Научная статья на тему 'АНАЛИЗ УРОВНЯ СЛОЖНОСТИ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ НА ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЕ ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА'

АНАЛИЗ УРОВНЯ СЛОЖНОСТИ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ НА ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЕ ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
189
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
олимпиада школьников / языковое тестирование / подготовка к олимпиаде / критерии оценивания / одарённые дети / универсальные компетенции / Olympiad exam / language assessment / Olympiad preparation / assessment criteria / gifted children / key competences

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гулов Артем Петрович

Выделяются особенности лексико-грамматического конкурса, который является составной частью всерос-сийской олимпиады школьников по английскому языку. Проводится анализ успешности школьников при выпол-нении данного конкурса на региональном и заключительном этапах 2020-21 учебном года. В рамках работы с данной статьей мы изучали научные статьи и публикации по теме, нами осуществлен теоретический анализ трудов отечественных и зарубежных авторов, а также обобщены результаты современных исследователей. Нами были проанализированы результаты регионального и заключительного туров в 2020-21 учебном году, а также заданий туров предыдущих лет вместе с их количественными характеристиками. Мы анализируем особенности формулировок заданий олимпиадных комплектов заключительного этапа с 2015 по 2021 года включительно, приходим к выводу, что подготовка возможна при развитии универсальных компетенций. В рамках данной статьи мы доказываем, что лексико-грамматический тест является самым сложным конкурсом, который существенно влияет на ранжирование учащихся в рейтинге. Авторы предлагают рекомендации для подготовки к лексико-грамматическому тесту на основе собственного эмпирического опыта. Опубликованы учебно-методические пособия, которые рекомендуются для подготовки олимпиадных групп. Олимпиадное движение в России набирает обороты, ежегодно предметная олимпиада по английскому языку привлекает все больше участников. Данное направление является перспективным для разработки, так как развитие одаренно-сти школьников является одним из приоритетных направлений образовательной политики государства. Внедрение курсов олимпиадной подготовки сможет способствовать улучшению качества результатов на олимпиаде в различных регионах страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гулов Артем Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF ‘USE OF ENGLISH’ TEST AT THE ALL-RUSSIAN OLYMPIAD OF SCHOOLCHILDREN IN ENGLISH

The peculiarities of the lexico-grammatical competition, which is an integral part of the All-Russian Olympiad of schoolchildren in English, are distinguished. An analysis of the success of schoolchildren participating in this competi-tion at the regional and final stages of the 2020-21 school year is carried out. We studied scientific articles and publica-tions on the topic; we carried out a theoretical analysis of the works of domestic and foreign authors, and also summa-rized the results of modern researchers. We analyzed the results of the regional and final stages in the 2020-21 academ-ic year, as well as the past papers of the contests along with their quantitative characteristics. We analyze the features of the tasks of the Olympiad sets of the final stage from 2015 to 2021, we come to the conclusion that preparation is possible with the development of key competencies. In the framework of this article, we prove that ‘Use of English’ test is the most complex competition that significantly affects the ranking of students. The authors offer recommendations for preparing for this test based on their own empirical experience. Educational and methodological manuals have been published, which are recommended for the preparation of Olympiad groups. The Olympiad movement in Russia is gaining momentum, every year the subject Olympiad in English attracts more and more participants. This direction is promising for development, since the development of the giftedness of schoolchildren is one of the priority areas of the state's educational policy. The introduction of Olympiad training courses will help improve the quality of results at the Olympiad in various regions of the country.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ УРОВНЯ СЛОЖНОСТИ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ НА ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЕ ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА»

УДК 378.14, ББК 74.023 (с) А.П. Гулов Б01: 10.24412/2225-8264-2023-1-31-35

А.П. Гулов

АНАЛИЗ УРОВНЯ СЛОЖНОСТИ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ НА ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЕ ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО

