Анализ тенденций контрафактного товарооборота на основе практики таможенных служб мира
Е.Н. Панова*
Контрафакция и нарушение авторских прав в настоящее время достигли недопустимых пропорций. Экономическое и социальное благополучие каждой страны находится под угрозой. Развитие криминальной индустрии изменило видение обществом данной угрозы, укрепив роль мировых таможенных служб в борьбе с этим преступлением XXI в. В связи с этим Всемирная таможенная организация (ВТО) провела в 2006 г. первый анализ конфискаций контрафактной продукции в мировом масштабе.
За последние 10 лет ВТО добилась больших результатов в защите прав интеллектуальной собственности в сотрудничестве с другими международными организациями и представителями частного сектора. Эффективным ответом контрафакции как преступлению XXI в. является только целенаправленная и согласованная международная деятельность.
Тенденции, выявленные ВТО в рамках проведенного анализа, являются важными для решения двух принципиальных для борьбы с распространением контрафактной продукции задач: поиск путей оптимизации проводимых странами мер и информирование заинтересованных сторон о сложившейся ситуации.
Введение
Контрафакция и нарушение авторских прав достигли недопустимых пропорций в мире. Общество обеспокоено последствиями, которые могут быть вызваны подделкой фармацевтических и других продуктов, представляющих угрозу здоровью и безопасности людей. Экономическое и социальное благополучие каждой страны находится под угрозой. Развитие криминальной индустрии изменило видение обществом данной угрозы, укрепив роль мировых таможенных служб в борьбе с этим преступлением XXI в.
В международной системе каждый экономический агент должен осознавать ответствен-
ность и активно включаться в борьбу с этой империей мошенничества, иллюзии и обмана, подвергающей риску жизнь всех людей. Первоочередной задачей является предупреждение преступных действий мошенников и повышение осведомленности потребителя. Проблема касается каждого.
В этой связи с целью информирования потребителя и повышения его осведомленности Всемирная таможенная организация (ВТО) провела в 2006 г. первый анализ конфискаций контрафактной продукции в мировом масштабе. Анализ основан на сотрудничестве более 50 стран - членов ВТО. Для целей данного анализа принята во внимание информация только о конфискациях, проведенных в 2004 г. таможенными службами или совместными объединениями таможня/полиция или таможня/жандармерия при импорте или экспорте, или транзите в коммерческом секторе, а также в связи с расследованиями по делам против организованной преступности. Отправными пунктами и условиями, принятыми ВТО для унификации анализа являются1:
• конфискация по крайней мере 50 изделий одного и того же типа; стоимость конфискованных товаров должна составлять не менее 10 тыс. евро (основываясь на стоимости оригинальных продуктов);
• применение средних значений стоимости, поскольку по различным причинам (отсутствие данных, не произведены оценки или доступна только стоимость перепродажи) ни одна из стран не смогла предоставить сведения о стоимости конфискованных товаров.
При анализе имеющейся информации также уделялось внимание факторам, которые в дальнейшем можно считать показателями риска в борьбе таможенных служб мира с распространением контрафактной продукции. Такими факторами выступали страна происхождения/
* Панова Елена Николаевна - аспирант Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.
1 Review of the fight against counterfeiting in 2004. World Customs Organization. 2006. P. 6.
отправления и страна назначения конфискованных товаров, количество произведенных изъятий в той или иной стране, количество конфискованных товаров по секторам производства, стоимость конфискованных товаров, а также, в некоторых случаях, способы транспортировки и сокрытия контрафактной продукции, маршруты перемещения товаров, условия их изъятия (облавы на уличных рынках, транзит, досмотры багажа и транспорта). Это позволило оценить стоимость контрафактных продуктов по каждому из анализируемых секторов.
