АНАЛИЗ ТЕОРИЙ КОНКУРЕНЦИИ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
М. В.ЛОСКУТОВА
В статье проводится исследование теорий конкуренции и конкурентоспособности. Дана характеристика различных рейтингов конкурентоспособности, являющихся источником информации о сильных и слабых сторонах более ста стран. Определены и проранжированы факторы конкурентоспособности в различных рейтингах конкурентоспособности.
Ключевые слова: теории конкуренции, конкурентоспособность национальной экономики, рейтинги конкурентоспособности.
Процессы глобализации мирового развития способствуют не только расширению интеграции, но и обострению конкуренции. Ужесточение конкурентной борьбы в этих условиях делает актуальным вопрос о конкуренции и обеспечении конкурентоспособности страны. В такой ситуации конкурентоспособность государства становится весьма значимым фактором, формирующим условия для экономического и социального развития страны.
Понятие «конкуренция» впервые сложилось в процессе формирования политической экономии и затем усложнялось в процессе экономического развития [7]. В работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) А. Смит определяет конкуренцию как внутреннее свойство человека, присущее ему по натуре, которое естественным образом проявляется в поведении людей, стремящихся к соперничеству. Заслугой А. Смита можно считать определенные им условия свободной конкуренции: а) конкуренты
должны действовать независимо, а не в сговоре;
б) число конкурентов, потенциальных или уже имеющихся, должно быть достаточным, чтобы исключить экстраординарные доходы; в) экономические единицы должны обладать приемлемым знанием о рыночных возможностях; г) должна быть свобода от социальных ограничений, чтобы действовать в соответствии с этим знанием; д) необходимо достаточно времени, чтобы направление и объем потока ресурсов стали отвечать желанию владельцев [12].
В XIX в. взгляды на теорию конкуренции получили развитие в трудах А. Курно, Ж. Дюпюи, Г. Госсена, Дж. Кэрнса, У. Джевонса, Ф. Эджуорта и др. Так, Дж. Кэрнс определил такое состояние свободной конкуренции, при котором товары обмениваются пропорционально затратам труда и
капитала на их производство. У. Джевонс предложил модель конкурентного обмена, которую затем развил Ф. Эджуорт, предложив определение совершенной конкуренции, в основе которой лежит выполнение следующих необходимых условий:
а) наличие неопределенно большого числа участников с обеих сторон рынка;
б) полное отсутствие каких-либо ограничений корыстолюбивого поведения;
в) полная делимость продаваемых участниками рынка товаров;
г) отсутствие барьеров для входа и выхода с рынка;
д) высокая мобильность факторов производства [1].
По определению классической школы, конкуренция есть соревнование ради прибыли, борьба за экономическое выживание. К. Маркс определяет конкуренцию как борьбу между предпринимателями за наиболее выгодные условия вложения капитала [12].
В XX в. теория конкуренции получила развитие в трудах Дж. Акерлофа, Дж. Б. Кларка, Дж. Коммонса, Р. Коуза, А. Маршалла, Э. Мейсона, Дж. Робинсона, Дж. Стиглера, О. Уильямсона,
Э. Чемберлина, Г. Штакельберга и др.
Теория конкуренции А. Маршалла, легла в основу экономического образования вплоть до 40-х гг. XX в. А. Маршалл обосновал, что силы спроса и предложения действуют свободно, при этом не существует объединения торговцев на обеих сторонах, каждый выступает самостоятельно, в то же время широко развертывается свободная конкуренция, т. е. покупатели беспрепятственно конкурируют с покупателями, а продавцы беспрепятственно конкурируют с продавцами. При этом он подчеркивал, что хотя каждый вы-
ступает сам за себя, осведомленность о деятельности других обычно вполне достаточна. А. Маршаллом была предложена трактовка терминов «свобода производства и предпринимательства» и «экономическая свобода». Он утверждал, что возможность свободного выбора одинаково может привести как к состязанию, так и к сотрудничеству. К аспектам совершенной конкуренции А. Маршалл относил количество участников, структуру рынка (монополия, конкуренция, олигополия), наличие барьеров входа и выхода для участников, дифференциацию продукции, ценовую дискриминацию, информированность участников рынка. А. Маршалл определил необходимость учета промежуточного состояния между монополией и конкуренцией, поскольку элемент монополии неизбежно имеется в любой конкурентной системе. В современных условиях это явление называется несовершенной конкуренцией.
