ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / PHYSICAL _CULTURE AND PROFESSIONAL PHYSICAL TRAINING_
DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2023.133.28
АНАЛИЗ УРОВНЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Научная статья
Клестова О.А.1' *, Бородина Е.С.2, Богдан Н.В.3
1 ORCID : 0000-0001-5103-7979;
1 2 3 Уральский государственный университет физической культуры, Челябинск, Российская Федерация
* Корреспондирующий автор (sahka2004[at]mail.ru)
Аннотация
В настоящее время одним из ведущих аспектов жизнедеятельности человека является финансовый аспект, который затрагивает не только все сферы общественной жизни, но и его частной жизни. Возникает и актуализируется проблема формирования финансовой грамотности у нового молодого поколения. В статье предлагается решение проблемы путем исследования уровня финансовой грамотности студентов и дальнейшее ее формирование и развитие путем включения в содержание рабочих программ экономических дисциплин разделов и тем по финансовой грамотности, необходимых для приобретения навыков использования финансовых инструментов и финансовых решений в будущей профессиональной деятельности. Для определения уровня финансовой грамотности был использован метод опроса, были определены самооценка студентами уровня практических навыков в области финансов, источники получения информации по финансовым вопросам, а также формы изучения основ финансовой грамотности в образовательном процессе и интересующие их темы. Экспериментальные данные показали, что интерес к финансовой тематике у студентов достаточно высокий, их интересуют вопросы планирования личного бюджета, банковские услуги, фондовые рынки. Предложено включать разделы по финансовой грамотности в уже реализуемые учебные курсы, или изучать их на элективных и факультативных дисциплинах.
Ключевые слова: студент высшей школы, финансовая грамотность, уровень финансовой грамотности студентов, повышение финансовой грамотности молодежи.
AN ANALYSIS OF THE FINANCIAL LITERACY OF STUDENTS IN PHYSICAL EDUCATION UNIVERSITIES
Research article
Klestova O.A.1' *, Borodina Y.S.2, Bogdan N.V.3
1 ORCID : 0000-0001-5103-7979;
1 2' 3 Ural State University of Physical Education, Chelyabinsk, Russian Federation
* Corresponding author (sahka2004[at]mail.ru)
Abstract
Today, one of the leading aspects of human life is the financial aspect, which affects not only all spheres of public life, but also private life. The problem of developing financial literacy among the new young generation emerges and becomes relevant. The article suggests solving the problem by researching the level of financial literacy of students and its further formation and development by including sections and topics on financial literacy in the content of working programs of economic disciplines, which are necessary to acquire skills of using financial instruments and financial decisions in future professional activities. The survey method was used to determine the level of financial literacy, students' self-assessment of the level of practical skills in finance, sources of information on financial issues, as well as forms of learning the basics of financial literacy in the educational process and topics of interest to them were determined. Experimental data showed that students' interest in financial topics is quite high, they are interested in issues of personal budget planning, banking services, stock markets. It is proposed to include sections on financial literacy in the courses already being implemented, or to study them in elective and elective disciplines.
Keywords: higher education student, financial literacy, financial literacy level of students, increasing financial literacy among youth.
Введение
В настоящее время особенно актуальной становится проблема воспитания нового поколения, обладающего системным мышлением и готовностью принимать решения. Важным элементом такой готовности является финансовая грамотность, которая в условиях сложных и нестабильно-финансовых институтов приобретает особую актуальность. В связи с этим разработанная Стратегия повышения финансовой грамотности на 2017-2023 годы содержит основные аспекты формирования финансовых компетенции у студентов и школьников [11]. В ней данные категории выделены как приоритетные, так как с ними связано будущее страны, дальнейшее развитие России, они будут формировать общество, в котором принимаются эффективные решения в отношении личных финансов. Именно это поколение должно научиться оптимально решать самые сложные задачи в любой сфере для развития России. В настоящее время самым активным потребителем товаров и услуг можно назвать именно молодежь от 17 до 23 лет. Они являются энергичными пользователями информационно-телекоммуникационных технологий, основными потребителями рекламы и финансовых услуг в Интернете. Это категория населения заслуживает особого внимания и
со стороны государства. Но эта категория нашего общества не имеет практических навыков в таких областях, как сбережения и кредитования.
