Научная статья на тему 'Анализ высшего образования как института профессиональной социализации (теоретический аспект)'

Анализ высшего образования как института профессиональной социализации (теоретический аспект) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
340
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИЯ / МОБИЛЬНОСТЬ / СПЕЦИАЛИСТ / ОБЩЕСТВО / УСЛУГИ / МОЛОДЕЖЬ / СТАТУС / STATUS / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ВЫБОР / ВУЗЫ / УСПЕХ / АДАПТАЦИЯ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КУЛЬТУРА / ПОВЕДЕНИЕ / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / SCHOOL / SOCIALIZATION / PROFESSIONALIZATION / STUDENT / EXAM TECHNIQUE APPLICANT / DEVELOPMENT / TRAINING / ABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лившиц Юрий Анатольевич

В последние годы институт образования в нашей стране претерпевает серьёзные изменения. Появились единые экзамены для выпускников 9-х и 11-х классов школ ГИА и ЕГЭ. Введение уровневой системы обучения, т.е. разделение программ подготовки специалистов на 2 этапа, бакалавриат и магистратуру, вносит серьёзные изменения в образовательный процесс и сомнения в головы студентов. Реформы были негативно восприняты обществом, на их идеологов обрушилась мощная критика. Поднимались и вопросы нервного перенапряжения учащихся, и необъективности принятых критериев оценивания, многие упрекали авторов реформы в создании «недоспециалистов». Если попытаться обобщить, то надежды правительства на либеральные настроения социума, очевидно, не оправдались, и причиной тому видимо то, что система образования это чуть не единственное, чем мы могли гордиться к моменту развала СССР, и что хотелось бы сохранить неизменным. На рубеже XX-XXI веков в мире произошли существенные изменения, связанные с глобализацией социальных отношений и формированием нового типа общественного устройства информационного общества. одним из приоритетных направлений развития такого общества является информатизация образования процесс обеспечения образовательной сферы методологией и методикой наилучшего использования современных информационных технологий, которые ориентированы на процессы управления образованием и реализацию целей обучения. Современный научно-технический прогресс приводит нас к тому, что полученные знания быстро устаревают, и требуется их постоянное обновление и пополнение, создание новой качественной системы непрерывного профессионального образования. В то же время, на сегодняшний день появилась реальная возможность целенаправленного обучения и переобучения людей, практически независимо от их возраста, уровня квалификации, условий работы, состояния здоровья и т.д. Такое обучение, возможно, реализовать путем предоставления образовательных услуг дистанционно, с использованием современных информационных технологий и сети Интернет, что позволит поднять общеобразовательный уровень населения. В условиях постоянных изменений особо важным становится правильный выбор вуза. Учебное заведение должно быть не только доступным в финансовом и интеллектуальном плане, но и соответствовать множеству других критериев: наличие нужного направления подготовки и нужных дисциплин в учебном плане, иметь наработанные контакты с работодателями и хорошие возможности для академической мобильности, ну и, конечно, быть престижным и обладать положительным имиджем. Учитывая этот факт, остановимся подробнее на процессе подготовки к поступлению в вуз и, непосредственно, Приёмной кампании в учреждениях высшего профессионального образования. Сдача выпускных экзаменов, в настоящий момент, превратилась в один из самых ответственных, сложных, и потому стрессовых процессов в жизни российской молодёжи. Нагнетание обстановки вокруг Единого государственного экзамена не только не способствует правильному психологическому фону и настрою у учащихся, но также и отодвигает на задний план такую важную функцию общего среднего образования, как профессиональное ориентирование индивида. Зачастую представители школьной администрации обеспокоены не столько тем, чтобы обеспечить своим ученикам комфортные условия для самоопределения, сколько сугубо статистическими показателями, формирующимися по результатам итоговой аттестации их учеников. Иными словами, работа в школах, по нашему предположению, ведётся исходя из принципа «выбирай то, что лучше всего сдашь». При этом собственные пожелания учащихся получают второстепенное значение. Итогом такого подхода становятся абитуриенты, не имеющие не то что чётких профессиональных планов, но и даже представлений о своей будущей сфере занятости. Выбор вуза и направления подготовки, для многих лишь соотношение имеющихся учебных вакансий с результатами ЕГЭ. Таким образом, люди сугубо гуманитарного склада нередко выбирают технические направления подготовки, и наоборот имеющие задатки инженера пытаются связать свою жизнь, к примеру, с экономикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF HIGHER EDUCATION AS AN INSTITUTE OF PROFESSIONAL SOCIALIZATION (THEORETICAL ASPECT)

