Примечания
Пирожков В.Ф. Криминальная психология: Учеб. пособие. М., 2001.
Там же.
Там же.
Зинченко В.П. Человек развивающийся: очерки российской психологии. М., 1994.
Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание: о месте психологического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. М., 1957.
Непомнящая Н.И. Психодиагностика личности: теория и практика. М., 2001.
Начало исследованию семиотического развития в онтогенезе положил Ж. Пиаже, который понимал под этим развитием способность человека представлять отсутствующий объект или событие социокультурного пространства посредством различных символов и знаков, отличных от того, что они обозначают в реальности. Пирожков В.Ф. Криминальная психология.
Щекин Г.В. Визуальная психодиагностика: познание людей по их внешности и поведению. Киев, 1995.
6
7
5
УДК 159.923:316.6
АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ И ФУНКЦИЙ СИСТЕМЫ ОТНОШЕНИЙ ЛИЧНОСТИ К ЭМИГРАЦИИ
С.В. Фролова
Саратовский государственный университет, кафедра психологии E-mail: [email protected]
В работе проводится структурно-функциональный анализ системы отношений личности к эмиграции на материале эмпирического исследования и формирующего эксперимента. Выявлены особенности системы отношений личности с эмиграционными намерениями, рассогласованность содержательных компонентов которой не способствует сохранению целостности и самоидентичности субъекта. Результаты формирующего эксперимента явились основой для выделения побудительной и адаптационной функции системы отношений личности к эмиграции.
Personality Attitudes towards Emigration Functions’ and Structure Analysis S.V. Frolova
The paper performs a structural-functional analysis of a personality attitudes towards migration system using data of an empirical research, and those of a forming experiment. Emigration intentions cherishing personality’s system of attitudes peculiarities have been detected, in which content components’ dissonance does not support a subject’s integrity and self-identity. A forming experiment outcomes have become a basis for singling out an imperative and an adaptive functions of a personality’s attitudes towards emigration system.
Мир современного человека характеризуется столь ускоряющимися изменениями и смешениями различных по форме и содержанию потоков информации, что его непостоянная и многозначная реальность становится во многом условной и тем самым угрожающей целостности и идентичности человека. Эти особенности все чаще вызывают в умах футурологов, культурологов, философов попытки их научного анализа, заканчивающиеся, как правило, предостережениями от попустительского, безответственного отношения к настояще-
му. Столь стремительные перемены, связанные с развитием науки и техники и с глобальной коммуникацией и информатизацией жизни общества, как замечает Э. Тоффлер, порождает новое поколение людей, не привязывающихся к каким-либо ценностям и постоянно мигрирующих в поисках будущей лучшей жизни1. Вполне возможно, что это одна из главных причин возрастающих эмиграционных намерений современной молодежи2. Каковы последствия реализации этих намерений как на уровне отдельной личностной судьбы, так и на уровне жизни целого общества - вопрос, поиск ответа на который весьма актуален и важен и для экономики и социального развития страны, и для решения проблемы развития и психической адаптации современного человека.
Ранее предпринятые нами исследования3 показали, что смыслообразующими факторами эмиграционных намерений личности являются ценностные ориентации, предпочтение климата, природных условий и социокультурных особенностей жизни другой страны, а также дефицит переживания в субъективном анамнезе сказочномифологических образов культуры своего народа.
Целью настоящего исследования, логически продолжающего предыдущие, является структурно-функциональный анализ системы отношений личности к эмиграции.
Теоретико-методологической основой исследования являются психологическая теория отношений личности В.Н. Мясищева, этнофунк-циональный подход в понимании становления, развития и адаптации личности, введенный в психологию и экспериментально разработанный А.В. Сухаревым4.
Опираясь на методологический принцип единства трех сторон отношений личности - ког-
© С.В. Фролова, 2008
нитивной, эмоциональной и конативной - введенный В.Н. Мясищевым5, в системе отношений личности к эмиграции можно выделить три соответствующие стороны. Когнитивная сторона системы отношений личности к эмиграции может быть представлена сложившимися убеждениями и различной силой интереса к тем или иным аспектам жизни своей страны и зарубежья. Эмоциональная сторона отношения к эмиграции проявляется в содержании и силе чувств, переживаемых в связи с реальными или представляемыми особенностями жизни родной страны и за ее пределами. Конативная сторона отношений личности к эмиграции может быть непосредственно выражена в содержании планируемой стратегии жизни, в частности, в эмиграционном намерении или желании реализовать свои возможности в своей стране.
