Анализ структурных сдвигов в развитии машиностроительной отрасли
Крыма1
The analysis of structural changes in the development of engineering
industry of the Crimea
Н.А. Симченко N. Simchenko
д.э.н., профессор, зав. кафедрой экономической теории Института экономики и управления Крымского федерального университета имени В.И.
Вернадского e-mail: natalysimchenko @yandex.ru.
С.Ю. Цёхла S. Tsohla
д.э.н., профессор, зав. кафедрой менеджмента предпринимательской деятельности Института экономики и управления Крымского федерального
университета имени В.И. Вернадского e-mail: [email protected].
Д.И. Плугарь D. Plugar
студентка Института экономики и управления Крымского федерального
университета имени В.И. Вернадского e-mail: plugar. [email protected].
Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта №15-32-10103.
В статье проведен ретроспективный анализ структурных сдвигов в развитии машиностроительной отрасли Крыма за период 1985-2014 гг. Исследованы изменения в структуре материального производства региональной экономики. Изучены предпосылки, влияющие на изменения в валовом региональном продукте. Представлены результаты анализа номенклатуры продукции машиностроения основных предприятий Республики Крым. Сделан вывод о приоритетности и перспективности развития машиностроительной отрасли в регионе в условиях новой индустриализации.
Ключевые слова: промышленное производство, машиностроение, структурные сдвиги, ретроспективы, экономика Крыма.
1 Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта №15-32-10103.
The retrospective analysis of structural changes in the engineering industry development of Crimea during the period 1985-2014 is made by authors in the paper. The changes in the structure of the industrial production of the regional economy are researched. The conditions that affect for the change in the gross regional product are analyzed. The results of the nomenclature analysis of the mechanical engineering enterprises of the Republic of Crimea are analyzed. It is concluded that the development of the engineering industry in the framework of new industrialization is the imperative for the Crimea.
Keywords: industrial production, mechanical engineering, structural changes, retrospectives, economy of the Crimea.
Важнейшей объективной предпосылкой обеспечения устойчивого экономического развития России является формирование новой технологической базы промышленного развития. Ведущая роль в процессе нового индустриального развития страны отводится, безусловно, регионам и их вкладу в развитие промышленного производства государства. Определение стратегических императивов промышленного развития крымского региона требует проведения ретроспективного анализа тенденций развития промышленности с целью идентификации успешных и деструктивных результатов функционирования той или иной отрасли промышленности.
Целью написания статьи является проведение ретроспективного анализа структурных сдвигов в развитии машиностроительной отрасли Крыма за период 1985-2014 гг. для выявления тенденций и факторов, обусловливающих структурные сдвиги в отрасли региона.
Одним из доминирующих трендов трансформации современного мирового хозяйства является усиление внимания к развитию машиностроения как одной из доминирующих отраслей в обеспечении технологического, инновационного развития страны и региона. Промышленное производство особенно в советский период было ведущим сектором региональной экономики. На его долю в структуре валового регионального продукта (далее - ВРП) приходилось в 1990 году - 52% всей
произведенной продукции; сельское хозяйство (27%), строительство (11%) занимали второе и третье место соответственно (рис. 1).
50 40 30 20 10
1 II. ... 1. т
1Г Г 1ГГ ■
1990 1995 2000 2005 2010 2014
I Сельское хозяйство I Промышленность I Строительство I Торговля I Транспорт и связь
Рис. 1. Удельный вес основных видов экономической деятельности в ВРП
Крыма (1990-2014 гг.)
Источник: составлено авторами на основе [1, 2, 3].
0
В Крыму машиностроение начало развиваться с конца XIX века с появлением мастерских и доков, заводов для обслуживания потребностей Черноморского флота. Наиболее активный рост машиностроения в Крыму происходил в советский период, когда были образованы предприятия точного машиностроения, судостроения и судоремонта, производства деталей и оборудования. Производственная специализация регионального машиностроения ориентировалась на удовлетворение потребностей оборонно-промышленного комплекса СССР, Азовского и Черноморского морских пароходств, сельскохозяйственного производства и перерабатывающей промышленности, транспорта, населения.
В структуре производства промышленной продукции Крыма машиностроение в 1985 году занимало вторую позицию после пищевой промышленности и переработки сельскохозяйственных продуктов, и в совокупности они составляли более 76% всего промышленного производства (рис. 2).
35 30 25 20 15 10 5
32,2
33,2
18,9
15,1
11,9
11
11,4
1985 1990 1995 2001 2005 2010 2014
Рис. 2. Изменения удельного веса продукции машиностроения в объеме промышленного производства Крыма
Источник: составлено авторами на основе [1, 2, 3].