По мнению М.С. Уксусовой все это приводит к иррациональным решениям, за которые многие из них в будущем будут расплачиваться всю свою жизнь [14]. Поэтому финансовое образование молодежи способствует принятию грамотных решений, снижает риски и повышает финансовую безопасность, а отсутствие финансовой грамотности может привести к финансовому банкротству, неграмотному планированию выхода на пенсию или другим личным проблемам [13]. Недостаточность знаний в области налогообложения, управления личными финансами и оценки финансовых рисков приводит к неэффективному финансово-экономическому поведению, поэтому развитие такого образования должно стать основой формирования базовых навыков финансовой грамотности у студентов.
При этом следует сказать, что в настоящее время не существует общепринятой дефиниции «финансовой грамотности». В Стратегии раскрыто главное понятие, финансовая грамотность является результатом процесса финансовой подготовки, которое определяется как совокупность знаний, навыков и поведенческих моделей. Они необходимы для принятия успешных финансовых решений и для достижения финансового благосостояния [11].
По мнению Р.В. Дронова и Е.Е. Шарафановой, под финансовой грамотностью понимают «процесс взаимодействия потребителей финансовых продуктов (граждан), образовательных организаций, включая корпоративные образовательные организации, бизнес структуры, в ходе которого формируются компетенции, позволяющие им принимать обоснованные решения, минимизирующие риски невыполнения ими принятых обязательств и обеспечивающие возрастающий уровень их доходов» [4].
В своей работе О.А. Игнатикова приводит следующую формулировку финансовой грамотности: «это знания, умения, взаимоотношения и модели поведения, необходимые для принятия финансового решения и достижения финансового обеспечения» [6].
Более полное определение данного понятия дают УС. Хикматов и М.Т. Койчуева: «финансовая грамотность - это совокупность базовых знаний в области финансовых, банковских услуг или страхования личных средств человека; которые позволяют ему трезво оценивать свои возможности по использованию ресурсов с высокой степенью надежности (а также брать на себя риски), правильно накапливать сбережения и определять мошеннические схемы инвестирования денег» [16].
Изучая разные подходы к изучению понятия, можно констатировать следующее: почти каждый автор говорит о знаниях, умениях и опыте в области управления личными финансами, которые позволяют обеспечить финансовую безопасность и отвечать за свои решения. Поэтому, финансовая грамотность - это определенные знания, умения и навыки, необходимые для рационального управления личными финансами.
По мнению других авторов [5], [16], повышение финансовой грамотности происходит путем формирования финансового образования, а под финансовым образованием понимают процесс, в результате которого индивиды повышают свои знания о финансовых продуктах и концепциях, с помощью информации, инструктажа или объективных рекомендаций вырабатывают навыки и дают знания для понимания (финансовых) рисков; принимают другие эффективные меры по улучшению своего финансового благосостояния и обеспечивают защиту своих интересов [9].
Следовательно, финансово грамотный гражданин должен уметь планировать свои доходы и расходы, иметь опыт в формировании долгосрочного сбережения и, конечно же, финансовой безопасности, может выбирать рациональные финансовые услуги, избегать несоразмерных доходов, умеет распознавать признаки финансового мошенничества, ведет финансовую подготовку к различным этапам жизненного цикла. Поэтому важным компонентом финансово грамотного человека является способность осуществлять долгосрочное планирование личных финансов (финансов домохозяйства) на всех этапах жизненного цикла.
В заключение можно сделать вывод, что многие исследователи изучают формирование финансовой грамотности у школьников [3], [8], [10], у обучающихся среднего профессионального образования [2], [6], [12], у населения [1], [5], [7], [15]. Но, недостаточно исследований в области повышения финансовой грамотности у обучающихся высшего образования.
В связи с этим одной из задач образовательной организации высшего образования становится создание педагогических условий для формирования финансовой культуры, основой которой должно быть ответственное экономическое поведение и финансовое самосознание, что будет являться результатом сформированности компетенции в области финансовой грамотности.
Цель исследования - выяснить уровень финансовой грамотности студентов вуза физической культуры для включения разделов по финансовой грамотности в рабочие программы дисциплин экономического блока.
