указывает на необходимость теоретического и практического исследования данного вопроса с целью разработки новых подходов развития физических и моральных качеств студентов, подготовки их к сдаче норм ГТО и дальнейшей трудовой деятельности.
В этой связи трудно переоценить значение силовых и гимнастических упражнений в развитии организма студентов, поскольку они способствуют комплексному силовому развитию и повышению работоспособности в целом. Регулярный контроль развития силовых качеств поможет вносить коррективы в процесс занятий, тем самым повысить качество их проведения, с использованием индивидуальных подходов к занимающимся.
Внедрение в систему Вузовского физического образования предложенного подхода развития комплексно -силовой подготовки студентов, позволит в пределах разумных средств значительно увеличить число занимающихся оздоровительной физической культурой, что поспособствует решению задач, поставленных Правительством России по оздоровлению молодежи и населения в целом.
Литература
1. Крестовников А.Н. Очерки по физиологии физических упражнений. М.: Физкультура и Спорт, 1951. С. 348.
2. Лесгафт П.Ф. Собрание педагогических сочинений / Ред. коллегия: Г.Г. Шахвердов (отв. ред.) и др. М.: Физкультура и спорт, 1951-1956. Т. 1: Руководство по физическому образованию детей школьного возраста, ч. 1. 1951. С. 10. // Научная педагогическая библиотека имени К.Д. Ушинского URL: http://elib.gnpbu.ru/text/lesgaft_sps-t1_rukovodstvo_1951/ (дата обращения: 29.04.2016).
3. Сухотский И.В. Силовая подготовка. Методическое пособие. М.: Высшая школа, 1990. С. 14.
4. Физические упражнения для моделирования круговой тренировки спортсменов в учебно-тренировочном процессе [Текст]: методические рекомендации / А.В. Шевченко, А.М. Тхазеплов, З.А. Жероков, А.Ш. Караев. Нальчик: Каб.-Балк. ун-т, 2014.
References
1. Krestovnikov A.N. Sketches on physiology of physical exercises. M.: Physical culture and Sport, 1951. P. 348.
2. Lesgoft P.F. Collection of pedagogical compositions / Editions board: G.G. Shakhverdov (executive editor), and others. M.: Physical culture and sport, 1951-1956. T. 1: Guide to physical education of children of school age, p. 1. 1951. P. 10.//Scientific pedagogical library of name K.D. Ushinsky URL: http://elib.gnpbu.ru/text/lesgaft_sps-t1_rukovodstvo_1951/ (date of the address: 4/29/2016).
3. Sukhotsky I.V. Power preparation. Methodical grant. M.: The higher school, 1990. P. 14.
4. Physical exercises for modeling of circular training of athletes in educational and training process [Text]: methodical recommendations / A.V. Shevchenko, A.M. Tkhazeplov, Z.A. Zherokov, A.Sh. Karaev. Nalchik: Kab.-Balk. university, 2014. P. 14-16.
DOI: 10.18454/IRJ.2016.47.144 Каскова М.Е.
Кандидат педагогических наук, Российский университет дружбы народов АНАЛИЗ ТРУДОВ ИТАЛЬЯНСКИХ ДИДАКТОВ ПО ВОПРОСУ УЧЕБНОЙ АВТОНОМИИ
Аннотация
Статья посвящена анализу исследований итальянских дидактов по вопросу развития основ автономии студентов. Развитие основ автономии, т.е. автономной учебной деятельности обучающегося рассматривается как цель учебной деятельности по изучению иностранного языка, как в отечественных, так и в зарубежных теоретических и практических исследованиях. Автор исследует разработки содержания понятия «учебная автономия», рассматривает влияние самостоятельной работы на развитие и становление личности обучающегося.
Ключевые слова: автономная учебная деятельность, автономия, планирование, ответственность.
Kaskova M.E.
PhD in Pedagogy, Peoples' Friendship University of Russia ANALYSIS OF THEORETICAL STUDIES OF ITALIAN DIDACTS ON THE SUBJECT OF AUTONOMOUS
LEARNING ACTIVITIES
Abstract
The article is devoted to analysis of theoretical and practical studies of Italian didacts on the subject of development of autonomy basics. The development of the foundations of autonomy, ie, autonomous learning activities in foreign language learning is considered as an objective of training activities on the study of a foreign language. The author examines the development of the concept of "learning autonomy", examines the impact of independent work on the development and identity formation of the student.
Keywords: autonomous learning activity, autonomy, planning, responsibility.
