М.Ф.ПАСЕЧНИК, Ю.В.ПОДПРУЖНИКОВ, Государственная служба лекарственных средств и изделий медицинского назначения, г. Киев
ПРАКТИКУМ ПО GMP
Анализ возможных последствий внедрения GMP в Украине
Цель этой публикации — провести на отраслевом уровне анализ возможных последствий внедрения одного из наиболее важных элементов системы обеспечения качества лекарственных средств - правил надлежащей производственной практики (НПП, GMP). НПП является одним из важнейших элементов, т.к. требует более значительных капиталовложений и времени, нежели внедрение других элементов системы (GCP, GLP, GDP).
GMP В УКРАИНЕ
Впервые в Украине правила GMP были изданы как методические рекомендации МВ 64У-1-97 «Производство лекарственных средств. Надлежащие правила и контроль качества». Этот документ объединяет главные требования GMP ЕС и GMP ВОЗ. В 1998 г. был создан и утвержден Отраслевой нормативный документ 01.001.98 «Надлежащая производственная практика GMP». Последний базировался на GMP ВОЗ, хотя на момент его принятия в Украине уже была утверждена стратегия интеграции в Европейский союз.
Указом Госкоммедбиопрома №117 от 19.111.1996 г. и №120 от 19.11.1998 г. в Украине требования GMP вводились как обязательные с 1 января 2002 г. В конце концов, в 2001 г. приказом Министерства здравоохранения Украины (МОЗ) №506 было утверждено Руководство 42-01-2001 «Лекарственные средства. Надлежащая производственная практика», требования которой гармонизированы с правилами GMP ЕС [1]. По Государственной системе стандартизации степень ее соответствия квалифицируется как модифицированная (содержит национальную часть в приложении к главному документу, который является эквивалентом GMP ЕС). Кстати, этим же приказом МОЗ были отменены вышеуказанные приказы Госкоммедбиопрома. Начиная с 2002 г. Министерство здравоохранения Украины целенаправленно принимает меры для внедрения в Украине стандартов НПП. Так, было разработано, утверждено и издано более 10 документов нормативно-технического ха-
рактера, связанных с этими стандартами. Все эти документы соответствуют содержанию аналогичных документов Европейского союза. В 2001 г. Украина первой среди стран СНГ разработала Национальную государственную фармакопею, которая также гармонизована с Европейской фармакопеей. В это же время выходит из печати первое приложение к Государственной фармакопее Украины.
С 2003 г. в Украине внедряется добровольная сертификация производств лекарственных средств (ЛС) на их соответствие требованиям надлежащей производственной практики. Для того чтобы это стало возможным, министерство утвердило ряд нормативно-правовых актов. В составе Государственной службы ЛС и изделий медицинского назначения функционирует Инспекторат по НПП. На протяжении 2003—2004 гг. девять производственных участков шести отечественных предприятий были сертифицированы на соответствие стандартам GMP и получили соответствующие национальные сертификаты.
GMP КАК ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ
Государственной службой в марте этого года был разработан проект Постановления Кабинета министров «Об обеспечении качества лекарственных средств в Украине», в соответствии с которым предполагалось поэтапное внедрение правил НПП, гармонизированных в соответствии с директивами ЕС и ВОЗ как обязательных. В результате общественного обсуждения этого проекта, ряда совещаний с производителями, органи-
зованного Государственной службой, было высказано единодушное мнение о целесообразности одновременного введения правил НПП как обязательных для всех производств. Вместе с тем акцентировалось внимание на необходимости одновременного внедрения других составляющих системы обеспечения качества ЛС — надлежащей лабораторной, клинической и дистрибьюторской практики. Нерешенным окончательно остался фактически только вопрос сроков внедрения — 2007 или 2009 г.
