УДК: 378.213.062
Н. А. Диденко
АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ПРЕДМЕТНО-СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ВЫПУСКНИКОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ»
В статье анализируется структура и содержание предметно-специализированных компетенций выпускников педагогического вуза по специальности «педагогика и психология». Предложен инструмент оценки уровня формирования предметно-специализированных компетенций. Определено соответствие целей образовательной программы и результатов обучения. Установлена неравномерность формирования предметно-специализированных компетенций у выпускников и низкий уровень компетенций, связанных с практическим применением полученных знаний и проведением самостоятельной научно-исследовательской работы.
Ключевые слова: компетентностный подход в образовании, структура предметно-специализированных компетенций у педагогов-психологов.
Одним из приоритетных направлений развития психолого-педагогического образования является совершенствование профессиональной компетентности педагогов-психологов, позволяющее им в условиях современных социально-экономических изменений, происходящих в нашей стране, своевременно решать проблемы психического развития детей и подростков, учитывать их возрастные и индивидуальные особенности, помогать педагогическим коллективам создавать и использовать психологически обоснованные методы, формы и средства учебно-воспитательной работы.
Большую роль в совершенствовании профессиональной компетентности педагогов-психологов играет преподаватель вуза, которому принадлежит стратегическая роль в развитии личности студента и формировании у него профессиональных качеств [1, 2].
Как показывают современные исследования, данную проблему целесообразно решать на основе компетентностного подхода, который является одним из наиболее развивающихся направлений педагогической теории и практики, одним из важнейших оснований обновления образования [3, 4].
Отечественные специалисты в области высшего образования полагают, что компетентностный подход позволит [5, 6]:
- перейти в профессиональном образовании от ориентации на воспроизведение знания к применению и организации знания;
- положить в основание обучения стратегию повышения гибкости в пользу расширения возможностей трудоустройства и выполняемых задач;
- поставить во главу угла междисциплинарноинтегрированное требование к результату образовательного процесса;
- увязать более тесно цели с ситуациями применимости в мире труда;
- перейти к формированию «переносимых» знаний и умений в процессе овладения фундамен-
тальными знаниями в области будущей профессиональной или социальной деятельности;
- ориентировать человеческую деятельность на бесконечное разнообразие профессиональных и жизненных ситуаций.
Несмотря на кажущуюся ясность проблемы, весьма сложно оценить приобретенные студентами компетенции и подтвердить готовность использовать знания и умения в профессиональном контексте. Для оценки компетенций выпускников практически невозможно использование каких-либо тестирующих или контролирующих материалов, однако возможна экспертная оценка готовности студентов применять знания и умения в процессе практической деятельности, при выполнении индивидуальных и групповых проектов, а также выпускных квалификационных работ [7].
Учитывая вышесказанное, нами была проведена оценка уровня сформированности предметноспециализированных компетенций выпускников педагогического вуза по специальности «педагогика и психология».
Перед началом работы были сформированы цели и результаты программы обучения на основе анализа государственного образовательного стандарта и квалификационных требований работодателей. Мы предполагали, что учебный процесс должен обеспечивать достижение результатов обучения, а программа должна иметь механизм, обеспечивающий непрерывный контроль выполнения учебного плана и обратную связь для его совершенствования. Формирование таких «идеальных» целей и результатов образования было необходимо для оценки количественных и качественных отклонений в ходе реализации программы подготовки специалиста.
В результате анализа были сформированы следующие цели программы, представленные в таблице 1.
Профессиональные компетенции, с помощью которых будут достижимы поставленные программой цели подготовки специалиста, представлены в таблице 2.
