В ближайшей перспективе запланировано создание системы общедоступных (имеющих электронные версии) реферируемых двуязычных (русский — английский) журналов по всем направлениям деятельности Института.
5. Сетевой характер деятельности Института будет обеспечиваться развернутой программой поддержки академической мобильности. Не менее 30 % преподавателей и исследователей из СЗИ каждый год будут преподавать и проходить стажировки в университетах-партнерах. В свою очередь Институт будет ежегодно принимать сопоставимое количество зарубежных и отечественных специалистов на стажировку и для преподавания продолжительностью не менее двух недель. Каждый десятый студент Института за время обучения проведет не менее одного семестра в другом, зарубежном университете. В свою очередь СЗИ будет принимать не менее 100 студентов в год на обменные программы.
Ведущую роль в развитии Института будут играть выпускники, которые создадут профессиональную ассоциацию выпускников Института, станут основными поставщиками как баз для организации практики студентов, так и работодателями.
Особо хочу остановится на роли нашего Института в Корпоративном университете, формируемом РАНХиГС.
Мы исходим из того, что каждый филиал в составе РАНХиГС может выступить Центром превосходства в сфере, в которой он наиболее
силен. Корпоративный университет может стать и постоянной дискуссионной площадкой для внутриакадемического конкурентного отбора лучших образовательных программ, технологий, методического обеспечения и иных инструментов, которые обеспечивают высокое качество услуг, оказываемых Президентской академией.
Северо-Западный институт может выступить Центром превосходства в следующих направлениях:
стандарты и регламенты государственных и муниципальных услуг и функций;
оценка качества государственного и муниципального управления;
совершенствование нормативно-правовых, научно-методических основ государственной и муниципальной службы, их кадрового обеспечения;
экспертно-консультационные услуги в области законопроектной и нормотворческой деятельности органов государственной власти и местного самоуправления;
организация государственного и муниципального заказа;
PR-технологии, в том числе в публично-правовой сфере.
Выбор представленных направлений обусловлен нашим многолетним опытом их разработки в реализации научно-исследовательской, образовательной и консультационной деятельности.
УДК 303.732.4
Е.А. Лифшиц
АНАЛИЗ УРОВНЯ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗАХ
Основная цель нашей работы — разработка и применение системного подхода к управлению уровнем мотивации учащихся вузов на примере студентов Международного университета природы, общества и человека «Дубна». В статье представлены полученные при реализации этой задачи результаты:
методика расчета мотивационного потенциала как показателя эффективности образовательного процесса и заинтересованности студентов в учебе;
набор факторов, оказывающих наибольшее влияние на мотивационный уровень учащихся;
алгоритм совершенствования процесса обучения студентов на основе повышения уровня мотивации.
При выполнении работы использован комплекс методов системного анализа, включая математический, статистический, экспертный, а также методы системно-деятельностного подхода, теория классифицирования, информационные системы и технологии.
Создание набора показателей для измерения мотивационного потенциала
Идея метода близка к циклическим концепциям управления персоналом и процессам поиска оптимального решения, принятым в стратегическом менеджменте. В основу данного механизма положен новый метод формирования набора факторов, наиболее эффективно влияющих на уровень мотивированности. Исходя из концепции цикличности сформулирован метод, сущность которого состоит в том, что процесс
успешного профессионального обучения каждого студента на практике реализуется в виде некоторого количества циклов, приводящих к повышению уровня мотивированности учащихся, а это, в свою очередь, приведет и к увеличению эффективности процесса обучения (отношение усвоенного знания к предъявленному).
При проведении исследований уровня мотивированности студентов за основу был взят метод Р. Хэкмана и Г. Олдхэма «Характеристики работы и формирование рабочих заданий» [2], адаптированный к образовательному процессу (рис. 1). Этот метод исследует взаимосвязи между отдельными характеристиками учебы и мотивацией студентов. Метод применяет изменения характеристик учебы для создания психологического состояния, которое приводит к улучшению личностных результатов учебы.
Данное взаимодействие было положено в основу анкеты исследования студентов, вопросы
Ключевые характеристики учебы
Критические психологические состояния
Личностные результаты обучения
Разнообразие навыков учебы — возможность использования студентами различных навыков и способностей для овладения знаниями. Однозначность учебного задания определяет, имеет ли учеба фиксированное начало и конец, полноту выполнения студентом учебного задания.
Значимость обучения характеризует внутреннюю и внешнюю важность учебы для студента.