Время, когда контрафакция была связана исключительно с предметами роскоши, высокой модой, высококачественными товарами из кожи и дорогими часами, осталось в прошлом. Конечно, эта продукция все еще подделывается, и престиж брендов объясняет, почему контрафакция исторически имеет корни в секторе моды и почему она сохраняется в этом секторе по сей день. Однако контрафакция больше не ограничена только этими продуктами. За несколько лет, в результате глобализации торговли, сфера контрафактных продуктов значительно расширилась, и сейчас контрафакция присутствует во всех типах потребительских продуктов без исключений: пищевые продукты, фармацевтическая продукция, авиа- и автомобильные запасные части, парфюмерия и косметика, игры и игрушки. Вследствие распространения контрафакции, включая товары повседневного спроса, она становится вызовом и создает серьезную угрозу здоровью и безопасности каждого человека. Именно с этой точки зрения и в целях защиты потребителя следует рассмотреть явление контрафакции в различных секторах производства.
Анализ рынка контрафактной продукции
Фармацевтическая продукция
Контрафактная фармацевтическая продукция - это растущая угроза здоровью использующих ее потребителей. В Европе возросшее использование Интернета и открытие региональных границ для включения территорий, на которых обязательные для исполнения странами - членами ЕС правила контроля на границе еще не согласованы, могут повлечь развитие явления контрафакции и сделать его более широко распространенным. На мировом
уровне эта ситуация также вызывает озабоченность. Согласно оценкам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), контрафактная фармацевтическая продукция составляет увеличивающуюся долю мирового рынка, причем на африканском континенте доля поддельных товаров гораздо выше, чем где-либо.
В течение 2004 г. 7 стран сотрудничали в специфическом секторе прав интеллектуальной собственности, связанных с фармацевтикой. Только Корея и Германия произвели 66% всех конфискаций в 2004 г.
Таблетки «Виагра», конфискованные таможенными службами, проходят под разными наименованиями. Продукты, представленные или переданные в таможню, зачастую являются хорошо сделанными подделками, названными «Виагра», «Сиалис» или «Левитра», но они существуют наряду со множеством более или менее похожих наименований («Камагра», «Ка-награ», «Хамагра», «Венегра», «Эректа», «Фи-агра»). Эти продукты ввозятся из Индии или Таиланда. Приведенный перечень не является исчерпывающим. Это подтверждает изобретательность мошенников в том, что касается определения наименования известных маленьких голубых пилюль.
Большинство этих грузов (65% конфискаций) перевозятся по воздуху. Предпочтение, отдаваемое воздушному транспорту, объясняется тем, что контрабандные товары занимают совсем небольшое пространство и их легко спрятать, и при этом низки транспортные издержки.
Полученная информация свидетельствует, что Индия была страной происхождения/отправления товаров в 68% всех произведенных конфискаций. Даже если происхождение продукта не всегда легко определить, а представленная информация не всегда точна, с таким процентом Индия может считаться страной высокого риска в специфической сфере фальшивой фармацевтической продукции. В число стран высокого риска в данной сфере также входят Таиланд, Китай, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), США.
Запасные части
Контрафакция запасных частей автомобилей, самолетов и проч. не получает широкой огласки благодаря позиции самих владельцев подделываемых брендов. Однако это очень насущная и неотложная проблема.
Потенциально опасный характер контрафактных запасных частей очевиден, поскольку большинство из них являются деталями безопасности, которые должны соответствовать строгим техническим стандартам производителей машин. В действительности все части, изготовленные производителями машин или их подрядчиками, подвергаются испытаниям в соответствии со строгими спецификациями (сотни машин уничтожаются ежегодно при испытании прочности и надежности таких частей).
Большинство конфискаций в данном секторе имеют отношение к партиям запасных частей, предназначенным для продажи на европейском рынке. Был конфискован широкий ассортимент видов частей, начиная с колпаков для колес и ручек для рычагов переключения передач и заканчивая гораздо более чувствительными частями, такими как амортизаторы, фары, зеркала заднего вида и индикаторы, включая рычаги стабилизаторов, кронштейны для двигателя, водяные насосы, оси подвески и узлы управления.
