Научная статья на тему 'Анализ влияния сетевых взаимоотношений в проекте на успешность проекта и их связь с социально-психологическими факторами'

Анализ влияния сетевых взаимоотношений в проекте на успешность проекта и их связь с социально-психологическими факторами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
497
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ПОСТАВКАМИ ПРОЕКТА / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ / КОГНИТИВНЫЕ ИСКАЖЕНИЯ / АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сотников Дмитрий Олегович

Цель: на примере управления поставками проекта изучить влияние сетевых взаимоотношений на достижение целей проектных поставок. Задачи: 1) анализ научной литературы по теме приложения инструментов анализа социальных сетей в управлении проектами; 2) сбор информации о сетевых взаимоотношениях участников проекта с поставщиками проекта; 3) анализ зависимости между параметрами, характеризующими процесс управления поставками проекта как социальную сеть и показателями достижения целей поставок проекта; 4) интерпретация полученных в ходе исследования результатов согласно социально-психологическому подходу. Область исследования: применение инструментов метода анализа социальных сетей по отношению к данным о сетевых взаимоотношениях в проекте анализируемой компании. Методология/модель: социометрическое исследование, корреляционный анализ. Выводы/результаты: была определена роль социально-психологических факторов при установлении сетевых взаимоотношений в проекте. Практическое значение: полученные результаты применимы в управлении заинтересованными сторонами проекта, управлении коммуникациями проекта. В дальнейшем предлагается развить полученные в работе выводы построением модели установления сетевых взаимоотношений в проекте, позволяющей максимизировать успешность реализации проекта. Оригинальность/ценность: работа рассматривает прежде недостаточно изученную проблему влияния факторов сетевого взаимодействия в проекте на успешность проекта. Из этой работы могут извлечь пользу специалисты как в области управления поставками проекта, так и корпоративной психологии, поскольку полученные результаты рассматриваются с позиции когнитивистики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сотников Дмитрий Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE NETWORK OF RELATIONSHIPS IMPACT IN THE PROJECT ON PROJECT SUCCESS AND THEIR RELATION TO SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL FACTORS

Background (the objective and the tasks): based on the example supply chain management, to study the effect of network relations on the achievement of the objectives of the project work. To achieve this goal it was necessary to solve the following tasks: 1. To analyze the scientific literature on the subject of the application of the tools of social network analysis in project management; 2. To collect information about the network relations of the project participants with the suppliers of the project; 3. To analyze the relationship between the parameters characterizing the process of project procurement management as a social network and the indicators of goals achievement of supply project; 4. To interpret the obtained during research results. Area of research: the use of social network analysis tools with respect to project network relationships data in the analyzed company. Methods: sociometric study, correlation analysis. Conclusions: It was identified the role of social and psychological factors in establishing the network of project relationships. Practical use: the results are applicable in project stakeholders management, project communications management. In the future, it’s offer to develop the findings obtained in the construction. For instance, to create the model of network project relationships establishing to maximize the project success. Originality/value: the work considering the uncertainties problem of project’s networking factors influence on the project success. This work can be useful both for project management specialists and corporate psychology specialists, because the results are considered from the perspective of cognitive science.

Текст научной работы на тему «Анализ влияния сетевых взаимоотношений в проекте на успешность проекта и их связь с социально-психологическими факторами»

2.2. АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ СЕТЕВЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ПРОЕКТЕ НА УСПЕШНОСТЬ ПРОЕКТА И ИХ СВЯЗЬ С СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ ФАКТОРАМИ

Сотников Дмитрий Олегович, магистрант программы «Управление проектами: проектный анализ, инвестиции, технологии реализации»

Место учебы: Национальный исследовательский университет - Высшая школа экономики (НИУ ВШЭ)

[email protected]

Аннотация

Цель: на примере управления поставками проекта изучить влияние сетевых взаимоотношений на достижение целей проектных поставок.

Задачи: 1) анализ научной литературы по теме приложения инструментов анализа социальных сетей в управлении проектами; 2) сбор информации о сетевых взаимоотношениях участников проекта с поставщиками проекта; 3) анализ зависимости между параметрами, характеризующими процесс управления поставками проекта как социальную сеть и показателями достижения целей поставок проекта; 4) интерпретация полученных в ходе исследования результатов согласно социально-психологическому подходу.

Область исследования: применение инструментов метода анализа социальных сетей по отношению к данным о сетевых взаимоотношениях в проекте анализируемой компании.