In recent years, the Institute of Education in our country is undergoing major changes. There were common exams for graduates of 9th and 11th grade schools the DPA and the exam. The introduction of tiered system of training, ie, training programs split into 2 stages, undergraduate and graduate, is making major changes in the educational process and doubt into the minds of students. The reforms were perceived negatively by society, their ideologists struck a powerful critic. Questions were raised and nervous strain of pupils and bias evaluation criteria adopted by many authors criticized the reform in the creation of "nedospetsialistov." If we try to generalize, the hope of the government to the liberal mood of society, obviously, did not materialize, and the reason is probably the fact that the education system this is almost the only thing we can be proud of at the time of the collapse of the Soviet Union, and that we would like to keep the same. At the turn of XX-XXI centuries the world has undergone significant changes due to the globalization of social relations and the formation of a new type of social organization the information society. One of the priority directions of development of a society is the informatization of education the process of providing educational services methodology and methods best use of modern information technologies, which are focused on the process of education management and implementation of learning objectives. Modern scientific and technological progress leads us to the fact that this knowledge quickly become obsolete, and require constant renewal and updating, creation of new high-quality system of continuous professional education. At the same time, today there is a real possibility of purposeful training and retraining of people, almost regardless of their age, skill level, working conditions, health, etc. Such training may be implemented through the provision of educational services remotely, using modern information technology and the Internet, which will raise the level of general education of the population. In conditions of constant change becomes especially important right choice of university. The institution must not only be accessible both financially and intellectually, but also fit a variety of other criteria: the availability of the training areas and relevant disciplines in the curriculum, have established contacts with employers and good opportunities for academic mobility, and, of course, be prestigious and have a positive image. Given this fact, let us dwell on the process of preparing for university entrance and directly, admission campaign in institutions of higher education. Final exams, for the moment, has become one of the most important, complex and stressful process because in the life of Russian youth. Pressure situation around the Unified State Examination is not only not conducive to the proper background and psychological mood of the students, but also masks a such an important feature of secondary education, as a professional orientation of the individual. Often, school officials are concerned not so much to provide its students a comfortable environment for self-determination as a purely statistical indicators, emerging as a result of the final certification of their students. In other words, work in schools, according to our assumption, is conducted on the basis of the principle of "to choose what is best hand over." At the same time students get their own wishes of secondary importance. The result of this approach are the applicants who do not have not that clear professional plans, but even ideas about their future employment. The choice of the university and training areas for many only the ratio of the existing training vacancies with the results of the exam. So people purely humanitarian warehouse often choose technical training areas, and vice versa have the makings of an engineer trying to connect his life, for example, with the economy.

Текст научной работы на тему «Анализ высшего образования как института профессиональной социализации (теоретический аспект)»

генеза. Витебск: ВГУ, 2015. 226 с.

11. Ковалевская Т. Н. Влияние задержки внутриутробного роста и развития плода на нарушение социально-психологической адаптации на различных этапах онтогенеза // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2014. №4(19). С. 78 - 82.

Минск: БГМУ, 2005. 28 с.

9. Качан Г.Л. Глубоко недоношенные дети (определения, проблемы, принципы реабилитации). Минск: БелМАПО,2006. 24 с.

10. Ковалевская Т.Н. Влияние задержки внутриутробного роста и развития плода на социально-психологическую адаптацию детей на различных этапах онто-

PSYCHOSOCIAL ADAPTATION OF CHILDREN, WHO WERE BORN WITH INTRAUTERINE

GROWTH RETARDATION

© 2015

T. N. Kovalevskaya, post-graduate student

Vitebsk State University named after P.M. Masherov, Vitebsk (The Republic of Belarus)

Abstract: Psychosocial adaptation (PSA) is one of the key processes of formation and development of personality. Children, who were born with fetal growth retardation, against variations in PSA, have no opportunity to maximize reveal their inner potential, numerous failures lead to the fact that over time they cease to undertake such efforts. Deviations in the socialization process are prerequisites to the development of negative phenomena such as alcoholism, drug abuse, antisocial behavior, etc.

Keywords: growth retardation, psychosocial adaptation, maladjustment, ontogenesis.

УДК 159:316.9 (073) ББК 60.5

АНАЛИЗ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ИНСТИТУТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

© 2015

Ю.А. Лившиц, директор Гуманитарно-педагогического института

Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)