Методы исследования
С целью выяснения текущего уровня финансовой грамотности студентов нами был проведен опрос студентов 1-Ш курсов всех реализуемых направлений подготовки Уральского государственного университета физической культуры. Объем и структура выборочной совокупности составил 60 студентов (возраст 18-22 года), которые не изучали дисциплины, касающиеся экономики, экономической теории или основ финансовой грамотности в университете. Дисциплины экономического блока по учебным планам основных профессиональных образовательных программ 49.03.01 Физическая культура, 49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья, 49.03.03 Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм, 44.03.05 Педагогическое образование с двумя профилями изучаются на разных курсах и в разных семестрах. Студентам была предложена анонимная анкета, сбор данных проходил методом самозаполнения анкет студентами и выражение количества полученных вариантов ответа на вопросы в процентном отношении.
Основные результаты
Первая часть опроса касалась базиса финансовой грамотности. На вопрос «Как Вы считаете, что означает понятие "финансовая грамотность"?», можно было выбрать несколько ответов (таблица 1). Результаты представлены в процентном соотношении от всего количества принятых респондентов.
Таблица 1 - Понятие «финансовая грамотность» DOI: https://doi.Org/10.23670/IRJ.2023.133.28.1
Сущность понятия «финансовая грамотность» Количество ответов, %
умение эффективно управлять личными финансами 71,67
умение грамотно вести учет своих доходов и расходов 75
иметь актуальную информацию о ситуации на финансовых рынках 11,67
умение разбираться в особенностях различных финансовых продуктов и услуг 31,67
умение принимать обоснованные решения в отношении финансовых продуктов и услуг и нести ответственность за такие решения 56,67
это фиктивное понятие, не имеющее отношение к реальной жизни -
затрудняюсь ответить -
Выявили, что большинство студентов - 75%, под «финансовой грамотностью» определяют, что это «умение грамотно вести учет своих доходов и расходов»; это «умение эффективно управлять личными финансами» так считают 71,67%. 56,67% определили, что финансовая грамотность - это «умение принимать обоснованные решения в отношении финансовых продуктов и услуг и нести ответственность за такие решения»; 31,67% опрошенных думают, что «финансовая грамотность - это умение разбираться в особенностях различных финансовых продуктов и услуг»; и 11,67% считают, что под финансовой грамотностью можно понимать «актуальную информацию о ситуации на финансовых рынках».
Помимо знаний о финансовой грамотности определенное значение имеет и определенный уровень практических навыков в области финансов, то есть каким образом студенты сами оценивают свой уровень финансовой грамотности, выбирая только один вариант ответа. С этой целью мы попросили оценить свои знания и умения, необходимые и важные для формирования грамотного финансового поведения, отсутствие которого может привести к финансовым потерям или упущенной выгоде. Результаты этой оценки представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Оценка студентами своего уровня финансовой грамотности DOI: https://doi.Org/10.23670/IRJ.2023.133.28.2
Уровень знаний и навыков по финансовой грамотности Количество ответов, %
очень плохие 3,33
плохие 26,67
достаточные 41,66
хорошие 15
очень хорошие 6,67
отличные -
затрудняюсь ответить 6,67
Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, что студенты оценивают свой уровень финансовой грамотности как достаточно высокий. Большинство из опрошенных студентов, 41,67%, оценили свой уровень знаний и навыков по финансовой грамотности как достаточный, 3,33% - «плохие знания и навыки», 15% дают оценку как «хорошим знаниям и навыкам»; еще 6,67% считают, что у них «очень хорошие знания и навыки», только 3,33% опрошенных оценивают свои знания и навыки по финансовой грамотности как «очень плохие»; и 6,67% затруднились в ответе на этот вопрос, то есть не смогли оценить свой уровень финансовой грамотности.
Далее нами был включен вопрос об источниках информации по вопросам финансовой грамотности, где в ответе можно было выбрать несколько ответов. Результаты представлены в таблице 3.