28 октября 2004 г. принято постановление Кабинета министров Украины от №1419 «Некоторые меры по обеспечению качества лекарственных средств», определяющая необходимость введения в Украине надлежащей производственной, дистрибьюторской, лабораторной и клинической практик, гармонизированных в соответствии с директивами Европейского союза (ЕС) и Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). В постановлении предусмотрены также определенные организационные меры, определен конкретный срок внедрения этих правил как обязательных с 1 января 2009 г. Мы считаем, что этот нормативно-правовой акт закрепляет на государственном уровне стратегическое направление развития фармацевтического сектора Украины, направляя его в русло евроинтеграционных процессов. Впервые в нашей стране система обеспечения качества ЛС рассматривается как комплексный вопрос, внедряется системный подход к решению задач в этой сфере.
О шагах внедрения НПП с точки зрения нормативно-технического, нормативно-правового регулирования и средствах со стороны государства по оказанию содействия этому процессу, о влиянии внедрения НПП на стоимость ЛС речь уже шла в соответствующих публи-
таблица 1| Анализ возможных последствий внедрения стандартов НПП с 2007 г. или 2009 г.
Общий объем производства отечественных ЛС Объем производства 40 предприятий Общая номен- клатура Номенклатура 40 предприятий Общая номенклатура, которая не дублируется Номенклатура 40 предприятий, которая не дублируется
млн. грн. млн. грн. % от общего ед. ед. % от общей ед. ед. % от общей
2003 г.
2031,8 1831,1 90,0 2663 2002 75,2 817 673 82,4
При внедрении GMP с 2007 г.
1134,0 55,8 958 47,9 344 42,1
При внедрении GMP с 2009 г.
1605,1 78,9 1587 59,6 556 68,1
таблица 2| Прогноз возможных последствий внедрения стандартов НПП
с 2009 г. с учетом существующих тенденций развития промышленности
Показатели Млн.грн./ количество Темп роста к 2003 г., % Доля 40 предприятий в общем объеме/ номенклатуре отечественных ЛС к 2003 г.
Объем производства ЛС 40 предприятий* 2948,1 161 145
Номенклатура ЛС 40 предприятий** 1987 99 75
Не дублирующаяся номенклатура ЛС 40 предприятий** 756 112 93
* C учетом сохранения тенденции 10% ежегодного прироста объемов производства ЛС. ** C учетом сохранения тенденции ежегодного прироста внедряющихся в производство препаратов.
кациях [2, 3] и прочей специализированной литературе.
Государственной службой проводился анализ возможных последствий перехода отечественных предприятий на стандарты НПП как в 2007 г., так и в 2009 г. Методика проведения этого анализа и полученные результаты предлагаются к рассмотрению читателей.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ АНАЛИЗА|
Для оценки возможных последствий внедрения НПП из общего числа производителей в Украине (по состоянию на 01.11.2004 г. это количество составляет 143 субъекта хозяйственной деятельности, которые имеют лицензию на про-
изводство ЛС), было выбрано 40 предприятий, имеющих наибольшие объемы производства в стоимостном выражении. Необходимо заметить, что количество отечественных фармацевтических предприятий за период с 2002 г. по ноябрь 2004 г. сократилось на 23%, т.е. со 186 до 143. При этом уменьшение количества субъектов хозяйствования не повлияло негативно на уровень лекарственного обеспечения, физическую и экономическую доступность ЛС. Одновременно с этим наблюдается стойкая тенденция увеличения объемов производства, общей номенклатуры и количества препаратов, которые не дублируются другими производителями.
При проведении анализа мы использо-
вали основной методологический принцип, который в правилах НПП называют «условиями наихудшего случая», или в финансово-экономических расчетах — «пессимистическим прогнозом».
Оценке подлежали следующие параметры:
1. Общий объем отечественного производства фармацевтической продукции за 2003 г. и объемы производства продукции 40 выбранных предприятий за этот же период. Общий объем производства ЛС был взят из официальных материалов Госкомстата Украины, объемы производства по отдельным предприятиям, вошедшим в выборку, были получены путем их опроса.
2. Общая номенклатура ЛС, которая вырабатывается отечественными предприятиями по состоянию на сентябрь 2004 г. (сведения государственного реестра ЛС) и номенклатура выбраных 40 предприятий. При этом были учтены разные торговые названия ЛС, их лекарственные формы (например, таблетки и таблетки покрытые оболочкой, таблетки с модифицированным высвобождением, драже, считали как разные лекарственные формы) и дозы. Отличия в упаковке не учитывались (например, таблетки №10 и №20 считали одним и тем же ЛС).
