dJAH-enOPTTA
MJ1MW4 - HA3APm WyPHAJl
2019/2
TACTICS
METHODS
PERSPECTIVES
J -«Huq-tf
MEDICAL BIOLOGICAL
SPORT
cDAH-CnOPTfA
OAH-CnOPTfA
cDAH-CnOPTfA OAH-CnOPTfA cDAH-CFlOPTrA
iivl
Университет тасарруфидаги "ФАН-СПОРТТА" илмий-назарий журнал
МУНДАРИЖА
БОЛАЛАР -УСМИРЛАР СПОРТИ / ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ СПОРТ
Эркинов Ш.Ш. Анализ взаимосвязи скорости и скоростной выносливости у 14-17 летних
футболистов...............»....................................................................................... 2
ПЕДАГОГИК КАДРЛАРНИ ТАЙЁРЛАШ/ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ
Абдурахмонов А.Э. Жисмоний тайёргарлик ва спорт со^асида илмий-педагогик инновацион
таълим тизимини такомиллаштириш............................................................................................... 7
Ибрагимов Б.Б. Сопоставительный анализ учебных планов курсов повышения
квалификации тренеров по спорту............................................................................... 11
Худайбердиева H.A. Жисмоний тарбия ва спорт содасида педагог кадрлар тайрлаш
тизимини бошкариш.......................................................................................................................... 18
ОММАВИЙ ЖИСМОНИЙ ТАРБИЯ ВА СПОРТ / МАССОВАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
Абдуазимов С.УДарбий жисмоний тайёргарликда спортнинг узига хос
хусусиятлари..................................................................................................... 22
ЖИСМОНИЙ ТАРБИЯ МУАММОЛАРИ / ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Юсупов 3.3. Некоторые аспекты состояния проблемы спортивной ориентации и спортивного
отбора........................................................................................................................................................... 26
Мирзанов Ш.С. Белбогли курашчиларга хос куч турларининг вазн тоифаси доирасидаги
тахдили............................................................................................................. 31
СПОРТ ФАНИ: МУАММОЛАР ВА ИСТЩБОЛЛАР/ НАУКА О СПОРТЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Тулаганов Ш.Ф. Ёш гандболчиларни техник усулларга ургатишда ахборот
технологияларидан фойдаланиш самарадорлиги........................................................... 34
СПОРТ МАШГУЛОТЛАРИ: ТЕХНИКА, ТАКТИКА, УСУЛИЯТ /
ТЕХНИКА, ТАКТИКА И МЕТОДИКА СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ
Шукурова Ш.Т. Мини-футбол буйича аёллар жамоаларида амалга оширилган стандарт
вазиятлар тахдили.............................................................................................................................. 38
Абдурахманов Ф.А., Кариева Р.Р.Оптимизация нагрузок различной направленности в
межигровых циклах соревновательного периода гандболистов высокой квалификации........ 42
ЖИСМОНИЙ ТАРБИЯ ВА СПОРТНИНГ ТИББИЙ-БИОЛОГИК ВА ИЖТИМОИЙ-ПСИХОЛОГИК АСОСЛАРИ / МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА Арзикулов Д.Н., Развитие способностей к спортивно-педагогической деятельности как
психолого-педагогическая проблема................................................................................................ 48
Сивохин И.П., Скотников В.Ф., Маткаримов P.M.,Калашников А.П.,Белегов А.Н.,
Биомеханические аспекты олимпийской подготовки тяжелоатлетов сборной Казахстана...... 53
Ураимов С.Р. Динамика соматометрических показателей учащихся военно-технического
лицея......................................................................................................................... 61
Мусаева У.А. Сравнительная оценка соматотипологических особенностей юных
спортсменок, специализирующихся в игровых видах спорта............................................... 65
ТАЪЛИМ ЩТИСОДИЁТИ ВА МЕНЕЖМЕНТ/ ЭКОНОМИКА И МЕНЕДЖМЕНТ ОБРОЗАВАНИЯ
Болтабаев М.Р., Ахматов М., Ахматова Х.М. Менежмент здоровья, формирование и развития человеческого капитала на основе целостной жизнециклической национальной
системы массовой спортивно-оздоровительной работы................................................ 69
Ахмедов И.А., Алкаров У.К., Маткаримова Н., Рашидов А. Особенности и формирование организационного механизма развития стратегических партнерств в системе высшего образования........................................................................................................... 76
БОЛАЛАР -УСМИРЛАР СПОРТИ / ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ СПОРТ
АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ СКОРОСТИ И СКОРОСТНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ
У 14-17-ЛЕТНИХ ФУТБОЛИСТОВ
Базовый докторант второго курса, Ш.Ш.ЭРКИНОВ1 1 Узбекский Государственный университет физической культуры и спорта, Чирчик
Аннотация. В статье представлены сведения об общих и специальных физических качествах юных футболистов 14-17- летного возраста, для чего были использованы тесты измерения физических скоростных качеств. В результате анализа тестов была определена оптимальная взаимосвязь общих и специальных скоростных качеств.
