Научная статья на тему 'Анализ возможностей создания современных объектов в системе туристских предложений на территории Приморского края'

Анализ возможностей создания современных объектов в системе туристских предложений на территории Приморского края Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
420
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЪЕЗДНОЙ ТУРИЗМ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД / ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ / ИСТОРИЧЕСКИЙ ПАРК / КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ ОБЪЕКТЫ / ТУРИСТСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ТУРИСТСКИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ / ENTRANCE TOURISM / INNOVATIVE APPROACH / HISTORICAL RECONSTRUCTION / HISTORICAL PARK / CULTURAL HERITAGE / MARKETING RESEARCHES / SOCIALLY IMPORTANT OBJECTS / TOURIST INFRASTRUCTURE / TOURIST PREFERENCES / ECOLOGICAL TOURISM

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Локша Анна Владимировна, Марченко Ольга Геннадьевна

В Приморском крае сложились условия для существенного увеличения потока туристов из сопредельных государств. Предметом исследования является туристская индустрия Приморского края. Объектом исследования являются новые туристские объекты, которые призваны увеличить въездной поток туристов Приморского края. Автор подробно рассматривает проект ландшафтно-исторического парка «Изумрудная долина». На примере ландшафтно-исторического парка выделяются основные факторы, сдерживающие развитие въездного туризма в Приморском крае. Особое внимание уделяется возможности привлечения туристов из Китая. Возможности нового туристского объекта ландшафтно-исторического парка кроются в механизмах, задействованных для привлечения больших потоков туристов для его посещения. Основной целью данной статьи является систематизация научных сведений и фактов, доказывающих возможность использования его для привлечения больших потоков зарубежных и внутренних туристов. В выводах настоящего исследование указывается, что для увеличения въездного потока необходимо создать на территории края серию туристских объектов, отвечающих международным стандартам. Для выбора новых туристских объектов необходимо проводить централизованные маркетинговые исследования в сопредельных государствах. Для туристских объектов, являющихся социально значимыми, должны быть созданы особые условия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS POSSIBILITIES FOR CREATION MODERN OBJECTS IN THE SYSTEM OF TOURIST OFFERS IN THE PRIMORSKY KRAY

In Primorsky kray, there were conditions for a significant increase in the flow of tourists from neighboring countries. The subject of study is the tourist industry of Primorsky kray. The object of research is the new tourist facilities, which are designed to increase the flow of inbound tourists Primorsky kray. The author examines in detail the design of land-scape and historical park «Emerald Valley». For example, landscape and historical park highlights the main factors constraining the development of tourism in the Primorsky kray. Particular attention is paid to the possibility of attracting tourists from China. Features of the new tourist objects and historical landscape of the park lie in the mechanisms involved in order to attract more tourists flow to his visit. The main purpose of this article is to systematize scientific information and facts that prove the possibility of using it to attract large flows of foreign and domestic tourists. The findings of this study indicated that to increase inbound flow necessary to create on the territory of the region a series of tourist facilities that meet international standards. To select a new tourist facilities necessary to carry out cen-tralized marketing research in the neighboring countries. For the tourist objects that are socially relevant, special condi-tions have to be created.

Текст научной работы на тему «Анализ возможностей создания современных объектов в системе туристских предложений на территории Приморского края»

https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_93 978/

20. Bushuev V. V., Mastepanov A. M., Pervuhin V. V., Shafranik Ju. K. Global'naja jenergetika i geopoli-tika (Rossija i mir) (Global power and geopolitics (Russia and world)), M, ID «Jenergija». 2015, 88 pp.

21. Ignat'ev S. V. Puti Formirovanija meha-nizmov ustojchivogo razvitija nacional'noj jekonomiki v uslovi-jah nestabil'noj geosredy (Ways of Formation of mechanisms of sustainable development of national economy in the conditions of an unstable geosreda), Jekonomika ustojchivogo razvitija, 2016, No 1 (25), pp. 176-181.

22. Ignat'ev S. V. Rossijskaja jekonomika v kon-tekste mirovoj dinamiki razvitija (The Russian economy in the context of world dynamics of development), Jekonomika: teorija i praktika, 2016, No 1 (41), pp. 3-9.

23. Zavivaev N. S., Proskura D. V., Shamin E. A. Sovremennoe sostojanie i prognoz razvitija rynka info-kommunikacionnyh uslug (Current state and forecast of development of the market of infocommunication services), Jekonomika i predprmimatel'stvo, 2014, No 12-4 (53-4), pp. 940-944.

24. Shatalov M. A., Mychka S. Ju. Mehanizm rea-lizacii politiki jenergojeffektivnosti na re-gional'nom urovne (The mechanism of realization of policy of energy

efficiency at the regional level), Sovremennye problemy razvitija jekonomiki i upravlenija v regione materialy X Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 2016, pp. 449-452.

25. Ahmedov A. Je., Ahmedova O. I., Smol'jani-nova I. V. Ocenka investicionnoj dejatel'nosti OAO «Vo-ronezhskaja jenergosbytovaja kompanija» (Assessment of investment activity of JSC Voronezh Power Supply Company), Territorija nauki, 2012, No 2. pp.11-16.

