Анализ тенденций классификации предприятий размещения в России
Регулирование сферы российского гостиничного бизнеса подверглось значимым корректировкам в рамках нормативно-правовой основы. Анализируются тенденции классификации предприятий размещения в соответствии с внесением изменений в действующее Положение о классификации гостиниц. Говорится о необходимости повышения требований к качеству гостиничного сервиса, а также проведения процесса классификации и ответственности аккредитованных организаций
Е.В. Ползикова1
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма (КГУФКСТ),
канд. пед. наук, доцент, [email protected]
Е.Л. Заднепровская1
КГУФКСТ,
канд. экон. наук, доцент, [email protected]
индустрии гостеприимства ключевую роль играют городские объекты размещения. Из общей численности предприятий, предлагающих такие услуги и прошедших классификацию, 40,2 % приходится на гостиницы, находящиеся в городах, 15,8 % составляют хосте-лы, мини-отели — 13,6 %. Отметим, что классификация гостиниц — это не простая формальность, а обязательное условие функционирования: без официально полученной категории объекты размещения не имеют права принимать гостей. На рис. 1 представлена структура классифицированных коллективных средств размещения по категориям в России [10].
Краснодарский край выделяется как наиболее значимый регион в контексте распределения средств размещения, с долей 17,1 % от общего числа го-
стиничных комплексов, домов отдыха и прочих учреждений для пребывания путешественников. Примечательно, что следующей в списке идет Москва, которая существенно уступает, с показателем 5,9 %, и размещается на второй ступени по численности классифицированных объектов для размещения внутри страны (см. рис. 2).
Следует отметить, что общественное доверие к классификации отелей по звездам заметно снизилось. Исследование, проведенное Роскачеством в мае 2024 года, показало, что большинство опрошенных (63 %) призналось: звездность отеля не играет для них никакой роли при выборе места пребывания. Почти 38 % участников опроса выразили мнение, что реальное качество услуг в отелях не всегда соответствует заявленной звездности [8].
1 доцент кафедры туризма и гостеприимства, г. Краснодар, Россия
Для цитирования: Ползикова Е.В., Заднепровская Е.Л. Анализ тенденций классификации предприятий размещения в России // Компетентность / Competency (Russia). — 2025. — № 1. DOI: 10.24412/1993-8780-2025-1-48-53
ключевые слова
классификация, услуги размещения, средства размещения, законопроект, аккредитация
Отель (городской) Загородный отель Хостел Мини-отель База отдыха 6,5 % Санаторий | 3,7 % Мотель 2,6 %
Комплекс 1 о % апартаментов '
Апарт-отель | 1,0 %
40,2 %
15,8 % 15,4 % 13,6 %
Глэмпинг Гостевой дом Кемпинг
0,1 % 0,1 % 0,1 %
Без звезд
Три звезды
Две звезды
Четыре звезды
10,5 %
Одна звезда 2,8 %
Пять звезд 1,5 %
в % от кол-ва объектов
Рис. 1. Структура коллективных средств размещения в России (только классифицированные) по видам объектов и по присвоенным категориям звезд (Росаккредитация) [The structure of collective accommodation facilities in Russia (classified only) by type of facilities and by assigned star categories (Rosaccreditation)]
%
В соответствии с требованиями, изложенными в постановлении Правительства РФ от 18.11.2020 № 1860 «Об утверждении Положения о классификации гостиниц» (с изменениями от 8 мая 2024 года), российским отелям присваивают звезды аккредитованные организации, специализирующиеся по этой задаче. После успешной оценки отели вносятся в официальный список, в котором 26 210 гостиниц, удовлетворяющих установленным требованиям [6].
Учреждения, получившие право на выполнение классификации предприятий размещения, должны строго придерживаться инструкций, указанных в данном постановлении. В процессе оценки специалист определяет тип гостиницы (городская, загородный отель, пансионат, апарт-отель, мотель, хостел и т.д.) и категории номеров (их 10 разновидностей, разбитых на две большие группы: номера высшей категории и стандартные).
