ISSN 2311-8768 (Online) Финансовые инструменты
ISSN 2073-4484 (Print)
АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ МАЛЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ: ПРОБЛЕМЫ, ПУТИ РЕШЕНИЯ
Светлана Олеговна МУСИЕНКО
аспирантка кафедры финансового менеджмента,
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации,
Москва, Российская Федерация
История статьи: Аннотация
Принята 24.03.2016 Предмет. Финансовое планирование является одной из ключевых функций управления, от
Принята в доработанном виде эффективности которого зависит финансовая устойчивость предприятия. Для малых 14.06.2016 предприятий эффективное финансовое планирование имеет особую значимость. Наиболее
Одобрена 04.07.2016 актуальной в этом аспекте является проблема возможности практического применения
малыми предприятиями разработанных теоретических методов финансового планирования. УДК 336.63 Цели. Проведение анализа основных методов финансового планирования с точки зрения
JEL: G30, М21, М29, 016 возможности их применения малыми предприятиями. В процессе проведения анализа
выявляется наличие или отсутствие проблем для малых предприятий, а также предлагаются пути их решения.
Методология. С помощью теоретических методов научного познания, таких как синтез и анализ данных, оцениваются различные методы финансового планирования, выявляются их преимущества и недостатки при применении малыми предприятиями. С помощью метода алгебраических преобразований представлена формула расчета планируемых финансовых показателей.
Результаты. В результате проведенного исследования выявлено, что все основные методы финансового планирования, представленные в современной экономической литературе, как правило, ориентированы на крупные предприятия, а не на предприятия малого бизнеса. В ходе реализации каждого метода финансового планирования малые предприятия сталкиваются с определенными проблемами. В качестве решения таких проблем представлен авторский алгоритм применения программно-целевого метода планирования, содержащий формулу для расчета плановых показателей.
Выводы. Сделан вывод о том, что для осуществления эффективного финансового планирования малыми предприятиями необходима адаптация существующих методов с учетом особенностей и возможностей рассматриваемого сегмента. Наиболее эффективным методом финансового планирования, в особенности с учетом текущей макроэкономической ситуации, представляется программно-целевой метод. Предложенный алгоритм Ключевые слова: финансовое осуществления программно-целевого планирования является универсальным решением, с планирование, малое помощью которого удается преодолеть большинство проблем применения современных
предприятие, метод методов финансового планирования для малых предприятий.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016
В период экономической нестабильности, а также быстро меняющихся условий внешней среды финансовое планирование приобретает особую ценность для сохранения финансовой устойчивости предприятия. Наиболее остро проблема эффективного финансового
планирования стоит перед малыми предприятиями. Основной причиной этого выступает отсутствие четких алгоритмов осуществления финансового планирования, которые отличались бы в первую очередь простотой и возможностью проведения исключительно внутренними ресурсами предприятия. Следует отметить, что в данном контексте речь идет именно об алгоритмах, то есть последовательности конкретных действий, формул для расчетов и т.п. С методологической точки
зрения процесс осуществления финансового планирования имеет существенную теоретическую базу, выраженную в наличии разнообразных методов и подходов. Однако на практике для малых предприятий осуществление финансового планирования в соответствии с тем или иным теоретическим методом бывает затруднительно или вовсе невозможно [1].
В течение последних нескольких лет в России наблюдается негативная тенденция изменения количества малых предприятий (без учета микропредприятий) (рис. 1). После резкого сокращения, обусловленного кризисом 2008 г., число малых предприятий начинает расти небольшими темпами, а после 2012 г. вновь сокращается.
Подобная тенденция обусловлена наличием в настоящее время определенных проблем и преград для развития малых предприятий [2, с. 188]. Они носят как внешний, так и внутренний характер. Значительная часть внутренних проблем малых предприятий связана с ограниченностью ресурсов (как трудовых, так и финансовых). Зачастую для осуществления эффективного управления малым предприятиям не хватает или штата сотрудников, или средств для привлечения профессионалов со стороны. Однако необходимо отметить, что многие вопросы профессионального менеджмента освещены в основном с теоретической точки зрения и/или ориентированы на управление крупными предприятиями и корпорациями.
Являясь частью финансового менеджмента, финансовое планирование играет наиболее важную роль в общем процессе управления малым предприятием. Наличие проблем в производственном процессе или ошибки маркетинга, безусловно, негативно отражаются на деятельности малого предприятия. Однако лишь отсутствие или осуществление неэффективного финансового планирования неизбежно ведет к потере финансовой устойчивости и вероятности банкротства.
Назначение и роль финансового планирования недооценено во многих предприятиях малого бизнеса [3, с. 34]. Часть предприятий ориентируется только на текущую ситуацию, часть осуществляет лишь краткосрочное планирование. При этом значительная доля организаций малого бизнеса не использует стратегические подходы к управлению своей деятельностью [4, с. 94]. Отсутствие стратегического планирования неизбежно ведет к потере финансовой устойчивости и ухудшению благосостояния предприятия. Таким образом, для повышения финансовой устойчивости малым предприятиям необходимо на регулярной основе осуществлять централизованное финансовое планирование.