Экономический кризис, рыночные преобразования, разрыв устоявшихся партнерских связей серьезным образом повлияли на изменения в структуре экономики Крыма. Среди основных структурных сдвигов в ВРП следует отметить устойчивый рост сферы услуг, что определялось как растущими потребностями населения в финансовых, образовательных, индивидуальных услугах, обеспеченности товарами повседневного спроса, так и «тенизацией» бизнеса, способствующей перетоку капитала. По сравнению с 1990 годом в 2014 году удельный вес в ВРП от торговой деятельности, ремонта автомобилей, бытовых приборов и предметов личного употребления, транспорта и связи увеличился более чем в 3 раза. Другой тенденцией развития материальной сферы общественного производства является резкое падение удельного веса промышленности в произведенном валовом региональном продукте с 51,4% в 1990 году до 19,9% в 1995 году и постепенному снижению к 2014 году до 13,9%, что позволяет утверждать о резкой деиндустриализации экономики региона, свертывании высокотехнологических производств и производств с большой долей сырьевой обработки.
0
Резкое снижение удельного веса машиностроения в промышленной продукции и общее падение промышленного производства к 1995 году является отражением системного кризиса в экономике Крыма, деформации структуры промышленности, сокращения видов экономической деятельности, определяющих технический уровень развития промышленного производства. Обвальный спад объемов производства произошел в наиболее науко- и трудоемких сферах машиностроения - приборостроение, электротехническая промышленность. Основными причинами спада стали кризис платежеспособного спроса, технологическое отставание и энергоемкость производства, инфляционные процессы и отсутствие оборотных средств, недостаточность инвестиций в основной капитал.
К 2001 году наблюдается незначительное увеличение (на 3,8 п.п.) удельного веса машиностроения, в основном за счет производства железнодорожного оборудования (Керченский стрелочный завод), сборки автомобилей «Газель», «Волга», производства электрических машин и аппаратуры, производства машин для добывающей промышленности.
Сегодня машиностроение в Крыму представлено производством продукции транспортного машиностроения, машин и оборудования, электрического и электронного оборудования.
Флагманом машиностроительной сферы Крыма являются судостроительные и судоремонтные предприятия, расположенные в городах Керчь, Феодосия, Севастополь. Керченский судостроительный завод «Залив» основанный в 1938 году был одним из самых современных, технологичных предприятий советского периода развития экономики Крыма. За период 1945-1980 гг завод построил и сдал заказчику 800 судов и кораблей. С 1986 по 1996 год на заводе осуществлялось строительство экологически чистых танкеров «Победа» дедвейтом 65000 тонн, супертанкеров «Крым» дедвейтом 150000 тонн. В 1988 году построен и введен в эксплуатацию атомный литхетеровоз «Севморпуть», являющийся крупнейшим из четырёх построенных в мировой истории транспортных суден с ядерной
энергетической установкой и единственное из них, обладающее ледокольным классом, а также корабли (фрегаты) для военно-морского флота (в том числе Фрегат «Гетман Сагайдачный» («Киров»).
Уникальное высокотехнологическое предприятие Феодосийский судостроительный завод «Море», созданное в 1938 году, осуществляло строительство торпедных катеров «Комсомолец», военных кораблей (быстроходные сторожевые пограничные катера по «проекту 125А», патрульно-полицейские катера проекта 1400 «Гриф», пограничные КПК «Антарес», противолодочные КПК «Сокол», десантные КВП амфибийного типа «Зубр», десантно-штурмовые КВП «Скат», десантные КВП «Омар» и «Кальмар», ракетно-артиллерийские КВП «Касатка», тральщики на воздушной подушке и др.). Также с 1959 г. на ФСК «Море» начато строительство гражданских судов на подводных крыльях «Ракета» (пассажировместимость 58 человек, скорость 31 узел; построено 389 судов, в том числе 32 на экспорт), СПК «Комета» (пассажировместимость 118 человек, скорость 33 узла; построено 86 судов, в том числе 34 на экспорт), речной СПК «Восход-2» (пассажировместимость 71 человек, скорость 32 узла; построено 156 теплоходов), газотурбоход на ПК «Циклон», пассажирских судов на ПК типа «Олимпия» (пассажировместимость 250 человек, скорость 37 узлов), разработан проект не имеющего аналогов катамарана «Суперфоил-38» [4].
В период нахождения под украинской юрисдикцией мощности судостроительного завода «Залив» и ФСК «Море» были загружены на 3040% из-за отсутствия заказов. Изношенность оборудования, нехватка квалифицированных кадров, убыточная деятельность и отсутствие государственной помощи привели практически к полному упадку судостроения в регионе.