Одним из центральных понятий проблемного поля этнофункционального подхода в изучении личности является этническая функция - этно-интегрирующая или этнодифференцирующая, которой потенциально обладает каждый элемент внешней и внутренней среды личности6. Этнической функцией обладают также и отношения личности к различным сторонам действительности. Положительное отношение к эмиграции и предпочтение иных этнокультурных, климатогеографических и социальных факторов жизни другой страны будут способствовать дезинтеграции, разобщенности личности с ее реальной этнокультурной средой, что в свою очередь может отражаться и на ее адаптивных возможностях.
Отношения личности неминуемо связаны с процессом смыслопорождения. Как обобщил в своем теоретическом изыскании Д.А. Леонтьев, система отношений личности может являться одним из источников как глобальных жизненных, так и ситуативных смыслов развертывающейся деятельности, то есть выполнять смыслообразующую функцию7.
Настоящее исследование предваряли два основных предположения: 1) структура отношений личности с эмиграционным намерением является рассогласованной по направленности и степени выраженности ее содержательных компонентов; 2) система отношений личности к эмиграции помимо смыслообразующей и этнической функций осуществляет также побудительную и адаптационную функцию психики.
Методика исследования
Для проверки наших предположений было предпринято исследование, в котором приняли участие 72 студента в возрасте от 19 до 21 года (2006-2007 гг.). В исследовании применялся следующий инструментарий: психологический анкетный опрос с использованием субъективной шкалы оценок, направленный на выявление эми-
грационных намерений и изучение когнитивной стороны отношений к этнокультурным, климатогеографическим и социальным факторам родной страны и зарубежья; цветовой тест отношений А.М. Эткинда; копинг-тест WCQ Р. Лазаруса и С. Фолькман; проективный метод Роршаха. Для выявления функций системы отношений личности к эмиграции был предпринят метод формирующего эксперимента.
1. Когнитивная сторона отношений личности к эмиграции исследовалась при помощи специально разработанной психологической анкеты с использованием субъективной шкалы оценок таких этнокультурных, социальных, климатогеографических и антропо-биологических факторов своей и чужой страны, как: 1) художественные фильмы, 2) художественная литература, 3) музыка, 4) живопись, 5) народные песни, 6) народные танцы, 7) народные сказки, 8) народные пословицы, поговорки, 9) особенности языка, 10) вера народа, 11) культура поведения, 12) природа, 13) климат, 14) историческое прошлое страны, 15) особенности современной жизни, 16) национальная одежда, 17) национальный характер, 18) народные праздники, 19) политическая стабильность, 20) нравственно-психо-логическая атмосфера в обществе, 21) развитие науки, 22) степень предоставляемых свобод личности, 23) уровень социальной защищенности, 24) уровень удовлетворения социально-бытовых потребностей (товары широкого потребления, жилищные условия и др.), 25) типичные продукты питания, 26) национальная кухня. Оценки каждого фактора могли распределяться по шкале от «-10» до «+10» баллов: при отрицательном отношении проставляются оценки со знаком «-», при положительном - со знаком «+»; чем больше значимость (положительная или отрицательная), тем выше балл.
2. Эмоциональная сторона отношений личности к эмиграции исследовалась при помощи цветового теста отношений А.М. Эткинда8. Испытуемых просили сначала проранжировать предлагаемые 8 цветов по степени приятности (от самого приятного к самому неприятному), а затем предлагали соотнести данные цвета с родной страной и страной зарубежья.
3. Для оценки адаптивности поведения в стрессовых ситуациях использовался копинг-тест WCQ («Опросник о способах копинга») Р. Лазаруса и С. Фолькман (адаптация коллективом исследователей под руководством Л.И. Вассермана, СПб. ПНИ им. В.М. Бехтерева). Данный опросник опирается на концепцию копинг-поведения Р. Лазаруса9 и содержит 8 субшкал: 1 - конфронтационный копинг; 2 - дистанцирование; 3 - самоконтроль; 4 - поиск социальной поддержки; 5 - принятие ответственности; 6 - бегство-избегание; 7 - планирование решения проблемы; 8 - положительная переоценка.
