Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ФАКТОРА НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКУЮ СИСТЕМУ ГОСУДАРСТВА'

АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ФАКТОРА НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКУЮ СИСТЕМУ ГОСУДАРСТВА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
226
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГОРЕСУРСЫ / ВОЗОБНОВЛЯЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ ЭНЕРГИИ / ЭКОНОМИКА ЭНЕРГЕТИКИ / ГЛОБАЛЬНОЕ ПОТЕПЛЕНИЕ / МИРОВОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ЗЕЛЁНАЯ ЭНЕРГЕТИКА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Зайцев Александр Константинович

В статье на примере кризиса на мировом рынке энергоресурсов 2021 года анализируется роль энергетического контура макроэкономической системы Российской Федерации в рамках всей экономики страны в целом. Рассматривается проблема глобального потепления и определяется позиция России по основному вопросу мировой климатической повестки. Акцентируется внимание на мировом энергетическом кризисе 2021 года как следствия несогласованных действий международного сообщества по решению экологического вопроса и стабилизации цен на мировом рынке энергоресурсов. Обосновывается необходимость развития в Российской Федерации зелёной энергетики как одной из технологически перспективных отраслей добычи энергии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE ANALYSIS OF THE ENERGY FACTOR TO THE SOCIO-ECONOMIC SYSTEM OF THE STATE

Using the example of the crisis in the global energy market in 2021, the article analyzes the role of the energy circuit of the macroeconomic system of the Russian Federation within the entire economy of the country. The problem of global warming is considered and the position of Russia in relation to the main issue of the world climate agenda is determined. Attention is focused on the global energy crisis of2021 as an interconnected consequence of the uncoordinated actions of the international community to address the environmental issue and stabilize prices on the world energy market. The necessity of the development of «green» energy in the Russian Federation as one of the technologically promising branches of energy production is substantiated.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ФАКТОРА НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКУЮ СИСТЕМУ ГОСУДАРСТВА»

АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ФАКТОРА НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКУЮ СИСТЕМУ ГОСУДАРСТВА

Аннотация. В статье на примере кризиса на мировом рынке энергоресурсов 2021 года анализируется роль энергетического контура макроэкономической системы Российской Федерации в рамках всей экономики страны в целом. Рассматривается проблема глобального потепления и определяется позиция России по основному вопросу мировой климатической повестки. Акцентируется внимание на мировом энергетическом кризисе 2021 года как следствия несогласованных действий международного сообщества по решению экологического вопроса и стабилизации цен на мировом рынке энергоресурсов. Обосновывается необходимость развития в Российской Федерации зелёной энергетики как одной из технологически перспективных отраслей добычи энергии.

Ключевые слова. Энергоресурсы, возобновляемые источники энергии, экономика энергетики, глобальное потепление, мировой энергетический кризис, зелёная энергетика.

Zaitcev A.K.

INFLUENCE ANALYSIS OF THE ENERGY FACTOR TO THE SOCIO-ECONOMIC SYSTEM OF THE STATE

Abstract. Using the example of the crisis in the global energy market in 2021, the article analyzes the role of the energy circuit of the macroeconomic system of the Russian Federation within the entire economy of the country. The problem of global warming is considered and the position of Russia in relation to the main issue of the world climate agenda is determined. Attention is focused on the global energy crisis of2021 as an interconnected consequence of the uncoordinated actions of the international community to address the environmental issue and stabilize prices on the world energy market. The necessity of the development of «green» energy in the Russian Federation as one of the technologically promising branches of energy production is substantiated.

Keywords. Energy resources, renewable energy sources, energy economics, global warming, world energy crisis, green energy.