ПОДХОДА

Выделяются особенности лексико-грамматического конкурса, который является составной частью всероссийской олимпиады школьников по английскому языку. Проводится анализ успешности школьников при выполнении данного конкурса на региональном и заключительном этапах 2020-21 учебном года. В рамках работы с данной статьей мы изучали научные статьи и публикации по теме, нами осуществлен теоретический анализ трудов отечественных и зарубежных авторов, а также обобщены результаты современных исследователей. Нами были проанализированы результаты регионального и заключительного туров в 2020-21 учебном году, а также заданий туров предыдущих лет вместе с их количественными характеристиками. Мы анализируем особенности формулировок заданий олимпиадных комплектов заключительного этапа с 2015 по 2021 года включительно, приходим к выводу, что подготовка возможна при развитии универсальных компетенций. В рамках данной статьи мы доказываем, что лексико-грамматический тест является самым сложным конкурсом, который существенно влияет на ранжирование учащихся в рейтинге. Авторы предлагают рекомендации для подготовки к лексико-грамматическому тесту на основе собственного эмпирического опыта. Опубликованы учебно-методические пособия, которые рекомендуются для подготовки олимпиадных групп. Олимпиад-ное движение в России набирает обороты, ежегодно предметная олимпиада по английскому языку привлекает все больше участников. Данное направление является перспективным для разработки, так как развитие одаренности школьников является одним из приоритетных направлений образовательной политики государства. Внедрение курсов олимпиадной подготовки сможет способствовать улучшению качества результатов на олимпиаде в различных регионах страны.

Ключевые слова: олимпиада школьников, языковое вания, одарённые дети, универсальные компетенции

П редметные олимпиады как форма

интеллектуальных состязаний в России являются важнейшими испытаниями в жизни школьников, так как успешное участие позволяет поступать в лучшие вузы страны без конкурса. В отличие от экзаменов ОГЭ и ЕГЭ, тестирующих только освоение школьной программы, олимпиады больше направлены на формирование устойчивой мотивации к изучению предметов на углубленном уровне, при этом индивидуальная траектория образовательного трека учащихся может включать в себя неограниченное количество предметов. Нередки случаи, когда школьники ищут себя в разных профилях академического направления, и соревнуются как в гуманитарных предметах, так и естественнонаучных. Все олимпиадные проекты объединяет нестандартность заданий, служащая целям заинтересовать школьников и дать импульс их интересу к предмету, а также позволить наиболее одаренным и талантливым участникам проявить свои способности и раскрыть потенциал.

В данном исследовании мы ставим цель проанализировать задания лексико-

грамматического конкурса всероссийской олимпиады школьников по английскому языку и понять, как именно их посредством возможно формировать и развивать универсальные компетенции учащихся. Вопросы подготовки к олимпиадным конкурсам по

тестирование, подготовка к олимпиаде, критерии оцени-

английскому языку являются малоизученными, так как соответствующая литература по теме в основном представлена с точки зрения авторов заданий и организаторов олимпиады; более фундаментальные труды либо анализируют особенности олимпиадно-го движения на примере других предметов, либо в целом изучают вопросы лингвистической одаренности, вне современного олимпиадного контекста. Так, в работах Попова идет речь о развитии творческих способностей в рамках олимпиадного движения [7], Щербатых предлагает крупное исследование о принципах обучения лингвистически одаренных школьников [11], Курасовская в своих трудах на правах представителя Центральной предметно-методической комиссии публикует задания прошлых лет олимпиад, комментарий жюри и процедуры проведения конкурсов [3]. Напомним, что олимпиадные этапы по английскому языку в России начали проводиться в 1998 году, но в последние годы задания и критерии оценивания претерпели существенные изменения в сторону усложнения. В лексико-грамматическом тесте стали доминировать задания на социокультурную и творческую компетенции, что вызывает ряд сложностей у школьников, неготовых мыслить критически, демонстрируя навыки решения комплексных задач. На фоне таких изменений недостаточно просто владеть языком на продвинутом уровне, необходимо уметь анализировать информацию, рассуждать логически, адаптироваться к незнакомому формату или ситуации. На первый план выходят метапред-

метные и когнитивные навыки, а не чисто языковые умения.

