Научная статья на тему 'Анализ техники бега инвалидов-бегунов с детским церебральным параличом на основе тестового профиля'

Анализ техники бега инвалидов-бегунов с детским церебральным параличом на основе тестового профиля Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
291
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПРИНТЕРСКИЙ БЕГ / СПОРТСМЕНЫ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ / ТЕХНИКА БЕГА / ТЕСТОВЫЙ ПРОФИЛЬ

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — Васильев Валерий Иванович, Пьянзин Андрей Иванович

Установлено, что освоение Позной техники бега позволяет своевременно принимать позу, обеспечивающую телу использование ускоряющего действия гравитации, с большей эффективностью ускорять движение стопы сразу после ее снятия с опоры. Использование тестового профиля облегчает поиск двигательных ошибок и определяет круг упражнений по их устранению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ техники бега инвалидов-бегунов с детским церебральным параличом на основе тестового профиля»

УДК 796.012.534.42-056.29

АНАЛИЗ ТЕХНИКИ БЕГА ИНВАЛИДОВ-БЕГУНОВ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ НА ОСНОВЕ ТЕСТОВОГО ПРОФИЛЯ

RUNNING TECHNIQUE ANALYSIS OF DISABLED RUNNERS WITH CEREBRAL PALSY ON THE BASIS OF TEST PROFILE

В. И. Васильев, А. И. Пьянзин V. I. Vasilyev, А. I. Pyanzin

ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

Аннотация. Установлено, что освоение Позной техники бега позволяет своевременно принимать позу, обеспечивающую телу использование ускоряющего действия гравитации, с большей эффективностью ускорять движение стопы сразу после ее снятия с опоры. Использование тестового профиля облегчает поиск двигательных ошибок и определяет круг упражнений по их устранению.

Abstract. It has been stated that mastering the Pose running technique allows to promptly take the pose that provides gravitational torque and accelerating foot movement immediately after take-off. Using test profile helps to find errors in movement and determines the exercises to correct the technique.

Ключевые слова: спринтерский бег, спортсмены с детским церебральным параличом, техника бега, тестовый профиль.

Keywords: sprint running, athletes with cerebral palsy, running technique, test profile.

Актуальность исследуемой проблемы. На сегодняшний день отсутствует единое мнение относительно техники бега человека и, следовательно, подходов к ее обучению и совершенствованию. Нет однозначной трактовки двигательных ошибок. Анализ специальной литературы [1] позволяет выделить ряд проблем, возникающих при традиционном подходе:

- главная роль в движении отводится мышцам, недооценивается роль внешних сил, гравитация в движении человека не рассматривается как доминирующая сила;

- многие специальные упражнения, применяемые при обучении технике бега и широко представленные в методической литературе, характеризуются явным несоответствием координационной структуре бега;

- отсутствует четкая концепция обучения, вследствие чего оно осуществляется методом «проб и ошибок».

Однако на сегодняшний день довольно широкое распространение в мире получила Позная техника бега, основанная на использовании поз в обучении как ключевого компонента в движениях [3]. В ее основе лежит предположение, что движение человека представляет собой последовательную смену поз, в череде которых есть ключевые позы, которые предопределяют биомеханику предшествующих и последующих движений. Поза отражает интеграцию внешних и внутренних сил, обеспечивающих эффективное взаимодействие веса тела с опорой в условиях действия гравитации.

Целью нашего исследования явился сравнительный анализ техники бега квалифицированных бегунов с детским церебральным параличом (ДЦП) при традиционном обучении и на основе Позного метода обучения технике бега.

Материал и методика исследований. Экспериментальную группу составили 22 бегуна с ДЦП, имеющие спортивные классы Т-35-Т-38, спортивную квалификацию КМС-МС. Педагогический эксперимент по освоению Позной техники бега проводился в рамках учебно-тренировочного процесса в течение 3 месяцев. Занятия включали теоретический материал, специфический комплекс имитационных, подводящих и специальноподготовительных упражнений, а также их видеоанализ в присутствии занимающихся.

Ввиду того, что количество спортсменов-инвалидов является ограниченным, педагогический эксперимент проводился по типу независимого (без участия контрольной группы), основанного на сравнительном анализе техники бега до и после обучения в экспериментальной группе. Группу экспертов составили 4 сертифицированных Позных тренера, которым было предложено провести оценку техники бега с использованием Позно-го тестового профиля [2].

Позный тестовый профиль оценки техники бега (табл. 1) позволяет оценивать ее элементы на основе метода непосредственной оценки, предполагающей 10-балльную шкалу оценок, где оценка 10 баллов отражает полное соответствие элемента техники бега стандартам Позного бега, а 0 баллов - полное отсутствие такого соответствия или наличие грубой ошибки, несущей в себе потенциальную возможность получения травмы. Профиль включает в себя характеристики, сгруппированные в 3 раздела («Поза», «Падение», «Смена опор») в соответствии с элементами Позного бега («Поза», «Падение», «Подтягивание»).

