Научная статья на тему 'Анализ возможностей различных сканеров для диагностики электронных систем управления'

Анализ возможностей различных сканеров для диагностики электронных систем управления Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
356
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКАНЕР / ДИАГНОСТИКА / ЭБУ / НЕИСПРАВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Столяров П. Н.

В работе рассмотрены различные виды сканеров, которые подключаются к автомобилю через диагностический разъем. Так как на разные марки автомобилей устанавливаются разные типы ЭБУ, использующие разные протоколы обмена информацией, и разные типы диагностических разъемов, то конкретные модели сканеров предназначены для конкретных марок и моделей автомобилей. Выбор конкретного сканера определяется исходя из потребностей (марки автомобиля) и бюджета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ возможностей различных сканеров для диагностики электронных систем управления»

УДК 621.31

АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РАЗЛИЧНЫХ СКАНЕРОВ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ЭЛЕКТРОННЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

Столяров П. Н., аспирант,

ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,

г. Москва

В работе рассмотрены различные виды сканеров, которые подключаются к автомобилю через диагностический разъем. Так как на разные марки автомобилей устанавливаются разные типы ЭБУ, использующие разные протоколы обмена информацией, и разные типы диагностических разъемов, то конкретные модели сканеров предназначены для конкретных марок и моделей автомобилей. Выбор конкретного сканера определяется исходя из потребностей (марки автомобиля) и бюджета.

Ключевые слова: сканер, диагностика, ЭБУ, неисправность.

Сканер является прибором, с помощью которого происходит обмен диагностической информацией с электронным блоком управления автомобилем ЭБУ с целью диагностики электронных систем. Сканеры, выпускающиеся в настоящее время, позволяют диагностировать не только систему управления двигателем, но и практически все электронные системы автомобиля — системы курсовой устойчивости, антиблокировочные системы, подушки безопасности и пр.

Перечислим основные функции автомобильных сканеров:

• идентификация - самоопределение сканером автомобиля и его систем;

• чтение и стирание ошибок, записанных в память электронного блока системой самодиагностики;

• считывание кодов неисправностей из ЭБУ. ЭБУ следит за параметрами работы автомобиля, руководствуясь данными с датчиков. В случае считывания электронным блоком управления неверных данных с датчиков (например, фиксируется короткое замыкание или какое-либо несоответствие данных датчика нормативам), в память ЭБУ записывается код неисправности, который содержит информацию о возникшей неисправности. Основная функция любого сканера — считывание кодов неисправностей. Она позволяет, например, выявлять "блуждающие" (появляющиеся и исчезающие) неисправности, которые

себя не проявляют во время диагностики, однако были зафиксированы блоком управления ранее;

• считывание текущих параметров — режим получения при помощи сканера информации через ЭБУ с датчиков с целью ее анализа. Эта функция позволяет провести диагностику неисправного автомобиля, даже если ЭБУ не смог распознать возникшую неполадку и не записал коды неисправностей;

• стирание кодов неисправностей из памяти ЭБУ. Необходимость в этом возникает, когда причина, вызвавшая запись кода неисправности, устранена или для отсечения случайно возникших кодов неисправностей, например, в результате случайного попадания в датчик грязи или воды;

• адаптация — сопряжение блоков управления между собой или блоков управления и датчиков при замене компонентов на новые или после нарушения настроек. К примеру, случаем адаптации является синхронизация между блоком управления двигателем и иммобилайзером;

• активация — ряд тестов, позволяющих проверить работу исполнительных механизмов. В этом режиме появляется возможность непосредственно со сканера через ЭБУ управлять теми механизмами, которыми управляет ЭБУ -форсунками, клапанами, вентиляторами и пр., убеждаясь в их механической или электрической исправности;

• сброс сервисных индикаторов, напоминающих о необходимости прохождения очередного ТО (технического обслуживания), замены масла и.т.д.;

• перекодирование — изменение настроек блока управления (например, сведений о комплектации автомобиля). Так, на BMW благодаря данной процедуре можно изменить настройки отображения информации на приборной панели (мили/километры и пр.), на VW-Audi «прописывается» комплектация блоков управления (например, в блоке управления двигателем прописывается наличие АКП и пр., в блоке управления подушками безопасности — наличие передних, боковых и др. подушек).

• программирование — изменение программы (перепрошивка) электронного блока управления;

• обновление через Интернет — пользователь прибора может самостоятельно скачивать обновленные версии программного обеспечения с интернет-страницы;

• справочные и другие функции.

Некоторые из этих функций сканеров можно заменить использованием других приборов, например, вместо просмотра текущих параметров можно контролировать сигналы с датчиков мультиметром или осциллографом. Некоторые функции можно выполнить только сканером. Однако при помощи сканера все приведенные функции выполняются максимально быстро.

Сканер предназначен только для обмена данными с ЭБУ, следовательно, при помощи сканера невозможно получить больше информации, чем содержится в ЭБУ автомобиля. Сканеры подключаются к автомобилю через диагностический разъем. Конкретные модели сканеров предназначены для определенных марок и моделей автомобилей, а точнее - для диагностики определенных электронных систем на определенных марках и моделях автомобилей, поддерживающих определенные протоколы обмена диагностической информацией.

По оценкам ряда автосервисов, активно занимающихся диагностикой, иметь набор сканеров для всех автомобилей с расширенными возможностями (вплоть до адаптации) экономически нецелесообразно, а при отсутствии должным образом подготовленного персонала еще и опасно: неправильные действия при вмешательстве в работу блока могут привести к ухудшению работы системы управления двигателем.

В работе проведен анализ сканеров по следующим критериям:

1. Функции и возможности сканера — перечень поддерживаемых марок автомашин, поддерживаемых электронных систем, а также функциями, применимыми к конкретным системам на конкретных моделях автомобилей. Это основной критерий выбора сканера. По функциональным возможностям и функциям сканеры делятся на дилерские, специализированные по марке и мультимарочные.

2. Тип сканера — либо в виде автономного аппаратного прибора, либо в виде программно-аппаратного комплекса для ПК (адаптера и ПО).

3. Степень удобства работы с прибором — это диагональ экрана, дружелюбность интерфейса, в частности руссифицированность программного обеспечения, удобство управления сканером, наличие в комплекте всех необходимых переходников для подключения к диагностическим колодкам, возможность просмотра параметров в графическом виде и пр.

4. Требования к компьютеру (только для программных сканеров). Требования к операционной системе, объему жесткого диска, процессору и интерфейсу подключения сканера к ПК.

5. Возможности обновления ПО. При выборе сканера имеет смысл учитывать стоимость, периодичность выхода, а также саму процедуру обновлений. У программных сканеров на базе ПК, как правило, обновления заключаются только в замене программного обеспечения.

6. Цена.

Выбор конкретного сканера определяется маркой автомобиля и возможностями бюджета.

Литература

1. Соснин Д. А. Автотроника. М., 2001.

2. Дентон Т. Автомобильная электроника. М., 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.