Введение

Мировой энергетический кризис 2021 года проявил уязвимости тех соглашений, которых уже удалось достичь мировому сообществу по вопросу распределения добычи энергетических ресурсов, указал на те серьёзные недоработки, которые странам ещё только предстоит преодолеть в ходе борьбы с глобальным потеплением и стабилизации цен на мировом и европейском рынке альтернативной энергетики. Прошедший 30-31 октября саммит «Большой Двадцатки» определил борьбу с глобальным потеплением и экологическую повестку в целом одной из главных тем для дискуссии. В ходе своего выступления на саммите Президент Российской Федерации заявил, что показатель доли вырабатываемой в России энергии от практически безуглеродных источников, таких как атомные и гидроэлектростан-

ГРНТИ 06.51.25 © Зайцев А.К., 2022

Александр Константинович Зайцев - аспирант кафедры экономической безопасности Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Контактные данные для связи с автором: 194362, Санкт-Петербург, п. Парголово, Юкковское ш., д. 6/7 (Russia, St. Petersburg, Pargolovo, Yukkovskoe road, 6/7). Тел.: +7 911 797-43-10. Е-mail: [email protected]. Статья поступила в редакцию 02.12.2021.

ции, солнечная энергия и энергия ветра, превышает 40%, а с учётом природного газа - самого низкоуглеродного топлива среди углеводородов - эта доля составляет 86%, что является одним из лучших показателей в мире. Это отчасти является заслугой советской энергетики.

В мире по-разному определяют, что такое чистая энергия. Существуют безуглеродные источники, которые включают в себя атомные и гидроэлектростанции, есть переходное топливо - газ, и есть так называемая зелёная энергия, то есть солнечная энергия и энергия ветра. И если по первым двум видам вырабатываемой и производимой энергии Российская Федерация действительно является одним из лидеров в мире, то позиции по зелёной энергии - весьма далеки от лидерских [6]. Целью данной работы является анализ причин такого внимания всего мира к климатической повестке, обоснование необходимости в Российской Федерации роста объёмов выработки энергии из возобновляемых источников и развитие в стране отрасли зелёной энергетики в целом. Материалы и методы

При проведении исследования в качестве исходных данных были использованы материалы Росстата и Росгидромета, касающиеся охраны окружающей среды в России; кроме того, учитывались результаты исследований Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации по экологии и экономике, включенные в документ о текущих тенденциях российской экономики, а также документ Европейской комиссии, регулирующий зелёное налогообложение в рамках Таможенного союза Европейской территории. Благодаря методу синтеза на основе анализа, методу экспертной оценки и систематизации данных удалось достичь цели, поставленной в начале исследования.

Результаты и их обсуждение

Принятая год назад Министерством энергетики Российской Федерации «Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2035 года» содержит единичные упоминания о зелёной энергетике и не подразумевает повышения её доли в энергобалансе страны. Вместо этого присутствуют цели по небольшому повышению доли угля и некоторому увеличению добычи нефти и газа, что нельзя назвать безуглеродными источниками энергии [4].

Российская Федерация имеет огромный потенциал в энергии ветра, солнца, приливных и геотермальных станциях, но лидером наша страна по выработке энергии с данных источников не является. Напротив, Россия входит в топ-5 стран по количеству выбросов загрязняющих веществ в атмосферу -сразу после Китая, США и Индии и далеко впереди Германии, Японии и других лидеров в области экологически чистого производства. Поначалу может показаться довольно странным то, что Россия находится в числе лидеров как по различным видам источников энергии, так и по количеству выбросов-загрязнений в окружающую среду. Однако помимо источников энергии существует множество других объектов и сфер, которые производят выбросы в окружающую среду, такие как транспорт, строительство, промышленность, Российская Федерация только находится на пути к становлению ее как экологичной державы [8, 12].

Российские власти достигли двукратного снижения выбросов в окружающую среду по сравнению с 1990-м годом. Однако данный фактор скорее можно считать «заслугой» советской промышленной политики. В 1990-е и 2000-е годы большая часть «грязной» промышленности перестала работать, модернизировалась, и количество выбросов в России к 2015 году действительно сократилось в 2 раза. При этом суждение о том, что мотивы максимизации прибыли при капитализме приводят к экологической катастрофе, нельзя, по мнению автора данной статьи, считать верным - в любой отдельно взятой коммунистической стране количество выбросов на единицу ВВП было примерно в 2 раза больше, чем в любой другой стране с альтернативным строем при таком же уровне жизни [9, 11].

