К основополагающим направлениям развития АБ в ГА России можно отнести:
- анализ последствий актов незаконного вмешательства в деятельность авиакомпаний и разработка соответствующих рекомендаций (мер, процедур), способствующих их выявлению и предотвращению;
- разработка систем сбора, анализа, координации и распространения (обмена) информации по АБ;
- анализ практики применения авиакомпаниями различных аспектов (процедур) обеспечения АБ и определение возможности их применения;
- разработка политики участия международных и национальных органов в мероприятиях по обеспечению АБ и совершенствование нормативно-правовой базы обеспечения АБ [5].
Подводя итог вышесказанного, можно сделать вывод о том, что авиационная безопасность играет ключевую роль в развитии гражданской авиации.
На сегодняшний момент времени авиационная безопасность должна и будет развиваться благодаря новейшим разработкам ученых, а также использованию дополнительных мер (телекамеры скрытого наблюдения, технические средства для обнаружения взрывчатых и наркотических веществ, передовой опыт других аэропортов).
Библиографические ссылки
1. Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы в России [Электронный ресурс]. URL: http://www.airdisaster.ru/ (дата обращения: 20.09.2015).
2. Авиафорум [Электронный ресурс]. URL: http://aviaforum.ru/forums/flight_safety/ (дата обращения: 20.09.2015).
3. Государственная программа обеспечения безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации [Электронный ресурс]. URL: http://www.ato.ru/content/gosudarstvennaya-programma-obespecheniya-bezopasnosti-poletov-vozdushnyh-sudov-grazhdanskoy (дата обращения: 20.09.2015).
4. Авиационная безопасность : курс лекций по дисциплине [Электронный ресурс]. URL: http://aireo.ucoz.ru/load/34-1-0-93 (дата обращения: 20.09.2015).
5. Воздушный кодекс РФ [Электронный ресурс]. URL: http ://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_ 13744 (дата обращения: 20.09.2015).
References:
1. Aviation incidents, incidents and plane crashes in Russia [An electronic resource]. URL: http://www.airdisaster.ru/ (on September 20, 2015).
2. Aviaforum [An electronic resource]. URL: http://aviaforum.ru/forums/flight_safety/ (on September 20, 2015).
3. State program of safety of flights of aircrafts of civil aviation [An electronic resource]. URL: http://www.ato.ru/content/gosudarstvennaya-programma-obespecheniya-bezopasnosti-poletov-vozdushnyh-sudov-grazhdanskoy (on September 20, 2015).
4. A course of lectures on discipline "Aviation safety" [An electronic resource]. URL: http://aireo.ucoz. ru/load/34-1-0-93 (on September 20, 2015).
5. Air code of the Russian Federation [An electronic resource]. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_ law_13744 (on September 20, 2015).
© Пономарёв А. В., Геращенко В. В., Лукасов В. В., 2015
УДК 620.169.1
АНАЛИЗ ВИДА КОРРОЗИОННЫХ ПОВРЕЖДЕНИЙ ПО СТАТИСТИЧЕСКИМ ДАННЫМ 2012-2015 ГОДОВ ДЛЯ ВЕРТОЛЕТОВ Ми-8 НА ПРЕДПРИЯТИИ
«КРАСНОЯРСКИЙ АСЦ»
А. В. Рыбков, Н. В. Никушкин
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Производится анализ статистических данных с целью распределения коррозионных повреждений по уровню влияния на безопасность полета, а также по частоте возникновения коррозии отдельно взятого элемента.
Ключевые слова: анализ коррозии, коррозия, статистика коррозионных повреждений.
Решетнеескцие чтения. 2015
ANALYSIS OF CORROSION DAMAGES ACCORDING TO STATISTICAL DATA IN 2012-2015 FOR THE Mi-8 HELICOPTER AT THE "KRASNOYARSK ASC"
A. V. Rybkov, N. V. Nikushkin
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
In this paper, we analyse statistical data to distribute corrosion damage in terms of impact on safety, as well as the frequency of appearing a single element corrosion.
Keywords: analysis of corrosion, corrosion, statistics of corrosion damage.
