УДК 004.032
АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩЕГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ ДЛЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНА
© 2017 Н. С. Прокопова
канд. пед. наук, доцент кафедры компьютерных технологий и информатизации образования, e-mail: Chernomordova@yandex. ru
Курский государственный университет
В статье проводится подробный анализ существующего инструментария для проектирования интернет-магазина. Актуальность данной темы обусловлена наличием связи между стремительным ростом числа интернет-магазинов, их обширным и прибыльным функционированием и ежедневно возрастающим уровнем спроса пользователей Интернета на приобретение товаров и услуг в сети, а также необходимостью расширения территориальных границ деятельности предприятия.
Ключевые слова: информационная система, электронная коммерция, бизнес-процессы, контент.
При принятии решения о необходимости разработки информационной системы для продажи товаров в сети Интернет необходимо провести анализ бизнес-процессов и особенностей ведения торговли с учетом характеристик конкретного предприятия. Это необходимо сделать не только для получения прибыли от электронной коммерции, но и для планирования потенциальных направлений развития бизнеса с использованием новых информационных и коммуникационных технологий [Емельянова и соавт. 2009].
Электронная коммерция в своей основе содержит те же этапы, что и деятельность любого физического магазина.
Рассмотрим, как работает обычный магазин:
1. Создание контактов с поставщиками и иностранными партнерами для сбыта продукции требует наличия нужного числа торговых площадок, закупки требуемых программ и приложений, техники и средств связи, необходимых для осуществления процесса продаж.
2. Процесс организации работы с поставщиками должен охватывать огромный набор обязательных элементов для любого торгового дома, например, контроль и отслеживание каналов передачи товаров конкретному пользователю. Используемые средства и способы доставки также играют огромную роль. Обычно товар хранится на складе производителя и только по запросу поступает в магазин.
3. Процесс выбора групп товарных единиц должен сопровождаться анализом успешной продажи этих товаров в сети, после чего стоит продумать их изображение и выбрать наиболее важные для покупателя свойства, которые смогут привлечь его внимание.
4. Проектирование сайта для онлайн-продаж стоит начинать с продумывания дизайна и соответствующей информации для обеспечения функциональности системы, привлечения потенциальных покупателей с реализацией сайта на основе новых информационных технологий.
5. Необходимо продумать способы информирования клиентов о вновь открывшемся магазине, продумать ходы привлечения покупателей на основе скидок и индивидуального подхода к каждому покупателю. Разработчикам магазина стоит обратить на этот пункт особое внимание, так как именно хорошая реклама в наше
время становится двигателем успешного бизнеса, что также способствует привлечению партнеров и инвесторов, которые помогут развернуть и расширить дело в кратчайшие сроки [Вендров 2007].
6. Стоит продумать удобную для клиента процедуру оформления и подтверждения заказа. Заказ должен быть прозрачным для покупателя, то есть покупатель должен видеть состав заказа и может до определенного момента вносить любые коррективы в свой заказ. Второй важный момент: способ отправки оформленного заказа в информационную систему для дальнейшей обработки и исполнения должен быть максимально быстрым и налаженным процессом.
7. Обработка заказов становится главной характеристикой показателя успешности магазина, а значит, влияет на успешность бизнеса. После подтверждения заказа возможность доставить товары покупателю проверяется в базах данных, которые включают в себя системы контроля количества товаров в складских помещениях. Процесс контролируется с помощью программной платформы, которая обеспечивает связь между внешним интерфейсом и информацией в базе данных системы [Васильев 2014].
Выбранные средства для проектирования и разработки должны отвечать всем предъявляемым требованиям, приобретаться только у сертифицированных поставщиков таких услуг. При разработке стоит обращаться к специалистам в данной области, работа которых будет построена на платформе стандартных пакетов программ для разработки сайтов и порталов.
Разрабатываемый проект должен включать информацию о продукции, ее описание, правила оформления и доставки заказов, а также условия оплаты товаров.
Только на практике разработчик информационных систем понимает сложность реализации всех необходимых требований. В процессе проектирования возникает необходимость учетывать форму отображения материала и наполнения, удобного для восприятия, выдерживая при этом функциональность информационной системы. Правильный дизайнерский выбор определяет во многом успешность разрабатываемого проекта [Голицына и соавт. 2009].