В экономической литературе рассматриваются различные методы осуществления финансового планирования:
— расчетно-аналитический;
— нормативный;
— балансовый;
— оптимизации плановых решений;
— экономико-математический1.
1 Бочаров В.В., Леонтьев В.Е. Корпоративные финансы. СПб.: Питер, 2004. С. 527.
В некоторых источниках к этому перечню добавляют также сетевой и программно-целевой методы [5, с. 274].
Каждый из методов финансового планирования имеет свои преимущества и недостатки. В ходе проведения финансового планирования малые предприятия ориентируются на собственные ресурсы и осуществляют выбор применяемого метода на основе целей планирования, а также требований руководителя к содержанию планов. Таким образом, выбор методов планирования является субъективным и решается для каждого малого предприятия индивидуально. Основным вопросом нашего исследования является анализ практической возможности применения перечисленных методов на предприятиях малого бизнеса.
Расчетно-аналитический метод основан на использовании анализа текущих финансовых показателей, который в свою очередь является основой для прогнозирования будущих значений данных показателей. Расчет планируемой величины финансовых показателей можно отразить в следующем виде:
ФП = ФП х I
пл отч '
где ФПпл - планируемая величина финансового показателя;
ФПотч - отчетное значение финансового показателя;
I - индекс изменения финансового показателя [6, с. 414].
При применении данного метода часто прибегают к экспертным оценкам [7, с. 1599]. Экспертные оценки используются для определения индекса изменения финансовых показателей. Здесь малые предприятия сталкиваются сразу с несколькими проблемами, а именно:
— кто будет выступать экспертом, производящим оценку (сотрудник бухгалтерской/финансовой службы, который должен обладать для этого специальными знаниями, или сторонний специалист, привлечение которого требует дополнительных затрат);
— каким образом следует осуществлять оценку изменения финансового показателя (в случае проведения оценки внутренней службой - по какому алгоритму/формуле следует определять искомый индекс);
— насколько будут достоверны полученные результаты (поскольку планирование осуществляется не для одного, а для группы показателей, то ошибка хотя бы в одной экспертной оценке может негативно отразиться на всем конечном результате, так как все финансовые показатели деятельности предприятия являются взаимосвязанными).
Нормативный метод финансового планирования основывается на системе норм и нормативов, используемых для расчета целого ряда показателей финансового плана. Можно выделить следующие нормы и нормативы:
— федеральные;
— региональные;
— местные;
— отраслевые;
— групповые;
— внутренние (нормы и нормативы предприятий) [7, с. 1600].
Очевидно, что для предприятий малого бизнеса наиболее подходящими будут являться внутренние нормативы, поскольку именно они отражают специфику конкретного предприятия, а не основаны на макроэкономических данных. Однако для того чтобы сформировать систему внутренних нормативов, предприятие должно успешно работать в определенной сфере некоторый продолжительный период времени. При этом финансовое планирование должно осуществляться на каждой стадии жизненного цикла предприятия, независимо от срока существования. Таким образом, вновь отмечается проблема в возможности применения данного метода планирования малым предприятием.
Балансовый метод состоит в том, что благодаря балансу имеющиеся в наличии финансовые ресурсы приводят в соответствие с фактическими потребностями в них [8, с. 538].
Метод оптимизации плановых решений сводится к разработке нескольких вариантов плановых расчетов и дальнейшего выбора оптимального варианта.
Общей проблемой в реализации последних двух методов финансового планирования на малых предприятиях являе тся отсутствие детерминированной методики расчетов искомых плановых показателей. В балансовом методе
необходимо определить потребность в финансовых ресурсах, а в методе оптимизации плановых решений - рассчитать несколько вариантов значений плановых показателей. Однако описание и содержание данных методов, приводимые в экономической литературе, не дают ответа на вопрос, как именно это нужно сделать.
Вопросы методов и алгоритмов расчета плановых показателей относятся к области финансового прогнозирования. Финансовое прогнозирование осуществляется до проведения финансового планирования и является его основой, выражая количественное обоснование плановых показателей. К наиболее распространенным методам прогнозирования финансовых
показателей относят методы экспертных оценок, экстраполяции, экономико-математического моделирования [9, с. 30].
Как отмечалось, малые предприятия зачастую не обладают достаточным количеством специалистов узкого профиля, а предприятия в целом характеризуются отсутствием свободных финансовых ресурсов для привлечения специалистов со стороны. Следовательно, осуществление процесса планирования в два этапа (финансовое прогнозирование и финансовое планирование) будет затруднительно для малого предприятия. Кроме того, качественные прогнозы строятся на основании большого массива предшествующих прогнозному периоду данных, для формирования которого требуется большой период времени.
Таким образом, аналогично разработке внутренних нормативов, малые предприятия с непродолжительной историей существования не могут осуществлять качественное финансовое прогнозирование. Следовательно, для решения перечисленных проблем необходима разработка универсального метода финансового планирования, который будет совмещать в себе планирование и прогнозирование.