Актуальность исследования обусловлена следующими факторами - а) ежегодный прирост количества участников заставляет учебные заведения более серьезно подходить к организации занятий, в том числе и в рамках подготовки к данному конкурсу; б) лексико-грамматический тест является самым сложным конкурсом, баллы за который, как правило, служат базой для дифференциации итоговых результатов участников. Существующие работы по данной тематике описывают теоретические аспекты особенностей заданий, мы же предлагаем систему подготовки, которую возможно внедрять в учебный процесс, при этом наше исследование базируется на собственном эмпирическом опыте подготовки московских школьников на базе ГАОУ ДПО «Центр педагогического мастерства», а также наблюдении за учебным процессом в школах города Москва. Теоретическая значимость нашего исследования заключается в обогащении теории и методики подготовки к всероссийской олимпиаде школьников в рамках выявления типичных сложностей, а также предложения ряда рекомендаций для их преодоления. Практическая значимость выражается в публикации нами ряда учебно-методических пособий, которые могут быть использованы школьными учителями в учебном процессе. На наш взгляд, учебные планы и рабочие программы подготовки к олимпиаде могут быть качественно переработаны с учетом наших предложений.

Нами были изучены статьи современных зарубежных и отечественных исследователей, которые анализируют причины успешности участия в научных олимпиадах. Некоторые специалисты подводят итоги международных олимпиад, анализируя причины успеха и неудач. Так, ряд ученых анализируют национальный опыт Ирана, Бразилии, Бангладеша, Таиланда, США, Израиля, Германии, Индонезии и России [12]. Данные труды свидетельствуют об обширном интересе к предметам, так или иначе связанным с научно-техническим прогрессом во всем мире, - математике, физике, химии, программированию, и другим. Единой точкой зрения является необходимость формировать творческие компетенции будущих инженеров, изобретателей, специалистов технических профессий. Тем не менее, говоря о метапредметных навыках, не следует забывать о гуманитарных предметах, хотя олимпиадные состязания по ним проводятся не во всем мире. Творческий подход необходим не только физикам, но и «лирикам», тем более что в современном мире речь идет о симбиозе профессиональных навыков. Предмет «Английский язык» является важным как для развития коммуникативной компетенции, когда язык служит средством общения, так и для развития первостепенных академических навыков. Напомним, что международные олимпиады пишутся на английском языке, кроме того, академические международные экзамены, такие как CPE, IELTS, TOEFL, тестируют как

раз умения работать с информацией. Отдельные исследователи используют комплексный подход к подготовке к всероссийской олимпиаде школьников, предлагая как теорию, так и практические задания [1,4]. Большое внимание мы уделили исследованию методических рекомендаций вместе с анализом заданий прошлых лет регионального и заключительного этапов, опубликованных представителями ЦПМК. Так, ряд работ посвящен ознакомлению с форматными особенностями раздела "Use of English", то есть лексико-грамматическому тесту [9]. Некоторые исследователи описывают опыт отдельных регионов, включая разработку заданий и проведение олимпиадных туров. В рамках нашего исследования нами были проанализированы официальные документы, в том числе приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, утверждающий и регламентирующий список вузовских олимпиад, участие в которых рекомендовано в 2021-22 учебном году [2,6,8].

В рамках данного исследования были использованы различные методы: анализ публикационной активности отечественных и зарубежных ученых, контент-анализ содержания заданий всероссийской олимпиады школьников, систематизация полученных знаний, а также анализ нашего эмпирического опыта подготовки московских школьников и работ школьников, принимающих участие в региональном и заключительном турах в 2020-21 учебном году.

Олимпиадные задания раздела "Use of English" возможно разделить на 3 условные категории - задания на лексику, задания на грамматику, и задания, тестирующие знания социокультурного характера, среди которых история, культура, политика, география, литература, и другие аспекты общественной жизни Великобритании и США. Задания именно лексико-грамматического теста в зарубежной традиции обычно носят более традиционный характер, образцы подобных заданий можно встретить в международных экзаменах, таких как CAE, CPE, которые проводятся Департаментом оценивания Кембриджского университета.