Автономность говорит, какой свободой обладает студент при формировании своего учебного графика, в принятии решений или определении способов достижения целей.
Обратная связь относится к объективной информации о ходе и успешности учебы
Испытанная значимость и осмысленность обучения — состояние студента, когда он воспринимает свою учебу как оцененный, важный и результативный вклад в общее дело вуза.
Чувство ответственности за результаты учебы — состояние, которое отражает уровень персональной ответственности студента за результаты учебы.
Понимание результатов обучения —
■ психологическое состояние отражает степень понимания учащимися того, насколько хорошо они выполняют учебные задания
Высокая внутренняя мотивация к учебе. Эффективная учеба. Высокий уровень удовлетворенности учебой.
Низкий уровень отчисления студентов. Высокая учебная дисциплина
Опосредуется потребностью студента в профессиональном росте
Рис. 1. Взаимодействие факторов, мотивирующих учебу
которой позволяют получить количественные данные для каждой характеристики учебы по семибальной системе. Данные опроса были использованы для расчета мотивационного потенциала (МП) по формуле [2].
МП = 3 (РНУ + ОУЗ + ЗО)А х ОС, (1)
где РНУ — разнообразие навыков учебы; ОУЗ — однозначность учебного задания; ЗО — значимость обучения; А — автономность учебного процесса для студентов; ОС — обратная связь (все это — контролирующие мотивационные-факторы).
Факторы, воздействующие на уровень мотивированности студентов, разработаны и получены авторами самостоятельно, экспериментальным путем в ходе эмпирических исследований. Вот их перечень:
Наиболее интересные виды учебного процесса, делающие учебу разнообразнее (РНУ)
1. Запись лекций.
2. Лабораторные работы.
3. Игровые ситуации.
4. Тренинги.
5. Ситуационные задачи.
6. Коллоквиумы.
7. Контрольные работы.
8. Самоподготовка в группах.
9. Практическая работа.
10. Спортивные мероприятия.
11. Творческая работа (доклады, рефераты и т.п.).
12. Маркетинговые исследования.
13. Преподавание студентов.
14. Медиасопровождение занятий.
15. Решение задач.
16. Прослушивание специального курса на английском языке.
17. Занятия с практикующим специалистом фирм.
Задействованные навыки и способности, делающие учебу разнообразнее (РНУ)
1. Логическое мышление.
2. Накопленный опыт и знания.
3. Навыки самостоятельной работы.
4. Работа в группах, коммуникабельность.
5. Усидчивость.
6. Абстрактное мышление.
7. Артистизм.
8. Творческое мышление.
9. Организаторские способности.
10. Ораторское искусство.
11. Системный подход в решении задач. Меры, делающие учебу определеннее (ОУЗ)
1. Введение модульной системы.
2. Интегрирование учебного и практическо-
го процессов.
3. Тесная связь преподавателей и студентов.
4. Составление студентами расписания.
5. Выдача учебных программ.
6. Практические занятия и экскурсии с уча-
стием фирм-работодателей.
7. Представление проектов студентов фир-
мам-работодателям.
8. Самостоятельный выбор студентами до-
полнительных предметов. Меры, делающие учебу самостоятельнее (А)
1. Самостоятельный выбор тем творческих
работ.
2. Самостоятельный выбор дополнительных
предметов обучения.
3. Самостоятельный выбор преподавателей.
4. Самостоятельный выбор методов обучения.
5. Самостоятельный выбор методов отчет-
ности.
6. Участие студентов в составлении распи-
сания.
7. Свободное посещение занятий. Способы усвоения знаний для обратной связи
(ОС)
1. Я испытываю самоудовлетворение.
2. Я умею самостоятельно принимать окон-
чательные решения.
3. Я востребован на рынке.
4. Я уверен в своих способностях и силах.
5. Я могу оценить преподавателей изучив
дисциплину. Внешние факторы, оказывающие воздействие на все характеристики учебы (ВФ)
1. Безработица.
2. Востребованность профессии.
3. Семья.
4. Законы об образовании.
5. Развитие современных технологий.
6. Климатические сезонные условия.
7. Альтернативное обучение в иных вузах.
8. Престижность профессии.
9. Уровень доходов в данной профессии.
10. Стабильность в обществе.
