УДК 621.31
АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РАЗЛИЧНЫХ СКАНЕРОВ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ЭЛЕКТРОННЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
Столяров П. Н., аспирант,
ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,
г. Москва
В работе рассмотрены различные виды сканеров, которые подключаются к автомобилю через диагностический разъем. Так как на разные марки автомобилей устанавливаются разные типы ЭБУ, использующие разные протоколы обмена информацией, и разные типы диагностических разъемов, то конкретные модели сканеров предназначены для конкретных марок и моделей автомобилей. Выбор конкретного сканера определяется исходя из потребностей (марки автомобиля) и бюджета.
Ключевые слова: сканер, диагностика, ЭБУ, неисправность.
Сканер является прибором, с помощью которого происходит обмен диагностической информацией с электронным блоком управления автомобилем ЭБУ с целью диагностики электронных систем. Сканеры, выпускающиеся в настоящее время, позволяют диагностировать не только систему управления двигателем, но и практически все электронные системы автомобиля — системы курсовой устойчивости, антиблокировочные системы, подушки безопасности и пр.
Перечислим основные функции автомобильных сканеров:
• идентификация - самоопределение сканером автомобиля и его систем;
• чтение и стирание ошибок, записанных в память электронного блока системой самодиагностики;
• считывание кодов неисправностей из ЭБУ. ЭБУ следит за параметрами работы автомобиля, руководствуясь данными с датчиков. В случае считывания электронным блоком управления неверных данных с датчиков (например, фиксируется короткое замыкание или какое-либо несоответствие данных датчика нормативам), в память ЭБУ записывается код неисправности, который содержит информацию о возникшей неисправности. Основная функция любого сканера — считывание кодов неисправностей. Она позволяет, например, выявлять "блуждающие" (появляющиеся и исчезающие) неисправности, которые
себя не проявляют во время диагностики, однако были зафиксированы блоком управления ранее;
• считывание текущих параметров — режим получения при помощи сканера информации через ЭБУ с датчиков с целью ее анализа. Эта функция позволяет провести диагностику неисправного автомобиля, даже если ЭБУ не смог распознать возникшую неполадку и не записал коды неисправностей;
• стирание кодов неисправностей из памяти ЭБУ. Необходимость в этом возникает, когда причина, вызвавшая запись кода неисправности, устранена или для отсечения случайно возникших кодов неисправностей, например, в результате случайного попадания в датчик грязи или воды;
• адаптация — сопряжение блоков управления между собой или блоков управления и датчиков при замене компонентов на новые или после нарушения настроек. К примеру, случаем адаптации является синхронизация между блоком управления двигателем и иммобилайзером;
• активация — ряд тестов, позволяющих проверить работу исполнительных механизмов. В этом режиме появляется возможность непосредственно со сканера через ЭБУ управлять теми механизмами, которыми управляет ЭБУ -форсунками, клапанами, вентиляторами и пр., убеждаясь в их механической или электрической исправности;
• сброс сервисных индикаторов, напоминающих о необходимости прохождения очередного ТО (технического обслуживания), замены масла и.т.д.;
• перекодирование — изменение настроек блока управления (например, сведений о комплектации автомобиля). Так, на BMW благодаря данной процедуре можно изменить настройки отображения информации на приборной панели (мили/километры и пр.), на VW-Audi «прописывается» комплектация блоков управления (например, в блоке управления двигателем прописывается наличие АКП и пр., в блоке управления подушками безопасности — наличие передних, боковых и др. подушек).
• программирование — изменение программы (перепрошивка) электронного блока управления;
• обновление через Интернет — пользователь прибора может самостоятельно скачивать обновленные версии программного обеспечения с интернет-страницы;
• справочные и другие функции.
Некоторые из этих функций сканеров можно заменить использованием других приборов, например, вместо просмотра текущих параметров можно контролировать сигналы с датчиков мультиметром или осциллографом. Некоторые функции можно выполнить только сканером. Однако при помощи сканера все приведенные функции выполняются максимально быстро.
Сканер предназначен только для обмена данными с ЭБУ, следовательно, при помощи сканера невозможно получить больше информации, чем содержится в ЭБУ автомобиля. Сканеры подключаются к автомобилю через диагностический разъем. Конкретные модели сканеров предназначены для определенных марок и моделей автомобилей, а точнее - для диагностики определенных электронных систем на определенных марках и моделях автомобилей, поддерживающих определенные протоколы обмена диагностической информацией.
По оценкам ряда автосервисов, активно занимающихся диагностикой, иметь набор сканеров для всех автомобилей с расширенными возможностями (вплоть до адаптации) экономически нецелесообразно, а при отсутствии должным образом подготовленного персонала еще и опасно: неправильные действия при вмешательстве в работу блока могут привести к ухудшению работы системы управления двигателем.
В работе проведен анализ сканеров по следующим критериям:
1. Функции и возможности сканера — перечень поддерживаемых марок автомашин, поддерживаемых электронных систем, а также функциями, применимыми к конкретным системам на конкретных моделях автомобилей. Это основной критерий выбора сканера. По функциональным возможностям и функциям сканеры делятся на дилерские, специализированные по марке и мультимарочные.
2. Тип сканера — либо в виде автономного аппаратного прибора, либо в виде программно-аппаратного комплекса для ПК (адаптера и ПО).
3. Степень удобства работы с прибором — это диагональ экрана, дружелюбность интерфейса, в частности руссифицированность программного обеспечения, удобство управления сканером, наличие в комплекте всех необходимых переходников для подключения к диагностическим колодкам, возможность просмотра параметров в графическом виде и пр.
4. Требования к компьютеру (только для программных сканеров). Требования к операционной системе, объему жесткого диска, процессору и интерфейсу подключения сканера к ПК.
5. Возможности обновления ПО. При выборе сканера имеет смысл учитывать стоимость, периодичность выхода, а также саму процедуру обновлений. У программных сканеров на базе ПК, как правило, обновления заключаются только в замене программного обеспечения.
6. Цена.
Выбор конкретного сканера определяется маркой автомобиля и возможностями бюджета.
Литература
1. Соснин Д. А. Автотроника. М., 2001.
2. Дентон Т. Автомобильная электроника. М., 2008.