В данном контексте следует обратить внимание, что экономико-математическое моделирование относится и к методам финансового планирования, и к методам финансового прогнозирования. По сути, экономико-математическое моделирование действительно выступает универсальным методом управления финансовыми процессами на предприятии. Помимо планирования и прогнозирования оно также может быть использовано для проведения финансового анализа деятельности предприятия.
В экономической литературе этот вид финансового анализа называется факторным анализом.
Факторный анализ основывается на детерминированных или стохастических приемах исследования и устанавливает влияние отдельных факторов, являющихся причинами результативного показателя [10, с. 73]. В разрезе финансового планирования экономико-математическое моделирование позволяет установить количественное выражение взаимосвязи между планируемым финансовым показателем и факторами, которые оказывают на него влияние. В общем случае задача финансового моделирования деятельности предприятия сводится к тому, чтобы с помощью математических зависимостей установить вид связи между эндогенными и экзогенными переменными, характеризующими некоторую экономическую систему. Одним из важных вопросов является степень детализации информации в финансовой модели. С одной стороны, очевидно, что чем более детально отражена в модели деятельность компании, тем точнее будут результаты моделирования и тем больше будет эффективность последующего использования модели в практике менеджмента. С другой стороны, разработка финансовой модели может представлять собой нетривиальную задачу, трудоемкость решения которой в ряде случаев будет намного превышать эффект от ее использования [11, с. 53].
Таким образом, вновь отмечается существенная проблема в реализации метода финансового планирования для малых предприятий, а именно ресурсозатратность. Тем не менее данную проблему возможно если не полностью решить, то частично сгладить, благодаря адаптации метода под потребности и возможности малых предприятий. С другой стороны, экономико-математическое моделирование позволяет осуществлять «точечное» планирование. С помощью сформированной модели можно определить, каким будет значение результативного показателя при определенных значениях факторных переменных. Для малых предприятий основными и первоочередными показателями финансового планирования являются выручка от реализации и/или чистая прибыль [12-14]. Следовательно, определив набор переменных, влияющих на выручку/прибыль предприятия, а также степень их влияния, малые предприятия могут планировать значение выручки/прибыли в определенной «точке», то есть при заданных условиях. При этом нельзя забывать, что система
финансового планирования в целом является многоуровневой (рис. 2) и каждый более низкий уровень финансового плана должен согласовываться и вписываться в показатели плана верхнего уровня.
В случае осуществления «точечного» планирования предприятие фактически
вынуждено подбирать значения факторных переменных, при которых был бы достигнут запланированный результат, методом простого перебора. Такой подход к планированию не представляется эффективным. Кроме того, в данном случае нет прямой взаимоувязки значений показателей стратегического планирования (или стратегических целей) с тактическими и текущими.
Поскольку для осуществления эффективного финансового планирования именно стратегические цели являются первичными, можно заключить, что в условиях неопределенности будущего (кризисной ситуации) программно-целевой метод финансового планирования является наиболее востребованным
[15].
Программно-целевое планирование предполагает составление финансового плана на основе поставленных стратегических целей, и выражается в формировании программ распределения ресурсов в объеме, необходимом для достижения этих целей. Основное отличие программно-целевого метода финансового планирования от рассмотренных ранее методов заключается в «направлении» планирования. Оно осуществляется от будущего к настоящему моменту времени, а не от прошлого к будущего. В связи с этим именно программно-целевое планирование наилучшим образом вписывается в многоуровневую систему, поскольку изначально предполагает планирование от стратегических целей.
В современной науке программно-целевое планирование в основном связывают с макро- и мезоуровнями управления, рассматривая как методы распределения финансовых ресурсов на федеральном, региональном и реже муниципальном уровне. Однако некоторые ученые отмечают не только возможность, но и перспективность применения программно-целевого планирования на предприятиях [16, 17].
По своему содержанию программно-целевое планирование следует рассматривать в более широком смысле, чем просто метод финансового
планирования. Прежде всего это подход, который характеризуется системностью в применении, гибкостью и возможностью быстрой адаптации к изменяющимся условиям, нацеленностью на достижение результата.
При осуществлении финансового планирования любым другим методом первичными являются плановые значения показателей. Эффективность планирования определяется через соотношение план/факт и выражается в наименьшем отклонении фактически достигнутых показателей от запланированных [18]. При этом вопрос достижения поставленных стратегических целей рассматривается отдельно. Таким образом, финансовое планирование будет считаться эффективным при грамотном определении плановых показателей (например, при высокой точности построения экономико-математической модели). Однако при этом возможна ситуация, когда запланированные и фактически достигнутые финансовые показатели лишь в незначительной степени приближают предприятие к достижению стратегической цели. Следовательно, несмотря на формально эффективное осуществление финансового планирования, в целом работу предприятия нельзя назвать эффективной, поскольку заданный стратегическими целями процесс развития не реализуется в полной мере.
