Впервые проведено системное исследование особенностей процесса военно-профессиональной подготовки студентов и студенток гражданского медицинского вуза. Обоснована возможность прогнозирования и многокритериальной оценки индивидуальной успешности подготовки офицеров медицинской службы запаса в гражданском медицинском вузе. Сконструирована личностно-ориентированная авторская технология оптимизации такой подготовки. Ключевые слова: военно-профессиональная подготовка, офицеры медицинской службы запаса, гендерные особенности, оптимизация индивидуальной подготовки.
УДК 614.23:355.237
АНАЛИЗ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРОВ МЕДИЦИНСКОЙ СЛУЖБЫ ЗАПАСА
© 2006 г. О. Г. Климчук, А. Н. Гужвин, Н. Н. Касаткин,
П. А. Крупнов
Государственная медицинская академия, г. Астрахань
В последние годы приобрел актуальность личностно-ориентированный подход в образовательном процессе [1, 7, 16]. В то же время особенности военно-профессиональной подготовки будущих офицеров медицинской службы запаса в медицинских вузах в зависимости от половой принадлежности практически не исследовались, что послужило основанием для проведения настоящей работы.
Анализ литературы показывает, что женщины-врачи наравне с мужчинами играют очень важную роль в осуществлении медицинского обеспечения войск, особенно в военное время. При этом одним из основных «поставщиков» военных врачей-женщин для Вооруженных сил РФ являются гражданские медицинские вузы. Но если целесообразность гендерных исследований в настоящее время не вызывает никаких сомнений и военно-профессиональное обучение слушате-лей-женщин в военно-медицинских вузах получило определенное научное обоснование [4, 5, 10, 13, 17], то особенности подготовки женщин-офицеров медицинской службы запаса на кафедрах военной и экстремальной медицины гражданских медицинских вузов практически не исследовались.
Сейчас появилась необходимость в системном анализе рассматриваемого процесса. Именно теория систем позволяет учесть его сложность и многокомпонентность [2, 3, 6, 7—9, 12, 13].
Не разработаны вопросы прогнозирования и текущей оценки индивидуальной успешности военно-профессиональной подготовки в гражданских медицинских вузах. По мнению В. В. Сафронова [14, 15],
В. Ф. Киричука и соавт. [3], С. В. Полковова [11], Н. Г. Коршеве-ра [5, 6], В. А. Решетникова и соавт. [12, 13], эти вопросы могут перспективно решаться на основе корреляционного и многофакторного регрессионного анализа и положений теории принятия решений.
Данный методологический подход, а также плодотворность реализации личностно-ориентированного подхода к подготовке офицеров медицинской службы запаса позволяют обосновать соответствующую технологию оптимизации профессиональной подготовки будущих офицеров медицинской службы запаса.
Объекты и методы исследования
Впервые проведено системное исследование особенностей процесса военно-профессиональной подготовки студентов и студенток гражданского медицинского вуза. Обоснована возможность прогнозирования и многокритериальной оценки индивидуальной успешности военнопрофессиональной подготовки офицеров медицинской службы запаса в гражданском медицинском вузе. Сконструирована личностно-ориентированная авторская технология оптимизации военно-профессиональ-
ной подготовки студентов и студенток гражданского медицинского вуза.
Объектом исследования стали студенты и студентки, проходящие обучение на кафедре военной и экстремальной медицины Астраханской государственной медицинской академии. Предметом исследования является многокритериальная оценка, прогнозирование и оптимизация индивидуальной подготовки офицеров медицинской службы запаса в гражданском медицинском вузе.
Отмеченные выше обстоятельства определили цель настоящей работы, которая заключается в исследовании особенностей процесса военно-профессиональной подготовки офицеров медицинской службы запаса в гражданских медицинских вузах, разработке теоретических и практических аспектов прогнозирования, оценке индивидуальной успешности этого процесса и его оптимизации.
Для достижения цели работы использовался комплекс методов исследования: историческое сопоставление, нормативно-правовой мониторинг, педагогическая диагностика, социологический, статистический, математическое моделирование.