Производство машин и оборудования в регионе включает производство механических передач общего машиностроительного назначения и их ремонт, сельскохозяйственных машин и их ремонт, станков и
технологической оснастки для них, монтаж и установку машин для металлургии и их ремонт, строительных машин и оборудования, ремонт машин для добывающей промышленности и строительства, машин для переработки сельскохозяйственных продуктов, машин для резиновой и пластмассовой промышленности и других отраслей.
Производство электрического и электронного оборудования представлено производством электрораспределительной и контрольной аппаратуры, осветительного оборудования, сварочного и другого электрооборудования, а также аппаратуры для записи и воспроизведения звука и изображения. Номенклатура продукции машиностроения по видам предприятий представлена в табл. 1.
К концу 2014 года объемы производства промышленной продукции машиностроительной отрасли Республики Крым в совокупности снизились более чем на 17% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Наблюдалось сильное сокращение производства на крупнейших предприятиях отрасли как АО ЭЗМ «Фирма СЭЛМА», АО «Завод «Фиолент», а также на всех предприятиях судостроения и судоремонта.
Таблица 1
Номенклатура продукции машиностроения основных предприятий Республики Крым
Название предприятия, год создания Номенклатура продукции
до 1991 г. 1991-2014 гг.
Транспортное оборудование
ПАО «Джанкойский машиностроительный завод» (1909 г.) Тракторные, самосвальные прицепы, токарные станки ТП-24, ТН-7, ремонт тракторных моторов, комбайнов, автомоторов и сельхозмашин. Тракторные прицепы типа 2ПТС-4 и 2ПТС-6 грузоподъемностью 4 и 6 тонн с разной емкостью кузова, а также специализированные тракторные прицепы по индивидуальным заказам.
ЗАО «Крымавтогаз (1989 г.) Сборка автомобилей "ГАЗель", «Волга», «Соболь», покраска автомобилей В 2003 году прекратил свое существование
ГП «Евпаторийский авиационный ремонтный завод» (1926 г.) Техническое обслуживание и ремонт самолетов государственной авиации Бе-12, Су-25, Ан-12, Ан-24, Ан-26 Техническое обслуживание и ремонт самолетов государственной авиации Бе-12, Су-24, Су-27, Су-34, Ан-24, Ан-26
Производство машин и оборудования
Симферопольский машиностроительный завод «Прогресс» (1930 г.) Ремонт весоизмерительной техники, производство камнерезных машин, автомата-укладчика СМ-562А, фильтров рулонных, толкателей цепных и канатных, тележек электропередаточных, вентиляторов, которые поставлялись на экспорт в 12 стран. Оборудование для кирпичных заводов мощностью от 10 до 75 млн. шт. кирпича в год, производство фургонов к автомобилям, маслопрессы, двери для квартир, производство различных товаров народного потребления
Предприятие «Продмаш», (1876 г.) Технологическое оборудование для консервной и винодельческой промышленности Оборудование для консервных производств (автоматические и полуавтоматические закаточные машины для закатывания жестяных и стеклянных банок в атмосферных условиях и под вакуумом)
Завод «Симферополь сельмаш» (1926 г.) Режущие части к сельскохозяйственной уборочной технике , среднегодовой выпуск до 220 млн. шт. в год. Снабжал комбайновые заводы: Тульский, Красноярский, Ростсельмаш и др. Широкая номенклатура (более 300) новых видов изделий к сельхозуборочной технике
АО «ЗАВОД «ФИОЛЕНТ» (1913 г.) Ремонт силовых трансформаторов небольшой мощности, электродвигателей, освоении приборов и запасных частей для электростанций; вращающиеся трансформаторы, сельсины, фазовращатели и электродвигатели для дальнейшего применения в высокоточных и автоматизированных системах Распределенные микропроцессорные системы четвертого поколения, на базе которых создаются инновационные комплексные системы управления для кораблей с динамическими принципами, таких, как десантные корабли на воздушной подушке типа
управления танками, кораблями, подводными лодками, самолетами, вертолетами, космическими аппаратами; магнитофоны «Дельфин» и магнитолы «Ореанда» различных моделей; системы корабельной автоматики; системы управления электроэнергетикой «Ижора», «Альма», «Катунь»; системы успокоения качки «Риф»; общекорабельные системы «Сиваш», «Невель»; системы управления главным движением кораблей «Полюс», «Тайфун», «Туман», «Орион» и др. «Мурена» и «Бизон»; фрезерные машины, рубанки, сверлильные машины, шуруповёрты, шлифовальные машины .