Оценка объекта размещения строится на подтверждении наличия обязательных требований и балльной оценке дополнительных критериев [7]. Чтобы отель был признан соответствующим уровню, например, «3 звезды», он должен не только удовлетворять всем необходимым критериям, но и набрать достаточное количество баллов, равное или превышающее установленный минимум для данной категории [9]. В работу специалиста входит заполнение пяти различных протоколов, разделенных на категории, с общей оценкой гостиницы (два протокола), оценкой условий проживания (также два протокола), а в последнем, пятом рассматривается подготовка сотрудников. При оценке отеля учитывается ряд ключевых аспектов, начиная с самого здания и окружающей его территории и заканчивая оснащенностью техническими устройствами. Особое внимание уделяется требованиям к ассортименту и качеству номерного фонда, включая доступность и разнообразие услуг питания, а также к пространству, где эти услуги предоставляются. Не менее важны состав и профессиональные
Краснодарский край 17,1 %
г. Москва 5,9 %
Республика Крым 5,2 %
Московская область 3,6 %
г. Санкт-Петербург 3,2 %
Тюменская область 2,2 %
Республика Татарстан 2,1 %
Приморский край 2,0 %
Ростовская область 2,0 %
Республика Башкортостан 1,9 %
Свердловская область 1,8 %
Ставропольский край 1,8 %
Челябинская область 1,8 %
Алтайский край 1,7 %
Нижегородская область 1,7 %
Республика Бурятия 1,6 %
Самарская область 1,6 %
Иркутская область 1,5 %
Пермский край 1,5 % Красноярский край ■ 1,5 % !в % от кол-ва объектов
качества персонала, внешний вид сотрудников, эффективность процессов обслуживания, чистота и доступность санитарных зон для гостей. Таким образом, учет всех этих элементов способствует всесторонней оценке качества услуг отеля [1].
Чтобы процесс классификации гостиниц был честным и прозрачным, существует несколько важных правил: процедуру выполняют аккредитованные агентства, которым официально разрешено заниматься данной деятельностью, при участии представителя заказчика. Эксперт принимает меры предосторожности, осуществляя фотографирование объектов с одновременным указанием местоположения и времени для обеспечения дополнительной защиты. Следует отметить, что таких мер недостаточно. Несмотря на объективность отзывов гостей, они не учитываются при присвоении звездности гостиницы [3]. В процедуре классификации экспертом используется лишь лазерная рулетка. Этот
Рис. 2. Структура средств размещения России по регионам, в % от количества классифицированных объектов
(источник: Росстат) [The structure of accommodation facilities of Russia by region, in % of the number of classified facilities (source: Rosstat)]
Классификация гостиниц — это обязательное условие функционирования: без официально полученной категории объекты размещения не имеют права принимать гостей
инструмент эксперты могут применить для проверки точности указанных размеров номеров в случае возникновения сомнений. Процесс оценки предприятия размещения начинается с изучения предоставленных документов. Затем следует осмотр объекта, включая фото-или видеосъемку, опросы и диалоги с работниками гостиницы. Финальным этапом является обработка и анализ собранной информации.
Обновление и корректировка норм, связанных с классификацией гостиничных предприятий, происходит каждые три-четыре года. Отметим, что при корректировке акцент делается не на кардинальном пересмотре существующей системы, а на исправлении недоработок и ошибок, найденных в предыдущих выпусках стандартов [2].
Уделим внимание ключевым направлениям развития в сфере гостеприимства, влияние которых может затронуть методы классификации. Приведем изменения, предложенные в проект закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»:
1. Расширение классификации. Все объекты, предлагающие временное проживание для путешественников, обязаны пройти процедуру классификации. Однако такие объекты размещения, как детские лагеря, места религиозного назначения и агроту-ристические объекты ферм, не включаются в этот список. Обновленный перечень всех объектов, получивших определенную категорию, будет доступен в специализированном реестре, который касается классификации в области туризма. Также планируется ввести категоризацию для таких видов раз-
мещения, как глэмпинг и модульные отели.
2. В результате классификации объектов туристской индустрии информация о них будет занесена в специализированный реестр. Прекращается практика выдачи физических сертификатов, подтверждающих классификацию. Осуществление деятельности в сфере туризма без включения в данный единый список станет недопустимым.