Подписав 19 сентября 2003 г. Болонскую декларацию, Россия присоединилась к единому европейскому образовательному пространству. Это событие повлекло за собой значительные изменения в системе российской высшей школе и сделало очевидной необходимость разработки новых методических моделей, схем, учебных пособий для формирования компетенций учащихся соответствующих новым условиям обучения в вузе.
Важно понимание, что европейское образовательное пространство - это спектр возможностей не только для учащихся, это поле обмена идеями, мнениями по актуальным вопросам методики преподавания ИЯ, которое
способствует обогащению опытом исследовательской работы преподавателей из европейских стран, позволяет использовать новейшие разработки и знакомит с результатами их внедрения в практику.
В настоящее время учеными европейских стран ведется большая работа по разработке схем и методик самостоятельного изучения иностранных языков. В зарубежных теоретических и практических исследованиях по данной проблематике развитие основ автономии, т.е. автономной учебной деятельности обучающегося, и независящей от преподавателя, рассматривается как цель учебной деятельности по изучению иностранного языка и как условие автоматизации обучения.
Основоположником концепции учебной автономии принято считать французского педагога C. Freinet, который ввёл понятие «autogestion» (самоуправление) в педагогическую науку и определил его как важнейшую образовательную цель. Данное понятие включает в себя, по мнению С. Freinet, такие понятия как ответственность, саморегуляция, самооценка и является отправным пунктом для развития современной идеи автономного учения.
Данные вопросы начали широко обсуждаться итальянскими учеными еще в 70-е годы прошлого века. В трудах R. Titone, G. Freddi, Paolo E. Balboni умения вести учебную деятельность в автономном режиме рассматриваются в ряду важнейших для продвижения личности по пути саморазвития и самообразования [2].
Paolo E. Balboni один из основателей кафедры методики преподавания итальянского языка Университета Сиены, профессор и директор Лингвистического центра «Progetto ITALS» Университета Cа'Foscari di Venezia рассматривает формирование компетентности учащегося в организации и управлении своей учебной деятельностью как одну из приоритетных целей обучения иностранному языку [2].
Используя термин «научиться учиться», Paolo E. Balboni подразумевает учебный процесс, в котором учащийся становится субъектом, т.е. равноправным участником, имея право на выбор индивидуальной модели поведения и осознавая свою ответственность за сделанный выбор [2].
Ученый указывает на важность базовых для развития компетентности обучающегося в организации и управлении своей учебной деятельностью следующих процессов: индукции и рефлексии.
Термин «индукция», то есть побуждение, принятие решения об инициации деятельности, означает научить наблюдать и на основе наблюдений, делать предположения и обобщения, строить гипотезы, осуществлять проверку выдвинутых предположений, производить оценку и контроль с целью внесения изменений, редактировать и создавать на основе новых правил модели поведения.
Понятие «рефлексия» или размышление над языком характеризуется
объектом, под которым понимается процесс размышления над языком, осуществляемый обучающимся под руководством преподавателя, первая задача которого научить вести его в автономном режиме;
предметом, который включает в себя размышления над правилами и механизмами функционирования языка;
моментом, в который происходит размышление над языком и который касается всего того, что было выучено, проверено, зафиксировано ранее;
способом размышления над языком, который актуализируется в открытой образовательной схеме «научиться учиться» через управление процессами и осмысление полученных результатов.
Paolo E. Balboni указывает, что осознанное управление вышеназванными процессами изучения иностранного языка, говорит о зрелости личности и о способности размышлять над собственной моделью поведения в период обучения [2].
Имеющиеся определения автономности обучающегося в области изучения иностранных языков подчеркивают прежде всего его способность и готовность взять на себя ответственность за своё учение (R. De Beni, C. Cornoldi, L. Mariani, S. Hoffman, P. Diadori, M. Palermo, D. Troncarelli и др.). В частности, S. Hoffman рассматривает автономность как готовность и способность «принять на себя ответственность за установление целей, за определение содержания и последовательности используемых способов и приемов работы, которая включает в себя также оценку достигнутого» [4].
Похожей точки зрения придерживается L. Mariani, понимая под автономностью «способность к выбору и использованию наиболее эффективных стратегий, критической рефлексии, принятию решений и независимому действию» [5].
Итальянский педагог и методист C. Cornoldi делает акцент на осознанности в выборе путей осуществления учебной деятельности и рефлексии учащегося. Важным является его замечание о том, что автономная деятельность начинается во внутреннем плане. В своих исследованиях ученый определяет этапы ее осуществления:
- сосредоточенность, концентрация и внутренний диалог,
- определение задачи,
- рассмотрение альтернатив решения,
- предположение и оценка последствий,
- выбор решения,
- контроль реализованного плана действий.