26. Kuftyreva N. A. Puti vzaimodejstvija biznesa i gosudarstva v dostizhenii celevyh orientirov innovacion-nogo razvitija (Ways of interaction of business and the state in achievement of target reference points of innovative development), Innov: jelektronnyj nauchnyj zhurnal. 2015. No 3 (24). URL: http://www.innov.ru/science/ economy/puti-vzaimodeystviya-biznesa-i-gosu/

27. Kornilov D. A. Zavisimost' mezhdu cenami na neft' i kursom valjut (dollar/rubl') (Dependence between prices of oil and exchange rate (dollar/ruble)), Innov: jelektronnyj nauchnyj zhurnal, 2015, No 4 (25), URL: http://www.innov.ru/science/economy/kornilov-d-a-zavisimost-mezhdu-tsenami-na-neft-i-kursom-valyut/

Дата поступления статьи в редакцию 14.09.2016.

08.00.05 УДК 338.26

АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СОЗДАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБЪЕКТОВ В СИСТЕМЕ ТУРИСТСКИХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ НА ТЕРРИТОРИИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ

© 2016

Локша Анна Владимировна, кандидат филологических наук, доцент кафедры «Международного маркетинга и торговли» Марченко Ольга Геннадьевна, старший преподаватель кафедры «Международного маркетинга и торговли» Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, г. Владивосток (Россия)

Аннотация. В Приморском крае сложились условия для существенного увеличения потока туристов из сопредельных государств. Предметом исследования является туристская индустрия Приморского края. Объектом исследования являются новые туристские объекты, которые призваны увеличить въездной поток туристов Приморского края. Автор подробно рассматривает проект ландшафтно-исторического парка «Изумрудная долина». На примере ландшафтно-исторического парка выделяются основные факторы, сдерживающие развитие въездного туризма в Приморском крае. Особое внимание уделяется возможности привлечения туристов из Китая.

Возможности нового туристского объекта ландшафтно-исторического парка кроются в механизмах, задействованных для привлечения больших потоков туристов для его посещения. Основной целью данной статьи является систематизация научных сведений и фактов, доказывающих возможность использования его для привлечения больших потоков зарубежных и внутренних туристов.

В выводах настоящего исследование указывается, что для увеличения въездного потока необходимо создать на территории края серию туристских объектов, отвечающих международным стандартам. Для выбора новых туристских объектов необходимо проводить централизованные маркетинговые исследования в сопредельных государствах. Для туристских объектов, являющихся социально значимыми, должны быть созданы особые условия.

Ключевые слова: въездной туризм, инновационный подход, историческая реконструкция, исторический парк, культурное наследие, маркетинговые исследования, социально значимые объекты, туристская инфраструктура, туристские предпочтения, экологический туризм.

ANALYSIS POSSIBILITIES FOR CREATION MODERN OBJECTS IN THE SYSTEM OF TOURIST OFFERS IN THE PRIMORSKY KRAY

© 2016

Loksha Anna Vladimirovna, candidate of philological science, associate professor of the chair International marketing and trade, Marchenko Olga Gennadyevna, senior lecturer of the chair International marketing and trade,

Vladivostok state university of economy and service, Vladivostok (Russia)

Abstract. In Primorsky kray, there were conditions for a significant increase in the flow of tourists from neighboring countries. The subject of study is the tourist industry of Primorsky kray. The object of research is the new tourist facilities, which are designed to increase the flow of inbound tourists Primorsky kray. The author examines in detail the design of land-scape and historical park «Emerald Valley». For example, landscape and historical park highlights the main factors constraining the development of tourism in the Primorsky kray. Particular attention is paid to the possibility of attracting tourists from China.

Features of the new tourist objects and historical landscape of the park lie in the mechanisms involved in order to attract more tourists flow to his visit. The main purpose of this article is to systematize scientific information and facts that prove the possibility of using it to attract large flows of foreign and domestic tourists.

The findings of this study indicated that to increase inbound flow necessary to create on the territory of the region a series of tourist facilities that meet international standards. To select a new tourist facilities necessary to carry out centralized marketing research in the neighboring countries. For the tourist objects that are socially relevant, special conditions have to be created.

Keywords: entrance tourism, innovative approach, historical reconstruction, historical park, cultural heritage, marketing researches, socially important objects, tourist infrastructure, tourist preferences, ecological tourism.

Введение

В последние годы в Приморском крае сложилась благоприятная обстановка для развития внутреннего и въездного туризма. Возрастание потребностей в услугах внутреннего туризма, в первую очередь, связан с ростом курса доллара и с общим снижением покупательской способности населения. В настоящее время многие люди просто не в состоянии приобрести туристскую путевку за рубеж. То же снижение курса рубля привлекло дополнительный поток туристов из-за рубежа по всей России. Наибольший темп возрастания числа зарубежных туристов наблюдался в течение последнего года в Приморском крае. В край в основном прибывают туристы из сопредельных государств (Китая и Южной Кореи). Китай вообще лидирует по объему потока туристов в Россию. Нашу страну посещает более миллиона китайцев в год. И темп роста потока туристов один из самых высоких. За пять лет количество туристов из КНР выросло в 3,5 раза. По темпам роста потока туристов из Китая Приморский край опережает даже столичные города России. За шесть месяцев 2016 года поток туристов из Китая в край увеличился на 85 %. Продолжает расти и поток туристов из Южной Кореи.