3. Процесс классификации предполагает выполнение двух ключевых шагов. Вначале проходит самостоятельная проверка отельеров на соответствие их предприятия той или иной категории, результаты которой служат основанием для добавления в официальный реестр классифицированных средств размещения. Затем следует этап анализа квалифицированными специалистами из аккредитованной организации на соответствие предприятия заявленной категории, затем итоги этого анализа регистрируются в общедоступной базе данных.
4. Ужесточить критерии для организаций и специалистов, прошедших аккредитацию. Ввести в эксплуатацию систему учета, где будут фигурировать все учреждения, получившие аккредитацию в разделе туризма, согласно категоризации объектов.
5. Необходимо, чтобы предприниматели предоставляли клиентам информацию о номере регистрации их объекта размещения, указывая его тип или категорию в соответствующем официальном списке.
6. Местным органам власти предполагается передать ответственность за проведение местного государственного контроля. Этот процесс включает учет в общедоступном справочнике, проверку соответствия требованиям, зависящим от типа предприятия, а также точности информации о размещаемых объектах, опубликованной в рекламных материалах. Агрегаторам информации, занимающимся предоставлением данных о различных услугах по размещению, предписывается не только обеспечивать пользователям
доступ к сведениям о регистрационном номере объекта размещения в соответствующем реестре, но и подтверждать правдивость такой информации. Контроль на уровне субъектов Российской Федерации предусматривает надзор за тем, как эти требования соблюдаются, включая проверку наличия объектов в реестре и соответствия заявленных услуг реальному состоянию.
В предложенном проекте закона устанавливается, что аккредитация организаций, которые занимаются классификацией различных объектов в туристической индустрии, может быть аннулирована. Одной из основных причин для отзыва аккредитации указывается повторное нарушение — более четырех случаев — установленных требований и правил во время классификации предприятий размещения, горнолыжных трасс и пляжей. Организации, лишенные аккредитации за упомянутые нарушения, получают возможность подать заявку на ее восстановление с целью классификации туристических объектов, но не раньше чем через два года после даты аннулирования предыдущей аккредитации. В законе не предусмотрено никаких штрафов и наказаний, то есть недобросовестный орган по сертификации может просто продолжить свою работу спустя 2 года [5].
Нормативные акты предполагают внедрение мер контрольного характера, которые охватывают не только пляжи и горнолыжные трассы. Отсутствие информации о пляжах, местах для катания на лыжах и возможностях размещения в официальном государственном списке приведет к применению мер юридической ответственности, включающей штрафы с возможностью их последующего взыскания согласно действующим нормам Кодекса об административных правонарушениях. Если качество услуг гостиницы не соответствует обещанному уровню звезд, гости имеют законное право на возмещение в соответствии со статьей 29 Федерального закона «О защите прав потребителей» Российской Федерации, что включает в себя право
на бесплатное исправление недочетов, снижение стоимости услуг или полный отказ от услуг с возвратом уплаченных средств, если недостатки не будут исправлены в согласованный срок. В дополнение к этому, в случае недовольства качеством обслуживания, гости могут обратиться в Роспотребнадзор, отправив электронное письмо с жалобой [11].
Например, в случае с туристическим объектом «ЛОТТЕ Отель Владивосток», которому была присвоена категория «пять звезд», возникли определенные вопросы касательно его соответствия высокому статусу. Эти вопросы вынесла на рассмотрение комиссия по апелляциям, работающая в рамках Федеральной службы по аккредитации. Данная ситуация подчеркивает, насколько важно, чтобы каждый участник процесса классификации осознавал свою ответственность. Данный отель, принадлежащий южнокорейской фирме LOTTE, ранее был удостоен звания пятизвездочного заведения по оценке официально признанной организации, которая имеет право на осуществление классификации, — «Приморского центра сертификации». Отметим, что данная организация потеряла свою аккредитацию по решению Минэкономразвития РФ за обнаруженные нарушения в марте 2023 года. Впоследствии отель получил новый сертификат, выданный организацией с похожим наименованием, однако с отличающимися юридическими данными. Тем не менее, посетители оставляли отрицательные отзывы, указывая на изношенность мебели, повреждения на элементах сантехники, наличие дефектов в постельном белье, плесень в ванных комнатах, неудовлетворительное состояние дорог в районе парковки и подачу воды ненадлежащего качества.