В программно-целевом подходе первичными являются именно поставленные стратегические цели, а не плановые показатели. На основании имеющихся целей осуществляется расчет показателей. Эффективность планирования определяется по уровню достижения стратегической цели. Поскольку система программно-целевого планирования рассчитана на долгосрочный период времени и предоставляет при необходимости возможность корректировок плана, то в данном случае предполагается, что стратегическая цель однозначно будет достигнута. Следовательно, при отсутствии радикальных ошибок со стороны менеджмента (например, установление заведомо недостижимой
стратегической цели) программно-целевое планирование является наиболее эффективным методом финансового планирования.
Его применение на малых предприятиях состоит из нескольких этапов, последовательность которых представлена на рис. 3.
Как было отмечено, первоочередным показателем финансового планирования на малых
предприятиях выступают выручка или прибыль. Более рациональным представляется планировать прибыль, поскольку через этот показатель выражается и стратегическая цель. Определение значения уровня прибыли согласно стратегической цели, а также планируемого периода достижения данной цели, является субъективной задачей, которые каждое малое предприятие может решить индивидуально, исходя из особенностей бизнеса, стиля руководства и т.п. Для расчета плановых показателей на весь период планирования необходим универсальный алгоритм по распределению усилий (изменения плановых показателей с течением времени), содержащий механизм расчета плановых значений на основе исходных данных.
Рассматривая решение задач по финансовой математике, в частности определение доходности финансовых операций, П.Н. Брусов приводит следующие данные: пусть доходности за последовательные периоды времени ti, t2, ..., tn
равны ц соответственно (рис. 4). Тогда доходность
ц за период t = ti + t2 + ... + tn выражается
формулой:
ц = (ц + 1)(ц + 1).(Цп + 1) - 1.
Для равных доходностей за отдельные периоды Ц1 = Ц2 = ... = Цп (при этом промежутки времени могут оставаться произвольными и не равными друг другу) имеем2:
ц = (1 + Ц1)п - 1. (1)
В данном контексте доходность ц будет выражать прирост значения прибыли (Ро - текущее значение прибыли малого предприятия; Рп - плановое значение прибыли, которое должно быть достигнуто за весь период планирования (стратегическая цель), п - срок планирования (количество периодов планирования).
Задача расчета плановых показателей в соответствии с выбранными параметрами (стратегической целью и сроком планирования) сводится не к нахождению общей доходности ц, а к определению промежуточных показателей Р1, Р2 и т.д. через нахождение доходностей ц и т.д. в каждом периоде планирования. Если предположить, что прибыль малого предприятия будет увеличиваться в течение планового периода одинаковыми темпами, то есть с равной
2 Брусов П.Н., Брусов П.П., Орехова Н.П., Скородулина С.В. Задачи по финансовой математике. М.: КноРус, 2012. 272 с.
доходностью, то исходя из формулы (1) значение планового прироста прибыли определяется как:
Ц = (1 + щГ - 1,
(2)
где ц - значение общего прироста прибыли за весь период планирования, определяемое по формуле:
- Pn 1
P-L
-< п
(3)
Следует отметить, что при одинаковой доходности в промежуточных периодах, общая доходность по формуле (1) определяется в соответствии с принципом начисления сложных процентов. Таким образом, если перейти от расчета прироста прибыли (доходности) непосредственно к плановым значениям прибыли, получим:
Рп = Ро(1 + ц0и,
где Рп - конечное значение планируемой прибыли (стратегическая цель);
Ро - текущее значение прибыли предприятия (точка начала планирования);
Ц1 - прирост прибыли за каждый промежуток времени планирования, %;
п - количество планирования.
Отсюда
Р
п П 1
м-1 = \ Ь;—1,
промежуточных периодов
(4)
стратегическую цель к 2020 г. достичь показателя чистой прибыли 100 000 тыс. руб.
В соответствии с указанными ранее условными обозначениями имеем:
- Р0 = 46 731;
- Рп = 100 000;
- п = 6.
Используя формулу (4), произведем расчет требуемого ежегодного прироста чистой прибыли:
Если подставить выражение для расчета общего прироста прибыли за весь период планирования (3) в формулу (2), то получим выражение, идентичное формуле (4).
Таким образом, на основании имеющихся у малого предприятия данных (текущего значения прибыли, конечного планового значения прибыли и периода планирования) можно, используя формулу (4) рассчитать, каким должно быть плановое значение прибыли в каждом промежуточном периоде планирования.
Проиллюстрируем выдвинутое предложение на примере.
Малое предприятие ООО «АВИСТА» осуществляет оптовую торговлю семенами. В 2014 г. чистая прибыль предприятия составила 46 731 тыс. руб. Пусть предприятие имеет
_ 6100000 1_01352_1352% Иг-]/ 46731—1 —0,1352 —13,52 %.
Таким образом, плановые показатели чистой прибыли будут равны:
• в 2015 г. - 53 049 тыс. руб.;
• в 2016 г. - 60 221 тыс. руб;
• в 2017 г. - 68 363 тыс. руб.;
• в 2018 г. - 77 606 тыс. руб.;
• в 2019 г. - 88 098 тыс. руб.;
• в 2020 г. - 100 009 тыс. руб.