Дальнейшее развитие теории конкуренции получило в трудах Дж. Робинсона «Теория несовершенной конкуренции» (1933 г.) и Э. Чемберлина «Теория монополистической конкуренции» (1934 г.).
К заслуге Дж. Робинсона принадлежит разработка параметров конкуренции. Если раньше считалось, что конкуренция - это преимущественно
В 70-х гг. XX в. начала активно развиваться теория конкурентоспособности [17]. За несколько десятилетий образовались школы теории конкурентоспособности, такие как:
- американская школа теории конкурентоспособности - М. Портер (концепция националь-
ценовая конкуренция, то Робинсон выдвигает и другие характеристики конкурентного поведения фирм - величина транспортных расходов, уровень качества продукции, особенности обслуживания клиентов, сроки кредита, репутация фирмы, роль рекламы.
Г. Хотеллингом впервые был введен в экономику термин «пространственная конкуренция». Он утверждал, что при монополистической конкуренции субъект, находящийся в положении квазимонополиста, создает свое рыночное пространство, в результате чего появляется пространственная конкуренция.
А. Пигу в середине XX в. обратил внимание на то, что система свободного рынка порождает конфликты не только между частными и общественными интересами, но также и внутри общественного интереса между выгодой текущего момента и интересами будущих поколений.
Таким образом, содержание понятия «конкуренция» усложнялось в соответствии с содержанием объективной реальности.
В современных условиях существует целый ряд определений понятия «конкуренции». В таблице 1 представлены наиболее часто встречающиеся определения термина конкуренция.
ных конкурентных преимуществ), М. Энрайт (концепция региональных кластеров);
- британская школа теории конкурентоспособности - Дж. Даннинг (эклектическая ОЛИ-парадигма), К. Фримэн (концепция техноэконо-мической парадигмы);
Таблица 1
Определения термина конкуренция
Авторы Определение
1. Г. Л. Азоев, П. С. Завьялов, Л. Ш. Лозовский, А. Г. Поршев, Б. А. Райзберг [4] Экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворения разнообразных потребностей покупателей
2. Г. Я. Киперман [9] Процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы изготовителей и поставщиков при реализации продукции, экономическое соперничество между обособленными товаропроизводителями или поставщиками товаров (услуг) за наиболее выгодные условия сбыта
3. К. Р. Макконнел, С. Л. Брю [3] Наличие на рынке большего числа независимых покупателей и продавцов и возможность для покупателей и продавцов свободно входить на рынок и покидать его
4. А. Маршалл [5] Состязание одного человека с другим, особенно при продаже или покупке чего-либо
5. И. А. Спиридонов [11] Н. И. Перцовский [6] Экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворения различных потребностей покупателей и получения наибольшей прибыли
6. Р. А. Фатхутдинов [13] Это процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для достижения победы или других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях
7. Р. А. Фатхутдинов [15] Состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке
- скандинавская школа теории конкурентоспособности - Б.-О. Лундваль и Б. Йонсон (концепция экономики обучения), Б. Асхайм (концепция региона обучения), Э. Райнерт («индекс качества» экономической деятельности);
- советская школа территориально-производственных комплексов (ТПК), в основе которой лежала идея концентрации производительных сил на определенной территории для оптимизации использования природных, трудовых ресурсов региона и комплексности развития в условиях плановой экономики [14].
В контексте исследования теории конкурентоспособности лежит процесс определения и развития понятия «конкурентоспособность». Однозначного определения конкурентоспособности, как и конкуренции, также до сих пор не принято. Наибольшее распространение в научной литературе получило определение конкурентоспособности, данное в 1987 г. в докладе президентской комиссии США по конкурентоспособности «Мировая конкуренция: новая реальность»: «Конкурентоспособность определяется тем, насколько нация может в условиях свободной и честной конкуренции производить товары и услуги, которые отвечают запросам международных рынков, одновременно сохраняя на прежнем уровне или увеличивая реальные доходы своих граждан» [18].