Проведенное контрольно-ревизионным органом аудиторской проверки высокого уровня — апелляционной комиссией Федеральной службы по аккредитации (ФСА) исследование выявило глубокие несоответствия в претендующем на пятизвездочный
Существующие механизмы законодательного надзора неосуществимы в практическом применении, поскольку и аккредитованные организации, и их эксперты не испытывают реальных последствий за некачественное выполнение своих обязательств
статус отеле по двум ключевым аспектам: безопасности и качеству предоставляемых услуг. Выявленные многочисленные нарушения, затрагивающие как правила пожарной, так и общей производственной безопасности, создают серьезные угрозы для здоровья и благополучия гостей и персонала заведения. Кроме того, уровень услуг несопоставим с заявленным пятизвездным стандартом, что обрисовало реальную картину существующего несоответствия между ожиданиями и действительностью. Информация об этих недочетах была направлена организации, ответственной за выдачу соответствующих сертификатов качества и безопасности [3].
В результате проведенного анализа рынка путешествий констатируется рост интереса к внутреннему туризму, что влечет за собой рост спроса на услуги отелей со стороны российских путешественников. В ответ на увеличение запросов на качественное размещение, классификация гостиничных услуг выступает ключевым методом обеспечения стандартов качества. Система классификации сталкивается с проблемами, связанными с низкими требованиями для получения разрешения на ведение деятельности, что позволяет многим участникам рынка легко входить в сферу предоставления гостиничных услуг без значительных усилий. Кроме того, существующие механизмы законодательного надзора неосуществимы в практическом применении, поскольку и аккредитованные организации, и их эксперты не испытывают реальных последствий за некачественное выполнение своих обязательств, несмотря на наличие в законе предусмотренных механизмов контроля [4]. Считаем, что практический опыт классификации объектов размещения с учетом ныне действующих требований позволит в недалеком будущем пересмотреть отдельные положения и нормы. ■
Статья поступила в редакцию 29.08.2024
Список литературы
1. Арсений Р.М. // Научный вестник МГИИТ. — 2018. — № 6(56).
2. Гареев Р.Р. // Молодой ученый. — 2013. — № 5.
3. Духовная Л.Л. // Сервис в России и за рубежом. — 2024. — Т. 11. — № 1(71).
4. Духовная Л.Л., Никольская Е.Ю., Галкин Д.В. // Сервис в России и за рубежом. — 2021. — Т. 15. — № 1.
5. Законопроект № 674018-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»; https://sozd.duma.gov.ru/bill/674018-8?ysclid=lzpb5hnxnd580745488.
6. Корнеев А.А., Руднева М.Я., Шиянова А.М. // Сервис в России и за рубежом. — 2016. — Т. 10. — № 2(63).
7. Краснова Е.А., Маврина Н.Ф. Международный опыт классификации гостиниц и иных средств размещения / VI Межд. науч.-практ. конф.: Гуманитарные технологии в современном мире. — 2018.
8. Лукашик К.С., Шумакова Е.В. Субъективная сторона обязательной классификации гостиниц и других средств размещения / VI Межд. науч.-практ. конф. преподавателей, докторантов, аспирантов и студентов: Современный гостинично-ресторанный бизнес: экономика и менеджмент. — Симферополь, 2020.
9. Никольская Е.Ю., Басем А. Актуальные проблемы классификации гостиниц и других средств размещения в России / Межд. науч.-практ. конф.: Общество, наука и инновации. — 2015.
10. Пушкина М.С., Пасько О.В. // Индустрия туризма: возможности, приоритеты, проблемы и перспективы. — 2024. — Т. 14. — № 2.
11. Харченко Ю.В., Шенкарь Т.Т. Анализ различных систем классификации средств размещения / VII Межд. науч.-практ. конф.: Научное и образовательное пространство: перспективы развития. — 2018.
