УДК 330.4
АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ CMS MAGENTO ДЛЯ СОЗДАНИЯ ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНА УКРАШЕНИЙ
Д. Н. Люлякина, А. Г. Лазуко, С. В. Рындина
THE ANALYSIS OF OPPORTUNITIES OF CMS MAGENTO FOR CREATION OF JEWELRY ONLINE STORE
D. N. Lyulyakina, A. G. Lazuko, S. V. Ryndina
Аннотация. Актуальность и цели. Электронный бизнес связан с иными технологиями работы, чем бизнес off-line. Первые интернет-магазины появились в России в 1995 г., и с тех пор конкуренция в этом сегменте рынка сильно возросла. Однако, имея преимущества перед традиционной торговлей off-line, интернет-магазины сохраняют все основные бизнес-процессы торговой компании. Целью данной работы является анализ особенностей создания интернет-магазина с использованием CMS Magento. Материалы и методы. Цель работы была достигнута с использованием методов конкурентного анализа и эксперимента по созданию интернет-магазина с помощью CMS. На основе практического опыта по созданию интернет-магазина украшений были проанализированы основные процессы электронного бизнеса в сфере B2C. Результаты. Рассмотрена специфика организации электронного бизнеса в секторе B2C. Проанализированы преимущества и недостатки создания интернет-магазина с помощью CMS (на примере CMS Magento). Для интернет-магазина украшений рассмотрены различные способы выкладки товаров с точки зрения их маркетингового потенциала и различные ценовые политики. Выводы. Использование CMS при создании интернет-магазинов повышает качество интернет-услуг, предоставляемых в секторе B2C, расширяет круг предпринимателей, не являющихся профессионалами в сфере веб-разработок, способных создать качественный интернет-сервис по продаже товаров и услуг.
Ключевые слова: электронный бизнес, электронная коммерция, система управления контентом, интернет-магазин, процессный подход.
Abstract. Background. Electronic business is connected with other technologies of work than off-line business. The first online stores appeared in Russia in 1995 and since then the competition strongly increased in this segment of the market. Internet shops have advantages before traditional off-line trade and save the all main business processes of the trading company. The purpose of this work is the analysis of features of creationonline store with using of CMS Magento. Materials and methods. The goal of work was achieved using of methods of the competitive analysis and experiment on creation of online store by means of CMS. On the basis of practical experiment on creation of jewelry online store the main processes of electronic business in the sphere of B2C were analysed. Results. Specifics of the organization of electronic business in B2C sector are considered. Advantages and shortcomings of creation of online store using CMS are analysed (on the example of CMS Magento). The various ways of the calculation of goods from the point of view of their marketing potential and various price politicians are considered for online jewelry store. Conclusions. The using of CMS at creation of online stores increases quality of the Internet services provided in B2C sectorand quantity of the businessmen who aren't professionals in the sphere of web development capable to create high-quality Internet service on sale of goods and services expands.
Key words: electronic business, electronic commerce, control system of content, online store, process approach.
Популярность электронного бизнеса растет в связи с тем, что достаточно легко организовать магазин в сети с минимальным стартовым капиталом. Именно по этой причине конкуренция в данной сфере очень высока, и с каждым днем появляется все больше новых интернет-магазинов. Но создание сайта или сервера - это лишь малая часть той работы, которую необходимо провести, чтобы получить конечный вариант успешно функционирующего магазина. Существует множество моделей, которые определяют форму электронного бизнеса между представителями торговли и клиентами. Одной из таких моделей является B2C. B2C - термин, обозначающий коммерческие взаимоотношения между организацией (business) и частным, так называемым «конечным» потребителем (consumer).
Согласно федеральному закону «Об электронной торговле», электронная торговля - заключение путем обмена электронными документами следующих сделок, предусмотренных ГК РФ (но не ограничиваясь ими): купля-продажа, поставка, возмездное оказание услуг, перевозка, заем и кредит, финансирование под уступку денежного требования, банковский вклад, банковский счет, расчеты, хранение, страхование, поручение, комиссия, агентирование, доверительное управление имуществом, коммерческая концессия, простое товарищество, публичное обещание награды, публичный конкурс, а также приобретение и осуществление с использованием электронных средств иных прав и обязанностей в сфере предпринимательской деятельности [1].