Значительный прирост числа зарубежных туристов ожидается в связи с присвоением Владивостоку статуса свободного порта. Льготный режим, введенный для инвесторов в связи с принятием закона «О территориях опережающего социально-экономического развития», должен не только привлечь капитал,

но и увеличить количество иностранных представительств в городе Владивостоке и в крае. Служащие представительств будут нуждаться в организации проведения своего досуга и досуга своих семей. Кроме того, в ближайшие годы ожидается значительное увеличение транзитного потока иностранных граждан, следующих в другие регионы России через Владивосток.

Туристские предпочтения населения соседних с краем стран весьма специфичны [1-3]. Если рассматривать только туристов из Китая, то в данных об их предпочтениях, которые можно найти в публикациях, нет единого мнения. Это можно объяснить тем, что часто исследования производились в различных регионах нашей страны. Используемые методики тоже отличаются.

Например, по данным сайта «ассоциации туроператоров России», структура приоритетов посещения туристских достопримечательностей китайских туристов оценивается как: «осмотреть достопримечательности» - 73 %; «попробовать блюда местной кухни» - 64 %; «сделать покупки» - 56 % [1].

В работе [2] приведена следующая структура приоритетов видов туризма, оцененная по опросам китайских туристов: познавательный туризм - 38 %; спортивный и экологический туризм - 25 %; развлекательный туризм - 22 %; оздоровительный туризм -15 %.

Конечно, результаты двух опросов несопоставимы. Во-первых, форма вопросов совершенно различная. В первом случае вопрос допускает несколько

ответов, во втором - допускается только один ответ. В первом случае опрашивались китайские туристы, посещавшие Москву, во втором - туристы, посетившие Приморский край. Степень важности проблемы въездного туризма из Китая настолько высока как для туристской отрасли Приморского, так всей страны, что предпринимаемых мер по изучению предпочтений китайских туристов явно недостаточно.

Много информации о предпочтениях туристов из сопредельных с Приморским краем государств можно получить в общении с представителями зарубежных туристских фирм на всевозможных форумах. Китайские эксперты, в частности, утверждают, что туристы из их страны «предпочитают интерактивные экскурсии с возможностью прожить день в соответствии с традициями и обычаями принимающей стороны. Аналогичные запросы имеют и туристы из Южной Кореи и Японии. Они желают соприкоснуться с местной культурой, пообщаться с народами, населяющими Россию. Страсть совершать покупки является отличительной чертой китайских туристов независимо от страны посещения. Здесь нужно только знать, что хотят конкретно приобрести туристы из Китая в данной местности и умело предложить им желаемый товар.

В связи с ростом потока туристов Приморский край в настоящее время остро нуждается в современных туристских объектах, которые были бы востребованы туристами из сопредельных государств. В научной литературе широко обсуждается проблема развития туризма региона на инновационных принципах [4-6]. Среди инновационных направлений все большей популярностью пользуется экологический и сельский туризм. В качестве примера развития экологического туризма в Приморском крае можно привести работу [7]. Как разновидность экологического туризма в Приморском крае в последние годы получил распространение конный туризм [8]. Однак, до последнего времени многие туристские маршруты по краю не были рассчитаны на привлечение массового потока туристов. В новых условиях и особенно с перспективой принятия значительных потоков зарубежных туристов необходим индустриальный подход, который лучше всего описывается теорией кластеров [9; 10]. В рамках кластера проще внедрять крупные проекты и объединять вокруг них мелких сельских производителей товаров и услуг, которые могут быть использованы туристами [11; 12].

Одним из проектов, который удачно совместил в себе развлекательную, познавательную и экологическую составляющие, является активно развивающийся в Приморском крае проект ландшафтно-исторического парка «Изумрудная долина». В то же время этот проект можно отнести и к сельскому туристскому объекту. Парк расположен в селе Утесное

в 6-ти километрах от города Уссурийска и в 110 километрах от Владивостока. Парк занимает обширную площадь в 50 гектаров.

Исторические парки нашли большое распространение в мире. Ежегодно такие парки посещают миллионы туристов. Даже существует международная организация, объединяющая исторические музеи под открытым небом по всему миру (EXARC). В организацию входят более 250 музеев из 40 стран. На сайте EXARC приведена карта расположения музеев под открытым небом по всему миру и их краткое описание. Первый исторический музей под открытым небом Скансен (Швеция) был открыт в 1891 году. В число наиболее известных в мире музеев под открытым небом входят музеи: Орхус (Дания); музей традиционного дома (Япония); Гессенпарк (Германия); Кардифф (Великобритания); Дудутки (Беларусь).

