АНАЛИЗ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ ОСУЩЕСТВЛЯЕМОГО ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, КАК ЧАСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА
Р.Р. Ахмедзянов, канд. экон. наук, доцент Д.А. Петров, студент
Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)
Б01:10.24412/2411-0450-2021-3-1-26-30
Аннотация. Средством обеспечения экономической безопасности выступает валютное регулирование и валютный контроль. Валютный контроль, проводимый таможенными органами в рамках своей компетенции, в настоящее время решает задачи по предотвращению оттока валютных средств из страны при осуществлении внешнеэкономической деятельности субъектами валютных отношений. В статье проводится анализ валютного контроля, рассматриваются меры, принимаемые в отношении нарушителей валютного законодательства, а также мероприятия по их предотвращению.
Ключевые слова: валютное регулирование, участник внешнеэкономической деятельности, валютный контроль, валютные ценности, валюта, платежный баланс.
В 2020 году ФТС России в рамках осуществления функции органа валютного контроля проведена работа, направленная на повышение эффективности предотвращения и пресечения совершения участниками ВЭД сомнительных финансовых операций, на основе субъектно-ориентированного подхода с использованием СУР и инструментов межведомст-
венного информационного взаимодействия (Банк России, ФНС России и т.д.).
В 2020 году таможенными органами проведено более 6 тыс. проверок соблюдения участниками ВЭД актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, что на 4,3 тыс. проверок меньше, чем в 2019 г. и на 4,6 тыс. проверок меньше, чем 2018 году (табл. 1).
Таблица 1. Количество проверочных мероприятий, проведенных ФТС России соблюдения валютного законодательства в 2018- 2020 гг., тыс. ед._
Показатели 2018 год 2019 год 2020 год Отклонение 2020 г. в % к
2018 году 2019 году
Количество проверок, тыс. дел 10,6 10,0 6,0 56,6 60,0
Возбуждено дел об АП по статье 15.25 КоАП РФ, тыс. дел 13,8 14,5 8,0 57,9 55,2
Сумма, администрируемая таможенными органами по результатам выявленных административных правонарушений, млрд. руб. 207,0 86,0 35,0 16,9 40,7
По результатам проверочных мероприятий, проведенных ФТС России соблюдения валютного законодательства Российской Федерации в 2020 году возбуждено более 8 тыс. дел об АП по статье 15.25 КоАП РФ, что на 6,5 тыс. дел меньше, чем в 2019 г. и на 5,8 тыс. дел меньше, чем 2018 году.
Сумма, администрируемая таможенными органами по результатам выявленных административных правонарушений в 2020 году составила свыше 35 млрд. рублей что на 51,0 млрд. рублей меньше, чем в 2019 г. и на 172,0 млрд. рублей меньше, чем 2018 году (табл. 1).
В процессе осуществления валютного контроля таможенными органами выявля-
ются административные правонарушения. Больше всего нарушений происходит по статье 15.25 КоАП РФ «Нарушение валютного законодательства России и актов органов валютного регулирования».
Нарушения лицами валютного законодательства влекут наступление не только административной, но и уголовной ответственности. Она предусмотрена за совершение преступлений по ст. 193, 193.1, 174.1, 200.1 УК РФ, возбуждение дел по
Данные таблицы 1 свидетельствуют о том, что в 2020 году по ст. 193 УК РФ было возбуждено 70 уголовных дел, что на 63,2% меньше, чем в 2019 г. и на 71,5% меньше, чем в 2018 г.
По ст. 193.1 УК РФ должностными лицами таможенных органов было возбуждено 171 уголовное дело, что на 11,9% меньше, чем в 2019 г., а по сравнению с 2018 годом составило 100,0%. Снижение по сравнению с 2019 годом количества проведенных проверок обусловлено приостановлением в период с 21 мая по 30 июня 2020 года инициирования и проведения таможенными и налоговыми органами проверок соблюдения валютного законодательства Российской Федерации, отменой требования о репатриации денежных средств по контрактам с расчетами Постановление Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики». Данное обстоятельство по-
которым находится в компетенции таможенных органов России.
Так как совершение участниками ВЭД преступлений по ст. 174.1 и 200.1 УК РФ больше связано с аспектом осуществления незаконного вывода денежных средств и легализацией преступных доходов, то рассмотрим динамику возбужденных уголовных дел должностными лицами таможенных органов по ст. 193 и 193.1 УК РФ за 2017-2019 гг. в таблице 2.
служило основанием сокращения проверок соблюдения валютного законодательства.
