Научная статья на тему 'Анализ видов, форм государственной помощи и порядок ее предоставления сельхозтоваропроизводителям'

Анализ видов, форм государственной помощи и порядок ее предоставления сельхозтоваропроизводителям Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1214
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБСИДИИ / СУБВЕНЦИИ / БЮДЖЕТНЫЕ КРЕДИТЫ / РОССИЙСКИЕ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ УЧЕТА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Прынцев М. Н.

Предмет. Государственная помощь, оказываемая сельскому хозяйству, в условиях ограничительных мер играет ключевую роль в развитии сельскохозяйственного производства и обеспечения импортозамещения, что определяет необходимость понимания форм, видов государственной поддержки, условий и порядка ее предоставления. Цели. Целью научной статьи является сравнительная характеристика понятий «государственная помощь» и «государственная поддержка», а также форм и видов государственной помощи. Задачи. Сформулированы следующие задачи: провести сравнительный анализ понятий «государственная помощь» и «государственная поддержка»; определить формы и виды государственной помощи; проанализировать основные направления финансирования АПК, в том числе в Нижегородской области, из федерального и регионального бюджетов за 2014 г.; систематизировать порядок предоставления государственной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям. Методология. Исследование процесса предоставления государственной помощи, ее видов и форм проведено с помощью общенаучных методов, таких как сравнение, систематизация и обобщение информации нормативных документов и научных источников. Результаты. Проанализированы основные направления финансирования АПК, в том числе из федерального и регионального бюджетов, в Нижегородской области за 2014 г.; систематизирован процесс предоставления государственной помощи предприятиям сельского хозяйства; посредством анализа нормативных документов, теоретических и практических подходов проведен сравнительный анализ понятий «государственная помощь» и «государственная поддержка», уточнены общие и отличительные особенности; предлагается авторская формулировка понятия «государственная поддержка». Выводы и значимость. Сделан вывод о том, что понятие «государственная помощь» достаточно полно трактуется как в отечественной, так и в международной практике как помощь, в первую очередь направленная на увеличение экономической выгоды конкретной организации, что является одной из отличительных характеристик от понятия «государственная поддержка». Полученные выводы могут быть использованы предприятиями АПК в целях понимания процесса предоставления государственной помощи, основных направлений, форм и видов ее оказания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ видов, форм государственной помощи и порядок ее предоставления сельхозтоваропроизводителям»

Проблемы, мнения, решения

АНАЛИЗ ВИДОВ, ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОМОЩИ

И ПОРЯДОК ЕЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СЕЛЬХОЗТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЯМ

м.н. прынцев,

старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета и финансов, Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия, Нижний Новгород, Российская Федерация

Предмет. Государственная помощь, оказываемая сельскому хозяйству, в условиях ограничительных мер играет ключевую роль в развитии сельскохозяйственного производства и обеспечения импортозамещения, что определяет необходимость понимания форм, видов государственной поддержки, условий и порядка ее предоставления.

Цели. Целью научной статьи является сравнительная характеристика понятий «государственная помощь» и «государственная поддержка», а также форм и видов государственной помощи.

Задачи. Сформулированы следующие задачи: провести сравнительный анализ понятий «государственная помощь» и «государственная поддержка»; определить формы и виды государственной помощи; проанализировать основные направления финансирования АПК, в том числе в Нижегородской области, из федерального и регионального бюджетов за 2014 г.; систематизировать порядок предоставления государственной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям.

Методология. Исследование процесса предоставления государственной помощи, ее видов и форм проведено с помощью общенаучных методов, таких как сравнение, систематизация и обобщение информации нормативных документов и научных источников.

Результаты. Проанализированы основные направления финансирования АПК, в том числе из федерального и регионального бюджетов, в Нижегородской области за 2014 г.; систематизирован процесс предоставления государственной помощи предприятиям

сельского хозяйства; посредством анализа нормативных документов, теоретических и практических подходов проведен сравнительный анализ понятий «государственная помощь» и «государственная поддержка», уточнены общие и отличительные особенности; предлагается авторская формулировка понятия «государственная поддержка».

Выводы и значимость. Сделан вывод о том, что понятие «государственная помощь» достаточно полно трактуется как в отечественной, так и в международной практике как помощь, в первую очередь направленная на увеличение экономической выгоды конкретной организации, что является одной из отличительных характеристик от понятия «государственная поддержка». Полученные выводы могут быть использованы предприятиями АПК в целях понимания процесса предоставления государственной помощи, основных направлений, форм и видов ее оказания.

