АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩИХ И ПРЕДЛАГАЕМАЯ КОНСТРУКЦИЯ ТРАКТОРА ДЛЯ СБОРА И ТРАНСПОРТИРОВКИ БРЕВЕН
Заикин А.Н., Зелепукин А.В. (БГИТА, г.Брянск, РФ)
The analysis existing and tendered design tractor for the assembly(collecting) and haul of logs.
В последние годы в лесозаготовительном производстве наметилась тенденция к увеличению заготовки сортиментов в условиях лесосеки. Связано это с тем, что в настоящее время разработаны и внедрены в практику лесозаготовительного процесса модели машин, обеспечивающие заготовку не только сортиментов, но и производство из них пиломатериалов непосредственно на лесосеке или верхнем складе.
Технология заготовки и вывозки леса в сортиментах в нашей стране имеет преимущества перед хлыстовой в следующих случаях: при ограниченном количестве заготовки сортиментов (не более 3-4), высоком качестве лесфонда (с выходом деловой древесины не менее 80%), поставке рассортированной продукции непосредственно с лесосеки 3-4 потребителям разного профиля. Сортиментная технология целесообразна при проведении рубок местного значения, а также при рубках ухода за лесом и выборочных рубках. Заготовка древесины с вывозкой сортиментов является наиболее приемлемой для применения в радиационно-загрязненной местности.
Для сбора сортиментов и их трелевки применяются сортиментовозы (фор-вардеры) МЛПТ-364, МЛ-131, ЛТ-189М, ТБ-1-16 и др. [1, 2].
Форвардер МЛПТ-364 (рис. 1) изготовлен на базе специального шасси, основные узлы и агрегаты которого унифицированы с тракторами «Беларусь». На машине установлен двигатель мощностью 114 кВт и манипулятор с грузовым моментом 70 кНм, вылетом стрелы 8,38 м.
Рисунок 1- Форвардер МЛПТ-364 Рис. 2. Форвардер ЛТ-189М
Машина МЛ-131 (рисунок 11) имеет полезную нагрузку 10 т при длине транспортируемых сортиментов 2,0-6,6 м. Машина оснащена дизельным двигателем с турбонаддувом мощностью 77 кВт и развивает скорость 30 км/ч. Максимальный вылет манипулятора 7,1 м, масса машины 13000 кг.
Форвардер ЛТ-189М (рис.2) имеет дорожный просвет 0,6 м, вылет манипулятора 10 м, максимальную нагрузку на рейс 11 м при длине сортиментов 2,0-6,0
3
м., сменная производительность 45-60 м .
Сортиментовоз ТБ-1-16 (рис. 3) состоит из модернизированного базового трактора ТБ-1-14, оснащенного высокоэффективным манипулятором с грейферным захватом и колесного полуприцепа. Манипулятор имеет грузовой момент 180 кНм, максимальный вылет 8м. Наибольшая длина заготовленных сортимен-
"5
тов 6,5 м, объем перевозимого груза обычно составляет 10 м .
За рубежом форвардеры выпускают американские фирмы «Кларк», «Джон Дир» (США) и скандинавские «Вольво» (Швеция), «Валмет», «Тимберджек» и «Локомо» (Финляндия) все они имеют шарнирносчлененную раму.
Форвардер «Valmet 860.3» легко выполняет все виды работ. Масса машины 15860 кг, максимально допустимая нагрузка 14000 кг, двигатель Sisu Diesel 66 СТА (Tier3) мощностью 140 кВт, манипулятор CRF 10.
Рисунок 3- Форвардер ТБ-1-16 Рисунок 4 - Форвардер John Deere
1710D
Форвардер John Deere 1710D (рисунок 4) - восьмиколесный форвардер крупного размерного класса грузоподъемностью 17000 кг. Масса машины 18500 кг, двигатель 6-цилиндровый дизельный John Deere 6081 HTJ02 мощностью 160 кВт при 2100 об/мин. Гидроманипулятор CF885 с максимальным вылетом стрелы 8,5 м, грейферный захват Huldtins SG 360, ротатор Indexator GV 12-S.
За прототип выбрана машина лесная гусеничная погрузочно-транспортная (сортиметовоз) ТБ-1М-16, предназначенная для сбора, погрузки, транспортировки и разгрузки сортиментов при перемещении их с лесосеки на промежуточный склад, а также выполнения операций сортировки по породам и длинам в процессе погрузки, разгрузки и складирования сортиментов.
Трактор оборудован модернизированной кабиной, обеспечивающей комфортные и безопасные условия труда оператора. Манипулятор имеет оптимальные силовые и кинематические параметры, легкое и плавное электрогидравлическое управление рабочим органом.
Недостатками данной конструкции является низкая маневренность при работе на лесосеке, особенно в условиях проведения рубок местного значения, а также при рубках ухода за лесом и выборочных рубках, низкая проходимость из-за использования прицепа, на котором размещена трелюемая пачка сортиментов.
С целью устранения отмеченных недостатков предлагаемая конструкция -машина для перевозки сортиментов - включает самоходное шасси, на котором закреплены опрокидывающаяся назад грузовая платформа и гидроманипулятор с грейферным захватом.
Техническим результатом является повышение маневренности, проходимости, за счет размещения груза (пачки сортиментов) на самом тракторе.
Машина (рис. 5) для сбора и транспортировки сортиментов содержит самоходное шасси лесного трактора 1, на котором закреплена опрокидывающаяся назад грузовая платформа 2. Гидроманипулятор 3 с грейферным захватом 4 находится за кабиной оператора с левой стороны по ходу трактора. Грузовая платформа выполнена в виде кузова и снабжена стойками-кониками 5.
Погрузочно-транспортное средство работает следующим образом. Перевозка сортиментов может производиться из заранее подготовленных штабелей, или непосредственно с пасеки при проведении рубок. Машина подъезжает к штабелю сортиментов. Оператор с помощью гидроманипулятора 3 и грейферного захвата 4 производит захват нескольких сортиментов, перенос их к грузовой платформе 2 и укладку в нее. После набора воза машина перевозит сортименты к месту складирования, или к магистрали для последующей транспортировки. Разгрузка сортиментов осуществляется либо опрокидыванием грузовой платформы 2, при этом оператор поднимает грузовую платформу 2, с помощью гидросистемы, и движением машины вперед сбрасывает всю пачку сортиментов на землю, либо гидроманипулятором 3 и грейферным захватом 4 по частям.
X Д 1 I X
0¥|| |Ч\|/
ХТХР
3 П -—О- г
Рабочая зона гидроманипулятора
Рисунок 5- Предлагаемая машина для перевозки сортиментов: 1 - самоходное шасси лесного трактора; 2 - грузовая платформа; 3 - гидроманипулятор; 4 -грейферный захват; 5 - стойки платформы
Преимуществами предлагаемой машины является ее высокая маневренность и проходимость, которая достигается расположением грузовой платформы на самоходном шасси лесного трактора и применением гусеничного движителя, а так же малое время разгрузки за счет опрокидывания грузовой платформы назад и сброса всей пачки сортиментов.
Литература
1. http://www.mir-lzm.ru/index.html
2. http://www.valmetforest.lv/index.php?id=2&Language=1