Научная статья на тему 'Анализ взаимного расположения рабочих элементов червячной передачи качения со сдвоенным колесом'

Анализ взаимного расположения рабочих элементов червячной передачи качения со сдвоенным колесом Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
102
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Пашкевич М. Ф., Рогачевский Н. И., Рогачевский С. Н.

Приведен алгоритм исследования изменений геометрической картины зацеплений элементов червячной передачи качения при повороте сдвоенного колеса в пределах по-ловины углового шага. Получены математические зависимости, позволяющие оценить величины зазоров и интерференций в зацеплениях передачи. Приведен пример исследо-ваний одной из передач. Даны рекомендации для назначения величины коэффициента перекрытия передачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ взаимного расположения рабочих элементов червячной передачи качения со сдвоенным колесом»

УДК 621.833.389

АНАЛИЗ ВЗАИМНОГО РАСПОЛОЖЕНИЯ РАБОЧИХ ЭЛЕМЕНТОВ ЧЕРВЯЧНОЙ ПЕРЕДАЧИ КАЧЕНИЯ СО СДВОЕННЫМ КОЛЕСОМ

М. Ф. ПАШКЕВИЧ, Н. И. РОГАЧЕВСКИЙ, С. Н. РОГАЧЕВСКИЙ

ГУВПО «Белорусско-Российский университет», г. Могилев, Республика Беларусь

В изделиях машиностроения часто применяются червячные передачи благодаря их известным достоинствам. Однако широкое использование этих передач сдерживается низкими значениями их КПД. Стремление устранить этот их недостаток привело к созданию пружинно-пальцевых и винтовых пальцевых червячных передач качения. Проведенные исследования показали, что передачи качения имеют высокий КПД, а по кинематической точности успешно конкурируют с традиционными червячными передачами [1].

К настоящему времени проведены исследования червячных передач качения, червячные колеса которых содержат один диск с закрепленными в нем на подшипниках пальцами либо с закрепленными в нем пальцами, на которых установлены подшипники качения. Разработана теория зацеплений в этих передачах, исследована их кинематическая точность, проведен силовой анализ, определены потери в зацеплениях на качение пальцев (подшипников) по поверхностям пружины или винта и их геометрическое трение, а также потери на преодоление сопротивлений инерции элементов зацепления. Экспериментально определены кинематические погрешности и КПД опытных образцов редукторов, построенных на основе этих передач.

Исследованиями пружинно-пальцевых передач было установлено, что на их кинематическую точность оказывает влияние относительное расположение поверхностей находящихся в зоне зацепления пальцев и пружины, которое, в свою очередь, существенно зависит от комбинации направлений навивки пружины и ее вращения. Было показано [2], что наиболее высокая кинематическая точность пружиннопальцевых передач имеет место в том случае, когда пружина с левым направлением витков вращается против часовой стрелки, а пружина с правой навивкой витков -по часовой стрелке, и что для уменьшения местных кинематических погрешностей необходимо снижать значение коэффициента перекрытия передач до 2.

В зоне зацепления пальцев червячного колеса и пружины имеют место как зазоры, так и натяги (интерференции). При работе передачи под нагрузкой появляются упругие деформации витков пружины, и зазоры исчезают. Вместо зазоров и интерференций пальцы с витками пружины имеют силовое взаимодействие, при котором нагрузки между пальцами распределяются обратно пропорционально величинам зазоров и прямо пропорционально значениям интерференций.

Силовой анализ показал, что для повышения нагрузочной способности червячных передач качения целесообразно выполнять червячное колесо сдвоенным, в виде ступицы с двумя дисками на некотором расстоянии один от другого. Установленные в дисках вращающиеся пальцы в этом случае следует располагать со смещением в окружном направлении колеса на половину углового шага пальцев. Для обоснования эффективности этого технического решения необходимо исследовать характер заце-

пления пальцев червячного колеса с витками пружины. Этому исследованию посвящена настоящая статья.

Исходными данными для исследований являются: й1 - средний диаметр пружины, мм; т - модуль (осевой), мм; с1 - диаметр стержня, из которого выполнена пружина, мм; 2\ - число заходов пружины; ¿2 - число пальцев червячного колеса; 8У -коэффициент перекрытия; П3 - диаметр пальца (наружного кольца подшипника), мм.

Исследуем зацепление вращающейся против часовой стрелки пружины с пальцами двухдискового колеса. Рассмотрим пружину с левым направлением ее витков.