Таблица 3 - Источники информации по финансовой грамотности DOI: https://doi.Org/10.23670/IRJ.2023.133.28.3
Источники информации преподавания основ финансовой грамотности Количество ответов, %
возможность прохождения специальных курсов по месту работы или учебы 51,67
обучающие вебинары и курсы в интернете 43,33
обучающие программы по телевидению 11,67
специальные печатные издания 13,33
возможность прохождения специальных курсов по месту жительства 8,33
специальные учреждения для получения консультаций у специалистов 23,33
При необходимости получения информации о финансовых услугах студенты чаще всего называют специальные курсы по месту работы или учебы - 51,57%; 43,33% опрошенных выбрали обучающие вебинары и курсы в интернете; только 23,33% выбрали специальные учреждения для получения консультаций у специалистов; обучающие программы по телевидению выбрало 11,67%, а специальные печатные издания - 13,33%, только 8,33% указали на возможность прохождения специальных курсов по месту жительства.
Следует, что популярными источниками получения информации по существующих предметов, 10% - по месту учебы или работы, и обучающиеся вебинары и курсы в интернете (молодежи сейчас доступно все информационно-коммуникативные технологии).
Таким образом, у студентов прослеживается высокая степень интереса к получению новых знаний по финансовой грамотности. При этом необходимо отметить, что большинство студентов ответили, что у них хорошие и достаточно хорошие знания по всем компонентам финансовой грамотности. Следовательно, разрабатывая программы дисциплин экономического блока («Экономика физической культуры», «Экономика и менеджмент», «Экономика», «Экономика туризма», «Основы финансовой грамотности») необходимо формировать содержание дисциплины так, чтобы оно было направлено на поддержание данного интереса.
Далее студентам был задан вопрос, нужно ли вводить преподавание финансовой грамотности в университете и в какой форме. О необходимости изучения основ финансовой грамотности в университете заявили около половины опрошенных студентов - 41,6%; 43,33% студентов посчитали, что изучение скорее всего необходимо, а для 10% изучение вопросов по финансовой грамотности крайне важно и необходимо сейчас.
Таблица 4 - Формы изучения основ финансовой грамотности в университете DOI: https://doi.Org/10.23670/IRJ.2023.133.28.4
Формы изучения основ финансовой грамотности Количество ответов, %
включение тем в курс дисциплин «Экономика», «Экономика и менеджмент» 38,34
отдельный предмет «Основы финансовой грамотности» 30
элективные курсы 15
факультативные занятия 13,33
затрудняюсь ответить 3,33
За введение отдельного предмета высказалось 30% студентов, 38,54% предпочли бы обучаться финансовой грамотности в рамках существующих учебных дисциплин, 15% - на элективных курсах, за изучение в рамках необязательных, факультативных дисциплин высказалось только 13,33% студентов.
Таким образом, можно сделать вывод, что интерес к финансовой тематике у студентов достаточно высок, студенты заинтересованы в получении той или иной дополнительной информации. Студентам было предложено определить какие темы финансовой грамотности для них интересны более всего (рисунок 1).
Банковскиеуслуги налогообложение планирование функционированиефункционирование фондовые рынки затрудняюсь [кредиты, физическихлиц личногобюджета пенсионной страховой системы, [акции, облигации, ответить
депозиты) системы, страховые полисы ПИФы и т.п.]
пенсионные фонды
■ 18лет 19лет 20лет 21год ■ 22 года
Рисунок 1 - Гистограмма ответов обучающихся на вопрос о том, какие финансовые темы интересуют их более всего
DOI: https://doi.Org/10.23670/IRJ.2023.133.28.5
На первом месте оказались вопросы, касающиеся планирования личного бюджета, информация, касающаяся банковских услуг и фондовых рынков, менее востребованной оказались вопросы, касающиеся налогообложения физических лиц, функционирования пенсионных и страховых фондов.
Заключение
В заключение необходимо подчеркнуть, что интерес студентов к повышению своей финансовой грамотности высокий, поэтому данная компетенция должна обязательно формироваться у студентов (в рамках самостоятельной дисциплины, в рамках изучаемых дисциплин или факультатива). Данный курс должен быть обязательно практикоориентирован и нацелен на выработку навыков управления личными денежными средствами, умения пользоваться экономическими инструментами для достижения своих финансовых целей, для осуществления предпринимательской деятельности в будущем. Реализация данного курса будет способствовать развитию социально развитого, критически мыслящего, конкурентоспособного выпускника, обладающего экономическим мышлением и способного взять на себя ответственность за принимаемые решения, уметь планировать финансовые аспекты своей карьеры в будущем.
Конфликт интересов
Не указан.