Следует отметить, что данные части обычно бывают различного качества: некоторые являются довольно точными копиями подлинных моделей, тогда как другие - грубо собранными (даже если собраны из настоящих деталей) или имеющими следы ржавчины.
В большинстве случаев трудно точно определить происхождение этих контрафактных продуктов. Однако, по имеющейся информации, такие части поступали из Китая, Тайваня, Ливана, Аргентины, Бразилии, Болгарии и Турции.
Игрушки и игры
Контрафактные игрушки являются реальным риском для юных потребителей. Действительно, привлекательный медвежонок, глаза которого выскакивают при легком потягивании, плохо простроченный плюш, пропускающий набивку, куклы, теряющие свои конечности, неверно указанное требование минимального возраста ребенка - все это заслуживает особого внимания таможенных служб, поскольку напрямую влияет на здоровье и безопасность детей.
В течение 2004 г. конфисковано 39 153 983 изделий данной категории2. В Европе изыма-
лись товары, страной происхождения или отправления которых были Китай (в 69% случаев), Гонконг (9%), США - (6%), Таиланд (5%). Общая стоимость контрафактной продукции (рассчитанная на основе подлинной стоимости продукта, устанавливаемой правообладателем для продажи) составила 63 412 904 евро.
Текстильные изделия
Как уже было отмечено выше, сектор текстильных изделий является одним из наиболее подверженных контрафакции. В первую очередь от подделок пострадали наиболее известные бренды вследствие своего престижа и масштаба в индустрии моды.
Сегодня готовая дизайнерская одежда является предпочтительной целью азиатских контрафактных сетей. Во многом именно по этой причине «старая Европа», и особенно Франция, испытывает кризис в текстильной отрасли. При этом все чаще контрафактные продукты импортируются в регион или страну потенциального сбыта в несобранном виде. Затем они собираются, маркируются и упаковываются на нелегальных фабриках или цехах, что существенно усложняет их выявление. Каналы распространения хорошо известны. Они включают уличные рынки, распродажи с машин и через уличных продавцов, а также крупные магазины на главных улицах.
В 2004 г. таможенными службами разных стран конфисковано 3 123 471 текстильное изделие, что составило около 35% всех конфискаций, произведенных в указанном году в связи с нарушением прав интеллектуальной собственности. Общая стоимость конфискованных изделий достигает 232 854 763 евро. Наиболее подделываемыми видами текстильных изделий являются рубашки и платья.
В 77% случаев всех конфискаций странами происхождения/отправления выступали азиатские государства (Китай и Таиланд, в частности), а также Турция - (14%) и США (9%). Основными местами назначения для контрафактных текстильных изделий являются страны Западной Европы (60% всех конфискаций): Германия, Франция, Нидерланды, Италия и Испания, а также Польша (12%) и Республика Корея (12%).
2 Все количественные показатели представлены по данным Всемирной таможенной организации (Прим.
Обувь
В 2004 г. контрафактная обувь была изъята в количестве 804 340 пар. Общая стоимость конфискованных изделий оценена в 65 146 608 евро. Эта группа товаров включает такие виды обуви, как туфли, спортивная обувь (составляет наибольший контрафактный поток - 60%), ботинки, резиновые шлепанцы и сандалии.
Азиатские страны выступали странами происхождения/отправления в 63% случаев всех конфискаций, произведенных в обувном секторе. Китай выступал страной происхождения/отправления в более чем половине всех произведенных конфискаций и для 68% контрафакта от общего числа конфискованных товаров.
Конфискованная контрафактная обувь предназначалась, главным образом, для западно-европейского рынка (в основном Германии и Франции) и Чешской Республики.