Всемирный экономический форум, составляющий Индекс глобальной конкурентоспособности, выделяет два уровня понятия международной конкурентоспособности. Первый уровень -способность экономики достигать постоянного экономического роста в среднесрочной и долгосрочной перспективе, которая базируется на определении детерминант комплексного процесса экономического роста и развития - макроуровень. Другое направление определяет уровень развития специфических для компаний факторов, способствующих повышению эффективности и производительности труда на микроуровне.
На Международном форуме по развитию менеджмента (2003 г.) конкурентоспособность определяется как «область экономического знания, которая анализирует факты и политику, формирующие способность нации создавать и поддерживать такую среду, которая выдерживает создание все возрастающей стоимости на своих предприятиях и все большее процветание своего народа» [19].
Европейский форум по развитию менеджмента трактует конкурентоспособность как способность предпринимателей в настоящем и в будущем производить и продавать на национальном и
мировом рынках товары, которые по цене и качеству более привлекательны, чем у иностранных или национальных конкурентов.
Европейской Консультативной группой даются следующие определения конкурентоспособности:
1) под конкурентоспособностью подразумеваются элементы производительности, эффективности и прибыльности. Они не являются конечной целью, так как это мощное средство достижения повышения жизненных стандартов и общественного благосостояния, инструмент для достижения целей. В контексте международной специализации, конкурентоспособность обеспечивает основу для повышения доходов населения не инфляционным путем, в глобальном смысле, увеличивая производительность труда и его эффективность;
2) конкурентоспособность является основой для повышения жизненного уровня населения, уничтожения бедности.
Общим для вышеприведенных определений конкурентоспособности является подход, заключающийся в том, что динамичное развитие экономики, повышение ее эффективности характеризуют страну, успешную в конкурентной борьбе, а повышение уровня жизни ее граждан является главной целью и основным критерием успеха страны в международной конкуренции. А поскольку уровень жизни граждан измерить только уровнем ВВП на душу населения нельзя, эксперты включают и такой параметр, как качество жизни в стране и другие параметры. В результате чего, количественное определение уровня сравнительной конкурентоспособности расширяется до десятков и сотен показателей.
В одном из первых комплексных исследований национальной конкурентоспособности, которое проводилось Европейским форумом по развитию менеджмента (European management forum) в 1982 г. были учтены 10 факторов, оцениваемых по целому ряду показателей (более 200). Основная часть показателей представляла собой статистические данные различных международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ, МБРР), а коэффициент весомости каждого фактора в общем уровне конкурентоспособности определялся экспертным путем, использовались итоги анкетного опроса, проводимого среди руководителей более 700 промышленных компаний из разных стран (табл. 2). На основе этого был составлен список стран, где первое место занимала наиболее конкурентоспособная страна, и соответственно последнее - наименее конкурентоспособная. В том
рейтинге призовую тройку наиболее конкурентоспособных стран ОЭСР составили Япония, Швейцария и США [16].
Таблица 2
Ранжирование факторов конкурентоспособности в рейтинге конкурентоспособности (European management forum)
В основу современных методик расчета уровня конкурентоспособности и ранжирования стран положены те же принципы. Различия проявляются лишь в наборе факторов, воздействующих на уровень конкурентоспособности страны, в оценке силы этого воздействия, т. е. уровня весомости факторов, а также в количестве определяющих их показателей и в количестве стран, включаемых в исследования.
Следует отметить, что уже довольно длительный период времени, более 25 лет, ежегодно публикуются доклады о глобальной конкурентоспособности, определяющие места стран. По мнению заведующего Центром проблем управления ИСКР АН Г. Б. Кочеткова, «сегодня многие страны вовлечены в острую борьбу за рейтинги конкурентоспособности» [2].
Всего известно около десятка различных рейтингов конкурентоспособности, являющихся источником информации о сильных и слабых сторонах более ста стран.
Относительно соизмерения конкурентоспособности - наибольшим доверием в мирохозяйственных связях пользуются глобальные индексы конкурентоспособности ОС1 и WCY (табл. 3, 4). Несмотря на экономические трудности, США остаются самой конкурентоспособной, согласно ОС1-рейтинга, страной в мире, поскольку эта страна обеспечена многими структурными особенностями, которые позволяют ей поддерживать
высокий уровень производительности экономики [10]. Эффективность национальных рынков, конкурентоспособность компаний, способность к технологическим инновациям, основанная на первоклассной системе введения инноваций, высокая мобильность рабочей силы - все это способствует высокому уровню конкурентоспособности экономики США.