Электрическое и электронное оборудование
Завод «Гидроприбор» (1911 г.) засекреченный завод по производству торпед, глубинных бомб, расчесок и спиц. Не функционирует
Завод «Гидроаппарат»(1958 г.) Производство торпед, глубинных бомб Не функционирует
ОАО Феодосийский механический завод (1951 г.) Двигатели, установки для очистки и приготовления глинистых растворов на буровых скважинах, задвижки высокого давления, обвязки циркуляционных систем промышленных жидкостей в геолого-разведочном бурении. Производство нефтегазового оборудования для геологоразведки, бурения и цементирования нефтяных и газовых скважин.
ГУП РК «Феодосийский оптический завод» (1967 г.) Микроскопы УШМ, фотоувеличители «Свет», выпуск лазерных дальномеров (Блок «Д») Лазерные дальномеры КДТ-2, оптические стабилизированные прицелы ТШСМ, инфракрасные прожекторы Л4, Л4А, ОУ-5, лазерные измерители дальности ЛВВ «Пчела»
Электромашиностроител ьный завод "ФИРМА СЭЛМА" (1946 г.) Производство аппаратуры управления устройств для контактных сварочных машин, микропроцессорные системы управления технологическими лазерами Оборудовании для дуговой сварки, сварочные трансформаторы, выпрямители, полуавтоматы, автоматы, машины для контактной точечной сварки и оборудование для управления контактными машинами, а также оборудование для механической подготовки кромок под сварку; пассажирские одноместные и трехместные электротрициклы и грузовые электротрициклы для перевозки малогабаритных грузов до 250 кг.
ОАО «Фотон» (1960 г.) Телевизоры модели «Лотос», «Фотон» Электронная техника, торговое оборудование, металлоизделия и металлоконструкции, ремонт технологического оборудования; сертификационные испытания радиоэлектронной аппаратуры, электробытовых приборов, электрооборудования.
Источник: составлено авторами на основе материалов сайта Министерства экономического развития Республики Крым URL: http://minek.rk.gov.ru/rus/info.php?id=618905.
Общая ситуация так же осложняется наличием устаревшей материально-технической базы, существенной изношенности основных фондов производства, использованием устаревших технологий. Потребление энергетических и материальных ресурсов в промышленном производстве крайне высоко, производство различного сырья, полуфабрикатов из него и продукции промежуточного потребления доминируют над выпуском готовой высокотехнологической продукции, товарное разнообразие выпускаемой продукции находится на крайне низком уровне.
Тем не менее, ввиду размещения государственных заказов, а так же направления больших инвестиционных вложений в деятельность машиностроительных заводов Крыма, уже к концу 2015 года на 40,2% увеличился объем предоставленных услуг по ремонту, техническому обслуживаю и переоборудованию судов за счет роста количества выполненных работ на ООО «Судо-строительный завод «Залив» и ГУП РК «Феодосийский судомеханический завод».
Предприятия оборонно-промышленного комплекса за счет государственного заказа реализуют контракты на сумму 6,7 млрд. рублей, что обеспечивает практически 100% загрузки промышленных мощностей задействованных в программе заводов. Объемы производства машин и оборудования выросли более чем 1,5 раза за счет с увеличения объемов заказов на предприятиях ООО «Производственный комплекс», Филиал ООО «Ю БИ СИ Кул-Б» - «Завод холодильного оборудования» и Филиал ООО «Фесто - РФ».
Таким образом, понимание актуальности и важности структурных сдвигов в экономике в условиях новой индустриализации является необходимой предпосылкой объективной интерпретации процессов формирования новой экономической политики России. Успешность новой индустриализации и импортозамещения российской промышленности не представляются возможными без опоры на развитую научную базу, которая способствует генерации инноваций и их имплементации в производственную
сферу. Создание структурно сбалансированного, конкурентоспособного, устойчивого, способного к эффективному саморазвитию и интеграции машиностроительной отрасли региона является одной из важнейших задач социально-экономического развития Республики Крым.
Библиографический список:
1. Гучакова Т., Клименко А. Крымская экономика без мифов и стереотипов / Информационно-аналитические материалы к специализированной дискуссии на тему «Крым: безопасность и развитие (6 апреля 2011 г.). - Киев, 2011 г. - с. 55-60.
2. Статистический сборник АР Крым за 2011 год: статистический сборник. - Симферополь: Главное управление статистики в АР Крым, 2012. -202 с.
3. Анализ социально-экономического, ресурсного и экологического состояния Республики Крым [Электронный ресурс] / URL: http://diankoiadm.ru/ifiles/files/Strategicheskoye%20razvitiye/Strategiya/strateg p r1.pdf (дата обращения 10.06.2016).
4. Мореходов М. Судостроительная отрасль Крыма - перспективы возрождения [Электронный ресурс] / URL: http://vybor.ua/article/economika/sudostroitelnaya-otrasl-kryma-perspektivy-vozrojdeniya.html (дата обращения 13.06.2016).