Однако после этого Российская Федерация приняла на себя обязательства по Парижскому соглашению в 2015 году, которые включают снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на 30% к 2030 году по сравнению с 1990 годом, утвердив, по сути, за собой право увеличить выбросы в атмосферу в период с 2015 по 2030 годы благодаря данному соглашению и принятой Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года. Но есть и положительный аспект: в октябре 2021 года Россия приняла на себя обязательства снизить выбросы в окружающую среду до 0 к 2060 году. При условии, что подобная цель за предыдущие годы поставлена не была, такое решение является определённым прорывом в сфере обеспечения экологической безопасности, несмотря на схожие заявления стран Европы с поправкой на срок к 2050 году [2, 13].

Серьёзным аргументом, который препятствует повышению уровня экологической безопасности в подобной ситуации, принято считать наличие так называемой «реальной экономики» в отдельно взятой стране и отсутствие возможности такой экономики быстро перестраиваться под запросы снижения выбросов в окружающую среду и борьбы с глобальным потеплением, несмотря на всю гуманность их происхождения.

В противовес такому аргументу следует, по мнению автора, приводить одну из нескольких математических моделей, которые, например, свидетельствуют о том, что в случае прекращения борьбы с глобальным потеплением, на планете к 2050 году появятся десятки миллионов климатических беженцев, а к 2100 году мировой ВВП недоберёт в своём росте 7% по причине глобального потепления, в то время как российский ВВП по этим оценкам потеряет 8%. Именно по причине отсутствия возможности молниеносно изменить свою экономику и общество на «экологический лад» такие цели относятся к категории столь долгосрочного планирования, и тем важнее заранее такие цели достигать.

Так, например, в 2015 году руководители стран дали обязательства бороться с глобальным потеплением: стратегия предполагает горизонт планирования до 2030, 2050 и даже 2100 года. Безусловно, у стран стимулы разные: у развивающихся стран нет ресурсов для борьбы с загрязнениями окружающей среды на своей территории, а развитые страны уже на протяжении нескольких лет обещают выделять несколько десятков миллиардов долларов на помощь бедным странам для борьбы с глобальным потеплением [7]. В участие в помощи бедным странам вовлечена и Россия - наша страна является членом «Большой двадцатки» и страной-акционером Всемирного Банка несмотря на то, что с 2014 года Российская Федерация не получает никаких инвестиций Всемирного Банка. В связи с этим Россия может внести свой вклад в снижение выбросов в атмосферу и борьбу с глобальным потеплением.

Однако основная задача нашей страны в борьбе с глобальным потеплением - обеспечение экологической безопасности на своей собственной территории. Пожары в Сибири, которые с каждым годом становятся всё опаснее, наводнения на юге страны и Дальнем Востоке - всё это реальные угрозы экологической безопасности, которые выражаются в уничтожении лесов, сопровождаются выбросами углерода в атмосферу, но главное - являются угрозами жизни и здоровью людей и снижения их уровня жизни. То же происходит с вечной мерзлотой - миллионы людей в России живут в городах, построенных на вечной мерзлоте, и при условии таяния вечной мерзлоты их дома будут непригодны для жизни, газопроводы будут выходить из строя, а крупные промышленные предприятия не смогут вести свою деятельность. И выделение углерода в атмосферу вследствие пожаров, и таяние территории вечной мерзлоты, ледников и арктических льдов, и следующие за этим выбросы - всё это способствует глобальному потеплению [3, 5].

Таким образом, необходимость скорейшей борьбы с глобальным потеплением и обеспечение экологической безопасности для Российской Федерации очевидны. На сегодняшний день позиция руководства страны заметно смещается в сторону всё большего акцента внимания на эту тему. Необходимо напомнить, что такое смещение акцента произошло буквально за 2021 г., особенно после Петербургского международного экономического форума этого года и его зелёной повестки, так как в 2020 году, например, тех же заявлений о снижении выбросов в атмосферу к 2060 г. до нуля не было. На первый взгляд, причина этого - осознание глобальности данной проблемы и роли её решения для страны либо возможность пролоббировать использование газа как топлива [10].