Ключевые слова: субсидии, субвенции, бюджетные кредиты, российские и международные стандарты учета, государственная поддержка

Современные условия развития экономики, вступление России в ВТО, ограничительные санкции со стороны некоторых стран усиливают актуальность и значимость государственной помощи такой стратегически важной отрасли, как сельское хозяйство, что определяет необходимость понимания ее сущности, форм, видов и порядка

предоставления сельхозтоваропроизводителям. Исследование различных вопросов в отношении государственной помощи является предметом изучения многих авторов, таких как А.В. Зонова, Р.В. Ливанова, А.А. Перепелица [1], Г.С. Клычова, Р.И. Залялиева [2], С.В. Козменкова, Е.Н. Шатина [3],

A.С. Хусаинова [4], В.Г. Широбоков, Н.Н. Волкова,

B.Н. Лихобабин [5] и др.

Развитие сельского хозяйства обусловлено изменениями в системе государственной поддержки. Новый этап развития связан с реализацией приоритетного национального проекта «Развитие АПК», принятием Федерального закона от 29.12.2006 «О развитии сельского хозяйства» [6] и последующей разработкой Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» [7]. На сегодняшний день законодательно утверждена новая Государственная программа развития сельского хозяйства на 2013-2020 гг., которая действует с 01.01.2013 [8]. Ранее уже рассматривались основные направления оказания государственной помощи, которые определены как объекты аудита1.

Государственная поддержка агропромышленного комплекса, осуществляемая в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 20132020 гг., предоставляется бюджетам субъектов Российской Федерации в форме субсидий из федерального бюджета по следующим направлениям [8]:

1. Возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховой премии [9].

2. Возмещение части процентной ставки по кредитам и займам [10, 11].

3. Государственная поддержка отраслей живот-новодства[12, 13, 14].

4. Государственная поддержка отраслей растениеводства [15, 16].

5. Оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства [17].

6. Государственная поддержка малых форм хозяйствования [18, 19, 20].

7. Реструктуризация долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей [21].

1 Прынцев М.Н. Государственная помощь как объект аудита // Международный бухгалтерский учет. 2014. № 28. С. 21-33.

8. Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие.

9. ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» [8].

Так, финансирование в Нижегородской области за 2014 г. составило 4 849 млн руб., из них: федеральный бюджет - 1 761,9 млн руб., или 36,33% от общей суммы финансирования; региональный бюджет - 3 087,1 млн руб., или 63,67%2.

Основные направления финансирования из федерального бюджета, составляющие 70,5% от общей суммы выделяемых средств, включают в себя: возмещение части процентной ставки по кредитам - 803,99 млн руб., из них: отрасль растениеводства - 259,1 млн руб., отрасль животноводства - 544,9 млн руб.; оказание несвязанной поддержки в области растениеводства - 287,5 млн руб., или 23,15% (табл. 1).

В качестве основных направлений финансирования из областного бюджета Нижегородской области в 2014 г., составляющих около 63% от общей суммы средств, можно выделить следующие (табл. 2).

Из данных табл. 2 видно, что в 2014 г. основной удельный вес в структуре финансирования АПК составляют субсидии на поддержку животноводства -. 1 294,7 млн руб., или 66,78%, оказание несвязанной поддержки в области растениеводства - 241,8 млн руб., или 12,47%.

Поскольку государственная помощь является важным объектом бухгалтерского учета, то, по мнению автора, необходимо проанализировать нормативные документы, теоретические и практические подходы к формулированию понятия «государственная помощь». Автором статьи уже подробно рассматривались основные нормативные документы по учету государственной помощи, такие как Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000 и Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 20 «Учет государстве нных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи», определены общие и отличительные положения3, а также проанализированы особенности бухгалтерского учета государственной помощи4.

2 Сайт Министерства сельского хозяйства Нижегородской области. URL: http://www.mcx-nnov.ru/.

3 Прынцев М.Н., Козменкова С.В. Формирование в учете и отчетности информации о государственной помощи по российским и международным стандартам // Экономический анализ: теория и практика. 2014. № 22. С. 23-32.

4 Прынцев М.Н., Козменкова С.В. Особенности бухгалтерского учета государственной помощи в сельскохозяйственных предприятиях // Все для бухгалтера. 2013. № 6. С. 9-13.