Аннотация. В последние годы институт образования в нашей стране претерпевает серьёзные изменения. Появились единые экзамены для выпускников 9-х и 11-х классов школ - ГИА и ЕГЭ. Введение уровневой системы обучения, т.е. разделение программ подготовки специалистов на 2 этапа, бакалавриат и магистратуру, вносит серьёзные изменения в образовательный процесс и сомнения в головы студентов. Реформы были негативно восприняты обществом, на их идеологов обрушилась мощная критика. Поднимались и вопросы нервного перенапряжения учащихся, и необъективности принятых критериев оценивания, многие упрекали авторов реформы в создании «недоспециалистов». Если попытаться обобщить, то надежды правительства на либеральные настроения социума, очевидно, не оправдались, и причиной тому видимо то, что система образования - это чуть не единственное, чем мы могли гордиться к моменту развала СССР, и что хотелось бы сохранить неизменным. На рубеже ХХ-ХХ1 веков в мире произошли существенные изменения, связанные с глобализацией социальных отношений и формированием нового типа общественного устройства - информационного общества. Одним из приоритетных направлений развития такого общества является информатизация образования - процесс обеспечения образовательной сферы методологией и методикой наилучшего использования современных информационных технологий, которые ориентированы на процессы управления образованием и реализацию целей обучения. Современный научно-технический прогресс приводит нас к тому, что полученные знания быстро устаревают, и требуется их постоянное обновление и пополнение, создание новой качественной системы непрерывного профессионального образования. В то же время, на сегодняшний день появилась реальная возможность целенаправленного обучения и переобучения людей, практически независимо от их возраста, уровня квалификации, условий работы, состояния здоровья и т.д. Такое обучение, возможно, реализовать путем предоставления образовательных услуг дистанционно, с использованием современных информационных технологий и сети Интернет, что позволит поднять общеобразовательный уровень населения. В условиях постоянных изменений особо важным становится правильный выбор вуза. Учебное заведение должно быть не только доступным в финансовом и интеллектуальном плане, но и соответствовать множеству других критериев: наличие нужного направления подготовки и нужных дисциплин в учебном плане, иметь наработанные контакты с работодателями и хорошие возможности для академической мобильности, ну и, конечно, быть престижным и обладать положительным имиджем. Учитывая этот факт, остановимся подробнее на процессе подготовки к поступлению в вуз и, непосредственно, Приёмной кампании в учреждениях высшего профессионального образования. Сдача выпускных экзаменов, в настоящий момент, превратилась в один из самых ответственных, сложных, и потому стрессовых процессов в жизни российской молодёжи. Нагнетание обстановки вокруг Единого государственного экзамена не только не способствует правильному психологическому фону и настрою у учащихся, но также и отодвигает на задний план такую важную функцию общего среднего образования, как профессиональное ориентирование индивида. Зачастую представители школьной администрации обеспокоены не столько тем, чтобы обеспечить своим ученикам комфортные условия для самоопределения, сколько сугубо статистическими показателями, формирующимися по результатам итоговой аттестации их учеников. Иными словами, работа в школах, по нашему предположению, ведётся исходя из принципа «выбирай то, что лучше всего сдашь». При этом собственные пожелания учащихся получают второстепенное значение. Итогом такого подхода становятся абитуриенты, не имеющие не то что чётких профессиональных планов, но и даже представлений о своей будущей сфере занятости. Выбор вуза и направления подготовки, для многих - лишь соотношение имеющихся учебных вакансий с результатами ЕГЭ. Таким образом, люди сугубо гуманитарного склада нередко выбирают технические направления подготовки, и наоборот - имеющие задатки инженера пытаются связать свою жизнь, к примеру, с экономикой.

Ключевые слова: образование, вуз, социализация, профессионализация, студент, экзамен, прием, абитуриент, развитие, обучение, статус, способности, личность.

Место и роль высшего образования в процессе про- Рассмотрим кратко сущность системного подхода. В

фессиональной социализации можно рассмотреть с точ- законе Российской Федерации «Об образовании» (при-

ки зрения двух подходов: системного и институциональ- нятом в 1992 г. и затем, несколько раз дополнявшемся и

ного. изменявшемся) глава II названа «Система образования»,

а статья 8 раскрывает это понятие. Система образования характеризуется как совокупность взаимодействующих: преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов; органов управления образованием и подведомственных им учреждений, и организаций [1].

Система образования в России представляет собой совокупность подсистем дошкольного, школьного, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования. Каждой из этих образовательных подсистем соответствуют образовательные программы, которые подразделяются на общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополнительные). При этом к общеобразовательным относятся программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. К профессиональным относятся программы начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального, послевузовского профессионального образования.

Можно отметить задачи высших учебных заведений, согласно главе II Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», согласно которому: «Основными задачами высшего учебного заведения являются:

1) удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего и (или) послевузовского профессионального образования;

2) развитие наук и искусств посредством научных исследований и творческой деятельности научно-педагогических работников и обучающихся, использование полученных результатов в образовательном процессе;

3) подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников с высшим образованием и научно-педагогических работников высшей квалификации;

4) формирование у обучающихся гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии;

5) сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества;

6) распространение знаний среди населения, повышение его образовательного и культурного уровня» [2].

Можно также проанализировать цели начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования, согласно Федеральному закону «Об образовании»: «Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего и среднего (полного) общего образования. Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования. Целями высшего профессионального образования являются подготовка и переподготовка специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования. Послевузовское профессиональное образование предоставляет гражданам возможность повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования» [3].

В исследовании места и роли высшего образования в процессе профессиональной социализации больший интерес представляет институциональный подход, который используется в социологии образования. Перед тем, как перейти к описанию специфики этого подхода, рассмотрим понятие социального института.

Понятие «социальный институт» в социологии ис-

пользуется для описания регулярно повторяющихся в течение длительного времени социальных практик, санкционируемых и поддерживаемых с помощью социальных норм и имеющих важное значение в структуре общества. Так же, как и понятие роли, понятие института обозначает установленные образцы поведения, однако институт рассматривается как единица более высокого порядка и включает множество ролей [4].

