УДК 159.99
Шатунова Елена Анатольевна
аспирант Дальневосточного государственного университета путей сообщения,
сотрудница Муниципального образовательного учреждения «Гимназия № 1»,
практический психолог
Shatunova Elena Anatolievna
сandidate of Far Eastern State Transport University,
Employee of Municipal educational institution «Gymnasium 1»,
practicing psychologist
АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ФЕНОМЕНА ДОВЕРИЯ К ТЕХНИКЕ НА УДОВЛЕТВОРЁННОСТЬ ТРУДОМ СПЕЦИАЛИСТОВ УГОЛЬНОЙ
ПРОМЫШЛЕННОСТИ
ANALYSIS OF THE INFLUENCE OF TRUST IN THE TECHNOLOGY AT THE CONTENTMENT OF THE HARD COAL INDUSTRY SPECIALISTS
Аннотация: Статья посвящена вопросам оценки влияния феномена доверия к технике на показатели удовлетворённости трудом сотрудников большого производственного комплекса в области угольной промышленности. Данная статья доказывает, что при низком уровне доверия к техническим системам возрастает тенденция к возникновению психологического напряжения, связанного в ситуацией неопределённости, которое отражается на процессе трудовой деятельности. И, наоборот, при высоком доверии к технике возрастают показатели удовлетворённости трудом, как в целом, так и по отдельным её составляющим. В статье даётся подробный анализ исследуемой проблемы и акцентируется внимание на практической значимости заявленной темы.
Ключевые слова: доверие к технике, труд, отношение к труду, удовлетворённость трудом, индивидуальная деятельность, субъект труда, надёжность техники.
Annotation: Article is devoted to questions of an assessment of influence of a phenomenon of confidence to technics on parameters of satisfaction by work of employees of the big industrial complex in the field of the coal industry. Given article proves, that at a low level of confidence to technical systems the tendency to occurrence of the psychological pressure connected in a situation of uncertainty which is reflected in process of labour activity increases. And, to the contrary, at high confidence to technics work both parameters of satisfaction increase as a whole, and on its separate components. In article the detailed analysis to the problem in hand is given and the to a focus is brought to the practical importance of the declared subject matter.
Key words: confidence to technics, work, the attitude to work, satisfaction work, individual activity, the subject of work, reliability of technics.
Введение
Произошедшие в XIX в. социально-экономические изменения поставили перед людьми проблему техники и труда. Особенно важную роль в развитии общественного производства сыграли рабочие машины, выполняющие определенные технологические и транспортные функции. Любое промышленное предприятие - это большой социальный организм, где интегративным показателем, отражающим благополучие или неблагополучие личности в трудовом коллективе, является удовлетворенность трудом, которая содержит оценки интереса к выполняемой работе, удовлетворенности взаимоотношениями с сотрудниками и руководством, уровень притязаний в профессиональной деятельности, удовлетворенность условиями, организацией труда и др.[2].
Трудовая деятельность специалистов угольной промышленности отличается изолированностью, напряженностью рейсов, половой депривацией, постоянной готовностью водителя большегрузных машин к аварийным ситуациям. Это определяет труд как деятельность в особых условиях. Однако при отборе специалистов в данной области не учитывается наличие и степень осознанности отношения к технике, с которой ему придётся работать, и её влияние на трудовой процесс. Важным показателям в данных условиях производства является исследование отношения работников предприятия к выполняемой работе и удовлетворённость ею в условиях различного уровня доверия к рабочей технике.
Анализ существующих современных исследований
Проблема доверия в социотехнических системах, а в частности к технике, до недавнего времени не была объектом специальных исследований. Проблема отношения человека к технике широко освещалась в философии (Н. Бердяев, М. Хайдеггер, X. Ортега-и-Гассет, К. Ясперс) и психологии (Б.Ф. Ломов, К.А. Климов, В.М. Мунипов). Доверие как проблему минимизации и управления риском, тесно связанную с изучением феноменов риска, неопределенности, безопасности разрабатывали такие крупнейшие современные мыслители, как У. Бек, Н. Луман, О. Моргенштерн, Дж. Нейман, X. Райфа [3]. Помимо этого, наше эмпирическое исследование опиралось на разрабатываемую А. Л. Журавлевым, В.П. Зинченко, А.Б. Купрейченко концепцию доверия как психологического отношения, имеющего эмоциональную, когнитивную и поведенческую составляющую.