Разделяя его точку зрения, S. Hoffman выделяет следующие умения, которые, по мнению исследователя, являются базовыми:
- ориентировка в процессе учебной деятельности,
- планирование и выбор способов достижения поставленной цели,
- осознанное принятие учащимся ответственности за все аспекты своей учебной деятельности,
- рефлексия и оценка результатов своей деятельности.
По мнению S. Hoffman, можно говорить о способности обучающегося к автономному управлению своей учебной деятельностью в случае, если он принимает самостоятельное решение относительно того:
- что хочет изучать;
- каким образом собирается продолжать учебную деятельность;
- какие материалы и средства хочет использовать;
- какие стратегии (модели) хочет использовать;
- какую форму работы предпочитает;
- какой временной режим ему подходит, как использовать предоставленное время;
- какие формы контроля хочет использовать для оценки своей деятельности.
Как видно из приведенного выше анализа исследований итальянских ученых данный подход в обучении принципиально меняет всю дидактическую систему, и прежде всего систему взаимодействия преподавателя и обучающегося как субъектов учебной деятельности. Преподаватель лишь организует его учебную деятельность. В процессе самостоятельной работы обучающийся должен научиться ставить познавательные задачи, выбирать способы их решения, выполнять операции контроля за правильностью решения поставленной задачи, совершенствовать навыки применения теоретических знаний, рефлексировать весь процесс научения и осознавать свою долю ответственности.
Поэтому в новой образовательной парадигме первостепенную важность получает актуализация самой учебной деятельности и осознание обучающимся себя субъектом образовательного процесса, тесно взаимодействующего с преподавателями, консультантами, тьюторами. Вся система образовательной деятельности в настоящий момент должна быть ориентирована на личность студента и включать в себя целый спектр возможностей. А именно:
- выбор индивидуальных средств и методов обучения,
- свободу принятия решения с целью наиболее эффективного усвоения знаний и освоения своих будущих профессиональных обязанностей,
- приобретения психологического комфорта, т.е. развития и удовлетворения своих культурных, ценностных, и других ориентаций в процессе обучения.
Все вышесказанное позволяет нам рассматривать совокупность познавательных, организационных и регулятивных умений, составляющих основу учебной автономии, не только как прием установления наиболее существенных связей в период обучения, как способ приобретения новых знаний и социо-культурной ориентации, но и как качество интеллектуального развития обучающегося.
Литература
1.Каскова М.Е. Метод преподавания итальянского языка иностранным студентам по книге P.E. Balboni «Didattica dell'italiano agli stranieri»: учебно-методическое пособие - M.: РУДН, 2012. - 53 с.
2.Balboni, Paolo E. Didattica dell'italiano a stranieri: 8-а edizione - Roma: Bonacci Editore, 1994. - 160 p.
3.Cornoldi, С., De Beni, R., Imparare a studiare. Strategie, stili cognitivi, metacognizione e atteggiamenti nello studio: 2-а еdizione - Trento: Centro Studi Erickson, 2013. - 410 p.
4.Hoffman, S. L'autonomia nell'apprendimento linguistico nel corso di laurea comunicazione internazionale [Электронный ресурс] // e-journal del Dipartamento di Arti e Comunicazioni dell'Università di Palermo «Arcojournal», 07. 2004.
5.Mariani, L., Saper apprendere. Atteggiamenti, motivazioni, stili e strategie per insegnare a imparare [Электронный ресурс] 2010. Режим доступа: http://www.libreriauniversitaria.it.
References
1. Kaskova, M.E. Metod prepodavanija ital'janskogo jazyka inostrannym studentam po knige P .E. Balboni «Didattica dell'italiano agli stranieri»: uchebno-metodicheskoe posobie - M.: RUDN, 2012. - S.53.
2. Balboni, Paolo E. Didattica dell'italiano a stranieri: 8-a edizione - Roma: Bonacci Editore, 1994. - S.160.
3. Cornoldi, S., De Beni, R., Imparare a studiare. Strategie, stili cognitivi, metacognizione e atteggiamenti nello studio: 2-a edizione - Trento: Centro Studi Erickson, 2013. - S.410.
4. Hoffman, S. L'autonomia nell'apprendimento linguistico nel corso di laurea comunicazione internazionale [Jelektronnyj resurs] // e-journal del Dipartamento di Arti e Comunicazioni dellUniversità di Palermo «Arcojournal», 07. 2004.
5. Mariani, L., Saper apprendere. Atteggiamenti, motivazioni, stili e strategie per insegnare a imparare [Jelektronnyj resurs] 2010. Rezhim dostupa: http://www.libreriauniversitaria.it.