Методология/модель: социометрическое исследование, корреляционный анализ.

Выводы/результаты: была определена роль социально-психологических факторов при установлении сетевых взаимоотношений в проекте.

Практическое значение: полученные результаты применимы в управлении заинтересованными сторонами проекта, управлении коммуникациями проекта. В дальнейшем предлагается развить полученные в работе выводы построением модели установления сетевых взаимоотношений в проекте, позволяющей максимизировать успешность реализации проекта.

Оригинальность/ценность: работа рассматривает прежде недостаточно изученную проблему влияния факторов сетевого взаимодействия в проекте на успешность проекта. Из этой работы могут извлечь пользу специалисты как в области управления поставками проекта, так и корпоративной психологии, поскольку полученные результаты рассматриваются с позиции когни-тивистики.

Ключевые слова: управление поставками проекта, социально-психологические аспекты, когнитивные искажения, анализ социальных сетей.

ANALYSIS OF THE NETWORK OF RELATIONSHIPS IMPACT IN THE PROJECT ON PROJECT SUCCESS AND THEIR RELATION TO SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL FACTORS

Dmitry Sotnikov, graduate student of "Project management: project analysis, investment, technology implementation" master program

Study place: National Research University - Higher School of Economics (HSE)

[email protected]

Annotation

Background (the objective and the tasks): based on the example supply chain management, to study the effect of network relations on the achievement of the objectives of the project work. To achieve this goal it was necessary to solve the following tasks: 1. To analyze the scientific literature on the subject of the application of the tools of social network analysis in project management; 2. To collect information about the network relations of the project participants with the suppliers of the project; 3. To analyze the relationship between the parameters characterizing the process of project procurement management as a social network and the indicators of goals achievement of supply project; 4. To interpret the obtained during research results.

Area of research: the use of social network analysis tools with respect to project network relationships data in the analyzed company.

Methods: sociometric study, correlation analysis. Conclusions: It was identified the role of social and psychological factors in establishing the network of project relationships. Practical use: the results are applicable in project stakeholders management, project communications management. In the future, it's offer to develop the findings obtained in the construction. For instance, to create the model of network project relationships establishing to maximize the project success. Originality/value: the work considering the uncertainties problem of project's networking factors influence on the project success. This work can be useful both for project management specialists and corporate psychology specialists, because the results are considered from the perspective of cognitive science.

Keywords: project procurement management, social and psychological aspects, cognitive bias, social network analysis.

АНАЛИЗ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ПРОЕКТЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНСТРУМЕНТОВ АНАЛИЗА СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ

Метод анализ социальных сетей как набор различного рода социологических инструментов последние годы всё чаще применяется в управлении проектами. За последние годы число научных публикаций в базах данных Web Of Science и ProQuest, имеющих в своих ключевых словах комбинации из слов «сеть» и «проект», «сеть» и «управление проектами» и т.д., заметно выросло [21]. Несмотря на растущий тренд интереса исследователей, научных публикаций, затрагивающих адаптацию инструментов анализа социальных сетей в управлении проектами, всё ещё остаётся не так много.

Все работы по приложению инструментов анализа социальных сетей по отношению к составляющим управления проектами можно поделить на две группы - те научные публикации, что рассматривают применение сетевых подходов уже в более конкретных областях проектного менеджмента; и те исследования, которые обосновывают целесообразность использования методов сетевого анализа в управлении проектами в тех или иных условиях в целом. Рассмотрим некоторые из них.

К первой группе можно отнести исследование С. Нанголи, А. Ахимбисбве, и других [11]. Авторы, используя данные широкой выборки респондентов из разных стран, смогли доказать гипотезу о том, что социальная сеть оказывает влияние на приверженность заинтересованных сторон проекта и существует взаимосвязь между элементами сети и степенью приверженностью стейкхолдеров. Ещё одним примером более узконаправленного подхода использования методов анализа социальных сетей в управлении проектами является статья Л. Хоссейна [7], в которой автор проанализировал то, как влияют организационная позиция сотрудника и степень центральности на координацию в проекте.