В отчетном году наибольший удельный вес в структуре выявленных таможенными органами уголовных преступлений в процессе осуществления валютного контроля за соблюдением участниками ВЭД валютного законодательства занимают нарушения по ст. 193.1 УК РФ. На долю правонарушений по совершению валютных операций по переводу денежных средств на счета нерезидентов с использованием подложных документов в 2020 г. приходится 20,43%. больше, чем в 2019 г. и на 29,94% больше, чем в 2018 г. В отчетном году наблюдается сокращение объема неисполнения участниками ВЭД требования по репатриации денежных средств по сравнению с базисным годом на 20,43%, а по сравнению с 2018 г. на 29,94%.
Рассмотрим количество причиненного ущерба от совершения участниками ВЭД уголовных преступлений по ст. 193, 193.1 УК РФ за 2018-2020 гг. в таблице 3.
Таблица 2. Динамика возбуждённых таможенными органами уголовных дел по ст. 193, 193.1 УК РФ в 2018-2020 гг., ед._
Статья УК РФ Нарушения 2018 год 2019 год 2020 год 2020 г. в % к
2018г. 2019 г.
Ст.193 УК РФ «Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации» 246,0 190,0 70,0 28,5 36,8
Ст.193.1 УК РФ «Совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов» 171,0 194,0 171,0 100,0 88,1
Итого 417,0 384,0 241,0 57,8 62,8
Hcmo4UUK:www. customs. ru
Таблица 3. Динамика ущерба от совершения уголовных преступлений в сфере валютного контроля в 2018-2020 гг., млрд. руб._
Статья Нарушение 2018 год 2019 год 2020 год 2020 г. в % к
УК РФ 2018 г. 2019 г.
«Уклонение от исполнения обязанностей по
Ст.193 УК РФ репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации» 29,6 26,7 12,7 42,9 47,6
«Совершение валютных операций по пере-
Ст.193.1 УК РФ воду денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на 17,9 31,0 14,0 78,2 45,2
счета нерезидентов с использованием подложных документов»
Итого 47,5 57,7 26,7 56,2 46,3
Источнuк:www. customs. ru
В ходе выявления причиненного ущерба от совершения участниками ВЭД уголовных преступлений выявлены следующие факты:
- невозврата из-за границы средств в иностранной валюте и валюте Российской Федерации на сумму 49,3 млрд. рублей;
- перевода денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов на сумму более 14 млрд. рублей;
- незаконного перемещения наличных денежных средств и (или) денежных инструментов на сумму 3 млрд. рублей.
Данные таблицы 4 свидетельствуют, что ущерб от совершения участниками ВЭД уголовных преступлений по ст. 193 УК РФ практически одинаковый. Так, в 2020 г. по сравнению с 2019 г. наблюдается сокращение суммы ущерба на 52,4% и уменьшение по сравнению с 2018 г. на 57,1%.
По причине ежегодного роста в 20182020 гг. валютных операций по переводу денежных средств на счета нерезидентов с использованием подложных документов наблюдается также сокращение ущерба по ст. 193.1 УК РФ. Так, в 2020 г. сумма сократилась по сравнению с 2019 г. на 54,8%, по сравнению с 2018 г. на 21,8%. Общая сумма ущерба по уголовным преступления, наказание за совершение которых предусмотрено ст. 193 и 193.1 УК РФ в 2020 г. составила 26,7 млрд. руб., что практически в два раза меньше, чем в 2019 г. и 2018 г.
Представленные данные позволяют сделать вывод, что уголовные преступления, выявленные должностными лицами таможенных органов в процессе осуществления валютного контроля, сокращаются, но несмотря на это продолжают наносить ущерб экономике страны, подрывают её экономическую безопасность.
Проанализируем теперь валютный контроль как инструмент противодействия незаконному выводу денежных средств, легализации преступных доходов, финансированию терроризма на территории Российской Федерации.
В целях противодействия сомнительным финансовым операциям ФТС России на регулярной основе передает в Банк России информацию о ДТ с признаками недостоверности сведений о цене товара для блокировки банками сомнительных валютных операций. Эффективность данного взаимодействия подтверждается существенным снижением объема валютных операций с использованием ДТ. По информации Банка России, данный объем, по предварительным оценкам, снизился с 77 млрд. рублей в 2015 году до 0,15 млрд. рублей в 2020 году (0,18 млрд. рублей в 2019 году).