В России тоже действует несколько исторических парков под открытым небом [13; 14]. Самым известным историческим парком России считается Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи».

Материалы и методы

Возможности нового туристского объекта ландшафтно-исторического парка кроются в механизмах, задействованных для привлечения больших потоков туристов для его посещения. Основной целью данной статьи является систематизация научных сведений и фактов, доказывающих возможность использования такого нового для Приморского края туристского объекта как ландшафтно-исторический парк «Изумрудная долина» для привлечения больших потоков зарубежных и внутренних туристов.

Материальной основой парка «Изумрудная долина» является реконструкция исторических памятников из различных эпох.

В работе [15] приводится следующее определение исторической реконструкции - «это научная работа по воссозданию предметов старины, на основе всех доступных достоверных источников, и сам результат этой работы».

При реконструкции используются четыре основных источника:

- сохранившиеся до нашего времени образцы из коллекций;

- археологические данные;

- изобразительные источники;

- письменные источники.

Феномен исторических реконструкций привлекает внимание исследователей из различных областей знания. Считается, что историческая реконструкция как вид деятельности и форма досуга родилась в России приблизительно 25 лет назад. Идеи использования исторических реконструкций для привлечения туристов обсуждаются в работах [16; 17].

Результаты

Строения парка «Изумрудная долина» представляют собой копии жилищ, хозяйственных зданий и оборонительных сооружений народов, населявших современную Россию. Нашлось место и для зданий эпохи рыцарских походов. Большинство конструкций построено из природных материалов (дерева и камня).

Историческая реконструкция несет гораздо более мощную нагрузку, чем какой-либо развлекательный аттракцион. Историческая реконструкция - это метод воссоздания не только материальной, но и духовной культуры народа, проживавшего в определенной местности и в определенную эпоху.

Во многих музеях под открытым небом воспроизводятся традиционные ремесла и виды деятельности, характерные для данной местности и эпохи. Своими глазами можно увидеть работу кузнеца, ткача, мельника, плотника, гончара и других. Здесь же посетителям могут предложить самим поучаствовать в процессе работы под надзором мастера.

Кроме материальных объектов реконструкции большой привлекательностью обладает естественный природный ландшафт. Воссоздаваемые исторические объекты вписываются в естественное природное окружение, что способствует формированию экологического сознания. Украшением парка является комплекс озер, в который входят: озеро лотосов, Птичье озеро, озеро Рыбное. В пору цветения лотоса в парке особенно много посетителей.

Исторический парк становится традиционным местом проведения этнографических праздников и фестивалей, рыцарских турниров и исторических реконструкций сражений различных исторических эпох.

По всему миру имеется множество поклонников военно-исторических реконструкций, которые можно рассматривать как частный вид исторической реконструкции. Люди, увлекающиеся военно-историческими реконструкциями, объединяются в клубы. Время от времени они собираются на свои слеты и фестивали, демонстрируя перед коллегами и просто зрителями свои достижения. Перед зрителями разыгрываются целые сражения.

Соучастие в ролевых исторических играх получило особую популярность после вхождения во взрослую жизнь поколения, выросшего на компьютерных играх. Здесь они могут воплотить в реальности свои ощущения восторга от участия в битвах в виртуальном пространстве. Вообще, после появления компьютерных игр, ролевые игры перестали быть прерогативой детского возраста.

Неоценима роль музеев под открытым небом в решении проблемы сохранения нематериального культурного наследия. Объекты нематериального на-

следия более других видов культурного наследия подвержены разрушению в современном обществе, соответственно, необходимо предпринимать активные действия по их сохранению [18].

Познание культуры народа лучше всего происходит через народные праздники. Принимая участие в праздниках, туристы выступают не просто зрителями, но и непосредственными участниками. Зарубежных туристов привлекает новизна и необычность обрядов и традиций различных культур.

Изделия местных мастеров пользуются большим спросом у туристов. Исторические музеи под открытым небом способствуют возрождению и развитию народных промыслов. Народные художественные промыслы являются частью традиционной культуры, сохраняющей духовные ценности народа, его историческую память.

Посещение исторического музея обычно сопровождается дегустацией народной национальной кухни. Что касается туристов из сопредельных с Приморским краем государств, то они высоко ценят блюда, приготовленные из экологически чистых продуктов. Возможно, в недалеком будущем для обслуживания туристов музея придется специально наладить производство некоторых сельскохозяйственных культур, что обеспечит дополнительную занятость ближайших населенных пунктов.

Ландшафтно-исторический парк «Изумрудная долина» живет очень насыщенной жизнью. С перечнем предстоящих мероприятий (праздников, фестивалей и т. п.) можно ознакомиться на сайте парка [19]. Идея создания ландшафтно-исторического парка в Приморском крае нашла поддержку не только на местном уровне, но и в центре. В 2015 году проект был включен в федеральную целевую программу по развитию внутреннего и въездного туризма в России на 2011-2018 годы.