Ко второй группе научных работ смело можно отнести статью С. Мида [10], в «кейс-стади» которой автор рассмотрел проект по строительству многофункционального университетского учебного центра и применение по отношению к коммуникациям данного проекта метода анализа социальных сетей. Были определены связи между участниками проекта, а также с помощью показателя, характеризующего меру центральности индивида, оценена роль каждой заинтересованной стороны проекта. Подобными свойствами обладает и другое исследование - Ф. Линга и С. Ли [9]. Также как и в других подобных работах, авторы ставят среди прочих задачи применить инструменты анализа социальных сетей к управлению проектами, выявить как актуальность и применимость методик, так и особенности, связанные с культурой региона (в данном случае Китая). Результаты исследования про-

демонстрировали, что китайские и иностранные компании имеют довольно отличающиеся от иностранных сетевые параметры при реализации проектов. Например, в результате анализа социальных сетей было определено, что проектно-ориентированные компании из других стран в отличие от китайских старательно минимизируют взаимодействие со своими конкурентами, демонстрируя индивидуализм и лишая себя, как считают авторы, ценности повышения качества своей продукции и оказываемых услуг. Среди прочих особенностей было установлено, что в иностранных компаниях имеет место быть довольно низкий уровень взаимодействия между организацией и государственными органами; а также то, что иностранные, по отношению к китайским, фирмы не склонны вступать в консорциумы или иные объединения для увеличения числа партнёров в своих сетях. Данная работа демонстрирует, что культурные различия также возможно выявить при сравнительном анализе различных проектно-ориентированных компаний с помощью инструментов анализа социальных сетей и эти различия способны нанести свой отпечаток на взаимоотношения как внутри проекта, так и с внешними его заинтересованными сторонами. Схожий объект и предмет исследования имеет другое исследование, проводившееся в Китайской народной республике Р. Дингом и Ф. Лью [5].

Существенным, что можно выделить во всех подобных работах различных авторов со всех уголков мира, является то, что анализ социальных сетей вполне может применяться в практике не просто менеджмента, а и управления проектами в частности [18]. Ведь проект способен обладать почти всеми необходимыми для применения анализа социальных сетей характеристиками: в нём есть повторяющиеся паттерны взаимодействия между людьми, иерархия подчинения и многое другое. Это в очередной раз свидетельствует о том, что данная социологическая методика является в достаточной степени универсальной и способна использоваться во многих социальных науках и менеджмент с управлением проектами исключением не являются [19].

Между тем, более детально к приложению анализа социальных сетей в проектном управлении М. Санду и П. Хело [11]. Помимо доказательства применимости данного социологического метода в практике проектного менеджмента, авторы детально проанализировали межорганизационные деловые отношения в проектном бизнесе. Они обратили внимание читателя на важность взаимоотношений в проекте, поскольку проектам свойственно иметь множество заинтересованных сторон, каждая из которых имеет свои интересы и влияние на проект. А представление проекта или всей организации с точки зрения сети «способно помочь в понимании межличностных факторов отношений, как они влияют на успех проекта с точки зре-

ния доверия, приверженности и адаптации». Что интересно, авторы говорят об эффективности проекта исключительно с социологической и психологической точек зрения, нежели со стороны теории менеджмента и в особенности управления проектами [15]. В их понимании эффективность управления проектом выражается в определённых межличностных факторах, в то время как оценка того, как отношения в проекте влияют на эффективность достижения поставленных перед проектом целей для теории управления проектами и теории менеджмента была бы более ценной. Проблема связи взаимоотношений в проекте и достижением поставленных перед проектом целей не лежит на поверхности, оттого и не является достаточно изученной [20]. Понимая, как строятся отношения между людьми в проекте, инструменты управления проектами будут ещё лучше приспособлены под уникальные условия работы, что и без того отличает управление проектами от других сфер менеджмента. Ведь уникальность конечного результата является одной из главных характеристик проекта [13][14]. Это постулируется, в частности, в определении термина «проект» в таком стандарте по управлению проектами как PMBOK [1].

ВЫВОДЫ: Научные труды, направленные на приложение инструментов анализа социальных сетей по отношению к элементам управления проектами можно подразделить на две группы. При этом оценка роли сетевых взаимоотношений в проектах рассматривается исследователями исключительно через призму управления коммуникациями проекта. В тех работах по данной теме, где авторы попытались оценить влияние показателей, характеризующих проект как сеть, эта оценка осуществлялась только по отношению к таким же социолого-психологическим параметрам, нежели экономическим. Например, влияние сетевых показателей на приверженность в проекте, уровень доверия, стремление к открытости при передаче информации и т.д. Результаты такого рода исследований представляют научный интерес скорее специалистам в области корпоративной психологии, нежели менеджмента или управления проектами. В то время как, упоминая эффективность управления проектами, в работах не было акцентировано внимания на том, как параметры проекта, относящиеся к анализу социальных сетей, повлияли на результаты деятельности проекта или одного из процессов реализации проекта.