Выдвинутая в исследовании гипотеза предполагает, что оптимизация военно-профессиональной подготовки студентов и студенток гражданского медицинского вуза возможна на основе реализации личностно-ориентированного подхода, в частности предварительного индивидуального прогнозирования, и текущей многокритериальной оценки ее успешности, проведения целенаправленных корригирующих мероприятий, направленных на изменение уровня соответствующих информативных критериев.
Методологической базой работы послужили принципы и положения теорий систем и принятия решений.
В ходе сбора материалов исследования и при последующей их статистической обработке использовалась персональная ЭВМ типа 1ВМ с использованием пакета прикладных программ «^а^Иса».
Задачи исследования:
1. Провести военно-педагогическую диагностику качества военно-профессиональной подготовки студентов и студенток медицинского вуза.
2. Разработать модель прогнозирования индивидуальной успешности военно-профессиональной подготовки студентов и студенток гражданского медицинского вуза.
3. Обосновать личностно-ориентированную технологию оптимизации военно-профессиональной подготовки студентов и студенток гражданского медицинского вуза.
Результаты исследования и их обсуждение
В ходе выполнения работы в период с 2003 по 2006 год проводилось анонимное анкетирование одних и тех же студентов (156 человек — группа сравнения) и студенток (120 человек — основная группа), проходящих обучение по программе подготовки офицеров
запаса на кафедре военной и экстремальной медицины (ВЭМ) Астраханской государственной медицинской академии. В частности, исследовалось их отношение к процессу их военно-профессиональной подготовки.
При изучении мотивации выбора профессии врача установлены различия в структуре ответов среди девушек и юношей. Так, мотив «желание помочь людям» был присущ большему (на 10 %) числу девушек. На их выбор в большей степени повлияли родственники и друзья (11 %). Для девушек существенно меньшую (почти в 6 раз) роль в выборе профессии играл мотив ее престижности.
Студенты и студентки существенно различались по причинам принятия решения заниматься военнопрофессиональной подготовкой. Так, для студенток в
4,5 раза менее значимым было желание приобрести новые знания, в 3,8 раза — желание быть готовым, при необходимости (война), профессионально защищать Отечество. Для них приоритетной причиной (в 1,9 раза более значимой, чем у студентов) было стремление испытать себя. Кроме того, для девушек важную роль играли материальные соображения, в частности прибавка к стипендии (роль данной причины была важна только для 5 % студентов, то есть в 6,3 раза меньше). Можно также отметить, что для 13,3 % студенток было значимым «стремление не отличаться от студентов-мужчин» (табл. 1).
Таблица 1
Причины принятия решения заниматься военно-профессиональной подготовкой
(числитель — студентки, знаменатель — студенты)
Причина % ответа / ранг. место
Желание приобрести новые знания 13.33 / 4 59,74 / 1
Стремление испытать себя 44,16 / 1 23,37 / 5
Желание быть готовым при необходимости (война и т. п.) профессионально защищать Отечество Желание после окончания обучения в вузе служить в Вооруженных силах по контракту 15,0 / 3 58,44 / 2 6,66 / 6 31,16 / 4
Желание в будущем избежать службы в ВС РФ 0/ 9 41,52 / 3
По материальным соображениям (прибавка к стипендии) По совету родственников или друзей 32,5 / 2 5,19 / 7,5 5,83 / 7 6,49 / 6
Стремление не отстать от своих товарищей 9,16 / 5 5,19 / 7,5
Другое 2,5 / 8 3,89 / 9
Большинство опрошенных (91,6 студенток и 98,7 % студентов) с интересом относились к изучению военных дисциплин. Вместе с тем в начале обучения можно отметить различия между группами. Так, у студенток общий коэффициент различия равнялся
0,64, а у студентов — 0,85 (р < 0,05). При этом среди студенток были такие, которым было «скорее неинтересно, чем интересно» и даже «неинтересно».
В дальнейшем у студенток наблюдалась значимая динамика рассматриваемой характеристики — до
0,76 в конце четвертого курса (табл. 2).