3. Номенклатура, которая не дублируется другими отечественными производителями (по сведениям Государственного реестра ЛС, как и в п. 2). ЛС, которое не дублируется, считали такое средство,
РИСУНОК 1
| Динамика объемов производства
3000
2500
2000
:т
1500
1000
500
О
2031,8
2948,1
1 — 2003 г. общий объем
2 — 2003 г.объем 40 предприятий
3 — 2007 г.объем 40 предприятий
4 — 2009 г.объем 40 предприятий
5 — 2009 г.объем 40 предприятий
с учетом 10% прироста в год
РИСУНОК 2
| Динамика номенклатуры ЛС
3000
2500
2000
1500
1000
500
О
г 2663
1 — 2003 г. общая номенклатура
2 — 2003 г. номенклатура 40 предприятий
3 — 2007 г. номенклатура 40 предприятий
4 — 2009 г. номенклатура 40 предприятий
5 — 2009 г. номенклатура 40 предприятий
с учетом внедрения новых препаратов
РИСУНОК 3
Динамика номенклатуры, которая не дублируется
з
1000
800
600
400
200
О
817
673
756
1 — 2003 г. общая номенклатура
2 — 2003 г. номенклатура 40 предприятий
3 — 2007 г. номенклатура 40 предприятий
4 — 2009 г. номенклатура 40 предприятий
5 — 2009 г. номенклатура 40 предприятий
с учетом внедрения новых препаратов
которое отличается международным непатентованным названием и/или лекарственной формой, дозой, АТС-ко-дом. При этом, как и в п.п. 1 и
2, была проведена оценка количества всех отечественных препаратов, которые не дублируются другими отечественными производителями, а также аналогичная оценка для каждого из 40 предприятий (количество препаратов, которые производятся предприятием, но не производятся остальными отечественными предприятиями).
4. Степень готовности каждого предприятия к внедрению НПП в 2007 г. и 2009 г. (цифры получены по результатам предварительной экспертной оценки, сделанной компетентными в этих вопросах специалистами Государственной службы).
5. Прогноз возможного уменьшения объемов производства, общей номенклатуры и номенклатуры, которая не дублируется, рассчитывали для каждого предприятия путем перемножения цифр, полученных в п.п. 1, 2 и 3 на определенный процент степени готовности к работе по стандартам НПП (п. 4) с дальнейшим вычислением общей суммы соответствующего параметра для 40 предприятий. Полученную величину выражали в процентах к параметру, определенному для всех отечественных предприятий по состоянию на сентябрь
2004 г. (при анализе номенклатуры) или за 2003 г. (при анализе объемов производства в денежном выражении).
6. Прогноз изменений объемов производства, общей номенклатуры и номенклатуры, которая не дублируется, с учетом перехода на правила НПП в 2009 г. и тенденций ежегодного возрастания объемов производства, внедрения в производство новых ЛС. При этом ежегодное увеличение объемов отечественного производства принимали равным 10% (исходя из динамики возрастания объемов производства фармацевтической продукции за 1999—2003 гг., в действительности эта цифра будет явно больше). В таком случае, коэффициент, который учитывает сложный процент возрастания объемов производства за 5 лет (2004—2008 гг. включительно), со-
ставляет 1,61 по отношению к объемам производства 2003 г. При анализе тенденций изменения номенклатуры за переходный период до 2009 г. учитывали, что в Украине внедряется в производство по меньшей мере 100 препаратов в год (средние данные за последние 5 лет, в действительности эта цифра может быть больше), приблизительно половина из которых являются новыми для Украины, т.е. такими, которые не дублируются другими отечественными производителями.
РЕЗУЛЬТАТЫ АНАЛИЗА
Результаты анализа возможных последствий внедрения стандартов НПП при обязательности их выполнения, начиная с 2007 г. или 2009 г., приведены в таблицах 1—2 и на рисунках 1—3.