СБОР ИНФОРМАЦИИ О ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ В ПРОЕКТЕ

Применение анализа социальных сетей в управлении проектами демонстрирует свободу видов и методов сбора социологической информации о проектах. Отсутствие строгих рамок при анализе проектов как социальных сетей позволяет исследователю лучше адаптироваться под стоящие перед ним задачи,

под объект и предмет исследования. Данный метод способен продемонстрировать большое число данных и дать множество результатов для аналитики о взаимоотношениях в проекте, на основании которых возможно выявление различного рода проблем [16][17]. Например, свобода принципов сбора социологической информации для исследователя демонстрируют Б. Бюхель и другие, идентифицируя параметры социальной сети, использовали так называемые опросы 360° (360° surveys), которые в своём исследовании оценивают связи между участниками проекта с точки зрения ориентированности на клиента, целеустремлённости, бизнес-культуры и т.д. [4] Похожей особенностью обладает и статья Л. Хоссиа-на, в которой оценка удовлетворённости стейкхолде-ра проекта оценивалась с точки зрения обеспечения им финансовой устойчивости проекта, эффективностью управления человеческими ресурсами, качества оказания услуг, информационного обеспечения проекта и прочего. [7] Ф. Линг и С. Ли в своём исследовании использовали для сбора информации шкалу Лай-керта [9]. Все эти особенности применения инструментов анализа социальных сетей в управлении проектами открывают широкий горизонт и множество путей для исследований.

ВЛИЯНИЕ СЕТЕВЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ НА УСПЕШНОСТЬ ПРОЕКТА НА ПРИМЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ ПОСТАВКАМИ ПРОЕКТА Для проверки гипотезы о том, что существует влияние факторов, характеризующих проект как социальную сеть на факторы успешности проекта, был проанализирован процесс управления поставками проекта в компании N. На первом этапе для первичного сбора информации использовалось анкетирование, поскольку этот метод позволяет определить степень взаимодействия между заинтересованными сторонами проекта (стейкхолдерами) и, в конечном счете, предоставить нам показатель средней интенсивности взаимоотношений в проекте. Девяти стейкхолдерам, участвующим при осуществлении проектных поставок в организации N, предстояло оценить степень своего взаимодействия с другими восьми коллегами по шкале от 0 до 5 (где 0 - взаимодействие отсутствует, а 5 -взаимодействие наиболее сильное). Данная шкала оценки была позаимствована у авторов статьи Долои [6] и предназначена для оценки тесноты связей между различными участниками реализации проекта.

Предварительно по отношению к процессу управления поставками в рассматриваемой организации были посчитаны индексы плотности сети (как относятся количество действительно имеющихся отношений и число всех возможных связей), размера сети (самое большое расстояние между парами акторов), а также был проведён анализ центральности сети (степени сложности иерархий связей сети, характеризу-

ющейся активностью коммуникаций между акторами). Результаты применения этих инструментов анализа социальных сетей продемонстрировали равномерность распределения связей между заинтересованными сторонами проектных поставок и целесообразность дальнейшей проверки гипотезы.

Проверка гипотезы исследования проводилась при помощи анализа корреляции. Исходные данные для этого анализа представляли собой две группы индексов. В первой группе показателей имелось пять оценок, которые отражали среднюю степень взаимоотношений при управлении поставками проекта компании N с 5 различными поставщиками соответственно. Эти 5 показателей сравнивались с 5 показателями, разбитыми на 3 группы. Все они иллюстрировали успешность осуществления проектных поставок согласно достижению поставок требованиям срока, стоимости и качества соответственно. Каждый из этих 3 видов оценок успешности управления поставками проекта соотносились с каждым из 5 индексов с оценкой интенсивности взаимоотношений в проекте. Средняя интенсивность взаимоотношений при управлении поставками проекта оценивалась индивидуально как между внутренними 8 стейкхолдерами проекта (сотрудниками компании так и их отношениями с 5 различными внешними стейкхолдерами проекта - поставщиками. Шкала оценивания успешности осуществления поставки проекта была составлена на основе применяемой в анализируемой компании политики наложения штрафных санкций по отношению к поставщикам за несоблюдение требований, оговоренных в договоре. Условия наложения штрафов на поставщиков в компании N были преобразованы в три группы критериев успеха по 5-бальной системе каждая.