Ключевые слова: норматив «8» («восьмерка»), «скоростная техника», сложные координационные движения, сенситивный период, прибор «микрогейт», корреляционный коэффициент, интенсивность.
Введение. С первых дней обретения Узбекистаном независимости со стороны государства особое внимание, также как и другим видам спорта, уделялось футболу. Наглядным подтверждением
вышесказанных нами высказываний является то, что согласно постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан за №144 от 18 марта 1993 года "О мерах по дальнейшему развитию футбола в республике Узбекистан", намечен ряд мероприяитий по восстановлению традиций футбольного клуба "Пахтакор" и определению учебно-тренировочного комплекса "Кибрай" основной тренировочной базой сборной команды. По истечении одного года вслед за принятым постановлением, на Азиатских играх 1994 года, проходивших в Хиросиме и Нагасаки, сборная команда Узбекистана по футболу имела успех стать чемпионами. Все это свидетельствует о повышенном внимании государства к футболу[1].
Дальнейшим благоприятным
условием качественного роста футбола в республике стало Постановление Президента Республики Узбекистан от 16 марта 2018 года за №ПП3610 «О мерах по дальнейшему развитию футбола», принятое с целью формирования национальной сборной Узбекистана, а также совершенствования подготовки одаренных молодых кадров и включения их в состав сборной. В этом же Постановлении даны конкретные указания по созданию
детских и подростковых академий футбола в Республике Каракалпакстан. Эти академии создаются с целью подготовки из подрастающих талантливых игроков высококвалифицированные футбольные кадры [2].
Актуальность. В последние годы на мировых аренах, во время международных соревнований, наблюдается ежегодное увеличение интенсивности темпа игры, т.е. роста скорости выполнения технико-тактических действий во время борьбы за овладение мячом. Тенденция роста скорости игры приводит к универсальности действий игроков. При этом в нападении принимают участие защитники флангов, которые даже выполняют задачи плеймекеров в нападении (как креативный участник при организации нападения и как футболист, непосредственно
организующий начало этого нападения). А это в течение многолетней подготовки требует приближения интенсивности тренировоч-ных нагрузок к темпу скоростных требований игрового периода, и это особенно необходимо учитывать при развитии скоростной выносливости у юных футболистов.
Такое физическое качество как скорость необходимо развивать с 13-14 лет. Причиной тому является то, что данный возраст считается сенситивным периодом в развитии скорости [3].
Скорость юных футболистов развивается различными темпами в
e-mail: [email protected]
зависимости от их способностей. В росте спортивного мастерства юных футболистов 12-13 лет большое значение имеют рост физической работоспособности,
комплексное развитие скоростных и координационных качеств, выполнение специальных по координации сложных технических действий.
14-15-летние футболисты отличаются своими скоростными способностями, высокой активностью тренировочных и соревновательных действий, ведением мяча сложными координационными движениями и высокими скоростными качествами.
А у 16-17-летних футболистов хорошо развиваются физическая работоспособность, комплексное развитие скорости и координации, способности к выполнению сложных координационных движений во время игры.
В связи с интенсивностью игр во время проведения соревнований бывает очень сложно поддерживать высокий уровень скоростных качеств. В процессе тренировок, проводимых в период соревнований, требуется развивать их индивидуальные скоростные качества с учетом способностей каждого футболиста. В исследованиях Д.Сиренко оптимальное развитие скоростных качеств проводилось отдельными группами с учетом индивидуальных способностей и возраста футболистов, вследствие чего оптимально были развиты скоростные качества после применения следующих упражнений:
- бег с высокого старта на 15 метро у 15 - летних защитников ,15-16 -летних полузащитников, 17-летних нападающих;
- бег на 60 метров у 16-летних защитников и полузащитников, 15-17 -летних нападающих;
- бег на 100 метров у 15-летних футболистов;
- ведение мяча на 30 метров у 14 и 15-летних защитников, 13,15 и 17-летних полузащитников, 14,16, 17-летних нападающих [4].
Объект и предмет исследования. В качестве объекта исследования было выбрано изучение развития общих и специальных скоростных качеств у 48
учащихся футболистов РШИОР (Республиканской школы-интерната
олипийского резерва) в возрасте от 14 до 17 лет, по 12 человек в каждой группе.
