Хубецова К.А.
аспирантка кафедры международных отношений
Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова
cеверная осетия: как измерить и преодолеть бедность?
анализ уровня бедности в регионе
(на примере республики северная осетия - алания)
_Аннотация
В статье анализируется уровень бедности по региону (на примере Республики Северная Осетия - Алания). Затронуты вопросы реформирования распределительной системы, введения прогрессивной шкалы для налога на доходы физических лиц для улучшения уровня и качества жизни населения, что является основной целью социально-экономической политики и главным критерием ее эффективности.
Ключевые слова: уровень бедности, дифференциация доходов, реформирование, распределительная система, налог на доходы физических лиц, прогрессивная шкала, прожиточный минимум
Борьба с бедностью ставится в числе первоочередных направлений, обозначенных Президентом РФ Д. Медведевым в послании Федеральному Собранию в ноябре 2009 г. (2).
Измерение российской бедности основано на концепции абсолютной бедности, рассчитываемой на основании душевых доходов и прожиточного минимума (ПМ). Однако относительная бедность в стране растет. Основные меры Правительства РФ, направленные в помощь бедным гражданам, малоэффективны, в том числе повышение пенсий, минимального размера оплаты труда (МРОТ1) и т.п.
Показатели уровня бедности
По мнению А. Шевякова, директора Института социально-экономических проблем народонаселения РАН считает, что по мере экономического роста в стране относительная бедность населения не уменьшилась, а увеличилась (6). Следует согласиться с мнением А. Шевякова, согласно которому одна из проблем здесь заключается в существующей системе распределения, поскольку доходы богатых граждан связаны не с производитель-
1 Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) на момент выхода из печати этого номера составляет 4330 руб. (ст. 1 Федерального закона от 24.06.2008 № 91-ФЗ) - прим. ред.
региональная экономик
ным трудом и зарплатой, а с недвижимостью, с ростом капитализации, Поэтому ключевым вопросом является разрыв доходов между богатыми и бедными слоями населения. В данном отношении целесообразно ставить вопрос о снижении неравенства, поскольку российские граждане платят налог на доходы физических лиц одинаково (по пропорциональной шкале налогообложения). Следовательно, одним из методов выравнивания доходов является введение закона о прогрессивной шкале налогообложения, который позволил бы для всего населения страны обеспечить равенство доходов2.
Для исследования уровня бедности населения приведена таблица (см. на с. 153) показателей уровня бедности в Республике Северная Осетия-Алания, В РСО-Алания в течение 2002-2008 гг, наблюдается стабильное повышение доходов населения, С 2008 по 2009 годы доходы граждан выросли примерно в 1,2 раза и составили 11 932,9 руб, (7),
2 Примечание редакции. Заметим, что недвижимость, которая, по мнению автора, является основным источником доходов наиболее богатой части населения России, согласно российскому налоговому законодательству облагается не налогом на доходы физических лиц, установленным главой 23 Налогового кодекса РФ и взимаемым в общем случае по налоговой ставке, составляющей 13%, а налогом на имущество физических лиц, применяемым в соответствии с Законом РФ от 09,12,91 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц», Указанным законом введена прогрессивная шкала, согласно которой при значительном возрастании стоимости имущества увеличиваются и налоговые ставки, применяемые для уплаты налога, а также установлены льготы для малоимущих и социально незащищенных слоев населения,
Наиболее высокий уровень заработной платы в республике наблюдается в финансовой деятельности - 30 201,0 руб, Средняя зарплата в образовании составила 8253,2 руб, (в 2,1 раза выше уровня прожиточного минимума), в здравоохранении - 8116,9 руб, Однако остается крайне низкой заработная плата в сельском хозяйстве, На 1 июля 2009 года она составила 3825,4 руб, (на 0,4% ниже величины ПМ) (8), С 1 января 2009 года МРОТ составил 4330 рублей в месяц, В ряде российских регионов этот показатель вполне сопоставим с нынешним прожиточным минимумом на душу населения, Он везде разный, К примеру, в РСО-Алания он меньше установленной суммы (3881 руб,), Однако рост цен на товары и услуги никак не отразился на повышении уровня жизни населения РСО-Алания, Кроме того, минимальный размер оплаты труда как фактор бедности обуславливает низкие размеры пособий и пенсий,