Таблица 1

Критерии оценивания успешности поставок_

Критерий успеха Критерий успеха

Критерий успеха управления управления управления

поставками проекта поставками поставками

по качеству: проекта проекта

по срокам: по стоимости:

1. Коэффициент брака превы- 1. Срыв сроков 1. Стоимость

шает 15% / осуществление поставки (за- поставки завы-

гарантийных обязательств держка более 7 шена более, чем

требует от поставщика более 1 дней); на 15%;

недели на исполнение; 2. Задержка 2. Стоимость

2. Коэффициент брака от 11 до поставок от 4 до поставки завы-

15% / требуется осуществление 7 дней; шена от 11% до

гарантийных обязательств 3. Задержка 15%;

поставщика в течение 4-7 дней; поставок от 2 до 3. Стоимость

3. Коэффициент брака от 6 до 3 дней; поставки завы-

10% / требуется осуществление 4. Задержка шена от 6% до

гарантийных обязательств поставок - 1 10%;

поставщика в течение 2-3 дней; день; 4. Стоимость

4. Коэффициент брака не пре- 5. Поставка поставки завы-

вышает 5% / требуется осу- осуществлена в шена от 0,01% до

ществление гарантийных обя- срок. 5%;

зательств поставщика в тече- 5. Стоимость

ние 1 дня; поставки соот-

5. Не выявлено брака в постав- ветствует плани-

ляемых материалах / не было руемым.

обращения к поставщику за

гарантийным обслуживанием.

Важно отметить, что на практике сами критерии оценивания успешности поставок могут различаться. Например, если осуществляется поставка какого-то сырья со складов в данном регионе к определённой и прописанной в договоре дате, то просрочка поставки на 1 день уже считается значимой. В то же время, если поставщик обязуется поставить что-либо не к определённой дате, а в течение, скажем, 2 или 3 месяцев (к примеру, поставляя что-то из заграницы), то критерий просрочки поставки уже будет иным. Поэтому рассмотрена была статистика работы компании N с поставщиками схожих ресурсов, необходимых для реализации одного из проектов организации и имеющих одинаковые требования для поставщиков. Шкала оценки успешности поставок представлена в таблице 1.

В ходе анализа влияния показателя силы взаимодействия, характеризующего проект как социальную сеть, на факторы успешности осуществления поставок проекта были посчитаны 3 коэффициента корреляции по отношению к соблюдению поставщиком требований качества, стоимости и следованию срокам поставок. Результаты корреляционного анализа представлены в таблице 2. Значимость коэффициента корреляции (согласно теории математической статистики) является сильной при значении коэффициента от 0,7 до 1; средней от 0,3 до 0,699 и слабой 0 до ±0,299.

Таблица 2

Оценка корреляции сетевых показателей проекта с фак-

торами успеха управления поставками проекта

Поставщик № Средняя интенсивность Качество Сроки Стоимость

1 3,71 3 4 4

2 3,75 5 3 4

3 3,81 4 5 5

4 3,77 4 5 5

5 3,74 5 4 4

Коэффициент корреляции 0,19 0,60 0,84

Как видно в таблице 2, средняя интенсивность взаимодействия в проекте, полученная в ходе проведения анкетирования, наиболее сильно коррелирует с успешностью осуществления поставок в вопросе соответствия или несоответствия поставок стоимостным требованиям (коэффициент корреляции 0,84). Это даёт основания сделать вывод, что чем теснее внутренние стейкхолдеры проекта компании N взаимодействуют с внешними (поставщиками) на всех этапах реализации поставок, тем эффективнее поставка с точки зрения соответствия её оговоренным ценовым характеристикам.

Вывод: В ходе проверки гипотезы исследования путём проведения анализа корреляции было установлено, что поставщик в рассматриваемой компании всё менее значительно завышает фактическую стоимость поставки какими-либо дополнительными услугами или пересмотром ценообразования. Причинами тому могут быть и социально-психологические факторы. Скажем, поставляемые ресурсы в процессе отгрузки заказчику подорожали для самого поставщика, однако он стремится к наибольшему следованию условий договора по требованиям стоимости по отношению к заказчику, с которым имеет тесное взаимодействие и ради этого готов пойти на снижение собственной прибыли от реализации поставки. Далее проведём интерпретацию полученных в ходе корреляционного анализа данных.

