Durmanenko Oksana Leonidovna ANALYSIS OF THE SPECIFIC ..
pedagogical sciences
UDC 376
АНАЛИЗ ВИДОВЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ
© 2019
Дурманенко Оксана Леонидовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Восточноевропейский национальный университет имени Леси Украинки (43000, Украина, Луцк, проспект Свободы 13, 43025, e-mai: [email protected])
Аннотация. В современных условиях развития украинского общества задачи образования больше направлены не на овладение возрастающей суммой знаний, а на развитие способностей и познавательных интересов личности. Особое значение имеет формирование личности дошкольника, повышение его познавательной активности, творчества, развитие способностей и одаренности. Важное место в формирование гармоничной и творческой личности занимает одаренность. К ранним проявлениям одаренности ребенка относятся: мощная энергичность, значительная физическая, умственная и познавательная активность, сравнительно низкие утомляемость и потребность в отдыхе; интенсивное развитие речи; любознательность, стремление к экспериментированию; легкое и быстрое усвоение и использование новой информации; ранний интерес к чтению и т. п. Для эффективного дальнейшего развития одаренности ребенка дошкольного возраста актуальным является своевременная диагностика вида и уровня развития его одаренности. Важным фактором развития одаренности дошкольника являются учреждение дошкольного образования и семья. Развитие одаренности и воспитание творческих способностей детей будет эффективным только в том случае, если эти два процесса будут системными, целенаправленными и взаимосвязанными.
Ключевые слова: одаренность, виды одаренности, детская одаренность, диагностика одаренности, творческая одаренность ребенка.
ANALYSIS OF THE SPECIFIC MANIFESTATIONS OF CHILDREN'S GIFTEDNESS
© 2019
Durmanenko Oksana Leonidovna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogy Eastern European National University named after Lesia Ukrainka (43000, Ukraine, Lutsk, Liberty Avenue 13, 43025, e-mai: [email protected])
Abstract. In modern conditions of development of the Ukrainian society, the tasks of education are more focused not on mastering the growing amount of knowledge, but on developing the abilities and cognitive interests of the individual. Of particular importance is the formation of the personality of the preschooler, the increase of his cognitive activity, creativity, the development of abilities and talent. An important place in the formation of a harmonious and creative personality is occupied by giftedness. Early manifestations of giftedness of a child include: vigorous energy, considerable physical, mental and cognitive activity, relatively low fatigue and the need for rest; intensive development of speech; curiosity, the desire for experimentation; easy and fast assimilation and use of new information; early interest in reading, etc. For the effective further development of the giftedness of a child of preschool age, timely diagnosis of the type and level of development of his giftedness is relevant. An important factor in the development of gifted preschoolers are the institution of preschool education and the family. The development of giftedness and fostering the creative abilities of children will be effective only if these two processes are systematic, purposeful, and interrelated.
Keywords: endowments, types of endowments, children's endowments, diagnostics of endowments, creative endowments of a child.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это прежде всего связано с потребностью современного общества в неординарных творческих личностях, способных работать креативно, созидать и творчески решать профессиональные задачи. Раннее выявление, диагностика, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей является одной из главных задач совершенствования системы образования. Однако, как свидетельствует анализ практики работы учебных и воспитательных учреждений, эта проблема требует немедленного конструктивного решения. Нередко творческое мышление одаренного ребенка рассматривается как отклонение от нормы. В свою очередь, недостаточный уровень психолого-педагогической подготовки воспитателя, учителя к работе с детьми, которые проявляют нестандартность в поведении и мышлении, приводит к неадекватной оценке их личностных качеств и всей их деятельности. Эксперименты, проведенные во многих странах мира, убедительно показали, насколько сложно модифицировать образовательную систему, изменить содержание межличностных отношений «педагог - ребенок», преодолеть трудности и барьеры, блокирующие детские таланты.
Анализ научной литературы свидетельствует о том, что проблема одаренности находится в центре внимания психологов и педагогов уже достаточно длительное время. Первые шаги в решении данного вопроса были сделаны еще во второй половине XIX века в связи с появлением книги Ф. Гальтона «Наследственность таланта. Ее 22
законы и последствия» [1].
На современном этапе развития украинского общества проблема формирования и развития одаренной личности стала важной и неотъемлемой частью нашей жизни. Особенно важно развивать одаренность на ранних этапах личностного становления человека. Именно поэтому развитие творческих способностей ребенка дошкольного возраста приобретает особую актуальность, требует качественно нового подхода к образованию и профессиональной подготовке будущих воспитателей.