Предмет исследования - изучение корреляционной взаимосвязи общих и специальных физических качеств путем приема нормативов: бег на 30 метров, челночный бег 5*30м и тест "8".
Цель и задачи. Целью исследования является изучение оптимальной взаимосвязи общих и специальных скоростных качеств 14-17-летних футболистов с учетом их возрастных особенностей.
Исходя из цели исследования были выбраны следующие задачи:
- применение нормативов скоростного бега без мяча на 30 метров и челночный бег 5*30м с мячом для изучения корреляционной взаимосвязи общих и специальцых скоростных качеств 14-17-летних футболистов;
- корреляционный анализ особенностей общих и специальных скоростных качеству 14-17-летних футболистов.
Проведение исследования.
Исследовательская деятельность
проводилась в июле месяце 2018 года при Республиканской школе-интернате
олимпийского резерва с 12 футболистами в 4-х возрастных группах. Воспользовавшись при исследовании измерительным прибором "Микрогейт" ("Мисрогате"), были применены 3 нормативных теста (таблица 1,2):
Первый нормативный тест - "Бег на 30 метров". При начале бега с высокого старта измерительные приборы скорости устанавливаются на дистанциях "Старт в 10 метрах от старта и на линии "Финиш". В нормативе «Бег на 30 метров» скорость преодоления дистанций 10 метров и 30 метров определяется одновременно.
Второй нормативный тест -"Челночный бег 5x30м». Измерительные приборы скорости микрогейт
устанавливаются на пересечении линий "Старт" и "Финиш", где время засекается лишь при полном пересечении этих линий футболистом. Этим методом определяется
БОЛАЛАР - УСМИРЛАР СПОРТИ / ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ СПОРТ
полнота пересечения линии старта и финиша футболистами.
Третий нормативный тест -тест «8». 4 конуса расставляются с четырёх сторон в форме четырехугольника и один конус размещается в центре. Расстояние между конусами составляет 10 метров.
Футболист должен осуществить скоростное ведение мяча от конусов в углу к конусу в центре. При этом измерительные
приборы скорости
устанавливаются на линиях "Финиш".
микрогеит "Старт" и
Таблица 1
Результаты времени нормативов бега на 10 метров с высокого старта, скоростного бега на 30 метров, челночный бег 5x3Ом и тест "8" футболистов 14-15 лет (2018 год)
№ Инициалы Бег на 30 Бег на? 10 Челночный бег Норматив "8"
фамилии и метров/ секунд метров/ 5x30 (секунд)
имени секунд метров/секунд
14 лет 15 14 лет 15 лет 14лет 15 лет 14 лет 15 лет 14лет 15лет
лет /сек /сек /сек /сек /сек /сек /сек /сек
1 Т-К. А-Ж. 4,62 4,42 2,06 1,84 30,61 31,94 14,08 15,56
2 Г-Ф. 4,87 4,88 1,95 2,02 34,48 32,7 16,25 15,31
3 Б- А. Ж-Ш. 4,68 4,43 2,03 1.76 31,61 30,2 15.27 15,02
4 Б-Ж. А-Н. 4.65 4,48 2,1 1,9 32,08 30 15,39 14,65
5 П-М. Г-О. 4,7 4,93 2,08 2,1 32,29 33,21 15,33 16,38
6 Х-С. Е-А. 4,53 4,25 1,9 1,48 30,41 30,71 14,41 14,9
7 Д-С. Р-М. 5,2 4,62 2,04 1,95 39 30,61 16,57 14,9
8 Ф-Л. о-д. 4,59 4,65 1,98 1,93 32,48 32,05 14,25 14,85
9 У-А. П-И. 4,65 4.55 1,95 1,95 33,64 33,16 15,84 15,2
10 Т- Р. Ф-А. 5,01 4,32 2.04 1,79 36,2 32 16,96 15,2
11 п-с. Ж-Ж. 4,49 5,28 1,97 2,05 34,65 34,36 15,33 16,51
12 М-А. С-Н. 5 4,41 1,99 2 35,6 32,11 15,4 16,77
I сред. 4,74 4,6 2,00 1,89 33,58 31,92 15,42 15,43
Таблица 2
Результаты времени нормативов бега на 10 метров с высокого старта, скоростного бега на 30 метров, челночный бег 5x30м и тест "8" футболистов 16-17 лет (2018 год)
№ Инициалы Бег на 30 Бег на 10 Челночный бег Норматив "8"
фамилии и метров/ секунд метров/ 5x30 (секунд)
имени секунд метров/секунд