С точки зрения рассмотренной в предыдущем параграфе концепции Бергера и Лукмана, институт образования в современном обществе является основным механизмом распределения специфическо-ролевого знания, процесс освоения которого представляет основу содержания вторичной социализации. Подсистемы образования, перечисленные выше, являются ступенями, на которых происходит углубление этого знания.

Кроме того, что с переходом на каждую последующую ступень происходит углубление знания, происходит также и процесс вертикальной социальной мобильности. Чем выше уровень образования индивида, тем больше у него шансов занять более высокую профессиональную позицию, и, следовательно, приобрести более высокий социальный статус. Эта функция института образования довольно подробно рассматривалась П. Сорокиным. Таким образом, высшее образование служит приобретению более глубокого и сложного специ-фическо-ролевого знания, а также повышает конкурентоспособность индивида на рынке труда, способствуя, тем самым, его вертикальной социальной мобильности.

Рассмотрим более подробно сущность институционального подхода к образованию. В рамках институционального подхода образование рассматривается как элемент системы общественных отношений, взаимодействующих с другими её элементами (производством, наукой, культурой, другими социальными институтами, системами и подсистемами) [5-8].

Институциональная характеристика образования нацеливает на изучение его как определённой устойчивой и динамичной формы организации общественной жизни в сфере обучения, воспитания, профессиональной подготовки.

Институциональный подход предполагает анализ деятельности и взаимодействия социальных общностей в сфере образования, определённым образом организованное для достижения целей и выполнения задач обучения, воспитания, развития личности, социализации, профессиональной подготовки. Поскольку интересы социальных общностей в сфере образования не совпадают, а их взаимодействие, как правило, насыщено противоречиями, институциональный анализ образования предполагает изучение не только его организации, но и форм совместной деятельности различных групп и слоёв [913]. Институциональный подход направлен на определение характера, содержания, способа проявления этих противоречий и поиск путей их разрешения, как в самой сфере образования, так и за её пределами.

Институциональный подход позволяет выявлять и объективные характеристики функционирования системы образования, и субъективные мнения, оценки, позиции, ценностные ориентации, установки, интересы различных социальных общностей, взаимодействующих друг с другом. Он даёт возможность увидеть противоречия между элементами (звеньями, уровнями) системы образования на основе изучения отношения к ним со стороны различных категорий населения. Другими словами, выявляется престиж и авторитет системы образования, а также её составляющих (в нашем случае, высшего образования).

В анализе места и роли высшего образования в процессе профессиональной социализации можно выделить четыре аспекта:

1. оценку данного социального института с позиции тех людей, которые учатся или повышают свой уровень профессиональных знаний;

2. исследование социальной позиции, целей, установок, ориентаций тех, кто обучает;

3. оценку тех, кто является потребителем продукции высшей школы, т.е. принимает на работу выпускников высших учебных заведений;

4. исследование нормативной базы, на которую опирается общество при оценке эффективности высшего образования, когда сравниваются реальные и декларируемые показатели его функционирования [14].

В исследовании места и роли высшего образования в процессе профессиональной социализации, на наш взгляд, важно установить его взаимосвязь с производством, наукой и процессом вертикальной социальной мобильности.

Характер взаимосвязи высшего образования как института профессиональной социализации с производством и наукой определяется характером взаимосвязи науки и производства в современных обществах, характеризующихся использованием наукоёмких технологий. Инженеры, менеджеры, психологи, экономисты и т.д. нуждаются в научном обеспечении своей профессиональной деятельности [15-20]. Поэтому специалисту с высшим образованием необходимо уметь творчески применять научные разработки в процессе исполнения своей профессиональной роли, совершенствовать существующие технологии, устанавливая тем самым посредничество между наукой и обществом. На наш взгляд, в этом состоит качественное отличие профессиональной социализации в рамках института высшего профессионального образования от профессиональной социализации на других ступенях профессионального образования - начального и среднего.

Если говорить о зависимости высшего профессионального образования от производства, то такую зависимость не следует трактовать прямолинейно как направленность на непосредственную подготовку людей к конкретной производственной деятельности. Особенно недопустима такая трактовка в современных условиях, поскольку она обрекает работников, получивших высшее образование, на очень узкую сферу применения их знаний, умений, навыков, приёмов деятельности. Требования производства к высшему образованию на рубеже ХХ-ХХ1 вв. состоят в том, что полученные знания и умения должны легко модифицироваться в смежных сферах применения, что будет способствовать успешной адаптации работника, получившего образование, к мировым изменениям в той или иной области деятельности. Рассмотрим более подробно взаимосвязь науки и высшего профессионального образования.

Содержательно зависимость высшего образования от науки (и наоборот) определяется тем, насколько полно и глубоко используются достижения науки в развитии высшего образования, как они отражаются в его содержании. Эта зависимость определяет уровень образования: чем лучше используются новейшие достижения науки, тем он выше. По данным Центра «Истина» и учёных Томского государственного университета, исследовавших качество высшего образования на биологических факультетах в классических университетах, такие современные дисциплины как биотехнология растений, физико-химическая технология, электронная микроскопия преподаются лишь в 9% вузов [14]. Это говорит о существовании определённых проблем соответствия содержания высшего профессионального образования в России развитию современных научных направлений. В этом случае профессиональная социализация, несмотря на всю глубину знаний, которые даёт вуз, может оказаться недостаточно эффективной, т.к. не будет соответствовать уровню развития современной науки.