Как видно из таблицы 1, объем отечественного производства ЛС за 2003 г. составил 2031,8 млн. грн., а общая номенклатура — 2663 препарата, номенклатура, которая не дублируется (каждый препарат производится только одним отечественным производителем) — 817. Как свидетельствуют приведенные цифры, каждое ЛС в Украине производится в среднем тремя отечественными предприятиями. Доля 40 выбранных предприятий в общем объеме фарма-
цевтической продукции составляет 90%, а в общей номенклатуре зарегистрированных отечественных препаратов — 75,2% (что, учитывая коэффициент дублирования, является достаточно высокой величиной). Доля препаратов, которые выпускаются 40 предприятиями от общего количества отечественных препаратов, которые не дублируются, составляет 82,4%.
В процессе перехода на стандарты НПП важно не допустить уменьшения объемов производства и номенклатуры ЛС. Это в первую очередь касается тех ЛС, которые производятся только одним предприятием в Украине. Выбранные для анализа предприятия производят на сегодняшний день 673 таких ЛС, остальные предприятия — 144, из которых 57 ЛС представлены препаратами in bulk (в свою очередь, 16 из них отличаются от известных препаратов благодаря наличию всего лишь различных наполнителей вкуса), 22 — гомеопатические препараты, 7 — лекарственное растительное сырье. В результате внедрения стандартов НПП в Украине с 2007 г., доля 40 предприятий в общем объеме отечественного производства ЛС, рассчитанная в соответствии с методикой, снизится до 56%. Количество лекарственных средств (этой группы предприятий) в общей номенклатуре может уменьшиться до 48%, а в номенклатуре, которая не дублируется, — до 42%.
На рисунках 1—3 приведена динамика объемов производства продукции в стоимостном выражении, общей и не дублирующейся номенклатуры. Приведены возможные значения соответствующих показателей при внедрении стандартов НПП как обязательных с 2007 г., а также с 2009 г. с учетом существующих тенденций развития.
Анализ возможных последствий внедрения правил GMP как обязательных с 2009 г. характеризуется следующими показателями: доля 40 предприятий в общем объеме отечественного производства ЛС составит около 80%, общая номенклатура — 60% и номенклатура, которая не дублируется, — 68%. Необходимо отметить, что 40 выбранных для анализа предприятий в настоящий момент весьма динамично развиваются, а часть из
них уже работает по стандартам НПП и может направлять значительные средства именно на расширение номенклатуры и увеличение объемов производства. С учетом сохранения существующих на настоящий момент тенденций мы можем ожидать увеличения объема производства данной группы предприятий в 1,6 раза по сравнению с 2003 г., при этом доля их номенклатуры в общей достигнет 75% и не дублирующейся номенклатуры — 93% от номенклатуры всех предприятий Украины на настоящий момент, а ее прирост составит 12%.
Учитывая то, что сегодня каждое отечественное ЛС выпускают в среднем не менее 3 отечественных предприятий, прогнозируемое уменьшение номенклатуры может привести не к исчезновению препаратов из продажи, а к меньшей степени дублирования. Анализ показателей дает возможность прогнозировать значительное возрастание объемов производства и наличие на рынке практически всего спектра ЛС, которые не дублируются.
На основании результатов проведенного анализа можно предположить, что внедрение стандартов НПП с 2009 г. не приведет к негативному влиянию на уровень медикаментозного обеспечения населения, а позволит обеспечить органы здравоохранения и население страны лекарственными препаратами с гарантированным качеством. Кроме того, задания, утвержденные Правительством на уровне постановления Кабинета министров Украины, дают мощный импульс для развития отечественного фармацевтического производителя.
В настоящее время Министерством здравоохранения, Государственной службой лекарственных средств и изделий медицинского назначения, вместе с другими министерствами, ведомствами и общественными организациями разрабатывается ряд мер, которые станут мощным экономическим рычагом стимулирования внедрения стандартов НПП на предприятиях отрасли, сознательно избирающих этот путь развития.
Ф