Информационные системы для осуществления онлайн-торговли являются многослойными структурами, которые должны поддерживать бесперебойную работу. Магазины, осуществляющие продажи в сети, отличаются от торговых точек разнообразием ассортимента и высоким сервисом.
Важно реализовать функциональность в качественном отображении графической и текстовой информации для удобной навигации по сайту.
Улучшенные технические возможности и пропускная способность сети позволяет максимально использовать их и применять различные мультимедийные эффекты.
Такой способ неприменим для информационных систем. Внедрение большого количества мультимедиа может негативно сказаться на работе магазина, так как размещенные элементы должны помочь привлечь потенциальных покупателей, а также продемонстрировать все предлагаемые товары и услуги [Емельянова и соавт. 2009].
Важным условием является реализация удобной для пользователя системы навигации, несмотря на то что процесс проектирования является процессом индивидуального творчества программиста.
Удобная система работы с информационной системой должна обеспечить:
- простоту использования;
- наглядность товаров;
- достаточность представленного материала;
- иерархичность;
- логичность представления разделов;
- соответствие заявленным требованиям;
- интерактивность;
- дружественность интерфейса;
- многозадачность.
Все вышеперечисленные характеристики позволяют упростить для пользователей процесс покупки, включая реализацию расширенного поиска товара по критериям с простым отображением полученных результатов.
Перед началом проектирования и программной реализацией собственного проекта возникла обоснованная необходимость проанализировать принципы работы и типовые функции известных крупных интернет-магазинов, которые они предоставляют пользователям. В ходе исследования проводился анализ деятельности 10 российских крупных интернет-магазинов бытовой техники и электроники:
1. Dostavka.ru.
2. Ulmart.ru.
3. Enter.ru.
4. Eldorado.ru.
5. Ozon.ru.
6. Sotmarket.ru.
7. Techport.ru.
8. Digital.ru.
9. Svyaznoy.ru.
10. Mvideo.ru.
Подробно остановимся на отобранных критериях для анализа функциональности магазина в сети.
1. Принцип иерархической организации представленных товарных групп
Правильно спроектированная структура магазина помогает клиенту быстро
ориентироваться в представленном ассортименте товаров и проводить сортировку, фильтрацию и сравнительный анализ нескольких товарных единиц на основании некоторых характеристик для того, чтобы отобрать наиболее подходящий товар и убрать из огромного списка товары, например, не соответствующие запланированному бюджету покупки.
На основании этого критерия можно выделить типичные ошибки при проектировании структуры организации каталога продукции:
1) неоднозначность в трактовании категорий, что приводит к затрате сил и времени покупателя на поиск товара и обзор его характеристик на сайте;
2) недостаточно полный каталог товаров, ограниченный ассортимент, некорректное заполнение имен каталогов;
3) наличие скрытой функции фильтрации, которая непонятна покупателю и приводит к невозможности ввести индивидуальные параметры для запроса.
Магазины Svyaznoy.ru и mvideo.ru имеют самую удобную систему каталогов товара, о чем свидетельствуют не только положительные отзывы покупателей, но и количество продаж сайтов за год.
2. Наличие нескольких видов поисковых систем на сайте
Включение расширенной системы поиска товара по различным параметрам способствует продвижению продаж конкретных, популярных товаров, а также позволяет отыскать менее популярный, но, например, более дешевый аналог другого производителя, что сразу привлечет покупателей с низкими доходами, а значит, будет выступать определяющим фактором при выборе интернет-магазина для покупок.
Стандартные неудобства, возникающие при работе с изучаемыми сайтами, следующие:
1) ограниченное количество критериев при сортировке;
2) невозможность проводить сортировку товаров по базовым признакам, таким как производитель, год выпуска, функции и т.д.;
Среди представленных магазинов наиболее удобной системой поиска обладают Techport.ru и ulmart.ru.
3. Возможность покупок на основании отзывов покупателей и рекламы производителей
Данная функция очень удобна, когда покупатель сузил круг товаров с помощью фильтров, но не может определиться с выбором даже из двух-трех позиций. В этом случае решением проблемы может стать расширенный фильтр, например, по специфичным характеристикам, отзывам или явным преимуществам с точки зрения производителя. Данная возможность поможет покупателю принять окончательное решение.
Суть такого фильтра состоит в возможности обратиться к странице другого аналогичного продукта или аксессуара выбранного товара, что хорошо работает в случае продаж новых, не раскрученных рекламой марок и значительно сокращает время поиска и количество кликов на сайте. Такая функция в полной мере реализована на сайтах магазинов Enter.ru и Ozon.ru.