Таблица 3
Глобальная конкурентоспособность экономик согласно GCI-рейтинга WEF в 2008-2009 гг.
место из 134 стран
1. США
2. Швейцария
3. Дания
4. Швеция
5. Сингапур
6. Финляндия
7. Германия
8. Нидерланды
9. Япония
10. Канада
30. Китай
50. Индия
51. Россия (+ 7)
64. Бразилия
Таблица 4
Глобальная конкурентоспособность экономик согласно WCY-рейтинга IMD в 2008 г.
Место из 55 стран
1. США
2. Сингапур
3. Гонконг
4. Швейцария
5. Люксембург
6. Дания
7. Австралия
8. Канада
9. Швеция
10. Нидерланды
17. Китай
29. Индия
47. Россия (- 4)
Россия заняла в текущем ОС1-рейтинге 51-е место, поднявшись на 7 позиций, и, по мнению экономистов ВЭФ, вошла в группу стран, вставших на путь развития экономики по инновационному сценарию. Согласно же WCY-рейтинга, заняв 47-е место, отечественная экономика, напротив, на 4 пункта ухудшила свое положение. Тем не менее, эксперты 1МБ прогнозируют для России
№ Факторы конкурентоспособности Кол-во показате- лей Коэффи- циент весомости
1. Динамизм экономики 35 14,0
2. Эффективность промышленного производства 40 14,0
3. Политика страны в отношении инноваций и нововведений 29 13,0
4. Готовность компаний и страны стимулировать торговую деятельность 36 12,5
5. Человеческие ресурсы 37 11,0
6. Социально-экономическая обстановка 21 9,0
7. Динамизм рынка 21 8,0
8. Динамизм финансовой системы 26 7,5
9. Ресурсы и инфраструктура 20 6,0
10. Роль государства 19 5,0
стабильный экономический рост, отмечая, однако, среди «национальных проблем» - высокие прибыли от продажи нефти и газа, осложняющие диверсификацию экономики, а также непрозрачность законодательства для бизнеса.
В отечественной науке также уделяется внимание исследованию теоретико-методологических проблем конкурентоспособности, в частности, по мнению заведующего Центром проблем управления ИСКР АН Г. Б. Кочеткова, «конкурентоспособность определяется как способность создавать условия, при которых отдельные личности и компании могут быть наиболее производительными, когда заработная плата и доходы на вложенные капиталы позволяют обеспечивать наивысший уровень жизни» [2].
Р. Фатхутдинов считает, что в сложившейся ситуации разнотолкований и методологической неопределенности, «необходимо стандартизовать термины в области управления конкурентоспособностью» [14], а также добавить новые, расширяющие параметры, оценки. Р. Фатхутдинов, например, предлагает ввести следующий термин: «Конкурентоспособность — это свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке» [14]. Он же, для осуществления процесса прогнозирования конкурентоспособности, предложил ввести термин «стратегическая конкурентоспособность».
Политологами предлагается другой вариант трактовки термина: «Конкурентоспособность -это способность государства и общества создавать и поддерживать такую среду, которая выдерживает конкуренцию, соперничество с другими странами во всех сферах жизнедеятельности, обеспечивает условия для повышения жизненных стандартов и общественного благосостояния, являясь значимым инструментом достижения целей личности, компании (предприятия, учреждения), общества и мощным средством реализации национально-государственных интересов» [1].
Что же касается оценки сравнительной конкурентоспособности России, то по мнению Р. Фатхутдинова, методика оценки состояния конкурентоспособности ВЭФ несовершенна:
«Критерии конкурентоспособности стран, предложенные Всемирным экономическим форумом, охватывают большинство аспектов состояния и уровня развития стран. Среди этих критериев хотелось бы видеть еще такие показатели, как качество (конкурентоспособность) товаров, эффективность использования ресурсов, износ основ-
ных фондов, качество высшего образования, инновационная активность предприятий, средняя продолжительность жизни, индекс развития человеческого потенциала, качество жизни и др.» [14].