Кроме преподавания современных дисциплин, многое зависит от способов трансформации научного знания в другой специальный вид знания - образовательный. Это крайне важная и сложная задача, успешное решение которой зависит и от достижения науки, и от

потенциала образования.

Следует отметить особую важность разработки различных технологий передачи знания, осуществляемой в вузах. Профессиональная социализация в рамках высшего образования заключается в освоении студентами довольно абстрактного, по сравнению с другими образовательными уровнями, знания. Здесь важно, чтобы способы передачи такого рода знания были эффективными по отношению к обучаемым. Теперь, рассмотрим место и роль высшего образования в процессе профессиональной социализации через призму процесса вертикальной социальной мобильности [21-28].

Профессиональная социализация в рамках высшего образования и процесс вертикальной социальной мобильности сопряжены. Высшему образованию принадлежит очень важная роль в определении социального статуса личности. Получив высокую квалификацию, в современном обществе гораздо легче сделать карьеру. Большую роль здесь играет качество образования, которое во многом связано с престижем конкретного учебного заведения. Тем не менее, такое распространённое для российского общества явление как получение высшего образования исключительно ради диплома, образно говоря, ради «бумажки», свидетельствует о значительной роли высшего образования в процессе вертикальной мобильности (по крайней мере, в сознании людей эта идея присутствует), даже без учёта соответствия нормативно установленного уровня подготовки специалиста его реальному уровню. Таким образом, современный российский человек может быть в большей степени заинтересован в формальной стороне высшего образования, а не в содержательной.

Стремление членов российского общества получить высшее образование всеми возможными способами выглядит довольно парадоксально, если учесть, что прямая связь между уровнем образования людей и уровнем их доходов в российском обществе - не такая очевидная, как в некоторых других обществах с процветающей стабильной экономикой. Например, в США работники, окончившие лишь среднюю школу, зарабатывают в среднем в 1,5 - 2 раза меньше, чем их сверстники, имеющие диплом бакалавра, и почти втрое меньше, чем доктора. Примерно такая же картина в странах Европы.

Возможно, широко распространённое стремление получить высшее образование, в современном российском обществе, обязано высокому престижу высшего образования в СССР. Но высшее образование в СССР не было таким доступным, в том плане, что не существовало коммерческой основы обучения в вузе, и количество подготавливаемых специалистов ограничивалось нуждами производства. В 90-е годы произошла рыночная трансформация системы образования, когда предложение образовательных услуг приобрело товарную форму. Это привело к притоку в вузы определённого контингента граждан, чей материальный достаток позволял оплачивать обучение в вузе, хотя уровень подготовленности к получению высшего образования не всегда соответствовал должному. Высшее образование в определённой степени стало ориентироваться на тех, кто платит за образовательные услуги, т.к. данная категория студентов стала представлять собой весомый источник финансирования вузов, переведённых на «хозрасчёт». Такая ориентация вузов, в определённой степени, противоречила потребностям общества в высококвалифицированных специалистах, прошедших качественную профессиональную подготовку, способствуя понижению планки требований, предъявляемым к абитуриентам и студентам, а, следовательно, снижению качества высшего образования. Этому же способствовал и процесс распространения коррупции в высших учебных заведениях.

Следует также отметить, что высшее образование в современном российском обществе не является достаточным средством профессиональной социализации личности, если личность ориентирована на достижение

высокого профессионального статуса и социального статуса в целом. В современном российском обществе специалист, получивший высшее образование, обладающий высоким уровнем материального достатка и необходимыми «связями» в бизнесе, различных уровнях государственного и муниципального управления, получает больше шансов на достижение такого статуса, нежели специалист, получивший высшее образование, но не обладающий перечисленными ресурсами. Для продвижения по карьерной лестнице необходимо к высшему образованию прилагать ещё и наличие определённых «связей», а для трудоустройства после вуза наличие трудового стажа. Последнее стало практически повсеместным требованием для принятия на работу выпускников вузов, обусловленным низким уровнем организации производственной практики. Таким образом, высшее образование повышает конкурентоспособность человека на рынке труда, но оно является далеко не единственным фактором, повышающим эту конкурентоспособность. Высшее образование зачастую даёт просто документ, позволяющий занимать определённые должности в государственной, муниципальной или коммерческой организации. Трудовой стаж студента, который он может приобрести исключительно посредством вторичной занятости, в свою очередь, свидетельствует о том, что человек уже сталкивался с производственной деятельностью и может успешно осуществлять определённую профессиональную роль. Вторичная занятость как способ профессиональной социализации для студентов становится более важным, нежели посещение лекционных и семинарских занятий в вузе. Производственная практика часто не способна дать тот опыт, который студент получает в рамках вторичной занятости, а также возможность продолжения трудовой деятельности на этом предприятии в будущем. Что касается так называемых «связей» и «знакомств» как средства повышения конкурентоспособности на рынке труда, то они обеспечивают возможность «внеконкурсного» прохождения на ту или иную профессиональную позицию. Несмотря на то, что подобные проблемы могли, так или иначе проявляться и в советский период, распределение студентов после окончания вузов, способствовало их сглаживанию.