Аппроксимируем проекцию рабочего участка винтовой линии на осевую плоскость пружины прямой линией [3]

г = — ■ х,

х,

где х1 и 2Х - координаты границы рабочего участка винтовой линии пружины, причем,

х1 = 0,5 • й2 • [1 - соб(тс • 8у • /¿2)],

¿1 = X • *§У 0>

у0 - угол подъема винтовои линии на среднем цилиндре пружины

у 0 = аг^ г1 ■ Р/ (%■ й?і)Х Р - шаг витков пружины Р = п • т.

Взаимное расположение витков пружины и пальцев двух дисков колеса рассмотрим в проекциях их на торцовую плоскость хОу колеса (осевую плоскость пружины) и на торцовую плоскость пружины (рис. 1). На рис. 1 буквами Д О, К, Ь, М, N обозначены точки пересечения аппроксимирующих витки пружины прямых линий с осью пружины. Точки Б, В, Г, Д, Ж, З на этом рисунке - это центры пальцев, расположенных на делительной окружности двухдискового колеса (в дальнейшем этими буквами будем называть соответствующие пальцы). Пальцы Б, Г, Ж установлены в одном диске, а пальцы В, Д, З - во втором.

Рис. 1. Схема зацеплений пальцев колеса и вращающейся против часовой стрелки пружины с левой навивкой витков

Координаты точки А касания пружины и пальца Б определяются, как следует из рис. 1, по соотношениям:

xA = 0,5 • (d2 • sin9B - D3 • cosy), yA = 0,5 • (d2 • cos9B - D3 • siny),

хБ = 0,5d2sin9E, уБ = 0,5d2cosфБ,

где фБ - фаза зацепления пальца Б с пружиной при повороте колеса на половину углового шага (периода пересопряжения), причем,

-n-sy • z1 / z2 < фБ < (0,5-sy)•пz1 /z2,

Y - угол подъема аппроксимирующих витки пружины прямых линий, который определяется соотношением Y = arctg( z1 / x1).

Уравнения аппроксимирующих прямых, проходящих через точки D, G, К, L, M, соответственно, можно представить так [4]:

tgA1 • x - y + d2 / 2 - xD • tgA1 = 0, tgA2 • x - y + d2 / 2 - (xD + 0,5 • P) • tgA2 = 0, tgA1 • x - y + d2 / 2 - (xD + P) • tgA1 = 0, tgA,2 • x - y + d2 / 2 - (xD +1,5 • P) • tgA2 = 0,

tgA1 • x - y + d 2 / 2 - (xD + 2 • P) • tgA1 = 0,

tgA2 • x - y + d2 / 2 - (xD + 2,5 • P) • tgA2 = 0,

где Ai, A2 - углы наклона аппроксимирующих прямых к оси 0x, определяемые соотношениями A1 = п/2 + A, A2 = п/2-A, xD - координата точки D, найденная из уравнения аппроксимирующей прямой, проходящей через точку D и точку А соприкосновения ее с контуром пальца Б.

Согласно [4],

tgA1 • xa - Уа + d2 / 2 - %d • tgA1 = 0,

откуда,

xD = (tgA1 • xA - Уа + d2 / 2)/tgA1 •

Координаты центров В, Г, Д, Ж, З пальцев колеса также можно легко определить

d2 . , п d 2 , п ч

xB = ТТ • Sln(ФБ + —X Ув = ТТ • C0S(ФБ + — X 2 Z2 2 Z2

d2 2 • п d2 2 • п

xF = ~Г ^ Sln(ФБ +----------------------------------X Уг = • C0S(ФБ +-X

2 Z2 2 Z2

d2 3 • п d2 3 • п

xA = Чг • Sln(ФБ +----------------------А Уд = “Г • cos^ +------X

2 Z2 2 Z2

4 • п

■),

5 • п

г.

2

).

Найдем расстояния £РБ, 5РВ, 5РГ, 5Рд, £РЖ, 5РЗ между контурами пальцев Б, В, Г, Д, Ж, З и соответствующими аппроксимирующими прямыми рабочих участков витков пружины. Из рис. 1 следует, что £РБ = 0, то есть при любых значениях уБ палец Б соприкасается с пружиной, и зазор между этим пальцем и пружиной отсутствует. Это является базой для отсчета расстояний от контуров пальцев В, Г, Д, Ж и З до соответствующих аппроксимирующих витки пружины прямых линий. Исходя из этого, можно найти математические соотношения для вычисления значений £РВ, £РГ, 5Рд, 5РЖ, 5РЗ. Эти соотношения выглядят следующим образом:

Положительные величины 5РВ, 5РГ, 5Рд, £РЖ, £РЗ указывают на наличие зазоров между соответствующими пальцами и витками пружины, а отрицательные - на их интерференцию. При работе передачи под нагрузкой появляются упругие деформации витков пружины, и зазоры исчезают. Вместо интерференции будет наблюдаться соприкосновение пальцев с витками пружины, а нагрузки между пальцами распределятся обратно пропорционально величинам зазоров и прямо пропорционально значениям интерференций.