Таблица 2
Отношение студентов к изучению военных дисциплин в начале обучения (числитель — студентки, знаменатель — студенты)
Ответ % ответа
Интересно 42.5 71,43
Скорее интересно, чем неинтересно 49,1 27,27
Безразлично 25 1,3
Скорее неинтересно, чем интересно 4,1 0
Неинтересно 16 0
Зарегистрированы отличия в самооценке знаний по военным дисциплинам будущими офицерами медицинской службы запаса в зависимости от половой принадлежности. Так, в первый год военнопрофессиональной подготовки студенты значимо более высоко оценивали свои знания по военной топографии, общевоинским уставам, общей тактике, строевой подготовке. Такое положение сохранялось и в дальнейшем в отношении последних двух дисциплин. Аналогичные данные получены при самооценке знаний по организации и тактике медицинской службы (ОТМС), военной гигиене и военной эпидемиологии
— второй и третий годы военно-профессиональной подготовки, а также военно-полевой хирургии — третий год подготовки.
Наиболее трудно (первое ранговое место ) студентам давалось изучение ОТМС, студенткам — общевоинских уставов. На третьем ранговом месте для студентов были общевоинские уставы, для студенток — ОТМС. Существенные различия также наблюдались в отношении оценки трудности изучения военной эпидемиологии, военной гигиены, строевой подготовки, военной токсикологии, радиобиологии и медицинской защиты (ВТРМЗ) — больше усилий прикладывали студентки. В целом можно отметить, что студентки в большей степени испытывали затруднения при изучении военных дисциплин, за исключением ОТМС (табл. 3).
В первый год наблюдения у студентов преобладала интеллектуальная, а у студенток — эмоциональная нагрузка. В последующем у всех респондентов превалировала интеллектуальная нагрузка. Можно также отметить, что на протяжении всего периода военнопрофессиональной подготовки студенты сравнительно в большей степени испытывали физическую нагрузку, а студентки — эмоциональную.
Студентки существенно более оптимистично оценивали успешность усвоения программы военнопрофессиональной подготовки. При этом количество «отстающих» среди студенток в первый год военно-профессиональной подготовки было в 2,4 раза больше, чем среди студентов.
Таблица 3
Сравнительная характеристика трудности изучения военных дисциплин, баллы (числитель — студентки, знаменатель — студенты)
Дисциплина Среднее место Ранг. место
Военная топография 4,4 4,69 2 2
Общевоинские уставы 4,23 4,61 1 3
Общая тактика 4,73 4,90 4 4
Строевая подготовка 5,12 6,84 8 9
Организация и тактика медицинской службы 47 ,5 ,6 4, 3, 3 1
Военная токсикология, радиология 4,85 6
и медицинская защита 5,11 6
Военная гигиена 5,18 6,40 9 7
Военная эпидемиология 4.94 6.94 7 10
Военно-полевая хирургия 4,75 5,00 5 5
Военно-полевая терапия 6,74 6,68 10 8
В первый год военно-профессиональной подготовки для студентов наиболее значимыми причинами отставания (табл. 4) являлись специфика военных дисциплин (мнение более половины опрошенных, в
2,6 раза больше ответов, чем у студенток), трудности адаптации к новым условиям обучения (ответы почти половины респондентов, в 2,3 раза больше) и низкий уровень базовой подготовки (четвертая часть, в 2,6 раза больше).
