реформ государственного значения, проводимых в страна. Мы аплодируем нашему товарищу Сердару, который прилагает большие усилия для развития отечественной системы образования, проведения эффективной работы по широкому внедрению инновационных компьютерных технологий! Список использованной литературы:
1. Гурбангулы Бердымухамедов. Государственное регулирование социально-экономического развития Туркменистана, Ашхабад: 2010;
2. Гурбангулы Бердымухамедов «Туркменистан на пути достижения Целей устойчивого развития». Ашхабад 2018 года;
3. Эра возрождения новой эпохи могущественного государства: национальные задачи жизненно-экономического развития Туркменистана на 2022-2052 гг.
4. https://turkmenistan. gov. tm
© Ходжаммедова О., Оразгулыев М., Йелтеров Я., 2024
УДК 629.7.02
Хуттунен В.П.
Магистрант 1 курса АнГТУ г. Ангарск, РФ Гапотченко Т.Н.
Студент 2 курса АнГТУ г. Ангарск, РФ Эльхутов С.Н.
Кандидат технических наук, доцент, АнГТУ
г. Ангарск, РФ
АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПОЛЕТНЫХ КОМПЬЮТЕРОВ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ГРУППОЙ БЕСПИЛОТНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Аннотация
Рассмотрено устройство и основные технические характеристики полетных компьютеров распространенных серий. Проведен анализ размеров стандартного программного кода для полетных компьютеров. Предложен подход к аппаратной реализации группового управления беспилотными транспортными средствами.
Ключевые слова
Беспилотное транспортной средство, управление группой, полетный компьютер,
одноплатный компьютер.
При эксплуатации современных беспилотных транспортных средств (БТС) возникает задача одновременного управления группой аппаратов. Подходов к решению такой задачи может быть несколько. Например, в группе может быть назначен один ведомый аппарат, в то время как остальные будут исполнять роль ведомых.
Для реализации такого подхода полетные компьютеры аппаратов должны иметь возможность обмениваться между собой управляющей информацией. Это требует размещения дополнительного программного кода в памяти полетного компьютера, либо установки в аппарат внешнего управляющего устройства, например одноплатного компьютера. Для решения этого вопроса необходимо провести
анализ устройства распространенных полетных компьютеров и их технических характеристик. Рассмотрим основные технические характеристики наиболее популярных в настоящее время полетных компьютеров (табл. 1).
Из таблицы видно, что полетный компьютер (ПК) серии АРМ основан на 8-ми битном микроконтроллере и по сравнению с другими моделями полетных компьютеров значительно уступает им в производительности и объеме ОЗУ, а также flash-памяти [1].
Таблица 1
Основные характеристики полетных компьютеров
Модель ПК APM PixHawk Betaflight board
Тип МК AtMega2560 STM32H743 STM32F722
Разрядность МК, бит 8 32 32
Объем ПЗУ, КБ 256 2048 512
Объем ОЗУ, КБ 8 1024 256
Тактовая частота, МГц 16 480 216
Гироскоп/акселерометр MPU-6000 BMI-055 MPU-6050
Компас HMC5883L IST8310 HMC5883L
Датчик давления ms5611-01ba ms5611-01ba отсутствует
Наибольшей производительностью и объемом памяти обладает полетный компьютер PixHawk серии 4 либо 6. По производительности полетный компьютер PixHawk значительно опережает остальные модели полетных компьютеров. Тактовая его микроконтроллера составляет 480 MHz, что значительно больше, чем у других ПК [2]. Кроме того, ПК PixHawk и Betaflight основаны на 32-х битных микроконтроллерах. Периферия ПК содержит в большинстве случаев 3-х осевой гироскоп, 3х осевой акселерометр при этом технические характеристики гироскопов и акселерометров приблизительно одинаковы. Также все модели ПК содержат встроенный компас с близкими характеристиками. У моделей серии APM и PixHawk есть одинаковый датчик давления, ПК серии Betaflight датчика давления не имеют [3]. Данный анализ позволяет сделать вывод, что ПК серии APM малопригоден для загрузки дополнительного управляющего программного кода, работающего совместно с базовым ПО. Ввиду низкой производительности и малого объема памяти. ПК PixHawk и Betaflight имеют достаточный объем памяти для загрузки дополнительного программного кода, однако, полетный ПК PixHawk предпочтительнее поскольку имеет максимальный объем flash-памяти и ОЗУ и соответственно позволит оперировать большим объемом программного кода. Кроме того, его микроконтроллер имеет максимальную производительность из представленных полетных компьютеров.