Рецензия
Все статьи проходят рецензирование. Но рецензент или автор статьи предпочли не публиковать рецензию к этой статье в открытом доступе. Рецензия может быть предоставлена компетентным органам по запросу.
Conflict of Interest
None declared.
Review
All articles are peer-reviewed. But the reviewer or the author of the article chose not to publish a review of this article in the public domain. The review can be provided to the competent authorities upon request.
Список литературы / References
1. Абиева М.М. Стратегия повышения финансовой грамотности населения / М.М. Абиева, М.С. Дубаева, А.И. Межиева // Тенденции развития науки и образования. — 2021. — № 70-3. — С. 107-110.
2. Андреева Д.А. Формирование финансовой грамотности студентов среднего профессионального образования / Д.А. Андреева // Мировая наука. — 2021. — № 6(51). — С. 78-81.
3. Боброва И.А. Региональный опыт повышения финансовой грамотности школьников в условиях дополнительного образования / И.А. Боброва // Современная школа в эпоху системных преобразований: сборник научных статей по итогам научно-практической конференции (с международным участием); — Орел: Институт развития образования, 2021. — С. 65-69.
4. Дронов Р.В. Развитие финансовой грамотности населения как первой ступени финансового образования / Р.В. Дронов, Е.Е. Шарафанова // Финансовое просвещение: III всероссийская научно-практическая конференция по финансовому просвещению в России «Современные тренды и технологии просвещения и обеспечения финансовой безопасности населения» / Под общ. ред. С.А. Лочана. — М.: Ассоциация развития финансовой грамотности, 2021. — С. 96-101.
5. Зеленцова А.В. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика / А.В. Зеленцова, Е.А. Блискавка, Д.Н. Демидов. — Москва: КНОРУС; ЦИПСиР, 2012. — 112 с.
6. Игнатикова О.А. Практические аспекты повышения уровня финансовой грамотности студентов Курского электромеханического техникума / О.А. Игнатикова // Педагогический поиск. — 2021. — № 2. — С. 39-43.
7. Коваль А.Н. Финансовая грамотность населения России / А.Н. Коваль, Ю.Н. Коваль // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2022. — № 1-1(83). — С. 106-108.
8. Мальцева С.М. Обучение финансовой грамотности школьников: необходимость или причина появления людей, зависимых от денег / С.М. Мальцева, К.А. Ильина, О.А. Зиновьев и др. // Азимут научных исследований: экономика и управление. — 2021. — Т. 10. — № 2(35). — С. 229-231.
9. Официальный сайт Организации экономического сотрудничества и развития. — URL: https://www.oecdru.org (дата обращения: 25.02.23)
10. Пакова Е.Н. Практические аспекты формирования основ финансовой грамотности школьников / Е.Н. Пакова // Проблемы и перспективы развития систем оценки качества образования. Единство региональных и муниципальных механизмов управления качеством образования: сборник материалов VI межрегиональной научно-практической конференции; — Челябинск: Региональный центр оценки качества и информатизации образования, 2021. — С. 291298.
11. Российская Федерация. Законы. Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 гг. : Распоряжение Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. № 2039-р. — URL: https://base.garant.ru/71775558 (дата обращения: 25.02.23)
12. Рутковская Е.Л. Изучение различий в уровне финансовой грамотности 15-летних учащихся девяти регионов проекта министерства финансов и генеральной совокупности 15-летних учащихся России (по результатам исследования pisa-2018) / Е.Л. Рутковская, А.В. Половникова, Н.И. Колачев // Отечественная и зарубежная педагогика.
— 2021. — Т. 2. — № 5(79). — С. 78-97.
13. Стахович Л.В. Необходимость повышения финансовой грамотности молодежи как важнейший приоритет государственной политики / Л.В. Стахович // Научный образовательный портал IQ. — URL: https://iq.hse.ru/more/finance/neobhodimost-povishenia-finansovoj-gramotnosti (дата обращения: 23.02.23)
14. Уксусова М.С. Повышение финансовой грамотности молодежи как условие модернизации экономики России / М.С. Укусова // Современные научные исследования и инновации. — 2014. — № 12-2(44). — Ч. 2. — С. 181-184.