Таблица 1

Основные направления финансирования агропромышленного комплекса

из федерального бюджета*

№ п/п Основные направления финансирования За 2014 г.

Сумма, тыс. руб. Удельный вес, %

1 Возмещение части процентной ставки по краткосрочным и инвестиционным кредитам (займам) в отрасли растениеводства 259 086,43 20,86

2 Возмещение части процентной ставки по краткосрочным и инвестиционным кредитам (займам) в отрасли животноводства 544 912,90 43,88

3 Оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства 287 489,90 23,15

4 Поддержка племенного животноводства 68 997,90 5,56

5 Возмещение части затрат сельхозтоваропроизводителей на уплату страховой премии, начисленной по договору сельскохозяйственного страхования в области животноводства 1 315,00 0,11

6 Возмещение части затрат сельхозтоваропроизводителей на уплату страховой премии, начисленной по договору сельскохозяйственного страхования в области растениеводства 63 656,98 5,13

7 Возмещение части затрат на приобретение элитных семян 16 363,18 1,32

Всего 1 241 822,29 100

*Сайт Министерства сельского хозяйства Нижегородской области. URL: http://www.mcx-nnov.ru/.

Таблица 2

Основные направления финансирования агропромышленного комплекса

из областного бюджета*

№ п/п Основные направления финансирования За 2014 год

Сумма, тыс. руб. Удельный вес,%

1 Возмещение части процентной ставки по краткосрочным и инвестиционным кредитам (займам) в отрасли растениеводства 84 991 4,38

2 Возмещение части процентной ставки по краткосрочным и инвестиционным кредитам (займам) в отрасли животноводства 133 438 6,88

3 Оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства 241 828 12,47

4 Поддержка племенного животноводства 113 358 5,85

5 Возмещение части затрат сельхозтоваропроизводителей на уплату страховой премии, начисленной по договору сельскохозяйственного страхования в области животноводства 545 0,03

6 Возмещение части затрат сельхозтоваропроизводителей на уплату страховой премии, начисленной по договору сельскохозяйственного страхования в области растениеводства 26 381 1,36

7 Возмещение части затрат на приобретение элитных семян 36 000 1,86

8 Субсидии на поддержку животноводства 1 294 688 66,78

9 Субсидии на производство льна и конопли 7 574 0,39

Всего 1 938 803 100

* Сайт Министерства сельского хозяйства Нижегородской области. URL: http://www.mcx-nnov.ru/.

Так, в соответствии с ПБУ 13/2000 понятие «государственная помощь» определено как «увеличение экономической выгоды конкретной организации в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества)» [22, п. 1]. В международной практике нормативным документом, определяющим понятие «государственная помощь», считается МСФО (IAS) 20, согласно

которому «государственная помощь - это действия правительства, направленные на предоставление какой-то экономической выгоды определенному предприятию или ряду предприятий, отвечающих определенным критериям» [23, п. 3]. На взгляд автора, в целом понятие трактуется достаточно полно как в отечественной, так и в международной практике. Схожее определение государственной помощи

приводит Н.Г. Шредер: «... Это действия правительства, которые направляются на обеспечение условий для получения предприятием специфических экономических выгод, отвечающих определенным критериям» [24]. Анализируя данные определения, приходим к выводу, что государственная помощь направлена на увеличение экономической выгоды конкретной организации. При этом государственная помощь является адресной, что обеспечивает возможность контроля за целевым использованием бюджетных средств и оценки влияния на развитие организаций, тем самым способствуя дальнейшему развитию форм и упорядочиванию структуры государственной помощи.

В ходе анализа различных подходов авторов к формулированию понятия «государственная помощь» можно встретить и понятие «государственная поддержка». Рассмотрим данные понятия подробнее, уточним их общие и отличительные особенности. Так, О.В. Глеба приводит достаточно полное и емкое понятие государственной поддержки сельского хозяйства: «Это совокупность мер, направленных на оказание сельскому хозяйству за счет бюджетных средств всесторонней помощи как посредством перечисления денежных средств непосредственно сельскохозяйственным товаропроизводителям (предоставление прямых субсидий, некоторых компенсаций, проведение закупочных интервенций), так и путем финансирования различных мероприятий по развитию сельской инфраструктуры, подготовке кадров, повышению занятости и прочее». О.В. Глеба приводит еще одно определение государственной поддержки сельского хозяйства «как законодательно закрепленный сложный механизм, включающий меры воздействия на доходы сельскохозяйственных товаропроизводителей, структуру и размеры сельскохозяйственного производства, агропродовольс-твенный рынок, социальную инфраструктуру села посредством выделения на эти цели из бюджетов различных уровней финансовых средств» [25]. При формулировании понятия «государственная поддержка» автор исходит из многообразия законодательно закрепленных форм государственной поддержки. При этом О.В. Глеба рекомендует закрепить указанное определение в Федеральном законе от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства». Автор статьи разделяет точку зрения О.В. Глеба о включении понятия «государственная поддержка» в данный федеральный закон.

