Анализ технико-экономических показателей предприятия «Автотехцентр «Эмброс-Авто»
М.М.Зайцева, И.П. Литош Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону
Аннотация: в статье проводится анализ технико-экономических показателей автопредприятия. Исследуются показатели: коэффициенты технической готовности и выпуска; общий пробег автопарка; время в наряде; число автомобиле-дней; эксплуатационная скорость; доходы и расходы предприятия.
Ключевые слова: автомобильный транспорт, коэффициент технической готовности, коэффициент выпуска, общий пробег, эксплуатационная скорость, эффективность работ.
Автотехцентр «Эмброс-Авто» занимает территорию в 26 га, на которой существуют мощная ремонтная база, зона ТО-1, ТО-2, автомойка, теплые боксы для стоянки автомобилей, душевые и бытовые помещения, столовая. Предприятие предоставляет услуги по обслуживанию организаций, оказывает услуги, как населению, так и предприятиям по техническому обслуживанию и ремонту. В настоящее время на предприятии одним из приоритетных направлений развития является повышение эффективности работы подвижного состава за счет снижения отказов техники, повышения производительности труда, сокращения времени технического обслуживания и ремонта автомобилей. Такая направленность обусловлена стремлением данного предприятия, как и многих других подобных структур, максимизировать прибыль путем консолидации имеющихся ресурсов.
Технико-экономические показатели Автотехцентра «Эмброс-Авто» представлены в таблице. Коэффициент технической готовности (рисунок 1) в период 2012-2016 гг. изменяется от 0,6 до 0,8. При этом видно, что последние два года удерживается величина 0,8. Коэффициент выпуска с каждым годом увеличивается, что показывает положительную динамику развития
предприятия [1-3]. В среднем за эти годы он составил 0,6. Построен график общего пробега автомобильного парка (рисунок 2).
Таблица - Технико-экономические показатели ООО «Эмброс-Авто»
Показатели 2012 2013 2014 2015 2016
Среднесписочное количество 158 152 145 115 115
Автомобиле-дни в работе, Да 28199 22373 30224 22982 25423
Коэффициент технической готовности Ктг 0,764 0,67 0,71 0,85 0,8
Коэффициент выпуска на линию Кв 0,51 0,51 0,61 0,7 0,71
Общий пробег Поб, тыс. км 3370 3420 3490 4500 4630
Среднесуточный пробег, км 120 153 115 196 209
Время в наряде Вн, ч 10,1 11,6 7,4 11,3 12,1
Авточасы в наряде, т/ч 285 260 225 260 275
Эксплуатационная скорость Сэ, км/ч 11,8 13,1 15,1 17,3 19,1
Степень изношенности автомобиля 0,73 0,77 0,81 0,85 0,89
Автодни в хозяйстве 55292 43868 49547 32831 31652
ДоходД Расход Р, тыс. руб. 25400 23700 25760 23600 30900 29100 31800 30050 34100 31500
Ктг, Кв
0,9
0,8 0,7 0,6 0,5 0,4
♦Ктг
■Кв
2012 2013 2014 2015 2016 2017
Рисунок 1- Коэффициенты технической готовности и выпуска
Поб, тыс.км 4500
4200 3900 3600 3300 3000
2012 2013 2014 2015 2016 2017
Рисунок 2 - Общий пробег автопарка
Общий пробег автомобильного парка предприятия за рассматриваемый период только увеличивался и в 2016 году составил более
4,5 тыс. км пробега, что происходит в связи с возрастанием времени работы автомобилей на линии. Время нахождения автомобиля в наряде в среднем 8 часов. Полная занятость водителей на линии наблюдается в последние 2 года, что видно из графика (рисунок 3) - в 2016 году наибольший показатель. Увеличение продолжительности работы водителей проходит при правильной организации труда [4-6]. Значение автомобиле-дней в работе предприятия за рассматриваемый период колебалось как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения (рисунок 4).
Вн, т/ч
12 11 10
9 8 7
Да 30000
28000
26000
24000
22000
20000
2012 2013 2014 2015 2016 20П
2012 2013 2014 2015 2016 2017
Рисунок 3- Время в наряде
Рисунок 4 - Число автомобиле-дней в работе
ик эксплуатационной скорости представлен на рисунке 5. Как видно из графика, эксплуатационная скорость на предприятии имеет стабильный рост в последние годы. Связано это с возрастанием длины ездки и оптимизацией времени простоя автомобилей на остановках при перевозке груза [7, 8]. Показатели доходов и расходов в последние годы на предприятии повышались примерно одинаково (рисунок 6).
Как показали исследования, эффективность работы предприятия по обслуживанию и ремонту автомобильного транспорта находится на недостаточном уровне. Так, надежность работы подвижного состава на линии по наработке на отказ в ряде случаев не превышает 500-700 км [9-11].
Сэ, км/ч
18
16 14 12
10
Д Р,
тыс. руб.