На рис. 2 представлены результаты расчета зацепления пружины (й1 = 36 мм, т = 6 мм, й = 4 мм) с двухдисковым колесом (2 = 32, = 11 мм) в интервале

[-14,063°; -8,448°] изменения фазы зацепления, равном половине углового шага, на котором расположен палец Б. При постоянном соприкосновении этого пальца с витком, содержащим точку А (прямая 5РБ), расстояние от соответствующих витков до пальца В изменится от 0,414 мм до 0,127 мм (кривая 5рВ); до пальца Г - от 0,194 мм до 0,089 мм (кривая 5РГ); до пальца Д - от 0,225 мм до 0,216 мм (кривая SPд); до пальца Ж - от 0,005 мм до -0,545 мм (кривая 5РЖ); до пальца З - от 0,419 мм до

0,341 мм (кривая 5РЗ).

Между витком пружины и пальцем Ж при изменении фазы зацепления от -14,063° до -13,882° существует уменьшающийся от 0,005 мм до нуля зазор, и при -13,882° < фб < -8,448° происходит возрастающая интерференция от 0 мм до -0,545 мм. В остальных случаях наблюдаются зазоры. Из графиков рисунка 2 также видно, что для исключения значительных величин интерференций (до -0,545 мм, кривая 5РЖ), то есть для обеспечения более равномерного распределения нагрузки между пальцами, целесообразно предотвратить зацепление пружины с пальцем Ж и тем самым снизить коэффициент перекрытия с 6 до 5. Анализ графических зависимостей на рис. 2 также показал, что из-за наибольших зазоров между витком пружины и пальцем З (от 0,341 мм до 0,419 мм (кривая SPЗ)) также целесообразно ис-

5рВ - д/2 • Хв - ув + й2 / 2 - (Хв + 0,5 • Р) • 2 ]2 /0^2А2 + 1) - Д / 2

5’рз ^ А2 +1) — Д / 2.

ключить зацепление пружины и с пальцем З, как неработающим. Это, в свою очередь, позволяет снизить коэффициент перекрытия с 5 до 4, то есть в зацеплении остается по паре пальцев каждого из дисков пальцевого колеса - Б, Г и В, Д. Изменения зазоров между оставшимися четырьмя пальцами и соответствующими витками пружины в зависимости от фазы зацепления показаны на рис. 3.

Рис. 2. Зависимости зазоров (интерференций) £р между пружиной и пальцами от фазы Фб зацепления пальца Б при коэффициенте перекрытия = 6: 1 — Spз; 2 — 8рв ; 3 — £рд ;

4 — 5рг ; 5 — Брб ; 6 — Брж

0,3 п

1

щ2

4

12 град -1 1 -1 0 - 9 - 8 - - 1 0 1Л

Ф Б

Б

р

Б

р

Рис. 3. Зависимости зазоров (интерференций) £р между пружиной и пальцами от фазы фБ зацепления пальца Б при снижении коэффициента перекрытия еу до 4:

1 — $рд ; 2 — Брв ; 3 — Брг ; 4 — Брб

При еще большем снижении коэффициента перекрытия с 4 до 3, затем с 3 до 2,5 в зацеплениях наблюдаются как зазоры, так и интерференции. При этом величины их существенно уменьшаются, что подтверждается рис. 4 и 5.