16 лет 17 лет 16 лет 17 лет 16лет 17 лет 16 лет 17лет 16 лет 17 лет
/сек /сек /сек /сек /сек /сек /сек /сек
1 Т-М. А-Ф. 4,39 4,42 1,92 1,81 31,76 35,81 15,1 14,92
2 Ж-М. Т-О. 4,52 4,37 1,09 1,9 32,04 29,62 16,4 15
3 Т-3. Х-М. 4,26 4,08 2.11 1.91 28,97 32,16 15,03 16,01
4 Е-Д. Ч-А. 4,61 4,79 1,92 2,23 30,86 30,54 15,43 16,05
5 Т-Ж. А-Б. 4,51 4,54 1,92 2,01 30,64 30,84 15,01 15,1
6 С- С. Б-О. 4,41 4,36 1,88 1,9 30,28 31,8 14,36 14,8
7 Х-А. М-Ш. 4,49 4,18 1,96 1.84 30,04 29,58 14,88 14,54
8 Г-Х. И-Ш. 4.5 4,35 1,98 1,96 31,76 32,11 15,38 16,4
9 Б- А. С-Б. 4,53 4,36 1,94 1,87 30,58 30,17 14,24 14,26
10 Н-Т. Р-М. 4,55 4,56 2 1,9 31,3 31,68 15,09 15,42
11 Р-А. м-м. 4,2 4,21 1,87 1,8 30,43 28,94 14,75 14,63
12 Х-Ш. Р-М. 4,69 4,2 1,9 1,84 32,09 31,33 15,95 16
У сред. 4.47 4,37 1,87 1,97 30.89 31,2 15,13 15,26
е-таН: [email protected]
Средний показатель результатов по нормативам, приведенным в таблице 1, выражен в гистограмме 1 по каждой возрастной группе. Там отмечены показатели высоких результатов 17-летних
футболистов в "скоростном беге на 30 метров";отмечено, что самые высокие результаты по нормативам "скоростной бег на 10 метров", в "челночном беге 5x30м", «8» у 16-летних футболистов.
Гистограмма 1
Средний показатель нормативов ,бега на 10 метров с высокого старта, скоростного бега на 30 метров, челночной бег 5x30 м и тест "8" у 14-17-летних футболистов
(п=12 в каждой возрастной группе)
40
30
20
10
X"
10 метров с Скоростной бег высокого старта на 30 метров
ш
■■К V
■ 14 лет
■ 15 лет
■ 16 лет
■ 17 лет
тест "8'
Челночный бег 5x30 м.
Однако эти показатели не отвечают уровню нормативов. В книге профессора И. Кошбахтиева «Управление подготовки футболистов» даны следующие нормативы в беге на 30 метров по возрастным группам:
• нормативные показатели в беге на 30 метров футболистов 15-летнего возраста: 4,4-4,45 секунд;
• нормативные показатели в беге на 30 метров футболистов 16-летнего возраста: 4,3-4,2 секунд;
• нормативные показатели в беге на 30 метров футболистов 17-летнего возраста: 4,1-4,15 секунд.
Из вышеприведенных результатов (гистограмма 1) видно, что внедрения И.Кошбахтиева не отвечают нормативным требованиям [5].
Результаты исследования и их сравнительный анализ. У 14-летних футболистов в «скоростном беге на 30 метров» без мяча и «челночном беге 5x30 метров» с мячом корреляционный коэффициент равен 1=0,7. По сравнению с данными других возрастов, это самый лучший показатель г=0,7, который указывает на присутствие высокой статистйческой связи.
А у 15-летних футболистов результат показателя равен г=0,6. Здесь видно, что средний показатель корреляционной связи общей и специальной скоростных качеств у
15-летних футболистов развит ниже по отношению к показателям спортсменов 14-летнего возраста.
У 16-летних футболистов результат показателя г=0,5. г=0,5 указывает на существование слабо-средней
статистической связи. При этом видно, что средний показатель корреляционной связи общей и специальной скоростных качеств у
16-летних футболистов на слабо-среднем уровне ниже по отношению к показателям спортсменов 15-летнего возраста.
У 17-летних футболистов результат показателя г=0,08. г=0,08 указывает на отсутствие корреляционной связи. Однако, хотя результаты группы 17-летних спортсменов в беге на 30 метров были выше остальных возрастных групп (таблица 1), мы можем наблюдать непропорциональную связь общей скоростной и специальной выносливости. И поэтому корреляционная связь общей и специальной выносливости показывает слабый статистический результат (таблица 2).