4. Наличие раздела, содержащего описание продукции
Эффективная структура магазина должна содержать надлежащим образом структурированное описание товаров с фотографиями высокого качества, которое позволяет клиенту быстро ознакомиться со всеми основными характеристиками товара, осмотреть товар со всех сторон и узнать больше о различных аспектах продукта.
Эффективность магазинов зависит от правильной организации описательной информации о товарах на страницах сайта:
1) основных характеристикхи продукта, включающих в себя название компании;
2) краткости и лаконичности представленного текста.
Хорошо спроектирована описательная часть в магазинах Ozon.ru и Eldorado.ru.
5. Дополнительные структурные элементы принятия окончательного решения
Данные элементы работают на этапе завершения покупки, когда товар находится
в корзине и пользователь приступает к оформлению заказа.
К таким дополнительным элементам стоит отнести индивидуальные системы скидок или бонусные программы, скидки в зависимости от суммы покупки или способа оплаты товара, возможность выбрать самый дешевый способ доставки, что влияет на окончательное решение покупателя завершить покупку именно в этом магазине.
Важным моментом может выступать репутация магазина в плане качества предлагаемого товара и сроков исполнения заказа: например, наличие лицензий и оригиналов документов о гарантии производителей - беспроигрышный вариант при выборе интернет-магазина.
На основании анализа сайтов, были определены базовые пробелы по данному пункту почти у всех крупных интернет-магазинов электроники и бытовой техники, что выражается в фактическом отсутствии информации об условиях покупки на странице продукта на этапе завершения покупки. Лучшие интернет-магазины на уровне реализации элементов сайта, которые влияют на решение о покупке, - Sotmarket.ru и Dostavka.ru.
6. Удобство оформления и подтверждения заказа
В результате анализа выбранных магазинов были выявлены основные недостатки процесса оформления заказа:
1) привязка возможности покупки только к зарегистрированным пользователям, что отталкивает большое количество потенциальных покупателей;
2) заведомо ложная информация о характеристиках товара, способах доставки, цене товара, скидках, которая проявляется только на этапе формирования заказа.
Наиболее грамотный способ формирования и подтверждения заказов реализован на сайтах Dostavka.ru и ulmart.ru.
Решив разработать информационную систему, программист сталкивается с проблемой выбора средств разработки. Одним из таких средств выступают системы управления контекстом (CMS), использование которых значительно упрощает весь процесс разработки за счет встроенных шаблонов и модулей. При использовании этого способа проектирования сайта нет необходимости отслеживать, как информация отражается на страницах динамического сайта: наполнение и оформление происходит практически автоматически.
Кроме того, применение этих платформ для разработки позволяет уделять больше времени разным дизайнерским мелочам, а не самому процессу написания программного кода или продумывать уникальную структуру.
Данный способ рекомендуется использовать в случае, если сайт предстоит не один раз модернизировать, так как изменение сайтов на базе готовых систем происходит в разы проще и быстрее. Программисту необходимо изменить только шаблон, а не переписывать весь код полностью.
После выбора определенного шаблона разработчики могут посвятить себя детальному исследованию самого наполнения сайта, которое также происходит автоматически, извлекается из соответствующих баз данных и корректно отображается в специализированных формах для отображения текстовой или графической информации. Базовая информация разрабатываемого проекта о владельце, контактах, дате и времени создания может беспроблемно изменяться, удаляться или добавляться, что очень удобно в случае, если информация, представленная на сайте, требует постоянного обновления.
Данный способ разработки сайтов подходит непрофессиональным разработчикам, которым сложно самостоятельно разрабатывать и постоянно поддерживать контекстное обновление.
Выбор той или иной системы для разработки сайта происходит с учетом ряда специфичных факторов: понятный процесс установки, функциональность системы, наличие большого количества возможностей разработки, база готовых бесплатных шаблонов, простота внесений кардинальных изменений, информационная безопасность системы.
В рамках данного исследования были проанализированы следующие платформы.
• CMS «Joomla» - система, предназначенная для разработки простых электронных приложений и сайтов для поддержки деятельности крупных предприятий. Обладает понятным и интуитивным интерфейсом взаимодействия с пользователями и достаточной безопасностью.
• CMS «Siteman». Создавалась для разработки узконаправленных приложений, имеет ограниченный функционал, например невозможность интеграции с СУБД, так как вся информация в системе хранится в текстовом файле.