РОЛЬ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ В СЕТЕВЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ

Поскольку наиболее высокое значение корреляции между показателями, отображающими уровень взаимоотношений исследуемой компании с пятью поставщиками и тремя группами показателей, иллюстрирующими успешность осуществления проектных поставок, имел только один фактор успешности из трёх, следует ввести предположение, что в основе такой тенденции лежит влияние ряда социально-психологических факторов. В частности, поведение поставщиков можно объяснить воздействием нескольких типов когнитивного искажения - эффект привязки (он же эффект якоря, anchoring), эффект владения (endowment effect), каскад доступной информации (availability cascade), фиксирование установки (он же эффект предшествования, priming).

Эффект якоря - это такой вид когнитивного искажения, который проявляется в особенности оценки человеком каких-либо числовых значений, вследствие чего оценка смещается в сторону первоначального приближения. Эффект якоря заключается в том, что люди склонны оценивать неизвестные им значения с точки зрения полученной ранее числовой информации об этом предмете или явлении. Практическое применение феномена подробно описывается в исследовании Буччианери и Минсона [3]. Авторы проанализировали более 14 000 операций в сфере недвижимости с учётом наблюдаемых свойств (гетерогенность, географическое местоположение и сроки продаж). Они обнаружили, что более высокие цены продажи на недвижимости связаны с более высокими начальными ценами, в соответствии с «брошенными якорями». Следуя их выборке, в среднем завышение цены от 10% до 20% приводит к увеличению цены продажи домов с 117$ до 163$ за расчётную единицу.

Прайминг, он же эффект предшествования или фиксирование установки (в англ. версии priming) представляет собой «изменение способности опознать или извлечь из памяти объект в результате особой предшествующей встречи с этим объектом» [12]. При этом, под объектом в данном определении понимается как какой-либо признак объекта (в случае с изображением это цвет или его размер), так и его структура (в случае с фразами это их построение). Этот эффект в ходе эксперимента был зафиксирован два десятилетия назад среди студентов нью-йоркского колледжа. Было доказано, что при прайминг-эффекте не важно, какие стимулы остаются в памяти людей (звуки, вкусы, зрительные образы и так далее), в памяти людей они автоматически связываются с определёнными понятиями, характеризующих их. Оставаясь запомненными, они способны оказывать воздействие на последующие действия, мысли, реакции и модели поведения. Барг, Чен и другие провели эксперимент среди двух групп студентов в виде двух языковых тестов соответственно. Опыт показал, что такой эффект как фиксирование установки скорректировал поведение людей, основываясь на укоренившемся в их памяти образе, выраженном в определённых словах [2].

Эффект владения (endowment effect) используется для описания того, как люди зачастую просят больше денег за принадлежащий им предмет, чем они сами готовы заплатить, если захотели бы приобрести его. В частности, есть исследование, в котором было установлено, что в среднем люди готовы заплатить за интересующий их предмет сумму меньшую, чем ту, за которую готовы продать такой же предмет, уже находящийся в их владении. Канеман, Кнетч и Талер провели исследование, которое позднее обрело немалую известность. В нём авторы наглядно отразили разницу между готовностью покупателей купить и

готовностью согласиться на определенную цену. При этом увеличение времени владения предметом увеличивает оценку продавца [8].

Каскад доступной информации (availability cascade) - это такой психологический эффект, который представляет собой самоусиливающийся процесс. В ходе него коллективная вера во что-то становится всё более убедительной за счёт нарастающего повторения в публичном дискурсе.

В описанном кейсе анализ влияния взаимоотношений компании N с пятью поставщиками на показатели эффективности поставок продемонстрировал, что «брошенный когнитивный якорь» в виде изначально оговоренной цены поставки «перетянул» конечную цену к себе для поставщиков. От того статистика и показала высокий коэффициент корреляции (0,84) и коэффициент детерминации (R2).