Анализ последних исследований и публикаций. Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о разных подходах ученых к определению понятия одаренности личности. К примеру, немецкий психолог В. Штерн одаренность определяет как «...общую способность индивида сознательно ориентировать свое мышление на новые требования, как общую способность психики приспосабливаться к новым задачам и условиям жизни» [2]. Это определение подверглось критике, в частности, со стороны английского психолога Ч. Спирмена, который направил свои возражения против «приспособления» и теологичности штерновского определения. Несмотря на это, определение В. Штерна, по мнению ученых, остается ведущим в современной трактовке проблемы одаренности [3].
Наиболее конструктивным, по нашему мнению, является подход к исследованию проблемы способностей и личностной одаренности, предложенный Б. Тепловым, Н. Лейтесом, О. Матюшкиным, В. Моляко. Анализ научных исследований этих ученых позволяет выявить сущность понятия личностной одаренности, ее структуру Scientific Vector of the Balkans. 2019. Т. 3. № 1(3)
педагогически науки
Дурманенко Оксана Леонидовна АНАЛИЗ ВИДОВЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ ...
и типы. Соответственно, мы отмечаем, что одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется среди своих сверстников ярко выраженными успехами в достижении результатов на качественно более высоком уровне, который превосходит определенный условный «средний» уровень (по В. Моляко) [4].
В процессе анализа проблемы сущности природы личностной одаренности мы пришли к выводу, что одаренность ребенка проявляется и развивается прежде всего в творческой деятельности и зависит от индивидуальных особенностей ее проявления. А также определяется мотивацией игровой и учебной деятельности [5].
Таким образом, проблема одаренности личности не отличается новшеством, является многоаспектной и исследуется разными учеными [6-11]. Однако, по-нашему мнению, недостаточно раскрыты особенности проявления детской одаренности, ее диагностика и подготовка будущих воспитателей к работе с одаренными детьми дошкольного возраста.
Формирование целей статьи (постановка задачи). Целью статьи является анализ видовых проявлений одаренности детей дошкольного возраста. Цель статьи достигается путем решения нескольких взаимосвязанных задач: 1) раскрытие сущности и видов одаренности личности в дошкольном возрасте; 2) видовая диагностика одаренности детей дошкольного возраста; 3) педагогические условия ранней диагностики одаренности дошкольника.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Анализируя разные подходы ученых к сущности понятия одаренности, мы определяем одаренность ребенка дошкольного возраста как ярко выраженное проявление положительных результатов той или иной деятельности (игровой, учебной, общения), что качественно отличает ребенка от его сверстников.
Важным признаком детской одаренности являются коммуникативные и организаторские способности, предпосылкой развития которых выступает дошкольная группа. Именно дошкольная группа является первичным социумом, социально-психологической общностью, первым «детским обществом» (А. Усова), в котором развивается общение детей и происходят разные виды детской деятельности; ребенок в такой группе социализируется, выполняя свою новую социальную роль - члена детского общества, формируются его отношения со сверстниками.
Исследуя проблему сущности детской одаренности, важным является определение критериев способностей. Так, к критериям коммуникативно-речевых способностей дошкольника, согласно исследованиям Т. Пируженко, Г. Арушановой, можно отнести: устойчивость сформированности мотивов общения со взрослыми и сверстниками; инициативность общения; самостоятельность; активность взаимодействия с окружающими людьми; личностное проникновение в содержание беседы; эмоционально-оценочное реагирование [12].
Конструктивными, по нашему мнению, являются виды и показатели одаренности личности ребенка, разработаны американскими психологами из Иллинойского университета под руководством М. Карне и систематизированы украинскими учеными [13] (таблица 1).
В процессе исследования нами также установлено, что одной из важных задач продуктивного решения исследуемой проблемы является своевременная объективная диагностика вида и уровня развития одаренности детей. Именно ранняя диагностика и точное определение вида и уровня одаренности личности ребенка позволяет разработать индивидуальную программу развития одаренности, учитывая индивидуальные психо-физиологи-ческие особенности дошкольника.
Отметим, что диагностика детской одаренности -сложный процесс, который нужно проводить целеустремленно, непрерывно, последовательно, используя
различные методы. Практика свидетельствует, что в работе с детьми эффективными являются беседы, наблюдения, анализ детских работ (типа, нарисуй рисунок, дополни историю, составь предложение, расскажи сказку и т. д.). С целью выявления и измерения уровня развития различных способностей дошкольников разработаны также различные методики психодиагностических тестов, опросных листов и анкет.