Установка «Siteman» требует лишь обеспечения чтения и поддержки выполнения конструкции языка PHP, после чего ее возможностей вполне хватит для создания маленькой информационной системы или динамической страницы.
• CMS «Drupal» - довольно продвинутая бесплатная платформа с огромными преимуществами, но на «Drupal» можно разработать информационную систему, обладая опытом работы в области веб-программирования.
Плюсы «Drupal» состоят в возможности проектировать информационные системы, но только при наличии опыта в области программирования, предоставлении пользователям огромного числа версий для «Drupal» в свободном доступе, в наличии многочисленных русскоговорящих и говорящих по-английски профессиональных пользователей, в автоматическом кэшировании.
• CMS «Mambo». Появилась на отечественном рынке достаточно давно и изначально предназначалась для опытных программистов, пользователям-новичкам работа с данным приложением станет непосильной [Голицына и соавт. 2009].
Преимуществом системы является совместимость с различными браузерами и возможность реализовать разделение прав доступа для групп пользователей информационной системы.
Минусы «Mambo»:
- нацеленность на программистов;
- отсутствие версии на русском языке;
- ограниченное количество шаблонов и функционала для проектирования развернутых онлайн-магазинов.
• CMS «Limbo». Являясь простым и функциональным средством управления, оптимизации, имеет огромное количество бесплатных обновлений и развивается в соответствии с современными требованиями к таким приложениям и соблюдением принципа простоты работы для клиентов. Данная платформа изначально предназначалась для форумов и ведения официальной переписки.
Главные достоинства программы - понятность интерфейса, наличие развернутого функционала для программирования, корректность отображения текстовой и графической информации, легкость перенастройки.
Недостатком является неудобство работы с сокращениями, «заточенными» на ведение блога, хотя в последнее время разработчики плагинов спроектировали платный пакет, которыйе предназначен для использования службы платформы для взаимообщения посетителей.
Основные характеристики рассмотренных систем представлены в таблице.
CMS системы t* и
л t* Системные требован л т с о 5S е
тс о 5! е ^ CO A 4 О И с к tí A g £ w О {р m В ft 5 d и н A Ч а н о и Я w н © É? о м е и F и 4 а К Дизайн Надежность
Joomla 3 2 2 3 3 3 1
Siteman 2 3 3 2 1 1 2
Drupal 3 3 2 3 3 3 3
Mambo 3 3 2 3 2 2 1
Limbo 2 3 3 2 2 1 2
Условные обозначения: 1 - представлено очень плохо или не представлено вовсе; 2 -представлено в недостаточном объеме; 3 - представлено максимально широко.
Рассмотрим технические средства для размещения информации в магазине, обеспечивающие администрирование и хранение файлов.
Операционная система для рабочего места администратора интернет-магазина не имеет значения, потому что все управление будет реализовываться с помощью браузера. Но для эффективной работы разрабатываемого проекта стоит выбрать операционную систему Windows XP по следующим причинам:
- эта система знакома многим пользователям, что облегчает процесс управления;
- в случае необходимости интеграции и хранения данных, используемых в системе «1С: Предприятие», этот процесс может быть организован гораздо легче, чем с другими операционными системами;
- нет необходимости в дополнительных финансовых затратах.
Кроме того, Windows XP обладает высокой производительностью, многозадачностью и многопоточностью, например, 32-разрядная операционная система обладает высокими показателями графического интерфейса и расширенными сетевыми возможностями. Она работает в защищенном режиме и предназначена для настольных и портативных компьютеров. Эта операционная система позволяет более полно использовать мощность персонального компьютера, обеспечивает доступ пользователей к сетевым ресурсам.
Оконные приложения, являются интегрированными средами, которые позволяют эффективно обмениваться текстом, графикой, аудио- и видеоинформацией между отдельными программами.
Для выполнения проекта потребуется следующее аппаратное обеспечение:
- процессор;
- ОЗУ;
- жесткий диск;
- видеокарта;
- монитор.
Процессор - это один из самых важных элементов компьютера. Он выполняет обработку математических и логических операций, работа потребует по меньшей мере Pentium 4.
Оперативное запоминающее устройство - это энергонезависимая память, которая работает только тогда, когда компьютер включен. Оперативная память используется для хранения всех программ, которые запускаются на компьютере, и промежуточных результатов, именно потому, что она принимает команды от микропроцессора для обработки всех данных. Минимальная оперативная память, необходимая для проекта, - 6 Гб.