Существует целый ряд критериев, важных при создании электронного ресурса по продаже товаров и услуг. Необходимо продумать функциональные блоки on-line магазина. Интернет-магазин обычно состоит из двух частей: административная часть, в которой меняются конфигурация магазина, его настройки, вход в которую осуществляется только при наличии прав доступа, и публичная часть сайта, доступная всем посетителям интернет-магазина, в том числе и неавторизованным, однако пользователь, авторизованный в интернет-магазине, получает более широкий спектр доступных действий на сайте.
Одним из самых важных блоков административной части является представление каталога товаров. Для товаров желательно предусмотреть возможность настройки цен для различных групп покупателей, включение товара в различные категории, сравнение товаров, отображение на странице товара дополнительных опций: сопутствующие товары (для украшений это, например, подарочная упаковка, шкатулки или иные приспособления для хранения), похожие более дорогие товары (например, для украшений из бисера более дорогие украшения из натуральных камней в похожей стилистике или цветовой гамме), добавление описания к товару.
Если возможности по презентации товара побуждают сделать покупку, то блок оформления заказов должен отвечать за возможность эту покупку совершить наиболее удобным и желаемым для клиента способом. В блоке оформления заказов важны: Upsell (дополнительные продажи в корзине), поддержка дисконтных программ (промокоды), различные варианты подарков покупателям в корзине. Клиенты оценят и такие возможности, как автоматический расчет стоимости доставки в зависимости от условий, возможность авторизации в магазине через сторонние сервисы, множество вариантов доставки и оплаты, заказ без регистрации.
Также административная часть предоставляет функционал по управлению пользователями: организацию личного кабинета пользователя, возмож-
ность интеграции с социальными сетями и аутентификации посредством ак-каунтов в социальных сетях, модерацию отзывов авторизованных пользователей, управление заказами пользователей, отслеживание их выполнения.
При создании собственного интернет-магазина необязательно начинать «с нуля». Можно воспользоваться «движком» сайта. «Движок» - жаргонизм, обозначающий часть программного кода, выделенного для решения конкретной прикладной задачи. «Движок» сайта представляет собой систему управления содержимым (англ. Content management system, или CMS) - это программа, реализующая процессы создания, редактирования и управления контентом.
Сегодня существует большое количество готовых систем управления содержимым сайта, которые облегчают процесс создания магазина, его продвижения и эксплуатации. По данным компании AlexaInternet, которая занимается сбором статистики о посещаемости других сайтов, наиболее популярной системой управления содержимым интернет-магазина в 2013 г. является Magento [2].
CMS Magento включает модули, предназначенные для обеспечения основной функциональности магазина. Модульная структура системы позволяет расширять функционал за счет подключения новых модулей, созданных веб-разработчиками.
При установке системы создается типовой интернет-магазин с базовым функционалом и единственным пользователем, который вносит свои учетные данные в систему при регистрации; этот пользователь получает права доступа в административную часть и может управлять конфигурацией магазина и его настройками. В дальнейшем состав пользователей и их роли могут корректироваться при внесении изменений в настройки модуля прав доступа.
Magento позволяет провести базовые настройки интернет-магазина: выбрать валюту, логотип, водяные знаки изображений, установить единый дизайн для страниц сайта и др.
Управление безопасностью Magento включает добавление пользователей в систему и назначение им ролей с установленными правами работы в системе, реализует многоуровневую аутентификацию пользователей и администраторов .
Управление клиентами Magento предоставляет возможность ведения базы данных зарегистрированных клиентов, управление группами клиентов для предоставления им особых условий для покупок (маркетинговые акции, специальные цены, подарки), проведение таргетированных рассылок и т.п., отслеживание присутствия клиентов в on-line режиме.