Таблица 1
Цели профессиональной образовательной программы по специальности «педагогика и психология»
Цель 1 Готовность к осуществлению профессиональной деятельности, направленной на сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся
Цель 2 Готовность к осуществлению охраны прав личности в соответствии с Конвенцией по охране прав ребенка, а также гармонизации социальной сферы учреждения и осуществлению превентивных мероприятий по профилактике возникновения социальной дезадаптации
Цель 3 Готовность к определению факторов, препятствующих развитию личности обучающихся и принятию мер по оказанию различного вида психологической помощи (психокоррекционной, реабилитационной и консультативной)
Цель 4 Готовность к оказанию помощи обучающимся, родителям (лицам, их заменяющим), педагогическому коллективу в решении конкретных проблем с помощью проведения психологической диагностики и научно-исследовательской работы, связанной с выбором необходимых методов диагностики, модифицирования существующих и разработкой новых методов исходя из задач конкретного образовательного учреждения
Цель 5 Готовность к планированию и разработке развивающихся и коррекционных образовательных программ с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей личности обучающихся, способствующих развитию у них готовности к ориентации в различных ситуациях жизненного и профессионального самоопределения
Цель 6 Готовность к определению степени отклонений (умственных, физических, эмоциональных) в развитии обучающихся, а также различных видов нарушений социального развития и проведение их психолого-педагогичес-кой коррекции
Цель 7 Готовность к формированию психологической культуры обучающих, педагогических работников и родителей
Таблица 2
Профессиональные компетенции (результаты), достигаемые профессиональной образовательной программой
Результат 1 Способность демонстрировать глубокие знания основ Конституции Российской Федерации, законов РФ, постановлений и решений Правительства РФ и региональных органов управления образованием по вопросам образования, декларации прав и свобод человека, конвенции о правах ребенка, а также нормативные документы, регулирующие вопросы охраны труда, здравоохранения, профориентации, занятости обучающихся и их социальной защиты
Результат 2 Способность воспринимать, обрабатывать, анализировать и обобщать научно-психологическую информацию, передовой отечественный и зарубежный опыт в области педагогической психологии, а также внедрять новые методы работы в психолого-педагогическую практику
Результат 3 Способность применять полученные знания по психологическим дисциплинам: общая психология, педагогическая психология и общая педагогика, психология личности и дифференциальная психология, детская и возрастная психология, социальная психология, медицинская психология, детская нейропсихология, патопсихология, психосоматика, основы дефектологии, психотерапии, сексологии, психогигиены, профориентации, психологии труда, психодиагностики, психологического консультирования и психопрофилактики для решения профессиональных задач, стоящих перед образовательным учреждением, и использовать творческий подход для разработки новых оригинальных идей и методов проектирования
Результат 4 Способность определять, систематизировать и получать необходимые данные в сфере своей профессиональной деятельности с использованием новейших методов исследований, средств диагностики, автоматизированных (компьютерных) систем
Результат 5 Способность принимать участие в аналитических, экспериментальных исследованиях по своей специализации с использованием новейших достижений психологической и педагогической науки, передового отечественного и зарубежного опыта в области знаний, соответствующей выполняемой работе, уметь критически оценивать полученные теоретические и экспериментальные данные и делать выводы
Результат 6 Способность интегрировать знания различных и смежных научных направлений для получения наиболее эффективных результатов профессиональной деятельности
Результат 7 Способность применять методы активного обучения, социально-психологического тренинга общения, своевременные методы индивидуальной и групповой профконсультации, диагностики и коррекции нормального и аномального развития ребенка
Результат 8 Способность понимать необходимость и уметь самостоятельно учиться и повышать квалификацию в течение всего периода профессиональной деятельности
Результат 9 Способность эффективно работать индивидуально, в качестве члена команды по междисциплинарной практике, а также руководить командой
Результат 10 Способность всесторонне оценить используемые методы, области их применения, демонстрируя понимание вопросов здравоохранения, юридических аспектов, ответственности за педагогическую деятельность, влияние психолого-педагогических решений на социальный контекст и будущее обучающихся
По результатам анализа была сформирована матрица соответствия целей профессиональной образовательной программы по специальности «педагогика и психология» и результатов обучения по программе, представленная в таблице 3.
Таблица 3
Соответствие целей программы и результатов обучения
Цели програм- мы Результаты обучения
Р1 Р2 Р3 Р4 Р5 Р6 Р7 Р8 Р9 Р10
Ц1 + + + + + + +
Ц2 + + + + +
Ц3 + + +
Ц4 + + + +
Ц5 + + + + + +
Ц6 + + + + +
Ц7 + + + +
Проведенный анализ показал, что наиболее востребованы для осуществления практической деятельности компетенции, связанные со знанием психологических дисциплин, способности к систематизации полученных знаний, использованию в работе новейших компьютерных технологий, участию в аналитических и экспериментальных исследованиях и способности к интеграции знаний смежных дисциплин. Менее всего представлены профессиональные компетенции, связанные со знанием действующего законодательства, способности к командному взаимодействию с другими специалистами.
Для выявления соответствия целей и результатов обучения студентов по специальности «педагогика и психология» нами была разработана шкала сформированности предметно-специализированных компетенций и система их оценки в баллах. Оценка результатов обучения в баллах позволила получить цифровое выражение сформированных компетенций для их последующего анализа и максимально исключить субъективизм в оценке.