Методика и описание исследования
Опираясь на анализ существующих исследований, остаётся актуальным изучение феномена доверия к технике в контексте производственно-трудовых отношений, исследуя влияние данного феномена на отношение к труду, в частности, на удовлетворённость трудом. Таким образом, цель данного исследования: определить взаимосвязь и влияние феномена доверия к
технике на удовлетворённость трудом. В исследовании были выдвинуты следующие частные гипотезы:
^ При высоком уровне доверии к технике общий показатель удовлетворённости трудом гораздо выше, чем при низком уровне доверия, то есть чем выше степень доверия к технике, тем выше уровень удовлетворённости трудом.
^ Профессиональная ответственность, интерес к работе, притязания в профессиональной деятельности, являющиеся компонентами удовлетворённости труда, имеют высокие показатели в условиях высокого доверия к технике и низкие показатели в условиях низкого доверия к технике.
^ У представителей технических профессий при высоком доверии к технике компоненты удовлетворённости труда, такие как: удовлетворённость достижениями, условиями труда, взаимоотношениями с коллективом и руководителями выше, чем у специалистов с низким доверием к технике. Сформулированные цель и гипотезы исследования логически определили задачи исследования:
^ провести теоретический анализ состояния исследований феномена доверия в целом, и к технике в частности, в условиях производства;
^ изучить влияние феномена доверия к технике на удовлетворённость трудом и её составляющие у специалистов угольной промышленности;
^ провести эмпирическое исследование.
Для подтверждения заявленных в статье гипотез были использованы: анкета, адаптированная А. Б. Купрейченко и направленная на изучение уровней доверия к технике (низкого, среднего и высокого); диагностика удовлетворённости трудом Н.П. Фитискина, направленная на изучение интереса к выполняемой работе, удовлетворенности взаимоотношениями с сотрудниками и руководством, уровень притязаний в профессиональной деятельности, удовлетворенность условиями, организацией труда и др; опросник оценки влияния феномена доверия к технике на производственно-трудовые процессы с точки зрения сотрудников предприятия.
В эмпирическом исследовании приняло участие 86 человек -специалистов угольной промышленности предприятия Якут-Уголь, выполняющих сложные производственные задачи управления движением объекта колоссальной массы, обладающего огромной энергией. Это большегрузные машины массой до 40т. К специфическим особенностям трудовой деятельности специалистов - угольщиков относятся: управление быстродвижущимся объектом, частое изменение транспортных ситуаций, требование высокой скорости мыслительных операций, постоянная готовность к экстренному действию в условиях монотонии, высокая персональная ответственность за выполнение профессиональной задачи. Важным фактором оптимизации функциональных составляющих деятельности, на наш взгляд, является доверие к техническим системам, что отражается на общей удовлетворённости трудом.
Результаты и их обсуждение
По результатам анкетирования (методика А.Б. Купрейченко) из 86 респондентов 28 человек имеют высокое доверие к технике, 11 человек -низкое и 47 человека показали средний уровень (нейтральное доверие). Для проверки выдвинутых выше гипотез мы использовали только два значения уровней доверия к технике: высокий и низкий. Анализ исследования общей удовлетворённости трудом позволил сделать заключение, что из 86 респондентов 7 человек не удовлетворены работой, 25 человек имеют высокие показатели удовлетворённости трудом (см.рис 1).
60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
высокий средний низкий
Рис. 1 Общий показатель удовлетворённости трудом в условиях производства.
Далее нами было проанализировано, какое количество рабочих из этого числа имеют высокое и низкое доверие к технике, результаты были обработаны и представлены в % соотношении (см.таб. 1).