М.К. Батырова приводит более универсальное определение, которое может быть применено для

характеристики государственной поддержки во всех отраслях экономики: «Под государственной поддержкой понимается та или иная форма государственного воздействия на различные секторы экономики с целью их усиленного развития» [26].

Достаточно подробные анализ и сравнительная характеристика понятий «государственная помощь» и «государственная поддержка» приведены в работе В.Н. Костенникова. По мнению автора, первое понятие характеризует использование государственных ресурсов для поддержки отдельных предприятий, второе понятие включает меры, направленные на развитие экономики в целом, не создающие привилегий отдельно взятым предприятиям (обучение и подготовка кадров, развитие инфраструктуры, решение социальных задач). На взгляд автора, необходимо использовать следующую формулировку понятия «государственная поддержка»: «Это меры, направленные на развитие конкретной отрасли и/или экономики в целом, не предполагающие увеличения экономической выгоды отдельно взятого предприятия и устанавливающие равные для всех получателей условия».

Автор статьи также разделяет точку зрения. В.Н. Костенникова, что не следует отождествлять эти понятия. Так, государственная поддержка - это способ формирования эквивалентных отношений в сфере народнохозяйственного комплекса в целях обеспечения экономического равновесия. Такое же понятие в своей работе приводит и Л.А. Кошолкина. В.Н. Костенни-ков указывает, что государственная поддержка носит профилактический характер и не допускает кризиса в отрасли в целом, а также не ставит предприятия в разные условия в плане конкуренции, а государственная помощь «... носит адресный характер и направлена на улучшение положения отдельного предприятия».

На основании проведенного анализа подходов к формулированию понятий «государственная помощь» и «государственная поддержка» автором статьи сделаны следующие выводы:

- государственная помощь направлена на увеличение экономических выгод конкретного предприятия, а государственная поддержка на развитие экономики или отрасли в целом;

- государственная поддержка является исходным понятием для государственной помощи;

- государственная помощь и государственная поддержка являются инструментами государственного регулирования экономики;

- государственная поддержка предполагает установление условий и требований получения государс-

твенной помощи для всех предприятий, т.е. создает равные права и возможности получения бюджетных средств для всех экономических субъектов.

Схематично механизм оказания государственной помощи сельхозтоваропроизводителям представлен на рис. 1.

В целях исключения разногласий в понимании, по мнению автора, необходимо уточнить формы государственной поддержки и их понятия. К государственной поддержке относятся все формы бюджетных расходов, предусмотренных бюджетами различных уровней, такие как субвенции, субсидии, бюджетные кредиты, включая предоставление в виде ресурсов, отличных от денежных средств (земельные участки, природные ресурсы и другое имущество) и прочие формы.

Так, в ст. 140 Бюджетного кодекса РФ приводится понятие субвенций ме стным бюджетам «...1. Под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке» [27]. В отраслевых методических рекомендациях по бухгалтерскому учету в сельскохозяйственных организациях государственной помощи приводится следующее понятие субвенций «.. .это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов» [28]. Субвенции в большей своей части представляют собой

ГОСУДАРСТВО

Ч.-------------------------

межбюджетные трансферты между различными уровнями бюджетов, при этом средства должны быть использованы строго на определенные цели и в установленные сроки, в случае невыполнения условий субвенции подлежат возврату.

Субсидия - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов [27]. Примером субсидий в сельском хозяйстве могут служить: компенсация части затрат на приобретение минеральных удобрений, средств химической защиты растений, дотации на производство продукции растениеводства и животноводства, страхование сельскохозяйственных культур и т.п. Основным отличительным признаком субсидии и субвенции, по мнению автора, является то, что субсидия предполагает софинансирование части каких-либо затрат, а субвенция покрывает расходы полностью.