На самом деле, по мнению автора, стоит выделить два фактора, которые могут способствовать изменению позиции:

1. Кардинальный разворот европейской политики, который заключается в составлении конкретного плана (вместо абстрактных рассуждений) снижения выбросов в атмосферу на 55% по отношению к 1990 году. Это план «Fit for 55 climate package». Одно из главных решений стратегии данного плана -трансграничный углеродный налог - действует следующим образом: при попытке ввезти в ЕС товары, производство которых влечёт за собой большое количество выбросов в окружающую среду, европейские власти применяют поправку «The carbon border adjustment mechanism» (CBAM) для поддержания честной конкуренции между производителями «чистой промышленности» своей страны и импортируемыми продуктами неэкологичного производства. Механизм позволяет установить тариф на ввозимые углеродоёмкие продукты. Российским компаниям, экспортирующим подобные товары в ЕС, такая поправка обойдётся в миллиарды долларов в год, что для отдельных производителей является

огромной суммой, несовместимой с дальнейшим ведением стабильной производственной деятельности при отсутствии изменений в вопросе углеродного регулирования [14].

2. Переход к зелёной энергетике, безусловно, является проектом глобальным и международным, реализация которого без Российской Федерации, как крупнейшего экспортёра углеводородных ресурсов, не представляется возможным. В этом смысле участие в подобном глобальном взаимодействии является для Российской Федерации хорошей возможностью наладить отношения со странами Евросоюза, с которыми Россия находится в конфронтации, избежать изоляционного положения и очередных пакетов санкций, направленных на дестабилизацию экономики страны. Такая позиция позволит выдвинуть обоснованное требование о снятии Европой санкций с ПАО «Газпром» для осуществления корпорацией зелёных проектов в рамках международного проекта по борьбе с глобальным потеплением.

Однако помимо факторов, перечисленных выше, необходимо учитывать и текущие обстоятельства в Европе и мире на рынке углеводородных ресурсов. То, что происходило с газом в Европе за прошедшие несколько месяцев, переросло в мировой энергетический кризис 2021 года, что, конечно, является очень важным фактором и влияет на борьбу с глобальным потеплением. К ноябрю 2021 года ситуация в Европе с газом стала настоящим вызовом для европейских властей: в разных странах рост цен на газ в октябре 2021 года составил 3-4 раза, что вынудило власти ЕС оказывать финансовые и налоговые меры поддержки наиболее уязвимым слоям населения и предприятиям.

Существует важный фактор, свидетельствующий о наличии взаимосвязи между «газовым кризисом» осени 2021 года, борьбой с глобальным потеплением и политикой в целом. В то время как европейским властям необходимо решать вопрос о том, каким образом справляться с возникшей проблемой здесь и сейчас, Президент Российской Федерации предлагает простое решение для увеличения объёмов поставок газа - открытие магистрального газопровода «Северный Поток-2», который ещё не прошёл процедуры сертификации от европейских бюрократических властей.

Такое заявление президента нашей страны властями некоторых европейских государств было воспринято как использование энергетических ресурсов государством в политических целях. В этом смысле у Российской Федерации, к сожалению, может появиться ещё одна угроза - ускоренный переход европейских стран к зелёной энергетике вследствие такой модели поведения, причём даже тех стран Восточной Европы, в которых прослеживается серьёзная зависимость от угля, и следующее за этим некое «сплочение» стран Европейского Союза против российского экспортёра газа.

Существует процесс сертификации, который прописывает ряд запретов и ограничений, в связи с чем сертификация «Северного Потока-2» задерживается. При том, что ускорить процесс можно. Более того, существует прецедент ускоренного процесса сертификации вакцин в 2020 году в период распространения новой коронавирусной инфекции. Так, вакцина «Pfizer» несколько месяцев использовалась при авторизации по ускоренному режиму, а вскоре была одобрена полностью благодаря разрешению «Emergency Use Authorization» [15].

Однако существует и другая причина замедленной сертификации проекта «Северный Поток-2» -альтернатива сценарию запуска работы данного трубопровода. Европейские власти, по мнению автора, не чувствуют острой необходимости в сертификации газопровода «здесь и сейчас», так как мощностей для того, чтобы экспортировать большие объёмы газа, у ПАО «Газпром» достаточно; при том, что периодическое снижение цен на газ как раз связано с пополнением хранилищ газа в Европе российским экспортёром. Перспективу истощения в Европе резервов газа без «Северного Потока-2» европейские власти не признают, т.к. вопрос удовлетворения потребности в газе решался на территории Европейского Союза и до строительства этого магистрального газопровода. Заключение

Таким образом, поставленная в начале работы цель достигнута: проанализированы причины особого внимания всего мира к вопросу борьбы с глобальным потеплением и обоснована необходимость для Российской Федерации более объёмной выработки энергии из возобновляемых источников и развития отрасли зелёной энергетики в целом. Глобальное потепление является серьёзным вызовом, с которым необходимо бороться всем странам, в противном случае мир получит десятки миллионов климатических беженцев и снижение объёмов мирового ВВП на несколько процентных пунктов.