За период с 2012 по 2015 гг. на предприятии «Красноярский АСЦ» обнаружено порядка 170 очагов коррозионного повреждения, из них официально зафиксировано только 30. Такое отношение к проблеме коррозии в корне неправильно [1]. Однако только 30 из 170 очагов коррозионного поражения представляли собой реальную угрозу дальнейшего развития с последующим авиационным инциндентом [2; 3; 4].
Из 30 зафиксированных 3 очага привели к выводу техники из боеготового состояния. Все 3 были выявлены уже после происшествия, по причине невозможности выявления их в процессе эксплуатации.
Первое коррозионное повреждение привело к заклиниванию поплавкового клапана расходного бака, что вызвало к переполнение расходного бака и вытеканию топлива за борт через дренажные трубопроводы. При разборе поплавкового клапана было обнаружено вспучивание резиновой уплотнительной юбки, что и привело к заклиниванию поплавкового клапана [4].
Второе коррозионное повреждение привело к разрушению гребенки крепления переднего правого подкоса шасси под фюзеляжем [2]. Это привело к заваливанию вертолета на правый бок во время перекатки вертолета.
Третье коррозионное поражение привело к возгоранию жгута обогрева лопасти. Растрескивание резинового хомута штепсельного разъема привело к попаданию влаги на провода с последующим коротким замыканием [4].
Остальные 27 очагов коррозии в основном представляли собой фрейттиг-коррозию между тонкостенными трубопроводами и фиксирующим хомутом, чеканку трубопроводов между собой и другие виды механической коррозии [2; 3; 4]. Остальные 140 очагов коррозии представляли собой точечную коррозию на фюзеляже, коррозию фильтроэлементов, фрейттинг-коррозию сдвижных блистеров и дверей, коррозию крепежных элементов.
Таким образом, из 100 % коррозионных повреждений, выявленных на предприятии, зарегистрировано всего 18 %, и только в 2 % случаев была угроза безопасности полетов. Из приведенных данных следует вывод о наибольшей частоте повреждений точечной коррозии планера и крепежных элементов. Хотя объемная доля таких очагов коррозии занимает практически 80 % всех повреждений, они не являются проблемным местом во время эксплуатации. Наи-
большей угрозой являются очаги коррозии, которые невозможно выявить в процессе эксплуатации.
Однако процент таких повреждений очень мал, из чего следует обратить внимание на оставшиеся 20 % коррозионных повреждений. Именно они могут привести к отказам и неисправностям летательного аппарата. Также стоит отметить, что наиболее часто встречающиеся элементы, входящие в 20 % проблемной зоны, - тонкостенные полые конструкции [5].
Библиографические ссылки
1. Рыбков А. В., Никушкин Н. В. Оценка влияния коррозионных повреждений на характеристики длительно эксплуатируемых летательных аппаратов // Решетневские чтения : материалы XVII Междунар. науч. конф., посвящ. памяти генерального конструктора ракетно-космических систем акад. М. Ф. Решет-нева (12-14 ноября 2013 г., Красноярск) : в 2 ч. / под общ. ред. Ю. Ю. Логинова ; Сиб. гос. аэрокосмич. унт. Красноярск, 2013. С. 375.
2. Вольский В. Ю. Анализ безопасности ИАС «АСЦ СРЦ МЧС России» за 2012 год : внутренний документ. Красноярск : АСЦ СРЦ, 2012. 30 с.
3. Вольский В. Ю. Анализ безопасности ИАС «АСЦ СРЦ МЧС России» за 2013 год : внутренний документ. Красноярск : АСЦ СРЦ, 2013. 28 с.
4. Фомин С. А. Анализ безопасности ИАС «Красноярский АСЦ» за 2014 год : внутренний документ. Красноярск : Красноярский АСЦ, 2014. 31 с.
5. Рыбков А. В., Никушкин Н. В. Проблемы методов антикоррозионной защиты и методы контроля коррозионных деформаций в авиации // Актуальные проблемы авиации и космонавтики : тезисы IX Все-рос. науч.-практ. конф. творческой молодежи (8-12 апреля 2014 г., Красноярск): в 2 ч. / под общ. ред. Ю. Ю. Логинова ; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2014.