Гораздо шире понятие «субсидия» раскрыто в ВТО и включает в себя практически все виды прямой и косвенной финансовой поддержки экономических субъектов. В соответствии с соглашением под «субсидией» понимается финансовое содействие, осуществляемое непосредственно правительством или иным государственным органом иностранного государства (союза иностранных государств) либо через негосударственную организацию по поручению правительства иностранного государства (союза иностранных государств), дающее получателю субсидии дополнительные преимущества и оказываемое в пределах территории иностранного государства (союза иностранных государств) в форме прямого перевода денежных средств (в том числе в виде дотаций, займов, покупки акций) или обязательства по переводу таких средств (в том числе в

СЕЛЬХОЗТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛИ

Рис. 1. Схема механизма оказания государственной помощи сельхозтоваропроизводителям

виде гарантий по займам); отказа от взимания или невзимания платежей, которые должны были бы поступать в доход государства (в том числе путем предоставления налоговых кредитов), за исключением случаев освобождения экспортируемого товара от налогов или пошлин, взимаемых с аналогичного товара, предназначенного для внутреннего потребления, либо возврата таких налогов или пошлин в размерах, не превышающих фактически уплаченных сумм; льготного или безвозмездного предоставления товаров или услуг, за исключением товаров или услуг, предназначенных для поддержания и развития общей инфраструктуры, т.е. инфраструктуры, не связанной с конкретным производителем и (или) экспортером; льготного приобретения товара; иной поддержки доходов или цен, если прямым или косвенным результатом такой поддержки является увеличение экспорта товара из иностранного государства (союза иностранных государств) или сокращение импорта товара в такое иностранное государство (союз иностранных государств) [29].

Из анализа международных нормативных документов следует, что в МСФО (IAS) 20 фактически формулируется понятие «государственные субсидии», под которыми следует понимать «.. .помощь, оказываемую государством в форме передачи предприятию ресурсов в обмен на соблюдение в прошлом или в будущем определенных условий, связанных с операционной деятельностью предприятия» [23, п. 3]. К государственным субсидиям не относятся те формы государственной помощи, стоимость которых не поддается обоснованной оценке, а также такие операции с правительством, которые нельзя отличить от обычных коммерческих операций предприятия» [23, п. 3]. В международном стандарте также отдельно приводятся такие понятия, как [23, п. 3]:

- субсидии, относящиеся к активам, - государственные субсидии, основное условие предоставления которых состоит в том, что предприятие, которое имеет право на их получение, должно купить, построить или иным образом приобрести долгосрочные активы;

- субсидии, относящиеся к доходам, - государственные субсидии, отличные от относящихся к активам;

- условно-безвозвратные займы - займы, в отношении которых кредитор принимает на себя обязательство отказаться от истребования предоставленных сумм при выполнении определенных задаваемых условий.

Следует обратить внимание, что в отечественном стандарте ПБУ 13/2000, регламентирующем порядок учета государственной помощи, такие понятия отсутствуют.

Такие авторы, как Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева, формулируют понятие «государственные субсидии» как денежные средства, пособия, финансовая помощь, выделенные из государственного бюджета местным органам власти, предприятиям, населению и предназначенные на строго определенные цели5. Такое же понятие приводится в словаре Н.М. Добрынина6.

Другой формой предоставления государственной помощи является бюджетный кредит. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ «...бюджетный кредит -денежные средства, предоставляемые бюджетом другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, юридическому лицу (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основах...» [27]. В отраслевых методических рекомендациях приводится следующее понятие: «Бюджетный кредит - форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам на возвратной и возмездной основах» [28]. И в Бюджетном кодексе РФ, и в методических рекомендациях четко указано, что основными условиями предоставления бюджетных кредитов является возвратность и платность.

К прочим формам государственной помощи можно отнести развитие концепции государственной политики в области здорового питания населения Российской Федерации, усиление контроля за качеством и безопасностью продовольствия, повышение конкурентоспособности отечественных продуктов питания, информационное обеспечение сельскохозяйственных товаропроизводителей и предоставление им консультационной помощи и т.д.

По мнению Г.В. Кочероловой, дотации должны считаться формой государственной помощи при формировании в бухгалтерском учете информации о ней». Приведены основания для признания дотаций как одной из форм государственной помощи. Само же определение дотаций сформулировано в Бюджетном кодексе РФ: «Дотации - межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 2006. С. 480.