Kompetentnost / Competency (Russia) 1 /2025
ISSN 1993-8780. DOI: 10.24412/1993-8780-2025-1-48-53
Analysis of Trends of the Placement Enterprises Classification in Russia
E.V. Polzikova1, Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism (KSUPCST), Assoc. Prof. PhD (Ped.) [email protected]
E.L. Zadneprovskaya1, KSUPCST, Assoc. Prof. PhD (Ec.), [email protected]
1 Associate Professor of Tourism and Hospitality Department, Krasnodar, Russia
Citation: Polzikova E.V., Zadneprovskaya E.L. Analysis of Trends of the Placement Enterprises Classification in Russia, Kompetentnost'/ Competency (Russia), 2025, no. 1, pp. 48-53. DOI: 10.24412/1993-8780-2025-1-48-53
key words
classification, accommodation services, accommodation facilities, draft law, accreditation
References
In light of the ever-increasing interest in traveling in Russia, special attention is now being focused on improving the quality of services provided by accommodation enterprises. Recently, the regulation of the hotel business in Russia has undergone many significant adjustments within the framework of the regulatory framework. The article we have analyzed the trends in the classification of accommodation enterprises in accordance with the amendments to the current Regulation on the hotels' classification. There is a certain tendency to increase the requirements for hotels in terms of the classification process and reduce the responsibility of accredited organizations that carry out this procedure. This fact, we think, will lead to a situation where the quality of hotel service may deteriorate, and, in turn, may lead to a weakening of the confidence of both domestic and foreign tourists in the hotel business in Russia.
1. Arseniy R.M., Nauchnyy vestnik MGIIT, 2018, no. 6(56), pp. 54-59.
2. Gareev R.R., Molodoy uchenyy, 2013, no. 5, pp. 850-853.
3. Dukhovnaya L.L., Servis v Rossii iza rubezhom, 2024, vol. 11, no. 1(71), pp. 17-28.
4. Dukhovnaya L.L., Nikol'skaya E.Yu., Galkin D.V., Servis v Rossii i za rubezhom, 2021, vol. 15, no. 1, pp. 70-80.
5. Draft Law N 674018-8 On amendments to the Federal Law On the basics of tourism activities in the Russian Federation; https://sozd. duma.gov.ru/bill/674018-8?ysclid=lzpb5hnxnd580745488.
6. Korneev A.A., Rudneva M.Ya., Shiyanova A.M., Servis v Rossii i za rubezhom, 2016, vol. 10, no. 2(63), pp. 164-172.
7. Krasnova E.A., Mavrina N.F. International experience in the classification of hotels and other accommodation facilities, VI Int. sc. and pract. conf.: Humanitarian technologies in the modern world, 2018, pp. 238-240.
8. Lukashik K.S., Shumakova E.V. The subjective side of the mandatory classification of hotels and other accommodation facilities, VI Int. sc. and pract. conf. of teachers, doctoral students, graduate students and students: Modern hotel and restaurant business: economics and management, Simferopol', 2020, pp. 63-66.
9. Nikol'skaya E.Yu., Basem A. Actual problems of classification of hotels and other accommodation facilities in Russia, Int. sc. and pract. conf.: Society, science and innovation, 2015, pp. 142-149.
10. Pushkina M.S., Pas'ko O.V., Industriya turizma: vozmozhnosti, prioritety, problemy iperspektivy, 2024, vol. 14, no. 2, pp. 68-74.
11. Kharchenko Yu.V., Shenkar' T.T. Analysis of various classification systems for accommodation facilities, VII Int. sc. and pract. conf.: Scientific and educational space: development prospects, 2018, pp. 16-19.
НОВАЯ КНИГА
Лепявко А.П.
Газовые хроматографы
Конспект лекций. — М.: АСМС, 2025
Приведена классификация методов, последовательно рассмотрен механизм хроматографическо-го разделения, а также методы градуирования и поверки хроматографов. Описана схема газового хроматографа, основные характеристики элементов этих хроматографов: газа-носителя, дозаторов, хроматографических колонок, термостатов, детекторов. Даются понятия качественного и количественного хроматографического анализа, рассматриваются особенности нормирования метрологических характеристик.
Конспект лекций соответствует учебной программе специализации «Поверка и калибровка средств физико-химических измерений». Предназначен для слушателей АСМС, повышающих квалификацию на кафедре «Теплотехнические измерения».
По вопросам приобретения обращайтесь по адресу: Академия стандартизации, метрологии и сертификации (АСМС), 109443, Москва, Волгоградский пр-т, 90, корп. 1. Тел. / факс: 8 (499) 742 4643. Факс: 8 (499) 742 5241. E-mail: [email protected]