Kondratov Alexander Petrovich, doctor of technical science, professor, [email protected], Russia, Moscow, Moscow State Print University named Ivan Fedorov,
Ermakova Irina Nikolaevna, postgraduate, [email protected], Russia, Moscow, Moscow State Print University named Ivan Fedorov
УДК 655.3.066:338.512
АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ НА СЕБЕСТОИМОСТЬ ПЕЧАТНОЙ ПРОДУКЦИИ
С.Н. Литунов, М.В. Батищева
Рассмотрены основные способы печати этикетки, проведен анализ и сравнение технико-экономической эффективности ее изготовления тремя способами печати: офсетной, флексографской и цифровой.
Ключевые слова: этикетка, офсетная, флексографская и цифровая печать, анализ технико-экономической эффективности.
Российский рынок печатной продукции переживает кризисные явления в книжно-журнально-газетной полиграфии уже в течение длительного времени. Они связаны с внедрением новых электронных технологий в этой сфере. Только в 2012 году расчетное падение книжного рынка в денежном (руб.) выражении составило минус 4,88 %, в натуральном выражении (экземплярах) — минус 9,53 %. Что касается печатных СМИ, то в краткосрочном прогнозе на 2013 г. данный розничный рынок может потерять до 3.. .5 % в стоимостном выражении, даже несмотря на дальнейший рост розничных цен. По данным мониторинга, ежегодно проводимого маркетинговой компанией «Консалт-Центр», за три года (2009-2012 гг.) тиражи федеральной печатной прессы (около 1000-1500 журналов и 300-500 газет) сократились на 15.20 %.
Интернет, электронные книги и электронные СМИ завоевывают свою часть рынка. Повсеместно сокращаются тиражи. Эти процессы в сочетании с финансовым кризисом подтолкнули производителей традиционного печатного оборудования и полиграфические предприятия к переориентации на изготовление упаковки и этикетки. Заводы всех ведущих фирм по производству косметики и парфюмерии находятся в России, а этикетка является мощным инструментом, выполняющим коммуникационные, информационные, маркетинговые и защитные функции.
Поэтому неудивительно, что этикеточный бизнес на протяжении последних 6 лет демонстрирует устойчивый рост объемов производства. По итогам восьми месяцев 2011 года он составил в натуральном исчислении 13,60 млрд шт. Такие данные приводит в своем исследовании «Анализ рынка этикетки в 2005-2011 годах» компания «Abercade».
Традиционно для воспроизведения этикеточной продукции применяются способы флексографской и офсетной печати. Но современную полиграфию уже невозможно представить без применения средств цифровой печати.
Цифровая печать — одна из наиболее успешно развивающихся технологий в полиграфии. Эта технология позволяет получать оттиски с применением переменной печатной формы. Использование цифровой печати сокращает трудоемкость, исключает формные процессы, дает возможность сделать предварительный просмотр экземпляра, распечатать пробный вариант будущей продукции перед самим печатным процессом, оценить качество и дизайн продукции, и своевременно внести требуемые изменения.
Наиболее эффективно применение цифровых печатных машин в этикеточном бизнесе. Обусловлено это тем, что цифровая технология предоставляет возможность производства персонифицированных этикеток, этикеток для рекламных акций и пробных партий товаров, так как стоимость единицы продукции не зависит от величины тиража.
В 1995 году на выставке Drupa компанией «Indigo» была представлена первая цифровая рулонная печатная машина для изготовления этикетки, и тем самым был открыт принципиально новый способ изготовления этикеток. С тех пор количество производителей цифрового оборудования значительно возросло. Наиболее популярны такие известные бренды как DUPLO, EPSON, HP INDIGO, VUTEK, RISO, XEROX.
Цифровая печать завоевывает все более существенное место в технологии изготовления этикеток. Если вначале это были всего лишь пробные тиражи, то с развитием оборудования, повышением качества печати и включением отделочных операций в процесс, цифровая технология претендует на изготовление этикеток в промышленных масштабах. Поэтому среди полиграфистов идет активное обсуждение эффективности применения цифровой печати для тиражей этикеток разной сложности и величины.
Представлялось целесообразным, взяв за основу определенный вид этикетки, сравнить технико-экономическую эффективность ее изготовления тремя способами печати: офсетной, флексографской и цифровой. Интервал тиражей для расчета выбран от 500 до 100 000 экземпляров. За один экземпляр принят комплект «этикетка+контрэтикетка».
Так как производители косметической продукции из-за большой конкуренции вынуждены постоянно обновлять свой ассортимент и запускать пробные партии товара, возникает необходимость печати этикеток малыми и средними тиражами. Поэтому объектом для расчета был принят
типовой комплект «этикетка+контрэтикетка» на самоклеящейся бумаге для косметической продукции размером 7^14 см, красочностью 6 красок. В качестве отделочного процесса запроектировано выборочное УФ-лакирование, высечка.