Товары из кожи
Дорогостоящие товары из кожи - типичный контрафактный сектор, поскольку бренды, как правило, хорошо известны и престижны. Сумки, чемоданы, ремни и, в меньшей степени, рюкзаки и портфели являются наиболее ценными для мошенников видами изделий. За исключением нескольких очень высококачественных подделок, большинство продуктов, доступных на «черном» рынке, изготовлены из низкокачественных материалов с грубой прошивкой и застежками, которые не оставляют сомнений в отношении подлинности продукта.
В данном секторе за 2004 г. конфисковано 46 646 540 изделий общей стоимостью 2 332 327 евро. Сектор состоит из четырех подгрупп изделий: сумки, рюкзаки, ремни, бумажники/кошельки; при этом сумки составляют, в том числе и в 2004 г., около 70% всех произведенных конфискаций.
Германия стала первой страной по числу произведенных конфискаций (212), обогнав Республику Корея (184). Эти две страны составили более половины находок контрафакта в данном секторе. С другой стороны, азиатские страны обнаружили более чем 90% от общего количества конфискованных изделий.
Азиатские страны (особенно Китай, Корея, Таиланд и Гонконг) стали странами происхождения/отправления более чем в 71% случаев. По количеству перехваченных изделий Китай в этом секторе является лидером среди стран
происхождения/отправления контрафактных товаров. Турция также занимает высокое место с общей суммой перехваченных изделий турецкого происхождения в 17 548 шт.
Большинство партий были отправлены из Китая в Западную Европу или Корею и Японию.
Подделка очков
Сектор очков представлен исключительно контрафактными солнцезащитными очками. Очевидно, что этот сектор контрафактного товара также имеет непосредственное отношение к здоровью потребителя. Так, исследования данного вида продукции показали, что обычно используемые очки не имеют фильтрующей способности и часто могут действительно нанести вред глазам.
За 2004 г. конфисковано 268 694 пары очков. Общая стоимость конфискованных изделий достигает 34 497 620 евро.
В этом особенном секторе азиатские страны также выступают как страны происхождения/отправления (из 65% случаев всех произведенных конфискаций в 43% случаев поддельные очки поступали из Китая).
Часы
Авторитетные швейцарские специалисты оценивают ежегодный ущерб от производства контрафактных частей для часов в 100 млн евро (а только для Швейцарии - в 150 млн евро).
В 2004 г. конфисковано 319 933 пары часов, а также 14 394 частей для часов (корпуса, браслеты). Такие страны, как Италия, Люксембург, Чешская Республика, Корея, Германия, Франция, Испания, Австрия, Мальта, Нидерланды, Финляндия, Польша, произвели самое большое количество конфискаций контрафакта. 43% конфискаций произведены в секторе проверки багажа в аэропорту. Необходимо отметить, что этот способ транспортировки является удобным для изделий данного вида. В этом же году почтовый сектор (почтовая и курьерская службы) стал вторым по количеству произведенных в нем конфискаций (30%). Данный сектор является наиболее приспособленным для транспортировки товаров малого объема и высокой стоимости.
В 78% случаев страна происхождения/отправления контрафактной продукции находилась в Азии (Китай, Таиланд и Гонконг). В 17% случаев произведенных конфискаций страной
происхождения/отправления выступали США, в 5% - Чешская Республика и Китай, и в 3% -Корея.
Общая стоимость конфискованных изделий составляет 642 583 798 евро.
Ювелирные изделия/бижутерия
Современная тенденция в секторе ювелирных изделий фактически аналогична тенденции, складывающейся в секторе дорогостоящих текстильных изделий и готовой одежды. Часто стиль, упаковка и способ распространения не указывают на то, что продукт является контра-фактом.
За 2004 г. конфисковано 42 541 ювелирное изделие. Данную группу составляет широкий ассортимент контрафактных объектов: от бижутерии до традиционных ювелирных изделий из драгоценных металлов. Необходимо отметить, что только Франция конфисковала более 83% всех контрафактных изделий, задержанных в Западной Европе.