6 Добрынин Н.М. Универсальный энциклопедический словарь для всех и каждого. Новосибирск. Наука, 2012. С. 606.

безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования» [27]. Между тем, исходя из положений п. 4 ПБУ 13/2000, в бухгалтерском учете формируется информация о государственной помощи, предоставленной в форме субвенций, субсидий, бюджетных кредитов (за исключением налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств), включая предоставление в виде ресурсов, отличных от денежных средств (земельные участки, природные ресурсы и другое имущество), и в прочих формах [22, п. 4]. Автор статьи также разделяет точку зрения Г.В. Кочероловой, что дотации необходимо считать формой государственной помощи при формировании информации в бухгалтерском учете и отчетности. Однако мнение Г.В. Кочероловой, что в ПБУ13/2000 не предусмотрена такая форма государственной помощи, как дотации, автор статьи не разделяет, поскольку будет вполне справедливым, если дотации будут учитываться в составе прочих форм государственной помощи, даже если такая форма прямо не поименована в ПБУ 13/2000.

Во всех случаях целевое использование бюджетных средств регламентируется Бюджетным кодексом Российской Федерации и нормативными документами субъектов Российской Федерации.

Общий процесс предоставления государственной помощи непосредственно сельскохозяйственным организациям систематизирован на рис. 2.

Получателями субсидий могут быть юридические лица любой организационно-правовой формы, крестьянские (фермерские) хозяйства, а также предприниматели без образования юридического лица, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции..

Процесс получения сельскохозяйственными организациями государственной помощи можно описать следующими основными этапами:

1. Сельхозтоваропроизводители определяют субсидии, которые они хотели бы получить, и производят оценку требований (условий) их получения. В частности, предоставление субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, предусматривает [10]:

а) представление документов, подтверждающих целевое использование кредита;

б) размер субсидии, не превышающий фактические затраты заемщика на уплату процентов по кредитам (займам);

*Составленоавтором.

Рис. 2. Схема процесса рассмотрения и предоставления государственной помощи сельхозпроизводителям

в) своевременную оплату процентов и погашение основного долга по кредиту;

г) отсутствие у заемщика просроченной задолженности по налоговым и иным обязательным платежам.

2. На втором этапе сельскохозяйственные организации подготавливают все необходимые для получения субсидии документы и предоставляют их в региональный орган управления.

3. После подготовки и передачи экономическим субъектом документов на получение субсидии происходит их изучение и рассмотрение в региональном органе управления АПК.

4. По результатам рассмотрения представленных сельхозпроизводителем документов региональный орган управления АПК принимает решение о предоставлении субсидии или отказе от предоставления субсидии и сообщает о принятом решении сельскохозяйственному товаропроизводителю.

5. В случае принятия решения о предоставлении субсидии предусмотренные средства государственной помощи перечисляются сельхозпроизводителям.

6. Заключительным этапом системы предоставления государственной помощи является контроль за выполнением условий и требований, которые установлены при предоставлении тех или иных субсидий, а также за целевым использованием субсидии.

Примером проведения такого контроля может служить обязанность получателей несвязанной поддержки в области растениеводства в срок до 2 сентября предоставить в управления по месту государственной регистрации отчет о фактических посевных площадях согласно утвержденной форме заполненной на основании статистических данных [30].

Таким образом, реализация программ государственной помощи сельскохозяйственным производителям является приоритетным направлением обеспечения продовольственной безопасности страны в целом и существенно влияет на развитие и эффективность деятельности предприятий этой отрасли.

Список литературы

1. Зонова А.В., Ливанова Р.В., Перепелица А.А. Совершенствование бухгалтерского учета средств целевого финансирования в соответствии с требованиями ВТО и МСФО // Международный бухгалтерский учет. 2012. № 42. С. 2-6.

2. Клычова Г.С., Залялиева Р.И. Принципы и направления государственной поддержки на сельско-

хозяйственных предприятиях // Вестник Казанского государственного аграрного университета. 2012. Т. 7. № 4 (26). С. 37-41.

3. Козменкова С.В., Шатина Е.Н. Особенности бухгалтерского учета целевого финансирования в сельскохозяйственных организациях // Актуальные проблемы управления предприятием: финансово-экономический аспект: материалы научно-практической конференции. Нижний Новгород. Изд-во Нижегородского коммерческого института. 2012. С. 51-54.