4. При помощи проективного теста Роршаха исследовалось изменение эмоционального со-
стояния и показателей психической адаптации в ходе формирующего эксперимента. Наиболее значимыми показателями данного теста, имеющими диагностическую ценность в выявлении зрелости, адаптивности и гармоничности развития психики, являются «хорошие» формоцветовые ответы (FFb+), т.е. ответы, детерминированные в первую очередь соответствующей формой и учитывающие цвет. Наличие таких ответов в протоколе испытуемого свидетельствует о высокой степени адаптированности личности, ее целостности и гармоничности взаимодействия эмоциональной и когнитивной сторон отношений, а также об оптимальном эмоционально-мотивационном контроле, регулируемом интеллектом10.
5. С целью выявления функций системы отношений личности к эмиграции нами проводился формирующий эксперимент, направленный на изменение когнитивной стороны данной системы. Содержанием эксперимента явилось когнитивноэмоциональное погружение в образы родной природы и в этнофункционально согласованные сказочно-мифологические образы. Формирующий эксперимент проводился в течение 3,5 месяцев. На начальном и заключительном этапах формирующего эксперимента нами было предпринято психодиагностическое обследование, выявляющее структуру эмиграционных отношений и динамику показателей степени психической адаптации личности.
Обработка данных. Для математикостатистического анализа полученных данных применялись следующие методы: и-критерий Манна-Уитни; 1:-критерий Стьюдента, коэффициент ранговой корреляции г8 Спирмена, ф*-критерий углового преобразования Фишера.
Результаты исследования
1. Выраженность эмиграционных намерений в студенческой среде. Субъективное психологическое интервью позволило выявить в каждой из трех исследуемых групп процентное распределение студентов по трем группам: 1) с намерениями эмигрировать в другую страну безвозвратно; 2) с намерением временно эмигрировать; 3) с отсутствием эмиграционных намерений (табл. 1).
Таблица 1
Соотношение групп студентов с различным отношением к эмиграции
Выделенные группы %
1. Хотят постоянно жить и работать за рубежом 33,3
2. Хотят временно эмигрировать 48,2
3. Хотят постоянно жить и работать в России 18,5
Эмиграционное намерение рассматривается нами как выражение конативной стороны отношений личности к эмиграции, представляющее
собой отрицательное по направленности отношение к своей стране и положительное к стране зарубежья. Подавляющее большинство студентов мечтают и планируют покинуть навсегда или на время свою страну. Далее мы будем рассматривать когнитивную и эмоциональную стороны системы отношений личности к эмиграции в связи с содержанием ее конативной стороны, то есть с наличием или отсутствием эмиграционного намерения и его характером.
2. Когнитивная сторона системы отношений личности к эмиграции. Психологическая анкета с использованием субъективной шкалы оценок этнокультурных, климато-географических, социальных и других факторов жизни в своей и чужой стране позволила выявить когнитивную сторону отношений личности к эмиграции и сравнить количественные показатели позитивного отношения к своей и чужой стране в исследуемых группах при помощи 1-критерия Стьюдента (табл. 2).
Таблица 2
Выраженность субъективных оценок факторов жизни в России и других странах
Среднее значение субъективных оценок факторов жизни Группы студентов
1. Хотят постоянно жить и работать за рубежом 2. Хотят постоянно жить и работать в России 3. Хотят временно эмигрировать
В России 110,6 * 138,4 107,5
В другой стране 137,3 * 137 110,3
Примечание. Знаком * отмечены показатели, достоверно значимо различающиеся в столбцах, уровень статистической значимости р<0,05.
Как показывают данные табл. 2, в группе студентов с намерениями безвозвратно эмигрировать отмечаются достоверные различия в субъективной значимости факторов жизни своей и чужой страны: особенности жизни своей страны оцениваются гораздо ниже. Основой для таких оценок являются представления, сформированные с использованием материалов СМИ, Интернета, кинофильмов. Когнитивная сторона отношения к эмиграции в этой группе является более рассогласованной и противопоставляющей особенности жизни родной страны и зарубежья.
Для выявления степени согласованности когнитивной стороны отношений был применен коэффициент ранговой корреляции г8 Спирмена. Как оказалось, субъективная оценка значимости факторов жизни своей страны и зарубежья являются согласованными только для группы студентов, планирующих свою дальнейшую жизнь в пределах своей страны (р < 0,01) и не стремящихся ее покинуть.