Анализ данных показывает, что Турция является страной происхождения/отправления почти в 33% случаев всех конфискаций ювелирных изделий и бижутерии, произведенных во всем мире. Так, из 25 случаев перехвата, осуществленных в Германии в 2004 г., в 15 случаях товары были произведены в Турции. В целом Турция упоминалась 18 раз как страна происхождения/отправления в данном секторе товаров, за ней следуют Китай и Республика Корея.
По количеству конфискованных изделий Китай лидирует среди стран происхождения/ отправления (62% случаев произведенных конфискаций), существенно опередив Таиланд (16%) и Республику Корея (8%).
Общая стоимость конфискованных изделий составляет 8 034 254 евро.
Парфюмерия/косметика
Риски, связанные с контрафактом косметики и парфюмерии, являются одними из наиболее значимых с точки зрения здоровья людей и сопоставимы с рисками от контрафак-та фармацевтической продукции. В лучшем случае примененные при их изготовлении приблизительные формулы могут стать причиной аллергий, в некоторых случаях даже опасных, либо ожогов или необратимых повреждений, как в случае с продуктами для отбеливания
кожи. Это также касается продуктов ежедневного использования, таких как шампуни и зубные пасты, которые могут стать источником аллергических реакций.
Сектор парфюмерии/косметики охватывает следующие виды продукции: духи, лосьоны, продукты для ухода за волосами, декоративная косметика и прочие специальные средства.
Польша возглавляет список стран, наиболее активно борющихся с подделками в данном секторе. В этот список также входят Германия, Финляндия и Франция.
Контрафактная парфюмерия составляет значительную часть мирового парфюмерного рынка. Сама парфюмерная промышленность организована десятком фирм-лидеров, главным образом французских или американских. Поскольку производство духов все еще зависит от мастера и является секретом производства, мошенникам приходится лишь имитировать внешний вид продукта, его упаковку и флакон, качество аромата остается крайне низким и лишь отдаленно напоминает аромат известного бренда. Одной из главных особенностей этого сектора является незащищенность аромата. Поэтому мошенники пытаются купить аромат оптом на мировом рынке (включая регион выращивания сырья). Флаконы и упаковка обычно изготавливаются в Тайване, а розлив осуществляется в основном в Азии или на Ближнем Востоке. Контрафактные продукты в основном продаются в местах большого скопления людей (на рынках или в метро). В результате низкокачественная контрафактная парфюмерия, не прошедшая дерматологического контроля, становится источником возникновения аллергических реакций, а также причиной нанесения другого вреда здоровью потребителей.
Контрафактная косметика - рынок, действующий параллельно с «парфюмерной цепочкой». Обычно от производителей косметики требуется соблюдение национальных или общественных предписаний по производству косметики и целенаправленному распространению продукции гарантированного качества и уровня безопасности. Изготовление же контрафактных продуктов не является объектом какого бы то ни было контроля и, соответственно, производители подвергают потребителя значительным рискам (ожоги, аллергии и т.д.).
В категорию контрафактных косметических продуктов также входят бритвы, зубные щетки, средства по уходу за телом и волоса-
ми и т.д. Например, за 2004 г. конфисковано 63 041 ед. бритв, 64 800 флаконов шампуней (произведенных в Китае и направлявшихся в Нидерланды) и 36 260 ед. зубных щеток (по пути следования Китай/Финляндия/Россия). Товары перемещались без указания, что они соответствуют требованиям, предъявляемым к косметической продукции и, таким образом, представляли реальную угрозу для потребителя.
Напитки, пищевые продукты и табак
В данную группу товаров входят алкоголь, безалкогольные напитки, пищевые продукты, табак.
В 2004 г. общее количество контрафактного алкоголя составило 37 759 л. Более половины от общего числа (или 18 480 л) конт-рафакта направлялось в Нидерланды и было конфисковано латвийской таможней. Другая конфискация, составившая более 39% от общего количества (14 928 л водки), произведена таможней Кипра. Товары пришли из Греции. На своем пути в Чешскую Республику были конфискованы 115 л водки, перехваченных польской таможней во время внутреннего контроля, и 3 тыс. л красного вина из Республики Молдова.