За уже реализованной первой очередью парка последуют еще две, которые предполагают создание гостиничных и гастрономических объектов. До 2021 годапланируется строительство гостинично-ресторанного комплекса «Манчжурия». В перспективе посещению мероприятий парка можно будет посвятить несколько дней. Руководители проекта уже сегодня задумываются о третьей очереди проекта и расширении парка еще на 25 гектаров.

В отличие от других известных парков парк «Изумрудная долина» позиционирует себя как парк «семейного отдыха». На территории парка достаточно уютных деревянных беседок, предусмотрены места для пикников, есть аттракционы для детей Обсуждение

Идея создания на территории Приморского края ландшафтно-исторического парка «Изумрудная долина» весьма продуктивна. Однако для привлече-

ния устойчивого въездного потока на территорию края необходимо решать проблему комплексно. Да и проект «Изумрудная долина» сталкивается с большим количеством трудностей. Реализация проекта неоднократно была на грани срыва из-за административных препонов и бюрократических проволочек. Очень сложно обстоят дела с подъездными путями и местами для стоянки транспорта. Уже сейчас при организации какого-либо события на подступах к парку создаются километровые пробки. В таких условиях трудно говорить о развитии объекта. Заметим, что проблема транспортной доступности существует для всех туристских объектов края.

Рассчитывая на увеличение въездного потока туристов, необходимо серьезно задуматься об увеличении гостиничного фонда. Во Владивостоке необходимо упорядочить хостельный бизнес и развивать нетрадиционные гостиницы [20].

В настоящее время весь мир борется за привлечение туристов из Китая. Для увеличения потока китайских туристов необходимо переориентировать туристский сервис на прием туристов из этой страны. Сейчас наметился некоторый сдвиг в решении этого вопроса. В марте 2016 года между департаментом туризма Приморского края и Объединением международной интеграции в туризме «Мир без границ» было подписано соглашение о сотрудничестве, предполагающее аттестацию средств размещения края на соответствие стандартам China Friendly Hotels. В отелях China Friendly туристы получают информацию и прессу на китайском языке, удобную навигацию и возможность оплаты услуг картами UnionPay. Гостиницы, сертифицированные по этой программе, должны обеспечивать бесплатный Wi-Fi. В China Friendly гостиницах меню должно быть адаптировано к китайским кулинарным традициям и предпочтениям. Во Владивостоке сейчас сертифицировано по стандарту China Friendly Hotels только две гостиницы.

Для увеличения потока туристов из Китая в Приморском крае недостаточно квалифицированных гидов, знающих китайский язык. Представители тур-бизнеса ставят вопрос о необходимости аккредитации гидов, работающих с иностранными туристами. Необходимо увеличить количество персонала со знанием китайского языка и разместить надписи на китайском в местах, посещаемых туристами.

И все-таки самой острой проблемой была и остается проблема пограничных переходов. Ужасные условия, многочасовые очереди являются постоянным предметом обсуждения во всех средствах информации, а проблема так и остается нерешенной. Туристы с обеих сторон среди неудобств туристских поездок ставят на первое место проблему таможенных переходов Приморского края [21].

В последнее время активно обсуждается увеличение туристского потока в Приморский край из стран Азиатско-Тихоокеанского региона за счет приема во Владивостоке круизных судов [22; 23]. Потенциальная возможность по приему круизных судов оценивается до 100 прибытий в год. С приемом круизных судов также имеются проблемы. Во-первых, для приема самых крупных круизных лайнеров необходимо углубить фарватер в районе морского вокзала, а лучше всего вообще построить специальный причал на острове Русский. И если бы даже технические проблемы по приему круизных судов были преодолены, то инфраструктура города Владивостока не готова для приема больших потоков туристов. В настоящее время уже есть понимание проблем, связанных с круизным туризмом, но, как и во всем остальном, что касается туризма, действия властей настолько инерционные, что зарубежные партнеры просто теряют интерес к проектам и опять приходится искать новых и новых партнеров. В сопредельных странах выгодные проекты реализуются гораздо быстрее.

Если задаться вопросом, почему туристы из сопредельных государств предпочитают поездкам в Приморский край другие страны региона и мира, можно выделить две основные причины. Во-первых, в странах региона слишком мало информации по Приморскому краю.

Оказывается, что даже размещение информации на китайском языке на сайте совершенно не гарантирует, что она дойдет до потребителя. Например, такие распространенные у нас ресурсы, как YouTube или Google, в Китае не работают.

Как положительный сдвиг в этом направлении можно считать опубликование на сайте администрации на языках наших соседей календаря событий, которые отмечаются жителями Приморского края. Всего в календарь на 2016-й вошло 48 событий [24]. Иностранцы, желающие посетить интересующее их мероприятие, могут приобщить свою поездку к одному из праздников, широко отмечаемых в крае. О необходимости разработки ивент-стратегии въездного туризма отмечалось несколько лет назад в работе [25].

В настоящее время приморские туристские фирмы ориентированы только на туристов с невысоким достатком из пограничных провинций Китая. Необходимо осваивать и другие территории страны, где средний уровень достатка гораздо выше.

Заключение

Приморский край является привлекательным для туристов из сопредельных государств. Только Китай способен обеспечить сотни тысяч турпоездок в год. То есть эта страна способна генерировать турпо-ток больше, чем Россия может принять.