Таблица 1
Оценка влияния феномена доверия к технике на удовлетворённость
трудом в %
Удовлетворённость При высоком При низком
трудом доверии к технике доверии к технике
Высокий уровень 54 9
Средний уровень 46 64
Низкий уровень 0 27
Анализ цифровых данных позволяет сделать вывод о том, что при высоком уровне доверии к технике общий показатель удовлетворённости трудом гораздо выше, чем при низком уровне доверия. Подтверждением этому также является анализ индивидуальных ответов сотрудников на вопрос «Влияет ли, по их мнению, доверие к технике на удовлетворённость трудом» 86 % рабочих ответили утвердительно и только 16% не уверены в том, что между доверием к технике и отношением к труду есть какая-то связь. Таким образом, наше исследование подтверждает гипотезу 1 о том, что, чем выше степень доверия к технике, тем выше уровень удовлетворённости трудом.
Однако, изучая особенности удовлетворённости трудом, мы обратили внимание также на отдельно взятые его составляющие и соотнесли их с уровнями доверия к технике (Таб. 2 и рис. № 2).
Таблица 2
Уровни 1 2 3 4 5 6
доверия к технике
Высокое доверие к технике 82% 95% 87% 55% 60% 30%
Низкое доверие к технике 56% 50% 61% 55% 59% 37%
1-интерес к работе, 2 - удовлетворённость достижениями, 3-удовлетворённость взаимоотношениями с сотрудниками, 4-удовлетворённость взаимоотношениями с руководителями подразделений, 5-уровень притязаний в профессиональной деятельности, 6-предпочтение высокого заработка работе, 7-удовлетворённость условиями труда, 8-профессиональная ответственность.
Показатели удовлетворённости трудом в условиях различного уровня доверия к
технике
профессиональная ответственность удовлетворённость условиями труда предпочтение высокого зароботка уровень притязаний в профессиональной деятельности удовлетворённость взаимоотношениями с руководителями удовлетворённость взаимоотношениями с сотрудниками удовлетворённость достижениям и интерес к работе
] низкое доверие к технике ] Еысокое доверие к технике
10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100%
Рис.2 Составляющие удовлетворённости трудом в условиях разного уровня доверия к технике.
Обобщая представленные данные, мы можем сделать вывод о том, что в условиях высокого доверия к технике профессиональная ответственность, интерес к работе, притязания в профессиональной деятельности, являющиеся компонентами удовлетворённости труда, имеют более высокие показатели, чем в условиях низкого доверия к техническим системам управления.
Выводы и заключение
Таким образом, все поставленные перед исследованием проблемные вопросы влияния феномена доверия к технике как на общую удовлетворенность трудом, так и на отдельные её компоненты решены, выдвинутые гипотезы подтверждены, цель исследования достигнута. Таким образом, результаты исследования позволили сделать следующие выводы:
1. Теоретически обосновано и эмпирически доказано, что феномен доверия к технике влияет на отношение работников к труду.
2. Среди разнообразия компонентов удовлетворённости трудом наиболее значимое влияние феномен доверия к технике оказывает на профессиональные достижения, взаимоотношения с сотрудниками и интерес к работе в целом.
3. Обнаружено, что, чем выше уровень доверия к технике, тем выше как общий показатель удовлетворённости трудом, так и отдельные его компоненты.
Обращая внимание на сложную природу данного феномена, перспективными, на наш взгляд, направлениями его изучения можно считать выявление устойчивых закономерностей, оснований, критериев, компонентов изучаемого конструкта, а также механизмов его формирования, динамики развития, соотношения с другими социально психологическими феноменами[1].
Литература:
1. Антоненко И.В. Доверие: социально-психологический феномен. М.: Социум; ГУУ, 2004. С.315-320.
2. Диагностика личностной и групповой удовлетворенности работой / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. C.473-474
3. Купрейченко А.Б. Психология доверия и недоверия. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. С. 362.
Literature:
1 . Antonenko I. V. Trust: social and psychological phenomenon. M: Society; GUU, 2004. Page 315-320.
2 . Diagnostics of personal and group satisfaction Work / Fetiskin N. P., Kozlov V. V., Manuylov G. M. Social and psychological diagnostics of development of the personality and small groups. - M, Publishing house of Institute of Psychotherapy. 2002 . S.473-474
3 . Kupreychenko A.B. Trust and mistrust psychology. M: Publishing house "Institute ofpsychology of the Russian Academy of Sciences", 2008. Page 362.