Для реализации изготовления заказов способом офсетной печати было принято следующее оборудование: термальная система изготовления печатных форм ScreenPlateRite, листовая печатная машина среднего формата Heidelberg Speedmaster SM 74 и необходимое отделочное оборудование.
Для способа флексографской печати выбраны: устройство цифрового изготовления форм DigitalImagerSpark, узкорулонная печатная машина MarkAndy, включающая в себя секции лакирования и высечки, и дополнительное оборудование.
Цифровая печать теоретически осуществлялась на узкорулонной печатной машине третьего поколения HP Indigo 6000, а в качестве отделочного оборудования выбран комплекс послепечатной обработки Omega Digicon созданный специально для обработки продукции, изготовленной цифровым способом.
В ходе исследования были подобраны материалы одного ценового класса, с целью объективности в оценке качества отпечатанных тиражей.
Проведено технико-экономическое сравнение процессов изготовления этикеток способами офсетной, флексографской и цифровой печати. Для этого было рассчитано необходимое количество расходных материалов, выполнен плановый расчет трудоемкости изготовления продукции, и на основе этих расчетов была выведена себестоимость изготовления тиражей и себестоимость одного экземпляра продукции.
Для сравнения данные по расчету себестоимости представлены в таблице.
Таким образом, на основании проделанных расчетов можно утверждать, что цифровая печать экономически оправданна при изготовлении тиражей в интервале от 500 до 30 000 экземпляров при сравнении с флексографией, и на всем интервале тиражей от 500 до 100 000 экземпляров при сравнении с офсетной печатью. К тому же цифровая печать позволяет предприятиям, специализирующимся на этикеточной продукции, принимать заказы на малые и средние тиражи без экономических потерь.
Полученные в результате проведенных в работе техникоэкономических расчетов данные позволяют провести анализ изготовления этикетки в интервале изменения тиражей от 500 до 100 000 экз. вышеуказанными способами печати, а также оценить влияние технологических параметров на себестоимость печатной продукции.
Трудоемкость является одной из главных составляющих при расчете себестоимости любой продукции, поэтому качестве технологического параметра в своем исследовании мы выбрали именно ее.
Сводная таблица себестоимости изготовления тиражей и себестоимости одного экземпляра
Тираж, экз. Себестоимость Технология
офсетная печать флексографская печать цифровая печать
500 Тираж 6867,2 13418,16 489,24
Экземпляр 13,73 26,84 0,98
1000 Тираж 7378,89 13725,64 984,47
Экземпляр 7,38 13,73 0,984
3000 Тираж 9358,13 14897,65 2960,38
Экземпляр 3,12 4,97 0,986
5000 Тираж 11313,51 16177,74 4919,83
Экземпляр 2,26 3,24 0,983
10 000 Тираж 16266,76 19228,45 9872,34
Экземпляр 1,63 1,92 0,987
20 000 Тираж 26090,53 25369,74 19716,02
Экземпляр 1,3 1,27 0,986
30 000 Тираж 35864,03 31492,84 29599,35
Экземпляр 1,2 1,05 0,987
50 000 Тираж 55685,88 43737,35 49344,73
Экземпляр 1,1 0,87 0,986
100 000 Тираж 100582,73 74390,5 98818,82
Экземпляр 1,05 0,74 0,988
Для сравнения трудоемкости изготовления тиражей разными способами печати полученные результаты были оформлены в виде диаграммы и представлены на рис. 1.
Диаграмма показывает, что трудоемкость цифровой технологии существенно ниже трудоемкости изготовления тиражей способами офсетной и флексографской печати.
Представлялось интересным рассмотреть вклад в трудоемкость каждого из способов печати операций, составляющих технологический процесс. На рис. 2-4 приведены диаграммы трудоемкости для каждой технологии отдельно с указанием весовых частей, занимаемых каждым из про-
цессов.
(В
т
0 х
г
01 о
СІ
>
&
16
14
12
10
8
6
4
2
0
V
□ Офсет
% Флексография
□ Цифровая печать
Тиражи, экз
Рис. 1. Диаграмма сравнения трудоемкости изготовления тиражей
тремя способами печати
и
(В
т
и
0 х
г
01 о
СІ
>
&
□ Разрезка :::: Высечка
□ Лакирование
□ Печать
□ Приладка
□ Изготовление форм
^ °г
V г ^ ^
Тиражи, экз.