Алгоритм совершенствования процесса обучения студентов
Рассмотрим математические основы, которые обеспечивают систематизацию и анализ мотивации студентов. Пусть Z(n, с, т, у) представляет собой массив данных респондента (анкета), принявшего участие в исследовании; компоненты массива — целые положительные числа от 1 до 17, которые соответствуют факторам, наиболее эффективно влияющим на студентов (2):
Z(n, с, т, у) =
'11 2 21
'81
'12 '13
'22
'14
'15
0 ^
'у
'82
'810
0
'217
0
(2)
где п — номер респондента (в данных исследованиях от 1 до 100); с — номер курса студента (в данных исследованиях от 1 до 5); т — месяц исследования (март, ноябрь и апрель); у — год исследования (в данной работе с 2008-го до 2011 года).
Формулы (3)—(10) определяют области действия факторов, представленных элементами массива Z(n, с, т, у):
г,е ¥ь е [1,7] при , = 1,у е [1,5], (3)
'уе ¥2, 'уе [1,17] при , = 2,]е [1,17], (4)
¿уе ¥3, ¿уе [1,11] при , = 3,у е [1,11], (5)
гуе Г4, е [1,8] при / = 4,у е [1,8], (6)
'у е ¥5, 'у = 1 при I = 5, (7)
'уе ¥6, 'у е [1,7] при , = 5,у е [1,7], (8)
'уе ¥7, 'уе [1,5] при , = 6,у е [1,5], (9)
1у е ¥8, гу е [1,10] при / = 7,у е [1,10], (10)
где — область ключевых характеристик учебы студентов; ¥2 — область наиболее интересных студентам видов учебного процесса; ¥3 — область задействованных студентами навыков и способностей; ¥4 — область мер, делающих учебу студентов более определенной; ¥5 — область мер, делающих учебу более значимой; — область мер, делающих учебу студентов более самостоятельной; ¥7 — область способов усвоения знаний студентами; ¥8 — область внешних мотива-ционных факторов студентов.
Область ¥х характеристик учебы построена на основании метода Хэкмана—Олдхэма. Области ¥1 (, = 2, ..., 8) разработаны на базе приведенного перечня. Причем область ¥5 включает в себя лишь один фактор — «учеба важна», с которым соглашаются 100 % студентов, и исследованию не подвергается.
Допустимые операции с элементами массива (2) позволяют вычислить мотивационный потенциал заданной выборки групп студентов (11), средний мотивационный потенциал каждого курса различных годов исследования (12) и произвести анализ мотивационного потенциала, а также роли отдельных факторов, влияющих на интерес к учебе и концентрацию внимания студентов Университета «Дубна».
МП (п, с, т, у) = - £ №'1и4ту г,пс4ту; (11) 3 у=1
1 М
МП (с, т, у) = —X МП ((, с, т, у). (12)
- у=1
На базе изложенных расчетов скомпонован массив МП (13) мотивационных потенциалов студентов университета «Дубна», прошедших опрос в 2008—2011 годах, который является базой данных мотивационных потенциалов студентов за все годы исследования.
' МП(( март, 2
МП(1, апрель, 2009)
МП( апрель, 2009) МП(2, апрель, 2009)
МП(2, март, 2008) МП(2, апрель, 2009) ^МП(5, март, 2008) МП(5, апрель,2009) ... МП(5, апрель,2009)
(13)
Недостаток данного подхода — неограниченный рост массива МП по мере проведения новых исследований и накопления данных.
Создадим промежуточный массив Б средних значений характеристик учебы различных курсов и лет исследования:
( у
Б =
11
V Бу
V у
15
5
Л
(14)
где у е [1,УУ]; , е [1,25]; УУ — количество проведенных исследований (в данном случае УУ = 6);
Элементы массива Б вычисляются по формуле
у+5(с-1), ту
1 Ы
= N X '1, у((,с,т, у), - 1=1
где с = 1, ... , 5 — номер курса;
МП
ту = 1 при т = март, у = 2008 год — первое исследование;
ту = 2 при т = апрель, у = 2009 год — второе исследование;
ту = 3 при т = ноябрь, у = 2009 год — третье исследование;
ту = 4 при т = апрель, у = 2010 год — четвертое исследование;
ту = 5 при т = ноябрь, у = 2010 год — пятое исследование;
ту = 6 при т = ноябрь, у = 2011 год — шестое исследование.