В официальных документах ЦПМК термины «use of English» и «лексико-грамматический тест» приравниваются, при этом в заданиях данного раздела постоянно встречаются вопросы, тестирующие знание культурных особенностей англоязычного мира.

На наш взгляд, было бы более логично выделить подобные задания в отдельный раздел, так как задания, например, проверяющие знания истории и географии никак не могут относиться ни к лексике, ни к грамматике. Если же авторы используют комплексные задания, где учащимся нужно одновременно показать как знания культуры, так и языка, в таком случае необходимо уточнить данный термин в официальных документах ЦПМК. Дословно «use of English» обозначает «использование языка», что опять-таки не имеет никакого отношения к вопросам, касающихся культуры. В

кембриджских экзаменах, откуда и появился данный термин, данный раздел действительно содержит лексико-грамматические задания, но никак не проверяет социокультурную компетенцию. В нашем исследовании мы продолжаем использовать термин «лексико-грамматический тест» как общепринятый, во избежание недопонимания, хотя по-прежнему считаем, что данная терминология вводилась достаточно давно, и нуждается в уточнении на официальном уровне. Также отметим, что в методических рекомендациях идет речь об ограниченном количестве компетенций - лингвистической, дискурсивной, социолингвистической, социокультурной [5], при этом никак не отображается роль надпредметных компетенций и метапредмет-ных навыков. Мы считаем, что огромную роль в подготовке учащихся играют формирование и развитие универсальных компетенций [10], так как для успешного решения комплексных заданий с множеством хитроумных ловушек и дистракторов необходимо демонстрировать навыки критического мышления, смекалки, творческого подхода к решению задачи.

Сравним методические подходы с другими языками, по которым проводится олимпиады -французский, немецкий, итальянский, испанский, китайский. По другим языкам в основном отсутствуют подобные творческие и страноведческие задания, и среди победителей и призеров мы часто видим билингвов или носителей языка, которые учатся в российских школах. По английскому языку такая картина не наблюдается, напротив, процент успешных билингвов крайне мал, так как эти школьники, как правило, больше полагаются на собственные фоновые знания, чем целенаправленно готовятся к олимпиаде.

Обратимся к анализу реальных заданий прошлых лет. Для анализа мы выбрали комплект контрольно-измерительных материалов заключительного этапа в 2021 гг.

Формулировки заданий 2020-2021 учебного года: Task 1. For items 1-10, fill in the gaps in the text choosing the word from the table that FITS BEST. Choose one word only once. Use the correct grammatical form. There are some extra words in the table which you don't have to choose. Write the correct word on your answer sheet. Use one word for each gap. В задании необходимо выбрать слово из таблицы и определить его правильное место в тексте, исходя из контекста, в правильной грамматической форме. В таблице содержатся лишние слова, которые не нужно использовать.

Task 2. Each text (11-20) contains ONE mistake where a word has an extra letter, or one letter in a word is missing, or one letter in a word is wrong. For items 11 - 20, correct the texts. On your answer sheet, write down the wrong word and the correct one. The first example (0) is done for you. В каждом предложении содержится логическая ошибка - одно слово, в котором нужно изменить одну букву, чтобы получилось другое слово, которое подходит в контекст предложения.

Task 3. For items 21-30, do the crosswordpuzzle. The words missing from the idioms are related to clothes. В данном задании нужно решить кроссворд, тематически связанный с идиоматическими выражениями по определенной тематике.

Task 4. For items 31 - 40, read the texts and complete each description with the slogan (box A) and the period in which it appeared (box B), choosing the correct letter from the boxes. There are some extra options in each box which you do not have to use. В данном задании необходимо сопоставить политические слоганы американских президентов с исторической эпохой, когда они появились.