В содержательном плане когнитивная сторона отношений личности к эмиграции исследовалась
в сопоставлении субъективных оценок различных групп факторов, среди которых нами были выделены три основные: 1) этнокультурные, 2) климато-геогра-фические, 3) антропобиологические. Как ока-залось, самые большие различия между группами потенциальных эмигрантов и желающих остаться в России наблюдаются в отношении к климато-географическим факторам. Желающие эмигрировать гораздо выше оценивают климат и природу других стран (р < 0,01). Также студенты этой группы выше оценивают и антропобиологические особенности других стран (р < 0,05). Так, они более предпочитают типичные продукты питания и особенности национальной кухни других стран. А вот культура, традиции других народов им представляются не столь значимыми и интересными (табл. 3), что, естественно, не будет способствовать их интеграции с социокультурной и этнической средой страны желаемой эмиграции.
Таблица 3
Выраженность содержательных компонентов когнитивной стороны отношения к эмиграции (в средних значениях)
Группы Отношение к этнокультурным особенностям Отношение к климатогеографическим условиям Отношение к антропо-биологическим особенностям
Рос- сии Другой страны Рос- сии Другой страны Рос- сии Другой страны
1. Хотят постоянно жить и работать за рубежом 5,9* 3,2* *3,9** * * 9, * 5,4 *6,7
2. Хотят постоянно жить и работать в России 7,6* 2,4* *7,9* * 6, * 6,9* *4 g*
Примечание. Знаком * отмечены показатели, достоверно различающиеся с уровнем статистической значимости р < 0,05; знаком ** отмечены показатели, различающиеся с уровнем достоверности р < 0,01; слева от количественных показателей отмечены различия в столбцах, справа - различия между парами в строках.
3. Эмоциональная сторона системы отношений личности к эмиграции. Данная сторона отношений личности к эмиграции выявлялась с использованием цветового теста отношений А.М. Эткинда. Проранжированные по степени приятности цвета предлагалось соотнести сначала с родной страной, а затем со страной зарубежья. Обработка данных представляла собой количественный подсчет рассогласований между выбором приятных цветов и цветов, соответствующих определяемой стране. Чем больше значение суммы рассогласований, тем более негативно отношение к стране. Полу-
ченные средние значения для стран в каждой группе студентов сравнивались при помощи и-критерия Манна-Уитни (табл. 4).
Представления о родной стране у студентов с эмиграционными намерениями постоянного и временного характера вызывают не очень приятные чувства. Более приятные переживания связаны со страной желаемой эмиграции.
Для группы без эмиграционных намерений свойственны более согласованные эмоциональные отношения к родной и чужой стране, о чем свидетельствуют данные корреляционного анализа (р < 0,05).
Таблица 4
Выраженность негативного эмоционального отношения к России и зарубежью
Выраженность среднего значения негативного эмоционального отношения Группы студентов
1. Хотят постоянно жить и работать за рубежом 2. Хотят постоянно жить и работать в России 3. Хотят временно пожить за рубежом
К России 27,1 ** 13,8 22 **
К другой стране 12,8 ** 12,3 12,6 **
Примечание. Знаком ** отмечены показатели, достоверно различающиеся (попарно в столбцах), уровень статистической значимости р < 0,01.
4. Побудительная функция отношения личности к эмиграции. Функциональный аспект рассмотрения системы отношений личности к эмиграции предполагает изучение ее роли и влияния на особенности психических процессов, состояний и свойств личности. Выявление отдельных функций отношения личности к эмиграции с необходимостью требует проведения формирующего эксперимента.
Проведенный структурный анализ отношений личности к эмиграции и использование методологического принципа системности позволили сделать предположение о возможных изменениях в целостной системе отношений при воздействии на отдельные ее подструктуры. Погружение в образы родной природы и сказочно-мифологические образы культуры своего народа могут способствовать возрастанию позитивности когнитивной стороны отношений личности к своей стране и снижению эмиграционных намерений.
Теоретико-методологической основой формирующего эксперимента явились этнофункцио-нальный подход в психопрофилактике и психотерапии А.В. Сухарева11, психологическая теория отношений личности В.Н. Мя-сищева12, теория ролей и метод психодрамы Я.Л. Морено13, положения нейролингвистиче-ского программирования по использованию субмодальностей образов в процессе саморегуляции личности, метод ката-тимного переживания образов Х. Лейнера14.