Таким образом, существующие рейтинги конкурентоспособности носят довольно условный характер, и соответственно, под это подбираются параметры исследований.
Управление глобальной конкурентоспособностью национальной экономики предполагает специфическое для каждого государства ранжирование приоритетов его социально-экономической модернизации с учетом долговременных системных вызовов, отражающих как мировые тенденции, так и внутренние барьеры развития. К ним необходимо отнести: усиление глобальной конкуренции, охватывающей не только традиционные рынки товаров, капиталов, технологий и рабочей силы, но и системы национального управления, поддержки инноваций, развития человеческого потенциала; технологические изменения, усиливающие роль инноваций в социально- экономическом развитии и снижающие влияние многих традиционных факторов роста; возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития; исчерпание потенциала экспортно-сырьевой модели экономического развития, базирующейся на форсированном наращивании топливного и сырьевого экспорта, выпуске товаров для внутреннего потребления за счет до-загрузки производственных мощностей в условиях заниженного обменного курса рубля, низкой стоимости производственных факторов - рабочей силы, топлива, электроэнергии.
Литература
1. Алиев З. Т. Конкурентоспособность как объект научного анализа: теоретико-методологические аспекты // Вестник университета. Государственное и муниципальное управление. М., 2008. № 2(10).
2. Кочетков Г. Б. Конкурентоспособность США // США, Канада. 2007. № 10. С. 21.
3. Макконнел К. Р., Брю С. Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: в 2 т.: пер. с англ. М., 1992.
4. Маркетинг: словарь / Азоев Г. Л. [и др.]. М., 2000.
5. Маршалл А. Принципы экономической науки: пер. с англ. М., 1993. Т. 1.
6. Международный маркетинг: учеб. пособие / Н. И. Перцовский, И. А. Спиридонов, С. В. Барсукова; под ред. Н. И. Перцовского. М., 2001.
7. Микрюкова Д. А. Этапы развития неоклассической теории конкуренции // Вестник Московского университета. Сер. 6: Экономика. 2007. № 6. С. 3-10.
8. Пилипенко И. В. Конкурентоспособность стран и регионов в мировом хозяйстве: теория, опыт
малых стран Западной и Северной Европы. Смоленск, 2005. С. б9-1б1.
9. Рыночная экономика: словарь I под общ. ред. Г. Я. Кипермана. М., 1993.
10. Серяковская С. Н. Геоэкономический подход к анализу конкурентоспособности национальной экономики II Проблемы социально-экономического развития регионов России: межвуз. сб. науч. тр. Рыбинск, 2011.
11. Спиридонов И. А. Международная конкуренция и пути повышения конкурентоспособности экономики России: учеб. пособие. М., 1997.
12. Стиглер Дж. Совершенная конкуренция: исторический ракурс II Вехи экономической мысли: теория фирмы. Т. 2 I под ред. В. М. Гальперина. СПб., 1999. С. 122.
13. Фатхутдинов Р. Конкурентоспособность: Россия и мир. 1992-2015. М., 2005.
14. Фатхутдинов Р. Стратегическая конкурентоспособность и экономика России II Общество и экономика. 2003. № 1. С. 32-33.
15. Фатхутдинов Р. А. Стратегический менеджмент: учебник. М., 2001.
16. Швандар К. В. Исторический аспект развития концепции международной конкурентоспособности. M., 2005.
17. Швандар К. В. Международная конкурентоспособность: трансформация понятия, критерии оценки, практические результаты // Вестник Московского университета. Сер. 6: Экономика. 2008. № 2. С. 58-72.
18. America's competitive crisis: confronting the new reality Council of competitiveness. Washington, 1987. P. 3.
19. IMD's World Competitiveness Yearbook. 2003.
* * *
THE ANALYSIS OF THEORIES OF THE COMPETITION AND COMPETITIVENESS
M. V. Loskutova
Research of theories of competition and competitiveness is presented in article. The characteristic of various ratings of the competitiveness which are a source of the information about more than hundred strong and weak countries is given. Competitiveness factors in various ratings of competitiveness are defined and ranked.
Key words: competition theories, competitiveness of national economy, competitiveness ratings.