Научная статья на тему 'Анализ топографо-геодезического обеспечения природоохранной деятельности'

Анализ топографо-геодезического обеспечения природоохранной деятельности Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
259
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Ушакова Е. О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ топографо-геодезического обеспечения природоохранной деятельности»

УДК 33.528

Е.О. Ушакова

СГГ А, Новосибирск

АНАЛИЗ ТОПОГРАФО-ГЕОДЕЗИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Деятельность в области геодезии и картографии является составной частью решения экологических и природно-ресурсных задач, задач земельноимущественного комплекса, навигации, демаркации и делимитации государственной границы Российской Федерации, других задач. Результаты этой деятельности дают многократный эффект и во всех отраслях экономики.

С 1994 года Федеральная служба геодезии и картографии России осуществляет переход на цифровые методы картографирования «Прогрессивные технологии картографо-геодезического обеспечения Российской Федерации», одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 мая 1994 г. № 418. Реализация указанной программы начала осуществляться в условиях экономического кризиса, снижения финансирования топографо-геодезических работ и инвестиций в целом. Следует отметить, что невыполнение предусмотренных программой заданий обострило накопившиеся в отрасли проблемы (несоответствие системы картографо-геодезического обеспечения потребностям страны, недостаточные производственные мощности и морально устаревшее оборудование картографического производства и др.).

Кроме того, возникли новые проблемы, требующие незамедлительного решения: реализация постановления Правительства Российской Федерации от 28 июля 2000 г. № 568 о переходе с 1 июля 2002 г. при осуществлении геодезических и картографических работ на новую единую государственную систему геодезических координат 1995 года; проведение единой государственной политики в области наименований географических объектов в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О наименованиях географических объектов», создание и ведение государственного каталога географических названий; создание межотраслевой системы получения, обработки и распространения данных дистанционного зондирования Земли высокого и сверхвысокого разрешения на базе оптико-электронных методов, что позволит оперативно решать вопросы, связанные с чрезвычайными ситуациями, создание единой системы геопространственных данных; разработка и реализация механизмов формирования и использования государственного картографо-геодезического фонда.

Обеспечение потребителей современными оперативно доступными пространственными данными невозможно без внедрения автоматизированных технологий ведения топографо-геодезической и картографической изученности территорий страны, банков геодезических данных и цифровых топографических карт. Поэтому в России, как можно скорее, должна быть создана новая высокоэффективная государственная система картографо-геодезического обеспечения территории, основанная на

цифровом картографировании и применении спутниковых средств и технологий, позволяющих повысить точность, оперативность и экономическую эффективность создания и обновления топографических карт и планов.

В последние два десятилетия в нашей широкое признание получили целевые программы реализации природоохранных мероприятий, разрабатываемые на самых различных уровнях. Одна из них Федеральная целевая программа «Экология и природные ресурсы России», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2001 г. № 860. Данная программа была рассчитана на период 2002-2010 гг. и должна была реализована в два этапа. На момент утверждения программа включала 12 подпрограмм: «Минерально-сырьевые ресурсы», «Леса»,

«Водные ресурсы и водные объекты», «Водные биологические ресурсы и аквакультура», «Регулирование качества окружающей природной среды», «Отходы», «Поддержка особо охраняемых природных территорий», «Сохранение редких и исчезающих видов животных и растений», «Охрана озера Байкал и Байкальской природной территории», «Возрождение Волги», «Гидрометеорологическое обеспечение безопасной жизнедеятельности и рационального природопользования» и «Прогрессивные технологии картографо-геодезического обеспечения». Министерство природных ресурсов признало важность реализации подпрограммы «Прогрессивные технологии картографо-геодезического обеспечения» в комплексе с другими подпрограммами для решения задач экологии и рационального использования природных ресурсов страны. В проект подпрограммы программы вошли следующие блоки:

1. Построение космической геодезической сети, фундаментальной астрономо-геодезической сети и высокоточной геодезической сети (создание 700 пунктов). Перевод картографо-геодезической основы страны на новую систему геодезических координат СК-95(составление 3 000 каталогов координат пунктов государственной геодезической сети).

2. Создание системы оперативного геодезического обеспечения, создание навигационного поля в ряде районов страны: замена 350 000 пунктов классической геодезической сети спутниковой геодезической сетью СГС-1 в количестве 6 000 пунктов; топографо-геодезическое обеспечение навигационных систем путем создания 45 контрольно-корректирующих станций для относительного высокоточного определения координат, обеспечение всех видов транспорта навигационной оперативной информацией.

3. Развитие и обновление цифровых карт, включая создание сертифицированных цифровых топографических карт и планов (115 000 номенклатурных листов), создание системы оперативного геодезического обеспечения.

4. Создание и ведение государственных фондов цифровой картографогеодезической информации (61 000 информационных единиц).

