Научная статья на тему 'Анализ технико-тактического арсенала соревновательной деятельности ведущих спортсменов-рукопашников'

Анализ технико-тактического арсенала соревновательной деятельности ведущих спортсменов-рукопашников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
228
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Климов К. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ технико-тактического арсенала соревновательной деятельности ведущих спортсменов-рукопашников»

женщины, занимающейся шейпингом, что обусловлено ориентированностью общественного сознания на здоровый образ жизни.

2. При формировании имиджа женщин, занимающихся шейпингом, зафиксированы изменения всех элементов структуры самосознания: Я-

концепции, или «реального Я», «идеального Я», «образа себя для других», а также «образа Я у других», при этом выяснилось, что самым устойчивым среди них является Я-концепция.

АНАЛИЗ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОГО АРСЕНАЛА СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЕДУЩИХ СПОРТСМЕНОВ-РУКОПАШНИКОВ

К. В. Климов

Введение. В последние 20-30 лет в развитии спортивных единоборств намечается тенденция к интеграции и универсализации, что привело к созданию новых видов единоборств и преобразованию уже существующих. В России и за рубежом стали очень популярны, особенно среди молодежи, так называемые, «смешанные» или «комплексные» единоборства, в которых используется технический арсенал как ударных (удары руками и ногами из бокса, кик-боксинга, тайского бокса, каратэ, тхэквондо), так и борцовских технических действий (всевозможные броски и болевые приемы из самбо, дзюдо, греко-римской и вольной борьбы). Это - различные версии рукопашного боя, русский (универсальный) бой, ушу-саньда, спортивно-боевое самбо, панкратион, спортивно-прикладное каратэ, джиу-джитсу, микс-файт, дайдо-джуку каратэ (КУ-ДО). По ним проводятся региональные, всероссийские и международные турниры как среди взрослых спортсменов, так и среди юношей и юниоров. Большинство из названных видов единоборств включены в Единую всероссийскую спортивную классификацию и развиваются аккредитованными в РОССПОРТе общероссийскими федерациями. На наш взгляд, их развитие в существенной мере сдерживается отсутствием учебных программ по различным видам комплексных единоборств для детей и юношей. А это, в свою очередь, обусловлено отсутствием научно-обоснованных методик обучения и тренировки в этой группе единоборств.

Целями проведенной серии исследований были обобщение и систематизация передового отечественного опыта подготовки в видах комплексных единоборств на основе изучения соревновательной деятельности ведущих спортсменов - представителей рукопашного боя России.

Методы: Видеосъемка, хронометрирование и стенографирование соревновательных поединков, экспертная оценка, анализ и систематизация объема и групп приемов соревновательной техники ведущих спортсменов, статистическая обработка материалов.

Результаты и их обсуждение. Нами изучен технический арсенал и индивидуальная тактическая манера ведения боя финалистов XIV чемпионата Вооруженных Сил РФ по армейскому рукопашному бою (табл. 1).

Таблица 1

Технический арсенал финальных поединков победителей и призеров XIV чемпионата ВС РФ по армейскому рукопашному бою - 2004

№ п/п Ф.И.\ разряд \ Занятое место о « « « ё Кол-во чистых побед Технический арсенал Манера ведения боя

Весовая категория до 60 кг

1. Б. Д.\ МС \ 1 6 0 Удары руками - 34 (НК) Удары ногами - 8 Броски - 4 Преимущественно «ударник»

2. О. А. \ МС \ 2 6 1 (2НК) Удары руками - 15 Удары ногами - 10 Броски - 8 «Универсал» с акцентом на удары

3. Г. Т. \ МС\ 3 5 1 (БП) Удары руками - 3 Удары ногами - 5 Броски - 12 Преимущественно «борец»

Весовая категория до 65 кг

4. К. А. \ МС \ 1 5 0 Удары руками - 13 Удары ногами - 10 Броски - 6 «Универсал» с акцентом на удары

5. З. А. \ МС\ 2 5 0 Удары руками - 5 Удары ногами - 8 Броски - 10 «Универсал» с акцентом на борьбу

6. Д. А. \ МС \ 3 5 0 Удары руками - 14 Удары ногами - 7 Броски - 12 «Универсал» с акцентом на удары

Весовая категория до 70 кг

7. И. И. \ МС \ 1 5 0 Удары руками - 4 Удары ногами - 3 Броски - 17 Преимущественно «борец»

8. Я. Д. \МС \ 2 4 0 Удары руками - 2 Удары ногами - 9 Броски - 13 «Универсал» с акцентом на борьбу

9. Г. М. \ МС\ 3 5 0 Удары руками - 8 Удары ногами - 4 Броски - 11 «Универсал»

Весовая категория до 75 кг

10. Г. А. \ МС \ 1 6 0 Удары руками - 6 Удары ногами - 5 Броски - 19 Преимущественно «борец»

11. Н. А. \ МС \ 2 4 1 Удары руками - 7 Удары ногами - 2 Броски - 4 «Универсал» с акцентом на удары

12. И. М. \ МС \ 3 6 1 (2НК) Удары руками - 9 Удары ногами - 7 Броски - 5 «Универсал» с акцентом на удары

Весовая категория до 80 кг

13. К. Б. \ МС\ 1 5 0 Удары руками - 4 Удары ногами - 9 Броски - 16 «Универсал» с акцентом на борьбу