Модель нашего формирующего эксперимента сводилась к использованию этнофункционально согласованных по своему содержанию образов как механизму воздействия на когнитивную сторону отношений личности и опосредованно через нее
- на эмоциональную и конативную стороны отношений личности к эмиграции.
Образы представления способны вызывать целостные переживания, имеющие когнитивную, эмоциональную и конативную стороны. Они характеризуются содержанием, формой, перцептивными модальностями (и субмодальностями), валентностью (отрицательной или положительной), эмоциональной заряжен-ностью, силой переживания, субъективной значимостью. Образ может быть приятен или неприятен и вызывать различные чувства. Положительно значимое переживание, вызываемое образом, может давать ощущение прилива сил. В этой связи образ представления можно определить как один из энергетических источников психики человека, способный принимать активное участие в регуляции его состояний и деятельности.
В результате проведенного эксперимента были обнаружены изменения в оценках значимости особенностей родной страны (табл. 5).
Таблица 5
Динамика выраженности положительной значимости факторов жизни в России в ходе эксперимента
Время обследования Среднее значение положительной значимости факторов жизни в России
До эксперимента 110,6 *
После эксперимента 128,6 *
Примечание. Знаком * отмечены показатели, достоверно значимо различающиеся в столбце, уровень статистической значимости р < 0,05.
Желание строить свою дальнейшую судьбу за пределами родной страны у 33,9% участников экспериментальной группы сменилось активным поиском своих возможностей реализовать жизненные смыслы, находясь в своей стране (табл. 6).
Таблица 6
Соотношение групп студентов с различным отношением к эмиграции до и после эксперимента
Отношение к эмиграции До эксперимента После эксперимента
1. Постоянно жить и работать за рубежом 33,3% 14,3%
2. Постоянно жить и работать в России 18,5%** 52,4%**
3. Временно эмигрировать 48,2% 33,3%
Примечание. Знаком ** отмечены показатели, достоверно различающиеся (с уровнем достоверности р < 0,01 по ф*-критерию Фишера) в строках.
Данный формирующий эксперимент с использованием восприятия и представления образов, согласованных с природой и культурой места проживания, способствовал изменению системы отношений личности к эмиграции, отразился на самоидентичности собственной личности, принятии окружающей реальности и пересмотре жизненных планов, для реализации которых выезд из родной страны перестает быть главным условием. В этом случае результаты эксперимента позволяют констатировать побудительную функцию когнитивной стороны отношений личности к формированию эмиграционных намерений.
5. Адаптационная функция отношения личности к эмиграции. Математический анализ (с помощью и-критерия Манна-Уитни и 1:-критерия Стью-дента) выбора стратегий совладания с трудными жизненными ситуациями показал, что у студентов с эмиграционными намерениями значительно чаще встречаются «конфронтация» и «бегство-избегание» (р < 0,01 - по и-критерию Манна-Уитни; р < 0,05
- по 1-критерию Стьюдента). Конфронтационное совладание включает агрессивные усилия по изменению ситуации и предполагает определенную степень враждебности и готовности к риску. Когнитивные и поведенческие усилия стратегии бегства-избегания направлены на избегание проблемы. Нередко «необъяснимые бегства людей от своей семьи, из своего дома, города, когда направление бегства значения не имеет», и когда важно оказаться просто в другом месте, П. Жане называет «бегством из ситуации» или бегством от самого себя для того, чтобы «спастись от необходимости действий, которые он должен будет совершить в определенной ситуации»15. Можно предположить, что для части студентов с эмиграционными намерениями возможность уехать в другую страну представляется способом «не решать» возникающие трудные жизненные ситуации в существующей реальности или способом конфронтационного совладания с возникающими жизненными проблемами психической адаптации в исходной социокультурной среде.
Две выделившиеся стратегии совладания с трудностями являются низко адаптивными, что дает возможность предполагать, что отношение личности к эмиграции может обладать адаптационной функцией для психики. Для проверки этого предположения в ходе формирующего эксперимента, основным содержанием которого стало восприятие, представление и переживание образов этнофункционально согласованных народных сказок, былин, мифологических сюжетов, образов родной природы, фиксировались изменения в эмоциональном состоянии и показателях психической адаптации при помощи проективного теста Роршаха. Наибольшей диагностической ценностью для нас обладали «хорошие» формоцветовые ответы (FFb+), т.е. ответы, детерминированные, в первую очередь, соответствующей формы, и учитывающие цвет. Наличие таких ответов в протоколе ис-
пытуемого свидетельствует о высокой степени адаптированности личности, ее целостности и гармоничности взаимодействия эмоциональной и когнитивной сторон отношений, а также об оптимальном эмоционально-мотивационном контроле, регулируемом интеллектом16. Отсутствие в протоколе ответов, детерминированных формой и цветом, является показателем бедности, неразвитости эмоционально-мотивационной сферы, которая не только не осознается, но и практически блокируется для своего выражения.