Большая часть партий алкоголя была ввезена из Восточной Европы и предназначалась для стран Западной Европы. Необходимо отметить, что в половине описанных случаев контрафактные товары не были спрятаны.
Контрафактными безалкогольными напитками в основном были разлитая в бутылки газированная и минеральная вода, тонизирующие напитки в банках. В 2004 г. в сумме было конфисковано 58 279 бутылок и банок таких продуктов общей стоимостью 92 542 евро.
Интересно отметить, что все партии направлялись в европейские страны, в частности в Германию. Среди многочисленных стран происхождения/отправления этих партий лидировали Иран (42%), Кения и Китай (16% и 14% соответственно).
Контрафактные пищевые продукты, изъятые за рассматриваемый период, включали разнообразные товары: кофе, чай, жевательная резинка, оливковое масло и кондитерские изделия общей массой 595 267 кг. Общая стоимость контрафактных товаров (настоящая стоимость продукта, как он продается правообладателем) была оценена в 2 687 390 евро.
Республика Корея осуществила изъятие более 90% от общего количества конфискованных товаров (или 537 600 кг).
Китай возглавил список стран происхождения/отправления продуктов (все продукты, конфискованные Корейской таможенной службой, ввозились из Китая), в котором на этот раз также дважды указывалась Россия и дважды Украина.
В 2004 г. таможенными службами было конфисковано 44 238 757 блоков контрафактных сигарет, из них 16 560 - пустых сигаретных блоков и 676 400 блоков табака для закрутки.
86% конфискованной продукции произведено в Западной Европе, за которой, по числу конфискаций, следуют страны Азии, Тихоокеанского региона и Ближнего Востока.
Необходимо отметить, что в большинстве случаев страной отправления или происхождения являлся Китай. Однако заметную роль по данному показателю также играют Польша (39% конфискаций), Россия (5%) и Литва (4%).
В 2004 г. в Польше и Литве демонтированы две нелегальные фабрики по производству сигарет.
Пунктом назначения конфискованных контрафактных сигарет в 80% случаев являлся регион Западной Европы: Германия, Нидерланды или Австрия в частности; партии грузов ввозились, главным образом, из Китая, Польши и России.
CD, DVD и видеопродукция
Данная группа товаров включает: CD-ROM, DIVX, фильмы на DVD, DVD-RW, музыкальные и аудио CD, VCD, видеопленки - пустые и с записями и другие товары (конверты для CD, упаковки и руководства для пользователей).
Наиболее часто подделываемым товаром являются фильмы на DVD (35% всех конфискаций), DVD-RW (27%) и музыкальные CD (16%). Важно отметить, что контрафактом в названных случаях выступал не только сам продукт (фильм, музыка и т.д.), но и компоненты (диски, пленки, футляры для них и т.д.).
По количеству конфискованных товаров данной группы выделяется регион Западной Европы (98%), за которым следуют Центральная и Восточная Европа (1%), Восточная и Южная Африка, Ближний Восток и СНГ.
Распространение контрафактной и «пиратской» продукции лишает правительства стран
значительных сумм доходов. Это также означает убытки в прибылях производства, подрывающие возможности последних создавать и развивать новые технологии.
Общая стоимость конфискованных товаров составила 124 024 884 евро.
Странами отправления контрафактных товаров этой группы являлись Пакистан (23% всех случаев), Китай и Малайзия. Интересно отметить тот факт, что большое количество изъятий произведено внутри стран на уличных, так называемых «вьетнамских» рынках (12% зарегистрированных случаев). Такие конфискации были произведены, главным образом, в Европе, в частности в Чешской Республике, Польше и Словакии.
Что касается выявления маршрутов перемещения товаров, то во многих случаях страной отправления или отгрузки выступала одна из стран СНГ. Также наиболее популярными маршрутами были Польша/Германия, Пакистан/Германия, Украина/Польша, Россия/Германия и Индонезия/Нидерланды.