Самый высокий уровень МРОТ в странах Евросоюза: в Люксембурге, Ирландии, Нидерландах(1610 евро, 1462 евро, 1357 евро соответственно), Например, в США МРОТ составляет 652 евро (9), Для сравнения следует отметить, что в России этот показатель - 103 евро, Получается, что это меньше, чем в США в 6,3 раза и меньше, чем в Люксембурге в 15,6 раза, А это указывает, прежде всего, на необходимость механизмов реформирования распределительной системы в России,
Помощь малоимущим гражданам
Необходимо отметить, что в течение 2002-2008 гг, уровень бедности в РСО-Алания снизился с 36,0% в 2002 г, до 11,5% в 2008 г, По данному показателю это наиболее благополучный регион в Южном федеральном округе (ЮФО)
Таблица
Основные показатели уровня бедности в Республике Северная Осетия - Алания
в 2002-2008 годы (13)
Год Показатели
Среднедушевые денежные доходы населения (в месяц), руб. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата одного работника, руб. Величина прожиточного минимума (ПМ) на душу населения, руб. в месяц, Численность населения с денежными доходами ниже величины ПМ, тыс. чел. (в % от общей численности населения) Минимальный размер оплаты труда (в среднем за год), руб. Индекс потребительских цен (декабрь к декабрю предыдущего года, %)
2002 1961,0 2446,9 1362 255,5 (36,0) 400,0 115,5
2003 2596,0 2792,6 1532 199,7 (28,1) 487,5 107,8
2004 4085,8 3457,2 1799 128,7 (18,2) 600,0 112,5
2005 4690,3 4722,3 2067 118,7 (16,8) 746,7 111,4
2006 6027,3 5918,4 2610 114,7 (16,3) 1000,0 111,1
2007 7872,1 7625,8 2908 90,7 (12,9) 1500,0 111,8
2008 10 228,8 9150,9 3480 80,8 (11,5) 2300,0 114,3
после Республики Дагестан (10,1% в 2008 г.). Здесь важно учитывать, что главным условием дальнейшего снижения бедных, как в регионах, так и в целом по стране является изменение механизма распределения по доходам, создание оптимальных условий для экономического роста. Следует также добавить, что в целом по ЮФО высокий уровень бедности населения отмечен в республиках Адыгея, Ингушетия, Калмыкия (24,7%, 27,8% и 38,4% соответственно) (10). Это указывает на социальное неблагополучие и высокие межрегиональные различия в качестве и уровне жизни населения. Несмотря на снижение, уровень бедности в РСО-Алания, как и в целом по России, намного превосходит аналогичный показатель развитых стран, Дальнейшее развитие государственной социальной помощи в республике, обозначена и в послании Главы РСО-Алания Т.Д. Мамсурова к Парламенту РСО-Алания от 30 декабря 2009 г. Это касается малообеспеченной части населения, в отношении которых пред-
седатель комитета Госдумы по труду и социальной политике А. Исаев предлагает ввести продовольственные карты для оплаты государством части расходов на питание (11). Несомненно, предлагаемые мероприятия позволят оказать существенную помощь малоимущим гражданам. Однако без наращивания доходов малоимущего населения говорить о борьбе с бедностью бесперспективно, поэтому более положительный эффект можно достигнуть другими способами, например, льготами и субсидиями.
Достойная жизнь и свободное развитие человека
Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что в РСО-Алания, как и в целом по стране, абсолютная бедность не преодолена, вследствие чего данная тема довольно актуальна. Сейчас особая значимость придается национальным проектам, направленным на повышение качества трудовых ресурсов за счет роста доходов населения.
региональная экономика
В этой связи следует напомнить, что А. Смит отмечал, что «плата за труд поощряет трудолюбие, которое, как и всякое иное человеческое свойство, развивается в соответствии с получаемым им поощрением» (12). Он полагал, что вознаграждение за труд должно быть обусловлено справедливостью и экономической целесообразностью. Поэтому необходимо обеспечить достойную заработную плату трудоспособному населению, с учетом не только прожиточного минимума, но и обеспечения воспроизводства рабочей силы, нормальных жизненных условий для работника и его семьи. Требуется также снижение неравенства населения по доходам, посредством изменения распределительной системы, и, соответственно, пропорций распределения доходов населения, сдерживаемых прогрессивными налогами. Это позволит повысить уровень и качество жизни населения и ликвидировать абсолютную бедность. Эффективность деятельности социального государства, согласно ст. 7 Конституции РФ, должна обеспечивать достойную жизнь и свободное развитие человека. В этом отношении необходимо выравнивание условий доступа к ресурсам развития в рамках национальных проектов: создание системы бесплатного образования и медицинского обслуживания для детей из бедных семей и лиц, нуждающихся в социальной поддержке. Создание в составе Министерства труда и социального развития РСО-Алания единой республиканской системы обеспечения занятости и социальной защиты населения.