Подводя итог рассмотрению вопроса развития в Российской Федерации зелёной энергетики, автор сделал вывод, что ситуация с энергоресурсами на европейском и мировом рынке выглядит как мо-

дель, строящаяся вокруг Российской Федерации, российского поставщика углеводородных ресурсов ПАО «Газпром» и магистрального трубопровода «Северный Поток-2». Возможность ускоренного перехода на зелёную энергетику стран Европы, угроза санкций со стороны США за сертификацию данного трубопровода и появляющаяся, в связи с этим, зависимость Германии и Европы, скачки цен на газ на рынке и возможные штрафы за запуск «Северного Потока-2» до сертификации газопровода европейскими государственными регуляторами - всё это представляет собой комплекс дестабилизирующих факторов для России в энергетической отрасли.

Развитие зелёной энергетики, повышенные объёмы выработки энергии из возобновляемых источников, углеродное ценообразование в отраслях с высокими парниковыми выбросами - те меры, которые позволят Российской Федерации минимизировать влияние перечисленных дестабилизирующих угроз. Более того, развитие зелёной энергетики в стране невозможно без нового витка технологической модернизации в принципе, что может послужить стимулом для совершенствования в Российской Федерации наукоёмких отраслей производства и добычи электроэнергии - одной из основных национальных задач по научно-технологическому развитию [1]. Выводы, сделанные по результатам данной работы, являются базой для проведения будущих исследований автора.

ЛИТЕРАТУРА

1. Указ Президента РФ от 1 декабря 2016 г. № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации».

2. Указ Президента РФ от 19 апреля 2017 г. № 176 «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года».

3. Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года (утв. Президентом РФ от 30 апреля 2012 г.).

4. Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2035 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://minenergo.gov.ru/node/1026 (дата обращения 21.11.2021).

5. Распоряжение Правительства РФ от 18 декабря 2012 г. № 2423-р «О плане действий по реализации Основ государственной политики в области экологического развития РФ на период 2030 года».

6. Экология и экономика: тенденция к декарбонизации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ac.gov.ru/uploads/2-Publications/BRE/_октябрь_web.pdf (дата обращения 17.11.2021).

7. Доклад о человеческом развитии в Российской Федерации за 2017 год. Экологические приоритеты для России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ac.gov.ru/files/publication/a/15600.pdf (дата обращения 19.11.2021).

8. Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС). Раздел «Объем выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от автомобильного транспорта». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.fedstat.ru/indicator/42723 (дата обращения 23.11.2021).

9. Основные показатели охраны окружающей среды, 2021: Стат. бюллетень / Росстат. М., 2021. 110 с.

10. О Федеральной научно-технической программе в области экологического развития Российской Федерации и климатических изменений на 2021-2030 гг. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://science.gov.ru/ media/files/file/wJgekXcVWebxcQmGATo4C8EHE2ZFjBh9.pdf (дата обращения 19.11.2021).

11. Охрана окружающей среды в России. 2020: Стат. c6. / Росстат. M., 2020. 113 с.

12. Обзор состояния и загрязнения окружающей среды в Российской Федерации за 2020 год. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.meteorf.ru/upload/iblock/d94/0bzor_2020_070721.pdf (дата обращения 17.11.2021).

13. Environment action programme to 2030. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ec.europa.eu/environ-ment/strategy/environment-action-programme-2030_en (дата обращения 25.11.2021).

14. Carbon Border Adjustment Mechanism. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ec.europa.eu/taxation_ customs/green-taxation-0/carbon-border-adjustment-mechanism_en (дата обращения 23.11.2021).

15. Emergency Use Authorization. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.fda.gov/emergency-preparedness-and-response/mcm-legal-regulatory-and-policy-framework/emergency-use-authorization (дата обращения 23.11.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.