Таблица 1 - Виды и показатели одаренности личности ребенка
Впд одаренности ребенка Показатели детской одаренности
Интеллектуальная одаренность любознательность ребенка: его наблюдательность: точность мышления, исключительность памяти, жажда к познанию нового, точность н конкретность
Одар енно сть в с ф ер е акад е мнче с кнх достижений: - чтение - математика - естественные науки ребенок предоставляет чтению преимущество среди других видов деятельности: быстро и надолго запоминает прочитанное: обладает большим словарным запасом; использует сложные синтаксические конструкции; интересуется написанием букв и слов; дошкольник проявляет интерес к счету, измерениям, взвешиванию, упорядочению предметов: запоминает математические знаки, цифры, символы: легко выполняет арифметические действия; применяет математические умения к различным игровым ситуациям, которые не касаются непосредственно математики; ребенок проявляет интерес к окружающему; интересуется происхождением и назначением предметов и явлений, их классификации: внимателен к явлениям природы, их причинам и последствиям, пытается экспериментировать.
Творческая одаренность Ребенок любознателен, самостоятелен, независим в рассуждениях; проявляет способность глубоко погружаться в интересующее его дело и добиваться значительной продуктивности деятельности: в занятиях и играх склонен к точности действий, результативности; легко меняет способы поведения и деятельности в сложившихся ситуациях.
Одар енно ст ь в с ф ер е общения Дошкольник проявляет лидерские наклонности, способность к гибкому общению, уверенность в себе среди знакомых и даже незнакомых люден, инициативен, оерет на себя ответственность за сверстников.
Важным условием объективности диагностирования детской одаренности является соблюдение его поэтапности. Так, первичным этапом выявления одаренных детей является анализ детских достижений в той или иной сфере (пение, рисование, чтение стихов, общение, занятие математикой, физкультурой и т. д.), предоставленных родителями. Воспитатели должны проверить с помощью психологических и педагогических методов предполагаемую одаренность того или иного ребенка и конкретно определить группу дошкольников для более углубленного их исследования.
На втором этапе диагностируется творческий потенциал и одаренность ребенка психологом и воспитателями, непременно учитывая результаты первичного этапа, с помощью набора психологических тестов [14; 15]. Ориентировочный перечень психодиагностик мы предлагаем в таблице 2.
Таблица 2 - Перечень психодиагностики творческого потенциала личности ребенка
Преобладающая сфера личности ребенка Методика
Интеллектуальная сфера «Тест структуры интеллекта» Амтхауера
Академические достижения «Стэнфордский тест достижений»
Творческие способности «Фигурная форма теста творческого мышления П. Торренса», «Тест отдаленных ассоциаций» С. Медника, вербальный тест творческого мышления «Необычное использование» И. Аверина, «Характерологический опросник» К. Леонгарда-Шмишека, «Цветной тест» М. Люшера
Организаторские способности тест для определения личностных характеристик «Личностный опросник» Г. Айзенка
Двигательная сфера «Тест творческих способностей в действии и движении» П. Торренса
*Составлено автором
Практика показывает, что многие дети проявляют высокую степень одаренности не в одной сфере, а в нескольких. В этом случае очень важно не только выявить такую полиодаренность, но и совершенствовать, развивать ее [16; 17].
В процессе исследования также пришли к выводу, что одним из важнейших факторов творческого развития де-
Научен вектор на Балканите. 2019. Т. 3. № 1(3)
23
Durmanenko Oksana Leonidovna ANALYSIS OF THE SPECIFIC ..
pedagogical sciences
тей является создание необходимых благоприятных условий, способствующих формированию их творческих способностей. На основе анализа работ В. Юркевича (автор использовал идеи ученых Дж. Смита, Б. Никита и Л. Кэрролла), мы выделили пять основных условий успешного развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
1. Раннее физическое развитие малыша (преимущественно в семье); потом раннее чтение, счет, знакомство с различными инструментами и материалами, ознакомление с окружающей реальностью, что мотивирует ребенка к ее активному познанию.
2. Создание необходимой благоприятной развивающей среды, положительно влияющей на опережающие развитие детей.
3. Развитие познавательного интереса ребенка, его эмоциональности, волевых качеств.
4. Субъект-субъектное взаимодействие взрослых и детей с целью оказания помощи ребенку, поддерживая его самостоятельность и свободу.
5. Теплая дружеская атмосфера в семье и детском коллективе, что постоянно стимулирует ребенка к творчеству [18].
Итак, воспитание творческих способностей детей будет эффективным только в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд педагогических задач, направленных на достижение конечной цели [19, 20].