Рис. 2. Диаграмма трудоемкости изготовления тиражей способом
офсетной печати
Трудоемкость, час
п
■ ■ ■ ■ Г -■ -1 -- ---
1 1 II II 1 1 II II II II
Контрольно-инспекционные
операции
□ Продольная резка
Печать и отделка Приладка
Изготовление форм
А? Л? Л? ^ (Л0 (Л0 ^
^ ^ ^ ^ о?? ^
\
Тиражи, экз
Рис. 3. Диаграмма трудоемкости изготовления тиражей способом флексографской печати
Я
* 5 .о н и
0
=14
01
о
Ч а
> 3 &
□ Контрольно-инспекционные операции
□ Отделочные процессы
Печать
V V °г ^
Тиражи, экз
Рис. 4. Диаграмма трудоемкости изготовления тиражей способом
цифровой печати
8
7
6
2
1
0
Как видно из диаграмм для способа офсетной и флексографской печати наибольшей трудоемкостью характеризуются операции изготовления печатных форм и приладка. Время на печать тиража мало и несопоставимо с подготовительными операциями в рассмотренном интервале тиражей. Такое положение не могло не сказаться на себестоимости продукции. По результатам расчетов был построен график зависимости себестоимости одного экземпляра продукции от тиража для рассматриваемых способов печати (рис. 5).
Себестоимость экземпляра продукции в цифровой печати практически не изменяется в исследуемом интервале тиражей и составляет 0,98-
0,99 руб. При малых тиражах себестоимость единицы продукции, изготовленной способом флексографской печати, велика и изменяется от 26,84 руб. при тираже 500 экз. и пересекает кривую себестоимости цифровой печати при тираже 40 000 экз.
Офсетная печать при малых тиражах в 500 экз. также характеризуется высокой себестоимостью экземпляра продукции — 13,73 руб., снижение до 1,3 руб. происходит при тираже 20 000 экз., при 100 000 экз. себестоимость — 1,05 руб.
Точкой пересечения себестоимости единицы продукции офсетной и флексографской печати является тираж 20 000 экземпляров.
Рис. 5. Зависимость себестоимости одного экземпляра от тиража
Более наглядно проследить сближение себестоимости единицы продукции цифровой, флексографской и офсетной печати с увеличением тиража позволяет диаграмма, представленная на рис. 6.
Очевидно, что при тиражах от 500 до 10 000 экз. себестоимость цифровой этикетки значительно ниже классических и до тиража 30 000 экз. она сохраняет свое экономическое преимущество. Начиная с 50 000 экз. себестоимость флексографской печати становится ниже, однако трудоемкость всего процесса изготовления этикеток способом цифровой печати остается ниже во всем рассмотренном интервале.
30
Тиражи, экз
Рис. 6. Диаграмма сравнения себестоимости одного экземпляра в трех исследуемых способах печати
Таким образом, на основании проделанной работы можно сделать следующие выводы:
в структуре трудоемкости цифровой печати этикеток отсутствуют операции по изготовлению печатных форм и их установки в машину, что делает ее более оперативной в широком диапазоне тиражей (от 500 до 100 000 экз.);
проведенные расчеты подтвердили, что себестоимость экземпляра продукции при цифровой печати не зависит от тиража;
доказано, что несмотря на дороговизну расходных материалов, себестоимость цифровой этикетки значительно ниже в интервале тиражей от 500 до 30 000 экз.;
для флексографской и офсетной печати установлены тиражи, до которых эффективность применения цифровой печати экономически оправданна;
предприятиям, специализирующимся на выпуске этикеточной продукции, параллельно с классическими способами печати необходимо внедрять печать этикеток способами цифровой печати, что позволит принимать заказы на малые и средние тиражи без экономических потерь.
Список литературы
1. Г аниева Н.М. Проектирование и расчет технологических процессов полиграфического производства: учеб. пособие. Омск: Изд-во ОмГТУ,
74
2010. 123 с.
2. Стефанов, С. О тенденциях развития рынка полиграфии в России
[Электронный ресурс]. - [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://article.unipack.ru/43056/ - Загл. с экрана.
3. Цыбина, Т. Сравнительный анализ рынков розницы и подписки на печатную продукцию в России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.planetasmi.ru/component/blog/comments.html?pid=18995 Загл. с экрана.
4. Цифровая печать этикеток: состояние рынка и тенденции развития. / Флексо Плюс. 2007. № 4. С. 38 - 42.
5. Порог выгоды, или симбиоз цифры и офсета // Флексо Плюс.
2011. № 3. С. 24 - 28.
Литунов Сергей Николаевич, д-р техн. наук, проф., зав. кафедрой, Россия, Омск, Омский государственный технический университет,
Батищева Марина Васильевна, магистрант, Россия, Омск, Омский государственный технический университет
THE ANALYSIS OF INFLUENCE OF TECHNOLOGICAL PARAMETERS ON PRIME COST
OF PRINTED MA TERIALS
S.N. Litunov, M. V. Batishcheva
The main ways of the press of a label are considered, the analysis and comparison of technical and economic efficiency of its production by three ways of the press is carried out: offset, flexographic and digital.
Key words: label, offset, flexographic and digital printing, analysis of technical and economic efficiency.
Litunov Sergey Nikolaevich, doctor of technical sciences, professor, [email protected]. the head of a chair, Russia, Omsk, Omsk State Technical University,
Batishcheva Marina Vasilyevna, master, 2olden_marishka@,mail.ru Russia, Omsk, Omsk State Technical University.