Заметим, что применение данного способа расчета плановых показателей позволяет распределить усилия предприятия по достижению стратегической цели во времени и предполагает наличие постоянного плавного роста показателей предприятия. Если производить расчет без учета роста показателей, то получим: требуемое значение прибыли за 6 лет равно: 100 000 - 46 271 = 53 269. Требуемое значение прибыли в год: 53 269 / 6 = 8 878 тыс. руб. Сравним полученные результаты финансового планирования этими способами (табл. 1).
Анализ данных табл. 1 свидетельствует, что финансовый план, составленный по предложенной формуле, представляется более реалистичным к достижению (поскольку разница между начальным уровнем прибыли и следующим плановым значением меньше, чем в другом варианте), а также более эффективным с точки зрения общего менеджмента (поскольку при планировании роста прибыли в одинаковом объеме наблюдается тенденция сокращения темпов роста в относительном выражении, что характеризуется как наличие негативной тенденции в бизнесе).
После осуществления расчетов конкретных значений плановых показателей для отражения логической последовательности, взаимосвязи и результатов всех плановых операций, а также возможности осуществления последующего анализа и оптимизации разработанной модели, используют сетевой метод планирования [19].
Следует отметить, что сетевое планирование может осуществляться в дополнение ко всем рассмотренным методам финансового планирования. Однако наиболее эффективным представляется сочетание именно программно-целевого и сетевого планирования, поскольку они построены на общем принципе - отображении планируемых процессов от конечного к начальному, с учетом полной взаимоувязки всех промежуточных этапов (операций).
Таким образом, рассмотрев перечень современных методов осуществления финансового планирования, можно сделать вывод, что у малых предприятий существуют проблемы, с которыми они сталкиваются в процессе практического использования методологического аппарата (табл. 2). Некоторые проблемы возможно решить частично путем адаптации методов к потребностям и возможностям малого предприятия.
Таким образом, анализ данных табл. 2 свидетельствует, что наряду с отсутствием единой методики расчетов значений плановых показателей (что является затруднительным при осуществлении финансового планирования для всех предприятий, независимо от размера), основными проблемами, характерными для малых предприятий, являются:
— дефицит кадровых ресурсов (зачастую сотрудники малых предприятий выполняют одновременно несколько функций, кроме этого, сотрудники финансового отдела малых предприятий могут не обладать достаточными компетенциями для осуществления математически сложных и трудоемких расчетов);
— дефицит финансовых ресурсов (малые предприятия зачастую не имеют возможности привлечения сторонних специалистов для осуществления финансового планирования, поскольку услуги квалифицированных с п е ци ал и с то в / ком п ан ий я в л я ю т с я дорогостоящими).
Рассмотренные проблемы каждого метода по отдельности могут быть решены или нивелированы за счет применения основных принципов программно-целевого планирования, а также предложенной методики расчетов плановых показателей.
Наряду с обозначенными проблемами дефицита кадровых и финансовых ресурсов (являющимися характерными особенностями малых предприятий) малый бизнес в основном является узкоспециализированным. В отличие от крупных компаний, для малых предприятий не характерна диверсификация бизнеса. В связи с этим данный сегмент является более зависимым от внешних условий, и даже небольшие изменения могут существенно отразиться на деятельности малого предприятия.
Таким образом, использование методов финансового планирования, основанных на анализе данных прошлых лет (то есть всех вышеперечисленных, кроме программно-целевого), не представляется эффективным для малых предприятий. В случае проявления каких-либо негативных внешних изменений у крупного бизнеса может пострадать одно из нескольких направлений деятельности. При этом общая тенденция развития компании сохранится, но изменятся темпы роста. В такой ситуации экстраполяция данных прошлых лет возможна с учетом корректировки на текущие изменения. В аналогичном случае с малым предприятием изменения отразятся на всей деятельности, и, таким образом, данные прошлых лет потеряют свою актуальность на данный момент.
На основании сказанного наиболее эффективным и универсальным решением проблем финансового планирования на малых предприятиях является применение программно-целевого метода с использованием предложенного алгоритма (табл. 3) и формулы расчета промежуточных плановых показателей (4). Данная методика проведения планирования и расчетов не зависит от срока функционирования предприятия, не ориентируется на анализ прошлых данных (что является особенно актуальным в кризисные периоды), содержит четко детерминированный способ расчетов плановых показателей, который отличается простотой осуществления расчетов и эффективностью применения.