Таблица 4
Причины отставания опрошенных в усвоении программы военно-профессиональной подготовки, % ответов (числитель — студентки, знаменатель — студенты)
Причина 2-й курс 3-й курс 4-й курс
Недостатки в материально-техническом обеспечении занятий на кафедре 20,0 22,6 45,5 29,0 18,2 32,3
Трудности адаптации к новым условиям обучения 20,0 45,2 45.5 6.5 27,3
Низкое денежное обеспечение 30,0 6,5 45,5 13,0 63,4 6,5
Специфика военных дисциплин 20,0 51,6 27,3 58,1 36,4 29,0
Низкая мотивация 10,0 6,5 91 3,3 91 3,3
Отклонения в состоянии здоровья — 18,2 12,9 91 3,3
Недостаточный уровень физической подготовленности 3,3 12,9 91 12,9
Плохое знание русского языка 3,3 — —
Предвзятость преподавателей 6,5 18,2 91 6,5
Плохие отношения с товарищами — 3,3 —
Низкий уровень профессиональной подготовки преподавателей кафедры — — —
Продолжение таблицы 4
Причина 2-й курс 3-й курс 4-й курс
Низкий уровень базовой подготовки 10,0 25,8 54,6 19,4 63,4 3,3
Недостаточное число учебных часов 12,9 18,2 25,8 36,4 22,6
Недостатки в организации самостоятельной подготовки на кафедре ВЭМ 9,7 27,3 6,5 96
Много времени приходится уделять семье — 3,3 36,4 9,7
Индивидуально-психологические особенности личности 30,0 3,3 36,4 16,1 18,2 9,7
Насмешки со стороны студентов — — 91
Преподаватели не учитывают особенности процесса военно-профессиональной подготовки студенток 60.0 18,2 91
В это же время, по мнению значительного числа студенток, их «отставание» было обусловлено тем, что преподаватели не учитывают гендерных особенностей процесса военно-профессиональной подготовки. Более чем третья часть опрошенных считала такими причинами индивидуально-психологические особенности личности (в 9 раз больше, чем студентов) и низкое денежное обеспечение (в 4,6 раза больше, чем студентов).
На третьем курсе (второй год военно-профессиональной подготовки) для студентов наиболее значимой причиной «отставания» оставалась специфика военных дисциплин (в 2,1 раза больше ответов, чем у студенток). В этот период число существенных причин для студенток было большим: низкий уровень базовой подготовки (55 % ответов, в 2,8 раза больше, чем у студентов); низкое денежное обеспечение (3,5 раза больше), трудности адаптации к новым условиям обучения (в 7 раз больше), недостатки в материально-техническом обеспечении занятий на кафедре ВЭМ (в 1,6 раза больше) по 46 % ответов; индивидуально-психологические особенности личности (36,4 %, в 2,3 раза больше, чем у студентов), предвзятость преподавателей (18,2 %, у студентов таких ответов не было). По-прежнему для 18,2 % «отстающих» студенток имел значение тот факт, что преподаватели не учитывают особенностей процесса их военно-профессиональной подготовки.
Последний, третий, год военно-профессиональной подготовки (или четвертый курс обучения в вузе) характеризовался тем, что значимо большее число студенток считало причиной своего отставания низкий уровень базовой подготовки (63,4 % ответов против 3,3 у студентов, или в 19 раз), недостаточное денежное обеспечение (63,4 % против 6,5 у студентов, или в 9,8 раза), необходимость уделять много времени семье (36,4 % против 9,7 у студентов, или в 3,8 раза), трудности адаптации к новым условиям обучения (27,3 %, у студентов — 0). Только на причину «недостатки в материально-техническом обеспечении занятий на кафедре ВЭМ» указало
значимо большее число студентов (32,3 % против 18,2 у студенток, или в 1,8 раза).
Студентки и студенты различались по отношению к новым условиям военно-профессиональной подготовки, к которым они должны были адаптироваться. Для студенток в первый год обучения на кафедре ВЭМ более значимыми были следующие основные факторы адаптации: непривычные для «гражданского» условия поведения (воинское приветствие, строгая дисциплина, отношения с преподавателем как с начальником и т. п.) и специфика изучаемых военных дисциплин. На втором году военно-профессиональной подготовки такие различия наблюдались в отношении необходимости ношения военной формы одежды, несения службы во внутреннем наряде по кафедре, отсутствия необходимого времени для отдыха.
Третий год наблюдения характеризовался значимым различием по таким новым условиям, как обязательная самоподготовка, отсутствие необходимого времени для отдыха, непривычные для «гражданского» условия поведения. И здесь значимость перечисленных условий для студенток была выше.