Для этого необходимо выделить интересные туристские объекты и обеспечить их необходимой инфраструктурой. Выделим основные факторы, сдерживающие развитие въездного туризма в Приморском крае.

1. Необходимо увеличить участие государства в развитии туризма. Во всех странах, показывающих высокие темпы роста индустрии туризма, очень высока роль государства.

2. Для увеличения въездного потока необходимо создать на территории края серию туристских объектов, отвечающих международным стандартам. Необходим комплексный подход, что тоже не могут обеспечить отдельные туристские предприятия. Для выбора новых туристских объектов необходимо проводить централизованные маркетинговые исследования.

3. Для туристских объектов, являющихся социально значимыми, должны быть созданы особые условия. Такие объекты нельзя приравнивать к другим бизнес-проектам. Примером может служить ланд-шафтно-исторический парк «Изумрудная долина».

4. Необходимо проводить централизованную информационную кампанию, ориентированную на туристов из сопредельных государств.

5. Для привлечения зарубежных туристов необходимо наладить взаимодействие с туристскими предприятиями сопредельных государств. Такое взаимодействие должно быть подкреплено экономическими стимулами. Этот путь широко используется другими странами, привлекающими туристов из сопредельных государств.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ассоциация туроператоров. За чем китайцы едут в Россию? [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.atorus.ru/ru/press-centre/new/29494 (дата обращения: 11.07.2016).

2. Нарута Я. С., Зенкина Е. С. Анализ туристской мотивации китайских потребителей // Стратегия устойчивого развития регионов России. 2015. № 25. С.120-124.

3. Мартышенко Н. С., Катриченко Е. Е. Условия и тенденции развития международного туризма в Южной Корее // Практический маркетинг. 2012. № 12. С. 33-48.

4. Худякова Т. А., Шмидт А. В., Лисицина В. Г. Повышение устойчивости российского рынка туризма на основе внедрения инновационного подхода // В сборнике: Актуальные проблемы экономического развития. Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2014. С. 313-314.

5. Дюпина Л. Ф., Дикунова М. С., Прокопов В. Н. Оценка эффективности управленче-

ских инноваций // Научный альманах. 2015. № 11-2 (13). С. 128-131.

6. Мартышенко Н. С., Мартышенко С. Н., Гусев Е. Г. Оптимизация календарного плана реализации программ на основе синергетического подхода // Проблемы теории и практики управления. 2008. № 6. С. 90-97.

7. Мартышенко Н. С. Экологический туризм -важнейшее направление развития международного туризма в Приморском крае // Российский журнал экотуризма. 2012. № 3. С. 34-38.

8. Мартышенко Н. С. Виды предпринимательства на базе конного туризма и спорта в Приморском крае // Экономика и предпринимательство. 2013. № 3. С. 364-367.

9. Соколова И. С. Кластеры как перспективная форма повышения инновационного потенциала региона // Научные труды SWorld. 2011. Т. 10. № 1. С. 31-34.

10. Мартышенко Н.С. Принципы формирования туристского кластера в Приморском крае // Экономика региона. 2009. № 1. С. 204-208.

11. Ганиева И. А., Ижмулкина Е. А., Шамин А. Е. Разработка инструментов для управления инновационной деятельностью в сельском хозяйстве // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. 2013. № 3 (101). С. 116-119.

12. Буньковский Д. В. Европейский опыт взаимодействия малого, среднего и крупного производственного предпринимательства // Baikal Research Journal. 2011. № 3. С. 27.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Дунина К. А., Ястребова О. Г. Ландшафтный анализ природно-исторического парка «Покров-ское-Стрешнево» // Вестник ландшафтной архитектуры. 2015. № 6. С. 67-73.

14. Государственный военно-исторический и природный музей-заповедник «Куликово поле» [Электронный ресурс]. URL: www.museum.ru/M603 (дата обращения: 11.07.2016).

15. Быков А. В. Историческая реконструкция. Проблемы и решения. URL: http://www.goldenforests. ru/library/misc/bykov_rekonstrukciya.html (дата обращения: 11.07.2016).

16. Драчева Е. Л. Историческая реконструкция как основа формирования нового турпродукта // Современные проблемы сервиса и туризма. 2014. Т. 8. № 4. С. 55-67.

17. Ключикова В. Б. Этнопарки: некоторые аспекты создания и развития в России и за рубежом // Современные проблемы сервиса и туризма. 2013. № 1. С. 59-67.

18. Глушкова П. В. Классификация музеев под открытым небом в аспекте актуализации нематериального наследия // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 1-1 (61). С. 59-63.

19. Парк «Изумрудная Долина» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www //dvpark.ru/main/. (дата обращения: 11.07.2016).

20. Мартышенко Н. С., Локша А. В. Анализ концепций нестандартных средств размещения в мировой туристской практике // Вестник национальной академии туризма. 2013. № 1. С. 22-25.

21. Мартышенко С. Н., Мартышенко Н. С., Власенко А. А. Разработка стратегий развития туристской отрасли региона на основе изучения мнений потребителей // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2007. Том 5. № 3. С.219-227.