Таблица 1
Сравнительный анализ результатов финансового планирования Table 1
Comparative analysis of financial planning results
Расчет по предложенной формуле с учетом роста прибыли Расчет без учета роста прибыли
Год Плановая прибыль, тыс. руб. Прирост прибыли, тыс. руб. Прирост прибыли, % Плановая прибыль, тыс. руб. Прирост прибыли, тыс. руб. Прирост прибыли, %
2015 53 049 6 318 13,52 55 609 8 878 18,99
2016 60 221 7 172 13,52 64 487 8 878 15,96
2017 68 363 8 141 13,52 73 366 8 878 13,76
2018 77 606 9 243 13,52 82 243 8 878 12,1
2019 88 098 10 492 13,52 91 122 8 878 10,79
2020 100 009 11 911 13,52 100 000 8 878 9,74
Источник: составлено автором Source: Authoring
Таблица 2
Анализ методов финансового планирования на малых предприятиях
Table 2
Analysis of financial planning methods in small businesses
Метод Содержание Проблемы для малых предприятий
Расчетно-аналитический Планирование показателей на Отсутствие кадровых и финансовых возможностей для
основе анализа предыдущих проведения экспертной оценки индекса роста плановых
данных с использованием показателей
экспертной оценки индекса
роста показателей
Нормативный Планирование показателей на В силу масштаба деятельности возможность применения
основании норм (федеральных, только внутренних нормативов; в случае
региональных, отраслевых, непродолжительного срока деятельности предприятия -
внутренних и т.п.) отсутствие достаточного количества данных для формирования нормативов
Балансовый Планирование на основе Отсутствие методики определения плановых показателей;
балансовой увязки ресурсов и в силу ограничения кадровых ресурсов отсутствие
потребностей возможности осуществления корректных расчетов
Оптимальных плановых Разработка нескольких плановых показателей
решений вариантов плановых показателей, выбор оптимального варианта
Экономико-математическое Выражение плановых Возможность осуществления «точечного» планирования
моделирование показателей через без увязки со стратегическими целями, ориентация на
математическую зависимость от влияющих на него факторов результаты прошлых лет; отсутствие возможности привлечения высококвалифицированных специалистов, необходимых в силу сложности осуществления метода
Программно-целевой Планирование на основании Отсутствие методики нахождения промежуточных
стратегической цели путем плановых показателей
распределения ресурсов для ее
достижения
Сетевой Выражение логической Метод является вспомогательным, а не основным; не
последовательности и увязки может использоваться отдельно, применяется в
плановых операций совокупности с другими методами, что создает дополнительные издержки (временные, финансовые) и не является оправданным
Источник: составлено автором
Source: Authoring
Таблица 3
Пути решения проблем финансового планирования на малых предприятиях Table 3
Financial planning solutions for small businesses
Проблема
Решение
Метод
Проведение экспертной оценки роста плановых показателей
Необходимость длительного срока ведения деятельности
Ориентация на результаты предыдущих периодов
Планирование от будущего к настоящему вместо экстраполирования прошлого на будущее
Программно-целевой
Отсутствие методики расчета плановых показателей
Сложность и ресурсозатратность осуществления планирования
Расчет плановых показателей по формуле:
— 1,
где ц - прирост значения прибыли за каждый период планирования;
п - срок планирования (количество периодов планирования); Рп - плановое значение прибыли, которое должно быть
достигнуто за весь период планирования (стратегическая цель);
^0 - текущее значение прибыли малого предприятия
Источник: составлено автором Source: Authoring
Рисунок 1
Количество малых предприятий в России в 2008-2014 гг. (на конец года), тыс. ед. Figure 1
The number of small businesses in Russia in 2008-2014 as of the year end, thous. businesses
Источник: составлено автором на основании данных статистических сборников «Малое и среднее предпринимательство в России» за 2009, 2010, 2015 гг. М.: Росстат
Source: Authoring on the basis of such statistical compilations as Small and Medium-Sized Businesses in Russia for FY 2009, 2010. 2015. Moscow, Federal State Statistics Service Publ.
Рисунок 2
Уровни финансового планирования Figure 2
Financial planning levels
Источник: составлено автором Source: Authoring
Рисунок 3
Алгоритм осуществления программно-целевого планирования Figure 3
Performance-based planning algorithm
Источник: составлено автором Source: Authoring
Рисунок 4
Доходность за несколько периодов Figure 4
Yield for several periods
Источник: Брусов П.Н., Брусов П.П., Орехова Н.П., Скородулина С.В. Задачи по финансовой математике. М.: КноРус,
2012. 272 с.
Source: Brusov P.N., Brusov P.P., Orekhova N.P., Skorodulina S.V. Zadachipofmansovoi matematike [Tasks in financial mathematics].
Moscow, KnoRus Publ., 2012, 272 p.
Список литературы
1. Малое предпринимательство в современной России: конкуренция, планирование, финансы, риски: монография. Вроцлав: Фонд «Русско-польский институт», 2015. 280 с.
2. Балынин И.В. Развитие малого предпринимательства в Российской Федерации в 2011-2013 гг. // Theoretical&Applied Science. 2015. № 1. С. 184-189.
3. Комаров А.В., Нагибин Г.В. Необходимость финансового планирования на предприятии в условиях экономической напряженности // Экономика и современный менеджмент: теория и практика: сб. статей по материалам LVII Международной научно-практической конференции, № 1. Новосибирск: АНС «СибАК», 2016. С. 27-35
4. Диденко В.Ю., Морозко Н.И. Оценка эффективности стратегического финансового управления организациями малого бизнеса // Экономика. Налоги. Право. 2015. № 2. С. 94-100.