5. Организация системы топографического мониторинга (постоянное обновление цифровой топографической информации о городах и других наиболее важных территориях на площади 27 000 кв. км).

6. Создание новых видов картографо-геодезической продукции на основе цифровых методов, в том числе карт повышенной информативности (1 200 номенклатурных листов).

7. Перевод картосоставительского и картоиздательского производства на единый технологический цикл с использованием средств цифрового картографирования и компьютерных технологий на 30 предприятиях и организациях Роскартографии.

8. Строительство картографической фабрики в г. Омске (250 млн. краскооттисков в год).

9. Разработка новых методов, средств и технологий создания и использования цифровых и электронных карт, формирование и ведение банков данных с целью создания автоматизированной технологии картографических работ.

10. Совершенствование технических средств и технологий картосоставительского и картоиздательского производства.

11. Проведение фундаментальных исследований по созданию теоретических и методических основ получения детальных характеристик гравитационного поля Земли и изучения движений земной коры, уточнение параметров фигуры Земли, геодинамические исследования спутниковых методов, уточненные параметры гравитационного поля и фигуры Земли.

12. Разработка государственных законодательных, нормативных и правовых актов в области геодезической и картографической деятельности.

13. Создание геодезической основы обеспечения юридического оформления государственной границы Российской Федерации (обследование, восстановление и определение координат пунктов государственной геодезической сети и сети сгущения в количестве 42 262 пунктов).

14. Обеспечение аэрофотоматериалами картографических работ на районы государственной границы Российской Федерации (на площади 70 000 кв. км).

15. Создание картографической основы обеспечения юридического оформления государственной границы Российской Федерации, обеспечение переговорного процесса (составление, подготовка к изданию и издание топографических карт масштабов 1:25 000, 1:50 000 и других материалов в количестве 754 номенклатурных листов).

16. Проведение топографического мониторинга в полосе государственной границы Российской Федерации (создание и развертывание оперативной системы топографического мониторинга, постоянное обновление государственных топографических карт масштабов 1:25 000 и 1:50 000 в количестве 754 номенклатурных листов).

17. Создание геоинформационной системы для обеспечения принятия решений по оформлению государственной границы Российской Федерации.

18. Создание банков данных и геоинформационной системы различного назначения с использованием открытой топографической информации всего масштабного ряда для обеспечения потребностей земельно-имущественного комплекса, населения, науки; подготовка и переподготовка кадров в области современных картографо-геодезических технологий, в том числе ГИС-технологий (организация курсов повышения квалификации и семинаров по изучению современных картографо-геодезических технологий).

19. Обеспечение нужд образования в картографических материалах (издание учебных карт и атласов для общеобразовательных школ в количестве 81,3 млн. экземпляров).

20. Обеспечение потребностей отраслей экономики и населения в картографической продукции (издание справочных карт и атласов, в том числе Национального атласа России).

Следует отметить, что в настоящий момент Федеральная целевая программа «Экология и природопользование» представлена комплексом всего из 5 подпрограмм, в числе которых не значится подпрограмма «Прогрессивные технологии картографо-геодезического обеспечения». Она, и еще ряд других федеральных целевых программ и подпрограмм, была закрыта из-за низкой эффективности, связанной с недостаточной степенью проработки отдельных мероприятий подпрограмм. Это не говорит о том, что государство уменьшает важность топографо-геодезического обеспечения природоохранной деятельности. Причина кроется в неотработанном механизме разработки и реализации целевых программ разных уровней, особенно федеральных.

Таким образом, топографо-геодезическое обеспечение природоохранной деятельности является задачей государственной важности. Скорость и качество решения данной задачи напрямую влияет на эффективность природоохранной деятельности страны в целом.

В декабре 2006 г., на заседании коллегии Федеральной службы геодезии и картографии с докладом «Об основных направлениях деятельности Роскартографии и плане работ на 2007 год» выступил руководитель Федерального агентства геодезии и картографии А. Бородко. В своем выступлении он обозначил основные задачи отрасли, главные функции которой касаются государственного геодезического надзора, создания и ведения федерального картографо-геодезического фонда, а также создания картографической продукции федерального назначения. По словам Бородко, в 2006 году были подготовлены изменения в законы «О геодезии и картографии» и «О географических названиях». В отрасли сформирована концепция по созданию инфраструктуры пространственных данных, подготовлена к утверждению единственная в России ФЦП «Топографогеодезическое обеспечение территории Российской Федерации на 2007-2009 годы», отработана IV подпрограмма по ФЦП «ГЛОНАСС». Также было отмечено, что проблемы использования материалов федерального картографо-геодезического фонда тесно связаны с созданием пространственных данных Российской Федерации. Решение хотя бы части

проблем топографо-геодезической отрасли принесет ощутимые результаты в проведении природоохранных мероприятий.

©Е.О. Ушакова, 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.