Как видно из табл. 7, в результате формирующего эксперимента происходят значительные изменения в экспериментальной группе в сторону более высокой адаптированно сти, личностной интегрированности и согласованности взаимодействия когнитивной и эмоциональной сфер личности. Так, мы можем наблюдать значительное возрастание ответов FFb+ в протоколах участников экспериментальной группы после эксперимента по сравнению с их начальным уровнем и по сравнению с уровнем выраженности этого показателя в контрольной группе до и после эксперимента.
Таблица 7
Средние значения выраженности адаптационного потенциала личности (ответы FFb+ по тесту Роршаха) в экспериментальной и контрольной группах до и после эксперимента
Время обследования Средние значения ответов FFb+
Экспериментальная группа Контрольная группа
До эксперимента *г- С", 0, 0,96* э2
После эксперимента 3* э1, к1, к2 1,1* э2
Примечание: Знаком * отмечены показатели, достоверно различающиеся (с уровнем достоверности р < 0,05 по 1-критерию Стьюдента); э1 - экспериментальная группа до эксперимента, э2 - экспериментальная группа после эксперимента, к1 - контрольная группа до эксперимента, к2 - контрольная группа после эксперимента.
Динамика фиксируемых показателей свидетельствует о том, что изменение когнитивной составляющей системы отношений личности к своей стране через значимое позитивное переживание образов, согласованных с культурой и природой родной страны, отражается не только на конативной стороне отношений личности, но и способствует повышению ее психической адаптации. Таким образом, система отношений личности к эмиграции играет определенную роль, или функцию, в сохранении и развитии ее адаптационного потенциала.
Выводы
Проведенные нами теоретические, эмпирические и экспериментальные исследования позволяют рассмотреть систему отношений личности
к эмиграции в структурном и функциональном ее аспектах. Опираясь на психологическую теорию отношений личности В.Н. Мясищева, в структуре отношений личности к эмиграции можно выделить три ее стороны: 1) когнитивную, представленную убеждениями относительно особенностей жизни в своей стране и зарубежье; 2) эмоциональную, которая может характеризоваться различными чувствами, сопровождающими помыслы о своей и другой стране; 3) конативную, выражающуюся в действиях, которые предпринимает или намеревается предпринять субъект.
В ходе проведенного нами исследования подтвердилось предположение о том, что структура отношений личности с эмиграционным намерением является внутренне рассогласованной по степени выраженности ее содержательных компонентов. Когнитивная сторона системы отношения к эмиграции в этой группе является более противопоставляющей особенности жизни родной страны и зарубежья.
Для личности, планирующей свою дальнейшую жизнь в пределах своей страны и не стремящейся ее покинуть, когнитивная сторона системы отношений является внутренне согласованной.
Содержательными компонентами когнитивной стороны системы отношений личности к эмиграции могут являться такие ее элементы как отношение к культурным, социальным, политическим, экономическим, образовательным, климатическим, географическим и т.д. факторам жизни родной и чужой страны, а также отношение личности к самой себе в связи с представлением и оценкой факторов реального и предполагаемого места для жительства. Характеристиками каждого содержательного элемента могут выступать направленность, оценочность, значимость и сила (потенциал, определяющий степень интереса, напряжения желания или потребности).
Среди основных содержательных сфер когнитивной стороны отношений к эмиграции, выделенных нами, самые большие различия между группами потенциальных эмигрантов и желающих остаться в России наблюдаются в отношении к климато-геогра-фическим факторам. Желающие эмигрировать гораздо выше оценивают климат и природу других стран (р < 0,01). Также представителями этой подгруппы выше оцениваются антропобиологические особенности других стран (р < 0,05). А вот культура, традиции других народов им представляются не столь значимыми и интересными. Таким образом, система отношений личности с эмиграционными намерениями не является внутренне согласованной целостностью, одними своими компонентами разобщая личность с ее реальной этносредой, а другими своими компонентами разобщая ее и с особенностями страны желаемой эмиграции.