Отметим, что в 2021 учебном году впервые введена практика использования раздельных заданий для параллелей 9, 10, и 11 классов. Тем не менее, формулировка всех заданий носит практически одинаковый характер, а некоторые задания были задействованы более чем в 1 комплекте. Данное разделение скорей носит условный характер, чем действительно ранжирует задания по уровню сложности. Другим нововведением является введение коэффициента 0,5 за каждый правильный ответ, таким образом, за 40 вопросов можно было максимум набрать 20 баллов. Во все предыдущие года коэффициент всегда был 1. В 2020 году финал не проводился, 9 и 10 классы получили «автопроход» на заключительный этап следующего года, а учащиеся выпускных классов -дипломы призеров.

Отметим, что, несмотря на сложности описанных нами заданий, ежегодно были учащиеся, которые набирали 100% баллов в этом конкурсе. Тем не менее, проанализировав работы участников, мы пришли к выводам, что именно данный конкурс имеет наихудшую статистику решения, нередки случаи, когда участники набирали высокие баллы в разделах чтение, аудирование, письмо, говорение, но не могли справиться с лексико-грамматическим тестом, в том числе в 2021 году. У команды Москвы завоевано 66 дипломов из 116 возможных (57%), поэтому мы считаем опыт нашей подготовки успешным и интересным для изучения во всех регионах страны. Автор исследования не является единственным тренером команды, но в рамках обмена группами имел честь поработать с большинством школьников из команды. Мы транслировали свой опыт путем организации курсов повышения квалификации для учителей на базе Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы им. М. И. Рудомино» в августе-октябре 2021 года, и увидели большой интерес педагогов из разных регионов к нашей методике. Мы считаем, что олим-пиадное движение только набирает свои обороты, и для развития одаренности школьников в масштабах всей страны педагогической общественности имеет смысл обратить пристальное внимание на организацию олимпиадных курсов в своих учебных заведениях.

На наш взгляд, в данном исследовании мы сумели проанализировать особенности лексико-грамматических заданий в формате всероссийской олимпиады школьников по английскому языку, и предложить определенные рекомендации для успешной подготовки. Также мы доказали нашу гипотезу о том, что подобные творческие задания представляют максимальную сложность для учащихся, поэтому при подготовке к данному конкурсу следует уделять повышенное внимание развитию лингвистической одаренности школьников наравне с универсальными компетенциями.

Образовательный трек учащихся может логично продолжаться в высших учебных заведениях на специальностях, где английский язык является профильным предметом - перевод и переводоведе-ние, регионоведение, медиакоммуникации, теория и методика преподавания иностранных языков, компьютерная и прикладная лингвистика. Кроме того, многие учащиеся рассматривают английский в качестве средства международного общения, в том числе для чтения научной литературы по дру-

гим

специальностям.

Библиографический список

1 Гулов, А.П. Методические и нормативно-правовые основы подготовки к Всероссийской олимпиаде школьников по английскому языку : учебно-методическое пособие / А. П. Гулов. — Обнинск : Титул, 2022 — 108 с.

2 Заключительный этап всероссийской олимпиады школьников в Калининградской области в 2021 году. Работы победителей и призеров, протоколы, ключи. Режим доступа: https://edu.gov39.ru/dlva-detev-i-roditelev/podderzhka-odarennvkh-detev/vserossivskava-olimpiada-shkolnikov/zaklvuchitelnw-etap-vserossivskov-olimpiadv-shkolnikov/ (Дата обращения: 07.11.2021)

3 Курасовская, Ю. Б. Всероссийская олимпиада школьников как показатель качества обучения иностранному языку / Ю. Б. Курасовская, К. С. Махмурян // Иностранные языки в школе. - 2018. - № 11. - С. 32-47.

4 Матвеева И.В., Сухарева Т.В. Олимпиады по иностранным языкам: традиции и инновации // Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова. 2015. № 31. С. 161-168.

5 Методические рекомендации по организации и проведению школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку в 2019/2020 уч. г. / под общ. ред. Ю.Б. Курасовской. М.: [б.и], 2019. URL: http://vserosolvmp.rudn.ru/mm/mpp/files/gb-sm-2020.pdf (дата обращения: 14.09.2019).