Для обеспечения исключения из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) номинальных юридических лиц таможенные органы передают в налоговые органы информацию о признаках недостоверности сведений, включенных в реестр, либо их образовании через подставных физических лиц.
В 2020 году ФТС России направлена в ФНС России информация в отношении 787 юридических лиц, обладающих данным признаком, при этом на основании информации таможенных органов налоговыми органами исключено из ЕГРЮЛ 249 юридических лиц и внесены записи о недостоверности регистрационных данных в отношении 270 организаций.
В целом за период 2018-2020 годов исключение фирм-однодневок из ЕГРЮЛ по инициативе таможенных органов позволило предотвратить реализацию сомнительных внешнеторговых сделок на сумму более 4 млрд. долларов США (более 265 млрд. рублей), из них в 2020 году - на сумму более 1,5 млрд. долларов США (более 108 млрд. рублей), в 2019 году - на сумму более 2,26 млрд. долларов США (более 146 млрд. рублей), в 2018 году - 1,8 млрд. долларов США (более 146 млрд. рублей).
В 2020 году в Российской Федерации была продолжена тенденция к либерализации таможенного законодательства.
ФТС России принимала активное участие в подготовке ряда федеральных законов, положениями которых в валютное законодательство Российской Федерации внесены существенные изменения: расширены возможности участников ВЭД при проведении валютных операций, смягчены меры административной и уголовной ответственности.
Федеральным законом от 20 июля 2020 г. № 218-ФЗ «О внесении изменений в статьи 3.5 и 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» были внесены существенные поправки в КоАП РФ в части ответственности за валютные правонарушения:
- изменены нормы ответственности за
- смягчена ответственность участников ВЭД за просрочку представления форм учета и отчетности по валютным операциям и подтверждающих документов;
- нормы об административной ответственности распространены на счета резидентов в зарубежных организациях финансового рынка.
Вводится институт профессиональных участников ВЭД, для которых предусмотрены дополнительные преференции, в частности, наличие статуса профессионального участника ВЭД может снизить риск привлечения к ответственности за нерепатриацию валютной выручки по внешнеторговым контрактам.
ФТС России проведены мероприятия, направленные на обеспечение автоматизации процедур валютного контроля, предусматривающих направление запросов резиденту о представлении подтверждающих документов (копий документов) и информации с использованием информационной системы «Одно окно» в сфере внешнеторговой деятельности», созданной АО «Российский экспортный центр».
В рамках дальнейшей автоматизации процессов взаимодействия с бизнессооб-ществом проведена доработка информационного сервиса «Валютный контроль» Личного кабинета, в рамках которого заинтересованные участники ВЭД могут получать информацию, имеющуюся в распоряжении таможенных органов.
Таким образом, проведенный анализ показал значительное влияние таможенных органов России на уровень защищенности экономических интересов России и состояние экономической безопасности. Таможенная система служит основным инструментом отражения угроз экономической безопасности России.
нерепатриацию валютной выручки;
Библиографический список
1. Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_45458/ (дата обращения 12.10.2020).
2. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 № 86-ФЗ. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37570/ (дата обращения 15.10.2020).
3. Инструкция Банка России от 04.06.2012 № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных
с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_133766/ (дата обращения 15.10.2020).
4. Валютное регулирование в Российской Федерации: правила, контроль, ответственность: Учебно-практическое пособие. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 352 с.
5. Петрушина О.М., Непарко М.В., Гужа В.О. Показатели деятельности органов валютного регулирования и валютного контроля. Вестник Калужского университета. - 2019. -№2. - С. 73-77.
6. Непарко М.В., Пахомова О.В. Осуществление таможенными органами функций по обеспечению экономической безопасности России. Дневник науки. - 2019. - №4 (28). -С. 105.
ANALYSIS OF CURRENCY CONTROL CARRIED OUT BY THE CUSTOMS AUTHORITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION, AS PART OF THE ECONOMIC
SECURITY OF THE STATE
R.R. Akhmedzyanov, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor
D.A. Petrov, Student
Tsiolkovsky Kaluga State University
(Russia, Kaluga)
Abstract. The means of ensuring economic security is currency regulation and currency control. Currency control, carried out by customs authorities within their competence, currently solves the tasks ofpreventing the outflow offoreign currency funds from the country when carrying out foreign economic activities by subjects of currency relations. The article analyzes currency control, considers the measures taken against violators of currency legislation, as well as measures to prevent them.
Keywords: currency regulation, participant in foreign economic activity, currency control, currency values, currency, balance of payments.