Очевидно, что в рассматриваемом практическом случае имеет место быть группа факторов. В частности, ответа заслуживает вопрос о том, как именно увеличение или снижение интенсивности взаимодействия сказывается на следовании поставщиков ценовым требованиям, заложенных в ходе переговоров в контракте. Это объясняется тем, что при запуске так называемого когнитивного «якоря» в анализируемой практической ситуации срабатывает и эффект прай-минга, который при более тесном взаимодействии менеджеров по закупкам с поставщиками увеличивается и обусловливает поставщиков быть более последовательными к цене. Это объясняется воздействием эффекта владения и эффекта каскада доступной информации. Соответственно, меньшие значения интенсивности взаимодействия влекут меньший эффект прайминга и, согласно результатам корреляционного анализа, меньшее стремление достигать требований поставок по стоимости.

При этом зависимость тесноты взаимодействия в проекте в вопросах управления поставками по части достижению целей поставок, выраженных в сроках, оказалась средней (коэффициент корреляции 0,60). Интенсивность взаимодействия с меньшей силой влияет на следование поставщика срокам проекта. Объяснить такой феномен можно скорее всего тем, что поставщик находится в более зависимом положении по срокам и если, имея тесное взаимодействие с заказчиком (менеджментом проекта) имеет возможность даже в случае изменения рентабельности своего бизнеса исполнить условия договора по стоимости, то осуществить поставку в срок является технологически более сложным процессом.

Корреляционный анализ интенсивности взаимодействия в проекте и достижению поставщиком условий качества материала показал, что зависимость является слабой (коэффициент корреляции 0,19). Можно сделать вывод, что теснота взаимоотношений менеджмента

проекта с поставщиком практически не связана с тем, какого качества были отгружены материалы. На примере анализируемой компании объяснить это можно довольно высокими требованиями качества к материалам согласно сфере деятельности рассматриваемой компании, поскольку N работает в реализации проектов пре-миум-класса. Соответственно менеджеры, отвечающие за управление поставками проекта, отдают предпочтение поставщикам, имеющим сертификаты качества, хорошую репутацию и гарантию на поставляемые ресурсы. Соответственно зависимость между описанными показателями является слабой.

ВЫВОД: Инструменты анализа социальных сетей в очередной раз продемонстрировали, что способны предоставить исчерпывающую информацию о взаимоотношениях в проекте и управление поставками проекта как отдельный процесс не является исключением. Были выявлены социально-психологические особенности во взаимодействии между менеджментом проекта и поставщиками компании. На примере анализируемой компании был установлено, что более тесное взаимодействие в проекте между его заинтересованными сторонами приводит к большей успешности осуществления проекта по стоимости. В будущем предлагается развить результаты данного исследования и составить модель установления и развития сетевых взаимоотношений в проекте, максимизирующую успешность проекта. Описанный подход имеет целесообразность использоваться как по отношению к управлению поставками проекта, так и другими процессами управления проектами и менеджмента в целом, связанными с ведением переговоров и установления взаимоотношений с различными заинтересованными сторонами проекта.

Список литературы:

1. A Guide to the Project Management Body of Knowledge (PMBOK Guide) - Fifth Edition USA, Project Management Institute, 2013. - 589 р.

2. Bargh J., Chen M., Burrows L. «Automaticity of Social Behavior: Direct Effects of Trait Construct and Stereotype Activation on Action». Journal of Personality and Social Psychology. 1996, Vol. 71, №. 2, pp. 230-244.

3. Bucchianeri G. W., Minson J. A., «A Homeowner's Dilemma: Anchoring in Residential Real Estate Transactions», Journal of Economic Behavior and Organization, May 2013, Vol. 89, pp. 76-92.

4. Büchel B., Nieminen L., Armbruster-Domeyer H., Denison D. «Managing Stakeholders In Team-based Innovation: The Dynamics of Knowledge And Trust Networks». European Journal of Innovation Management. 2013. Vol. 16 Iss. 1. pp. 22-49.

5. Ding R., Liu F., «A Social Network Theory of Stakeholders in China's Projects», School of Management, Shandong University, iBusiness, 2011, pp. 114-122.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Doloi H. «Assessing Stakeholders' Influence on Social Performance of Infrastructure Projects». Facilities Vol. 30 No.11/12, 2012. Emerald Group Publishing Limited. pp. 531550.

7. Hossain L. «Effect of Organisational Position and Network Centrality on Project Coordination». International Journal of Project Management 27, 2009 pp. 680-689.

8. Kahneman D., Knetsch J.L., Thaler R.H. Experimental Tests of the Endowment Effect and the Coase Theorem. 1990. Journal of Political Economy 98 (6): pp. 1325-1348.