5. Фисун В.Ю., Ковалева А.А. Методы финансового планирования // Приоритетные направления развития науки и образования: матер. IV Международной научно-практической конференции (Чебоксары, 19 марта 2015 г.) / редкол. О.Н. Широков [и др.]. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. С. 274-275.
6. Куликов А.И. Применение методов финансового планирования в деятельности организаций // Актуальные проблемы теории и практики развития экономики региона: сбор. научных статей по материалам 2-й межвузовской студенческой научно-практической конференции / под ред. Т.Э. Пироговой, Д.К. Никифорова. М.: АлькорПаблишерс, 2015. С. 413-417.
7. Юзвович Л.И., Юдина Е.А. Комплексный подход к исследованию сущности, принципов и методов финансового планирования на предприятиях в экономической системе // Фундаментальные исследования. 2014. № 9-7. С. 1596-1601.
8. Четверов В.С. Методы финансового планирования // Молодой ученый. 2015. № 3. С. 537-539.
9. Грищенко Ю.И. Теоретические аспекты применения формализованных методов прогнозирования финансовых результатов // Финансовый менеджмент. 2015. № 6. С. 29-33.
10. Епифанова Т.В. Основные положения анализа и оценки финансовой устойчивости предприятий малого и среднего бизнеса в статике // Финансовые исследования. 2012. № 4. С. 72-78.
11. Кузнецов Н.И., Лукасевич И.Я. Разработка финансовой модели деятельности предприятия // Финансы, 2015. № 9. С. 53-57.
12. Чепурко Г.В., Гридина О.Н. Финансовое планирование малого предприятия // KANT: Экономика и Управление. 2013. № 2. С. 59-61.
13. Карабинцев И.В., Кузьмина О.Е. Особенности финансового планирования деятельности малого предприятия // Проблемы современного социума глазами молодых исследователей: материалы VII Международной научно-практической конференции. Волгоград, 2015. С. 166-169.
14. Буданова О.С. Финансовое планирование на торговых предприятиях как функция стратегического управления // Научный результат. Сер. Технология бизнеса и сервиса. 2014. Т. 1. № 1. С. 70-79.
15. Недосекин А.О., Абдулаева З.И. Модели и методы финансового планирования. СПб.: СПб Политехнический университет, 2013. 176 с.
16. Невгод Е.А. Возможности и перспективы программно-целевого подхода в системе стратегического планирования деятельности промышленного предприятия // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2014. № 2. С. 231-234.
17. Верников В.А. Программно-целевое управление предпринимательскими структурами: возможности и перспективы адаптации к условиям изменяющейся экономики // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2015. № 2. С. 137-142. doi: 10.18184/2079 4665 2015.6.2.137.142
18. Клейман А.В., Карих П.И. Актуальные вопросы финансового планирования на малых предприятиях // Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 8. Экономика. Вып. 40. С. 147-153.
19. Онищенко Н.Н., Тюленева Т.И. Сетевое планирование и управление как метод планирования и управления инновационными процессами // Проблемы инновационно-инвестиционного развития Дальнего Востока России: матер. Международной научно-практической конференции / под ред. А.Е. Зубарева, И.В. Брянцевой. Хабаровск: Тихоокеанский государственный университет, 2013. С. 345-350.
ISSN 2311-8768 (Online) ISSN 2073-4484 (Print)
Financial Instruments
AN ANALYSIS OF SMALL BUSINESSES' CAPABILITIES TO USE FINANCIAL PLANNING METHODS: ISSUES AND SOLUTIONS
Svetlana O. MUSIENKO
Financial University under Government of Russian Federation,
Moscow, Russian Federation
Article history:
Received 24 March 2016 Received in revised form 14 June 2016 Accepted 4 July 2016
JEL classification: G30, M21, M29, O16
Keywords: financial planning, small business, method
Abstract
Importance Financial planning is one of the crucial management functions, which determines financial stability of the entity. Effective financial planning is especially important for small businesses. In this respect, it is especially critical whether small businesses can apply elaborated theoretical methods for financial planning.
Objectives The research analyzes the main methods for financial planning and whether small enterprises can apply them. During the analysis, I identify the existence or absence of challenging issues for small businesses and propose possible solutions.
Methods Using theoretical methods of research, such as data synthesis and analysis, I evaluate various financial planning methods, identify their strengths and weaknesses when they are applied by small businesses. Using the method of algebraic transformations, I present a formula to calculate planned financial indicators.
Results As I have found out, the main financial planning methods are basically intended for large enterprises, rather than small businesses. As each financial planning method is implemented, small businesses come across certain difficulties. To address those challenging issues, I suggest using my own algorithm for applying the performance-based planning method, which implies a formula to calculate target indicators.
Conclusions and Relevance For purposes of effective financial planning, small businesses have to adapt the existing methods to specifics and possibilities of the segment in question. The performance-based method proves to be the most effective method of financial planning, especially considering the current macroeconomic situation. The proposed algorithm for performance-based planning turns out to be a versatile solution, which helps to facilitate and streamline the application of contemporary financial planning methods for small businesses.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2016
References
1. Maloe predprinimatel'stvo v sovremennoi Rossii: konkurentsiya, planirovanie, fmansy, riski: monografiya [Small business in modern Russia: competition, planning, finance, risks: a monograph]. Wroclaw, Fundacja Instytut Polsko-Rosyjski Publ., 2015, 280 p.