Результат 1. Оценивается с помощью тестирования.
Знания действующего законодательства РФ в области профессиональной деятельности и социального законодательства (максимально - 10 баллов).
Результат 2. Оценивается по литературному обзору ВКР:
1. Количество использованных источников: 60 и более - 2 балла; менее 60 - 1 балл.
2. Процент использованных источников за последние 5 лет: 50 % и более - 2 балла; менее 50 % -1 балл.
3. Использование зарубежных литературных источников: использует - 1; не использует - 0 баллов.
4. Структурирование материала с анализом, переработкой, критическим отношением к различ-
ным научным направлениям: проведено - 2 балла, ряд аспектов не проанализирован - 1 балл; отсутствует - 0 баллов.
5. Выводы: сформулированы в соответствии с целями и задачами исследования - 3; выводы не соответствуют целям и задачам - 2 балла; выводов нет - 0 баллов.
Результат 3. Оценивается по выпускной квалификационной работе.
Описание теоретической основы исследования в соответствии с современными научными представлениями: есть описание - 10 баллов; описание неполное или не соответствует научным направлениям - 5 баллов; нет теоретического описания методики - 0 баллов.
Результат 4. Оценивается по выпускной квалификационной работе:
1. Использование в работе валидных методов диагностики, в т. ч. с использованием компьютерных систем: используется - 3 балла; не используется - 0 баллов.
2. Использование в работе методов статистической обработки материала: используется - 3 балла; не используется - 0 баллов.
3. Способность к проведению анализа полученных данных и формулировке выводов: анализ проведен, выводы сформулированы - 4 балла; анализ не проведен, выводы не сформулированы - 0 баллов.
Результат 5. Оценивается по выпускной квалификационной работе.
Учитываются отзывы рецензентов и научных руководителей.
Положительные отзывы научного руководителя и рецензента - 10 баллов; отрицательный отзыв -0 баллов.
Результат 6. Оценивается по выпускной квалификационной работе.
Учитываются возможности применения полученных результатов при осуществлении практической деятельности.
Используются в работе (отражено в ВКР) -10 баллов; возможное применение в практической деятельности - 5 баллов; применить невозможно -0 баллов.
Результат 7. Оценивается по выпускной квалификационной работе.
Использование в работе методов активного обучения, социально-психологического тренинга общения, своевременных методов индивидуальной и групповой коррекции: используется - 10 баллов; не используется - 0 баллов.
Результат 8. Оценивается по участию студента в программах дополнительного образования во время обучения (факультативные курсы, проведение научно-исследовательской работы).
Участвует - 10 баллов; не участвует - 0 баллов.
Результат 9. Оценивается по результатам комплексной психолого-педагогической практики.
Отличная оценка - 10 баллов; хорошо - 6; удовлетворительно - 3; неудовлетворительно - 0 баллов.
Результат 10.
1. Оценивается по характеру работы (носит ли работа междисциплинарный характер, т. е. затрагивает ли она проблемы на стыке дисциплин, например, педагогика, психология и медицина). Работа носит междисциплинарный характер - 2 балла; не носит междисциплинарного характера - 0 баллов.
2. Оценка выпускной квалификационной работы: отлично - 3 балла; хорошо - 2 балла; удовлетворительно - 1 балл; неудовлетворительно - 0 баллов.
3. Оценка на государственном экзамене: отлично - 5 баллов; хорошо - 4 балла; удовлетворительно - 3 балла; неудовлетворительно - 0 баллов.
Таким образом, максимальное количество баллов, которое может набрать выпускник в ходе тестирования, равняется 100.
Исследование проводилось на 60 выпускниках ТГПУ по специальности «педагогика и психология» заочной формы обучения. Применялись следующие методы обследования: анализ документов
(выпускные квалификационные работы), анализировались результаты сдачи квалификационных экзаменов, проводилось тестирование по вопросам знания действующего законодательства РФ в области будущей профессиональной деятельности. Статистическая обработка полученных данных проводилась с использованием методов математической статистики по программе 81ай8йса 6.0.