6 Николаева В.В., Соколова Е.И. Роль предметных олимпиад школьников в совершенствовании МСОКО // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. 2018. № 2(5). С. 45-53.

7 Попов, А.И. Теоретические основы формирования кластера профессионально важных творческих компетенций в вузе посредством олимпиадного движения: монография / А.И. Попов. - Тамбов: Издательство ГОУ ВПО «ТГТУ», 2011. - 80 с.

8 Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 31.08.2021 № 804 "Об утверждении перечня олимпиад школьников и их уровней на 2021/22 учебный год" [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202110270027 (Дата обращения: 07.11.2021)

9 Симонян, Т. А. Задания на проверку социокультурной компетенции в рамках олимпиады по английскому языку / Т. А. Симонян, А. Ю. Борисова // Иностранные языки в школе. - 2020. - № 2. - С. 68-73.

10 Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности / Ред. Добрякова М.С., Фру-мин Д.А.; при участии К. А. Баранникова, Н. Зиила, Дж. Мосс, И.М. Реморенко, Я. Хаутамяки; Нац. исслед. унт «Высшая школа экономики». - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. - 472 c.

11 Щербатых Л.Н. Методология, теория и технология формирования гуманитарной культуры лингвистически одаренных школьников в современной системе дополнительного иноязычного образования: дис. ... д-ра пед. наук. Елец, 2017. 588 с.

12 Berg, A. (2021). Statistical analvsis of the international mathematical olvmpiad. Mathematical Intelligencer, 43(1),

1 Gulov A.P. [Methodological and regulatory basis of preparation for the All-Russian Olympiad of schoolchildren in English]. -Titul, 2022. 108 p.

2 Zaklyuchitel'nyi etap vserossiiskoi olimpiady shkol'nikov v Kaliningradskoi oblasti v 2021 godu. Raboty pobeditelei i prizerov, protokoly, klyuchi. Rezhim dostupa: https://edu.gov39.ru/dlya-detey-i-roditeley/podderzhka-odarennykh-detey/vserossiyskaya-olimpiada-shkolnikov/zaklyuchitelnyy-etap-vserossiyskoy-olimpiady-shkolnikov/ (Data obrash-cheniya: 07.11.2021)

3 Kurasovskaya, Yu. B. [All-Russian Olympiad of schoolchildren as an indicator of the quality of teaching a foreign language] Vserossiiskaya olimpiada shkol'nikov kak pokazatel' kachestva obucheniya inostrannomu yazyku / Yu. B. Kurasovskaya, K. S. Makhmuryan // Inostrannye yazyki v shkole. - 2018. - № 11. - S. 32-47.

4 Matveeva I.V., Sukhareva T.V. [Foreign Language Olympiad: Traditions and Innovations] Olimpiady po inostrannym yazykam: traditsii i innovatsii // Vestnik Nizhegorodskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta im. N.A. Dobrolyubova. 2015. № 31. S. 161-168.

5 Metodicheskie rekomendatsii po organizatsii i provedeniyu shkol'nogo i munitsipal'nogo etapov Vserossiiskoi olimpiady shkol'nikov po angliiskomu yazyku v 2019/2020 uch. g. / pod obshch. red. Yu.B. Kurasovskoi. M.: [b.i], 2019. URL: http://vserosolymp.rudn.ru/mm/mpp/files/gb-sm-2020.pdf (data obrashcheniya: 14.09.2019).

105-112. doi: 10.1007/s00283-020-10015-z

References

6 Nikolaeva V.V., Sokolova E.I. [The role of subject olympiads of schoolchildren in improving MSOCO] Rol' pred-metnykh olimpiad shkol'nikov v sovershenstvovanii MSOKO // Nauchno-metodicheskoe obespechenie otsenki kachestva obrazovaniya. 2018. № 2(5). S. 45-53.