15. Фролова Е.В. Развитие финансовой грамотности молодежи в современных российских условиях / Е.В. Фролова, В.Д. Матвеева // Проблемы современного образования. — 2021. — № 3. — С. 118-129. — URL: https: //cyberleninka.ru/article/n/razvitie-finansovoy-gramotnosti-molodezhi-v-sovremennyh-rossiyskih-usloviyah (дата обращения: 25.02.23)
16. Хикматов У.С. Основы финансовой грамотности / У.С. Хикматов, М.Т. Койчуева. — Бишкек: КРСУ, 2015. — 163 с.
Список литературы на английском языке / References in English
1. Abieva M.M. Strategija povyshenija finansovoj gramotnosti naselenija [Financial Literacy Strategy] / M.M. Abieva, M.S. Dubaeva, A.I. Mezhieva // Tendencii razvitija nauki i obrazovanija [Tendencies in Science and Education]. — 2021. — № 70-3. — P. 107-110. [in Russian]
2. Andreeva D.A. Formirovanie finansovoj gramotnosti studentov srednego professional'nogo obrazovanija [Developing Financial Literacy for Secondary Vocational Students] / D.A. Andreeva // Mirovaja nauka [World Science]. — 2021. — № 6(51). — P. 78-81. [in Russian]
3. Bobrova I.A. Regional'nyj opyt povyshenija finansovoj gramotnosti shkol'nikov v uslovijah dopolnitel'nogo obrazovanija [Regional Experience of Improving Financial Literacy of Schoolchildren in Supplementary Education] / I.A. Bobrova // Sovremennaja shkola v jepohu sistemnyh preobrazovanij: sbornik nauchnyh statej po itogam nauchno-prakticheskoj konferencii (s mezhdunarodnym uchastiem) [The Modern School in the Age of Systemic Change: A Collection of Scientific Articles from the Scientific and Practical Conference (with international participation)]; — Orel: Education Development Institute, 2021. — P. 65-69. [in Russian]
4. Dronov R.V. Razvitie finansovoj gramotnosti naselenija kak pervoj stupeni finansovogo obrazovanija [Developing Financial Literacy as the First Step in Financial Education] / R.V. Dronov, E.E. Sharafanova // Finansovoe prosveshhenie: III vserossijskaja nauchno-prakticheskaja konferencija po finansovomu prosveshheniju v Rossii «Sovremennye trendy i tehnologii prosveshhenija i obespechenija finansovoj bezopasnosti naselenija» [Financial Education: III All-Russian Scientific and Practical Conference on Financial Education in Russia "Modern Trends and Technologies of Public Education and Financial Security"] / Under gen. ed. of S.A. Lochan. — M.: Association for the Development of Financial Literacy, 2021. — P. 96-101. [in Russian]
5. Zelencova A.V. Povyshenie finansovoj gramotnosti naselenija: mezhdunarodnyj opyt i rossijskaja praktika [Improving Financial Literacy: International Experience and Russian Practice] / A.V. Zelencova, E.A. Bliskavka, D.N. Demidov. — Moscow: KNORUS; CIPSiR, 2012. — 112 p. [in Russian]
6. Ignatikova O.A. Prakticheskie aspekty povyshenija urovnja finansovoj gramotnosti studentov Kurskogo jelektromehanicheskogo tehnikuma [Practical Aspects of Improving Financial Literacy for Students of the Kursk Electromechanical College] / O.A. Ignatikova // Pedagogicheskij poisk [Pedagogical Search]. — 2021. — № 2. — P. 39-43. [in Russian]
7. Koval' A.N. Finansovaja gramotnost' naselenija Rossii [Financial Literacy of the Russian Population] / A.N. Koval', Ju.N. Koval' // Jekonomika i biznes: teorija i praktika [Economics and Business: Theory and Practice]. — 2022. — № 1-1(83).
