

Расходы на сельское хозяйство и рыболовство - всего 124,1 173,5 239,6 302,3 423,6 585,1 740,5 1071,1

В том числе программные мероприятия 21,1 73,8 169,3 188,9 248,7 207 224,7 380,2

в % ко всем расходам 17,0 42,5 70,7 62,5 58,7 35,4 30,3 35,5

РП «Повышение плодородия почв» 18,2 38 82,3 77,3 118,7 100 90,5 101,1

в % ко всем программам 86,3 51,5 48,6 40,9 47,7 48,3 40,3 26,6

РП «Поддержка семеноводства сельскохозяйственных растений» - 15,5 26,4 26,0 24,9 19,5 15,7 32,8

в % ко всем программам - 21,0 15,6 13,8 10,0 9,4 7,0 8,6

РП «Развитие свекловодства в Брянской области» 3,5 4,9 5,0 5,0 15,8

в % ко всем программам - 4,7 2,9 2,6 2,0 - - 4,2

ГП «Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса» - - 3,7 5,7 13,0 18,1 18,1 21,7

в % ко всем программам - - 2,2 3,0 5,2 8,7 8,1 5,7

ВЦП «Инженерно-техническое обеспечение АПК Брянской области» - - 7,9 7,7 46 24,2 51,5 92,3

в % ко всем программам - - 4,7 4,1 18,5 11,7 22,9 24,3

ВЦП «Охрана территории Брянской области от заноса и распространения заразных болезней животных из иностранных государств» - 1,4 7 7,1 7,1 5,1 5,4 5,6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.