При размещении дополнительного программного кода в полетном компьютере необходимо учитывать два аспекта:
1. Наличие резерва вычислительной мощности процессора;
2. Наличие свободных участков ПЗУ и ОЗУ.
Размер базового программного обеспечения для рассматриваемых ПК составляет: 300 КБ для APM, 1,9 МБ для PixHawk 4, и 500 КБ для ПК семейства Betafly [4]. Из данных, приведенных в табл.1 следует, что базовое программное обеспечение занимает почти всю имеющуюся память микроконтроллеров. Таким образом можно сделать вывод о невозможности размещения дополнительного управляющего кода в памяти микроконтроллера любого из рассмотренных ПК. Следовательно, для решения поставленной задачи необходимо применение дополнительного микроконтроллера или одноплатного компьютера.
Наиболее подходящим решением с точки зрения авторов является применение одноплатного компьютера семейства Raspberry Pi. Для реализации такого подхода необходимо организовать канал связи между одноплатным компьютером и ПК, а также между ПК группы БТС.
Список использованной литературы: 1. APM2.8 [Электронный ресурс]. - URL: https://rccopter.ru/product/polyotnyy-kontroNer-ardupilot-28-apm-28 (дата обращения: 25.01.2024).
2. PX4 User Guide (main) [Электронный ресурс]. - URL: https://docs.px4.io/main/en/ flight_controller/ pixhawk4.html (дата обращения: 25.01.2024).
3. Betaflight Flight Controller Manufacturer Design Guidelines [Электронный ресурс]. - URL: https://betaflight.com/docs/development/manufacturer/manufacturer-design-guidelines (дата обращения: 25.01.2024).
4. ArduPilot. Firmware site [Электронный ресурс]. https://firmware.us.ardupilot.org/Copter/stable/ (дата обращения: 25.01.2024)
© Хуттунен В.П., Гапотченко Т.Н., Эльхутов С.Н., 2024
УДК 004.9
Черемисин Д.Г.
Бакалавр, МГТУ им. Н.Э. Баумана (Мытищинский филиал),
Московская обл., г. Мытищи Мкртчян В.Р.
Бакалавр, МГТУ им. Н.Э. Баумана (Мытищинский филиал),
Московская обл., г. Мытищи Музлова А.Д.
Бакалавр, МГТУ им. Н.Э. Баумана (Мытищинский филиал),
Московская обл., г. Мытищи
СЛОЖНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ АВТОМАТИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА: ОТ РОБОТОВ ДО ИНТЕГРАЦИИ IOT
Аннотация
Основная мысль заключается в том, что сложные технологии автоматизации производства, включая роботизированные системы и Интернет вещей, привносят существенные преимущества, такие как повышение эффективности и улучшение условий труда, но также сталкивают предприятия с вызовами, такими как высокие затраты и необходимость переподготовки персонала.
Ключевые слова
Автоматизация, производство, роботы, 1оТ, эффективность, условия труда, затраты, инновации,обучение.
В современном мире технологии активно внедряются в различные сферы, и производство не исключение. От роботизированных систем до сетей Интернета вещей (1оТ), сложные технологии автоматизации производства трансформируют традиционные методы работы.
Роботы в производстве давно стали неотъемлемой частью. От манипуляции с тяжелыми грузами до точной сборки, роботы обеспечивают эффективность и повышают производительность. Промышленные роботы оснащены передовыми датчиками и системами искусственного интеллекта, что позволяет им выполнять сложные задачи, а также взаимодействовать с окружающей средой и человеком.
Сети Интернета вещей (1оТ) предоставляют возможность сбора и обработки данных из различных устройств и систем в реальном времени. В производстве это означает более тщательный мониторинг оборудования, оптимизацию производственных процессов и снижение затрат. Сенсоры и устройства, подключенные к сети, обеспечивают возможность удаленного управления и мониторинга.
Автоматизация производства привносит множество выигрышей. Во-первых, значительное повышение эффективности. Роботы, оснащенные передовыми технологиями искусственного интеллекта,