9. Ling F., Li S., «Using Social Network Strategy to Manage Construction Projects In China». International Journal of Project Management 30, 2012, pp. 398-406.

10. Mead, S.P., «Using Social Network Analysis to Visualize Project Teams», Project Management Journal, Vol. 32 №. 4, 2001, pp. 32-38.

11. Sandhu M., Helo P. «A Network Approach to Project Business Analysis, Engineering, Construction and Architectural Management», Vol. 13 Iss. 6, 2006, pp. 600-615.

12. Schacter D.L., Buckner R.L. 1998. «Priming and the Brain». Review. // Neuron. Vol.20. p.185-195.

13. Багратиони К. А. Психологический подход к конфликт-менеджменту проектов: типология, причины, управление (часть 1) // Управление проектами и программами. 2011. № 3. С. 212-221.

14. Багратиони К. А. Психологический подход к конфликт-менеджменту проектов: типология, причины, управление (часть 2) // Управление проектами и программами. 2011. № 4. С. 280-290.

15. Багратиони К. А., Куценко О. В., Байрамов Ф. Дж. Концепции корпоративной социальной ответственности и устойчивого развития: сопротивление политико-правовым инновациям в российской нефтегазовой отрасли // Пробелы в российском законодательстве. 2016. № 5. С. 212-220.

16. Багратиони К. А., Решетко С. А., Кирина М. А. Управление рисками в проектах: психологический подход (часть 1) // Проблемы теории и практики управления. 2015. № 5. С. 100-107.

17. Багратиони К. А., Решетко С. А., Кирина М. А. Управление рисками в проектах: психологический подход (часть 2) // Проблемы теории и практики управления. 2015. № 6. С. 75-85.

18. Позняков В. П., Куценко О. В., Багратиони К. А. Сопротивление политико-правовым инновациям в области устойчивого развития: социально-психологический подход // Научные исследования и разработки. Российский журнал управления проектами. 2016. Т. 5. № 2. С. 21-30.

19. Прилипко А. Г., Багратиони К. А. Подходы и средства для решения задач по управлению проектами, связанными с проведением НИОКР // Информационные технологии и вычислительные системы. 2015. № 1. С. 69-76.

20. Решетко С. А., Багратиони К. А. MBTI как метод экспресс-диагностики поведенческих компетенций менеджеров // Российский журнал управления проектами. 2014. № 3 (4). С. 29-38.

21. Яковлева А.Ю. Сети в проектном менеджменте: новые направления и перспективы. // Российский журнал управления проектами. М.: изд. ИНФРА-М. 2014. №1(6). с. 3746.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью «Анализ влияния сетевых взаимоотношений в проекте на успешность проекта и их связь с социально-психологическими факторами», подготовленную Д.О. Сот-никовым, магистрантом программы «Управление проектами» НИУ ВШЭ.

Статья Д.О. Сотникова «Анализ влияния сетевых взаимоотношений в проекте на успешность проекта и их связь с социально-психологическими факторами» соответствует тематике журнала «Бизнес в законе».

В исследовательской части статьи проведены анализ и оценка сетевых взаимоотношений в проекте на примере управления такими внешними контрагентами, как поставщики проекта, отдельно взятой компании. Научная новизна данной работы заключается в том, что изучение влияния сетевых взаимоотношений на успешность осуществления поставок проекта позволило определить роль психологических эффектов при взаимодействии участников проектных поставок с внешними по отношению к проекту контрагентами.

Актуальность работы заключается в том, что влияние социально-психологических аспектов на экономико-управленческие в управлении проектами в настоящее время не достаточно изучено. Что и было продемонстрировано автором в первой главе статьи. Проблемная область исследования заключается в том, что отсутствуют методические подходы к оценке влияния сетевых взаимоотношений на управление поставками проекта и как следствие успешность реализации проекта. Автор статьи делает на это акцент, однако не формулирует это в блоке с выводами.

Среди достоинств работы можно выделить высокий уровень оригинальности, отсутствие ошибочных утверждений, наличие ссылок на работы зарубежных авторов, актуальность рассматриваемой проблемы.

Статью можно публиковать в соответствующем по тематике журнале «Издательского дома Юр-ВАК».

канд. экон. наук, доцент,

кафедра Управление проектами

(НИУ ВШЭ)

А.Ю. Яковлева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.