References
1. Rybkov A. V., Nikushkin N. V. Assessing the impact corrosion damage on the characteristics of long maintained aircrafts // Reshetnev reading: Proceedings of the XVII International Scientific Conference dedicated to the memory of General Designer of rocket-space systems Reshetnev (12- November 14, 2013, Krasnoyarsk) 2 р. / under total. ed. Y. Y. Loginov ; Sib. state. aerokosmich. Univ. Krasnoyarsk, 2013. Р. 375.
2. Volsky V. Y. Security analysis IAS "ASC SRP EMERCOM of Russia" for 2012: Internal document. ... Zam.kom. ASC SRP. Krasnoyarsk: ASC SRC, 2012. 30 р.
3. Volsky V. Y. Security analysis IAS "ASC SRP EMERCOM of Russia" for 2013: Internal document. ... Zam.kom. ASC SRP. Krasnoyarsk: ASC SRC, 2013. 28 р.
4. Fomin S. A. Security analysis IAS "Krasnoyarsk ASC" for 2014: Internal document. ... Zam.kom. Krasnoyarsk ASC. Krasnoyarsk: Krasnoyarsk ASC, 2014. 31 р.
5. Rybkov A. V., Nikushkin N. V. problems and methods of corrosion protection methods of corrosion control strains in aviation // Actual problems of aviation and cosmonautics: Actual problems of aviation and cosmonautics: abstracts, IX-th scientific conference of creative youth (8-12 April 2014, Krasnoyarsk): 2 р. / under total. ed. Y. Y. Loginov ; Sib. state. aerospaсe. univ. Krasnoyarsk, 2014.
© PH6KOB A. B., HHKymEHH H. B., 2015
УДК 629.735.083
СРАВНЕНИЕ ЛЁТНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК САМОЛЕТОВ МЕСТНЫХ ВОЗДУШНЫХ ЛИНИЙ
Д. В. Телегин, В. В. Лукасов
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Авторы сравнивают лётно-технические характеристики самолётов местных воздушных линий, говорят об их достоинствах и недостатках.
Ключевые слова: местные воздушные линии, лётно-технические характеристики, самолёт, гражданская авиация.
COMPARISON OF THE FLIGHT CHARACTERISTICS OF THE AIRCRAFT OF LOCAL AIRLINES
D. V. Telegin, V. V. Lukasov
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarskiy Rabochiy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
In this paper, authors compare the flight characteristics of aircraft of local airlines, talking about it's advantages and disadvantages.
Keywords: local airlines, flight characteristics, aircraft, civil aviation.
Как известно, Российская Федерация обладает самой большой территорией, и на этой территории, помимо крупных мегаполисов, немало отдалённых районов, куда очень трудно (а иногда и невозможно) добраться наземным транспортом, поэтому в нашей транспортной системе очень важную роль играют местные воздушные линии (МВЛ). Самолёты МВЛ способны быстро и с комфортом доставить пассажиров и грузы в самые отдалённые районы нашей необъятной Родины, куда не доберется ни один вид транспорта. Поэтому главными критериями выбора типов воздушных судов являются возможность посадки на грунтовые аэродромы с короткими ВПП и возможность эксплуатации при низких температурах.
Целью данной статьи является сравнительный анализ лётно-технических характеристик самолётов МВЛ.
В настоящее время на местных воздушных линиях Сибири и Дальнего Востока используются следующие
типы самолётов: Ан-24, Л-410, Bombardier Dash 8 Q400, ATR-72.
Рассмотрим типы самолётов, используемые на местных воздушных линиях.
Самолет L-410 (Л-410) разработан в конце 1960-х годов чехословацким предприятием Let для эксплуатации на местных авиалиниях. Основным заказчиком самолета являлся Советский Союз. Кроме этого, L-410 поставлялся также в Болгарию, Бразилию, Венгрию, ГДР, Ливию, Польшу. Коммерческая эксплуатация самолета началась в 1973 г. На протяжении ряда лет шла модернизация, в результате чего появились самолеты L-410A, L-410M, L-410UVP, L-410UVP-E, у которых возросли мощность двигателя, площадь крыла, что позволило увеличить грузоподъёмность. L-410 серийно производился с 1971 по 1991 год [1].
Самолет Ан-24 разработан конструкторским бюро Антонова в конце 1950-х гг.