— P. 106-108. [in Russian]
8. Mal'ceva S.M. Obuchenie finansovoj gramotnosti shkol'nikov: neobhodimost' ili prichina pojavlenija ljudej, zavisimyh ot deneg [Teaching Financial Literacy to Schoolchildren: Necessity or Cause of Money Dependency] / S.M. Mal'ceva, K.A. Il'ina, O.A. Zinov'ev et al. // Azimut nauchnyh issledovanij: jekonomika i upravlenie [Research Azimuth: Economics and Management]. — 2021. — Vol. 10. — № 2(35). — P. 229-231. [in Russian]
MewdynapoduhM uayuHO-uccAedoBameAbCKuU wypnan ■ № 7 (133) • HmAb
9. Oficial'nyj sajt Organizacii jekonomicheskogo sotrudnichestva i razvitija [Official website of the Organization for Economic Co-operation and Development]. — URL: https://www.oecdru.org (accessed: 25.02.23) [in Russian]
10. Pakova E.N. Prakticheskie aspekty formirovanija osnov finansovoj gramotnosti shkol'nikov [Practical Aspects of Building the Basics of Financial Literacy for Schoolchildren] / E.N. Pakova // Problemy i perspektivy razvitija sistem ocenki kachestva obrazovanija. Edinstvo regional'nyh i municipal'nyh mehanizmov upravlenija kachestvom obrazovanija : sbornik materialov VI mezhregional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii [Problems and Prospects of Education Quality Assessment Systems Development. The Unity of Regional and Municipal Mechanisms of Education Quality Management: Proceedings of the VI Interregional Scientific and Practical Conference]; — Chelyabinsk: Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, 2021. — P. 291-298. [in Russian]
11. Rossijskaja Federacija. Zakony. Ob utverzhdenii Strategii povyshenija finansovoj gramotnosti v Rossijskoj Federacii na 2017-2023 gg. [Russian Federation. Laws. On Approval of the Strategy for Improving Financial Literacy in the Russian Federation for 2017-2023] : Rasporjazhenie Pravitel'stva RF ot 25 sentjabrja 2017 g. № 2039-r [Decree of the Government of the Russian Federation of 25 September 2017 No. 2039-r]. — URL: https://base.garant.ru/71775558 (accessed: 25.02.2023) [in Russian]
12. Rutkovskaja E.L. Izuchenie razlichij v urovne finansovoj gramotnosti 15-letnih uchashhihsja devjati regionov proekta ministerstva finansov i general'noj sovokupnosti 15-letnih uchashhihsja Rossii (po rezul'tatam issledovanija pisa-2018) [Exploring the Differences in Financial Literacy among 15-year-old Students in the Nine Ministry of Finance Project Regions and the General Population of 15-year-old Students in Russia (from the pisa-2018 survey)] / E.L. Rutkovskaja, A.V. Polovnikova, N.I. Kolachev // Otechestvennaja i zarubezhnaja pedagogika [Domestic and Foreign Pedagogy]. — 2021. — Vol. 2. — № 5(79). — P. 78-97. [in Russian]
13. Stahovich L.V. Neobhodimost' povyshenija finansovoj gramotnosti molodezhi kak vazhnejshij prioritet gosudarstvennoj politiki [The Need to Increase Financial Literacy of Young People as a Critical Public Policy Priority] / L.V. Stahovich // Science Education Portal IQ. — URL: https://iq.hse.ru/more/finance/neobhodimost-povishenia-finansovoj-gramotnosti (accessed: 23.02.23) [in Russian]
14. Uksusova M.S. Povyshenie finansovoj gramotnosti molodezhi kak uslovie modernizacii jekonomiki Rossii [Improving Young People's Financial Literacy as a Prerequisite for Modernizing Russia's Economy] / M.S. Ukusova // Sovremennye nauchnye issledovanija i innovacii [Modern Research and Innovations]. — 2014. — № 12-2(44). — Pt. 2. — P. 181-184. [in Russian]
15. Frolova E.V. Razvitie finansovoj gramotnosti molodezhi v sovremennyh rossijskih uslovijah [Developing Financial Literacy among Young People in the Current Russian Environment] / E.V. Frolova, V.D. Matveeva // Problemy sovremennogo obrazovanija [The Problems of Modern Education]. — 2021. — № 3. — P. 118-129. — URL: https: //cyberleninka.ru/article/n/razvitie-finansovoy-gramotnosti-molodezhi-v-sovremennyh-rossiyskih-usloviyah (accessed: 25.02.23) [in Russian]
16. Hikmatov U.S. Osnovy finansovoj gramotnosti [Basics of Financial Literacy] / U.S. Hikmatov, M.T. Kojchueva. — Bishkek: KRSU, 2015. — 163 p. [in Russian]