Таким образом, массив Б будет базой данных хранения обработанных характеристик учебы по курсам и годам исследования, а ее компоненты выражают следующие значения:
sij — средние характеристики студентов первого курса при i е [1,5];
sij — средние характеристики студентов второго курса при i е [6,10];
sij — средние характеристики студентов третьего курса при i е [11,15];
sij — средние характеристики студентов четвертого курса при i е [16,20];
sij — средние характеристики студентов пятого курса при i е [21,25];
sij — разнообразие учебы при i = 1, 6, 11, 16,
21;
sij —целостность учебы при i = 2, 7, 12, 17, 22; sij —важность учебы при i = 3, 8, 13, 18, 23; sij — автономность учебы при i = 4, 9, 14, 19,
24;
sij —обратная связь при i = 5, 10, 15, 20, 25. Массив О построен на основе эмпирического психофизического закона Вебера—Фехнера*. Таким образом, компоненты массива О можно считать релятивными порогами различения для студентов, благодаря которому изменение факторов воздействия станет ощутимым и повлияет на мотивацию студентов. Релятивный порог говорит о том, что необходимо улучшить влияние наиболее популярных факторов за счет усиления эмоций, повышения наглядности, ак-
туализации информации, перераспределения времени между факторами. Действие, которое ниже релятивного порога, не будет ощущаться студентами.
gj =
sij sij-\
sij-1
(16)
* Закон Вебера—Фехнера заключается в том, что число, выражающее отношение между добавочным раздражением, которое ощущается как заметное изменение, и основным раздражением, называется релятивным порогом различения, который представляет собой постоянную величину dr/r = const, где dr — величина дополнительного раздражения, а r — величина основного раздражения.
где i е [1,25];ц е [1,И].
Рекомендуется в первую очередь усиливать до величины релятивного порога те факторы, у которых < 0, т. е. наблюдается ухудшение показателей характеристики учебы. Положительное значение релятивного порога говорит о том, что за прошедший год характеристика учебы студентов улучшилась и можно не проводить работы по повышению уровня мотивации в области данного показателя.
На базе разработанной методики и математического аппарата построен алгоритм совершенствования процесса обучения студентов (рис. 2) [1]. Входными данными алгоритма служат массив Z(n,c,m,y), полученный в исследованях, проведенных в течение определенного месяца года, мотивационный потенциал МП (п,с,т,у—1), вычисленный на данных соответствующего периода, и массив релятивного порога О. (При первых исследованиях принимается, что МП(п,с,т— 1, у— 1) = 0, т. е. мотивационный потенциал студентов считается выросшим, и новые факторы-мотиваторы не выбираются.) Далее вычислялись мотивационные потенциалы N студентов курса по формуле (11) и их среднее значение по формуле (12). Если МП не уменьшается по сравнению с прошлым годом, то количество и качество факторов различных параметров не изменяется, т. е. считается, что уровень мотивации студентов достаточный и подбор мотивационных факторов в предшествующем году прошел успешно.
В случае снижения среднего потенциала курса производится дополнительный опрос студентов, на базе которого происходит расширение различных факторов мотивации и увеличение области массива Z(n, с, т, у) и его компонент 2.псту (где iе [2,7],ц е [1, 17]) на коэффициенты к либо усиление интенсивности воздействия на коэффициент релятивного порога:
Е = Е + кЕ; (17)
F = F + GF.
(18)
_д
МП (п,с,т,у) =0,01 х МП
2(п,с,т,у) е У7 МП
к = к + 1
1
1 = 2 о!
^ = Ш?
либо/и F = GF
_
2(п,с,т,у) е Р 2(п,с,т,у)е П
Х(п,с,т,у) с = 1 го 5 МП (п, с, т, у)
Конец
Рис. 2. Алгоритм совершенствования процесса обучения студентов
Подробнее уравнение (18) можно представить так:
Р2 = Р2 + Р2 81+5(с-1),уу; Р3 = Р3 + Р3 82+5(с-1),уу; Р4 = Р4 + Р4 83+5(с-1), уу;
Р5 = Р5 + Р6 84+5(с-1), уу;
Р6 = Р6 + Р6 85+5(с-1),
уу'
Р7 = Р7
■ Р7 86+5(с-1),
уу
Данные циклы для с е [1, 5] позволяет для каждого курса подобрать факторы мотивации, дкоторые окажут непонижающее влияние на уровень мотивации студентов определенного года. Как показали наблюдения, набор факторов мотивации для каждого поколения отличается незначительно, изменяется лишь значимость факторов для студентов. Поэтому в ходе исследования принято допущение о том, что набор факторов для различных курсов каждого года неизменен.
Выходными данными будут МП(с, т, у) — функции среднего мотивационного потенциала курса периода ту — и массив Z(n, с, т, у) — набор факторов мотивации, компонентами гпт которого будут:
при I = 1 — характеристики учебы, по которым можно вычислить МП студентов различных курсов;
при I е [2, 8] — набор факторов мотивации, оказывающий непонижающий эффект на студентов различных курсов.