Управление товарами Magento - это редактирование (добавление, изменение, удаление) товаров (описание товара по шаблону данного типа товара с установленными атрибутами), редактирование типов товаров (наборы атрибутов, добавляемые к обязательным), редактирование товарных категорий.
Управление продажами Magento предусматривает редактирование заказов, редактирование счетов, управление доставкой, возвраты платежей, управление платежными транзакциями.
В Magento также предоставляются функции бизнес-аналитики: генерация отчетов по продажам, клиентам, товарам и т.п. [3].
Для анализа возможностей Magento с использованием этой CMS был создан интернет-магазин украшений ручной работы Jewellery.
Модный термин hand-made, который с английского языка переводится как «сделано вручную», набирает все большую популярность. Это отличный
способ для дополнительного заработка, именно поэтому все больше людей осваивают техники ручного мастерства. Спрос на изделия ручной работы высок, поскольку hand-made отличается от фабричных товаров своим высоким качеством, уникальностью, индивидуальным подходом.
В процессе создания интернет-магазина Jewellery были изучены ближайшие конкуренты, которые работают в секторе hand-made. Анализ показал, что качество представления интернет-магазинов, их наполняемость и структура далеки от идеала. Были изучены сайты магазинов украшений ручной работы LadyBead (http://ladybead.ru), Beautyshop (http://julia-batirova.com), Stilnoshop (http://stilnoshop.ru).
Страницы интернет-магазинов очень часто перегружены информацией, для извлечения дополнительной прибыли магазины вывешивают на страницах баннерную рекламу сторонних компаний, которая отвлекает внимание от товаров и мешает совершить покупку. Тексты, размещаемые на страницах, скучны, в дизайне оформления сайта нет единого стилевого решения.
Главная страница сайта интернет-магазина LadyBead содержит довольно много различного рода информации. На ней представлены ссылки на страницы с советами для покупателей, информация о выгодных предложениях, о новинках, о возможности выполнения работы на заказ, а также представлены фотографии некоторых изделий из каталога. В целом вид главной страницы не имеет четкой структуры. Материал разбросан, не имеет определенной логики в своем представлении. На главной странице не представлены категории товаров. Также отсутствует информация о ценах изделий в описании. Заказ товара затруднителен. Отсутствует функция онлайн-покупки. На сайте присутствуют отвлекающие рекламные баннеры, не имеющие отношения к основному виду товара, продаваемого данным магазином.
При создании сайта интернет-магазина Beautyshop были тщательнее продуманы детали, важные для успешного функционирования on-line магазина. Главная страница включает информацию о категориях товара, представленных в каталоге. Также на ней размещены информация об авторе изделий, ссылки на популярные товары, представлены фотографии изделий, что заставляет потенциального покупателя обратить внимание на товар. Автор изделий ведет свой собственный блог на сайте, где делится с клиентами и поклонниками творчества историями из своей жизни. На странице Inspiration автор помещает различные тематические статьи для привлечения клиентов. Целевой аудиторией данного магазина являются в основном молодые женщины, поэтому умело используются статьи на темы «10 примеров других слов при общении с ребенком», «Синдром тетки» и др. Магазин предлагает различные способы доставки товара и его оплаты. Имеется возможность доставки как по городу, так и за его пределами. Предусмотрена как наличная, так и безналичная форма оплаты товара. Оформление и наполненность сайта интересные, современные, навигация достаточно удобная. Товар можно приобрести в режиме онлайн, воспользовавшись собственной корзиной.
Основным недостатком является отсутствие выгодной доставки. Многие магазины берут заботу о доставке большого заказа до клиента на себя, что, конечно же, понравится покупателю.