Определенной дисгармоничностью характеризуется и эмоциональная сторона системы отношений личности с эмиграционным намере-
нием. Представления о родной стране для такой личности вызывают более негативные чувства, чем мечты о стране желаемой эмиграции.
Для группы без эмиграционных намерений свойственна большая внутренняя согласованность эмоциональной стороны системы отношений к родной и чужой стране, о чем свидетельствуют данные корреляционного анализа (р < 0,05).
В функциональном плане все содержательные и уровневые компоненты могут быть более или менее согласованными между собой. Их согласованность может выступать в качестве индикатора целостности, интегрированности личности и ее хорошего адаптационного потенциала. А их рассогласованность потенциально может приводить к дезинтегрированности личности и возрастанию риска дезадаптации или может, вызывая определенные внутриличностные противоречия, являться источником дальнейшего личностного развития. Само намерение эмигрировать может являться стратегией избегания проблемной жизненной ситуации или стратегией конфронтации с реально существующими условиями, представляющими собой низко адаптивные стратегии совладания с трудностями.
Существование адаптационной функции системы отношений личности к эмиграции подтвердилось результатами проведенного нами формирующего эксперимента, в ходе которого использовались этнофункционально согласованные по своему содержанию образы восприятия и представления как механизм воздействия на когнитивную сторону отношений личности и опосредованно через нее - на эмоциональную и конативную стороны отношений личности к эмиграции. Изменение когнитивной составляющей системы отношений личности к своей стране через значимое позитивное переживание образов, согласованных с культурой и природой родной страны, способствует усилению личностной интегрированности через оптимизацию взаимодействия когнитивной и эмоциональной сфер личности и повышает ее адаптационный потенциал.
В ходе формирующего эксперимента желание строить свою дальнейшую судьбу за пределами родной страны у 33,9% участников экспериментальной группы сменяется активным поиском своих возможностей реализовать жизненные смыслы, находясь в своей стране. Таким образом, изменение когнитивной стороны системы отношений личности к эмиграции отражается на самоидентичности, принятии личностью окружающей реальности и пересмотре жизненных планов, для реализации
которых выезд из родной страны перестает быть главным условием. Это позволяет констатировать побудительную функцию когнитивной стороны отношений личности к формированию тех или иных жизненных планов и намерений.
Система отношений личности к эмиграции потенциально является источником смыслов как для отдельных ситуаций, так и для жизни в целом. Так же, как и смысл, функция или роль может приобретать масштабы, выходящие за пределы психики субъекта, его личностной судьбы. Функции системы отношений личности к эмиграции могут приобретать социальное значение. Так, безусловно, возникшее эмиграционное намерение будет выполнять функцию дезинтеграции данной личности с ее этносом, не способствуя в данном случае его сохранению. В связи с этим мы можем говорить и
0 различных социальных и этнических функциях системы отношений личности к эмиграции.
Примечания
1 Тоффлер Э. Шок будущего / Пер. с англ. М., 2002. С. 89, 92.
2 См., напр.: Леденева Л.И. Эмиграционные намерения студентов крупных городов Европейской части бывшего СССР: Дис. ... канд. экон. наук. М., 1995.
3 Фролова С.В. Смыслообразующие факторы эмиграционных намерений студентов // Психологический журнал. 2006. Т. 27, № 3. С. 58-67.
4 Сухарев А.В. Этнофункциональная психология в воспитании, психотерапии и психопрофилактике. М., 2006.
5 Мясищев В.Н. Психология отношений / Под ред. А.А. Бо-далева. М.; Воронеж, 2003.
6 Сухарев А.В. Указ. соч. М., 2006.
7 ЛеонтьевД.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М., 2007.
8 Шапарь В.Б., Шапарь О.В. Практическая психология. Проективные методики. Ростов н/Д, 2006. С. 273-302.
9 LazarusR.S. Psycological Stress and Coping Process. N.Y., 1966.
10 Bohm E. Rorschach Psychodiagnostik. Bern, 1972.
11 Сухарев А.В. Указ. соч.
12 Мясищев В.Н. Указ. соч.
13 Цит. по: Лейтц Г. Психодрама: Теория и практика. М., 1994.
14 Лейнер Х. Кататимное переживание образов. М., 1996.
15 См.: МалашкинаМ.М. Популярная история психологии. М., 2002; Жане П. Неврозы. М., 1911.