2. Balynin I.V. Development of Small Business in the Russian Federation for 2011-2013. Theoretical & Applied Science, 2015, no. 1, pp. 184-189.
3. Komarov A.V., Nagibin G.V. [The need for financial planning at the enterprise during economic tension]. Ekonomika i sovremennyi menedzhment: teoriya i praktika: materialy mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii [Proc. Int. Sci. Conf. Economics and Contemporary Management]. Novosibirsk, SibGAU Publ., 2016, pp. 27-35.
4. Didenko V.Yu., Morozko N.I. [Evaluating the effectiveness of strategic financial management of small businesses]. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economics, Taxes & Law, 2015, no. 2, pp. 94-100. (In Russ.)
5. Fisun V.Yu., Kovaleva A.A. [Financial planning methods]. Prioritetnye napravleniya razvitiya nauki i obrazovaniya: materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Proc. Int. Sci. Conf. Priority Areas for Development of Science and Education]. Cheboksary, Interaktiv plyus Publ., 2015, pp. 274-275.
6. Kulikov A.I. [The application of financial planning methods to corporate operations]. Aktual'nye problemy teorii ipraktiki razvitiya ekonomiki regiona: materialy nauchno-prakticheskoi konferentsii [Proc. Sci. Conf. Current Issues of Theory and Practice of the Region's Economy Development]. Moscow, Al'kor Pablishers Publ., 2015, pp. 413-417.
7. Yuzvovich L.I., Yudina E.A. [An integrated approach to studying the substance, principles and methods of financial planning at the enterprise within the economic system]. Fundamental'nye issledovaniya = Fundamental Research, 2014, no. 9-7, pp. 1596-1601. (In Russ.)
8. Chetverov V.S. [Financial planning methods]. Molodoi uchenyi = Young Scientist, 2015, no. 3, pp. 537-539. (In Russ.)
9. Grishchenko Yu.I. [Theoretical aspects of using formalized methods for financial result forecasts].
Finansovyi menedzhment = Financial Management, 2015, no. 6, pp. 29-33. (In Russ.)
10. Epifanova T.V. [Principal clauses of financial sustainability analysis and evaluation in small and medium-sized businesses]. Finansovye issledovaniya = Financial Research, 2012, no. 4, pp. 72-78. (In Russ.)
11. Kuznetsov N.I., Lukasevich I.Ya [Devising a financial model of corporate operations]. Finansy = Finance, 2015, no. 9, pp. 53-57. (In Russ.)
12. Chepurko G.V., Gridina O.N. [Financial planning of small businesses]. KANT, 2013, no. 2, pp. 59-61. (In Russ.)
13. Karabintsev I.V., Kuz'mina O.E. [Specifics of financial planning for purposes of small business operations]. Problemy sovremennogo sotsiuma glazami molodykh issledovatelei: materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Proc. Int. Sci. Conf. Issues of Contemporary Society as Viewed by Young Scientists]. Volgograd, Institute of Management Publ., 2015, pp. 166-169.
14. Budanova O.S. [Financial planning in trading entities as a strategic management function]. Nauchnyi rezul'tat. Ser. Tekhnologiya biznesa i servisa = Research Result. Business and Service Technologies, 2014, vol. 1, no. 1, pp. 70-79. (In Russ.)
15. Nedosekin A.O., Abdulaeva Z.I. Modeli i metody finansovogo planirovaniya [Financial planning models and methods]. St. Petersburg, St. Petersburg State Polytechnic University Publ., 2013, 176 p.
16. Nevgod E.A. [Capabilities and prospects of performance-based approach as part of strategic planning in the industrial enterprise's operations]. Biznes. Obrazovanie. Pravo. Vestnik Volgogradskogo instituta biznesa = Business. Education. Law. Bulletin of the Volgograd Business Institute, 2014, no. 2, pp. 231-234. (In Russ.)
17. Vernikov V.A. [Performance-based management of business structures: possibilities and prospects for adaptation to economic changes]. MIR: Modernizatsiya. Innovatsii. Razvitie = MIR: Modernization. Innovation. Development, 2015, no. 2, pp. 137-142. (In Russ.) doi: 10.18184/2079 4665 2015.6.2.137.142
18. Kleiman A.V., Karikh P.I. [Current issues of financial planning in small businesses]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomika = Bulletin of Chelyabinsk State University. Economics, 2013, vol. 8, iss. 40, pp. 147-153. (In Russ.)
19. Onishchenko N.N., Tyuleneva T.I. [Network planning and management as a method for planning and management of innovative processes]. Problemy innovatsionno-investitsionnogo razvitiya Dal'nego Vostoka Rossii: materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Proc. Int. Sci. Conf. Issues of Innovative and Investment Development of the Russian Far East]. Khabarovsk, Pacific National University Publ., 2013, pp. 345-350.