Сайт интернет-магазина Stilnoshop имеет довольно продуманную структуру. Главная страница является достаточно информативной. На ней представлены категории товаров, показаны новые поступления в продажу, помещена информация об авторе изделий. На данной странице настроено
слайд-шоу изделий из каталога. На сайте имеется блог, где автор делится интересной информацией, дает мастер-классы по изготовлению изделий, рассказывает о модных тенденциях года, дает советы по созданию образа с использованием украшений, продающихся на сайте. Предусмотрена отдельная страница для распродажи - Sale. Но нет ни одного товара по специальному предложению.
На сайте имеется особая функция постоянного покупателя. Постоянный покупатель должен быть зарегистрирован на сайте, он имеет возможность добавлять товар в закладки, имеет доступ к ускоренному заказу, может отслеживать статус заказа, а также просматривать историю покупок, вести личный кабинет. В магазине предусмотрено оформление запроса на возврат товара. Дополнительно предлагается продажа подарочных сертификатов.
Большим недостатком является то, что на сайте имеется несколько пустых страниц без наполнения: страница о доставке, политика безопасности, условия соглашения.
В процессе анализа on-line магазинов, занимающихся продажей изделий hand-made, мы пришли к выводу, что конкуренция высока лишь по количеству страниц в Интернете, которые предлагают украшения ручной работы, но по качеству уровень конкуренции довольно низок [3].
Анализ конкурентов позволил выработать стратегию создания интернет-магазина Jewellery. При создании интернет-магазина в Magento необходимо зарегистрироваться в системе, получив при этом права администратора. Администратор получает доступ к возможностям изменения типовой конфигурации интернет-магазина, управления его настройками и т.п.
Интернет-магазин необходимо заполнить товарами. При этом необходимо тщательно продумать представление товара на сайте. Очень важно в выгодном свете показать украшение клиенту, чтобы он обратил внимание на товар и у него появилось желание приобрести его. Система Magento использует три типа изображения товара - основное (base), малое (small) и миниатюру (thumbnail). Для каждого из трех типов можно подобрать соответствующую картинку (рис. 1).
Рис. 1. Изображение товара в магазине, созданном на CMS Magento
При добавлении изделий важно организовать структуру их представления, продумать категории, в которых будут находиться отдельные товары. Корректно названные категории и правильно организованная структура подкатегорий облегчают пользователям поиск нужного товара и повышают удобство перемещения по сайту (рис. 2).
Серьги (ИД: 5) ^ttJ 1 " "■"' ■
категории серьги |ид:й)
Добавитыитегорию
0 До&гвить подкатегории Общая информация НасщЛи отабрамеин Настраиваемый диаин Товары категории
Свернуть &СН I РаЗБерЧ^ТЪ Е::t
Default Category (0) И Общая информация
Серьги (6) Копье(10) название * Серьга
Ьра;леты (10) Активна' да
Бусы (В) Главная страница(5) Браслеты на выбор (6) Адрес ser-ji Создать гюстоянную переадресацнп для старых IRL
Выбор браслета (1) Описание Эксклюзивные серьги ручной работы, выполненные иа бисера, бусин, натуральны/ камней Качественные, оригинальные, мэдные изделия.]
Рис. 2. Добавление категории товара
В интернет-магазине Jewellery создано 4 категории товаров: «Серьги», «Бусы», «Колье», «Браслеты». Данные категории были выбраны по принципу наиболее популярных и востребованных видов украшений.
Чтобы покупатель имел представление об изделии, необходимо добавить товару максимально понятное и полезное описание. Для этого можно воспользоваться системными атрибутами в Magento или же создать собственные простые атрибуты и наборы атрибутов. Атрибуты в Magento - это описание и характеристики товара. Системные атрибуты включают имя, цену и номер SKU (артикул), без которого товар не может быть внесен в систему. Артикул важен для идентификации товара, складского учета и многих других важных опций товарооборота, который поддерживается системой Magento.