14. Р. И. \ МС \ 2 5 1 (БП) Удары руками - 15 Удары ногами - 6 Броски - 9 «Универсал» с акцентом на удары

15. Ш. Я. \ МС \ 3 4 1 (БП) Удары руками - 15 Удары ногами - 5 Броски - 6 «Универсал» с акцентом на удары

Весовая категория до 85 кг

16. £ . 1 5 1 Удары руками - 14 (2НК) Удары ногами - 10, Броски - 9 «Универсал» с акцентом на удары

17. З. М. \ МС \ 2 5 2 (БП) Удары руками - 5 Удары ногами - 5 Броски - 18 Преимущественно «борец»

18. 3 6 1 Удары руками - 16 (НК) Удары ногами - 9 Броски - 26 «Универсал»

Весовая категория свыше 85 кг

19. К. Д. \МС \ 1 5 2 Удары руками - 22 (2НК) Удары ногами - 6 (НК) Броски - 2 Преимущественно «ударник»

20. Т. А. \ МС \ 2 5 1 Удары руками - 16 (2НК) Удары ногами - 0 Броски - 8 «Универсал» с акцентом на удары

21. А. С. \ МС \ 3 4 1 (НКТ) Удары руками - 8 (НКТ) Удары ногами - 6 Броски - 2 Преимущественно «ударник»

В ходе наблюдений и экспертной оценки не выявлено ни одного «борца» или «ударника» в чистом виде. По манере ведения боя вся группа ведущих спортсменов достаточно точно делится на три подгруппы: а) преимущественно «ударник» с преобладанием в арсенале ударной техники, б) преимущественно «борец» с преобладанием техники бросков, в) «универсал» с наиболее сбалансированным и широким арсеналом технических действий. В ходе исследования мы также выдели дополнительно к «универсалу» еще два типа спортсменов: «универсал» с акцентом на борьбу, «универсал» с акцентом на удары. В целом, из числа 21 победителя и призера чемпионата Вооруженных Сил эксперты определили 3 преимущественно «ударника», 4 преимущественно «борца», 14 «универсалов» (8 из них - с акцентом на удары, 4 - с акцентом на борьбу, 2 - разносторонних).

Последующий анализ позволил нам выявить содержание технического арсенала и эффективность соревновательной техники лучших спортсменов -победителей и призеров чемпионата Вооруженных Сил по армейскому рукопашному бою (табл. 2).

Таблица 2

Содержание технического арсенала лучших спортсменов - победителей и

призеров чемпионата Вооруженных Сил

Вес. категор. / кол-во боев Удары руками, % от общего Удары ногами, % от общего Броски, % от общего Всего (100 % )

до 60 кг / 17 52 (53%) 23 (23%) 24 (24%) 99

до 65 кг / 15 32 (38%) 25 (29%) 28 (33%) 85

до 70 кг / 14 14 (20%) 16 (22%) 41 (58%) 71

до 75 кг / 16 22 (34%) 14 (22%) 28 (44%) 64

до 80 кг /14 34 (40%) 20 (24%) 31 (36%) 85

до 8З кг I 16 3З (31%) 24 (21%) З3 (48%) 112

св. 8З кг I 14 46 (66%) 12 (17%) 12 (17%) 70

Всего: 235 (40%) 134 (23%) 217 (37%) 586

ВЫВОДЫ

1. Абсолютное большинство победителей и призеров чемпионата Вооруженных Сил по армейскому рукопашному бою (67%) отнесены экспертами к спортсменам, обладающим универсальной техникой.

2. Все «универсалы» имеют индивидуальную манеру ведения боя, которая заключается в умении не только эффективно проводить ударные или борцовские приемы, но и эффективно противостоять применению излюбленной техники противником, а также сочетать различные действия в комбинациях для достижения результата.

3. В подготовке спортсменов нужно стремиться к формированию разносторонней «универсальной» манеры ведения боя как наиболее успешной в соревновательной практике. Однако необходимо также уделять внимание развитию индивидуальных особенностей спортсменов и формированию индивидуальной манеры ведения боя на основе общей «универсальной» подготовки.

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВОЕННОМ ИНСТИТУТЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

В.Я. Колотое, А.И. Михеев

Предмет «Иностранный язык» как одна из учебных дисциплин Государственного образовательного стандарта обладает значительными возможностями для формирования условий личностного, профессионального, культурного становления специалиста. В процессе обучения иностранным языкам создаются условия для формирования будущего специалиста, владеющего иностранным языком на элементарном, нормативном, продвинутом уровнях в бытовой, общекультурной, профессиональной сферах, умеющего учиться и способного мыслить (операции анализа, синтеза, абстрактного мышления, сопоставления, контроля).

Современная лингводидактика признала эффективность и целесообразность обучения не столько иностранному языку вообще, сколько языку специальности, или «языку для специальных целей» (Language for Special Purposes LSP). Обучение иностранному языку с учетом реализации целей профильного обучения курсантов предполагает обновление содержания языкового образования с учетом личностно-ориентированного подхода, усиление коммуникативной направленности языкового образования, обеспечение дифференциации, индивидуализации, контроля и обратной связи, внедрение элементов современных педагогических технологий.

В ходе проведенного исследования нами был проведен ретроспективный анализ организации маршрута иноязычного обучения, представленный в таблице 1.

Таблица 1

Основные методические особенности организации обучения иностранным языкам в вузе с 50-х гг. XX века по настоящее время

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.