Благоприятные факторы развития региона
Управленческая деятельность государства должна быть направлена на
выравнивание социально-экономического уровня развития регионов посредством распределения государственных инвестиций между регионами в зависимости от масштаба и эффективности использования в них природных ресурсов. А в отношении слаборазвитых регионов - использование трансфертов, грантов для укрепления финансовых ресурсов бюджетов регионов, отстающих в своем развитии. В частности, для снижения уровня бедности в РСО-Алания, особенно в сельских районах, нужно:
- развивать инфраструктуру;
- создать благоприятный инвестиционный климат для притока частных инвестиций, развития малого бизнеса, совершенствования систем переквалификации граждан.
При этом благоприятными факторами развития региона являются:
- перевод народного хозяйства с экстенсивного пути развития на интенсивный путь экономического роста (внедрение в рамках развития агропромышленного комплекса современных технологий в сельское хозяйство);
- водные ресурсы, большое количество минеральных источников, создающие предпосылки для развития на территории республики курортно-оз-доровительного сектора экономики восстановления уже существующих и строительство новых комплексов;
- развитие спортивно-туристской рекреационной деятельности. Эффективность проведения данных мер позволит обеспечить устойчивые темпы экономического роста и значительно снизить численность бедного населения.
Литература
1. Росстат: доля населения РФ с доходами ниже прожиточного минимума
возросла на 1,1%. // ИА «Росфинком». (Электронный ресурс). - Режим доступа: http://rosfincom.ru/news/532341.html.
2. Медведев Д. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации. // Официальный сайт Президента России. (Электронный ресурс). - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/transcripts/5979.
3. Сашин А. Между вчера и завтра. // Российская Федерация сегодня. - 2009.
- № 6. - С. 29.
4. Копышев Е.И. Новости из Белоруссии. Официальный сайт Коммунистической партии Российской Федерации. (Электронный ресурс). - Режим доступа: http://kprf.ru/international/57712.html.
5. Сальникова А. Кризис сократил пропасть между богатыми и бедными в России. // Российская газета. (Электронный ресурс). - Режим доступа: http://www.rg.ru/2009/07/31/krizis-site-anons.html.
6. Цветов П. Бедность - порок государства. // Российская Федерация сегодня.
- 2008. - № 17. - С. 49.
7. Информация для ведения мониторинга социально-экономического положе-
ния субъектов РФ в январе-августе 2009 года. - М.: Росстат. - С. 218.
8. Итоги социально-экономического развития РСО-Алания за I полугодие 2009 г // Республика Северная Осетия - Алания, Официальный портал. (Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.rso-a.ru/vlast/gov/figures/detaiL php?ID=5562.
9. Материалы Статкомитета СНГ. // Общество и экономика. - 2009. - № 7. -С. 182.
10. Статистический сборник. Регионы России. - М.: Росстат, 2009. - С. 188.
11. Платошкин А. За ценами прибавкам не угнаться. // Российская Федерация сегодня. - 2008. - № 13. - С. 14.
12. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. - М.: Наука, 1993. - С. 203.
13. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Северная Осетия - Алания. (Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://osetstat.gks.ru/.
Khubetsova K.A.
Post-graduate student, Chair of International Relations, K.L. Khetagurov North-Ossetian State University
Analysis of Poverty Level in the Region (by the Example of the Republic of North Ossetia - Alania)
_Abstract
The article examines the level of poverty in the region (by the example of the Republic of North Ossetia - Alania). The author touches upon the issues of reforming the distribution system, the introduction of a progressive scale of income tax for individuals in order to improve the level and quality of life, which is the main purpose of the social and economic policy and the main criterion for its effectiveness.
Keywords: level of poverty, income differentiation, reform, distribution system, income tax for individuals, progressive scale, cost of living
155