Жесткий диск предназначен для постоянного хранения информации, используемой при работе с компьютером, для передачи информации с одного компьютера на другой и используется для хранения резервных копий, что требует жесткого диска (HDD) для хранения информации о конфигурации базы объемом 80 Гб. Следует иметь в виду, что в процессе роста информационной базы данных потребуется жесткий диск с большим объемом.
Видео - это электронная схема компьютера, которая обеспечивает генерацию сигнала и таким образом определяет изображение, передаваемое на монитор.
Монитор предназначен для отображения текстовой и графической информации. Для нормальной потребности производительности системы мониторинга VGA/DVI стандартный размер - 17 дюймов, который поддерживает разрешение 1280x1024.
Анализируя существующие аппаратные средства, а именно сервер и модели персональных компьютеров, можно сделать вывод, что эти параметры являются
действительными и, следовательно, существующее техническое обеспечение не требует обновления.
Теперь рассмотрим требования к техническим средствам серверного оборудования, которые будут необходимы для обработки данных интернет-магазина. Как правило, для размещения любого сайта, доступ к которому должен быть открыт с внешней стороны, необходимы следующие условия:
- наличие канала, подключенного к сети Интернет с высокой пропускной способностью;
- сервер, который способен выдерживать большие нагрузки;
- наличие источника бесперебойного питания;
- постоянный мониторинг доступности сайта.
Как правило, наибольшие трудности в организации магазина ложатся на канал связи, чья пропускная способность имеет значение в связи с ростом количества посетителей. Кроме того, аренда такого канала является довольно дорогостоящим предприятием, что может свести на нет все приобретенные с открытием интернет-магазина преимущества.
Есть много подходов к размещению сайтов в сети. Размещение сайта на сервере в интернете напрямую зависит от возложенных на него задач. Есть вариант платного размещения и платы за сервер.
При размещении информационной системы, не требующей материальных затрат, владелец проекта очень ограничен в ресурсах и возможностях.
При плате за использование сервера возможности информационной системы будет зависеть от выбранного тарифного плана.
Выделяют следующие виды бесплатного размещения проекта на сервере:
- общий сервер;
- индивидуальное размещение;
- виртуальный выделенный сервер.
Общий сервер предполагает разделение имеющихся ресурсов между всеми пользователями в равной степени, без учета назначений сайта.
Индивидуальное размещение является возможностью одновременно обслуживать большое количество сайтов, что доступно многим пользователям и идеально подходит для небольших и средних сайтов, хотя и с наличием некоторых запретов на использование ресурсов сервера.
Выделенный сервер также называется физическим размещением, когда обслуживание сайта происходит на определенном сервере и его ресурсы доступны для использования только владельцу одного сайта, что позволяет обеспечить стабильную работу развернутых порталов, которые посещают сотни тысяч людей ежедневно.
Размещение на физическом сервере стоит гораздо дороже, но в данном случае полностью удалены ограничения на использование программного обеспечения и ресурсов.
Говоря о разрабатываемом проекте, со временем планируется привлечь большое количество покупателей к магазину, поэтому стоит выбрать самые передовые функции, то есть виртуальный выделенный сервер.
По результатам анализа двумя несомненными лидерами рынка можно считать системы управления контентом Joomla и Drupal. Тем не менее, принимая во внимание технические требования оптимальной реализации проекта интернет-магазина, стоит использовать CMS Joomla.
Библиографический список
Васильев Д.А. Использование системы наполнения контентом Joomla для организации школьного сайта // Инновационное развитие современной науки: сб. ст. Междунар. науч.-практич. конф. / отво редо А.А. Сукиасян. Уфа: Башкирский государственный университет, 2014. С. 56-58.
Вендров А.М. CASE-технологии. Современные методы и средства проектирования информационных систем. М.: Финансы и статистика, 2007. 456 с.
Голицына О.Л., Попов И. И., Максимов Н. В., Партыка Т. Л. Информационные технологии. М.: Инфра-М, 2009. 608 с.
Емельянова Н.З., Партыка Т.Л., Попов И.И. Проектирование информационных систем. М.: Форум, 2009. 432 с.
Котляров В.П., Коликова Т.В. Основы тестирования программного обеспечения, М.: Интернет-университет информационных технологий, Бином. Лаборатория знаний, 2009. 288 с.