Выводы исследования и перспективы дальнейших исследований этого направления. Проблема детской одаренности актуальна и требует теоретико-практического конструктивного решения. Поэтому, при подготовке воспитателя к работе с одаренными детьми необходимо конкретизировать индивидуально-личностные черты проявления одаренности, совокупность которых определяет творческие возможности ребенка, и на развитие которых следует обратить внимание в учебно-воспитательном процессе в учреждении дошкольного образования.
Работа с одаренными детьми требует надлежащей содержательной наполненности занятий, ориентированности на новизну информации и виды поисковой, развивающей, творческой деятельности. Она под силу высоко профессиональным педагогам, владеющим современными методиками, технологиями обучения и воспитания, методами диагностики качества образования; способных к всестороннему анализу своей педагогической деятельности, объективной оценки достижений в развитии детей.
Важно учитывать уникальность и неповторимость личности ребенка, его внутренний мир и способности.
Одаренность, как правило, определяется путем изучения сферы ее проявления, интеллектуального диапазона (совокупности интеллектуальных возможностей), сферы высоких достижений в реализации способностей, уровня физического развития, уровня работоспособности, мотивационного обоснования и его отражение в эмоциональном настрое и волевом упорстве растущего человека [5, 6, 13, 18].
Одаренность всегда развивается на основе любимой ребенком деятельности. Поэтому родителям, воспитателям необходимо четко анализировать и диагностировать яркие, устойчивые интересы ребенка к какой-то деятельности.
В дальнейшем важно проанализировать и исследовать инструментарий и методику психолого-педагогической диагностики детской одаренности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Гальтон Ф. Наследственность таланта, ее законы и последствия. 1875 г. пер. с англ.; СПб., 1875. 299 с.
2. Штерн В. Умственная одаренность: Психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста. СПб.: Союз, 1997. С. 11—23.
3. Сущенко Т. I. Характернi особливостi обдарованих дтей. Початкова школа, 1994. № 2. С. 10-11.
4. Моляко В. О. Концепщя виховання творчоi oco6ucmocmi. Радянська школа, 1991. № 5. С. 47—51.
5. Тадеев П. О. Обдароватсть i творч^ть особuстостi: Амери-канський nidxid: монографiя: Навч. кн.-Богдан, 2008. 240 с.
6. Бочарова Е.А. Одаренные дети в Болгарии: система работы и поддержки //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 2 (7). С. 14-16.
7. Балакирева Е.И., Игнатьева О.Г. Развитие творческой одаренности школьников: педагогические аспекты // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 228-231.
8. Федотова Е.Л., Никитина Е.А. Предуниверсарий как пространство развития одаренности школьника // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 137-140.
9. Равен Д. Проблемы «устранения разрывов» в философии и исследованиях (часть 1. Некоторые наблюдения, полученные за 60 лет исследований в области образования) // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 181-198.
10. Калинина Л.Ю. Музыкальная одаренность ребенка: современный взгляд на проблему // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 118-121.
11. Raven J. Problems with "closing the gap" philosophy and research (some observations derived from 60 years in educational research) // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 252-275.
12. Степенко Г. В., Бургт М. С. Обдарован дти: навчання i роз-виток. Обдарована дитина, 1998. № 3. С. 6-9.
13. Гриньова В. М. Обдароватсть: суть, види, принципи. Педагогта та nсuхологiя: зб. наук. пр., 2010. Вип. 38. С. 4-13.
14. Робота з обдарованими дiтьмu / М. О. Володарська, А. I. Настенко, О. М. Пiвлаева, С. М. Полугша, В. М. Сисоева. Харюв: Видавнича група «Основа», 2010. 190 с.
15. Здiбностi. Обдароватсть. Таланти. Система роботи з обдарованими дiтьмu. Кшв: «Штльний свiт», 2009. 126 с.
16. Липова Л., Морозова Л., Ренський С. Концеп^я обдарованостi та ii види. Рiдна школа, 2003. № 4. С. 10-12.
17. Лейтес Н. С. Возрастная одарённость школьников. Москва: «Academia», 2001. С. 11-43.
18. Юркевич В. С. Одаренный ребенок иллюзии и реальность. Книга для учителей и родителей. Москва: Просвещение, 2010. 136 с.
19. Равен Д. Проблемы «устранения разрывов» в философии и исследованиях (часть II. Некоторые наблюдения, полученные за 60 лет исследований в области образования) // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 205-218.
20. Raven J. Education and Sociocybernatics // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 289-296.
24
Scientific Vector of the Balkans. 2019. Т. 3. № 1(3)