Если для полной информации о том или ином изделии не хватает стандартных характеристик, то можно создать собственный простой атрибут и включить его в набор атрибутов. Набор атрибутов - это множество признаков, специально подобранных для поиска конкретного типа товара. Подобные наборы должны содержать в себе все системные атрибуты, а также простые, специально созданные администратором. В интернет-магазине Jewellery были созданы два простых атрибута: color (цвет) и size (размер). Данные атрибуты позволяют добавить дополнительную информацию о товаре, а именно о цвете изделия и его размере. После добавления атрибутов в набор данные характеристики появляются на сайте среди информации о продукте.
Многоуровневая навигация является одной из наиболее популярных функций Magento, созданных для того, чтобы ориентироваться в электронном магазине быстро и легко. Благодаря ей пользователь может найти интересующий его товар гораздо быстрее, отфильтровав его по конкретному свойству. Для этого при создании атрибутов администратору необходимо включить их
использование в многоуровневую навигацию. После выполнения данных действий в магазине появится возможность выбора товара по размеру, цвету и цене, что значительно ускорит процесс поиска интересующего клиента изделия (рис. 3).
Рис. 3. Многоуровневая навигация в М^еШ:о
Страницы товарных категорий и страницы товаров - основа любого интернет-магазина. Для этих страниц важно продвижение в поисковых запросах, так как пользователи очень часто ищут не конкретный магазин, а конкретный товар. В Magento есть возможность реализовать отдельные элементы 8ЕО-стратегии. 8ЕО-стратегия - это специальный набор мер по продвижению сайта в поисковиках. 8ЕО-стратегия - разнонаправленный процесс, который параллельно охватывает несколько важных аспектов: непосредственную работу с контентом, оптимизацию структуры сайта, активность внешних ссылок, работу с социальными сетями, работу над статусом и репутацией компании.
В Magento предусмотрена работа с метаинформацией для различных страниц сайта: страниц товаров, страниц товарных категорий, страниц с продающим контентом. Метаинформация, используемая для индексации страниц, предназначена для поисковых систем (рис. 4).
Каждый предприниматель заинтересован в максимально высоких продажах товаров в своем интернет-магазине. В Magento имеется специальная возможность добавления на страницу товара других товаров, которые могут заинтересовать покупателя: сопутствующих, дополнительных (более дорогих) товаров. Сопутствующий товар - это товар, который вы хотите продать клиенту вместе с тем, который он просматривает. Клиент, заинтересовавшийся колье, может обратить внимание и на кольцо или серьги, которые являются прекрасным дополнением к выбранному товару. Благодаря такой функции можно значительно увеличить продажи, а значит, и прибыль магазина.
Рис. 4. Добавление метаинформации для товара
По статистике, каждый восьмой покупатель совершает покупку при наличии акции, даже если не собирался этого делать. Следовательно, это прекрасный способ не только для привлечения новых покупателей, но и для стимуляции продаж среди постоянных клиентов. Этот вопрос в Magento можно решить при помощи установки различных типов цен. Основными видами цен здесь являются простая цена, многоуровневая цена, цена для различных групп клиентов и цена особого предложения.
Простая цена является начальной и не зависит от того, кто именно приобретает данный товар. Многоуровневая цена предполагает скидку при покупке определенного количества товара (рис. 5). Например, можно установить скидку для покупателя, который приобретает два и более товара в данном магазине. Чем больше изделий выбирает потенциальный клиент, тем ниже цена за каждое украшение.
>< Лоднеска-орошь"Грация'
Цены
инфориэция Изображения Повторяющиеся платежи Днзнмн
Параметры подарка Склад Категории
Сопутствующие товары Похожие тиару Перекрестные прсщзтки Отзывы о товаре метки товара
Клиенты, обметившие- товар Настраиваемые вдочэнты
Рис. 5. Установка многоуровневой цены
Цена для групп клиентов устанавливается в том случае, если требуется увеличить продажи среди определенной категории покупателей (рис. 6). Например, можно предоставить персональную скидку для зарегистрированных пользователей, тем самым увеличить число постоянных клиентов.