В ходе проведенного исследования было установлено, что максимальный уровень сформирован-ности предметно-специализированных компетенций составил 100 баллов, минимальный - 33 балла, средний - 61.5 балла. При этом максимальное количество студентов (50 человек - 82.6 %) имеют уровень предметно-специализированных компетенций от 40 до 80 баллов. Вероятно, что данные показатели не могут быть удовлетворительными, поскольку разрыв в подготовке специалистов к практической деятельности варьируется в широких пределах и обусловливает разноуровневую подготовку студентов.
При анализе предметно-специализированных компетенций, представленных в таблице 4, отмечается неравномерность формирования компетенций у студентов.
Таблица 4
Соотношение количества баллов, набранных по результатам обучения
Результат Минимальное количество баллов Среднее количество баллов Максимальное количество баллов
баллы студенты % баллы студенты % баллы студенты %
1. 0 4 6.6 4-6 52 86.8 8-10 4 6.6
2. 0-4 6 10.0 5-7 36 60.0 8-9 18 30.0
3. 0 1 1.6 4-6 34 56.7 8-10 25 41.7
4. 2-3 2 3.3 5-7 11 18.3 8-10 47 78.4
5. 0 18 30.0 - - - 8-10 42 70.0
6. 0 2 3.4 4-6 45 75.0 8-10 13 21.6
7. 0 27 45.0 4-6 1 1.6 8-10 32 53.4
8. 0 58 96.7 - - - 8-10 2 3.3
9. 2-3 7 11.6 5-6 27 45.0 9-10 26 43.4
10. 3 1 1.6 4-7 37 61.7 8-10 22 36.7
Так, результаты обучения № 5, 7 и 8, связанные с оценкой рецензентами и научными руководителями выпускной квалификационной работы, ее практической ориентацией и участием студентов в научно-исследовательской работе, дополнительном образовании в рамках выбранной специальности во время обучения, получили самые низкие баллы по предложенной системе оценки. Это может быть связано как со спецификой организации заочного образовательного процесса и
личностно-мотивационными факторами.
Результаты изучения предметно-специализированных компетенций показывают, что определенная часть выпускников не достигла поставленных программой целей подготовки и будет испытывать трудности в практической деятельности. Необходимо продолжить изучение факторов, влияющих на формирование предметно-специализированных компетенций, с целью улучшения качества подготовки специалистов.
Список литературы
1. Смирнов С. Д. Болонский процесс: перспективы развития в России // Высшее образование в России. 2004. № 1. С. 43-51.
2. Колпакова Е. Ю., Логинова Н. В. Влияние примера преподавателя на формирование профессиональной компетентности студента // IX Всерос. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование» (25-29 апреля 2005 г.): мат-лы конф. в 6 т. Т. 3. Ч. 1.: Инновационная деятельность в науке и образовании. Педагогика. Томск: Изд-во Томского государственного педагогического университета, 2005. С. 305-307.
3. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34-42.
4. Байденко В. И. Компетентности подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): методическое пособие. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. 114 с.
5. Байденко В. И. Компетенции в профессиональном образовании (К освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. 2004. № 11. С. 3-13.
6. Алексеева Л. Ф. Компетентностный подход в образовании как инновационная технология // IX Всерос. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование» (25-29 апреля 2005 г.): мат-лы конф. в 6 т. Т. 3. Ч. 1.: Инновационная деятельность в науке и образовании. Педагогика. Томск: Изд-во Томского государственного педагогического университета, 2005. С. 12-20.
7. Боев О. В., Коростелева Е. Н., Чучалин А. И. Проектирование магистерских программ на основе планирования компетенций специалистов / Под ред. проф. А. И. Чучалина: Томск: Изд-во ТПУ, 2007. С. 50-52.
Н. А. Диденко, старший преподаватель.
Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, г. Томск, Томская область, Россия, 634061.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 23.11.2009.
N. A. Didenko
THE ANALYSIS OF STRUCTURE OF SUBJECT-SPECIALIZED COMPETENCES OF GRADUATES ON SPECIALITY
«PEDAGOGICS AND PSYCHOLOGY»
In the article the structure and the contents of subject-specialized competences of graduates of pedagogical high school on speciality «pedagogics and psychology» are analyzed. The tool of an estimation of the level of formation in subject-specialized competence is offered. Conformity of the purposes of educational program and results of training are determined. Non-uniformity of formation in subject-specialized the competence among graduates and a low level competence, the received knowledge connected to practical application and carrying out of independent research work is established.
Key words: the competence approach in education, structure in subject-specialized competence among teachers-psychologists.
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Tomsk oblast, Russia, 634061.
E-mail: [email protected]