Институт самообразования также может выступать одним из основных в процессе профессиональной социализации [29, 30, 31], наряду со вторичной занятостью, компенсируя низкое качество образования в вузе. Возможно также, что функция профессиональной социализации часто возлагается студентами на образование за пределами вуза, например, на разного рода курсы, мастер-классы и т.д., что тоже в определённой степени можно считать такого рода компенсацией.

Безусловно, нельзя сказать, что на данный момент роль высшего образования в профессиональной социализации свелась исключительно к получению документа о нём. Место и роль высшего образования в процессе профессиональной социализации личности зависит и от конкретного учебного заведения. Уровень качества образования не одинаков в различных вузах, так же, как и система неформальных норм. При этом, различия имеют не только вузы, но и факультеты, кафедры внутри этих вузов. Из этого следует, что месту и роли высшего образования в процессе профессиональной социализации нельзя дать универсальную оценку. Здесь уже возникает проблема классификации вузов, которая может производиться, например, по критериям состояния материально-технической базы, качеству преподавательского состава, организации производственной практики, уровню развития науки, оценки студентами уровня коррупции в вузе и т.д.

Таким образом, оценка места и роли высшего образования в процессе профессиональной социализации в современной России представляет собой достаточно сложную и многогранную исследовательскую проблему, обусловленную существованием большого количе-50

ства противоречий внутри института образования и российского общества в целом.

Подведём итог. Мы рассмотрели два подхода к исследованию места и роли высшего образования в процессе профессиональной социализации: системный и институциональный. Системный подход к оценке роли высшего образования в процессе профессиональной социализации нацелен в большей степени на характеристику его положения в системе образования, выявление его функциональных отличий от других образовательных подсистем. Институциональный подход ориентирован на оценку роли высшего образования в реализации планов учащихся в процессе профессиональной социализации, выявление взаимосвязей с другими социальными институтами, такими как производство, наука, а также установление роли высшего образования в процессе вертикальной социальной мобильности. Высшее образование в рамках данного подхода - это лишь один из институтов профессиональной социализации, существующих в обществе, который обеспечивает вхождение индивида в институты производства и науки, расширяет возможности для его вертикальной социальной мобильности. Высшее образование как институциональный способ профессиональной социализации избирается индивидом исходя из того запаса социального знания, которым он обладает. Согласно этому знанию индивид формирует определённые ожидания относительно роли высшего образования в процессе профессиональной социализации, которые в дальнейшем могут быть приведены в соответствие с реальными результатами от получения образования, а могут им и не соответствовать, приводя к фрустрации. Также важно отметить, что в рамках институционального подхода основным источником получения информации являются субъекты образовательного процесса, а также те, кто с ними взаимодействует. В системном подходе основным источником информации служат документы об образовании.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании"http://www.garantmЛaw/359l6-000.htm (Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании») (Дата обращения 14.09.2015)

2. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» http://www.garant. mЛaw/35916-002.htm (Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании») (Дата обращения 07.08.2015).

3. Закон РФ «Об образовании») http://www.consultant. ru/popular/edu/ (Закон РФ «Об образовании»).

4. Аберкромби Н. Социологический словарь: Пер. с англ./ Н. Аберкромби, С. Хилл, Б.С. Тернер; под ред. С.А. Ерофеева. - 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004. С.167.

5. Тимирясова А.В., Крамин Т.В. Предпосылки и направления интеграции в российском образовании // Актуальные проблемы экономики и права. 2013. № 1 (25). С. 144-150.

6. Вахтина М.А. Институционализм как отражение социокультурного подход а в экономике // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2005. № 11-2. С. 23-25.

7. Кондратьева Т.В. Институциональное равновесие как фактор экономического развития // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 1. С. 59-62.

8. Тимирясова А.В. Разработка рекомендаций по совершенствованию институционального окружения образовательной системы Российской Федерации // Актуальные проблемы экономики и права. 2013. № 2 (26). С. 101-107.

9. Моисеев В.Б., Найденова Л.И. Методологический

подход к формированию инновационного капитала вуза // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 4. С. 187-193.

10. Жданкина И.Ю., Смирнов А.Н., Шамин Е.А. Предпосылки и факторы, влияющие на конкурентоспособность образовательных услуг организаций высшего образования // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2014. № 4 (30). С. 113-119.

11. Вахтина М.А. Доверие к государству как фактор повышения его эффективности // Научные труды Донецкого национального технического университета. Серия: экономическая. 2011.№ 1 (40). С. 41-47.

12. Бурганов Р.А. Процессы создания институционального поля рынка услуг // Актуальные проблемы экономики и права. 2013. № 2 (26). С. 26-32.

13. Жданкина И.Ю., Шамин Е.А. Сущность и понятие конкурентоспособности образовательных организаций // Вестник НГИЭИ. 2014. № 9 (40). С. 12-18.

14. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. - 3-е изд., доп. и перераб. М.: Прометей: Юрайт. М, 2007. С. 436.

15. Люсев В.Н. Эвристические средства интеграции образовательной и профессионально-производственной деятельности // Педагогическое образование и наука. 2012. № 1. С. 81-86.

16. Воронин В.Н., Коростелев А.А. Системный подход к управлению качеством подготовки будущих специалистов // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2008. № S10. С. 25-32.

17. Люсев В.Н. Педагогические технологии интеграции учебной и производственной деятельности // Известия Самарской государственной сельскохозяйственной академии. 2012. № 2. С. 183-188.

18. Волков С.Н. К проблеме развития науки и образования на современном этапе: социально-философский аспект // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. Т. 1. № 11 (15). С. 163-167.

19. Люсев В.Н., Мишин А.В. Современные формы взаимодействия образования и производства // Педагогическое образование и наука. 2012. № 1. С. 79-81.

20. Степанова Е.С. Роль естественных наук в профессиональном становлении будущих бакалавров (на примере дисциплины «Геология») // Самарский научный вестник. 2014. № 2 (7). С. 122-124.

21. Иванова Т.Н. Теоретико-методологические подходы к изучению социально-трудовой мобильности и профессиональной ориентации молодежи // Балтийский

гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 70-72.

22. Бекоева М.И. Формирование профессиональной мобильности студентов как важная составляющая проблемы трудоустройства выпускников вуза // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 3. С. 27-30.

23. Иванова Т.Н. О структурных элементах социально-трудовой мобильности молодежи на рынке труда // Карельский научный журнал. 2014. № 4. С. 15-18.

24. Иванова Т.Н. Конструирование региональной концептуальной модели социально-трудовой мобильности и занятости молодежи // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 4. С. 25-27.

25. Бураева В.Г. Сущность и содержание профессиональной мобильности студентов как педагогической категории // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 3. С. 51-54.

26. Иванова Т.Н. Скорость и интенсивность как основные показатели количественного анализа процессов социально-трудовой мобильности молодежи // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 142-144.

27. Еременко Т.А. Адаптация выпускников как критерий профессиональной мобильности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 1 (16). С. 83-85.

28. Иванова Т.Н. Теоретико-методологические подходы к изучению социально-трудовой мобильности и профессиональной ориентации молодежи // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 4. С. 28-30.

29. Овчинникова Л.П. Теоретический аспект организации самостоятельной работы студентов-заочников // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 2 (13). С. 236-240.

30. Кондаурова И.К., Гусева М.А. Место дисциплины «Введение в систему математического образования России» в профессиональном становлении педагога-математика // Карельский научный журнал. 2014. № 4. С. 62-65.

31. Юрловская И.А. Индивидуальная траектория профессионального развития студентов как педагогическая проблема // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 2. С. 230-233.

© 2015

ANALYSIS OF HIGHER EDUCATION AS AN INSTITUTE OF PROFESSIONAL SOCIALIZATION (THEORETICAL ASPECT)

Y.A. Livshits, director of the Institute of Humanities and Education

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Togliatti State University, Togliatti (Russia)

Abstract. In recent years, the Institute of Education in our country is undergoing major changes. There were common exams for graduates of 9th and 11th grade schools - the DPA and the exam. The introduction of tiered system of training, ie, training programs split into 2 stages, undergraduate and graduate, is making major changes in the educational process and doubt into the minds of students. The reforms were perceived negatively by society, their ideologists struck a powerful critic. Questions were raised and nervous strain of pupils and bias evaluation criteria adopted by many authors criticized the reform in the creation of "nedospetsialistov." If we try to generalize, the hope of the government to the liberal mood of society, obviously, did not materialize, and the reason is probably the fact that the education system - this is almost the only thing we can be proud of at the time of the collapse of the Soviet Union, and that we would like to keep the same. At the turn of XX-XXI centuries the world has undergone significant changes due to the globalization of social relations and the formation of a new type of social organization - the information society. One of the priority directions of development of a society is the informatization of education - the process of providing educational services methodology and methods best use of modern information technologies, which are focused on the process of education management and implementation of learning objectives. Modern scientific and technological progress leads us to the fact that this knowledge quickly become obsolete, and require constant renewal and updating, creation of new high-quality system of continuous professional education. At the same time, today there is a real possibility of purposeful training and retraining of people, almost regardless of their age, skill level, working conditions, health, etc. Such training may be implemented through the provision of educational services remotely, using modern information technology and the Internet, which will raise the level of general education

of the population. In conditions of constant change becomes especially important right choice of university. The institution must not only be accessible both financially and intellectually, but also fit a variety of other criteria: the availability of the training areas and relevant disciplines in the curriculum, have established contacts with employers and good opportunities for academic mobility, and, of course, be prestigious and have a positive image. Given this fact, let us dwell on the process of preparing for university entrance and directly, admission campaign in institutions of higher education. Final exams, for the moment, has become one of the most important, complex and stressful process because in the life of Russian youth. Pressure situation around the Unified State Examination is not only not conducive to the proper background and psychological mood of the students, but also masks a such an important feature of secondary education, as a professional orientation of the individual. Often, school officials are concerned not so much to provide its students a comfortable environment for self-determination as a purely statistical indicators, emerging as a result of the final certification of their students. In other words, work in schools, according to our assumption, is conducted on the basis of the principle of "to choose what is best hand over." At the same time students get their own wishes of secondary importance. The result of this approach are the applicants who do not have not that clear professional plans, but even ideas about their future employment. The choice of the university and training areas for many - only the ratio of the existing training vacancies with the results of the exam. So people purely humanitarian warehouse often choose technical training areas, and vice versa - have the makings of an engineer trying to connect his life, for example, with the economy.