Данный алгоритм позволяет системно подойти к процессу повышения уровня мотивированности учащихся.
Исследования мотивационного потенциала студентов
Алгоритм, изображенный на рис. 2, был применен к исследованию мотивации студентов Университета «Дубна» в 2011 году, при этом учитывались данные характеристик учебы в течение двух лет исследования, проведенных в ноябре
2010 года и ноябре 2011 года. Рис. 3 демонстрирует изменение уровня мотивированности студентов различных курсов этих годов. Представленный анализ показал, что на 1, 2, 3 и 5 курсах МП в ноябре 2011 года повысился, на 4 курсе — уменьшился.
Для повышения уровня мотивированности студентов 4 курса был применен алгоритм совершенствования процесса обучения студентов (рис. 2). Рассмотрим факторы, которые оказали наибольшее влияние на снижение МП данных студентов. Для этого обратимся к массиву релятивного порога студентов Университета. На рис. 4 представлены релятивные пороги четверокурсников в зависимости от характеристик учебы.
В первую очередь необходимо улучшить те характеристики учебы студентов 4 курса
2011 года, релятивные пороги которых имеют отрицательные значения: важность, обратную связь, целостность и разнообразие. Фактор автономности студентов 4 курса в 2011 году улучшился, и данный компонент учебы решено было не изменять. В ином случае, согласно опросу, в первую очередь следовало обратить внимание на такие популярные среди студентов факторы,
Средние показатели МП студентов Университета «Дубна» в ноябре 2010 и ноябре 2011 годов
н
ГО
---—
- - » ~ I: -.—
Курсы
МП ноябрь 2010
■ МП ноябрь 2011
Рис. 3. Мотивационные потенциалы студентов Университета «Дубна» в ноябре 2010 и ноябре 2011 годах
Значение G 4 курса в ноябре 2011 года
G е и н
н
З
G разнообразия, -0,022
G автономности, -0,022
Характеристики учебы
-0,246
Рис. 4. Релятивные пороги различных характеристик учебы студентов 4 курса Университета «Дубна» в ноябре 2011 года
как самостоятельный выбор творческих работ и дополнительных предметов.
Наибольшему ухудшению подверглась характеристика «важность», она упала на 24,6 %. Это говорит о снижении агитационной работы руководства города и Университета среди молодежи. Кроме того, негативно на данной тенден-циии сказался отказ от системы кураторства у старшекурсников. Необходимо внедрение новых форм агитации или увеличение (на 24,6 %) интенсивности воздействия старых методов убеждения молодежи в важности учебы, таких, как выступление ректора, руководства и выпускников Университета, представителей городской администрации и общественности по местному и внутриуниверситетскому радио, влияние родных и близких, друзей, которых следует приглашать на университетские мероприятия.
Для улучшения показателя «важность» было предпринято следующее:
в процессе изучения дисциплины «Организационное поведение» в темах «Трудовая мотивация», «Методы проектирования рабочего места», «Лидерство», «Власть» и «Конфликты» была подчеркнута важность подготовки менеджеров, непрерывного обучения персонала для эффективной и продуктивной работы предприятия, карьерного роста, овладения такими навыками управления, как мотивация, лидерство, власть, предсказание конфликтов и быстрое разрешение их. Данной теме было посвящено на 24,6 % времени больше, чем в предыдущем году, что составило 0,123 часа в год согласно формуле
лекций часа
ДВВ = 0,5 часа--24,6% = 0,123-, (19)
год год
где ДВВ — дополнительное время взаимодействия в год. Это время, которое составило
0.623.часа/год, дополнительно уделялось разъяснению важности обучения студентов различным навыкам управления в процессе обучения в вузе;
студенты кафедры менеджмента 4 курса принимали участие в исследованиях уровня мотивированности учащихся Университета, имели возможность сравнить данные 2011 и предыдущих лет. Стоит высказать предположение, что это сыграло особую роль в осознании студентами значимости роли молодежи для совершенствования учебного процесса Университета, в частности значительно помогло им осознать роль каждого из них в системе образования Университета.
проведена дистанционная (Бостон—Дубна) лекция доктора физико-математических наук директора по разработке инновационных продуктов консультационной компании GEN3 Partners, Inc Михаила Вербицкого на тему «Маркетинг завтрашнего дня — Инновационный процесс создания нового товара».