Мобильные телефоны
Эта группа товаров включает мобильные телефоны, аксессуары, футляры к ним, а также футляры для наушников. Сектор мобильных телефонов и аксессуаров наиболее подвержен контрафакции. Причин этому много и они хорошо известны. Производители мобильных телефонов ориентируют свои инвестиции в производство в соответствии с потребностями «подростковой» группы потребителей, представители которой особенно интересуются инновациями и в наибольшей степени подвержены изменениям моды.
В 2004 г. по количеству произведенных конфискаций уверенно лидировал регион Западной Европы (96%), далее следуют Центральная и Восточная Европа (3%) и Азиатско-Тихоокеанский регион (1%). Всего за 2004 г. было изъято более 1,9 млн изделий данной группы товаров. Из них большую часть контрафактных товаров составили футляры для мобильных телефонов (свыше 1,5 млн изделий - 78%). Для сравнения, сами мобильные телефоны составили только 2%, аксессуары - 9%, аккумуляторы - 6%, прочие изделия (адаптеры, зарядные устройства и наушники) -4%. Такое процентное соотношение между контрафактными футлярами для мобильных телефонов и другими товарами этой группы
обусловлено стабильно высоким спросом молодых пользователей, нуждающихся в постоянном самоутверждении через обладание «самым модным» телефоном.
Как и во многих других секторах контрафактных товаров, Азиатско-Тихоокеанский регион является регионом происхождения/ отправления более чем в 70% случаев, за ним следуют Ближний Восток (15%), Центральная и Восточная Европа (12%). Оставшиеся 3% делят между собой Северная Африка, Западная Европа и страны СНГ. Необходимо отметить, что 62% конфискаций были произведены в стране конечного назначения и 36% - при транзите (в большинстве случаев через страны Западной Европы). Конфискации при транзите свидетельствуют о том, что таможенные службы относительно хорошо осведомлены о том, что мобильные телефоны представляют очень чувствительный сектор с достаточно высоким процентом контрафактной продукции.
Общая стоимость конфискованных товаров составила 35 259 673 евро.
Детальное изучение перечня подделываемых брендов показало, что на рынке мобильных телефонов присутствуют контрафактные телефоны не только брендов, специализирующихся на производстве собственно телефонов, но также брендов, широко известных на рынке одежды, парфюмерии и изделий из кожи класса «Люкс». Данный факт подчеркивает, что рынок мобильных телефонов также выгоден и для непрофессионалов.
Электронные устройства
В 2004 г. 91% конфискаций в мире составили электронные устройства, в частности, DVD-плееры (41%), МР3-плееры (32%) и CD-плееры (6%). Около 77% всех конфискаций произведено при импорте товаров и 21% - при транзите. Западная Европа произвела изъятие самого большого количества контрафактных изделий. В этом регионе следует выделить Германию (63%), Италию, Испанию и Бельгию. Лидирующее положение Германии связано не только с тем, что она выступает во многих случаях страной конечного назначения транспортируемых электронных приборов, но и страной, произведшей наибольшее количество конфискаций при транзите.
В 48% случаев страной происхождения/ отправления являлся Китай и еще в 29% - Гон-
конг. Общая стоимость конфискованных изделий составила 43 466 398 евро.
Компьютеры и компьютерные аксессуары (особенно картриджи для принтеров) также являются товарами, подверженными контрафакции: контрафактные картриджи составили 58% всех произведенных конфискаций товаров данной группы, жесткие диски - 29%, программное обеспечение - 10%, прочие аксессуары - 3%. Необходимо отметить, что изъятие компьютерных аксессуаров было произведено в Западной Европе и регионе Центральной и Восточной Европы. Страной происхождения и отправления этих изделий в 73% конфискаций выступал Азиатско-Тихоокеанский регион, в 14% - Ближний Восток и в 6% - СНГ. Общая стоимость конфискованных изделий составила 6 539 788 евро.