Наблюдались и различия в динамике отношения опрошенных к новым условиям военно-профессиональной подготовки. Так, у студенток во второй год обучения на кафедре ВЭМ отмечалось существенное повышение значимости ответа «необходимость ношения военной формы одежды», которая в третий год обучения вернулась к исходному уровню. В это же время у студентов статистически достоверной динамики рассматриваемого ответа не было.
В целом следует отметить, что, по всей вероятности, процесс адаптации к новым условиям военнопрофессиональной подготовки у студенток протекал менее благоприятно, чем у студентов. Студенты и студентки различались по отношению к недостаткам в материально-техническом обеспечении занятий на кафедре ВЭМ. Студентки большее внимание обратили на недостаточное использование в процессе военно-профессиональной подготовки технических средств обучения (наибольшее число ответов, в
1,6 раза больше, чем у студентов). Для студентов в такой же степени значимым было использование в процессе обучения на кафедре ВЭМ устаревшей учебной литературы (в 2,2 раза больше ответов, чем у студенток), а также то обстоятельство, что при проведении полевых занятий было недостаточно автомобильной техники (в 3,3 раза больше ответов, чем у студенток), медицинской техники и имущества (в 1,7 раза).
Одной из причин отставания в усвоении программы военно-профессиональной подготовки были индивидуально-психологические особенности личности отдельных обучаемых. Оказалось, что их перечень у студенток более обширен, чем у студентов. К нему, кроме недостаточной памяти, недостаточного внимания, вегетативной лабильности, неуверенности в себе, чрезмерной самоуверенности, характерных
для обеих групп, относятся: психоэмоциональная неустойчивость, неустойчивость к стрессам, низкие волевые качества, невыразительная речь. В то же время для «отстающих» студентов в большей степени характерно недостаточное внимание (44,2 % ответов против 13,3 у студенток).
По-иному студентки (хотя и при одинаковой направленности динамики) оценивали уровень своей физической подготовленности — статистически достоверно ниже, чем это сделали студенты.
Различалась также оценка студентками и студентами значимости изучаемых военных дисциплин для своей возможной будущей военно-профессиональной деятельности. Так, в первый год военно-профессиональной подготовки студентки существенно более низко оценивали значимость таких дисциплин, как военная топография, общевоинские уставы, общая тактика, строевая подготовка, военная эпидемиология, военно-полевая хирургия, и более высоко — ВТРМЗ, военно-полевая терапия. Сравнительно более позитивное отношение к значимости последних двух дисциплин сохранялось и в последующие годы наблюдения.
В процессе военно-профессиональной подготовки преподавательскому составу удалось сформировать у обучаемых ряд качеств, которые должны быть присущи военному врачу. Причем этот процесс был более успешен в отношении студентов — уровень самооценки сформированности перечисленных качеств (за исключением интереса к военно-медицинскому делу) у них выше.
Кроме того, можно отметить, что если у студентов в наибольшей степени, по их мнению, были сформированы такие качества, как дисциплинированность, целеустремленность, интерес к военно-медицинскому делу, то у студенток — интерес к военно-медицинскому делу и требовательность.
В конце военно-профессиональной подготовки будущими военными врачами запаса обоих полов был оценен одинаково только уровень теоретической подготовки по военно-медицинским дисциплинам. Уровень всех остальных показателей был оценен студентками ниже, чем студентами. При этом студентки ниже всего оценивали такие уровни, как физическая подготовленность, умение организовать деятельность подчиненного подразделения в военное время, строевая выучка.
Студентки считали, что после завершения военнопрофессиональной подготовки они были значимо в меньшей степени, чем студенты, готовы к исполнению обязанностей на различных должностях медицинской службы воинской части.
Отмечен ряд причин сомнений относительно готовности респондентов исполнять в воинской части обязанности военного врача. В качестве основной причины (около 70 % ответов) сомнений студенты называли низкий уровень их практических навыков, для студенток такой одной значимой причины не было.
Можно отметить, что для них более существенными были такие характеристики, как «низкий уровень физической подготовленности» и «отсутствие психологической готовности к исполнению должностных обязанностей» (табл. 5).