22. Логунова Н. А. Использование маркетингового подхода при формировании стратегии развития круизного туризма // Практический маркетинг. 2014. № 4 (206). С. 30-38.

23. Мартышенко Н. С. Маркетинговый анализ развития круизного туризма в странах СевероВосточной Азии // Практический маркетинг. 2016. № 7 (233). С. 3-12.

24. Календарь событий 2016 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tour.primorsky.ru/delovy ie_meropriyatiya (дата обращения: 11.07.2016).

25. Мартышенко Н. С. Формирование Ивент-стратегии развития въездного туризма в Приморском крае // Event-маркетинг. 2012. № 3. С. 178-197.

26. Яковенко Н. В., Шилов Ю. М. Модель развития агротуризма - «Малое семейное хозяйство» // Экономика. Управление. Право. 2010. № 5. С. 35-37.

REFERENCES

1. Associacija turoperatorov. Za chem kitajcy edut v Rossiju (Association of tour operators. Behind what Chinese go to Russia?), [Jelektronnyj resurs] Rezhim dostupa: http:// www.atorus.ru/ru/press-centre/new/29494 (accessed 26 September 2016).

2. Naruta Ja.S., Zenkina E.S. Analiz turistskoj mo-tivacii kitajskih potrebitelej (Analysis of tourist motivation of the Chinese consumers), Strategija ustojchivogo razvitija regionov Rossii, 2015, No 25, pp. 120-124.

3. Martyshenko N.S., Katrichenko E.E. Uslovija i tendencii razvitija mezhdunarodnogo turizma v Juzhnoj Koree (Conditions and tendencies of development of the international tourism in South Korea), Prakticheskij marketing, 2012, No 12, pp. 33-48.

4. Hudjakova T.A., Shmidt A.V., Lisicina V.G. Povyshenie ustojchivosti rossijskogo rynka turizma na os-nove vnedrenija innovacionnogo podhoda (Increase in stability of the Russian market of tourism on the basis of introduction of innovative approach), V sbornike: Ak-tual'nye problemy jekonomicheskogo razvitija. Sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferen-cii, 2014, pp. 313-314.

5. Djupina L. F., Dikunova M. S., Prokopov V. N. Ocenka jeffektivnosti upravlencheskih innovacij (Assessment of efficiency of administrative innovations), Nauch-nyj al'manah, 2015, No 11-2 (13), pp. 128-131.

6. Martyshenko N. S., Martyshenko S. N., Gusev E. G. Optimizacija kalendarnogo plana realizacii programm na os-nove sinergeticheskogo podhoda (Optimization of the planned schedule of implementation of programs on the basis of synergetic approach), Problemy teorii i praktiki upravlenija, 2008, No 6, pp. 90-97.

7. Martyshenko N.S. Jekologicheskij turizm vazh-nejshee napravlenie razvitija mezhdunarodnogo turizma v Primorskom krae (Ecological tourism - the most important direction of development of the international tourism in Primorsky Krai), Rossijskij zhurnal jekoturizma, 2012, No 3, pp. 34-38.

8. Martyshenko N. S. Vidy predprinimatel'stva na baze konnogo turizma i sporta v Primorskom krae (Types of business on the basis of horse tourism and sport in Primorsky Krai), Jekonomika i predprinimatel'stvo, 2013, No 3, pp. 364-367.

9. Sokolova I. S. Klastery kak perspektivnaja forma povyshenija innovacionnogo potenciala regiona (Clusters as perspective form of increase in innovative capacity of the region), Nauchnye trudy SWorld, 2011, Vol. 10, No 1, pp. 31-34.

10. Martyshenko N. S. Principy formirovanija tu-ristskogo klastera v Primorskom krae (The principles of formation of a tourist cluster in Primorsky Krai), Jeko-nomika regiona, 2009, No 1, pp. 204-208.

11. Ganieva I. A., Izhmulkina E. A., Shamin A. E. Razrabotka instrumentov dlja upravlenija innovacionnoj dejatel'nost'ju v sel'skom hozjajstve (Development of tools for management of innovative activity in agricultural industry), Vestnik Altajskogo gosudarstvennogo agrar-nogo universiteta, 2013, No 3 (101), pp. 116-119.

12. Bun'kovskij D. V. Evropejskij opyt vzaimo-dejstvija malogo, srednego i krupnogo proizvodstvenno-go predprinimatel'stva (European experience of interaction of small, average and large production business), Baikal Research Journal, 2011, No 3, pp. 27.

13. Dunina K.A., Jastrebova O.G. Landshaftnyj analiz prirodno-istoricheskogo parka «Pokrovskoe-Streshnevo» (Landscape analysis of the natural and historical Pokrovskoye-Streshnevo park), Vestnik landshaft-noj arhitektury, 2015, No 6, pp. 67-73.

14. Gosudarstvennyj voenno-istoricheskij i prirod-nyj muzej-zapovednik «Kulikovo pole» (State military and historical and natural memorial estate «Kulikovo Field») [Jelektronnyj resurs]: Rezhim dostupa: www.museum.ru/ M603 (accessed 26 September 2016).