ф Серьги "Шарм" (Default)
I Цены
Цена 4 600.00
[RUB]
Group Price Группа клиентов Ценя Действие
General v 500
lr+жз;
Цена особого предложения
[RUB]
Особое предп. действует с 1 Щ
Особое предп. действует по □ и
Tier Price Группа клиентов Кол-во Цена Действие
| О Добавить уровень |
Применить РРЦ Использовать настройки конфигурации
(рекомендованные розничные
цены)
Отображать текущую цену Использовать настройки конфигурации
Рекомендованная розничная 1
цена производителя [RUB]
Налоговый класс А Отсутствует
Рис. 6. Установка цены по группам
Еще одним действенным способом для привлечения покупателя является установление цены особого предложения (рис. 7). Данный вид цены используется для того, чтобы повысить продажи малопопулярного товара. В случае если товар залежался на полках, можно установить краткосрочную акцию, чтобы покупатель смог приобрести товар по выгодной цене. Причем не обязательно устанавливать слишком низкую цену, достаточно лишь проинформировать потенциальных клиентов о том, что акция проводится в течение ограниченного времени.
В CMS Magento существует огромное количество возможностей и функций. Данный «движок» сайта значительно упрощает процесс создания интернет-магазина, именно поэтому он так популярен среди пользователей и занимает лидирующие позиции среди всех существующих систем по управлению электронным бизнесом. Однако для подключения возможности оплаты через платежные системы Webmoney или Яндекс потребуется помощь программиста, что приведет к дополнительным тратам.
Magento - наиболее функциональный движок для создания интернет-магазинов. Необходимо развивать данную систему под отечественный рынок.
Информация о товаре
Основные параметры Цены
Meta информация Изображения Повторяющиеся платежи Дизаин
Параметры подарка
$ Браслет "Винтаж" (Default)
Вернуться
Сбросить ™ Удалить I 0 Дублировать 1 0 Сохранить
Ш
шш
Склад Категории
Сопутствующие тоевры Попоите товары
Перекрёстные продажи Отзывы о товаре Млн товара
Цены О Соэд<
Цена* 2000.00
[RUB]
Group Price Группа клиентов Цена Действие
| О Добавть цену дли группы J
Цена особого предложения 1700.00
[RUB]
Особое предо, действует с 13.012015 Ц
Особое предл, действует по 27.03,2015
Tier Price Группа клиентов Кол-во Цена Действие
|f 0 Добавить уровень |
Применить РРЦ Использовать нэстроики конфигурации ""i
(рекомендованные розничные
цены»
Клиенты, пометившие товар
Настраиваемые варианты
Рис. 7. Установка цены особого предложения
Список литературы
1. Федеральный закон «Об электронной торговле» - URL: http://www.ekey.ru/ info_def/legally_concerned/e_trade (дата обращения: 20.05.2015).
2. Компании Alexalnternet. - URL: http://www.alexa.com (дата обращения: 20.05.2015).
3. Балабанов, И. Т. Электронная коммерция / И. Т. Балабанов. - СПб. : Питер, 2011. - 334 с.
4. Rice William Magento: Beginner's Guide. - Birmingham ; Mumbai : Packt Publishing, 2009. - 281 p.
Люлякина Дарья Николаевна
студентка,
Пензенский государственный университет E-mail: [email protected]
Лазуко Алина Георгиевна
студентка,
Пензенский государственный университет E-mail: [email protected]
Рындина Светлана Валентиновна
кандидат физико-математических наук, доцент, кафедра экономической кибернетики,
Пензенский государственный университет E-mail: [email protected]
Lyulyakina Dar'ya Nikolaevna student,
Penza State University
Lazuko Alina Georgievna student,
Penza State University
Ryndina Svetlana Valentinovna candidate of physical and mathematical sciences, associate professor,
sub-department of economic cybernetics, Penza State University
УДК 330.4 Люлякина, Д. Н.
Анализ возможностей CMS Magento для создания интернет-магазина украшений / Д. Н. Люлякина, А. Г. Лазуко, С. В. Рындина // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2015. - № 2 (14). - C. 24-34.