4. Хусаинова А.С. Развитие аналитического бухгалтерского учета в целях информационного обеспечения подпрограммы «Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства» Государственной программы развития сельского хозяйства // Бухучет в сельском хозяйстве. 2013. № 2. С. 6-13.

5. ШиробоковВ.Г., ВолковаН.Н., ЛихобабинВ.Н. Финансовый контроль за государственной поддержкой сельского хозяйства Воронежской области // Региональная экономика: теория и практика. 2014. № 3. С. 25-37.

6. О развитии сельского хозяйства: Федеральный закон от 29.12.2006 № 264-ФЗ (в ред. от 12.02.2015).

7. О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы: постановление Правительства РФ от 14.07.2007 № 446.

8. О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы: постановление Правительства РФ от 14.07.2012 № 717.

9. Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования: постановление Правительства РФ от 22.12.2012 № 1371 (ред. от 26.12.2014).

10. Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах: постановление Правительства РФ от 28.12.2012 № 1460 (ред. от 27.01.2015).

11. О предоставлении средств федерального и областного бюджетов на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в россий-

ских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах: постановление Правительства Нижегородской области от 25.03.2013 № 173 (ред. от 07.04.2015).

12. О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку племенного животноводства: постановление Правительства РФ от 04.12.2012 № 1257 (ред. от 27.01.2015).

13. Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на 1 литр (килограмм) реализованного товарного молока: постановление Правительства РФ от 22.12.2012 № 1370 (ред. от 25.01.2015).

14. Об утверждении Положения о порядке предоставления в 2013 году субсидий на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на производство свинины, мяса птицы и яиц в связи с удорожанием приобретенных кормов: постановление правительства Нижегородской области от 27.06.2013 № 420 (ред. от 15.11.2013).

15. Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку отдельных подотраслей растениеводства: постановление Правительства РФ от 12.12.2012. № 1295 (ред. от 17.01.2015).

16. Об утверждении Положения о порядке предоставления средств на поддержку племенного животноводства и отдельных подотраслей растениеводства: постановление правительства Нижегородской области от 25.02.2013 № 109 (ред. 07.04.2015).

17. Об утверждении Положения о порядке предоставления средств на оказание несвязной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства: постановление правительства Нижегородской области от 05.03.2013 № 136 (ред. от 25.03.2015).

18. Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат крестьянских (фермерских) хозяйств, включая индивидуальных предпринимателей, при оформлении в собственность используемых ими земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения: постановление Правительства РФ от 31.10.2011 № 874 (ред. от 26.12.2014).

19. Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие семейных животноводческих ферм: постанов-

ление Правительства РФ от 28.02.2012 № 165 (ред. от 26.12.2014).

20. Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку начинающих фермеров: постановление Правительства РФ от 28.02.2012 № 166 (ред. от 26.12.2014).

21. О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей: Федеральный закон от 09.07.2002 № 83-ФЗ (в ред. от 21.07.2014).

22. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000: приказ Минфина России от 16.10.2000 № 92н (в ред. приказа Минфина России от 18.09.2006 № 115н).

23. О введение в действие Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации: приказ Минфина России от 25.11.2011 № 160н (в ред. приказа Минфина России от 18.07.2012 № 106н).

24. Шредер Н.Г., Драгункина Н.В. Международные стандарты финансовой отчетности. М.: Научная книга, 2009.

25. Глеба О.В. Государственная поддержка сельского хозяйства // Тенденции развития современной юриспруденции»: материалы международной заочной научно-практической конференции. Новосибирск: Изд. «Сибирская ассоциация консультантов», 2012. С. 44-49.

26. БатыроваМ.К. Некоторые аспекты государственной поддержки сельского хозяйства (на примере США). Социально-экономические проблемы агропромышленного комплекса России. М.: ГНУ ВНИИЭСХ, 2006. С. 15-18.

27. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 13.07.2015).

28. Об утверждении методических рекомендаций по бухгалтерскому учету государственных субсидий и других видов государственной помощи: приказ Минсельхоза России от 02.02.2004 № 75.

29. Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам [рус., англ.] (Заключено в г. Марракеше 15.04.1994). Соглашение на русском языке опубликовано в издании: Собрание законодательства РФ. 10.09.2012 № 37 (приложение, ч. VI). С. 2733-2775.

30. Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства: постановление Правительства РФ от 27.12.2012 № 1431 (ред. от 27.01.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.