7 Popov, A.I. [Theoretical foundations of the formation of a cluster of professionally important creative competencies at the university through the Olympiad movement] Teoreticheskie osnovy formirovaniya klastera professional'no va-zhnykh tvorcheskikh kompetentsii v vuze posredstvom olimpiadnogo dvizheniya: monografiya / A.I. Popov. - Tambov: Izdatel'stvo GOU VPO «TGTU», 2011. - 80 s.

8 Prikaz Ministerstva nauki i vysshego obrazovaniya Rossiiskoi Federatsii ot 31.08.2021 № 804 "Ob utverzhdenii perechnya olimpiad shkol'nikov i ikh urovnei na 2021/22 uchebnyi god" [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202110270027 (Data obrashcheniya: 07.11.2021)

9 Simonyan, T. A. [Tasks to check socio-cultural competence within the framework of the English language Olympiad] Zadaniya na proverku sotsiokul'turnoi kompetentsii v ramkakh olimpiady po angliiskomu yazyku / T. A. Simonyan, A. Yu. Borisova // Inostrannye yazyki v shkole. - 2020. - № 2. - S. 68-73.

10 [Universal competencies and new literacy: from slogans to reality] Universal'nye kompetentnosti i novaya gramotnost': ot lozungov k real'nosti / Red. Dobryakova M.S., Frumin D.A.; pri uchastii K. A. Barannikova, N. Ziila, Dzh. Moss, I.M. Remorenko, Ya. Khautamyaki; Nats. issled. un-t «Vysshaya shkola ekonomiki». - M.: Izd. dom Vysshei shkoly ekonomiki, 2020. - 472 c.

11 Shcherbatykh L.N. [Methodology, theory and technology for the formation of a humanitarian culture of linguistically gifted schoolchildren in the modern system of additional foreign-language education] Metodologiya, teoriya i tekhnologiya formirovaniya gumanitarnoi kul'tury lingvisticheski odarennykh shkol'nikov v sovremennoi sisteme dopolnitel'nogo inoyazychnogo obrazovaniya: dis. ... d-ra ped. nauk. Elets, 2017. 588 s.

12 Berg, A. (2021). Statistical analysis of the international mathematical olympiad. Mathematical Intelligencer, 43(1), 105-112. doi: 10.1007/s00283-020-10015-z

FEATURES OF 'USE OF ENGLISH' TEST AT THE ALL-RUSSIAN OLYMPIAD OF SCHOOLCHILDREN

IN ENGLISH A.P. Gulov

Ph.D., assistant professor in the Department of the English language #6

Abstract. The peculiarities of the lexico-grammatical competition, which is an integral part of the All-Russian Olympiad of schoolchildren in English, are distinguished. An analysis of the success of schoolchildren participating in this competition at the regional and final stages of the 2020-21 school year is carried out. We studied scientific articles and publications on the topic; we carried out a theoretical analysis of the works of domestic and foreign authors, and also summarized the results of modern researchers. We analyzed the results of the regional and final stages in the 2020-21 academic year, as well as the past papers of the contests along with their quantitative characteristics. We analyze the features of the tasks of the Olympiad sets of the final stage from 2015 to 2021, we come to the conclusion that preparation is possible with the development of key competencies. In the framework of this article, we prove that 'Use of English' test is the most complex competition that significantly affects the ranking of students. The authors offer recommendations for preparing for this test based on their own empirical experience. Educational and methodological manuals have been published, which are recommended for the preparation of Olympiad groups. The Olympiad movement in Russia is gaining momentum, every year the subject Olympiad in English attracts more and more participants. This direction is promising for development, since the development of the giftedness of schoolchildren is one of the priority areas of the state's educational policy. The introduction of Olympiad training courses will help improve the quality of results at the Olympiad in various regions of the country.

Key words: Olympiad exam, language assessment, Olympiad preparation, assessment criteria, gifted children, key competences

Сведения об авторах:

Гулов Артем Петрович, кандидат педагогических наук, доцент, [email protected], Московский государственный институт международных отношений (университет), Москва, Россия, кафедра английского языка №6, ORCID 0000-0001-7192-5316

Статья поступила в редакцию 06.12.2022 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.