Обратная связь уменьшилась на 10,6 %. Количественные показатели мотивацион-ных факторов обратной связи студентов 4 курса, выявленные в ходе исследования ноября 2011 года, выглядят следующим образом:
Факторы воздействия 4 курс (чел)
1. Я испытываю самоудовлетворение 37
2. Я умею самостоятельно принимать окончательные решения 54
3. Я востребован на рынке 30
4. Я уверен в своих способностях
и силах 52
5. Я могу оценить преподавателей
по окончании изучения дисциплины 30
Необходимо добиваться, чтобы студенты испытывали чувство самоудовлетворения, могли
самостоятельно принимать решения, чувствовали свою востребованность, уверенность в своих силах и способностях, четко оценивали роль преподавателей в своем учебном процессе (см. таблицу). Для этого преподавателям необходимо чаще общаться со студентами, в том числе на неформальном уровне. Для стабилизации и усиления этого компонента учебного процесса вполне возможно развивать систему кураторства на старших курсах, организовывать администрацией Университета и кафедрами часы «открытых дверей» для студентов и\или увеличить интенсивность личного восприятия студентами полученных знаний и опыта на 10,6 %.
В рамках улучшения данного показателя было предпринято следующее:
студентам предложены ситуационные задачи, за решение каждой из которых выставлялись бальные оценки за самостоятельность и нетрадиционность принятого решения (реальность предложений не оценивалась), причем студент должен был сам, с полной уверенностью в своей правоте доказать и защитить его на семинарских занятиях. В течение семестра всем студентам была предоставлена такая возможность;
увеличена интенсивность взаимодействия студентов и преподавателей, а именно, организованы дополнительные индивидуальные консультации преподавателя по дисциплине «Организационное поведение» для студентов кафедры менеджмента (1 час в месяц) согласно расчетам по формуле
лекций часа ДВВ = 3 часа——--565% = 0,16-, (20)
неделя неделя
где ДВВ — дополнительное время взаимодействия в неделю.
При проведении мероприятий по улучшению уровня мотивированности студентов не было учтено влияние предложенных мер на все характеристики учебы. Аналогичные рассуждения можно произвести с результатами исследования остальных характеристик учебы и учащихся других курсов и вузов для улучшения уровня мотивированности этих студентов.
Как показали исследования, проведенные после дистанционной лекции Бостон—Дубна, МП студентов 4 курса сразу увеличился на 5,59 единиц и составил 54,32. Если мотивация 4 курса будет расти такими же темпами, то можно было ожидать, что к концу 2011 года МП превзойдет показатель 2010 года, который составлял 61,06.
В статье продемонстрировано создание методики расчета мотивационного потенциала студентов на базе метода системного анализа. Проведены исследования, в ходе которых методика была модифицирована за счет обратной связи со студентами. Обнаружено постоянство набора показателей, которые считают значимыми сами респонденты. Найдена динамика изменения мотивационного потенциала студентов в процессе обучения. Обнаружена закономерность скачкообразного изменения мотивацион-ного потенциала студентов на 3 курсе.
Предложенный в работе алгоритм совершенствования процесса обучения студентов позволяет формализовать процесс мотивации обучающихся, провести исследования уровня их мотивированности и повысить его за счет применения мотивационных факторов, что способствует повышению эффективности учебного процесса в плане увеличения доли усвоения предъявленного материала.
Изменение входных данных алгоритма (в первую очередь мотивационных факторов, специфичных для исследуемой организации) позволит использовать его в организациях и заведениях различных профилей, что поможет обеспечить устойчивую и эффективную работу персонала этих предприятий. В условиях глобализации рыночной среды объективно необходим поиск новых форм и методов управления, позволяющих организациям успешно адаптироваться к динамике внешнего окружения, рационально использовать все компоненты производственно-рыночного потенциала, наращивать конкурентные преимущества и создавать реальные предпосылки к обеспечению устойчивого развития в стратегической перспективе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Лифшиц, Е.А. Исследования мотивационного потенциала студентов для усовершенствования процесса обучения [Текст] / Е.А. Лифшиц // Устойчивое инновационное развитие: проектирование и управление: электронное научное издание.— URL: www.rypravlenie.ru
2009. Т 2. — С.30—40.
2. Hackman, J.R. Work Design [Текст] / J.R. Hackman J. Richard Hackman and J. Lloyd Suttle (eds.).— Improving Life at Work.— Goodyear.— Santa Monica, Calif.— 1977.— P. 129.