Таким образом, если на основе тенденций, выявленных в 2004 г., составить перечень наиболее часто подделываемых товарных групп в зависимости от вида контрафактных или «пиратских» изделий, то первая пятерка будет выглядеть следующим образом:
46 млн предметов роскоши в виде товаров из кожи, оцениваемых более чем в 2 биллиона евро;
44 млн блоков сигарет;
39 млн игр и игрушек;
16 млн CD и DVD;
3 млн текстильного сектора производства.
Возникает закономерный вопрос: какие политические меры на международном и национальном уровнях могут оказаться наиболее эффективными для борьбы с контрафактной продукцией, масштабы которой постоянно увеличиваются?
Возможные политические меры
За последние 10 лет ВТО добилась существенных результатов в защите прав интеллектуальной собственности в сотрудничестве с другими международными организациями и представителями частного сектора. Эффективным ответом контрафакции как преступлению XXI в. является согласованная международная деятельность.
Подтверждением правильности выбранной ВТО ориентации на развитие и совершенствование международного взаимодействия в борьбе с распространением контрафактной продукции могут послужить выводы, к которым пришла Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), изучив ситуацию, складывающуюся во внутренней и мировой торговле вследствие роста контрафакции.
ОЭСР выделила восемь ключевых аспектов3, работа над которыми привела бы к значимым результатам как на мировом, так и на национальном уровне:
1. Координирование работы, суть которой состоит в создании специализированных организаций или межведомственных рабочих групп, чья деятельность заключалась бы в администрировании и реализации на практике мер по защите прав интеллектуальной собственности.
2. Четкая политика защиты прав интеллектуальной собственности, которая должна содержать конкретные элементы, позволяющие достичь оптимальных результатов.
3. Нормотворчество и правоприменительная практика. В настоящее время законодательные акты и правоприменительная практика различных стран имеют сходство по основным вопросам, но также имеют и значительные различия, что затрудняет сотрудничество.
4. Принудительные меры. Например, создание судов, специализирующихся на правах интеллектуальной собственности, проведение рекламных кампаний с целью разрушить деятельность мошенников, внедрение в практику работы таможенных органов принципа «ex officio».
5. Международное сотрудничество, подразумевающее участие в международных форумах Всемирной торговой организации, Всемирной организации интеллектуальной собственности, в комплексных международных мероприятиях.
6. Осведомленность. Она важна и для потребителя, и для правообладателя, и для должностных лиц органов государственной власти. Осведомленность дает понимание проблемы контрафакции, ее влияния на экономику в целом и на каждого в отдельности, а также того, что могут сделать заинтересованные стороны в такой ситуации. В целях повышения осведом-
3 The economic impact of counterfeiting and piracy. Executive summary. Organization for Economic Co-operation and Development. 2007. P. 27.
ленности могут проводиться образовательные программы, выставки и т.д.
7. Оценка изменяющегося характера контрафакции. Во многих странах на постоянной основе реализуются различные схемы мониторинга и отчетности, результаты которых публикуются, а также существует практика сбора и распространения статистической информации, позволяющей глубже проанализировать ситуацию.
8. Взаимодействие с промышленным сектором, который может оказать существенную помощь органам государственной власти, поскольку правообладатели высококомпетентны в распознавании контрафактной продукции, а
также обладают информацией относительно каналов ее распространения.
В этой связи тенденции, выявленные ВТО в ходе проведенного анализа, являются важными для решения двух принципиальных для борьбы с распространением контрафактной продукции задач: поиска путей оптимизации проводимых странами мер и информирования заинтересованных сторон о сложившейся ситуации. Поскольку конфискации таможенных служб - это только верхушка айсберга, используя ее глобально в целях, предложенных ОЭСР, страны смогут усилить меры в борьбе с растущей угрозой распространения контрафактных товаров.