Рис. 4. Зависимости зазоров (интерференций) Бр между пружиной и пальцами от фазы фБ зацепления пальца Б при коэффициенте перекрытия еу = 3: 1 — Брв ; 2 — Брг ; 3 — Брб

Рис. 5. Зависимости зазоров (интерференций) Бр между пружиной и пальцами от фазы фБ зацепления пальца Б при коэффициенте перекрытия еу = 2,5: 1 — Брв; 2 — Брб ; 3 — Брг

Анализ кривых, приведенных на рис. 6, показывает, что при коэффициенте перекрытия 8у = 2 достигается минимальный зазор во второй кинематической паре палец — пружина, не превышающий 0,057 мм. Поэтому при проектировании пружин-

»

Р

Б

р

но-пальцевой передачи целесообразно обеспечить зацепление пружины лишь с двумя пальцами. Подтверждением этого явились ранее полученные нами результаты исследования работы передачи [1], которые показали, что витки пружины, жестко закрепленной своими концами на бобышках ведущего вала, воздействуют на пальцы колеса по-разному: выходящий из зацепления палец пружина тянет, а входящий в зацепление палец толкает. При изменении направления вращения пружины картина ее воздействия на пальцы червячного колеса меняется на противоположную. Что касается промежуточных пальцев, расположенных между пальцем, вступающим во взаимодействие с пружиной, и пальцем, выходящим из этого взаимодействия, то они воспринимают незначительные нагрузки, поэтому являются «лишними». Причиной этого является равенство осевого шага пружины и окружного шага расположения пальцев на дисках колеса. Практически величина коэффициента перекрытия ву = 2 достигается применением в качестве ведущего звена фасонной (бочкообразной) витой пружины, у которой средний виток имеет, например, диаметр ё1 = 42 мм, два переходных в обе стороны витка характеризуются уменьшающимися диаметрами й1 с 42 до 36 мм, а остальные витки имеют диаметры й1 = 36 мм.

Яг

-6 град. -5 -4 —=в--------2 -1 0

Ф Б

Рис. 6. Зависимости зазоров (интерференций) £р между пружиной и пальцами от фазы фБ зацепления пальца Б при коэффициенте перекрытия єу = 2: 1 - 5рВ; 2 - Брб

Геометрическое исследование зацеплений в трех других возможных случаях в зависимости от направлений навивки пружины и вращения проводились по аналогии с рассмотренным случаем. Анализ изменений геометрической картины зацеплений элементов пружинно-пальцевых передач для различных исходных данных показал, что для существенного снижения местных кинематических погрешностей и для обеспечения более равномерного распределения нагрузки между пальцами, необходимо уменьшать значения коэффициента перекрытия передач до 2.

Представленные результаты теоретического исследования подтверждены результатами экспериментальных исследований кинематической точности и плавности работы опытных образцов пружинно-пальцевых передач, а также передач с жесткими винтами, имеющими прямоугольный и трапецеидальный профиль витка.

мм ■ 005

1

< ► < ► ф 2 4 ф -Ф Ф— —Ф Ф- Ф—он

Заключение

Выполненные исследования позволили сделать вывод о том, что при проектировании червячных передач качения необходимо обеспечить коэффициент перекрытия 8у = 2, при котором имеет место зацепление пружины (винта) лишь с двумя пальцами, что является наиболее предпочтительным. Если коэффициент перекрытия больше 2, то зацепления пружины (винта) с телами качения, в которых имеются зазоры, воспринимают незначительные нагрузки, а зацепления, в которых имеют место интерференции, ухудшают кинематическую точность передачи, что одинаково нежелательно для обеспечения высокого технического уровня исследуемых передач.

Литература

1. Пашкевич, М. Ф. Червячные передачи качения / М. Ф. Пашкевич, Н. И. Рогачев-ский, С. Н. Рогачевский. - Могилев : ГУ ВПО «Белорусско-Российский университет», 2005 - 137 с. : ил.

2. Пашкевич, М. Ф. Анализ взаимодействия рабочих элементов в пружиннопальцевых передачах / М. Ф. Пашкевич, Н. И. Рогачевский, С. Н. Рогачевский // Наука - образованию, производству, экономике : материалы междунар. науч.-техн. конф. Т. 1 / под общ. ред. Б. М. Хрусталева, В. Л. Соломахо. - Минск : Технопринт, 2003. - С. 31-36.

3. Пашкевич, М. Ф. Геометрический анализ зацеплений в пружинно-винтовых передачах / М. Ф. Пашкевич, Н. И. Рогачевский, С. Н. Рогачевский // Прогрессивные технологии, машины и механизмы в машиностроении : сб. докл. междунар. НТК «Балттехмаш-2002». - Калининград, 2002. - С. 173-175.

4. Фокс, А. Вычислительная геометрия. Применение в проектировании и на производстве / А. Фокс, М. Пратт ; пер. с англ. - Москва : Мир, 1982. - 304 с. : ил.

Получено 11.02.2008 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.