Keywords: education, school, socialization, professionalization, student, exam technique applicant, development, training, status, abilities, personality.

УДК 159.9

МЕНТАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ФАСИЛИТАЦИИ БОЛЬШИХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП: ПРОБЛЕМА БЕЗОПАСНОСТИ КОЛЛЕКТИВНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СООБЩЕСТВА

© 2015

Т.К. Рулина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, Самара (Россия)

Аннотация. В статье обсуждаются ментальные подходы к фасилитационным процессам, способствующим согласованию группового интеллекта, обосновывается возможность разработки программ воспроизводства значений и их смыслов, ведущих к росту полисемии языкового подсознания как основы смысловых компромиссов в группе. Вводится понятие «категоризация опосредования», задающая неоднозначность понимания и тем самым способствующая росту его полисемии как основы компромиссов. Утверждается, что фасилитационная семиургия в преддискурсивных процессах мышления способствует значительным изменениям смысла при незначительных изменениях параметров категоризации, так как более фундаментальные подсознательные слои языкового сознания групп, легитимируемые в процессе социальной работы, означают новые способы мышления. Речь идет о процессах семиургии в сфере неявного знания больших социальных групп, их коррекции, активизации и мобилизации. Психологическое торможение модернизационных процессов в России, системные вспышки насилия в мире актуализируют необходимость разработок систем фасилитационного воздействия на группы, массы, сообщества с целью снижения вирулентной опасности их кризиса и распада. Показано, что фасилитация группового самосознания на основе ассоциативно-вербальных сетей подсознания как искусственных программ предметного действия способна служить инструментом превентивного акционизма групповой согласованности, снижая уровень когнитивных диссонансов в расколотом обществе.

Ключевые слова: дезорганизация группового мышления; программы воспроизводства значений и их смыслов; неосознаваемые концепты группы; категоризация опосредования; языковое подсознание группы; фасилитация.

Лучший способ для группы стать разумной — позволить каждому ее участнику думать и действовать как можно

более независимо.

Д. Шуровьески Я выхожу из своего одиночества к вашему сиротству и обворованности.

М. Мамардашвили

Академическая психологическая наука на основе существующих подходов к анализу быстро изменяющихся обществ не может дать объяснения глобальным процессам дезорганизации и дезориентации психологии и поведения больших социальных групп и предложить способы социальной самоорганизации и самоуправления. Согласно А.С. Ахиезеру, проблема научной беспомощности заключается в отсутствии понимания общественного сознания как расколотого, кризисного и потому не готового преодолевать кризисы дезорганизации и дисперсии групповых значений. На протяжении последних трех десятков лет проблема социальной согласованности российского общества драматично проявляется и в бессознательном ощущении угрозы жизненным стандартам, повышающем уровень агрессивности, и в массовых стрессах, и в копировании чуждого образа мыслей и поведения, блокирующем мобилизацию органических форм жизни. Кризисные феномены социального сознания смещают спектр политических, этических, эстетических, правовых критериев, принятых в оценках людей, ценностей,

событий, деформируют нравственные самозапреты («нельзя украсть, убить, солгать, слукавить»). В результате становятся массовыми палаческое отношение к человеку, одобрение мошенничества и тирании, манипулятивное искажение смыслового контекста реальности в угоду конъюнктуре. Рост дезорганизации группового сознания приводит к возникновению противоречий, конфликтов, расколов в разных формах, не в последнюю очередь, между сложившейся культурой и отношениями в обществе. Это рождает стимул к изменению ментальной культуры, то есть совершенствованиюпрограммвоспроизводствазначений и их смыслов как социокогнитивной основы групповой психологии. Социальные отношения существуют в рамках в разной степени замкнутых сообществ, т.е. систем, составляющих некоторую целостность, имеющую центр управления, специфический опыт, формирующий субкультуру. Сообщества, от малой группы до гигантского общества, могут существовать, если деятельность их членов противостоит бесконечным разрушительным факторам (враждебности соседей, внутренним конфликтам, дезорганизации, нехватке жизненно важных ресурсов и т.д.), т.е. они существуют лишь как субъекты собственного воспроизводства» [1].

Все, что человек воспринимает и понимает, помещено для него в определенные рамки значений, подвергается своего рода «априорному означиванию»; нечто воспринимается и понимается человеком всегда уже из определенной «предвосхищающей» групповой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.