30000
25000
20000
15000
♦Д ■р
2012 2013 2014 2015 2016 2017
Рисунок 5 - Эксплуатационная
2012 2013 2014 2015 2016 2017
Рисунок 6 - Динамика расходов и доходов
скорость
Таким образом, для эффективного производственного процесса необходимы: поиск путей снижения расходов, уменьшения убытков, вызванных спецификой перевозочного процесса и ремонта; повышение эффективности применения имеющихся производственных мощностей; проведение модернизации производственных площадей; внедрение современного и экономически выгодного оборудования.
Литература
1. Зайцева М.М., Мегера Г.И., Веремеенко А.А. Диагностика технического состояния транспортных средств // Строительство и архитектура-2015. Ростов-на-Дону: ФГБОУ ВПО РГСУ, 2015. С. 124-126.
2. Зайцева М.М. Организация и экономика сферы сервиса и основы предпринимательства. Учебное пособие. изд. Ростов-на-Дону: Ростовский гос. строит. ун-т, 2014. С. 28-34.
3. Касьянов В.Е., Роговенко Т.Н., Щулькин Л.П. Основы теории и практики создания надежных машин // Вестник машиностроения. 2003. № 10. С. 3.
4. Роговенко Т.Н., Зайцева М.М. Оценка оптимального значения вероятности безотказной работы деталей машин, на примере рукояти
одноковшового экскаватора//Инженерный вестник Дона. 2016. № 4. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2016/3848.
5. Зайцева М.М., Мегера Г.И. Характеристика отказов деталей транспортных средств // Строительство и архитектура-2015. Ростов-на-Дону: ФГБОУ ВПО "РГСУ", 2015. С. 71-73.
6. Шевченко Д.А., Побегайлов О.А. Анализ критериев повышения экономической эффективности деятельности предприятия при проведении диверсификации//Инженерный вестник Дона. 2014. № 1. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2014/2255.
7. Kas'yanov V.E., Rogovenko T.N. Probabilistic-statistical estimation of the gamma-life of a machine chassis//Russian Engineering Research.1999.V.6. р.10.
8. Deryushev V.V., Seleznev S.M., Sobisevich A.L. Specific features of the repeated impulse action on resonance systems//Doklady Earth Sciences. 1999. V. 369. рр. 1176-1178.
9. Роговенко Т.Н., Серебряная И.А., Топилин И.В. Основы теории надежности и планирования эксперимента. Учебное пособие изд. Ростов-на-Дону: Ростовский гос. строит. ун-т, 2006. С. 28-34.
10. Касьянов В.Е., Роговенко Т.Н., Зайцева М.М., Оценка гамма-процентных значений совокупности конечного объема по малой выборке для прочности деталей машин // Вестник Ростовского государственного университета путей сообщения. 2010. № 1 (37). С. 16-20.
11. Дерюшев В.В., Сидельникова Е.Г. Выбор альтернативных решений при наличии риска с учетом факторов неопределенности// Научное обозрение. 2013, №9. С. 325-328.
References
1. Zaitseva M.M., Megera G.I., Veremeenko A.A. Diagnostika tekhnicheskogo sostoyaniya transportnykh sredstv. [Diagnostics of technical
condition of vehicles]. Stroitel'stvo i arkhitektura - 2015. Rostov-na-Donu: FGBOU VPO "RGSU", 2015.рp. 124-126.
2. Zaitseva M.M. Organizacija i jekonomika sfery servisa i osnovy predprinimatel'stva. [The organization and the service economy and the basics of business] Uchebnoe posobie. izd. Rostov-na-Donu: Rostovskij gos. stroit. un-t,
2014. рp. 28-34.
3. Kas'yanov V.E., Rogovenko T.N., Shchul'kin L.P. Vestnik mashinostroeniya. 2003. № 10. р. 3.
4. Rogovenko T.N., Zaitseva M.M. Inzenernyj vestnik Dona (Rus). 2016. № 4. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2016/3848.
5. Zaitseva M.M., Megera G.I. Harakteristika otkazov detalej transportnyh sredstv. [Characteristics of failures of vehicle parts]. Stroitel'stvo i arhitektura-
2015. Rostov-na-Donu: FGBOU VPO "RGSU", 2015. pp. 71-73.
6. Shevchenko D.A., Pobegajlov O.A. Inzenernyj vestnik Dona (Rus). 2014. № 1. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2014/2255.
7. Kas'yanov V.E., Rogovenko T.N. Russian Engineering Research.1999.V.6. p.10.
8. Deryushev V.V., Seleznev S.M., Sobisevich A.L. Specific features of the repeated impulse action on resonance systems. Doklady Earth Sciences. 1999. V. 369. pp. 1176-1178.
9. Rogovenko T.N., Serebrjanaja I.A., Topilin I.V. Osnovy teorii nadezhnosti i planirovanija jeksperimenta. [Fundamentals of the theory of reliability and experimental design] Uchebnoe posobie izd. Rostov-na-Donu: Rostovskij gos. stroit. un-t, 2006. pр. 28-34
10. Kas'yanov V.E., Rogovenko T.N., Zaitseva M.M. Vestnik Rostovskogo gosudarstvennogo universiteta putej soobshhenija. 2010. № 1 (37). pp. 16-20.
11. Derjushev V.V., Sidel'nikova E.G. Nauchnoe obozrenie. 2013, №9. p. 325-328.