Таблица 5
Причины сомнений относительно готовности исполнять обязанности военного врача (студентки — числитель, студенты — знаменатель)
Причина % ответов
Низкий уровень практических навыков 23.3 67,5
Низкий уровень теоретических знаний 17.5 13,0
Отсутствие целенаправленной подготовки к организации медицинского обеспечения в мирное время 266 35,1
Отсутствие психологической готовности к исполнению должностных обязанностей 30,8 13,0
Низкий уровень физической подготовленности 22,5 5,2
Установлено, что в основном (подавляющее число ответов) отношения между студентками и студентами в коллективе были хорошими (или скорее хорошими). Лишь отдельные опрошенные оценили эти отношения как «скорее плохие, чем хорошие». Однако при подсчете коэффициента удовлетворенности отношениями в коллективе оказалось, что в первые два года военно-профессиональной подготовки он равнялся 0,81, а в последний — 0,77, то есть в целом имела место тенденция к ухудшению взаимоотношений.
Респондентами были определены мероприятия, которые, по их мнению, могут оптимизировать процесс военно-профессиональной подготовки. Здесь также замечены различия во мнениях студенток и студентов. Так, студентки приоритетным считали необходимость целенаправленного изучения вопросов медицинского обеспечения не только военного, но и мирного времени, они предлагали существенно повысить стипендию заключившим контракт с Министерством обороны РФ (до 80 % ответов), ввести в программу обучения войсковую стажировку (56 % ответов). В то же время для студентов более значимым было бы осуществление следующих мероприятий: обеспечение учебного процесса современными учебниками и учебными пособиями; отведение преподавателями на занятиях большего времени на отработку практических навыков и в большей степени использование технических средств обучения (84, 74 и 70 % ответов соответственно); введение в учебный план занятий по физической подготовке; целенаправленное изучение вопросов медицинского обеспечения не только военного, но и мирного времени; улучшение материально-технической базы кафедры ВЭМ (61, 56 и 52 % ответов соответственно).
Проведение военно-педагогической диагностики предполагает (после выявления ряда гендерных особенностей в военно-профессиональной подготовке)
разработку модели прогнозирования индивидуальной успешности военно-профессиональной подготовки студентов и студенток гражданского медицинского вуза. Поэтому на следующем этапе исследования был разработан способ прогнозирования индивидуальной успешности военно-профессиональной подготовки и сконструирована соответствующая технология оптимизации этого процесса.
В основу проектирования данного способа положен корреляционный анализ показателей, характеризующих будущих офицеров медицинской службы запаса (информативные критерии), и внешнего критерия успешности их военно-профессиональной подготовки (оценка экспертов). Эти информативные показатели были использованы при построении математической модели прогноза успешности военно-профессиональной подготовки будущих офицеров медицинской службы запаса. При этом был реализован метод многофакторного анализа с построением уравнений множественной регрессии.
Группа экспертов была сформирована из профессорско-преподавательского состава (29 человек) Астраханской государственной медицинской академии, участвующего в процессе военно-профессиональной подготовки. При формировании группы главным критерием была компетентность, которая устанавливалась методом самооценки с определением совокупного индекса — коэффициента уровня компетентности, представлявшего собой среднее значение характеристик уровня своих теоретических знаний, практического опыта и способности к прогнозированию. Теоретические знания были оценены в (4,31 ± 0,07) балла, практический опыт
— (4,31 ± 0,11) балла, способность к прогнозированию — (3,96 ± 0,09) балла. Таким образом, уровень компетентности был «выше среднего» (М = 4,19 балла) при среднем педагогическом стаже 10—17 лет.
С учетом результатов военно-педагогической диагностики военно-профессиональной подготовки был определен перечень из 18 информативных критериев. Для оценки каждого критерия с учетом результатов диагностики были определены три его уровня, каждому уровню присвоены балльные оценки: 10 — высокий, 20 — средний, 30 — низкий (по принципу минимизации). Кроме того, для каждого критерия установлены по методу парных сравнений коэффициенты важности, сумма коэффициентов равняется единице.
Эксперты предложили разделить все критерии на две группы: относительно более значимые (коэффициент значимости более или равен 0,056) и относительно менее значимые (коэффициент значимости менее или равен 0,056).
