УДК 37
Педагогические науки
Солодовник Е. М., старший преподаватель КФК, Петрозаводский Государственный Университет, Россия, г. Петрозаводск
АНАЛИЗ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ БАСКЕТБОЛИСТОВ
Аннотация: В данной работе, на примере группы начальной подготовки юных баскетболистов применена методика тестирования специальной физической подготовки (СФП).
Цель исследования: изучить результативность тестирования СФП юных баскетболистов. В работе поставлены следующие задачи: проанализировать научно-методическую литературу и выявить основные требования к тестированию СФП баскетболистов; дважды принять и проанализировать контрольные нормативы по СФП юных баскетболистов; определить эффективность содержания СФП юных баскетболистов.
Ключевые слова: тестирование, специальная физическая подготовка, контрольные нормативы, юный баскетболист.
Annotation: In this paper, on the example of a group of initial training of young basketball players, the method of testing special physical training (SFP) is applied.
The purpose of the study: to study the effectiveness of testing SFP of young basketball players. In the following tasks: to analyse scientific and methodical literature and to identify the main requirements for the testing of SFP players; double-take and analyze control standards in the SFP young basketball players; to determine the effectiveness of the content of TFE of young basketball players.
Keywords: testing, special physical training, control standards, young basketball player.
Специальные исследования показали высокую эффективность занятий баскетболом для равномерного развития детского организма: бег и прыжки активизируют рост тела, броски в высоко расположенную цель способствуют формированию правильной осанки, передачи мяча на дальнее расстояние способствуют росту силовых показателей.
Упражнения специальной физической подготовки, благодаря сопряженному воздействию, способствуют развитию без исключения всех двигательных качеств: координации, быстроты, гибкости и т.д., создавая тем самым предпосылки усвоения и совершенствования техники и тактики игры.
Для проведения исследования специальной физической подготовки (СФП) использовались три теста (испытания): змейка, точность штрафных бросков, передвижение в защитной стойке (в парах). Тесты принимались дважды - в сентябре 2019 года и в январе 2020 года.
1. Упражнение «змейка» выполняется путем обведения конусов, «дальней» от конуса рукой. Оценивается время прохождения и количество ошибок. Второй вариант, обводка фишек путем применения финтов, в данном варианте время не учитывается, лишь правильность выполнения.
Таблица 1. Упражнение «змейка» сентябрь 2019
Испытуемый Время выполнения Количество ошибок
1 15.2 0
2 17.1 0
3 13.2 1
4 15.4 2
5 21.3 1
6 15.1 0
7 13.1 1
8 15.2 0
9 14.5 0
10 13.1 0
Таблица 2.Упражнение «змейка» январь 2020
Испытуемый Время выполнения январь Количество ошибок январь
1 14.5 0
2 16.3 0
3 14.0 0
4 14.4 0
5 16.3 1
6 14.5 1
7 14.1 0
8 14.2 0
9 14.3 1
10 14.1 0
Используем вариант с измерением времени. Стоит отметить, что испытуемые, совершившие хотя бы 1 ошибку, при выполнении данного задания не проходят тестирование. На данном этапе можно оценить, что с заданием справились 6 баскетболистов, среднее время преодоления дистанции 15 секунд. В данном нормативе нет оценок «отлично», «хорошо» и так далее, задача детей не совершить ни одной ошибки на ведении и не потерять контроль на максимальной скорости прохождения дистанции.
2. Штрафные броски. При приеме данного теста важно отметить, что у каждого ребенка есть 10 попыток, учитывается только количество удачных.
Испытуемый Количество попаданий и 10
1 3
2 4
3 2
4 1
5 4
6 5
7 2
8 3
9 4
10 3
Норматив на точность штрафных бросков является ведущим для любого амплуа. Все без исключения должны показывать 50% реализацию для успешной сдачи норматива. Исходя из приведенной таблицы видно, что только один испытуемый преодолел порог. Среднее количество попаданий на каждого игрока равно 3, что является очень низким показателем и сулит большой объем работы.
Таблица 4.Точность штрафных бросков
Испытуемый Количество попаданий из 10 январь
1 5
2 5
3 6
4 4
5 5
6 6
7 4
8 4
9 6
10 7
По итогам второго теста штрафных бросков (таблица № 4) видно, что тренер проделал за 4 месяца очень эффективную работу. Среднее количество попаданий на каждого игрока выросло до 4.9, что является очень неплохим показателем.
3. Передвижение в защитной стойке. Данный норматив принимается в парах, один защитник, второй нападающий, время выполнения не фиксируется, важно на отрезке «устоять» в защитной стойке и не пустить вперед нападающего, который двигается рваным темпом передвижения в «коридоре» шириной 5 метров. На данном этапе подготовки, все дети должны отрабатывать в защите не меньше, чем на 6 баллов, для успешной сдачи норматива. Средний показатель на команду 6,6 баллов.
Таблица 5. Передвижение в защитной стойке сентябрь 2019
Испытуемый Баллы
1 3
2 4
3 9
4 6
5 7
6 4
7 7
8 8
9 9
10 9
Таблица 6. Передвижение в защитной стойке январь 2020
Испытуемый Баллы из 10 январь
1 8
2 6
3 7
4 6
5 7
6 6
7 7
8 8
9 9
10 9
Между приемом контрольных нормативов прошло всего 5 месяцев, но этого времени достаточно для проявления индивидуального прироста в тех или иных показателях, поэтому каждый их занимающихся может за счет этого попасть в основной состав команды.
Проанализировав и сравнив результаты тестирования, можно сделать вывод, что видна положительная динамика относительно каждого критерия, но прирост в силовых и скоростных показателях относительно низкий. Связано это с коротким промежутком времени между приемами контрольных нормативов, а также с юным возрастом экспериментальной группы.
Библиографический список:
1. Портнов Ю. М. Основы управления тренировочно-соревновательным процессом в спортивных играх. - М., 2004.