Таблица 1

Позный тестовый профиль оценки техники бега

№ п/п Оцениваемые характеристики 0 баллов (полное несоответствие стандарту) 10 баллов (полное соответствие стандарту)

«Поза»

1. Опора продолжительная (о,28 с и более) короткая (до 0,08 с)

2. Положение стопы, тазобедренного сустава и головы не на одной вертикальной линии на одной вертикальной линии

3. Стопа маховой ноги (положение по горизонтали) отставание под тазом в позе бега

4. Стопа маховой ноги (положение по вертикали) захлест или низкая стопа под тазом в позе бега

5. Г олова смещение вперед или назад нейтральная позиция

6. Плечи напряженные, приподнятые расслабленные, опущенные

7. Лицо напряженное расслабленное

«Падение»

8. Падение толчок вверх при отсутствии падения падение при отсутствии толчка вверх

9. Туловище наклонное положение (10° и более) вертикальное положение (до 1°)

10. Толчковая нога активное отталкивание с полным выпрямлением ноги после снятия согнута

11. Разведение бедер активное разведение бедер отсутствует

№ п/п Оцениваемые характеристики 0 баллов (полное несоответствие стандарту) 10 баллов (полное соответствие стандарту)

«Смена опор»

12. Частота шагов низкая (80 и ниже) высокая (180 и выше)

13. Движение стопы после снятия стопа остается сзади движется прямо под таз

14. Положение стопы после снятия сгибание-разгибание в голеностопном суставе нейтральное

15. Выхлест голени перед постановкой присутствует отсутствует

16. Постановка стопы активная («громкая») пассивная («тихая»)

17. Приземление на пятку на переднюю часть стопы

18. Приземление впереди ОЦМТ вблизи ОЦМТ

19. Положение туловища при приземлении наклонное (10° и более) вертикальное (1°)

20. Г олова «прыгающая» «плывущая»

Первый раздел профиля «Поза» включает в себя 6 характеристик и отражает степень соответствия положения тела и его частей требованиям удержания позы. Второй раздел профиля «Падение» включает в себя 4 характеристики и отражает степень соответствия падения тела на опоре требованиям Позного бега. Третий раздел профиля «Смена опор» включает в себя 9 характеристик и отражает степень соответствия движений бегуна в безопорном положении требованиям Позного бега. Результаты сравнительного анализа по группам характеристик представлены в табл. 2.

Таблица 2

Основные элементы техники бега испытуемых до и после обучения, баллы (М±а)

Основные характеристики Позного бега Медленный бег, п = 22 Быстрый бег, п = 22

до после до после

Поза 6,5±1,38 8,6±1,14** 7,0±1,13 8,2±1,18*

Падение 4,8±2,30 6,9±2,96 2,1±0,92 4,9±3,43

Снятие 4,8±1,20 7,6±1,273*** 6,2±0,98 8,0±1,17**

Общая оценка 5,3±1,33 7,7±1,70* 5,1±0,75 7,0±1,84*

Примечание: различия между исходными и конечными данными достоверны на уровне:

*0,05; **0,01; ***0,001.

Результаты исследований и их обсуждение. Достоверное улучшение показателей в группе после обучения проявляется в сохранении позы бега и более активном снятии ноги с опоры. Изменение показателей, характеризующих падение, не достигло необходимого уровня достоверности и проявляется на уровне тенденции. Результаты количественного анализа представлены графически на рис. 1.

1

1

16

17

15

5

7

6

11

11

Примечание: порядковые номера характеристик соответствуют табл. 1.

Рис. 1 Частные элементы техники медленного бега (слева) и быстрого бега (справа) до (закрашенная область) и после обучения (контур), баллы

Резюме. Полученные нами данные позволяют сделать ряд выводов:

1. Результаты экспертной оценки техники бега достоверно показали качественно высокий уровень как отдельных элементов беговых движений, так и бега в целом после освоения техники, основанной на Позном методе обучения.

2. Освоение Позной техники бега позволяет лучше сохранять положение, из которого можно быстро вызвать падение тела (ОЦМТ проходит над точкой опоры - передняя часть стопы). «Поза» позволяет телу падать под действием гравитации, следовательно, тело приобретает ускорение.

3. Освоение Позной техники бега решает задачу быстрой смены опор. Мышечная активность играет значительную роль в беге. Мышцы задней поверхности бедра быстро снимают стопу с опоры (короткое время опоры). При снятии ноги с опоры стопа подтягивается под таз.

4. Использование Позного тестового профиля позволило оценить качественный уровень каждой элементарной характеристики бега, выявить наиболее отстающие характеристики индивидуальной техники бега испытуемых и подобрать соответствующие упражнения для улучшения у них техники бега и исправления технических ошибок.

1. Никитина, Е. В. Потенциал Позного® метода при обучении студентов факультета физической культуры технике спринтерского бега / Е. В. Никитина, А. И. Пьянзин // Вестник Чувашского государственного педагогического университета имени И. Я. Яковлева. - 2009. - № 3-4 (63). - С. 122-125.

2. Пьянзин, А. И. Позный тестовый профиль оценки техники бега / А. И. Пьянзин // Практикум для сертифицированных тренеров I и II уровней по Позному методу® бега : учебно-методическое пособие / А. И. Пьянзин ; под общ. ред. Н. С. Романова. - Майами : Pose Tech Press, 2006 ; Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2008. - С. 53-58.

3. Романов, Н. С. Позный метод обучения технике бега : методическая разработка / Н. С. Романов. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ин-т, 1988. - 18 с.

ЛИТЕРАТУРА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.