Реализация такого методического подхода позволила оценить успешность функционирования системы военно-профессиональной подготовки следующим образом:
• «отлично» — все критерии с коэффициентом важности 0,056 и выше получили 10 баллов, остальные не более 20;
• «хорошо» — не менее 50 % критериев с коэффициентом важности 0,056 и выше получили 10 баллов, все остальные не более 20;
• «удовлетворительно» — более 50 % критериев с коэффициентом важности 0,056 и выше получили 20 баллов, а остальные — 10 и не больше 50 % критериев с коэффициентом важности менее 0,042 — 30 баллов;
• «неудовлетворительно» — хотя бы один из критериев с коэффициентом важности 0,056 и выше или более 50 % других получили 30 баллов.
На основе положений теории принятия решений был разработан алгоритм математического обоснования процесса оптимизации военно-профессиональной подготовки, который реализован в машинной программе, выполненной на базе персонального компьютера с помощью комплекса проблемно-ориентированных математических модулей.
Практическая оценка успешности военно-профессиональной подготовки, несмотря на сложный математический аппарат, достаточно проста и заключается в определении уровня информативных критериев и введении данных в компьютер. При этом в качестве исходной информации должны быть учтены коэффициенты важности и модельные варианты.
Существенным достоинством предлагаемого способа является то, что он позволяет провести анализ причин получения определенной оценки, так как показывает, за счет каких критериев или критерия (особенно с максимальной величиной коэффициента важности) она выставлена, и, соответственно, дать рекомендации по оптимизации рассматриваемого процесса, которая осуществляется путем достижения экстремальных (максимальных или минимальных) значений критерия.
Полученные результаты позволили сконструировать технологию оптимизации военно-профессиональной подготовки.
Начальным этапом оптимизации является первичная оценка ее успешности с помощью предлагаемого способа. При этом даже в случае определения благоприятного результата (отличная, хорошая и удовлетворительная оценки) проводятся мероприятия по совершенствованию подготовки. В случае неудовлетворительной оценки путем целенаправленного анализа устанавливаются определившие ее критерии и осуществляются необходимые корригирующие мероприятия. Здесь реализовывался принцип мультипараметрического взаимодействия, когда изменение какого-либо информативного показателя немедленно сказывается на результатах функционирования всей системы. В последующем проводится динамическая оценка, играющая роль обратной связи.
Описанная технология оптимизации функционирования системы военно-профессиональной подготовки, как и ее оценка, автоматизирована.
Выводы
1. Методологической основой оптимизации военнопрофессиональной подготовки является реализация принципов и положений педагогической диагностики, теорий систем и принятия решений.
2. Определение комплекса из 18 информативных критериев с учетом результатов военно-педагогической диагностики, их уровней, коэффициентов важности, модельных вариантов интегральной оценки, корреляционного и многофакторного регрессионного анализа — принципиальные этапы построения математической модели оценки успешности военно-профессиональной подготовки студентов. Разработанный способ, реализованный в машинной программе с помощью комплекса проблемно-ориентированных математических модулей, дает возможность всесторонне и системно характеризовать индивидуальную успешность военно-профессиональной подготовки.
3. Личностно-ориентированная технология оптимизации военно-профессиональной подготовки (в т. ч. с учетом гендерных особенностей) заключается в первичной оценке ее успешности (благоприятной и неблагоприятной) с помощью предлагаемого автоматизированного способа, определении конкретных целенаправленных корригирующих мероприятий, их проведении с реализацией принципа мультипарамет-рического взаимодействия и последующей динамической оценкой, играющей роль обратной связи.
Список литературы
1. Вдовюк В. А. Гендерные исследования в педагогике / В. А. Вдовюк, С. В. Рыков // Высшее образование в России. — 2001. — № 4. — С. 110—117.
2. Касаткин Н. Н. Многокритериальная оценка и оптимизация подготовки офицеров медицинской службы запаса в гражданских медицинских вузах : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Касаткин Николай Николаевич. — Саратов, 2002. — 24 с.