15. Bykov A. V. Istoricheskaja rekonstrukcija. Problemy i reshenija (Historical reconstruction. Problems and decisions) Rezhim dostupa: http:// www.goldenfores

ts.ru/library /misc/bykov_rekonstrukciya.html (accessed 26 September 2016).

16. Dracheva E. L. Istoricheskaja rekonstrukcija kak osnova formirovanija novogo turprodukta (Historical reconstruction as basis of formation of a new tourist's product), Sovremennye problemy servisa i turizma, 2014, Vol. 8, No. 4, pp. 55-67.

17. Kljuchikova V. B. Jetnoparki: nekotorye as-pekty sozdanija i razvitija v Rossii i za rubezhom (Ethno-parks: some aspects of creation and development in Russia and abroad), Sovremennye problemy servisa i turizma, 2013, No 1, pp. 59-67.

18. Glushkova P. V. Klassifikacija muzeev pod ot-krytym nebom v aspekte aktualizacii nematerial'nogo nasledija (Classification of the museums under the open sky in aspect of updating of non-material heritage), Vest-nik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta, 2015, No 1-1 (61), pp. 59-63.

19. Park «Izumrudnaja Dolina» (Emerald Valley park) [Jelektronnyj resurs], Rezhim dostupa: http://www dvpark.ru/ main/ (accessed 26 September 2016).

20. Martyshenko N. S., Loksha A. V. Analiz kon-cepcij nestandartnyh sredstv razmeshhenija v mirovoj turist-skoj praktike (The analysis of concepts of nonstandard means of placement in world tourist practice), Vestnik nacional'noj akademii turizma, 2013, No 1, pp.22-25.

21. Martyshenko S. N., Martyshenko N. S., Vla-senko A. A. Razrabotka strategij razvitija turistskoj otras-li regiona na osnove izuchenija mnenij potrebitelej (De-

velopment of development strategies of tourist branch of the region on the basis of studying of opinions of consumers), Jekonomicheskij vestnik Rostovskogo gosudarstvennogo universiteta, 2007, Vol. 5, No 3, pp.219-227.

22. Logunova N. A. Ispol'zovanie marketingovogo podhoda pri formirovanii strategii razvitija kruizno-go turizma (Use of marketing approach when forming the strategy of development of cruise tourism), Prakticheskij marketing, 2014, No 4 (206), pp. 30-38.

23. Martyshenko N. S. Marketingovyj analiz razvitija kruiznogo turizma v stranah Severo-Vostochnoj Azii (The marketing analysis of development of cruise tourism in the countries of Northeast Asia), Prakticheskij marketing, 2016, No 7 (233), pp. 3-12.

24. Kalendar' sobytij 2016 (Calendar of events of 2016) [Jelektronnyj resurs], Rezhim dostupa: http://tour. primorsky.ru/delovyie_meropriyatiya (accessed 26 September 2016).

25. Martyshenko N. S. Formirovanie Ivent-strategii razvitija v#ezdnogo turizma v Primorskom krae (Formation of the Ivent-strategy of development of entrance tourism in Primorsky Krai), Event-marketing, 2012, No 3, pp. 178-197.

26. Jakovenko N. V., Shilov Ju. M. Model' razvitija agroturizma - «Maloe semejnoe hozjajstvo» (Agro-tourism development model - «Small family economy»), Jekonomika. Upravlenie. Pravo, 2010, No 5, pp. 35-37.

Дата поступления статьи в редакцию 11.09.2016.

08.00.05 УДК 332.146.2

РАЗВИТИЕ АГРАРНОГО СЕКТОРА В УСЛОВИЯХ ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ

© 2016

Найданова Эржена Батожаргаловна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономическая теория, мировая экономика, государственное и муниципальное управление» Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, Улан-Удэ (Россия) Полянская Наталья Михайловна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Бухгалтерский учет и финансы» Бурятский государственный университет, Улан-Удэ (Россия)

Аннотация. В условиях глобализации, политической и финансовой нестабильности, усугубившихся продовольственным эмбарго, для отечественной экономики одним из приоритетных направлений стала выработка политики, ориентированной на замещение импортной продукции преимущественно отечественным производством. И, в первую очередь, данная политика коснулась сельскохозяйственной отрасли, поскольку достаточно высокая продовольственная зависимость России от импорта трансформировала ее в одного из крупнейших сырьевых экспортеров со слабо развитым национальным производством не только в аграрном секторе, но и во многих других отраслях народного хозяйства.

В связи с этим исследование посвящено проблеме развития аграрной отрасли страны и региона в современных условиях. В статье рассмотрены подходы к понятию импортозамещения с разных позиций, сформулированные отечественными учеными. Представлены основные проблемы России в условиях реализации программы импортозамещения. Проведен анализ экспорта и импорта в России за последние годы. Выявлена тенденция резкого роста цен на все товары и услуги, в том числе на продовольственные товары с момента объявления продовольственного эмбарго Россией западным странам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.