3. Киричук В. Ф. Военно-профессиональная подготовка: системный подход и адаптация / В. Ф. Киричук, Н. Г. Коршевер. — Саратов : СГМУ, 1997. — 303 с.
4. Коршевер Н. Г. Организационная диагностика медицинского обеспечения воинской части и обоснование направлений его оптимизации / Н. Г. Коршевер, П. А. Крупнов. — Саратов, 1999. — 36 с.
5. Коршевер Н. Г. Системный подход и оптимизация подготовки военных врачей / Н. Г. Коршевер, В. В. Бессмертнов, Ю. Г. Ловянников // Доклады Академии военных наук. Серия «Военное здравоохранение и военно-медицинское образование». — Саратов : Академия военных наук, Поволжское отд-ние, 2001. — № 7. — С. 20—24.
6. Коршевер Н. Г. Системный подход и организация медицинского обеспечения / Н. Г. Коршевер. — Саратов, 1996. — 30 с.
7. Костикова И. С. Перспективы гендерного образования в России: взгляд педагога / И. С. Костикова,
A. Д. Митрофанова, Н. У. Пулина и др. // Высшее образование в России. — 2001. — № 2. — С. 68—75.
8. Крупнов П. А. Оптимизация медицинского обеспечения воинских частей в мирное время : автореф. дис. ... канд. мед. наук / Крупнов Павел Анатольевич. — М., 2006. — 25 с.
9. Ловянников Ю. Г. Оптимизация преподавания дисциплины «Управление повседневной деятельностью медицинской службы» в военно-медицинском институте: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ловянников Юрий Георгиевич. — Саратов, 2001. — 25 с.
10. Носов А. Л. Адаптация слушателей военно-медицинского факультета и пути повышения их профессионального образования : автореф. дис. ... канд. мед. наук / Носов Анатолий Львович. — Саратов, 1993. — 25 с.
11. Полковов С. В. Многокритериальная оценка и оптимизация работы по охране здоровья военнослужащих : автореф. дис. ... канд. мед. наук / Полковов Сергей Владимирович. — Саратов, 1999. — 23 с.
12. Решетников В. А. Оптимизация профессиональной подготовки военных врачей / В. А. Решетников, Н. Г. Коршевер, В. Р Гриценгер. — Саратов : Изд-во СГМУ, 1998. — 72 с.
13. Решетников В. А. Военно-профессиональная подготовка студентов медицинских вузов: пути оптимизации /
B. А. Решетников, В. М. Давыдов, Н. Н. Касаткин и др.
— Астрахань ; Саратов, 2002. — 182 с.
14. Сафронов В. В. Методы многокритериальной оптимизации / В. В. Сафронов. — Саратов : СВВКИУ РВ,
1995. — Ч. 1 и 2. — 75 с.
15. Сафронов В. В. Методы многокритериальной оптимизации / В. В. Сафронов. — Саратов : СВВКИУ РВ,
1996. — Ч. 3. — 24 с.
16. Стреколова Н. Г. Гендерная асимметрия в системе высшей школы: проблемы и решения / Н. Г. Стреколова // Высшее образование в России. — 2002. — № 5. —
C. 62—64.
17. Шелепов А. М. Женщины на военной службе в Российской армии / А. М. Шелепов, В. В. Пешков // Военно-медицинский журнал. — 2003. — № 3. —
С. 72—77.
ANALYSIS OF MILITARY PROFESSIONAL TRAINING OF MEDICAL SERVICE OFFICERS IN THE RESERVE
O. G. Klimchuk, A. N. Guzhvin, N. N. Kasatkin,
P. A. Krupnov
Astrakhan State Medical Academy, Astrakhan
For the first time, a system study of peculiarities of military professional training of students at a civil medical higher educational institution has been carried out. The possibility of prognosis and multi-criteria evaluation of individual successfulness of training of medical service officers in the reserve in the civil medical higher educational institution has been grounded. An author’s personality-oriented technology for training optimization has been constructed.
Key words: military professional training, medical service officers in the reserve, gender peculiarities, optimization of individual training.